ский акцент, выделяя в нем «а) эмфатический устой и б) собственно эмфазис». Учитывая все вышесказанное, уместно предложить определение эмфазиса как синтеза противоречия метрического и грамматического акцентов (а они оба логические по своей природе!).
При исполнении вокальной музыки И.С. Баха следует обратить внимание на то, что акценты и синкопы часто не совпадают с сильным слогом слов, а наоборот, они падают именно на слабый слог. Такое преодоление размера можно оттенять фразировкой, не сглаживая, а, напротив, подчёркивая ритмические смены, так как это создаёт особую пульсацию, благодаря чему вся музыка ... наполняется внутренней энергией. В этих типичных для Баха приёмах письма и фразировки, в этой борьбе между преодолением размера и его утверждением заключается один из. «законов диалектики, воплощённых в музыкальном искусстве, в самой музыке, а также в её исполнении.», о которых пишет Г. Г. Нейгауз, характеризуя эту борьбу противоречий как «тезу» и «антитезу», всю же фразировку в целом определяя как «синтез». Как отмечает Н. Делициева: «Чрезвычайно важно, оттеняя, показывая борьбу «тезы» и «антитезы» в каждой фразе, не рассматривать её отдельно, а уметь охватить предложение в целом, во взаимодействии всех деталей» (Делициева Н. Н., 1980). В стремлении преодолеть размер Бах в вокальной музыке часто прихотливо сдвигает фразировку, что надо учитывать вокалисту при исполнении его кантат.
Многократно исполняя кантаты И.С.Баха на различных площад -ках Санкт-Петербурга, автор данной статьи может утверждать, что в исполнительском искусстве возникает и жёстко функционирует эм -фазис, порождая интонацию «второго порядка» как синтез интонаций метро-ритмической и логико-грамматической («акцентирование всего слова» по Маттезону). Остаётся добавить, что «исполнитель, способный показать нарастание напряжения средствами музыкальной риторики, выделить «неожиданности» и непредсказуемые пово -роты, выражающие вопросы и сомнения, а также воплотить всю мощь заключительного подтверждения, не может не чувствовать, как много выигрывает его интерпретация во внутренней динамике и драматизме» (Майстер Х., 2009).
С. Н. Письменная
Киномузыка А. Петрова в классе фортепиано в системе дополнительного образования
В настоящее время существует множество учреждений допол -нительного образования детей, позволяющих любому ребенку найти занятие по душе. К ним относятся детские школы искусств, детские музыкальные школы, дома детского творчества. Помимо таких уч-
298
реждений прослеживается тенденция к открытию отделений допол -нительного образования детей при общеобразовательных учреждениях (школах, лицеях, гимназиях), включающих в себя
разветвленную сеть кружков, в том числе художественноэстетического направления. И одним из таких кружков является класс игры на фортепиано.
Занятия в кружках общеобразовательных учреждений имеет ряд преимуществ по сравнению с музыкальными школами. Они заключаются, во-первых, в отсутствии возрастных ограничений, во-вторых, в отсутствии оценочной системы, технических зачетов и экзаменов, а в-третьих - в возможности более гибкого индивидуального подхода к каждому учащемуся.
Основная задача обучения детей игре на фортепиано в обще -образовательных учреждениях - приобщить ребенка к музыке, воспитать «человека музицирующего», способного понимать язык музыки и эмоционально откликаться на нее, испытывающего потребность в общении с классической музыкой.
В процессе обучения игре на фортепиано в общеобразовательных учреждениях очень важно, чтобы ребенок занимался с интересом и получал удовольствие от занятий, иначе он просто перестанет их посещать. И здесь, конечно, огромная ответственность ложится на педагога - от него зависит, как сложатся у ребенка взаимоотношения с музыкой.
Одним из перспективных путей решения данного вопроса нам представляется расширение музыкально-педагогического репертуара, обращение к более современной популярной музыке, в особенности - к музыке отечественных композиторов.
