Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХНАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХНАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
25
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / IT-ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / БЕЗОПАСНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Мелоян Владимир Георгиевич, Хетагурова Талина Геннадьевна

В статье отмечается, что информационные технологии, применяемые в деятельности правоохранительных структур, направлены на улучшение розыскных мероприятий, на основе сбора информации её хранения, обработки и передаче по запросу компетентных органов. Педагогические условия обеспечения информационных технологий в деятельности правоохранительных органов связаны, с раскрытием понятий информационная технология, информационная система и её свойств, а также метод обучения будущих сотрудников правоохранительных структур. Особую значимость приобретают вопросы, отражающие требования к уровню освоения навыками и умениями в области применения IT-технологий сотрудниками правоохранительных органов. Рассмотрена классификация информационных технологий по основным видам, элементам и её назначению. Основополагающая роль в информационном обеспечении структур правоохранительных органов отводится системе учетов, которая способствует получению, обработке и анализу информации, а также розыскным мероприятиям. Выделена проблема обеспечения безопасности информационных систем правоохранительных органов, при их использовании. Рассмотрены основные функции информационных систем, обеспечивающие её эффективное функционирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR ENSURING INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE ACTIVITIES OF LAW ENFORCEMENT BODIES

The article notes that "information technologies used in law enforcement are a set of processes for the collection, storage, processing and transmission of information carried out using computer technology". Pedagogical conditions for providing information technologies in the activities of law enforcement agencies are associated with the disclosure of the concepts of information technology, information system and its properties. Of particular importance are the issues reflecting the requirements for the level of mastering skills and abilities in the field of application of IT technologies by law enforcement officers. The classification of information technologies by main types, elements and its purpose is considered. A fundamental role in the information support of law enforcement agencies is assigned to the accounting system, which contributes to the receipt, processing and analysis of information, as well as investigative measures. The problem of ensuring the security of information systems of law enforcement agencies when using them is highlighted. The main functions of information systems that ensure its effective functioning are considered.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХНАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ»

Выводы. Создание национально ориентированной учебной литературы в Крыму в XIX - начале XX веков было связано с необходимостью сохранения и развития культурного наследия народов полуострова. Национальные движения и педагоги, работавшие в этом направлении, столкнулись с трудностями и ограничениями со стороны российских властей, однако продолжили свою деятельность, создавая национальные школы, издавая газеты и книги на родном языке. Создание национально ориентированной учебной литературы не только способствовало сохранению и развитию культурного наследия народов Крыма, но и позволяло учитывать специфику национальной культуры и традиций при обучении детей. Методики обучения, разработанные педагогами и национальными деятелями, учитывали специфику национальной культуры и традиций, что способствовало более эффективному и качественному обучению детей.

Литература:

1. Гадеев, А.В. Крымские татары: межэтнические и межнациональные проблемы / А.В. Гадеев, Е.Я. Тимофеева // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. - 2020. - № 4(35). - С. 5-9. - EDN ZHPTPU.

2. Глузман, Н.А. Использование педагогического наследия как основы становления профессионализма будущего учителя Республики Крым / Н.А. Глузман // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - № S1. - С. 39-43. -EDN VTYUFF.

3. Дельнов, А. Крым [Текст]: большой исторический путеводитель: [12+] / Алексей Дельнов. - 2-е изд., испр. и доп. -Москва: Э, 2016. - 653 с.

4. Коджа, Е.А. Крымские татары: опыт формирования идентичности / Е.А. Коджа // Этнос и культура в эпоху глобализации: Сборник материалов IV Международной научной очно-заочной конференции, Республика Абхазия, Сухум, 01-02 июля 2021 года. - Республика Абхазия, Сухум: КубГТУ, 2021. - С. 339-346. - EDN SLKQFN.

5. Краткая история Крыма: от древности до начала XXI в.: коллективная монография / РАН, ИНИОН, Центр социал.науч. информ. исследований, отд. истории; отв. ред. д-р ист.наук В.П. Любин; отв. за выпуск канд. ист.наук Т.М. Фадеева. - Москва: ИНИОН РАН, 2022. - 312 с.

6. Рокина, Г.В. Крымские тексты в истории, литературе и политике / Г.В. Рокина // Запад - Восток. - 2015. - № 8. -С. 5-8. - EDN VHEYMB.

