4. Merkuryev I.S. Poslovitsy i pogovorki Pomor'ya [Proverbs and sayings of Pomor]. St. Petersburg, RIO IPT Publ., 1997. 148 p. (In Russ.).
5. Merkuryev I.S. Skazki pomorov Murmanskoy oblasti [Fairytales of Murmansk Region Pomors]. St. Petersburg, RIO IPT Publ., 1997. 156 p. (In Russ.).
6. Panteleeva L.T., Lyavdanskiy E.K. Khrani ogon' rodnogo ochaga [Keep the fire of a home hearth]. Murmansk, MGPI Publ., 1994. 118 p. (In Russ.).
7. Rossiyskaya pedagogicheskaya entsiklopediya: v 2 t. [Russian pedagogical encyclopedia in 2 vol.]. Ed by V.V. Davydov. Moscow, Bol'shaya rossiyskaya entsiklopediya Publ., 1993, vol. 1. 608 p. (In Russ.).
8. Saygusheva S.V. Traditsionnye syuzhety russkikh narodnykh skazok v pomorskom fol'klore (skazki o zhivotnykh) [Traditional plots of Russian folk fairytales in Pomor folklore (fairytales about animals)]. XIIMaslovskie chteniya: sbornik nauchnykh statey [XII Maslov's readings: collection of scientific articles]. Ed. by. M.V. Naumlyuk, N.A. Shevchenko, O.V. Pozhidaeva. Murmansk, MGGU Publ., 2014, pp. 34-37. (In Russ.).
9. Starkov V. F. Dukhovnaya kul'tura russkikh pomorov [The spiritual culture of Russian Pomors]. Nauka v Rossii [Science in Russia], 1996, no. 2, pp. 49-55. (In Russ.).
10. Trudkova E.G. Esteticheskoe vospitanie studentov pedagogicheskogo vuza sredstvami pomorskikh narodnykh muzykal'nykh traditsiy: dis. ... kand. ped. nauk [Aesthetic education of pedagogical university's students by the means of Pomor folk musical traditions. Diss PhD in Pedagogy]. Murmansk, 1998. 167 p. (In Russ.).
11. Elkan O.B. Sintez iskusstv kak kul'turno-khudozhestvennaya paradigma [Synthesis of arts as cultural-artistic paradigm]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2019, no. 47, pp. 27-31. (In Russ.).
УДК 378
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ КУЛЬТУРЫ НА НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Лазарева Маргарита Викторовна, старший преподаватель, кафедра управления и экономики социально-культурной сферы, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью подготовки специалистов в системе непрерывного образования, что позволит им оставаться конкурентоспособными на рынке труда. Все это будет возможно только в случае развития мотивации студентов вузов культуры в процессе обучения, посредством создания педагогических условий. В статье проведен анализ подходов к трактовке понятия «педагогические условия». В рамках первого подхода группа исследователей под педагогическими условиями подразумевает совокупность мер педагогического воздействия. Исследователи, придерживающиеся второго подхода, определяют педагогические условия как компонент в процессе проектирования педагогической системы.
В результате автор пришел к выводу, что педагогические условия определяют специфику образовательной среды и педагогической деятельности в рамках непрерывного образования студентов вузов культуры. На основании проведенного анализа выявлены и обоснованы педагогические условия, способствующие развитию мотивации студентов на непрерывное образование, такие как: интеграция дисциплин, мониторинг качества прохождения практики, тьюторское сопровождение. Теоретические и практические выводы по проблеме развития мотивации на непрерывное образование студентов вузов культуры служат научной основой для экспериментального изучения и развития мотивации обучающихся.
Ключевые слова: вузы культуры, мотивация, непрерывное образование, педагогические условия, студенты.