Петербургский композитор Андрей Павлович Петров является признанным современным классиком. Его музыка из кино- и телефильмов широко известна и популярна. В силу своей мелодичности она способна найти отклик в любом человеке, в том числе и в ребенке. Как известно, знакомое и полюбившееся воспринимается и запоминается лучше. В восприятии музыкального произведения «узнавание» отождествляется с приятными эмоциями. Поэтому дети всегда с удовольствием исполняют популярные мелодии. Обращение к киномузыке А. Петрова в классе фортепиано способно вызвать у учащихся положительные эмоции, заинтересовать, сделать занятия увлекательными. Музыка А. Петрова, даже если она о чем-то очень грустном, всегда несет в себе свет и доброту, а это очень важно для воспитания юной души.
В последнее десятилетие издано несколько сборников киномузыки А. Петрова. Один из них «Популярные мелодии из кино- и телефильмов» в облегченном переложении для фортепиано, выпущенный к 70-летию композитора и впоследствии не раз пере -
299
издававшийся. В этом сборнике собраны известные песни и романсы, а также некоторые инструментальные произведения композитора.
Материал сборника «Популярные мелодии...» таит в себе массу возможностей для всестороннего развития учащихся. Правда, подходит он, в основном, для работы с детьми среднего и старшего школьного возраста, занимающихся игрой на фортепиано по крайней мере года четыре.
Фортепианные переложения киномузыки А. Петрова можно использовать для различных форм работы - таких как чтение с листа, эскизное разучивание и длительная работа над произведением.
Для общемузыкального развития учащихся наиболее полезной формой работы является чтение с листа. Думается, что ученику, не имеющему богатый музыкальный опыт и не соприкоснувшемуся с практикой чтения с листа, будет гораздо приятнее на первых порах почитать с листа уже знакомую и полюбившуюся музыку. Поскольку музыка знакома, учащийся в какой-то степени может ее «предслы-шать», что облегчит ему процесс чтения.
Достаточно большое количество произведений из сборника «Популярные мелодии.» может быть использовано для чтения с листа в классе фортепиано. На наш взгляд, для этой цели больше подходят песни и романсы А. Петрова, написанные в спокойном темпе. Естественно, начинать нужно с несложных произведений, коротких по объему, с простым, повторяющимся типом фактуры - таких как «Песня о друге» из к/ф «Путь к причалу», «Для чего ты живешь?» из к/ф «Зайчик» и других. Некоторые из них можно использовать для данной формы работы не в целом виде, а фрагментарно, исполняя лишь вступление или основную тему. Так, например, совсем нетрудно прочитать с листа вступления песен «Моей душе покоя нет» и «У природы нет плохой погоды» из к/ф «Служебный роман». А в «Песне о тишине» из к/ф «Батальоны просят огня», наоборот, оказывается более легкой ее основная часть (куплет). В обоих случаях вполне возможно, что, прочитав с листа какую-то часть песни, у ученика возникнет желание выучить ее целиком. А такое желание мы можем только приветствовать, ведь оно всегда стимулирует музыкальное развитие учащегося.
Для детей младшего и среднего возраста, которым произведения данного сборника в двуручном исполнении «не по плечу», можно рекомендовать метод чтения с листа одной строчки (вторую строчку читает педагог). При этом ученик может разложить нотный текст одной строки на две руки. Благодаря такому методу мы упростим поставленные перед учеником задачи и сделаем процесс не мучительным для него, а приятным.
Известно, что многие дети любят «веселую» музыку, дающую заряд бодрости и оптимизма. И в сборнике А. Петрова «Популярные
300
мелодии...» есть ряд таких произведений - например, песня «Я шагаю по Москве» из одноименного кинофильма, «Песенка солдата» из к/ф «Старая, старая сказка», «Песенка трубачей» из т/ф «О бедном гусаре замолвите слово». Эти песни по своему жизнерадостному характеру, по тому юному задору, который в них присутствует, очень близки эмоциональному состоянию учащихся младшего возраста и, конечно, с радостью будут ими исполнены.
