$
Данная проектная задача была спланирована на всю лагерную смену и учитывала непосредственно план работы лагеря. В конце смены подводились итоги проекта, ребята на сцене защищали свои проекты, показывали выступление, видеоролик и лавочку. Все ребята получали грамоты за участие и победу в номинациях. По итогам данных презентаций был составлен общий концерт, который состоялся уже в микрорайоне: «Открытие аллеи лавочек». Таким образом, была выстроена преемственная линия между летним отдыхом и дальнейшим участием ребят в детском клубе. Дворовый праздник «Открытие аллеи лавочек» стал днем рождения детского клуба. К Новому году детский клуб подготовил для жителей микрорайона праздник и показал сказку прямо во дворе, где были уже установлены лавочки по проектам детей. Данный праздник и открытие аллеи лавочек стал событием для всех жителей микрорайона - взрослых и детей.
На сегодняшний день за плечами клуба большая маршрутная игра для всех желающих в микрорайоне, фотоконкурс для жителей микрорайона, экскурсии, детский праздник 1 июня и многое другое.
На летние каникулы многие участники Детского клуба уезжают в ДОЛ «Орленок», который стал базовым для детей микрорайона и детского клуба. Из лагеря в штаб-квартиру регулярно приходят новости и фотоотчеты. Так была найдена форма постоянной клубной работы с детьми микрорайона в летнее каникулярное время и досуго-вое в период учебного года.
Ребята увлечены реализацией новых творческих проектов. Они принимают участие в съемках мультфильмов и небольших кинороликов, в том числе используя современный и доступный способ съемки мультфильма, техника которого получила название Stop Motion.
Таким образом, детский клуб стал альтернативой отдыха и досуга детей и подростков, он наполнил жиз-
недеятельность школьников выполнением проектов, имеющих социальную значимость. Лавочки, которые дети раскрашивали прошлым летом (установленные в микрорайоне в сентябре прошлого года) прекрасно сохранились, все жители бережно относятся к детскому творчеству.
Несмотря на то, что клуб еще очень молод, у него уже есть свои традиции. Так, например, каждый новый участник клуба приносит свою чайную кружку, это служит неким «пропуском», с одной стороны, а с другой - делает атмосферу в клубе уютной и неформальной.
У ребят есть возможность зайти в клуб, попить чай, предложить новое творческое полезное дело и встретить единомышленников. Дети учатся работать в команде, общаться с разными возрастными категориями, чувствовать ответственность, благодарность, уважение жителей - соседей. Предполагаем, что опыт работы, базирующийся на лучших отечественных образцах организации клубной работы со школьниками по месту жительства, отвечает в большей степени вызовам времени и имеет огромный воспитательный потенциал.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дьюи Дж. Введение в философию воспитания. М., 1921.
2. Ушинский К. Д. Собр. соч.: в 6 т. Т. 5 // сост. С. Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1990. 508 с.
3. Евладова Е. Б., Логинова Л. Г., Михайлова Н. Н. Дополнительное образование детей. М.: Владос,
2002. 352 с.
4. Евладова Е. Б., Логинова Л. Г. Организация дополнительного образования детей. М.: Владос,
2003. 192 с.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКО-ВЗРОСЛОЙ ОБЩНОСТИ В ПРОЦЕССЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF CHILDREN AND ADULT COMMUNITY DEVELOPMENT IN THE PROCESS OF INTERCULTURAL COMMUNICATION
Е. Е. Гордеева
Статья посвящена проблемам развития детско-взрослой общности. Разработаны педагогические условия, которые способствуют развитию детско-взрослой общности в процессе межкультурной коммуникации.
Ключевые слова: детско-взрослая общность, педагогические условия развития, межкультурная коммуникация.
E. E. Gordeeva
This article is about how to solve the problem of development of children-adult's community. Pedagogical conditions are revealed by the author, these conditions further to the development children adult's community in intercultural communication process.
Keywords: children-adult's community, pedagogical conditions of the development, intercultural communication.
#
В результате анализа современной психолого-педагогической литературы, данных опроса специалистов, тестирования, многолетнего опыта работы в образовательных учреждениях нами разработаны педагогические условия развития детско-взрослой общности в процессе межкультурной коммуникации.
Базой исследования проблемы развития детско-взрослой общности являлись образовательные учреждения: ГОУ ЦО № 1409 САО г. Москвы, ГОУ лицей № 17 г. Калининграда, прогимназия № 73 г. Владимира. Всего в исследовании участвовало 50 родителей и 100 учащихся, 25 педагогов, 5 психологов. Экспериментальная проверка педагогических условий развития детско-взрослой общности в процессе межкультурной коммуникации проходила в ГОУ ЦО № 1409 САО г. Москвы в период 2009-2011 учебных годов.
