Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ВОЖАТОГО ДЕТСКОГО ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ВОЖАТОГО ДЕТСКОГО ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ВОЖАТОГО / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ВОЖАТОГО / ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОГО ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ОТДЫХА / СТУДЕНЧЕСКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОТРЯДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Меркулова Татьяна Константиновна, Евсеева Наталья Юрьевна

Необходимость организации детского отдыха в летних лагерях и задача обеспечения безопасности детей в период летней оздоровительной кампании требуют качественного отбора персонала и его профессиональной готовности. Студенческие педагогические отряды обладают большим потенциалом обеспечения профессионального становления вожатого детского летнего оздоровительного лагеря. На примере реализации программы отряда педагогического направления «Акварель» в Липецком государственном педагогическом университете имени П.П. Семенова-Тян-Шанского в статье рассмотрена последовательность этапов профессионального развития вожатого детского летнего оздоровительного лагеря. Анализ содержания данного процесса позволил авторам выявить и раскрыть педагогические условия, значимые для профессионального формирования вожатого, среди которых целенаправленная, систематическая организация учебных занятий, использование разнообразных форм занятий, методов и средств и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Меркулова Татьяна Константиновна, Евсеева Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A CHILDREN’S SUMMER CAMP COUNSELLOR

The need to organize children’s activities in summer camps and ensure the safety of children during the summer recreation program requires high-quality selection of personnel and their professional training. Student pedagogical teams have a great potential for providing a professional development of a children’s summer camp counsellor. On the example of implementing the “Watercolor” pedagogical team program in the Lipetsk State Pedagogical University, the article considers the sequence of stages of professional formation of a children’s summer camp counsellor. The analysis of this process content allowed the authors to identify and disclose the pedagogical conditions that are important for the professional formation of a counsellor, including purposeful, systematic organization of training sessions, the use of a variety of class forms, methods and tools, etc.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ВОЖАТОГО ДЕТСКОГО ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ»

Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 3. С. 100-106. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2023. No. 3. P. 100-106.

Научная статья УДК 37.068

https://doi.org/10.24158/spp.2023.3.15

Педагогические условия профессионального становления вожатого детского летнего оздоровительного лагеря

Татьяна Константиновна Меркулова1, Наталья Юрьевна Евсеева2

12Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского,

Липецк, Россия

1maxima078@mail.ru

2natasha.evseeva.2003@mail.ru

Аннотация. Необходимость организации детского отдыха в летних лагерях и задача обеспечения безопасности детей в период летней оздоровительной кампании требуют качественного отбора персонала и его профессиональной готовности. Студенческие педагогические отряды обладают большим потенциалом обеспечения профессионального становления вожатого детского летнего оздоровительного лагеря. На примере реализации программы отряда педагогического направления «Акварель» в Липецком государственном педагогическом университете имени П.П. Семенова-Тян-Шанского в статье рассмотрена последовательность этапов профессионального развития вожатого детского летнего оздоровительного лагеря. Анализ содержания данного процесса позволил авторам выявить и раскрыть педагогические условия, значимые для профессионального формирования вожатого, среди которых целенаправленная, систематическая организация учебных занятий, использование разнообразных форм занятий, методов и средств и др.

Ключевые слова: профессиональное становление вожатого, педагогические условия профессионального становления вожатого, организация детского летнего оздоровительного отдыха, студенческие педагогические отряды

Для цитирования: Меркулова Т.К., Евсеева Н.Ю. Педагогические условия профессионального становления вожатого детского летнего оздоровительного лагеря // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 2. С. 100-106. https://doi.org/10.24158/spp.2023.3.15.

Original article

Pedagogical Conditions for the Professional Development of a Children's Summer Camp Counsellor

Tatiana K. Merkulova1, Natalia Yu. Evseeva2

12Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenov-Tyan-Shansky, Lipetsk, Russia

1maxima078@mail.ru

2natasha.evseeva.2003@mail.ru

Abstract. The need to organize children's activities in summer camps and ensure the safety of children during the summer recreation program requires high-quality selection of personnel and their professional training. Student pedagogical teams have a great potential for providing a professional development of a children's summer camp counsellor. On the example of implementing the "Watercolor" pedagogical team program in the Lipetsk State Pedagogical University, the article considers the sequence of stages of professional formation of a children's summer camp counsellor. The analysis of this process content allowed the authors to identify and disclose the pedagogical conditions that are important for the professional formation of a counsellor, including purposeful, systematic organization of training sessions, the use of a variety of class forms, methods and tools, etc.

