Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К ПРЕПОДАВАНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К ПРЕПОДАВАНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогические условия / преподавание русского языка / педагогические ситуации / студенты педагогического вуза / pedagogical conditions / teaching the Russian language / pedagogical situations / students of a pedagogical university

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авлиякулов Зокир Авазович, Пономарева Людмила Ивановна

В статье отмечается, что социально-экономические изменения, происходящие в обществе, возлагают на высшее образование Республики Узбекистан решение задач, связанных с формированием у выпускников педагогических вузов профессиональных компетенций, обеспечивающих успешное осуществление организации образовательного процесса в школе. Актуальным на социальном, научно-теоретическом и технологическом уровнях является формирование будущего учителя, который сознательно, творчески относится к своей профессиональной деятельности, обладает такими личностными качествами, как инициативность, самостоятельность, целеустремленность, активность. Формирование названных качеств личности будущего учителя русского языка должно сопровождаться хорошим знанием преподаваемого языка, ориентацией в культуре и традициях русского народа. Для повышения эффективности образовательной среды педвуза с целью подготовки студентов к преподаванию русского языка авторами обосновывается группа педагогических условий, способствующих формированию профессиональных компетенций, необходимых для осуществления будущей педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Авлиякулов Зокир Авазович, Пономарева Людмила Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article notes that the socio-economic changes taking place in society impose on higher education of the Republic of Uzbekistan the solution of problems related to the formation of professional competencies among graduates of pedagogical universities that ensure the successful implementation of the organization of the educational process in school. Relevant at the social, scientific, theoretical and technological levels is the formation of a future teacher who is conscious, creative in his professional activities, and has such personal qualities as initiative, independence, determination, and activity. The formation of these personality traits of a future teacher of the Russian language should be accompanied by a good knowledge of the language being taught, orientation in the culture and traditions of the Russian people. To increase the efficiency of the educational environment of a pedagogical university in order to prepare students for teaching the Russian language, the authors substantiate a group of pedagogical conditions that contribute to the formation of professional competencies necessary for the implementation of future teaching activities.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К ПРЕПОДАВАНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА»

5. Трофимова, И.Г. Студенческая научно-практическая конференция на иностранном языке на техническом факультете как компонент профессиональной подготовки будущего инженера / И.Г. Трофимова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2023. - № 2(119). - С. 179-185

Педагогика

УДК 378.2

преподаватель Авлиякулов Зокир Авазович

Термезский государственный педагогический институт (г. Термез) доктор педагогических наук, профессор Пономарева Людмила Ивановна

ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К

ПРЕПОДАВАНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА

Аннотация. В статье отмечается, что социально-экономические изменения, происходящие в обществе, возлагают на высшее образование Республики Узбекистан решение задач, связанных с формированием у выпускников педагогических вузов профессиональных компетенций, обеспечивающих успешное осуществление организации образовательного процесса в школе. Актуальным на социальном, научно-теоретическом и технологическом уровнях является формирование будущего учителя, который сознательно, творчески относится к своей профессиональной деятельности, обладает такими личностными качествами, как инициативность, самостоятельность, целеустремленность, активность. Формирование названных качеств личности будущего учителя русского языка должно сопровождаться хорошим знанием преподаваемого языка, ориентацией в культуре и традициях русского народа. Для повышения эффективности образовательной среды педвуза с целью подготовки студентов к преподаванию русского языка авторами обосновывается группа педагогических условий, способствующих формированию профессиональных компетенций, необходимых для осуществления будущей педагогической деятельности.

Ключевые слова: педагогические условия, преподавание русского языка, педагогические ситуации, студенты педагогического вуза.

