УДК 378.14 DOI 10.20310/1810-231X-2020-19-4(46)-100-105
Поступила в редакцию / Received 11.08.2020 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 21.10.2020 Принята к публикации / Accepted 24.11.2020
Педагогические условия развития компетенции самосовершенствования педагога
Абдалина Лариса Васильевна1, Иванова Людмила Викторовна2
1ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет» 394018, Российская Федерация, г. Воронеж, Университетская пл., 1 ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0414-2263, e-mail: ablava11@rambler.ru 2МКОУ «Алейниковская ООШ Россошанского района Воронежской области» 396611, Российская Федерация, Воронежская обл., с. Алейниково, ул. Кирова, 48 ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1603-3643, e-mail: millavictorrdkn@mail.ru
Аннотация. На основе анализа актуальной научной литературы по проблемам самосовершенствования педагога сформулировано авторское определение понятия «компетенция самосовершенствования педагога». Рассмотрена данная компетенция педагога как важная составляющая его профессионально-педагогической компетентности; уточнено понимание сущности и структуры самосовершенствования как деятельности, процесса, результата личностного роста и развития педагога, выступающего его компетентным субъектом, инициатором. Раскрыто понимание сути педагогических условий как существенного компонента педагогического процесса, интегрирующего в себе определенную совокупность мер, направленных на достижение искомой цели; определен и сформулирован комплекс внешних и внутренних педагогических условий, имеющий определенный потенциал влияния на развитие компетенции самосовершенствования педагога в процессе внутришкольного повышения квалификации. Подробно рассмотрены внутренние педагогические условия, создание которых обеспечивало развитие компетенции самосовершенствования педагога: повышение мотивации профессионально-личностного роста; развитие самоценности образования (саморазвития); усиление субъектной позиции. Отмечены важные аспекты повышения мотивации в виде продуктивной формы саморазвития педагога; раскрыты развивающие возможности самоценности образования для формирования компетенции самосовершенствования педагога; обозначена актуальность усиления субъектной позиции педагога в условиях целенаправленного повышения квалификации.
Ключевые слова: профессионально-личностное самосовершенствование; компетенция самосовершенствования педагога; педагогические условия самосовершенствования педагога Для контактов: Абдалина Лариса Васильевна, е-mail: ablava11@rambler.ru
Конфликт интересов отсутствует
Для цитирования: Абдалина Л.В., Иванова Л.В. Педагогические условия развития компетенции самосовершенствования педагога // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2020. Т. 19. № 4 (46). С. 100-105. DOI 10.20310/1810-231X-2020-19-4(46)-100-105
Pedagogical conditions for the development of the competence of the teacher's self-improvement
Larisa V. Abdalina1, Lyudmila V. Ivanova2
:Voronezh State University 1Universitetskaya Sq., Voronezh 394018, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0414-2263, e-mail: ablava11@rambler.ru 2Aleynikovskaya Secondary School of the Rossoshansky District of the Voronezh Region 48 Kirova St., Aleynikovo 396611, Voronezh Region, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1603-3643, e-mail: millavictorrdkn@mail.ru
© Абдалина Л.В., Иванова Л.В., 2020
Abstract. Based on the analysis of current scientific literature on the problems of self-improvement of the teacher, we formulated the definition of the concept "competence of self-improvement of the teacher". We considered this competence of the teacher as an important component of his vocational and pedagogical competence; we specified understanding of essence and structure of self-improvement as activity, process, result of personal growth and development of teacher acting as its competent subject, initiator. We disclosed an understanding of the essence of pedagogical conditions as an essential component of the pedagogical process, integrating into itself a certain set of measures aimed at achieving the desired goal; defined and formulated a set of external and internal pedagogical conditions, having a certain potential for influencing the development of the competence of self-improvement of the teacher in the process of intra-school advanced training. In detail, we considered the internal pedagogical conditions, the creation of which ensured the development of the competence of the teacher's self-improvement: increasing the motivation for professional and personal growth; development of the self-worth of education (self-development); strengthening the subject position. We noted important aspects of increasing motivation in the form of a productive form of self-development of a teacher; we disclosed developing possibilities of self-worth of education for formation of competence of self-improvement of teacher; we indicated the relevance of strengthening the subject position of the teacher in conditions of purposeful advanced training.