Keywords: professional formation of a counsellor, pedagogical conditions of professional formation of a counsellor, organization of children's summer recreation, student pedagogical teams

For citation: Merkulova, T.K. & Evseeva, N.Y. (2023) Pedagogical Conditions for the Professional Development of a Children's Summer Camp Counsellor. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (2), 100-106. Available from: doi: 10.24158/spp.2023.3.15 (In Russian).

Необходимость организации детского отдыха в летних лагерях и обеспечения безопасности детей в период летней оздоровительной кампании требует качественного отбора персонала и его профессиональной готовности1. Содержание работы вожатых в данном случае предусмат-

1 Методические рекомендации по вопросам подготовки к проведению летней оздоровительной кампании 2021 г. [Электронный ресурс] : утв. Минпросвещения России от 5 апр. 2021 г. № дГ-38/06вн. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

© Меркулова Т.К., Евсеева Н.Ю., 2023

ривает наличие определенных знаний, владение практическими умениями широкого спектра, которые позволят в течение короткой смены организовать детский коллектив и работу с ним (Саи-дов, Ярычев, 2021; Суховей, 2016). На практике часто желание вожатых взаимодействовать с детьми сочетается с низким уровнем подготовки, что, естественно, создает значительные трудности в проведении качественной работы (Койнова, Шаркова, 2014: 123).

Считаем, что существенным потенциалом для решения данной задачи обладают студенческие педагогические отряды. Организация их работы позволяет выявить педагогические условия профессионального становления вожатого детского оздоровительного лагеря, определяющие проблему нашего исследования.

Специфика организации жизнедеятельности детей в учреждениях летнего отдыха и оздоровления рассматривалась в трудах классиков отечественной и зарубежной педагогики -Я.А. Коменского, К.Н. Вентцеля, А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского и многих других. В педагогическом наследии перечисленных авторов содержатся классические положения, касающиеся общих вопросов отдыха и воспитания детей. Проблемы мастерства воспитателя и основы теории и практики воспитательных систем подробно рассмотрены В.А. Караковским, А.В. Мудриком, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Н.Е. Щурко-вой и др. В последние годы разработаны концепция социализации ребенка в условиях детского оздоровительного центра (А.В. Волохов и др.), организационно-содержательные основы обеспечения деятельности летних детских центров в современных условиях (Г.П. Буданова), концептуальные основы летнего отдыха и оздоровления детей и подростков (Е.М. Рыбинский)1.

Актуальность тематики позволила обозначить задачи исследования на этапе подготовки вожатых детского летнего оздоровительного лагеря:

1) определить специфику профессионального становления вожатого;

2) раскрыть особенности профессионального обучения вожатого;

3) выявить педагогические условия профессионального становления вожатого.

Обучаясь в университете, студенты все чаще задумываются о трудоустройстве в период

летних каникул. Вступление в молодежную общероссийскую общественную организацию «Российские студенческие отряды» (МООО «РСО») помогает желанию студентов осуществиться посредством обеспечения временной трудовой занятостью2. Крупнейшая молодежная организация позволяет уже в первые дни ощутить масштабы ее практической деятельности, значимости и востребованности для современного общества. Особенно важно каждому ее участнику почувствовать широкие доступные возможности развития, реализации и укрепления активных потенциальных сил гражданина и патриота. Принятие участия в различных сферах жизнедеятельности, текущих перспективных программах развития страны в сферах образования, спорта, строительства, медицины и многих других требует от молодого поколения проявления инициативы, активного творческого подхода, желания учиться и работать.

Известно, что студенческий отряд представляет собой объединение единомышленников, решающих практические задачи в различных сферах деятельности общества, что способствует реализации потенциала молодого поколения. Основной задачей работы отрядов является содействие временному трудоустройству во время летних каникул.