Annotation. The article notes that the socio-economic changes taking place in society impose on higher education of the Republic of Uzbekistan the solution of problems related to the formation of professional competencies among graduates of pedagogical universities that ensure the successful implementation of the organization of the educational process in school. Relevant at the social, scientific, theoretical and technological levels is the formation of a future teacher who is conscious, creative in his professional activities, and has such personal qualities as initiative, independence, determination, and activity. The formation of these personality traits of a future teacher of the Russian language should be accompanied by a good knowledge of the language being taught, orientation in the culture and traditions of the Russian people. To increase the efficiency of the educational environment of a pedagogical university in order to prepare students for teaching the Russian language, the authors substantiate a group of pedagogical conditions that contribute to the formation of professional competencies necessary for the implementation of future teaching activities.

Key words: pedagogical conditions, teaching the Russian language, pedagogical situations, students of a pedagogical university.

Введение. В условиях модернизации высшего образования актуальным в сфере педагогической теории и практики становится поиск решения проблемы формирования и развития у студентов мультифункциональных компетенций, важнейшей из которых является коммуникативная компетентность.

Как отмечает глава государства Ш.М. Мирзиёев, для того чтобы превратить Узбекистан в динамично развивающуюся страну, обладающую рыночной экономикой с высокой долей интеллектуального вклада в общество необходимо обратить внимание на профессиональную подготовку специалистов разных областей наук и сфер деятельности. Особую роль в этой подготовке отводят учительским кадрам. Так, 2023 год в Узбекистане был назван «Годом заботы о человеке и качественного образования». Данное решение оглашается президентом страны на ежегодном выступлении с посланием к Олий Мажлису Республики Узбекистан. Следующим, важным для нашего исследования, документом является нынешняя «Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022-20226 годы», в которой детально, попунктно обозначены цели реформирования всей системы образования республики. Например, Цель 44 гласит «Продолжение работ по укомплектованию педагогическими кадрами с высшим образованием общеобразовательных школ, особенно образовательных учреждений в отдаленных районах»; Цель 46 предусматривает «Доведение уровня охвата высшим образованием молодежи в 2022 году до 38 процентов». Это свидетельствует о важной роли подготовки будущих педагогов.

Применительно к предмету нашего исследования, следует отметить выступление спикера Сената Т.К. Нарбаевой: «сейчас в Узбекистане функционирует более 10 тыс. общеобразовательных учебных заведений, в которых русский язык включен в обязательную программу, а в 10% этих школ обучение осуществляется только на русском языке». Т.К. Нарбаева сослалась на слова Президента страны Ш.М. Мирзиёева, который отметил, что «великая русская культура всегда была и будет неотъемлемой частью духовной жизни узбекского общества, а язык, как известно, является неотъемлемой частью любой культуры». Следовательно, необходимо подготовить будущих учителей, готовых обучать русскому языку (как иностранному) детей в общеобразовательных школах [3].

Изложение основного материала статьи. Поскольку изучение любого иностранного языка сопровождается необходимостью мотивировки у обучающихся, особую сложность в этом процессе имеет не просто овладение русским языком, а готовность донести особенности его усвоения для обучающихся узбекских школ. При этом, очевидной необходимостью является подготовка студентов - будущих учителей к приобщению к культуре и традициям изучаемого языка. В связи с чем, на первый план выходит обоснование применения педагогических условий, способствующих усвоению самими студентами педагогических вузов русского языка [6].

В системе образования под педагогическими условиями рассматривается комплекс факторов, обусловливающих эффективное функционирование образовательной деятельности, направленной на достижение определенной цели [2]. По мнению А.Я. Найна педагогические условия выступают необходимым компонентом процесса обучения, поскольку они ориентированы на решение конкретных проблем в обучении и повышают успешность педагогической деятельности [6]. Итак, в нашем исследовании под организационно-педагогическими условиями понимается сочетание декларативных и имманентных факторов, обеспечивающих успешную реализацию поставленных образовательных задач; совокупность организационно-содержательных и социально-экономических детерминант, повышающих эффективность изучения русского языка студентами.

Собственно подготовка студентов к преподаванию русского языка заключена в формат преподавания педагогических дисциплин, предусматривающий создание педагогических условий, определяющий организационные формы, приемы, изучения русского языка, которые приближают студентов к реальной профессиональной практике [7].