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR DEVELOPMENT OF MOTIVATION OF STUDENTS OF UNIVERSITIES OF CULTURE FOR LIFELONG EDUCATION
Lazareva Margarita Viktorovna, Sr Instructor, Department of Management and Economics of the Socio-cultural Sphere, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The relevance of the research topic is due to the need to train specialists in the lifelong education system, which will allow them to remain competitive in the labor market. All this will be possible only in the case of development of motivation of students of higher educational institutions of culture in the learning process by creating the pedagogical conditions. The article analyzes the approaches to the interpretation of the concept of "pedagogical conditions." In the framework of the first approach, a group of researchers, under pedagogical conditions, means a set of means of pedagogical influence. Researchers, who adhere to the second approach, determine pedagogical conditions as a component in the design process of the pedagogical system.
As a result, the author concluded that pedagogical conditions determine the specifics of the educational environment and pedagogical activity in the framework of lifelong education of students of universities of culture. Based on the analysis of pedagogical conditions, they are identified and justified, which contribute to the development of students' motivation for lifelong education, such as integration of disciplines, monitoring the quality of internships, tutor support.
In conclusion, it would be noted that the lifelong education of students of universities of culture is based on formation of typical motivational behavior with correction of errors in professional formation and creation of universal, general professional competencies. In connection with this the theoretical positions outlined above on the problem of developing the motivation for lifelong education of students of universities of culture serve as a scientific basis for experimental study and development of students' motivation.
Keywords: universities of culture, motivation, lifelong education, pedagogical conditions, students.
DOI: 10.317773/2078-1768-2020-50-177-183
Актуальность исследования определяется тем, что подготовка специалистов в сфере культуры тесно связана с динамикой культурной жизни как всего общества и страны в целом, так и каждого отдельно взятого региона в частности. В связи с чем к основным целям непрерывного образования в сфере культуры целесообразно отнести подготовку конкурентоспособных специалистов на рынке труда и формирование кадровых ресурсов.
«Непрерывное образование рассматривается нами как системно-организованный процесс образования на протяжении всей жизни, в основе которого лежат нормативные предписания, которые обязывают работодателя обеспечить работнику необходимые и достаточные условия для приращения профессиональных знаний и умений всякий раз, когда изменение условий его трудовой деятельности связано с предъявлением ему
новых или дополнительных профессиональных требований» [6].
Развитие мотивации на непрерывное образование связано с актуализацией процесса непрерывного образования студентов вузов культуры в рамках учебной и профессиональной деятельности и требует создания определенных педагогических условий, способствующих формированию потребностей студентов вузов культуры, направленных на непрерывное образование, с учетом возрастных, профессиональных и творческих особенностей и специфики отраслевого функционирования.
В рамках психолого-педагогических исследований понятие «условие» рассматривается как «наличие обстоятельств, способствующих достижению поставленных целей или, напротив, в определенной мере препятствующих их до-
стижению» [3, с. 63]. В. М. Полонский, трактуя понятие «условие», определяет его как «совокупность переменных природных, социальных, внешних и внутренних воздействий, влияющих на физическое, психологическое, нравственное развитие человека, его поведение, воспитание и обучение, формирование личности» [9, с. 36]. В свою очередь, А. М. Новиков, анализируя систему основных понятий педагогики, рассматривает условия как «обстоятельства, обуславливающие появление/развитие того или иного процесса» [8]. Исследователь предпринимает попытку рассмотрения классификации существующих условий и справедливо замечает, что в каждой конкретной ситуации или в каждом конкретном случае группы условий будут иметь свою специфику.
В связи с этим, при рассмотрении формулировки понятия «педагогические условия», нами были проанализированы несколько подходов к трактовке данного понятия.
В рамках первого подхода под педагогическими условиями понимается совокупность мер педагогического воздействия и возможностей материально-пространственной среды (работы В. А. Андреева, В. А. Беликова, А. Я. Найна и др.). Так, В. А. Беликов определяет педагогические условия как «совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных в педагогике задач» [1].
Второй подход рассматривает педагогические условия как компонент в процессе проектирования педагогической системы (работы Н. Г. Бондаренко, А. А. Володина, В. Зверева, Н. В. Ипполитова и др.). Н. Г. Бондаренко и А. А. Володин определяют педагогические условия как процесс «целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения целей» [2].
Следовательно, педагогические условия представляют собой, на наш взгляд, совокупность, которая определяется в соответствии с условиями реализуемого процесса, в данном случае - процесса развития мотивации студентов вузов культуры на непрерывное образование.