Студенческие отряды представлены множеством направлений:

- педагогическое - работа вожатым в детских оздоровительных лагерях;

- отряды проводников - работа проводниками пассажирских вагонов на железной дороге;

- сервисное - работа в индустрии гостеприимства (горничные, бармены, официанты);

- сельскохозяйственное - посевные и уборочные работы;

- медицинское - работа по медицинской специальности и/или в качестве младшего и среднего медицинского персонала в медицинских учреждениях системы здравоохранения;

- строительное - работа на строительных объектах регионального, всероссийского и международного масштаба;

- специализированное - работа по узконаправленным специальностям (связисты, монтажники, сантехники).

Столь разнообразный перечень способствует возможности выбора и реализации студентов в конкретной области. Достаточно определиться с направлением и приступить к работе.

Так, в Липецком государственном педагогическом университете им. П.П. Семенова-Тян-Шанского действуют два отряда педагогического направления: «Акварель» и «Эллаda», а также

1 Чагина Н.С. Формирование социально-педагогической компетентности вожатого детского оздоровительного лагеря : дис. ... канд. пед. наук. М., 2008. 184 с.

2 Устав молодежной общероссийской общественной организации «Российские студенческие отряды» [Электронный ресурс] : утв. в новой редакции внеочередным Съездом МООО «РСО» 12 марта 2022 г. // Официальный сайт МООО «РСО». URL: https://clck.ru/33sawb (дата обращения: 16.03.2023).

отряд проводников «29-й скорый». Наш выбор - педагогический отряд. Уже на этапе выбора направления присутствует осознание особенности подготовки профессионального обучения вожатого детского летнего оздоровительного лагеря. Вожатый - это уникальная профессия, сочетающая в себе знания и умения из разных областей жизни человека: от возрастной психологии до нормативно-правового регулирования организации детского отдыха. Грамотное сочетание теоретических знаний и практических умений определяет специфику профессионального становления вожатого детского летнего оздоровительного лагеря1.

Педагогический отряд «Акварель» неоднократно являлся победителем конкурса «Лучший студенческий отряд» Липецкой области - в 2018 и 2021 гг. Обучающиеся, изъявившие желание быть рядовыми участниками студенческого отряда, не раз становились лучшими вожатыми, поскольку владеют широким спектром профессиональных знаний и умений, которыми должен обладать вожатый. Эти достижения помогли определиться с выбором направления деятельности студенческого отряда.

Перед началом каждой летней оздоровительной кампании вожатым необходимо пройти подготовку, семинар-обучение вожатых и работников детских лагерей. Данная подготовка заключается в прохождении региональной школы вожатых «Лабиринт» в течение года. Школа является молодежным проектом, в рамках которого проводится обучение для работы в детских летних оздоровительных лагерях. Занятия проходят на базе Липецкого государственного технического университета и Липецкого государственного педагогического университета им. П.П. Семенова-Тян-Шан-ского. Лекционные и практические занятия предусмотрены два раза в неделю в вечернее время.

На лекционных занятиях последовательно изучаются следующие вопросы: вожатый и специфика его профессии, кодекс чести вожатого, логика развития лагерной смены, единые педагогические требования. Конечно, внимание акцентируется на практико-ориентированных аспектах: знании возрастных особенностей детей; правильном выстраивании отношений между родителями, коллегами; составлении плана на смену; планировании отрядных коллективно-творческих дел; изучении различных педагогических ситуаций и возможных путей их профессионального решения.

На протяжении обучения в школе вожатых ведется активная работа в плане сбора информации, формируется так называемая педагогическая копилка вожатого. Необходимо составить методическую разработку, в которую входят игры разной тематики. Также нужно подготовить сценарий отрядного дела и отрядного огонька на любую тематику, выбрать тему и написать пять лагерных песен и легенд.

По завершении обучения в школе вожатых сдается экзамен, который проводится в два этапа. Первый проходит в устной форме, путем дачи ответов на теоретические вопросы билета. Первые четыре - вопросы на знание теории (например, периоды смены и их особенности). Второй этап включает пятый вопрос, предусматривающий решение практической задачи, и шестой вопрос - составление отрядного дела на определенную тематику (например, отрядное дело ко Дню Военно-Морского Флота).

