Научная статья на тему 'Педагогические условия профессионального саморазвития учителя'

Педагогические условия профессионального саморазвития учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
548
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРАЗВИТИЕ / САМОПОЗНАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Умаев Анварбек Умаевич, Салахбеков Анварбек Пайзуллаевич

В статье рассмотрена проблема профессионального саморазвития учителя в образовании с позиций компетентностного подхода, выявлены механизмы саморазвития (самоориентировка, самоидентификация, самопознание) и его структурные элементы, обосновываются подготовительный, интегрирующий, креативный этапы профессионального саморазвития личности учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия профессионального саморазвития учителя»

УДК 378.2

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЯ

®2012 Умаев А.У., Салахбеков А.П.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье рассмотрена проблема профессионального саморазвития учителя в образовании с позиций компетентностного подхода, выявлены механизмы саморазвития (самоориентировка, самоидентификация, самопознание) и его структурные элементы, обосновываются подготовительный, интегрирующий, креативный этапы профессионального саморазвития личности учителя

The añide deals with the problem of teachers’professional self-development in the educatbnfrom the standpoint of the competence-based approach The authors identify mechanisms of the selfdevebpment process (self-orientation, sef identification, sef-cognitbn) and its structural elements. They substantiate preparative, integrative and creative stages of teacher’spersonalityprofessional self development.

Ключевые слова: саморазвитие, самопознание, профессиональное саморазвитие, профессиональная компетентность, профессионализм

Keywords: self development, self cognition, professional self development, professbnal competence, professionalism.

Постоянно меняющиеся потребности современного общества, необходимость оптимизации процесса продуктивной профессиональной деятельности, формирование человека-гражданина, интегрированного в систему этнической и мировой культур, требуют исследования потенциалов ее саморазвития. Коренные изменения в общественной жизни России остро ставят проблему образовательной подготовки личности, способной активно включиться в современный социальный процесс, реализовать свой профессиональный и творческий потенциал, готовой постоянно расширять свои возможности через самообразование и развитие.

В настоящее время общество не может удовлетвориться преимущественно исполнительской деятельностью, призывает каждого выпускника вуза принять на себя ответственность за будущее подрастающего поколения. Вопросы профессионального саморазвития личности будущего педагога, его готовности к саморазвитию являются сегодня ключевыми в теории и практике современного образования.

Именно в процессе обучения в высшей школе определяется жизненная и мировоззренческая позиция молодого человека, поскольку именно в стенах вуза формируется интерес к научно-педагогическим знаниям, готовность к их постоянному обновлению, способность адаптировать свою деятельность к социально-экономическим условиям.

Поэтому, на наш взгляд, необходимым является выявление взаимосвязи и взаимообусловленности процессов развития личности и становления профессионализма Современные отечественные психолого-педагогические теории и концепции образования гуманистической ориентации (А. Г. Асмолов, И. Б. Котова, А. В. Петровский, В. А. Петровский, В. И. Слободчиков, Д. И. Фельдштейн, К Н. Шиянов и др.) подтверждают необходимость изучения саморазвития и самосовершенствования личности.

Анализ идей активного самосгроительства личности, представленный в исследованиях Б. Г. Ананьева, К. А. Абульхановой-Славской, Л. И. Анцыферовой, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, В. С. Мухиной, С. Л. Рубинштейна и др., показывает, что овладение методами и приемами саморазвития - сложный и противоречивый, растянутый во времени процесс При этом важными условиями его реализации выступают сознательное стремление к равновесию и гармонии индивида между собой и окружающим миром, готовность принимать кардинальные решения по совершенствованию собственной личности, соизмеряя их с потребностями общества.

Современные представления о профессиональном саморазвитии начинаются с теорий

самовоспитания и самообразования, определяющих личностный подход, который заложен в работах Л. С. Выготского, Л. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, где личность рассматривалась как субъект деятельности, личность сама формируется в деятельности и в общении друг с другом. Личностно-деятельностный подход предполагает, что в центре обучения находится сам ученик, студент как личность с его мотивами, целями, неповторимыми психологическими особенностями. Исходя из интересов личности, уровня знаний и умений, преподаватель определяет цель занятия и формирует, направляет и корректирует весь образовательный процесс в целях развития профессионального становления личности.

В настоящее время в психолого-педагогической науке накоплен достаточный фактический материал, позволяющий проникнуть в суть процесса саморазвития, механизм которого имеет следующие особенности: человек выбирает цели жизни, идеалы в соответствии с общественными критериями, готовит себя к жизни в обществе, совершенствуется в коллективной деятельности по улучшению себя самого и окружающего мира. При этом параметрами саморазвития выступают: направленность, характеризующая мотивы работы над собой; содержание (умственное, физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, волевое, профессиональное, комплексное); устойчивость (случайная, эпизодическая, постоянная); эффективность в формировании личности (выполняет функции главные и вспомогательные).

