Итак, один из способов побуждения учащихся к увлеченным за -нятиям игрой на фортепиано - обращение к известной, популярной музыке, но не дешевой «попсе», а к музыке высокого качества. Именно к такой относится музыка А. Петрова из кино- и телефильмов. Фортепианные переложения киномузыки А. Петрова можно использовать для решения различных обучающих, воспитывающих и развивающих задач. Изданные сборники позволяют подобрать произведения для различных форм работы и для разных по своим музыкальным вкусам и возможностям учащихся.
Обращение к киномузыке позволяет педагогу затронуть в разговорах с учеником и другие темы: поговорить о композиторе, о кино и его специфических особенностях, о режиссере фильма, о роли музыки в кино, о поэзии, к которой обращается композитор и т. д. Все это способствует расширению общего культурного кругозора учаще -гося, заставляет его мыслить и наблюдать.
Исполнение киномузыки А. Петрова способно пробудить любознательность учащегося по отношению к композитору, стремление узнать о нем, познакомиться с другими его произведениями. И вполне вероятно, что учащийся захочет пойти в театр и посмотреть балеты А. Петрова, а затем послушать его оперу «Петр Первый». А дома, в кругу семьи и друзей, он с удовольствием исполнит что-нибудь из киномузыки замечательного петербургского композитора. Вот это и будет «человек музицирующий» - истинный любитель музыки.
Н. В. Строкова
Педагогические условия развития коммуникативных навыков детей с нарушением зрения средствами вокально-хоровой деятельности
Организация творческой деятельности детей с ограниченными возможностями, в том числе по зрению, имеет коррекционную и коммуникативную направленность, т. е. включает систему педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей, способствующих адаптации в социальной среде. В последнее время выделяется несколько направлений коррекционной работы средствами искусства:
• психофизиологическое - коррекция психосоматических нарушений;
• психотерапевтическое - воздействие на когнитивную и эмоциональную сферы;
• психологическое - катарсистическая, регулятивная, коммуникативная функции;
302
•социально-педагогическое - развитие эстетических потребностей, расширение общего и художественно-эстетического кругозора, активизация потенциальных возможностей ребенка в творчестве.
Практическая реализация стратегий данных направлений осуществляется в рамках психокоррекционных, коррекционно-
развивающих методик.
«Поскольку коррекционно-педагогическая деятельность - составная часть единого педагогического процесса, то она должна обладать определенным "рабочим полем", быть очерчена "кругом влияния", сферой своего воздействия, иметь определенную структуру и направления (векторы) воздействия», - пишет А.Д. Гонеев («Основы коррекционно-педагогической деятельности»). Одним из векторов коррекционного воздействия он считает «... становление и разносторонне развитие личности учащегося; его социализацию и компенсацию недостатков в общем развитии; усвоение социального опыта человечества в доступной форме. Одним словом, система коррекционно-педагогической работы направлена на то, чтобы реабилитировать и социально адаптировать школьника с отклонениями в развитии и поведении к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным членом общества». Способствовать процессу социализации детей с ограниченными возможностями может обращение к искусству, в том числе активная творческая деятельность в области хорового пения. Особый интерес к искусству как средству развития и коррекции личности ребенка в процессе воспитания и обучения проявляет специальная психология и педагогика.
На возможности искусства в коррекции психических процессов у детей указывали зарубежные (Э. Сеген, Ж. Демор, О. Декроли) и отечественные (Л.С. Выготский, А.И. Граборов, В.П. Кащенко и др.) представители педагогики, психологии и врачи.
Э. Сурно, известный работами в области эстетического воспитания, отмечал, что искусство является важным средством воспитания, влияющим на нравственность ребенка, а также на формирование его мышления, воображения, эмоций и чувств.
Ансамблевое или хоровое пение - увлекательный и доступный вид коллективного творчества детей, имеющих ограничения по зрению.
Занятие в хоре воспитывают в детях дисциплинированность, чувство долга и ответственности за общий труд, стремление поделиться знаниями, умениями со слушателями.
