Педагогика
УДК:378.2
аспирант Юрлагина Юлия Германовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева» (г. Красноярск)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИЦ 11-17 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ЖЕНСКОГО ФУТБОЛА
Аннотация. В статье рассматривается проблема развития физической подготовленности школьниц 11-17 лет. Представлена программа дополнительных занятий женским футболом для учащихся на основе учета результатов комплексного мониторинга. Опытно-экспериментальным путем выявлена эффективность дополнительных занятий женским футболом на физическую подготовленность обучающихся.
Ключевые слова: физическая подготовленность, физическое развитие, физическое воспитание, педагогические условия.
An^tatton. The article deals with the problem of improving the physical fitness of schoolgirls aged 11-17. A program of additional classes in women's football for students is presented, based on the results of comprehensive monitoring. Experimentally, the effectiveness of additional classes in women's football on the physical fitness of students was revealed.
Keywords: physical fitness, physical development, physical education, pedagogical conditions.
Введение. В настоящее время социально-экономическая ситуация в нашей стране выдвигает перед образовательными учреждениями новые вопросы, связанные с физическим воспитанием школьников, формированием у них необходимых физических качеств, двигательных умений и навыков, которые на основе физической подготовленности учащихся, закладывают основы собственного физического развития. В процессе физического воспитания подлежит решению одна из актуальных задач, которая заключается в обеспечении оптимального уровня развития физической подготовки личности. Одним из основных признаков определяющих текущее состояние организма здоровой личности является уровень физической подготовленности, который оценивается по шкале нормативов, разработанной на базе модельных статистических показателей физической подготовленности с учетом региональных, поло и возрастных особенностей.
Таким образом, проблема физического воспитания и развития подрастающего поколения сегодня рассматривается в качестве одной из приоритетных педагогических задач.
Объект исследования: процесс физического воспитания учащихся в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: педагогические условия совершенствования физической подготовленности школьниц 11-17 лет посредством дополнительных занятий женским футболом.
Цель работы: изучить состояние физического развития школьниц 11-17 лет, теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий совершенствования физической подготовленности школьниц посредством дополнительных занятий женским футболом.
Гипотеза исследования: предполагается, что уровень физической подготовленности школьниц значительно повысится, если:
- обоснованы исходные теоретические и методологические положения использования дополнительных занятий женским футболом с целью повышения уровня физической подготовленности;
- определена и обоснована программа дополнительных занятий женским футболом.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние физической подготовленности школьниц 11-17 лет с учетом современных нормативов.
2. Провести комплексный мониторинг физической подготовленности учениц 11-17 лет.
3. Разработать программу дополнительных занятий женским футболом для учащихся на основе учета результатов комплексного мониторинга и проверить опытно-экспериментальным путем эффективность дополнительных занятий женским футболом на физическую подготовленность обучающихся.
Методологическую основу исследования составили труды учёных в области теории и методики физического воспитания и спорта (В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, Л.П. Матвеев), современных педагогических теорий и технологий физического воспитания школьников (Б.А. Ашмарин, Е.А. Короткова,
B.И. Лях, И.В. Манжелей, А.П. Матвеев, В.В. Пономарев, Л.К. Сидоров), мониторинга состояния физического здоровья детей, подростков и молодёжи (Г.Н. Апанасенко, П.А. Виноградов, А.А. Гужаловский,
C.И. Изаак).
Изложение основного материала статьи. В результате проведенного анализа теоретических источников нами определено, что в педагогической науке понятие «физическое совершенство — обусловленный оптимальный уровень развития физических качеств и способностей человека, который направлен на достижение значимых целей, одна из важнейших характеристик гармонического развития личности». Физическое совершенство отражает состояние физической культуры, как части общей культуры, характеризующей достижения общества в области физического, психического и социального здоровья человека.
Физическая подготовленность является результатом физического образования и воспитания личности. Под физической подготовленностью подразумевается присутствие у ребенка определенного уровня компетентности в плане физического развития, уровня развития двигательных умений и навыков, физических качеств. Исследователями разработаны нормативные показатели физического развития и требования к качеству их выполнения.
Понятие «физическая подготовленность» близко соединено с понятием «физическое совершенство», которое отражает идеальную цель физического развития. Составляющие физической подготовленности -согласованное совмещение всех сторон общего физического развития, здоровья, физической подготовки.
Ученые Холодов Ж.К., Кузнецов В.С., Матвеев Л.П., Ахматгатин А.А. и др. под физической подготовленностью понимают «процесс воспитания физических качеств и овладение жизненно важными
знаниями, умениями и двигательными действиями, которые имеют прикладную направленность к трудовой, военной или иной деятельности» [7, с. 84].
В Толковом словаре спортивных терминов дается следующее определение понятия «физическая подготовленность - одна из сторон подготовки в физическом воспитании, спорте, связанная с воспитанием физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координационных способностей)» [11, с. 352].