Таким образом, саморазвитие включает самоориентировку, самоидентификацию, понимание собственных задач в каждой конкретной ситуации, определение адекватной линии поведения, акт нравственного и волевого выбора, независимость в решении проблем, уверенность в своей правоте, самообоснование выбора и саморефлексию. При этом важным компонентом саморазвития выступает самоорганизация, включающая в себя анализ ситуации, постановку задачи, планирование действий, самоконтроль, самооценку действий и их эффективности, умение обеспечить условия собственных действий, самообслуживание, работоспособность и самостоятельность в деятельности.

Следующим компонентом саморазвития выступает самопознание, которое состоит из самоанализа, саморефлексии, потребности размышлять по поводу своего поведения, самонаблюдения, самоизучения, постоянной коррекции представлений о себе на основе совести, самовосприятия, самоуважения. При этом саморазвитие характеризуется как концентрация познавательных, организационных и регулятивных действий, понимаемая как способ приобретения новых знаний и социальной ориентации, и как качество интеллектуального развития. Такой синтез, закрепленный в виде понятий, знаний, практических умений, норм поведения, переносится на любое действие, которое должно обеспечить решение другой, актуальной для личности задачи, деятельности.

Анализ показывает, что возможности для перехода к саморазвитию возникают в процессе организации познавательной деятельности, которая преследует двуединую цель: формирование самостоятельности как черты личности и развитие способностей, умений, приобретение знаний и навыков.

Отмечая тесную связь самообучения и саморазвития, мы рассматриваем первое как продукт обучения и высший уровень познавательной деятельности, как готовность личности выходить за пределы учебных требований, предъявляя к себе более высокие, обусловленные осознанием своих возможностей, новым отношением к себе и своей деятельности требования. Определяя самообучение через понятие «готовность» мы исходим из того, что это состояние личности характеризуется ее способностью к выходу за пределы учебных требований в сферу свободной познавательной деятельности. Поэтому мы соотносим момент перехода от обучения к самообучению с определенным состоянием личности, готовностью к самостоятельности в познании.

Формирование готовности к самообучению предусматривает три этапа реализации: подготовительный, интегрирующий и креативный. На подготовительном этапе обеспечивается диагностика уровня самообучения на основе самопознания и самоопределения и формирование готовности к переходу на уровень активного освоения способов самообучения. Кроме того, на этом этапе складываются представления о самообучении, определяются цели изучения учебного предмета, пробуждается познавательный интерес к нему, происходит коррекция самооценки, вырабатывается способность к целеполаганию, планированию своей деятельности.

Задачей интегрирующего этапа является достижение уровня активного освоения способов самообучения. На этом стимулируется дальнейшая отработка умения самоорганизации, саморегуляции, самоконтроля и конкретных предметных умений, происходит развитие творческих сил личности в различных формах самостоятельной деятельности. На интегрирующем этапе формируются аналитические, конструктивные, гностические, проективные, рефлексивные и другие умения, выступающие критерием профессиональной компетентности педагога, поскольку с их

помощью извлекаются знания из практики. В основе приведенных умений лежит готовность педагогически мыслить, которая при решении педагогической задачи складывается из следующих частных умений: расчленять педагогические явления на составляющие элементы (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы проявления и пр.); осмысливать каждое педагогическое явление во взаимосвязи со всеми компонентами педагогического процесса; правильно диагностировать педагогическое явление; вычленять основную педагогическую задачу (проблему) и определять способы ее оптимального решения.

Цель креативного этапа состоит в достижении высшего уровня самообучения, содержание которого включает действия, реализуемые в индивидуальной и коллективной профессионально-ориентированной познавательной творческой деятельности. Профессиональная креативность обеспечивает педагогу способность осуществлять теоретический анализ педагогических фактов и явлений, вычленять факты или явления с обособлением их от других, раскрытия содержания с выделением роли каждого учебного элемента, демонстрации связей данного учебного элемента с другими, проникновения в процесс развития целостного явления, определения места данного явления в образовательном процессе и т. д.

Диагностика результатов профессионального саморазвития будущего учителя осуществляется на основе уровней сформированности, в качестве которых выступают: репродуктивный, адаптивный, локально-моделируютций и системно-моделируютций критерии, характеризующие профессиональную компетентность личности будущего педагога

Профессиональная компетентность, понимаемая как определенная совокупность психолого-педагогических и специальных знаний, характеризует черты профессионального саморазвития и зрелости учителя как основы готовности к педагогической деятельности. Следовательно, профессиональная зрелость учителя представляет собой системное образование в единстве индивидуально-личностного, процессуально-технологи-ческого,

профессионально-предметного и самоактуализационного компонентов, обусловливающих основы функционирования и развития личности педагога При этом мы придерживаемся точки зрения, что развивающая функция профессиональной зрелости учителя проявляется в его постоянном стремлении к преодолению новых деятельностных и личностных рубежей. Действительно, каждый профессионально зрелый педагог должен относиться к своей работе как к призванию, где необходимо сочетание традиций и новаторства, избавление от недостатков и связи прошлого опыта с возможностями будущего.

Примечания

1. Белых А. К. Управление и самоуправление. СПб., 1992. 2. Гуревич А. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970. 3. Дьяченко А. И., Кандыбович А. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. М., 1976. 4. Рогов Е. И. Личность учителя: теория и практика. Ростов н/Д., 1996.

Статья поступила в редакцию 24.09.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.