Библиографический список
1. Bаcилиади А.Г Профессионально ориентированная волонтерская подготовка студентов учебных заведений высшего образования в области физической культуры Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Краснодар, 2016.
2. Маклаков А.Г., Авдиенко Г.Ю. Социально-психологическая комфортность для обучающегося в образовательной среде вуза и методы её диагностики. Психодиагностика и познание личности. 2015: 94 - 98.
3. Приказ Министра обороны РФ от 30 октября 2004 г. № 352 «Наставления по физической подготовке и спорту для суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищ и кадетских, морских кадетских, музыкальных кадетских корпусов Министерства обороны Российской Федерации».
4. Барсагаева ИБ, Хагай B.C, Тимошенко Л.И., Хагай B.B. Физическая культура как синтез телесного и духовного единства. Проблемы современного педагогического образования. 2018; 58 - 4: 22 - 25.
5. Хагай B.C, Тимошенко Л.И., Кудрявцев РА., Хагай B.B., Стрельников PB. Физическая культура, физическая активность и здоровый образ жизни молодежи. Проблемы современного педагогического образования. 2018; 59 - 4: 315 - 318.
6. Хагай B.C, Тимошенко Л.И., Мцхе Б.А., Хагай B.B., Агеев АБ. Формирование мотивации учащихся образовательных учреждений к занятиям физической культурой и спортом. Проблемы современного педагогического образования. 2018; 59 - 1: 396 - 399.
У. Хагай B.C, Тимошенко Л.И., Барсагаева ИБ., Хагай B.B. Физическая культура и спорт в жизни российской молодежи и студентов. Проблемы современного педагогического образования. 2018; 58-3: 261 - 264.
References
1. Vasiliadi A.G. Professional'no orientirovannaya volonterskaya podgotovka studentov uchebnyh zavedenij vysshego obrazovaniya v oblasti fizicheskoj kul'tury Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Krasnodar, 2016.
2. Maklakov A.G., Avdienko G.Yu. Social'no-psihologicheskaya komfortnost' dlya obuchayuschegosya v obrazovatel'noj srede vuza i metody ee diagnostiki. Psihodiagnostika i poznanie lichnosti. 2015: 94 - 98.
3. Prikaz Ministra oborony RF ot 30 oktyabrya 2004 g. № 352 «Nastavleniya po fizicheskoj podgotovke i sportu dlya suvorovskih voennyh, nahimovskih voenno-morskih, voenno-muzykal'nyh uchilisch i kadetskih, morskih kadetskih, muzykal'nyh kadetskih korpusov Ministerstva oborony Rossijskoj Federacii».
4. Barsagaeva I.V., Hagaj V.S., Timoshenko L.I., Hagaj V.V. Fizicheskaya kul'tura kak sintez telesnogo i duhovnogo edinstva. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018; 58 - 4: 22 - 25.
5. Hagaj V.S., Timoshenko L.I., Kudryavcev R.A., Hagaj V.V., Strel'nikov R.V. Fizicheskaya kul'tura, fizicheskaya aktivnost' i zdorovyj obraz zhizni molodezhi. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018; 59 - 4: 315 - 318.
6. Hagaj V.S., Timoshenko L.I., Mche B.A., Hagaj V.V., Ageev A.V. Formirovanie motivacii uchaschihsya obrazovatel'nyh uchrezhdenij k zanyatiyam fizicheskoj kul'turoj i sportom. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018; 59 - 1: 396 - 399.
У. Hagaj V.S., Timoshenko L.I., Barsagaeva I.V., Hagaj V.V. Fizicheskaya kul'tura i sport v zhizni rossijskoj molodezhi i studentov. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018; 58-3: 261 - 264.
