Научная статья на тему 'Педагогические условия развития детско- взрослой общности в процессе межкультурной коммуникации'

Педагогические условия развития детско- взрослой общности в процессе межкультурной коммуникации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕТСКО-ВЗРОСЛАЯ ОБЩНОСТЬ / ПЕДА ГОГИ ЧЕ СКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМ МУНИКАЦИЯ / CHILDREN-ADULT'S COMMUNITY / PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE DEVELOPMENT / INTERCULTURAL COM MUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гордеева Елена Евгеньевна

Статья посвящена проблемам развития детсковзрослой общности. Разработаны педагогические условия, которые способствуют развитию детсковзрослой общности в процессе межкультурной коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF CHILDREN AND ADULT COMMUNITY DEVELOPMENT IN THE PROCESS OF INTERCULTURAL COMMUNICATION

This article is about how to solve the problem of development of children-adults community. Pedagogical conditions are revealed by the author, these conditions further to the development children adults community in intercultural communication process.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия развития детско- взрослой общности в процессе межкультурной коммуникации»

$

Данная проектная задача была спланирована на всю лагерную смену и учитывала непосредственно план работы лагеря. В конце смены подводились итоги проекта, ребята на сцене защищали свои проекты, показывали выступление, видеоролик и лавочку. Все ребята получали грамоты за участие и победу в номинациях. По итогам данных презентаций был составлен общий концерт, который состоялся уже в микрорайоне: «Открытие аллеи лавочек». Таким образом, была выстроена преемственная линия между летним отдыхом и дальнейшим участием ребят в детском клубе. Дворовый праздник «Открытие аллеи лавочек» стал днем рождения детского клуба. К Новому году детский клуб подготовил для жителей микрорайона праздник и показал сказку прямо во дворе, где были уже установлены лавочки по проектам детей. Данный праздник и открытие аллеи лавочек стал событием для всех жителей микрорайона - взрослых и детей.

На сегодняшний день за плечами клуба большая маршрутная игра для всех желающих в микрорайоне, фотоконкурс для жителей микрорайона, экскурсии, детский праздник 1 июня и многое другое.

На летние каникулы многие участники Детского клуба уезжают в ДОЛ «Орленок», который стал базовым для детей микрорайона и детского клуба. Из лагеря в штаб-квартиру регулярно приходят новости и фотоотчеты. Так была найдена форма постоянной клубной работы с детьми микрорайона в летнее каникулярное время и досуго-вое в период учебного года.

Ребята увлечены реализацией новых творческих проектов. Они принимают участие в съемках мультфильмов и небольших кинороликов, в том числе используя современный и доступный способ съемки мультфильма, техника которого получила название Stop Motion.

Таким образом, детский клуб стал альтернативой отдыха и досуга детей и подростков, он наполнил жиз-

недеятельность школьников выполнением проектов, имеющих социальную значимость. Лавочки, которые дети раскрашивали прошлым летом (установленные в микрорайоне в сентябре прошлого года) прекрасно сохранились, все жители бережно относятся к детскому творчеству.

Несмотря на то, что клуб еще очень молод, у него уже есть свои традиции. Так, например, каждый новый участник клуба приносит свою чайную кружку, это служит неким «пропуском», с одной стороны, а с другой - делает атмосферу в клубе уютной и неформальной.

У ребят есть возможность зайти в клуб, попить чай, предложить новое творческое полезное дело и встретить единомышленников. Дети учатся работать в команде, общаться с разными возрастными категориями, чувствовать ответственность, благодарность, уважение жителей - соседей. Предполагаем, что опыт работы, базирующийся на лучших отечественных образцах организации клубной работы со школьниками по месту жительства, отвечает в большей степени вызовам времени и имеет огромный воспитательный потенциал.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дьюи Дж. Введение в философию воспитания. М., 1921.

2. Ушинский К. Д. Собр. соч.: в 6 т. Т. 5 // сост. С. Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1990. 508 с.

3. Евладова Е. Б., Логинова Л. Г., Михайлова Н. Н. Дополнительное образование детей. М.: Владос,

2002. 352 с.

4. Евладова Е. Б., Логинова Л. Г. Организация дополнительного образования детей. М.: Владос,

2003. 192 с.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКО-ВЗРОСЛОЙ ОБЩНОСТИ В ПРОЦЕССЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF CHILDREN AND ADULT COMMUNITY DEVELOPMENT IN THE PROCESS OF INTERCULTURAL COMMUNICATION

Е. Е. Гордеева

Статья посвящена проблемам развития детско-взрослой общности. Разработаны педагогические условия, которые способствуют развитию детско-взрослой общности в процессе межкультурной коммуникации.

Ключевые слова: детско-взрослая общность, педагогические условия развития, межкультурная коммуникация.

E. E. Gordeeva

This article is about how to solve the problem of development of children-adult's community. Pedagogical conditions are revealed by the author, these conditions further to the development children adult's community in intercultural communication process.