7. Хайруддинов, М.А. Народная педагогика крымских татар: испытание чужбиной / М.А. Хайруддинов // Этнопедагогический ежегодник: Посвящается Году этнопедагогики в ЧГПУ им. И.Я. Яковлева и 90-летию со дня рождения академика РАО, профессора, д. пед. н. Волкова Геннадия Никандровича. Том 10. - Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2017. - С. 185-191. - EDN ZUNQEL.

Педагогика

УДК 004.9

кандидат педагогических наук, доцент Мелоян Владимир Георгиевич

Северо-кавказский филиал российского государственного университета правосудия (г. Краснодар); студентка Хетагурова Талина Геннадьевна

Северо-кавказский филиал российского государственного университета правосудия (г. Краснодар)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРАВООХНАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Аннотация. В статье отмечается, что информационные технологии, применяемые в деятельности правоохранительных структур, направлены на улучшение розыскных мероприятий, на основе сбора информации её хранения, обработки и передаче по запросу компетентных органов. Педагогические условия обеспечения информационных технологий в деятельности правоохранительных органов связаны, с раскрытием понятий информационная технология, информационная система и её свойств, а также метод обучения будущих сотрудников правоохранительных структур. Особую значимость приобретают вопросы, отражающие требования к уровню освоения навыками и умениями в области применения lT-технологий сотрудниками правоохранительных органов. Рассмотрена классификация информационных технологий по основным видам, элементам и её назначению. Основополагающая роль в информационном обеспечении структур правоохранительных органов отводится системе учетов, которая способствует получению, обработке и анализу информации, а также розыскным мероприятиям. Выделена проблема обеспечения безопасности информационных систем правоохранительных органов, при их использовании. Рассмотрены основные функции информационных систем, обеспечивающие её эффективное функционирование.

Ключевые слова: информационные технологии, IT-технологии, информационные системы, автоматизированные информационные системы, безопасность информационных систем.

Annotation. The article notes that "information technologies used in law enforcement are a set of processes for the collection, storage, processing and transmission of information carried out using computer technology". Pedagogical conditions for providing information technologies in the activities of law enforcement agencies are associated with the disclosure of the concepts of information technology, information system and its properties. Of particular importance are the issues reflecting the requirements for the level of mastering skills and abilities in the field of application of IT technologies by law enforcement officers. The classification of information technologies by main types, elements and its purpose is considered. A fundamental role in the information support of law enforcement agencies is assigned to the accounting system, which contributes to the receipt, processing and analysis of information, as well as investigative measures. The problem of ensuring the security of information systems of law enforcement agencies when using them is highlighted. The main functions of information systems that ensure its effective functioning are considered.

Key words: information technologies, IT technologies, information systems, automated information systems, information systems security.

Введение. В правоохранительных органах, с учетом специфики деятельности, применяются специальные информационные технологии, способствующие профилактике и раскрытию преступлений.

Поэтому в процессе обучения и переподготовки сотрудников правоохранительных органов применяется метод персонального обучения в специализированной аудитории под руководством преподавателя с использованием электронных образовательных технологий и индивидуальным подходом к каждому из студентов либо слушателей.

В статье «Case-study как эффективная технология обучения юристов» авторами отмечается, что «качество подготовки характеризуется уровнем формирования, как общих, так и профильных компетенций будущего специалиста» [3, С. 189].

Актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования большого массива информации для эффективного функционирования правоохранительных органов.

Изложение основного материала статьи. Нами под информационными технологиями (ИТ) понимается совокупность приёмов и методов преобразования информации в готовый продукт, по запросу пользователя.

Целью информационных технологий является производство информации для человеческого анализа и принятие на её основе решений по выполнению действия [1, С. 10].

Эффективное использование ИТ связано с рассмотрением следующих функций ИС.

- получение информации, связана с необходимостью определения источника информации, её фильтрации и сортировки;

- распространение информации, на основе определении канала передачи информации от источника к пользователю;

- хранение данных, возможность поддержания информации в первоначальном виде и её получения по требованию пользователя.

Выделяют следующие классифицирующие критерии ИС:

а) уровень автоматизации определяет:

- интегрированные ИС, предполагающие присутствие сотрудников на постоянной основе и создание эффективной системы;

- автоматические ИС, не требующие постоянного присутствия персонала.