Ю.И. Смирнов трактует физическую подготовленность как «комплексный результат подготовки, выражающийся в повышенном уровне функциональных возможностей организма, его специфической и общей работоспособности, в достигнутой степени совершенства спортивных навыков, умений и спортивных знаний» [10, с. 47].
Многие авторы согласны с мнением Ю.И. Смирнова и истинным показателем физической подготовленности считают определенный результат. При этом они отмечают, что результат, а, следовательно, и уровень физической подготовленности, явление многофакторное. В котором значительный вес имеют различные компоненты, в том числе и физиологические, что особенно относится к проявлению физических качеств выносливости и силы.
Сущность понятия «педагогические условия» рассматриваются в трудах многих учёных: Ю. К. Бабанского, В. И. Загвязинского, И. Я. Лернера, В. Г. Максимова. Так, И.Я. Лернер педагогические условия определял как «факторы, обеспечивающие успешное обучение и воспитание» [5, с. 75]. Применительно к нашему исследованию под педагогическими условиями физического развития учениц общеобразовательной школы мы понимаем совокупность внешних и внутренних обстоятельств образовательного процесса, от реализации которых зависит процесс физкультурно-спортивной деятельности. Педагогические условия выступают при этом необходимым компонентом процесса педагогического сопровождения физического развития учениц.
По данным РФС, указанным в «Программе развития женского футбола - 2020», в России футболом в настоящее время занимаются более 30 тысяч женщин, из них как игроки зарегистрированы 11 тысяч, а профессиональными футболистками являются более 200 человек. Всего российская женская лига сейчас насчитывает 80 клубов. По данным РФС, к 2020 году количество женщин, занимающихся футболом, должно возрасти в четыре-пять раз [1, с. 27].
Как считает В. В. Паув «Российскому женскому футболу необходимо достроить нормальную (правильную) пирамиду с крепким фундаментом, основой которого станет массовость, большое количество вовлеченных в игру и занятием женским футболом» [9, с. 47].
Для выявления педагогических условий, которые способствуют физическому совершенствованию старшеклассниц, мы учитывали потребности общества в физически крепком и здоровом поколении, что является залогом здоровой нации. Поэтому мы считаем, что развитие физической подготовленности школьниц 11-17 лет посредством женского футбола на основе взаимодействия образовательного учреждения и команды ЖФК «Енисей» Красноярского края является эффективным.
Необходимо сказать, что команда ЖФК «Енисей» Красноярского края основана в июле 2011 года. В состав команды входят воспитанницы ДЮСШ г. Красноярска и Красноярского края. Ядро команды составляют студентки Сибирского федерального университета, КГПУ и других учебных заведений г. Красноярска. С первого года своего участия в соревнованиях «Первенства России по футболу среди женских команд I дивизиона» команда ЖФК «Енисей» является победителем соревнований среди женских команд Сибирского федерального округа в сезонах: 2011, 2012, 2013 и 2014 г.г. Благодаря победам в соревнованиях «Первенства России по футболу среди женских команд 1 дивизиона, зона «Сибирь» ЖФК «Енисей» завоевывала право участия в финале соревнований «Первенства России по футболу среди женских команд I дивизиона». По итогам участия в финальных соревнованиях «Первенства России по футболу среди женских команд 1 дивизиона» команда «Енисей» добивалась высоких результатов.
Завоевание 1 места в соревнованиях «Первенства России по футболу среди женских команд 1 дивизиона» предоставило право ЖФК «Енисей» в дальнейших сезонах принимать участие в соревнованиях «Чемпионата России среди женских команд высшего дивизиона». 15 игроков женской команды стали КМС РФ. Но финансовый кризис не позволил команде влиться и участвовать в соревнованиях рангом выше.
Нами было проведено опытно - экспериментальное исследование уровня физической подготовленности учениц 11-17 лет. В начале и по окончании эксперимента у испытуемых измерялись и оценивались показатели нормативных тестов физической подготовленности для данного возрастного периода.
На констатирующем этапе нашего исследования мы выявили, что уровень физической подготовленности учениц 11- 17 лет характеризуется низкими показателями по всем тестам и находится на уровне ниже среднего.
В ходе проведения формирующего эксперимента была разработана и апробирована программа дополнительных занятий женским футболом.
Цель программы состоит в обеспечении физической подготовленности школьниц 11-17 лет, отборе спортивно одарённых для подготовки футболисток высокого класса, формирование ценностей здорового образа жизни. Актуальность и новизна программы заключается в том, что программа поддерживает адаптацию учебного процесса к индивидуальным особенностям учениц и формирует обстоятельства для выявления спортивного потенциала обучающегося. Эффективность обучению женскому футболу обусловлена адекватностью программы обучения, средств и методов, которые использует тренер, возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся.