Разделяя позицию В. А. Беликова, В. И. Кон-друха, А. Я. Наина, следует согласиться с тем, что
условия не должны сводиться «только к внешним обстоятельствам, к обстановке, к совокупности объектов, оказывающих влияние на процесс, так как образование личности представляет собой единство субъективного и объективного, внутреннего и внешнего, сущности и явления» (см. [2]). Педагогические условия, в свою очередь, определяют специфику образовательной среды и педагогической деятельности в рамках непрерывного образования обучающихся вузов культуры.
О. В. Нартова в своем диссертационном исследовании, посвященном педагогическим условиям формирования мотивации учебной деятельности обучающихся в открытом образовательном пространстве, к педагогическим условиям мотивации учебной деятельности относит: создание открытого развивающего образовательного пространства; учет индивидуальных психологических и возрастных особенностей обучающихся; построение личностно ориентированного педагогического взаимодействия; владение технологией формирования мотивации учебной деятельности [7].
В. Н. Лабунец, анализируя психолого-педагогические особенности развития мотивации студентов-музыкантов к профессиональному росту в процессе непрерывного образования, выделяет три направления (формирующих основу педагогических условий), в рамках которых необходимо работать педагогам в процессе подготовки: задействовать (актуализировать) как можно большее количество мотивов; увеличить побудительную силу каждого из этих мотивов; актуализировать ситуативные мотивационные факторы [5, с. 55].
О. С. Тимошенкова, рассматривая педагогические условия, уточняет, что в их число входят «использование педагогических технологий в процессе подготовки студентов вуза к реализации творческого подхода в будущей профессиональной деятельности и корректирование педагогической модели подготовки студентов вуза к реализации творческого подхода в будущей профессиональной деятельности» [10, с. 15]. Автор констатирует, что «к числу основных идей определения технологий следует отнести планирование результатов обучения, дифференциацию обучения, психологизацию образовательного процесса, компьютеризацию» [10, с. 16].
На основании вышеизложенных подходов исследователей к определению педагогических условий, частично или полностью направленных на развитие мотивации на непрерывное образование во всех областях и сферах деятельности, можно сделать вывод, что важнейшим условием формирования данной мотивации в образовательной системе вузов культуры является не только обеспечение преемственности его уровней, но и создание таких педагогических условий, которые будут способствовать пониманию образования как непрерывного процесса. Следует учитывать, что в рамках такого подхода увеличивается продолжительность обучения, это впоследствии усиливает значимость освоения различных уровней системы образования и процесса самообразования. Предполагается удовлетворение индивидуальных образовательных интересов не только в системе повышения квалификации и дополнительного образования, но и заметный рост объёмов самостоятельной работы студентов вузов культуры.
Рассматривая педагогические условия, необходимо проанализировать факторы, способные оказывать влияние как на создание данных условий, так и на развитие мотивации на непрерывное образование студентов вузов культуры. Данные факторы нами были условно разделены на две группы: объективные и субъективные. К объективным отнесены те факторы развития мотивации, на которые мы можем оказывать влияние, а к субъективным - те, изменить которые не представляется возможным. На основании анализа указанных групп факторов предлагаются рекомендации по созданию педагогических условий, которые необходимо реализовывать в процессе усиления мотивации студентов вузов культуры на непрерывное образование. Среди них: создание совокупных объективных возможностей и педагогических задач по обеспечению удобных форм и способов обучения (подготовка конспекта лекций, практических заданий, презентации, видео-занятий и т. д.), а также совершенствование организации процесса педагогического взаимодействия и возможностей материально-пространственной среды.
С учетом особенностей профессиональной подготовки студентов вузов культуры и на осно-
вании проведенного анализа педагогических условий в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования 3++, основной образовательной программой и учебным планом по направлению подготовки «Социально-культурная деятельность» необходимо создать педагогические условия, способствующие развитию мотивации студентов на непрерывное образование и процессу интеграции учебных дисциплин.