Первое педагогическое условие - включение в занятия по изучению русского языка ситуаций, в которых студенты принимают на себя различные социальные роли: гид - турист; продавец - покупатель; врач - пациент и др. Кроме того, на занятиях необходимо использовать различные интерпретации личности: языковой, коммуникативной, смыслообразующей, креативной и др., при реализации таких концептов как Мир, Жизнь, Дружба, Любовь, Труд и др.

Реализация первой группы условий направлена формирование коммуникативной компетенции и осуществлялась в соответствии с ведущим принципом когнитивно-дискурсивной парадигмы лингвистического знания.

Применение концепта «говорящего субъекта и адресата», на занятиях по изучению русского языка способствует не только организации взаимодействия, но и различным сочетаниям денотативных и коннотативных значений языковых единиц. На лекционных и практических занятиях по изучению русского языка мы основывались на общенаучном характере трехмерной модели, разработанной Ю.Н. Карауловым, которая состоит из лингвокогнитивного, вербально-семантического и мотивационного компонентов [5].

Второе педагогическое условие - разработка педагогического силлабуса по самостоятельному выполнению комплекса заданий исследовательского, аналитического характера вне образовательного процесса. «Силлабус как средство организации самостоятельной работы студентов является тем управляющим механизмом, который обеспечивает активизацию познавательной деятельности, самостоятельное определение «самодвижения» студентов к решению поставленных задач» [4].

В формировании языковой компетентности студентов - будущих учителей, педагогический силлабус позволяет сформулировать чёткую последовательность действий по выполнению заданий исследовательского характера, которые маршрутизируются по заданному алгоритму, последовательности выполнения заданий, соотнесения с изучаемыми темами (в основном это работа с текстом). Важным компонентом педагогического силлабуса является рефлексивный, который выступает одним из конструктивных ресурсов в осознании собственных достижений в овладении компонентами языковой компетентности [41.

Следует отметить, что чёткого алгоритма составления силлабуса не предусмотрено, и в силу этого преподаватель в контексте формирования языковой компетентности определяет требования к работе в структуре силлабуса, перечень исследовательских заданий, форму отчетности.

Важным является рациональная организация студентами самостоятельной работы в выполнении заданий, носящих исследовательский характер, при этом функция педагога - сопровождение и педагогическая поддержка [1].

Подчеркнем, что студенты в логико-процессуальной и содержательной структуре педагогического силлабуса самостоятельно фиксируют, накапливают и оценивают свои достижения, целенаправленно наращивают результаты индивидуальной деятельности, оценивают её соответствие заданным критериям, овладевают критической саморефлексией в оценке своих сильных и слабых сторон, динамики собственных способностей и навыков в организации и проведении педагогической работы и готовности к будущей профессионально-педагогической деятельности.

Комплекс заданий для студентов, требующих исследовательского, аналитического подхода в выполнении может быть самым разнообразным, например, составить ассоциативно-вербальную сеть слову «Дом»: жилище - хижина - квартира -здание - изба - обитель - коттедж...; подобрать к нему прилагательное (какой он бывает?): отчий - многоквартирный -пятиэтажный - уютный - деревенский - жилой ...; составить устойчивое выражение со заданным словом и объяснить его значение: чувствовать себя как дома - владеть домом - домашние дела - домашний ребенок...

Данные задания сопровождаются разделом педагогического силлабуса «Методические рекомендации», в которых студенты могут ознакомиться с правилами написания эссе на заданную тему, подбора русских пословиц и поговорок и др.

Педагогический силлабус в описываемом педагогическом условии вступает как одна из форм самостоятельной деятельности, которая имеет свою логику, регулируется сознанием и активностью личности, функционально направлена на удовлетворение познавательных, интеллектуальных потребностей студентов, способствующая пониманию специфики русского языка.