Данная образовательная программа включает в себя три этапа подготовки:
1. Спортивно-оздоровительный этап обучения (11-12 лет).
2.Этап начальной подготовки (13-15 лет).
З.Учебно-тренировочный этап обучения (15-17 лет).
Каждый этап подготовки является отдельно взятой программой обучения женскому футболу, а в совокупности - комплексной программой обучения женскому футболу.
Задачи программы:
1. Создание условий для развития личности обучающегося.
2. Развитие мотивации к занятиям женским футболом.
3. Обеспечение эмоционального благополучия обучающегося.
4. Приобщение обучающихся к достижениям физической культуры.
5. Совершенствование физической подготовленности и укрепление физического здоровья.
6. Просмотр талантливых учениц в юношеские сборные женские команды региона.
В ходе проведения контрольного эксперимента проанализирована динамика повышения физической подготовленности обучающихся. Выявленный прирост уровня физической подготовленности свидетельствует о повышении уровня физической подготовленности.
Выводы. В результате проведенного исследования выявлена малая эффективность методики традиционного проведения занятий в повышении уровня физической подготовленности. Более значительному повышению способствует использование программы дополнительных занятий женским футболом. Эффективность разработанной нами программы доказано с помощью контрольных тестов, отражающих положительную динамику. Математико - статистический анализ показал, что различия между полученными в эксперименте выходными значениями в экспериментальной группе считаются достоверными, что доказано расчетами по критерию Стьюдента.
Ожидаемый результат реализации программы дополнительных занятий женским футболом - повышение уровня физической подготовленности школьниц и формирование активной, творческой личности, со своими сформированными представлениями о физической культуре как о ценности, о методах и способах своего физического совершенствования.
Литература:
1. Авладеев, А. А. Периодизация истории российского футбола // Молодой ученый. — 2014. — №19.
— С. 631-636. — URL https://moluch.ru/archive/78/13597/ (дата обращения: 07.07.2018).
2. Иглина, А.И. Проблемы и тенденции развития отечественного женского футбола (на примере женского футбольного клуба «Академия футбола» / А.И. Иглина, М.П. Бондаренко, С.В. Маврин //Физическое воспитании и тренировка. - 2017. - № 3 (21). - С. 103—108.
3. Концепция Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.09.2005, № 1433-р).
4. Комков, А. Г. Организационно-педагогическая технология формирования физической активности школьников / А. Г. Комков, Е. Г. Кириллова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2002. - № 1. - С. 2-4.
5. Лубышева, Л. И. Спортивная культура как учебный предмет общеобразовательной школы / Л. И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. - № 4. - С. 2-6.
6. Лупандина, Н.А. Физическая подготовленность школьников г. Москвы. В кн.: «Ученые записки» т 1, 182.6 Физическое воспитание и спорт. Вып 4. - 2006. - 176 с.
7. Матвеев, Л. П. Общая теория спорта и её прикладные аспекты. 4-е изд., испр. и доп. / Матвеев, Л. П.
- СПб.: Лань, 2005. - 384 с.
8. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / под редакцией Н.Ю. Шведова. - м.: Русский язык, 1990. - 916 с.
9. Паув, В. В. Развитие женского футбола. Брошюра РФС. - Екатеринбург, 2012., с. 47.
10. Смирнов, Ю.И. Комплексный контроль подготовленности спортсмена. / Смирнов, Ю.И. // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 7. - С. 47-53.
11. Толковый словарь спортивных терминов / сост. Ф. П. Суслов, С. М. Вайцеховский. — М.: «Физкультура и спорт», 1993. — 352 с.
Педагогика
УДК: 378.014: 316.72(292.47)
доктор педагогических наук, профессор Якса Наталья Владимировна
Таврическая академия (структурное подразделение)
Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Симферополь); доктор философских наук, профессор Грива Ольга Анатольевна Таврическая академия (структурное подразделение)
Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Симферополь)
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Аннотация. Целью статьи является анализ теоретико - методологических основ исследования поликультурности образовательного пространства республики Крым. Выделяются и описываются региональные особенности указанного образовательного пространства; исследуется разноуровневая методология его исследования.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, взаимодействие, разноуровневая методология, функции методологии, поликультурность.
Annotation. The article analyzes the theoretical and methodological foundations of the study of multicultural educational space of the Republic of Crimea. Some regional characteristics of the specified educational space are allocated and described; the multi-level methodology of its study is explored.
Keywords: the professional training, interaction, multilevel methodology, functions of the methodology, multiculturalism.
Введение. Проблема профессиональной подготовки учителя в поликультурном регионе актуализируется как мировыми тенденциями интеграции стран, направленной на сближение систем образования и сотрудничество в сфере образовательных инициатив, и, как следствие, создание единого мирового образовательного пространства, так и исторически обусловленным процессом взаимодействия представителей многообразных этнонациональных сообществ России.