Для эскизной формы работы рекомендуется брать произведения, не требующие длительной и кропотливой работы над звуком. И таких в сборнике «Популярные мелодии.» немало - например, «Песня о голубых городах» из к/ф «Два воскресенья», «Мелодия» из к/ф «Осенний марафон», «Мелодия» из к/ф «Привет, дуралеи» и многие другие.
В сборнике А. Петрова достаточно много произведений, которые можно брать для полноценного разучивания и решать при работе над ними определенные музыкально-педагогические задачи. К ним относится большинство инструментальных пьес, а также некоторые песни и романсы, требующие огромной работы над мелодической интонацией, певучестью звука, фразировкой, и, что особенно важно, - над агогикой. Среди них - вальсы из к/ф «Я шагаю по Москве» и «Берегись автомобиля», полька-галоп и вальс из т/ф «О бедном гусаре замолвите слово», «Песня материнской любви» из к/ф «Синяя птица», романсы «Под лаской плюшевого пледа», «А напоследок я скажу» из к/ф «Жестокий романс» и другие.
Особую ценность в плане расширения ансамблевого репертуара представляют собой два сборника музыки А. Петрова - «Вальсы» и «То, что хочется играть в четыре руки», выпущенные петербургским издательством «Союз художников» соответственно в 2003 и 2004 гг. Это все те же популярные мелодии из кино- и телефильмов, но в переложении для фортепиано в четыре руки, сделанные, за исключением вальса из т/ф «Петербургские тайны», известной пианисткой В. Дуловой. В силу большей простоты изложения, в отличие от двуручных переложений, они оказываются более доступными для учащихся среднего школьного возраста. Особой выразительностью отличаются вальсы композитора, которые могут стать замечательными концертными номерами.
Ансамблевое музицирование - прекрасная форма работы в классе фортепиано. Это совместное творчество учащихся, доставляющее удовольствие и радость. А музыка А. Петрова не может не нравиться и не доставлять удовольствия. Игра в четыре руки - это отличный способ творческого общения между сверстниками, общения, которое способствует обогащению друг друга. При этом развивается весь комплекс музыкальных способностей учащихся, совершенствуются их игровые навыки.
301
Итак, один из способов побуждения учащихся к увлеченным за -нятиям игрой на фортепиано - обращение к известной, популярной музыке, но не дешевой «попсе», а к музыке высокого качества. Именно к такой относится музыка А. Петрова из кино- и телефильмов. Фортепианные переложения киномузыки А. Петрова можно использовать для решения различных обучающих, воспитывающих и развивающих задач. Изданные сборники позволяют подобрать произведения для различных форм работы и для разных по своим музыкальным вкусам и возможностям учащихся.
Обращение к киномузыке позволяет педагогу затронуть в разговорах с учеником и другие темы: поговорить о композиторе, о кино и его специфических особенностях, о режиссере фильма, о роли музыки в кино, о поэзии, к которой обращается композитор и т. д. Все это способствует расширению общего культурного кругозора учаще -гося, заставляет его мыслить и наблюдать.
Исполнение киномузыки А. Петрова способно пробудить любознательность учащегося по отношению к композитору, стремление узнать о нем, познакомиться с другими его произведениями. И вполне вероятно, что учащийся захочет пойти в театр и посмотреть балеты А. Петрова, а затем послушать его оперу «Петр Первый». А дома, в кругу семьи и друзей, он с удовольствием исполнит что-нибудь из киномузыки замечательного петербургского композитора. Вот это и будет «человек музицирующий» - истинный любитель музыки.
Н. В. Строкова
Педагогические условия развития коммуникативных навыков детей с нарушением зрения средствами вокально-хоровой деятельности
Организация творческой деятельности детей с ограниченными возможностями, в том числе по зрению, имеет коррекционную и коммуникативную направленность, т. е. включает систему педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей, способствующих адаптации в социальной среде. В последнее время выделяется несколько направлений коррекционной работы средствами искусства:
• психофизиологическое - коррекция психосоматических нарушений;
• психотерапевтическое - воздействие на когнитивную и эмоциональную сферы;
• психологическое - катарсистическая, регулятивная, коммуникативная функции;
302