Третье педагогическое условие связано с включенностью студентов в профессионально-педагогическую деятельность. Профессионально-педагогическая деятельность предполагает отработку различных навыков и умений на семинарских занятиях, в психолого-педагогических практикумах, педагогической практике в школе, конкурсах исследовательских работ, интеллектуальных марафонах идр.:

- гностические умения, т.е. способность будущих учителей анализировать обучающихся, учебный процесс, особенности конкретной группы инофонов, средства обучения русскому языку, а также индивидуальные возможности (владение родным языком), коммуникативно-языковые способности; умения обосновывать и подбирать методы и средства обучения; объективно оценивать ход образовательного процесса и достижения обучающихся;

- проектировочные умения, данную группу составляют умения доносить в свободной и доходчивой форме образовательные задачи, определять методическую структуру урока по русскому языку, подбирать способы работы с новым учебным материалом и закреплять изученный, уметь прогнозировать ошибки в речи детей, исправлять недочеты и осуществлять разные формы контроля (текущий, промежуточный, итоговый);

- конструктивные умения - это умения пользоваться имеющимся материалом, подбирать методы и приемы лучшего усвоения особенностей русского языка, самостоятельно разрабатывать конспекты разных видов уроков, использовать коммуникационные технологии и интернет-средства в образовательном процессе [8];

- организаторские умения, по большей части, определяют сформированные профессиональные навыки, способствующие сосредоточению внимания обучающихся на основных моментах изучаемого материала, активизации познавательно-коммуникативной деятельности, мотивации и стимуляции в изучении русского языка, организации коллективной и индивидуальной работы учеников в изучении языка;

- коммуникативные умения - умение применять различные технологии межличностного взаимодействия, подбирать тексты для интересного изучения, сценарии общения сверстников, предупреждать конфликты в детской среде.

Выводы. Резюмируя вышесказанное, следует заключить, что процесс подготовки студентов педагогического вуза к будущему преподаванию русского языка в школах Республики Узбекистан предполагает включенность студентов в образовательную деятельность по изучению языка с отработкой необходимых профессиональных навыков и умений в непосредственном его преподавании. Применение разработанных педагогических условий обладают функционально-формирующим потенциалом в формировании коммуникативной, языковой и профессионально-личностной компетентности студентов вуза - будущих учителей русского языка. Важно, что в педагогических условиях данного комплекса, как необходимых и достаточных, профессиональная деятельность по преподаванию русского языка в школе осознаётся студентами как личностно и методико-инструментально значимая, необходимая в будущей педагогической деятельности.

Литература:

1. Бубновская, О.В. Научное исследование как форма организации самостоятельной работы студента / О.В. Бубновская // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. -2013. - № 11-2,- С. 62-65

2. Ганн, Н.Ю. Подготовка будущих педагогов в условиях интеграции систем высшего педагогического, общего и дополнительного образования / Н.Ю. Ган, Л.И. Пономарёва // Образовательный Вестник «Сознание». - 2021. - Том 23. - №9 /2021,-С. 13-19

3. Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О государственном языке Республики Узбекистан» https://yuz.uz/ru/news/odobren-zakon-respubliki-uzbekistan-o-gosudarstvennom-yazke-respubliki-uzbekistan

4. Каштанова, В.А. Силлабус как инструмент регулирования учебной деятельности студентов / В.А. Каштанова, С.Н. Кудрявцева // Вестник Мининского университета. - 2016. - № 2(15). - С. 5-9

5. Караулов, Н.Ю. Лингвокультурное сознание русской языковой личности: моделирование состояния и функционирования / Ю.Н. Караулов, Ю.Н. Филиппович. - Изд-во: Моск. гос. лингвист, ун-т, 2008 - 288 с.