Статья поступила в редакцию 15.04.19
УДК 37.013
Kalinina A.V., teacher, Maritime College, State Maritime University n.a. Adm. F.F. Ushakov (Novorossiysk, Russia), E-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF LEGAL EDUCATION OF CADETS OF THE MARINE COLLEGE. In modern conditions, each graduate of a vocational school should have a rich arsenal of knowledge, skills, professional competencies that will allow a graduate to be in demand in the labor market. In addition, every employer must look at the level of legal education, legal culture of the young specialist. Such approach to the newly-made professional staff requires an appropriate attitude in professional educational institutions to the legal training and legal education of students, the formation of each of them as a business, enterprising and energetic specialist, leader of the workforce, able to act effectively and take responsibility for themselves, respecting and strictly observing the laws of the state and morality. The creation of such a constructive environment for the training of future professionals will be greatly facilitated by skillfully selected and creatively applied pedagogical conditions in the educational institution. The article on the basis of the views of Russian scientists substantiates the complex pedagogical conditions of legal education of cadets studying in the institution of secondary vocational education.
Key words: education, cadet, pedagogical conditions, legal education, legal culture, secondary vocational education, institution, formation.
А.В. Калинина, преподаватель Морского колледжа, ФГБОУ ВО «Государственный морской университет им. адм. Ф.Ф. Ушакова», г. Новороссийск,
E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ МОРСКОГО КОЛЛЕДЖА
В современных условиях каждый выпускник профессионального учебного заведения должен быть обладать наличием богатого арсенала знаний, умений и навыков, профессиональными компетенциями, что позволит ему быть востребованным на рынке труда. Кроме того, каждый работодатель обязательно смотрит на уровень правовой воспитанности, правовой культуры молодого специалиста. Такой подход к новоиспеченным профессиональным кадрам требует и соответствующего отношения в профессиональных учебных заведениях к правовой подготовке и правовому воспитанию учащихся, формированию каждого из них как делового, предприимчивого и энергичного специалиста, лидера трудового коллектива, умеющего эффективно действовать и брать ответственность на себя, уважающего и строго соблюдающего законы государства и нормы морали. Созданию такой конструктивной обстановки для подготовки будущих профессионалов во многом будут способствовать умело подобранные и творчески применяемые в учебном заведении педагогические условия. В статье на основе взглядов отечественных учёных обосновывается комплекс педагогических условий правового воспитания курсантов, обучающихся в учреждении среднего профессионального образования.
Ключевые слова: воспитание, курсант, педагогические условия, правовое воспитание, правовая культура, среднее профессиональное образование, учреждение, формирование.
Строительство в современной России нового, правового государства и гражданского общества требует формирования у граждан законопослушности, правового сознания, лояльности, выражающихся в наличии правовой воспитанности и правой культуры.
Для этого руководством государства, соответствующими государственными структурами предпринимается ряд конструктивных и целенаправленных мер. Проведена правовая реформа, разработан на высоком уровне полный комплект нормативно-правовых актов, обеспечивающих жизнедеятельность государства, социума и личности. В интересах воспитания нового, законопослушного гражданина разработаны: Концепция правового просвещения на период до 2020 года; Стратегия развития правового просвещения граждан в Российской Федерации; Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и др.
Все эти документы направлены на активизацию правового воспитания граждан, привития им правовой культуры, что, в конечном счёте, обеспечит создание нового, культурного, воспитанного, социально активного и законопослушного социума, в котором будет комфортно жить, трудиться и отдыхать каждому гражданину.
Вместе с тем, надо признать, что процесс правового воспитания россиян, и особенно молодёжи, идёт крайне трудно и болезненно. В молодёжной среде можно встретить такие явления, как безделье, тунеядство, наркомания, алкоголизм, проституция, аполитичность, сквернословие, преклонение перед западом, неуважительное отношение к старшему поколению и собственному государству.
Такая обстановка требует принятия экстренных мер по активизации и совершенствованию правового воспитания учащейся молодёжи, поиска новых
педагогических моделей, выбора и применения комплекса педагогических условий. Это соответствует и интересам самих юношей и девушек. Опрос курсантов морского колледжа позволил зафиксировать наличие желания у 98% учащихся обогатить свои знания в сфере права, основательно изучить права и обязанности граждан, действующие правовые нормы.
В интересах рассматриваемой темы определим, что следует понимать под термином «педагогические условия».