Большое значение для творческого роста ансамбля (хора) имеют его выступления. Они активизируют детей, стимулируют их работу в коллективе, формируют важные моральные качества. Знания и умения, которые учащиеся получают в хоре, дополняют и расширяют музыкальный опыт, приобретаемый ими на уроках музыки в школе, способствуют правильной ориентации в разнообразных явлениях музыкальной жизни.
303
Совместное участие ребенка, его сверстников и педагогов в процессе создания художественного произведения расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Специфика педагогических приемов за -ключается в сочетании групповых и индивидуальных форм занятий, использовании игровых элементов, театрализации и определяется особым контингентом учащихся: дети-инвалиды по зрению, смешанные группы зрячих и незрячих школьников, дети с сопутствующими нарушениями ЦНС, синдромом гиперактивности, дефицита внимания.
Развитию коммуникативных навыков детей способствуют инсценировки исполняемых песен в первые два года занятий и постановки музыкальных сказок в средних классах. Так, кроме вокальнохоровой работы на материале распевок, упражнений и песен можно часть занятия посвятить разучиванию музыкальной сказки или сценки. Театрализация не только помогает увлечь детей, но и позволяет развивать музыкальные способности индивидуально. Работа над постановкой музыкальных сказок «В лесу родилась елочка», «Волшебный мешок» с учениками вторых-третьих классов, позволило привлечь к исполнению детей со значительными нарушениями ре -чевого аппарата, узким диапазоном. Для них были придуманы роли ветра, бурана, елочки и т. д. В результате заметно прогрессировали не только вокально-хоровые показатели у детей с проблемами, все участники постановок стали более эмоциональными, общительными.
Коррекционная направленность вокально-хоровой деятельности связана со спецификой работы со слабовидящими, незрячими школьниками, а также с детьми, обучающимися по программе VIII вида.
Специфика педагогических приемов способствует коррекции:
• созданию условий для эмоционально-позитивных установок в самооценке учащихся с ограниченными возможностями;
• формированию умения понимать, слушать и исполнять элементарные дирижерские жесты (для слепых - голосовые указания);
• социализации воспитанников через обучение при взаимодействии друг с другом и педагогом в процессе обучения игры на инст -рументах;
• созданию условий для самореализации детей, поощрению инициативы каждого ребенка.
Психокоррекционный эффект воздействия искусства на ребен -ка, имеющего проблемы в развитии, выражается также в эффекте «очищения» от накопившихся негативных переживаний и вступле-
304
ния на путь новых отношений с окружающим миром. Интерес к результатам творческой деятельности ребенка со стороны сверстни -ков и взрослых повышает самооценку и самопринятие ребенка с проблемами в развитии. А это является решением важнейшей за -дачи: адаптации ребенка посредством искусства и художественной деятельности в макросоциальной среде.
Т. М. Орт
Развитие образных представлений и творческих способностей
дошкольников в музыкально-ритмической деятельности
Период дошкольного детства наиболее благоприятен для эстетического развития ребёнка. Мир музыки, музыкальной деятельности очень близок детям. В восприятии музыки, её оценке, самостоятельном музыкальном творчестве ребёнок видит собственную значимость.
Одной из актуальных проблем педагогики является проблема развития творческих качеств личности. Их формирование эффективно проходит в различных видах музыкальной деятельности. Мы выделим один вид деятельности - музыкально-ритмические движения. Без обучения двигательным навыкам не может быть красивой пластики, изящных движений. Но как построить это обучение, чтобы не погасить детское творческое начало, желание ребёнка самостоятельно действовать, творить? Ответ на этот вопрос может дать данный опыт.
Сформулируем гипотезу, что ритмические занятия способствуют развитию творческих способностей дошкольников и докажем это проведённым экспериментом.
Эксперимент представляет собой целостную систему, включающую главные этапы работы по музыкально-ритмическому воспитанию.
1 этап диагностический: сбор информации по проблеме, проведение диагностики, изучение и анализ исследований в данной области.
2 этап практический: проведение занятий, индивидуальная работа с детьми по развитию творческих способностей, корректировка методов и средств достижения поставленных задач.
3 этап обобщающий: итоговая диагностика творческих способностей детей, оценка результатов.
Цель: развитие детской музыкальности, двигательных качеств и умений дошкольников, их творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку.
305