6. Пономарева, Л.И. Практико-ориентированные механизмы подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности / Л.И. Пономарева, Н.Ю. Ган // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Научный журнал : - Ялта: РИО ГПА,2021.-Вып. 72.-Ч. 4. - С. 218-221

7. Пономарева, Л.И. Целевые ориентиры подготовки студентов педагогических вузов в системе интеграции образовательных уровней / Л.И. Пономарева, Н.Ю. Ган // Детство, открытое миру: Сборник материалов XII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Омск, 2022. - С. 272-273

8. Ryndina, Yu.V. Formation of research competence of students in the classroom / Yu.V. Ryndina 11 Young scientist. - 2011. -№4(27).-Vol.2.-Pp. 127-131

Педагогика

УДК 372.891;004.94

доктор биологических наук Адиева Айна Ахмедовна

ГАОУ ДО РД «Центр развития талантов «Альтаир» (г. Махачкала); кандидат технических наук, доцент Меджидов Марат Ахмедович

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет» (г. Махачкала); преподаватель Мусина Лилия Фаритовна

ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет» (г. Казань)

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СТРАТЕГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОНЛАЙН-РЕСУРСОВ

Аннотация. Данная статья рассматривает важную роль экологического образования. Авторами проанализированы стратегии преподавания, основанные на интеграции информационных технологий, а также использование онлайновых ресурсов в учебном процессе. Обсуждаются преимущества такого подхода, включая повышение доступности образовательных материалов, активизацию интерактивного обучения и формирование экологического сознания. Также рассмотрены вызовы, с которыми сталкиваются преподаватели при внедрении информационных технологий в экологическое образование, и предложены пути их преодоления. Подчеркнута важность дальнейшего развития и интеграции информационных технологий в образовательный процесс для эффективного формирования экологически грамотного поколения. В статье делается вывод о том, что одним из ключевых аспектов успешной реализации информационных технологий в экологическом образовании является разработка и применение инновационных стратегий преподавания. Процессы обучения могут быть организованы таким образом, чтобы стимулировать активное взаимодействие студентов с информационными ресурсами, провоцировать обсуждения и коллективное решение экологических проблем, а также способствовать развитию критического мышления и навыков принятия решений.

Ключевые слова: информационные технологии, экологическое образование, экологическая грамотность, обучение, коммуникация, профессиональное развитие.

Annotation. This article examines the important role of information technology in modern environmental education. Teaching strategies based on the integration of information technology and the use of online resources in the teaching process are analyzed. The advantages of this approach are discussed, including increasing the accessibility of educational materials, enhancing interactive learning, and fostering environmental awareness. The challenges faced by teachers in introducing information technologies in environmental education are also discussed and ways to overcome them are suggested. In conclusion, the importance of further development and integration of information technologies into the educational process for effective formation of an ecologically literate generation is emphasized. The article concludes that one of the key aspects of the successful implementation of information technologies in environmental education is the development and application of innovative teaching strategies. Teaming processes can be organized in such a way as to stimulate students' active interaction with information resources, provoke discussions and collective solutions to environmental problems, as well as contribute to the development of critical thinking and decision-making skills.

Key words: information technology, environmental education, environmental literacy, learning, communication, professional development.

Введение. В настоящий момент в мире резко обострились проблемы экологии. При этом учёными отмечается всё возрастающая роль образования в формировании экологического сознания подрастающего поколения, которое сможет в дальнейшем уберечь планету Земля от экологической катастрофы. Это связано с тем, что существующее поколение уже получило определённые пробелы в образовании в заданном направлении и не способны удержать всё ухудшающуюся экологическую ситуацию.

Как отмечают педагоги - практики П.Б. Байханов [2; 3], Ю.В. Сорокопуд, О.М. Коломиец, A.C. Канюк, Н.И. Соколова [11] заметную роль в повышении качества образования, в том числе, экологического, играют современные информационные технологии. Они помогают более эффективно сформировать у подрастающего поколения осознанное и ответственное отношение к окружающей среде, так как позволяют наглядно показать обучающимся катастрофические последствия не соблюдения экологических норм ведения народного хозяйства. Тем самым в экологическом образовании (далее - ЭО) информационные технологии играют ключевую роль. Рассмотрим подробнее роль информационных технологий в обеспечении ЭО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.