Успешная сдача экзамена дает право на получение сертификата о прохождении школы вожатых и возможности работать летом в детских оздоровительных лагерях. Стоит заметить, что предоставляется широкий выбор между детскими лагерями как в Липецкой области (около 15), так и за ее пределами: например, ВДЦ «Орленок», ВДЦ «Смена», ДСОЛ «Морская волна», военно-исторический лагерь «Страна героев», ДОЛ «Айвазовский».

Наш выбор - всероссийский детский центр «Орленок», который является одной из самых известных и лучших подобных организаций, он занимает второе место в тройке лидеров ВДЦ по стране. В центре ежегодно реализуется около 100 образовательных программ различной направленности, проходят фестивали международного, федерального и регионального уровней, организуются спортивные соревнования, встречи со звездами кино, театра, телевидения, олимпийскими чемпионами, деятелями искусства, политиками, писателями и художниками.

Данный детский центр имеет свою структуру: подразделяется на 10 лагерей: д/л «Комсомольский», д/л «Стремительный», д/л «Солнечный», ДОЛ «Солнышко», д/л «Звездный», д/л «Олимпийский», д/л «Олимпийская деревня», д/л «Юнармеец», д/л «Штормовой», д/л «Дозорный». Нам представилась возможность провести исследование в ДОЛ «Солнышко», который является единственным в «Орленке» оздоровительным лагерем для детей младшего школьного возраста.

Специфика подготовки профессионального обучения вожатого детского летнего оздоровительного лагеря включает два отборочных этапа в ВДЦ «Орленок». Первый подразумевает прохождение трех психологических тестов, основанных на логических и психологических вопросах.

1 Нормативно-правовые основы вожатской деятельности : метод. рекомендации / под ред. Н.Ю. Леско-ног, Е.Н. Матюхиной. М., 2017. 156 с. ; Психолого-педагогическое сопровождение деятельности вожатого : метод. рекомендации / под общ. ред. Е.А. Левановой, Т.Н. Сахаровой. М., 2017. 140 с.

Например, есть вопросы, на которые требуется ответить да или нет, вопросы с выбором варианта (-ов) ответа, а также вопросы, содержащие слова, которые больше импонируют обучающимся, а по существу - определяют профессиональное решение.

Второй этап заключается в прохождении собеседования с руководителем лагеря. Данная стадия интересна тем, что дает возможность представить себя, ответить на вопросы, в том числе теоретические и практические, а также содержит доверительную беседу с профессиональным педагогом. Так, например, могут быть заданы следующие вопросы: «Какие игры для знакомства с детьми Вы знаете?», «Что Вы знаете о возрастных особенностях детей младшего школьного возраста?», «Что запомнилось Вам, когда Вы были в этом возрасте?»

Успешно выполнив задания и пройдя два этапа, обучающиеся приезжают в лагерь. Как правило, они испытывают только положительные эмоции, поскольку были готовы к работе с детьми и ждали встречи с ними. Однако профессиональное обучение вожатого детского летнего оздоровительного лагеря на этом этапе не завершается.

В первые два дня перед сменой необходимо подготовиться к приезду детей. Следует познакомиться заранее с напарниками и коллегами, ведь от этого зависит продуктивность работы в отряде. На данном этапе нужно выявить единые педагогические требования (ЕПТ) и распределить обязанности между коллегами.

Из лекционного материала учебных занятий студентам известно, что ЕПТ представляют собой систему норм и правил, основанных на единых теоретических и методических подходах, принятых всеми участниками педагогического процесса к неукоснительному исполнению. Другими словами, это список требований, о которых вожатые договариваются и впоследствии, согласовав, предъявляют их детям. К ЕПТ можно отнести такие требования, как внешний вид, санитарно-гигиенические правила, режимные и хозяйственные моменты, поддержание чистоты и порядка в комнатах и многое другое.