б) по способу переработки выделяют:

- информационно-справочные ИС, основное назначение которых заключается в нахождение нужной информации и её выводе по запросу пользователя;

- информационно-решающие системы, это системы где информация обрабатываются с применением большого массива информации и прикладных пакетов программ.

Информационно-решающие системы - системы, осуществляющие накопление, обработку и переработку информации с использованием прикладного программного обеспечения.

в) по сфере использования различают следующие ИС:

- информационно-экономическая ИС основное назначение которой заключается в выполнении управленческих на предприятии;

- ГИС - система, отражающая пространственное расположение различных объектов;

- другие ИС.

г) по количеству решаемых задач существуют следующие ИС:

- персональная, направлена на удовлетворение потребностей отдельного индивидуума;

- коллективная информационная система предназначена для использования всеми сотрудниками отдела;

- корпорационная ИС обеспечивает процессы сбора и анализа информации о предприятии и её мако-среде с целью эффективного установления вертикальных и горизонтальных связей, обеспечивающих нормальное функционирование предприятия.

Информационные технологии, используемые правоохранительными структурами, традиционно разбивают на две группы:

- основные ИТ (универсальные) - применяются всеми, кто задействован в производственной, коммерческой, финансовой и других сферах деятельности;

- специальные ИТ разработаны с учётов определённого вида деятельности правоохранительных структур.

Средством повышения эффективности труда и достижения и намеченных целей является использование алгоритмов

информационных систем и технологий.

Под информационными технологиями в деятельности правоохранительных структур понимается процесс чётко структурированных правил выполнения работы с массивом информации.

Информационная система представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов ИТ, обеспечивающая достижение конкретной цели.

Рассматривая вопросы педагогических аспектов применения ИТ достаточно рассмотреть элементы ИС.

Традиционно выделяют следующие элементы ИС:

- информация, представляющая сообщения, независимо от способа её представления, используемая в дальнейшем используется для решения задач;

- источники информации, определяемые в период планирования и осуществления розыскных мероприятий;

- каналы информации - способы осуществления целенаправленной передачи информации от одного субъекта другому (пользователю);

- средства пользователя, наличие встроенного командного интерфейса. для работы с устройствами.

Использование АИС в правоохранительных структурах связано с применением следующих её типов:

1. АСОД, применяется в структуре МВД, для обработки статистических данных.

2. АИПС (автоматизированные информационные поисковые системы), используются следующие её типы:

- «Автопоиск» формирует данные об автотранспортных средствах, которые были угнаны, задержаны или похищены;

- «Аэропорт» генерирует паспортные данные граждан, по которым объявлен розыск, а также, информацию о паспортах, которые были потеряны;

- «Криминал - И» содержит информацию о лицах, не имеющих гражданства, а также иностранцах, совершивших противоправные деяния;

- «Насилие» включает данные о всех противоправных случаях, направленные с нарушением прав личности, как раскрытые, так и нераскрытые).

3. АИИС - системы, которые созданы для предоставления информации справочного:

- систему «Кадры», направленную на автоматизацию процесса управления кадрами;

- АИСС «Сводка» обеспечивает обработку и составление отчётов о правонарушениях в системе МВД России;

- «Грузы ЖД» - включает все правонарушения (раскрытые и нераскрытые), связанные с хищением багажа и грузов в системе РЖД.

4. Автоматизированные рабочие места (АРМ), обеспечивающие выполнение функциональных обязанностей сотрудниками правоохранительных структур. Одним из часто используемых является АРМ «ГРОВД».

5. АСУ (автоматизированные системы управления) - система, обеспечивающая автоматизацию процессов менеджмента в различных структурах. К примеру, в системе МВД функционирует АСУ «Дежурная часть».

6. Экспертные системы (ЭС) следующего типа:

- ЭС «Автоэкс», которая применяется при экспертизе ДТП, для установления возможности предотвращения происшествия участниками ДТП.

- ЭС «Блок» помогает определить, способы совершения хищений при строительстве объектов.

В целях эффективного использования информационных технологий, необходимо создать информационно-образовательную среду для сотрудников правоохранительных органов, которая будет обеспечивать:

- процесс обучения персонала методам сбора, хранения и обработки информации, для решения конкретных задач;

- регистрацию первичной информации о правонарушениях и лицах, совершивших правонарушение;

- методику ведения отчётности об управленческой деятельности.