Разработанные нами педагогические условия развития детско-взрослой общности в процессе межкультурной коммуникации делятся на организационные, методические, мотивационные.
К организационным педагогическим условиям развития детско-взрослой общности относятся: поддержка администрации и педагогического коллектива учебного заведения; нормативно-правовое и организационное обеспечение проводимой работы; подбор, подготовка и переподготовка преподавателей иностранных языков; разработка диагностических методик уровня межкультурной коммуникации.
Характеризуя педагогический коллектив ГОУ ЦО № 1409 САО г. Москвы, необходимо отметить, что в нем просматривается динамика роста количества учителей, повышающих ежегодно разряд и категорию, подтверждающую уровень педагогического мастерства.
Нормативно-правовой и организационной основой проведения экспериментальной работы явились: Закон г. Москвы «О развитии образования в городе Москве»; Программа «Столичное образование - 5»; Образовательный мегапроект г. Москвы «Школа будущего»; соглашения о сотрудничестве и программы совместной деятельности, имеющиеся у образовательного учреждения и их социальных партнеров.
В качестве научно-методических и опытно-экспериментальных материалов используются: концепции и стратегия модернизации московского образования; рекомендации городской конференции и окружных круглых столов по вопросам развития проектной деятельности в учебных заведениях; рабочие планы учебно-воспитательной работы образовательных учреждений, создаваемые на основе московского базисного учебного плана и целевых программ ДО г. Москвы; учебно-методические разработки по отдельным учебным блокам школьных предметов, создаваемые авторами курсов; учебные пособия «Психология человека», «Психология развития человека», «Психология образования человека» (авторы В. И. Сло-бодчиков, Е. И. Исаев); «Ученическое проектирование и деятельностное содержание образования - стратегическое направление развития образования». Практическое
руководство (разработано коллективом авторов НИИИС-РОО ДО г. Москвы);
К методическим условиям развития детско-взрослой общности в процессе межкультурной коммуникации относится разработка технологии преподавания иностранных языков с учетом типа детско-взрослой общности.
В ГОУ ЦО № 1409 САО г. Москвы как современного многоязычного и поликультурного центра развития школьников предусмотрено:
- изучение пяти иностранных языков международного общения (английского, немецкого, французского, испанского, итальянского);
- включение преподавания интегративных гуманитарных дисциплин («Страноведение», «Культуроведение стран изучаемых языков»);
- включение в материалы обзорных и текущих уроков аутентичных заданий из зарубежных учебников;
- европеизация содержания гуманитарного образования путем ознакомления с лингвистическим и культурным многообразием европейского континента, вкладом европейских культур в мировую культуру через шефское движение «Ходоки», презентацию национальных праздников на общешкольных мероприятиях («Рождество», «День Святого Валентина», «Пасха»);
- систематическое межкультурное общение педагогических коллективов и учащихся всех ступеней обучения в школе с представителями зарубежных школ-побратимов в других странах Европы: в Италии, в Испании, в Англии;
- обмен опытом преподавания иностранных языков;
- участие в международных фестивалях, форумах, семинарах, как детей, так и их родителей.
Технология развития детско-взрослой общности предусматривает предметные и внепредметные формы преподавания иностранных языков, направленные на развитие мышления, формирование речевых способностей детей и их родителей, а также их общекультурное развитие. Цель технологии: в начальной школе - формирование первоначальной грамотности и языковых способностей; в средней школе - формирование речевых способностей; в старшей школе - формирование способности к созданию собственного мнения и высказывания на иностранном языке, формирование способности анализировать и понимать речь.
Технология развития детско-взрослой общности в процессе межкультурной коммуникации включает:
1. Разработку интегрированных курсов (иностранный язык - средство интеграции). Задача детско-взрослого производства: включать школьников в самые передовые направления исследования и проектирования, от которых зависит будущее России. Это направление работы включает организацию детско-взрослых исследовательских лабораторий гуманитарной направленности (движение «Ходоки», различные элективные курсы, участие в международных научно-исследовательских конференциях). Задача детско-взрослых производств -не столько в подготовке новых специалистов, владеющих передовыми технологиями, просто работая со-
6
Ф
вместно с профессиональными педагогами, ребята будут понимать, как устроен интересующий их бизнес или какая-либо сфера деятельности. И затем, выйдя из стен школы, смогут использовать полученные знания при создании нового бизнеса, активно включаться в управление корпорациями.