Keywords: professional-personal self-improvement; competence of the teacher's self-improvement; pedagogical conditions of teacher's self-improvement
Corresponding author: Larisa V. Abdalina, e-mail: ablava11@rambler.ru
There is no conflict of interests
For citation: Abdalina L.V., Ivanova L.V. Pedagogicheskie usloviya razvitiya kompetentsii samosovershenstvovaniya pedagoga [Pedagogical conditions for the development of the competence of the teacher's self-improvement]. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal «Gaudeamus» - Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2020, vol. 19, no. 4 (46), pp. 100-105. DOI 10.20310/1810-231X-2020-19-4(46)-100-105 (In Russian, Abstr. in Engl.)
Реализация стратегии модернизации современного образования актуализирует потребность в эффективно действующем педагоге, способном компетентно реагировать на постоянно усложняющиеся условия педагогической деятельности и действительности; обеспечивать успешную организацию образовательного процесса в контексте новой парадигмы образования; обладать прочно сформированными потребностями, установками в постоянном профессиональном и личностном самосовершенствовании.
Главной целью педагогической деятельности, согласно федеральным государственным образовательным стандартам, является «...создание условий для формирования и развития каждого обучающегося как нравственной, компетентной личности средствами образовательной деятельности» [1, с. 7].
Успешность формирования компетенции самосовершенствования обусловлена в первую очередь четким представлением педагога о ее структурно-содержательных характеристиках - компонентах, критериях, показателях, которые объективно наблюдаемы, с
определенной точностью могут быть измерены и целенаправленно сформированы.
В своем исследовании компетенцию самосовершенствования педагога в самом общем виде мы рассматриваем «.как составляющую его профессиональной компетентности, которая проявляется в способностях, возможностях педагога усиливать мотивацию личностного роста, расширять и углублять профессиональные знания, обеспечивая профессиональные достижения, успех и самореализацию» [2, с. 92]. Изучение проблемы нашего исследования обеспечивалось также анализом точек зрения ученых на ключевые понятия «самосовершенствование», «профессиональное самосовершенствование», «личностное самосовершенствование», «профессионально-личностное самосовершенствование», которые послужили научно-практическим ориентиром для определения структурной организации компетенции самосовершенствования педагога, выявления общих инвариантов и содержательных компонентов компетенции самосовершенствования педагога.
Формирование компетенции самосовершенствования педагога является динамичным процессом, успешность которого в значительной степени обусловлена влиянием совокупности различного рода условий -внешних (объективных), внутренних (субъективных). Вместе с тем это и активный саморегулируемый процесс, самосовершенствование, «самодвижение» личности от низших к высшим уровням самореализации, в котором внешние обстоятельства всегда преломляются и действуют через внутренние условия (С.Л. Рубинштейн).
В научной литературе под педагогическими условиями понимают существенный компонент педагогического процесса, интегрирующий в себе определенную совокупность мер, направленных на достижение поставленной цели. Соответственно, под совокупностью таких мер следует понимать определяющие внешние характеристики педагогического процесса - содержание, формы, методы, педагогические приемы и средства материально-пространственной среды, ориентированные на определенные взаимоотношения с внутренним миром педагога - потребностями, интересами, ценностными ориента-циями и т. д. (Г.М. Коджаспирова, Ю.А. Ло-бейко, В.А. Сластенин, Т.И. Шамова и др.).
В педагогике условия чаще всего понимают как факторы, обстоятельства, совокупность мер, от которых зависит эффективность функционирования педагогической системы: А.С. Белкин, Л.П. Качалова, Е.В. Коротаева. Л.М. Яковлева рассматривают педагогические условия как то, что способствует успешному протеканию чего-либо, педагогически-комфортную среду, совокупность мер в учебно-воспитательном процессе, обеспечивающих развитие учащихся в процессе учебно-познавательной деятельности. В.И. Андреев считает, что педагогические условия представляют собой результат «целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения <...> целей» [3].