Чтобы сработаться с напарником, следует придерживаться правил, которые были изучены на лекционных занятиях в школе вожатых:

1) в работе соблюдайте равноправие;

2) прислушивайтесь друг к другу;

3) никогда при детях не выясняйте отношения;

4) сообщайте друг другу, где вы находитесь;

5) распределяйте обязанности между собой;

6) будьте внимательнее друг к другу.

После знакомства нужно составить план отрядной деятельности. Для этого необходимо познакомиться с программой на предстоящую смену, определить ее цели и задачи с учетом возрастных особенностей детей, их предполагаемых интересов. Затем следует подготовить отрядные места для работы и решить хозяйственные вопросы.

При заезде детей первая встреча формирует впечатления о вожатом и лагере. В этот день вожатым особенно важно хорошо выглядеть, испытывать положительные эмоции, что позволит создать общий позитивный настрой на смену. Позитив могут вызвать не только хороший настрой вожатых на сотрудничество с детьми, доброжелательность и открытость при первом знакомстве, но также приятные подарки, которые можно сделать своими руками, например, открытки в виде звездочек, сердечек, бабочек, позволяющие продемонстрировать искреннее желание общения.

На вечернем сборе отряда первое, что нужно сделать, - ближе познакомиться друг с другом. Знакомство детей между собой является важным и располагающим этапом. Следует провести игры на знакомство, а в дальнейшем - на выявление лидера, командообразование, выбрать органы самоуправления (командира, физорга, «чистюлю»). В целях знакомства с детьми можно проводить такие игры, как «Великолепная Валерия», «В лагерь я с собой беру...», «Человек -движение». Для выявления лидера рекомендуются игры «Семейная фотография», «Я + ты = мы», «Скульптура»; для командообразования и сплочения отряда - игры «Я желаю тебе завтра.», «Молекулы», «Ужасно-прекрасный рисунок».

За всю историю в «Орленке» сложились свои законы и традиции, основанные на идеалах красоты, добра и справедливости, они регулируют жизнь в лагере:

1) «закон поднятой правой руки» (если вожатый поднимает правую руку - отряд должен прислушиваться к вожатому);

2) «закон 0:0» (нельзя опаздывать, нужно приходить вовремя);

3) «закон территории» (выходить за территорию лагеря без вожатого запрещено);

4) «закон зелени» (нужно беречь растения);

5) «закон моря» (купаться в море можно лишь под контролем вожатого и инструктора и только при хороших погодных условиях).

Среди множества традиций отметим самые важные:

1) традиция доброго отношения к людям (следует говорить добрые слова окружающим);

2) традиция доброго отношения к песне (пойте песни, если знаете слова, а если не знаете -не начинайте петь);

3) традиция вечернего огонька (нужно соблюдать правила проведения мероприятия (ор-лятский круг, правило свободного микрофона, правило умения слушать и слышать, правило тишины и др.)).

В этом заключается организационный период смены (1-3-й дни). Далее наступает самый продуктивный этап смены - основной (4-18-й дни). В отряде проходят образовательные, массовые мероприятия, отрядные, коллективно-творческие дела, квизы (интеллектуальные игры, в которых команда отвечает на разные вопросы). Судя по нашему опыту, дети с большим интересом принимают участие в музыкальном и космическом квизах, а также в квизе «Знатоки "Орленка"». Данный период смены позволил убедиться в том, что «дело ценно тогда, когда всему коллективу находятся творческие роли, поручения и задания. Когда именно это дело по душе, когда оно творческое по сути, т. е. имеет сюжет, вариативность, сюрпризы, романтические новинки и придумки, интересно всем и каждому»1.

Однако это еще далеко не все. Например, в ДОЛ «Солнышко» проходили также уроки этики, гражданственности, а самым любимым мероприятием был просмотр доброго кино.

Характерной особенностью основного периода смены является кризис, выпадающий на 13-14-й день. Дети скучают по дому, перестают активно принимать участие в отрядных делах, проявляют равнодушие к занятиям, поручениям. В связи с этим именно данные дни необходимо наполнить чем-то особенным, наиболее интересным.