2. Обучение на основе культурно-ценностных образцов. ГОУ ЦО № 1409 САО г. Москвы тесно сотрудничает с лингвистическими лагерями в Италии, Испании и Англии. Дети вместе с родителями имеют возможность выезжать в эти лагеря в течение всего учебного года. И основными целями поездок являются не только совершенствование языка, но и знакомство с традициями и бытом стран изучаемых языков. Безусловно, основная концепция этого мероприятия основана на общем желании реализовать проект мира и дружбы между Россией и странами изучаемых языков, обозначив территорию свободы и процветания, на которой различные традиции и культуры представляют культурное богатство, как для России, так и для стран изучаемых языков.
3. Формирование языковых способностей на всех предметах; создание совмещенных базисных программ на основе зарубежных и отечественных учебников.
Для проведения работы по развитию детско-взрослой общности в процессе межкультурной коммуникации преподавателями иностранных языков ГОУ ЦО № 1409 САО г. Москвы разработаны методические материалы для преподавателей, учащихся и их родителей, а также созданы учебники нового поколения, в том числе интерактивные.
К мотивационным педагогическим условиям развития детско-взрослой общности в процессе межкультурной коммуникации мы отнесли включение учащихся и их родителей в совместную деятельность по повышению уровня межкультурной коммуникации и использование ее воспитательного потенциала.
В ходе экспериментальной работы в период 20092011 учебных годов нами также наблюдалась положительная динамика развития детско-взрослой общности в процессе межкультурной коммуникации.
В 2009-2010 учебном году в ГОУ ЦО № 1409 была проведена диагностическая работа, направленная на изучение детско-родительских отношений с использованием тестов и проективных методик.
Тесты были направлены на выявление причин возникновения школьных трудностей: исследование уровня школьной тревожности, уровня удовлетворенности учащихся отношениями в классе, уровня коммуникабельности, уровня школьной мотивации.
Установлено, что общий эмоциональный фон в школьном коллективе позитивный: 40% детей чувствуют себя комфортно, имеют низкий ситуативный фон общей школьной тревожности. Это значит, что у них редко возникает страх и тревога при взаимодействии с учителями, они понимают учителей и видят в них значимых, важных взрослых, к мнению которых они прислушиваются и пожелания которых принимают как личностно значимые
1
для себя; 43% детей имеют средний уровень ситуативной общей школьной тревожности, это значит, что они позитивно настроены на учебно-воспитательный процесс. И только 17% учеников школы имеют повышенный уровень общей школьной тревожности, связанной с учебно-воспитательным процессом.
Результаты удовлетворенности учащихся отношениями в классе: сплоченность класса имеет высокий уровень; взаимоответственность - средний уровень; взаимопомощь - высокий уровень. Отмечается высокий уровень навыков общения - 83% коммуникабельных детей. Хорошая школьная мотивация - 91%.
Для исследования стиля семейного воспитания использовались следующие опросники: «Анализ семейного воспитания» и тест-опросник родительского отношения к детям (ОРО).
Анализируя результаты, полученные при помощи этих методик, можно сделать следующие выводы: 87% родителей принимают ребенка таким, какой он есть, уважают и признают его индивидуальность, одобряют его интересы, поддерживают планы; 87% родителей проявляют искренний интерес к тому, что интересует ребенка, оценивают способности ребенка.
83% родителей не устанавливают психологическую дистанцию между собой и ребенком, стараются всегда быть ближе к нему, удовлетворяя его основные разумные потребности; 66% - контроль за поведением ребенка со стороны родителей в норме; 87% родителей не стремятся инфантилизировать ребенка, приписывать ему личную и социальную несостоятельность, видят ребенка адекватно реальному возрасту. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка не кажутся детскими, несерьезными. Родители не стараются оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
Результаты диагностики детско-взрослой общности в ГОУ ЦО № 1409 после эксперимента позволили сделать вывод о том, что родители научились взаимодействовать с детьми; участвуют активно в школьной жизни; повышают уровень межкультурной коммуникации. Большинство родителей проявляют социально желательный образ отношений; чрезмерно не реагируют даже на незначительные нарушения.
Таким образом, можно констатировать, что педагогические условия развития детско-взрослой общности в процессе межкультурной коммуникации, разработанные нами оказались эффективными.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Шустова И. Ю. Фактор детско-взрослой общности в воспитании и развитии субъектности юношества: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2009.
2. Резухина Е. В. Нарушение детско-взрослой общности как фактор школьной дезадаптации учащихся начальных классов: автореф. дис. ... канд.психол. наук. Тула, 2003.
7