Keywords: children-adult's community, pedagogical conditions of the development, intercultural communication.

#

В результате анализа современной психолого-педагогической литературы, данных опроса специалистов, тестирования, многолетнего опыта работы в образовательных учреждениях нами разработаны педагогические условия развития детско-взрослой общности в процессе межкультурной коммуникации.

Базой исследования проблемы развития детско-взрослой общности являлись образовательные учреждения: ГОУ ЦО № 1409 САО г. Москвы, ГОУ лицей № 17 г. Калининграда, прогимназия № 73 г. Владимира. Всего в исследовании участвовало 50 родителей и 100 учащихся, 25 педагогов, 5 психологов. Экспериментальная проверка педагогических условий развития детско-взрослой общности в процессе межкультурной коммуникации проходила в ГОУ ЦО № 1409 САО г. Москвы в период 2009-2011 учебных годов.

Разработанные нами педагогические условия развития детско-взрослой общности в процессе межкультурной коммуникации делятся на организационные, методические, мотивационные.

К организационным педагогическим условиям развития детско-взрослой общности относятся: поддержка администрации и педагогического коллектива учебного заведения; нормативно-правовое и организационное обеспечение проводимой работы; подбор, подготовка и переподготовка преподавателей иностранных языков; разработка диагностических методик уровня межкультурной коммуникации.

Характеризуя педагогический коллектив ГОУ ЦО № 1409 САО г. Москвы, необходимо отметить, что в нем просматривается динамика роста количества учителей, повышающих ежегодно разряд и категорию, подтверждающую уровень педагогического мастерства.

Нормативно-правовой и организационной основой проведения экспериментальной работы явились: Закон г. Москвы «О развитии образования в городе Москве»; Программа «Столичное образование - 5»; Образовательный мегапроект г. Москвы «Школа будущего»; соглашения о сотрудничестве и программы совместной деятельности, имеющиеся у образовательного учреждения и их социальных партнеров.

В качестве научно-методических и опытно-экспериментальных материалов используются: концепции и стратегия модернизации московского образования; рекомендации городской конференции и окружных круглых столов по вопросам развития проектной деятельности в учебных заведениях; рабочие планы учебно-воспитательной работы образовательных учреждений, создаваемые на основе московского базисного учебного плана и целевых программ ДО г. Москвы; учебно-методические разработки по отдельным учебным блокам школьных предметов, создаваемые авторами курсов; учебные пособия «Психология человека», «Психология развития человека», «Психология образования человека» (авторы В. И. Сло-бодчиков, Е. И. Исаев); «Ученическое проектирование и деятельностное содержание образования - стратегическое направление развития образования». Практическое

руководство (разработано коллективом авторов НИИИС-РОО ДО г. Москвы);

К методическим условиям развития детско-взрослой общности в процессе межкультурной коммуникации относится разработка технологии преподавания иностранных языков с учетом типа детско-взрослой общности.

В ГОУ ЦО № 1409 САО г. Москвы как современного многоязычного и поликультурного центра развития школьников предусмотрено:

- изучение пяти иностранных языков международного общения (английского, немецкого, французского, испанского, итальянского);

- включение преподавания интегративных гуманитарных дисциплин («Страноведение», «Культуроведение стран изучаемых языков»);

- включение в материалы обзорных и текущих уроков аутентичных заданий из зарубежных учебников;

- европеизация содержания гуманитарного образования путем ознакомления с лингвистическим и культурным многообразием европейского континента, вкладом европейских культур в мировую культуру через шефское движение «Ходоки», презентацию национальных праздников на общешкольных мероприятиях («Рождество», «День Святого Валентина», «Пасха»);

- систематическое межкультурное общение педагогических коллективов и учащихся всех ступеней обучения в школе с представителями зарубежных школ-побратимов в других странах Европы: в Италии, в Испании, в Англии;

- обмен опытом преподавания иностранных языков;

- участие в международных фестивалях, форумах, семинарах, как детей, так и их родителей.

Технология развития детско-взрослой общности предусматривает предметные и внепредметные формы преподавания иностранных языков, направленные на развитие мышления, формирование речевых способностей детей и их родителей, а также их общекультурное развитие. Цель технологии: в начальной школе - формирование первоначальной грамотности и языковых способностей; в средней школе - формирование речевых способностей; в старшей школе - формирование способности к созданию собственного мнения и высказывания на иностранном языке, формирование способности анализировать и понимать речь.

Технология развития детско-взрослой общности в процессе межкультурной коммуникации включает:

1. Разработку интегрированных курсов (иностранный язык - средство интеграции). Задача детско-взрослого производства: включать школьников в самые передовые направления исследования и проектирования, от которых зависит будущее России. Это направление работы включает организацию детско-взрослых исследовательских лабораторий гуманитарной направленности (движение «Ходоки», различные элективные курсы, участие в международных научно-исследовательских конференциях). Задача детско-взрослых производств -не столько в подготовке новых специалистов, владеющих передовыми технологиями, просто работая со-

6

Ф

вместно с профессиональными педагогами, ребята будут понимать, как устроен интересующий их бизнес или какая-либо сфера деятельности. И затем, выйдя из стен школы, смогут использовать полученные знания при создании нового бизнеса, активно включаться в управление корпорациями.