В нашем исследовании под педагогическими условиями будем понимать внешние и внутренние обстоятельства, оказывающие существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированного педагогом -организатором педагогического практикума
(а также администрацией школы), предполагающего достижение определенного результата (Н.М. Борытко) [4].
Анализ педагогической, психологической литературы по проблемам повышения квалификации педагога показал, что при разработке условий, непосредственно влияющих на формирование компетенции самосовершенствования педагога, важно учитывать опыт, наработанный и распространенный в педагогической теории и практике.
Во-первых, совокупность общих внешних условий развития любого психического феномена [5]. Так, А.К. Маркова отмечает, что становление профессионала является динамичным процессом, который зависит от влияния следующих внешних условий:
- «.. .в течение жизни человека изменяется сама профессия, требования общества к ней, меняется соотношение данной профессии с другими профессиями;
- может преобразовываться мотиваци-онная сфера профессиональной деятельности и ее менталитет, духовные ценности;
- перестраивается операциональная сфера при появлении новых технологий, «ноу-хау»;
- структурные компоненты профессиональной деятельности и общения (средства, условия, результаты) могут меняться местами - то, что было условием, становится результатом, то, что было средством, позднее может стать условием и др.» [5, с. 253].
«Во-вторых, успешность этого процесса зависит и от внутренних условий: изменяются представления человека о профессии, обновляются критерии оценки человеком самой профессии, профессионализма, а также критерии оценки профессионала в себе» [5, с. 254].
На основе вышеизложенного с учетом собственного опыта работы нами сформулированы две группы педагогических условий, наделенных определенным потенциалом влияния на развитие компетенции самосовершенствования педагога в процессе внут-ришкольного повышения квалификации: внешние и внутренние. К основным внутренним педагогическим условиям нами отнесены: повышение мотивации профессионально-личностного роста; развитие самоценности образования (саморазвития); усиление субъектной позиции. Внешние педаго-
гические условия, влияющие на развитие компетенции самосовершенствования педагога, составляют: создание профессионально-развивающей среды в школе; развитие корпоративных эталонов профессионализма (деятельности и личности); системность и систематичность работы внутришкольного повышения квалификации педагога.
Раскроем подробнее внутренние педагогические условия.
Повышение мотивации профессионально-личностного роста. Исходя из исследований, связанных с выявлением особенностей мотивации профессионально-личностного роста педагога, к ним можно отнести:
— усиление личностного смысла профессионального развития педагогов путем определения притягательного смысла и значимости самой профессии, развития отношения к труду как к социально и личностно значимой потребности, формирования способности получать удовлетворение от высокого качества выполняемой работы, придания уверенности в реализации собственных способностей и намерений, учета интересов каждого в планировании дел, предоставления педагогам профессиональных вызовов как возможности мобилизовать собственные ресурсы;
— поиск и внедрение новых механизмов мотивации профессионального развития педагогов путем совершенствования системы оценки и механизмов стимулирования труда, создания эмоционально благоприятной мо-тивационной среды, внедрения системы доброжелательного и требовательного наставничества, согласования общих ценностей, обращения к потребностям педагогов, снижения напряженности в условиях нестабильности, разнотемповости в сопровождении профессионального развития педагогов;
— изменение роли руководителя в мотивации профессионального развития педагогов путем отказа от стереотипов управления, овладения базовыми навыками лидерской компетентности, завоевания доверия, выражения восхищения достижениями педагога; оказания помощи педагогу в решении профессиональных задач, подчеркивания значимости и уникальности каждого, позитивного настроя и личного примера в делах, минимизации рисков при внедрении инноваций [6, с. 16].