За основным периодом смены следует итоговый этап (19-21-й дни), включающий день расставания. В этот период подводятся итоги смены: чего удалось достичь, все ли задуманные планы выполнены или есть те, которые не удалось осуществить. Кроме того, проходят трогательные и незабываемые мероприятия, например, в «Орленке» - итоговый огонек и прощальный костер. За последние три дня каждый ребенок в отряде переживает сильные эмоции: кто-то не хочет уезжать, кто-то, наоборот, стремится домой. Обучающимся приятно слышать, если дети хотят вновь приехать в лагерь.

С большой уверенностью можно сказать, что, придерживаясь всех перечисленных правил на протяжении всех смен, удается достичь успехов в работе, получить не только опыт работы с детьми, но и заряд энергии на весь предстоящий учебный год и, конечно, будущие смены.

Отдельно следует отметить, что вожатый, впрочем, как и человек любой профессии, должен постоянно и непрерывно самообразовываться. Профессиональное обучение вожатого детского летнего оздоровительного лагеря можно продолжить и вне летних смен. В частности, работа была продолжена на Всероссийском форуме студенческих педагогических отрядов, который проходил с 8 по 10 октября 2022 г. на базе ВДЦ «Смена»2. Важные навыки по улучшению детского оздоровительного отдыха были освоены на тематическом форуме, посвященном наставничеству. В рамках мероприятия проходило множество мастер-классов:

1) вожатый - мастер игры (умение адаптировать игровые формы работы под определенную задачу);

2) вожатый - эффективный коммуникатор (знание основ психологии, умение выстраивать продуктивный диалог с детьми, напарником, вожатским отрядом, администрацией лагеря, родителями детей (алгоритм решения конфликтов));

3) вожатый - хранитель традиций (знание истории и культуры Российской Федерации, знание истории педагогики временного детского коллектива, вожатского дела в России, основ сохранения и укрепления здоровья детей, правил безопасного пребывания на территории детского лагеря);

4) вожатый - креативный наставник (знание методов генерирования креативных идей, развитие креативного мышления, умение создавать и реализовывать проекты, умение быть интересным современным подросткам);

5) вожатый - вдохновляющий творец (умение режиссировать выступление отряда с учетом сценической культуры, навык оформления отрядного места, уголка);

6) вожатый - прогрессивный аналитик (умение анализировать свою деятельность и деятельность детского объединения);

7) вожатый - создатель команды (умение работать в команде, объединять разные категории подростков для достижения общей цели).

В рамках форума участники имели возможность узнать много нового о непрерывной подготовке профессионального обучения вожатого детского летнего оздоровительного лагеря.

1 Шмаков С.А. Каникулы: прикладная энциклопедия: учителю, воспитателю, вожатому. М., 1994. 156 с.

2 Всероссийский форум студенческих педагогических отрядов [Электронный ресурс] // Официальный сайт МООО «РСО». 2022. 5 окт. URL: 1^://трудкрут.рф/3339.Мт1 (дата обращения: 16.03.2023).

Например, рассматривались новые игры, специфика построения диалога вожатого с коллегами, детьми и родителями, правила организации выступления на сцене, тонкости оформления отрядного уголка и многое другое.

Таким образом, профессиональная подготовка вожатого детского летнего оздоровительного лагеря подразумевает реализацию последовательной работы (Ахтариева и др., 2019: 76): по планированию деятельности и сопровождению временного детского коллектива; по проведению под руководством педагогического работника игр, сборов и иных мероприятий, направленных на формирование коллектива, его развитие, поддержание комфортного эмоционального состояния; по включению участников коллектива в систему мотивационных мероприятий организации отдыха детей и их оздоровления1.

Вожатый - многогранная, уникальная личность, которая должна стремиться к постоянному развитию и совершенствованию профессиональных знаний и умений, формированию широкого кругозора. В отличие от других специалистов и педагогов, работающих с детьми, именно вожатый находится с ними круглосуточно, а значит, каждую минуту является примером для подражания. Основная миссия вожатого в этот период - сохранение и преумножение здоровья детей, развитие активной, созидающей личности. Общение с детьми должно строиться на любви, энтузиазме, широте знаний и умений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Профессиональное формирование вожатого детского летнего оздоровительного лагеря будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:

- комплексная, целенаправленная, систематическая и непрерывная организация учебных занятий, ориентированных на профессиональное становление вожатого;

- использование разнообразных форм учебных занятий, методов и средств, направленных на профессиональное формирование вожатого;

- организация последующей работы по совершенствованию профессиональных умений, навыков и знаний, включая самообразование.