Во избежание проблем при введении в учебный процесс вузов культуры интеграции дисциплин базовой и вариативной частей необходимо придерживаться единства содержательно-процессуальной стороны обучения, структурных и логических взаимосвязей между элементами разобщенных дисциплин и разноуровнего подхода к формированию содержания обучения.
Для более полной интеграции дисциплин был разработан курс «Профессиональная культура личности», основанный на дисциплинах, имеющих схожее терминологическое поле, по направлению подготовки «Социальная-культурная деятельность», профилю подготовки «Менеджмент социально-культурной деятельности». Цель данной дисциплины заключается в формировании у обучающихся представления о профессиональной культуре личности, постоянном обогащении личностных характеристик и профессиональных компетенций, способствующих развитию мотивации на непрерывное профессиональное образование. Значимость разработки модулей в структуре образовательной программы, обеспечивающих возможность построения индивидуальных образовательных траекторий, рассматривается в исследовании Н. В. Костюк [4].
Кроме изучения дисциплины «Профессиональная культура личности», основная цель которой направлена на развитие мотивации обучающихся на непрерывное образование, следует особое внимание обратить на мониторинг качества прохождения практики. Данный мониторинг необходимо рассматривать как педагогическое условие развития мотивации обучающихся вузов культуры на непрерывное профессиональное образование, однако с учетом того, что данное условие применимо только для обучающихся по программам бакалавриата.
Для того чтобы прохождение практики способствовало развитию мотивации обучающихся вузов культуры на непрерывное профессиональное образование, необходимо разработать требования к условиям и результатам прохождения каждого вида практики. При определении базы практики нужно учитывать не только соответствие направлению подготовки, но и потребности, интересы и способности каждого конкретного обучающегося.
В связи с этим сочетание требований образовательного и профессионального стандартов, способствующих развитию компетенций, отраженных в ФГОС ВО 3++, и формированию педагогических условий, будет более результативно, если занятия для обучающихся будут проходить совместно с руководителем, сотрудником или назначенным куратором практики от организации сферы культуры и искусства.
На наш взгляд, данное условие позволяет как совершенствовать ресурсное обеспечение образовательного процесса, так и оптимизировать процесс осознания обучающимся необходимости непрерывного профессионального образования, а работодателю - не только передать накопленный опыт, но и определить кандидатуры на имеющиеся в организации вакантные должности.
Создание таких педагогических условий, как учебная стажировка и мониторинг прохождения практики, позволяет обучающимся понять свои возможности и способности развития профессиональных компетенций, укрепить склонность к непрерывному профессиональному образованию за счет применения внешних стимулов.
Реализация тьюторской деятельности преподавателя в процессе непрерывного профессионального образования обучающихся в вузах культуры является еще одним из педагогических условий развития мотивации для всех категорий обучающихся независимо от программ и профилей подготовки.
Основанием для организации данного педагогического условия является наличие двух составляющих: во-первых, возможность самостоятельного выбора обучающимся образовательных программ в соответствии со своими индивидуальными потребностями, сформированными на основании запроса общества; во-вторых, необходимость постоянного освоения новых видов
деятельности в процессе непрерывного профессионального развития. Поэтому перед тьютором ставятся задачи: создание педагогических условий для осознания обучающимися необходимости непрерывного профессионального образования, профессионального роста с целью саморазвития как специалиста в сфере культуры, а также оказание помощи в развитии способностей и профессиональных компетенций при переходе от одного уровня образования к другому.
Активизация процесса непрерывного профессионального образования обучающихся вузов культуры, как педагогического условия, заключается в персональном сопровождении в учебной, профессиональной и творческой деятельности для достижения наилучшего образовательного результата, в «отслеживании» хода обучения и обеспечении «обратной связи» от преподавателя к обучающемуся по итогам выполненных заданий, в поддержке у обучающегося заинтересованности к профессиональной подготовке на протяжении всей жизни.