Развитие самоценности образования. Самоценность образования мы рассматриваем в качестве важнейшего внутреннего источника, ориентира, регулятора профессионального поведения педагога в оптимизации процесса повышения квалификации во все более усложняющихся обстоятельствах профессиональной деятельности и действительности. Самоценность образования мы рассматриваем не только как «знания ради знаний», это также соединение последних с личностными качествами педагога, его умение самостоятельно и грамотно распорядиться своими знаниями, компетенциями. Самоценность наделена потенциалом воздействия и качественного преобразования деятельности человека самим человеком (образовательная, профессиональная, взаимодействие, досуговая). И значимым в ходе самообразовательной деятельности взрослого, согласно В.Г. Вершловскому, «.становится не только практический результат, но и познание нового как такового и сам процесс приобщения к знаниям» [7, с. 60]. Мы считаем, что в самоценности образования в целом и в обретении смысла и ценностей самообразования, самосовершенствования в частности заложены большие возможности развития личности, усиления субъектной позиции педагога и его самореализации в профессии и жизнедеятельности.
Усиление субъектной позиции. Оптимизация образовательного процесса в школе и дополнительной профессионально-педагогической переподготовки и повышения квалификации потребовали появление педагога, сформировавшегося как постоянно развивающаяся, профессионально-компетентная личность с собственной активной субъектной позицией [8]. К внутренним условиям, способствующим повышению успешности самосовершенствования педагога, относятся сформированный богатый субъектный опыт и субъектная позиция самого педагога. Успешно воздействовать на формирование компетенции самосовершенствования возможно только признанием каждого педагога субъектом (само)образования и учетом уже сформировавшейся субъектной позиции педагога.
Субъектность педагога мы рассматриваем как интегративную характеристику его личности, характеризующую ее позицию в виде «.активно-избирательное, инициативно-ответственное, преобразовательное отно-
шение к самой себе, деятельности, людям, миру и жизни в целом» [9, с. 12]. Педагог со сформированной субъектной позицией - это источник и носитель активности; он способен разрешать возникающие в процессе самосовершенствования противоречия; владеет внешней и внутренней детерминацией (са-мо)образования; стремится к достижению гармонии между «хочу», «могу», «надо» (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлин-ский, А С. Огнев, В.А. Петровский, и др.).
М.И. Ситникова уточняет два важных аспекта в осмыслении сути субъектной позиции и опыта педагога: это совокупность взаимосвязанных актов его целенаправленной активности, зачастую надситуативной и творческой, складывающейся из освоенных педагогом видов деятельности, общения и поведения; это также «.изначально индиви-
дуально-присущая человеку организация умственной и практической педагогической деятельности, имеющая собственные источники, содержание, структуру, функции» [10, с. 40], проявляющаяся во влиянии на успешность и результат самосовершенствования. Говоря о необходимости реализации данного условия, важно отметить имеющиеся серьезные ограничения в разработке дидактического и методического обеспечения субъект-ориентированного образовательного процесса внутришкольного повышения квалификации педагога.
Опыт создания отмеченных в нашем исследовании внутренних условий подтвердил их продуктивное влияние на развитие компетенции самосовершенствования педагога в рамках педагогического практикума.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ривкин Е.Ю. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного общего образования. Теория и технологии. Волгоград: Учитель, 2015. 183 с.
2. Иванова Л.В. Компетенция самосовершенствования педагога: некоторые аспекты изучения и формирования // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2020. Т. 19. № 1 (43). C. 90-94.
3. Андреев В.И. Педагогика. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 124 с.
4. Борытко Н.М. Методология психолого-педагогических исследований. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. 284 с.
5. МарковаА.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 310 с.
6. Менгазиева Л.Н. Мотивация профессионального развития педагогов как средство повышения эффективности деятельности образовательного учреждения. Пермь, 2011. 31 с.
7. Вершловский С.Г. Непрерывное образование (историко-теоретический анализ феномена). СПб: АЛЛО, 2007. 148 с.
8. Абдалина Л.В. Развитие профессионализма педагога: от теории к практике. М.: Издательство РГСУ, 2008. 327 с.
9. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. 224 с.
10. Ситникова М.И., Дешина Н.А. Приобщение учителя к обобщению субъектного опыта его профессиональной деятельности // Вестник ВГУ. 2010. № 2. С. 40-44.
REFERENCES
1. Rivkin E.Y. Professional'naya deyatel'nost' uchitelya v period perekhoda na FGOS osnovnogo obshchego obrazovaniya. Teoriya i tekhnologii [Professional activities of teachers during the transition to FSES of basic general education. Theory and technology]. Volgograd: Teacher, 2015, 183 p. (In Russian).
2. Ivanova L.V. Kompetentsiya samosovershenstvovaniya pedagoga: nekotorye aspekty izucheniya i formirovaniya [Competence of the teacher's self-improvement: some aspects of study and formation]. Psikhologo-pedagogicheskij zhurnal «Gaudeamus». - Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus". 2020, vol. 19, no. 1 (43), pp. 90-94. (In Russian).
3. Andreev V.I. Pedagogika [Pedagogy]. Kazan: Center for Innovative Technologies, 2000, 124 p. (In Russian).
4. Borytko N.M. Metodologiya psikhologo-pedagogicheskikh issledovanij [Methodology of Psychological and Pedagogical Research]. Volgograd: VGIPK RO Publ., 2006, 284 p. (In Russian).
5. Markova A.K. Psikhologiyaprofessionalizma [Psychology of Professionalism]. Moscow: Knowledge, 1996, 310 p. (In Russian).
6. Mengazieva L.N. Motivatsiya professional'nogo razvitiya pedagogov kak sredstvo povysheniya effektivnosti deyatel'nosti obrazovatel'nogo uchrezhdeniya [Motivation of Professional Development of Teachers as a Means of Increasing the Efficiency of the Educational Institution]. Perm, 2011, 31 p. (In Russian).
7. Vershlovskij S.G. Nepreryvnoye obrazovaniye (istoriko-teoreticheskij analiz fenomena) [Continuing Education (Historical and Theoretical Analysis of the Phenomenon)]. St. Petersburg: APPO, 2007, 148 p. (In Russian).
8. Abdalina L.B. Razvitiye professionalizma pedagoga: ot teorii kpraktike [Development of Teacher's Professionalism: from Theory to Practice]. Moscow: RSSU Publ., 2008, 327 p. (In Russian).
9. Slastenin V.A., Podymova L.S. Pedagogika: innovatsionnaya deyatel'nost' [Pedagogy: Innovation]. Moscow: Master, 1997, 224 p. (In Russian).
10. Sitnikova M.I., Deshina N.A. Priobshcheniye uchitelya k obobshcheniyu sub"ektnogo opyta ego professional'noj deyatel'nosti [Introduction of the teacher to the generalization of the subject experience of his professional activities]. Vestnik VGU. - VSUBulletin. 2010, no. 2, pp. 40-44. (In Russian).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Абдалина Лариса Васильевна - доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики и педагогической психологии. Воронежский государственный университет, г. Воронеж, Российская Федерация. E-mail: ablava11@rambler.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0414-2263 Вклад в статью: общая идея статьи, анализ литературы, написание статьи.
Иванова Людмила Викторовна - учитель иностранного языка. Алейниковская ООШ, с. Алейниково, Воронежская обл., Российская Федерация. E-mail: millavictorrdkn@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1603-3643 Вклад в статью: анализ литературы, написание части текста статьи.
Larisa V. Abdalina - Doctor of Psychology, Professor of Pedagogy and Pedagogic Psychology Department. Voronezh State University, Voronezh, Russian Federation. E-mail: ablava11@rambler.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0414-2263 Contribution: general idea of the article, analysis of literature, writing of the article.
Lyudmila V. Ivanova - Foreign Language Teacher. Aleynikovskaya Secondary School, Aleynikovo Stlmt., Voronezh Region, Russian Federation. E-mail: millavictorrdkn@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1603-3643 Contribution: analysis of literature, writing part of the text of the article.