2. Обучение на основе культурно-ценностных образцов. ГОУ ЦО № 1409 САО г. Москвы тесно сотрудничает с лингвистическими лагерями в Италии, Испании и Англии. Дети вместе с родителями имеют возможность выезжать в эти лагеря в течение всего учебного года. И основными целями поездок являются не только совершенствование языка, но и знакомство с традициями и бытом стран изучаемых языков. Безусловно, основная концепция этого мероприятия основана на общем желании реализовать проект мира и дружбы между Россией и странами изучаемых языков, обозначив территорию свободы и процветания, на которой различные традиции и культуры представляют культурное богатство, как для России, так и для стран изучаемых языков.

3. Формирование языковых способностей на всех предметах; создание совмещенных базисных программ на основе зарубежных и отечественных учебников.

Для проведения работы по развитию детско-взрослой общности в процессе межкультурной коммуникации преподавателями иностранных языков ГОУ ЦО № 1409 САО г. Москвы разработаны методические материалы для преподавателей, учащихся и их родителей, а также созданы учебники нового поколения, в том числе интерактивные.

К мотивационным педагогическим условиям развития детско-взрослой общности в процессе межкультурной коммуникации мы отнесли включение учащихся и их родителей в совместную деятельность по повышению уровня межкультурной коммуникации и использование ее воспитательного потенциала.

В ходе экспериментальной работы в период 20092011 учебных годов нами также наблюдалась положительная динамика развития детско-взрослой общности в процессе межкультурной коммуникации.

В 2009-2010 учебном году в ГОУ ЦО № 1409 была проведена диагностическая работа, направленная на изучение детско-родительских отношений с использованием тестов и проективных методик.

Тесты были направлены на выявление причин возникновения школьных трудностей: исследование уровня школьной тревожности, уровня удовлетворенности учащихся отношениями в классе, уровня коммуникабельности, уровня школьной мотивации.

Установлено, что общий эмоциональный фон в школьном коллективе позитивный: 40% детей чувствуют себя комфортно, имеют низкий ситуативный фон общей школьной тревожности. Это значит, что у них редко возникает страх и тревога при взаимодействии с учителями, они понимают учителей и видят в них значимых, важных взрослых, к мнению которых они прислушиваются и пожелания которых принимают как личностно значимые

1

для себя; 43% детей имеют средний уровень ситуативной общей школьной тревожности, это значит, что они позитивно настроены на учебно-воспитательный процесс. И только 17% учеников школы имеют повышенный уровень общей школьной тревожности, связанной с учебно-воспитательным процессом.

Результаты удовлетворенности учащихся отношениями в классе: сплоченность класса имеет высокий уровень; взаимоответственность - средний уровень; взаимопомощь - высокий уровень. Отмечается высокий уровень навыков общения - 83% коммуникабельных детей. Хорошая школьная мотивация - 91%.

Для исследования стиля семейного воспитания использовались следующие опросники: «Анализ семейного воспитания» и тест-опросник родительского отношения к детям (ОРО).

Анализируя результаты, полученные при помощи этих методик, можно сделать следующие выводы: 87% родителей принимают ребенка таким, какой он есть, уважают и признают его индивидуальность, одобряют его интересы, поддерживают планы; 87% родителей проявляют искренний интерес к тому, что интересует ребенка, оценивают способности ребенка.

83% родителей не устанавливают психологическую дистанцию между собой и ребенком, стараются всегда быть ближе к нему, удовлетворяя его основные разумные потребности; 66% - контроль за поведением ребенка со стороны родителей в норме; 87% родителей не стремятся инфантилизировать ребенка, приписывать ему личную и социальную несостоятельность, видят ребенка адекватно реальному возрасту. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка не кажутся детскими, несерьезными. Родители не стараются оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Результаты диагностики детско-взрослой общности в ГОУ ЦО № 1409 после эксперимента позволили сделать вывод о том, что родители научились взаимодействовать с детьми; участвуют активно в школьной жизни; повышают уровень межкультурной коммуникации. Большинство родителей проявляют социально желательный образ отношений; чрезмерно не реагируют даже на незначительные нарушения.

Таким образом, можно констатировать, что педагогические условия развития детско-взрослой общности в процессе межкультурной коммуникации, разработанные нами оказались эффективными.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Шустова И. Ю. Фактор детско-взрослой общности в воспитании и развитии субъектности юношества: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2009.

2. Резухина Е. В. Нарушение детско-взрослой общности как фактор школьной дезадаптации учащихся начальных классов: автореф. дис. ... канд.психол. наук. Тула, 2003.

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.