Анализ многочисленных определений позволил нам остановить свой выбор на дефиниции В.И. Андреева и В. А. Беликова. Так, В.И. Андреев считает, что термин «педагогические условия» означает определённый «комплекс мер, содержание, методы, приёмы и организационные формы обучения и воспитания» [1]. По мнению В.А. Беликова, изучаемый термин представляет собой установленную «совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных в педагогике задач» [2].
Следовательно, мы под педагогическими условия будем понимать сформированный исследователем комплекс конкретных мер педагогического воздействия информационно-образовательной и возможностей материально-пространственной сред, применение которых обеспечивает эффективную организацию и проведение процесса обучения и воспитания курсантов морского колледжа.
Внимательное изучение составов педагогических условий, предлагаемых Е.С. Генишер [3], А.В. Романкевич [4], С.Н. Томилиной [5], М.С. Фабриковым [6] и др. позволил нам определить и сформировать комплекс педагогических условий, наиболее приемлемых для проводимого исследования:
1. Создание информационно-образовательной среды (ИОС) правовой направленности и правового поля в морском колледже.
Термин «информационно-образовательная среда» трактуется как системно организованный комплекс информационного, учебно-методического, технического обеспечения, неразрывно связанный с человеком как субъектом образовательного процесса [7]. Важнейшими функциями ИОС являются: обучающая (способствует формированию у курсантов универсальных учебных действий, знаний, навыков и умений); развивающая (содействует развитию личности путем вовлечения в общественно-полезную деятельность); воспитательная (включает духовно-нравственное развитие, формирование качеств гражданина, патриота и профессионала); коммуникативная (обеспечивает взаимодействие всех участников образовательного процесса); управленческая (содержит административный компонент и контроль качества образования и воспитания учащихся).
Цель конструирования ИОС правовой направленности в колледже - гарантированное повышение качества правового воспитания курсантов и предоставление им равных прав и возможностей в совершенствовании своего уровня правовых знаний, воспитательно-правовой деятельности и формировании правовой позиции.
Структурными элементами ИОС правовой направленности морского колледжа являются: технологические средства, методический кабинет, электронная база данных (содержит информационно образовательные ресурсы правовой направленности), сайт колледжа, электронный документооборот
К основным требованиям ИОС правовой направленности морского колледжа относятся: а) комплексность, преемственность и системность; б) применение современных информационных технологий; в) общий методический и информационный подход; г) учёт запросов преподавателей и курсантов; д) наличие навигационной системы, позволяющей удобно осуществлять поиск и использование необходимой информации.
ИОС правовой направленности, будучи открытой педагогической системой для всех участников образовательного процесса и воспитательно-правовой деятельности, направлена на воспитание законопослушной, творческой, созидательной, социально-активной личности, обеспечивает формирование требуемой правовой компетентности курсантов, проявляемой в повседневной и профес-
Библиографический список
сиональной жизнедеятельности, а также способности к решению любых правовых задач с применением информационно-коммуникационных технологий.
2. Разработка и реализация целевой программы правового воспитания курсантов морского колледжа «Курсант и Закон», включающая модули: «Установочный» (предусматривает пояснение необходимости для курсанта овладения настоящей программой и установки на овладение её положениями); «Исторический» (содержит исторические сведения о становлении и развитии права и закона в России); «Конституционно-правовой» (направлен на изучение конституционных прав и обязанностей гражданина, основных норм и требований к личности); «Воспитательный» (состоит из мероприятий воспитательной и культурно-досуговой работы правовой направленности, существенно влияющих на формирование правового сознания и правовую культуру личности).
3. Формирование интереса у курсантов к правовым знаниям и правовым нормам.
Интерес (от лат interest - имеет значение, важно), в педагогике понимается как стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности [8]. Формирование интереса у курсантов к правовым знаниям и правовым нормам реализовывается по следующим направлениям: а) определение целей воспитательно-правовой работы; б) разъяснение курсантам при проведении учебных занятий и воспитательных мероприятий сути и ценности правовых знаний для последующей профессиональной деятельности; в) тщательный выбор форм воспитательно-правовой работы по развитию интереса к правовым знаниям у курсантов; г) создание условий для проявления курсантами своих творческих возможностей, взглядов и мнений.