В ходе исследования на кафедре управления и экономики социально-культурной сферы ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры» по направлению подготовки 51.03.03 «Социальная культурная деятельность», профиль «Менеджмент социально-культурной деятельности», были разработаны мероприятия по тьюторскому сопровождению обучающихся в процессе обучения в вузе. Все обучающиеся в ходе эксперимента были закреплены за педагогом-тьютором с целью формирования педагогических условий, направленных на развитие у студентов навыков научной и творческой деятельности как основы для продолжения обучения по программе магистратуры в Кемеровском государственном институте культуры по направлению подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность».
Совместная деятельность обучающихся с педагогом-тьютором включает в себя написание научных статей, в дальнейшем публикуемых в сборниках статей по итогам конференций и научных журналах, что позволяет выполнить условия для формирования педагогических условий и развития мотивации на учебную, научную и исследовательскую работу. Педагоги кафедры осуществляют научное сопровождение и поддержку
обучающихся в реализации разработанных проектов (проекты на конкурс «Грант ректора», городские и областные конкурсы), что также оказывает влияние на формирование педагогических условий для развития мотивации студентов вузов культуры на непрерывное образование.
В заключение хотелось бы отметить, что непрерывное образование обучающихся вузов культуры происходит на основе формирования
типового мотивационного поведения с коррекцией ошибок в профессиональном становлении и формировании универсальных, общепрофессиональных компетенций. В связи с этим изложенные выше теоретические позиции по проблеме развития мотивации на непрерывное образование студентов вузов культуры служат научной основой для экспериментального изучения и развития мотивации обучающихся.
Литература
1. Беликов В. А. Образование. Деятельность. Личность [Электронный ресурс]: моногр. - М.: Акад. естествознания, 2010. - 310 с. - URL: https://www.monographies.ru/ru/book/view?id=76 (дата обращения: 07.05.2019).
2. Володин А. А., Бондаренко Н. Г. Анализ содержания понятия «Организационно-педагогические условия» [Электронный ресурс] // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. - 2014. - № 2. - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/analiz-soderzhaniya-ponyatiya-organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya (дата обращения: 07.05.2019).
3. Жемухова Л. З. Формирование профессиональной успешности учителя в системе повышения квалификации: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Владикавказ, 2013. - 190 с.
4. Костюк Н. В. Формирование готовности выпускников учреждений профессионального образования к инновационной деятельности: дис. ... д-ра пед. наук. - Великий Новгород: Новгород. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого, 2013. - 425 с.
5. Лабунец В. Н. Развитие мотивации будущего учителя к профессиональному росту в процессе непрерывного образования // Всерос. журн. науч. публикаций. - 2013. - № 2(17). - C. 53-56.
6. Лазарева М. В. К вопросу о развитии непрерывного профессионального образования в сфере культуры и искусств (на примере Краевого научно-учебного центра кадров культуры Министерства культуры Красноярского края) // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2016. - № 37/1. - С. 204-208.
7. Нартова О. В. Педагогические условия формирования мотивации учебной деятельности учащихся в открытом образовательном пространстве: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Барнаул, 2011. - 259 с.
8. Новиков, А. М. Педагогика: слов. сист. основ. понятий [Электронный ресурс]. - М.: ИЭТ, 2013. - 268 с. -URL: http://anovikov.ru/dict/ped_sl.htm (дата обращения: 07.05.2019).
9. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике. - М.: Высш. шк., 2004. - 512 с.
10. Тимошенкова О. С. Подготовка студентов вуза к реализации творческого подхода в будущей профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Кемерово, 2013. - 22 с.
References
1. Belikov V.A. Obrazovanie. Deyatel'nost'. Lichnost': monografiya [Education. Activity. Personality]. Moscow, Academy of Natural History Publ., 2010. 310 р. (In Russ.). Available at: https://www.monographies.ru/ru/book/ view?id=76 (accessed 07.05.2019).
2. Volodin A.A. Analiz soderzhaniya ponyatiya "Organizatsionno-pedagogicheskie usloviya" [Analysis of the content of the concept of "Organizational and pedagogical conditions"]. Izvestiya TulGU. Gumanitarnye nauki [News Tula State University. Humanitarian sciences], 2014, no. 2. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/anal-iz-soderzhaniya-ponyatiya-organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya (accessed 07.05.2019).