Список источников:

Ахтариева Р.Ф., Зверева К.С., Салимуллина Е.В. К проблеме подготовке вожатого по требованиям профессионального стандарта «Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый)» // Развитие профессиональных компетенций учителя: основные проблемы и ценности : сб. науч. тр. V Междунар. форума по педагогическому образованию / отв. ред. А.М. Калимуллин. Казань, 2019. Ч. 1. С. 74-79.

Койнова Т.Ю., Шаркова Е.В. Особенности подготовки вожатых к социально-педагогической деятельности в детском оздоровительном лагере при организации, проведении отдыха для детей из определенной категории // Социально-педагогическая деятельность в социуме: теория, практика, перспективы : материалы VI Междунар. социально-педагогических чтений им. Б.И. Лившица / под ред. В.А. Дегтерева и др. Екатеринбург, 2014. Ч. 1. С. 120-125.

Саидов З.А., Ярычев Н.У. Специфика организации педагогической работы с детьми и подростками в условиях детских оздоровительных лагерей // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-4. С. 315-318.

Суховей Е.А. Особенности организации работы вожатого в детском оздоровительном лагере во время спортивной смены (в спортивном отряде) // Сибирский педагогический журнал. 2016. № 2. С. 12-16.

References:

Akhtarieva, R. F., Zvereva, K. S. & Salimullina, E. V. (2019) To the Problem of Training a Camp Counsellor according to the Requirements of the Professional Standard "Specialist Involved in Organizing the Activities of a Children's Team (Camp Counsellor)". In: Kalimullin, А. M. (ed.) Razvitie professional'nyh kompetencij uchitelya: osnovnye problemy i cennosti : sb. nauch. tr. V Mezhdunar. foruma po pedagogicheskomu obrazovaniyu [Development of Professional Competencies of a Teacher: Main Challenges and Values: Proceedings of the V International Forum on Teacher Education]. Pt 1. Kazan, Otechestvo, 74-79. (In Russian).

Kojnova, T. Yu. & Sharkova, E. V. (2014) Features of Training for Guides to Social-Educational Work in Child Recreation Center in Organization and Conduct of Summer Holidays from Specified Category. In: Degterev, V. A. et al. (eds.) Social'no-pedagogicheskaya deyatel'nost' v sociume: teoriya, praktika, perspektivy : materialy VI Mezhdunar. Social'no-pedagogicheskih chtenij im. B. I. Livshica [Socio-Pedagogical Activity in Society: Theory, Practice, Prospects: Materials of the VI International Socio-Pedagogical Readings]. Pt 1. Ekaterinburg, UGPU, 120-125. (In Russian).

Saidov, Z. A. & Yarychev, N. U. (2021) Peculiarities of Organizing Pedagogical Work with Children and Adolescents in Children's Health Camps. Problems of Modern Pedagogical Education. (70-4), 315-318. (In Russian)

Suhovey, E. A. (2016) Peculiarities of a Counselor Work Organization in Children's Camp on the Sports Shift (Sports Unit). Siberian Pedagogical Journal. (2), 12-16. (In Russian).

Информация об авторах

Т.К. Меркулова - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социологии и управления Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, Липецк, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=413414

1 Об утверждении профессионального стандарта «Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый) [Электронный ресурс] : Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 25 дек. 2018 г. № 840н // Консорциум Кодекс: электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/552131571 (дата обращения: 16.03.2023).

Н.Ю. Евсеева - студент Института истории, права и общественных наук Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, Липецк, Россия.

Information about the authors Т.К. Merkulova - PhD in Education Science, Associate Professor, Department of Sociology and Management, Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenov-Tyan-Shansky, Lipetsk, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=413414

N.Yu. Evseeva - student, Institute of History, Law and Social Sciences, Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenov-Tyan-Shansky, Lipetsk, Russia.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 17.02.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 10.03.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 28.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.