4. Обеспечение готовности преподавателей колледжа к правовому воспитанию курсантов производиться по следующим путям: а) совершенствование психолого-педагогической подготовки преподавателей групповыми и индивидуальными формами работы; б) обобщение и распространение передового опыта воспитательно-правовой работы преподавателей; в) повышением уровня и качества педагогического мастерства преподавателей; г) личный пример преподавателей в соблюдении требований Конституции и законов Российской Федерации.
5. Активизация самовоспитания курсантов в воспитательно-правовой сфере.
Понятие «самовоспитание» понимается как сознательная и целенаправленная деятельность человека по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств [9]. По мнению Н.П. Шаталовой и А.Н. Томилина [10], самовоспитание хоть и предполагает самостоятельную работу учащегося, однако она невозможна без помощи преподавателя. Только в процессе педагогического сопровождения, оказания постоянной педагогической помощи учащийся сможет достигнуть достаточного уровня саморазвития, способности к самообучению, самообразованию, самовоспитанию.
В процессе самовоспитания преподаватели оказывают постоянную помощь курсантам в формировании собственной правой позиции, повышении уровня своей правовой воспитанности и правовой культуры. Для этого курсантам: а) объясняется сущность самовоспитания, его организация, система, этапность, методика проведения и подведения итогов; б) разъясняется смысл идеала, приводятся примеры идеала и предлагается осуществить выбор личного идеала как ориентира в самовоспитательной работе и своей жизни; в) демонстрируются различные варианты планирования процесса самовоспитания и оказывается методическая поддержка в составлении плана самовоспитания; д) поясняется, как налаживается собственная система контроля над процессом самовоспитания и осуществляется итоговое подведение итогов.
Таким образом, выбранные педагогические условия правового воспитания курсантов морского колледжа позволяют организовать целостный процесс воспитательно-правовой работы и сформировать у каждого курсанта необходимый уровень правовой воспитанности и правовой культуры, реализуемый им в повседневной жизни и последующей профессиональной деятельности.
1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во КГУ, 1988.
2. Беликов В.А. Образование. Деятельность. Личность: монография. Москва: Академия Естествознания, 2010.
3. Генишер Е.С. Педагогические условия воспитания правовой культуры студента. Вестник Оренбургского государственного университета. 2011; 11 (130): 183 - 189.
4. Романкевич А.В. Модель формирования правового сознания студенческой молодёжи педагогических университетов. Духовнсть особистостi: методология, теор1я i практика зврник наукових праць. Вып. № 3 (56). Луганск: Изд-во ВНУ им. В. Даля, 2013:137 - 146.
5. Томилина С.Н. Программно-диагностическое сопровождение процесса военно-патриотического воспитания флотской молодёжи: Новороссийск: РИО ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2015.
6. Фабриков М.С. Педагогические условия воспитания правовой культуры старшеклассников: монография. Владимир: Изд-во ВлГУ 2017.
7. Ильченко О.А. Организационно-педагогические условия разработки и применения сетевых курсов в учебном процессе: На примере подготовки специалистов с высшим образованием. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2002.
8. Российская педагогическая энциклопедия. Available at: Нйр://тммвокабула.рф/словари/педагогический-словарь/интерес
9. Педагогический словарь. Available at: Нйр:/Лмм/.вокабула.рф/словари/педагогический-словарь/интерес
10. Шаталова Н.П., Томилин А.Н. О некоторых инновационных формах организации самостоятельной деятельности студентов при конструктивном обучении. Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского аграрного университета. 2015; 113 (09). Available at: http://ej.kubagro.ru/2015/09/pdf/72.pdf
References
1. Andreev V.I. Dialektika vospitaniya isamovospitaniya tvorcheskoj lichnosti. Kazan': Izd-vo KGU, 1988.
2. Belikov V.A. Obrazovanie. Deyatel'nost'. Lichnost': monografiya. Moskva: Akademiya Estestvoznaniya, 2010.
3. Genisher E.S. Pedagogicheskie usloviya vospitaniya pravovoj kul'tury studenta. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011; 11 (130): 183 - 189.