3. Zhemukhova L.Z. Formirovanie professional'noy uspeshnosti uchitelya v sisteme povysheniya kvalifikatsii: dis. ... hand. ped. nauk [Formation of professional success of a teacher in a continuing education system. Diss. PhD in Pedagogy]. Vladikavkaz, 2013. 190 p. (In Russ.).
4. Kostyuk N.V. Formirovanie gotovnosti vypusknikov uchrezhdeniy professional'nogo obrazovaniya k innovatsionnoy deyatel'nosti: dis. ... d-ra ped. nauk [Formation of readiness of graduates of vocational education institutions for innovation. Diss. Dr of Pedagogical Sciences]. Veliky Novgorod, Yaroslav - the - Wise Novgorod State University, 2013. 425 p. (In Russ.).
5. Labunets V.N. Razvitie motivatsii budushchego uchitelya k professional'nomu rostu v protsesse nepreryvnogo obrazovaniya [The development of the future teacher's motivation for professional growth in the process of
continuing education]. Vserossiyskiy zhurnal nauchnykh publikatsiy [All-Russian Journal of Scientific Publications], 2013, no. 2(17), pp. 53-56. (In Russ.).
6. Lazareva M.V. K voprosu o razvitii nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya v sfere kul'tury i iskusstv (na primere Kraevogo nauchno-uchebnogo tsentra kadrov kul'tury Ministerstva kul'tury Krasnoyarskogo kraya) [To the question of the development of continuing professional education in the field of culture and the arts (on the example of the Regional Scientific and Training Center for Culture Personnel of the Ministry of Culture of the Krasnoyarsk Territory)]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin ofthe Kemerovo State University ofCulture and Arts], 2016, no. 37/1, pp. 204-208. (In Russ.).
7. Nartova O.V. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya motivatsii uchebnoy deyatel'nosti uchashchikhsya v otkrytom obrazovatel'nom prostranstve: dis. ... kand. ped. nauk [Pedagogical conditions for the formation of motivation for educational activities of students in an open educational space. Author's abstract PhD in Pedagogy]. Barnaul, 2011. 259 p. (In Russ.).
8. Novikov A.M. Pedagogika. Slovar' sistemy osnovnykh ponyatiy [Pedagogy. Dictionary of the system of basic concepts]. Moscow, IET Publ., 2013. 268 p. (In Russ.). Available at: http://anovikov.ru/dict/ped_sl.htm (accessed 07.05.2019).
9. Polonskiy V.M. Slovar'po obrazovaniyu i pedagogike [Dictionary of Education and Pedagogy]. Moscow, Vysshaya Shkola. Publ., 2004. 512 p. (In Russ.).
10. Timoshenkova O.S. Podgotovka studentov vuza k realizatsii tvorcheskogo podkhoda v budushchey professional'noy deyatel'nosti: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Preparing university students to implement a creative approach in future professional activities. Author's abstract of diss. PhD in Pedagogy]. Kemerovo, 2013. 22 p. (In Russ.).
УДК 008.2
ЦИФРОВИЗАЦИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ: СУЩНОСТЬ, НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Гендина Наталья Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, эксперт НИИ информационных технологий социальной сферы, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Колкова Надежда Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры технологии автоматизированной обработки информации, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Рябцева Лариса Николаевна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник НИИ информационных технологий социальной сферы, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Рассматриваются подходы к трактовке в справочных изданиях и научных публикациях терминов (понятий) «цифровизация», «оцифровка», «цифровая экономика», «цифровая трансформация», характеризующих существенные социоэкономические преобразования общества не только в нашей стране, но и в мире. Отмечается, что при определении этих терминов (понятий) исследователи предлагают различные решения. При этом в определении понятия «цифровизация» выделяют, как минимум, два уровня рассмотрения понятия: узкое - означающее переход с аналоговой формы передачи, обработки и представления данных (информации) на цифровую, осуществляемую посредством применения соответствующих технологий и платформ, и широкое - олицетворяющее современный общемировой тренд развития общества, приводящий к повышению эффективности экономики и улучшению каче-