Информационное обеспечение правоохранительных структур, способствующее эффективности её деятельности невозможно без создания системы учёта данных о правонарушениях и лицах, совершивших данное правонарушение [2, С. 26].

Система учётов способствует своевременному получения информации, ориентированной на эффективность розыскных мероприятий и профилактику предупреждений преступлений.

Внедрение ИТ в структуре Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) основано на создании локальных, региональных и федеральных информационно-вычислительных сетей, с применением современной компьютерной техники и, которые совершенствованию и расширению функций в области организации работы ОВД.

Основные информационные системы ОВД предназначены для получения, хранения и обработки получаемой информации, так же помогают вести учетные записи.

Для каждой отдельной ИС в этой структуре есть свои задачи и цели, они помогают систематизировать информацию и упрощают ее поиск.

Министерство внутренних дел (МВД) при помощи ИС могут предоставлять информацию в соответствии с существующими государственными услугами. Самая востребованная услуга заключается в предоставлении информации в сфере правонарушений ПДД. В данной структуре преобладают информационные системы, которые помогают следить за правопорядком и обеспечить безопасность граждан.

Несмотря на большое количество созданных информационных систем, которые помогают в осуществлении деятельности правоохранительных органов, выполняя сразу несколько задач и ускоряя этим работу структур, остаются и те области, где информационные технологии не достигли своего практического применения или еще не полностью освоены нынешним обществом.

Выводы. На основе вышесказанного, можно сформулировать следующие основные выводы:

1. Использование различных информационных систем в юридической деятельности, способствуют хранению, получению и обмену большого количества информации, а также решению специфических задач и эффективности работы сотрудников правоохранительных структур.

2. Создание педагогических условий обеспечения информационных технологий будет способствовать широкому применению ИС в работе правоохранительных структур и достижению целей, посредством решения задач.

3. Применение IT-технологий будет обеспечивать безопасность и защиту базы данных и обеспечивать бесперебойную работу и защиту от несанкционированных внешних воздействий.

4. Существуют необходимость внедрения информационных технологий в тех областях, где не достигли своего практического применения.

Литература:

1. Бегларян, М.Е. Понятия, технологии и процессы для юридической информационной сферы: Учеб. пособие / М.Е. Бегларян, В.Г. Мелоян, И.А. Терентьев. - Москва: РГУП, 2020. - 112 с.

2. Комелькова, Я.В. Применение информационных технологий в правоохранительной деятельности / Я.В. Комелькова // StudNet. - 2022. - Т. 5. - № 5. - С. 26.

3. Мелоян, В.Г. Case-study как эффективная технология обучения юристов / В.Г. Мелоян, М.Е. Бегларян // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: Ялта. - 2022. -Вып. 75, часть 4. - С. 189-192

Педагогика

УДК 372.853

доктор физико-математических наук, профессор Милинский Алексей Юрьевич

Благовещенский государственный педагогический университет (г. Благовещенск)

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ПРАКТИКУМА НА ПРИМЕРЕ КУРСА

«МАГНЕТИЗМ»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация. Демонстрационный и лабораторный физические эксперименты позволяют воспроизводить физические явления в учебных классах с помощью специальных приборов. В условиях информатизации образования компьютерное моделирование различных физических экспериментов давно стало неотъемлемой частью виртуальной образовательной среды. Виртуальные демонстрации физических процессов и явлений, компьютерные симуляции лабораторных работ широко распространены на рынке программной продукции. Наиболее активным потребителем этой продукции является средняя школа. Использование виртуальных лабораторных работ позволяет снять ряд ограничений и сделать лабораторные работы более живыми и интересными, повышая при этом качество образования. В данной работе приведены некоторые методические рекомендации для виртуального эксперимента по теме «Магнетизм» в учебном процессе средней школы. Ключевые слова: физика, магнетизм, виртуальная реальность, эксперимент, школа, урок.

Annotation. Demonstration and laboratory physical experiments allow reproducing physical phenomena in classrooms with the help of special devices. In the conditions of informatization of education, computer modeling of various physical experiments has long been an integral part of the virtual educational environment. Virtual demonstrations of physical processes and phenomena, computer simulations of laboratory work are widespread in the software market. The most active consumer of these products is the secondary school. The use of virtual laboratory work allows you to remove a number of restrictions and make laboratory work more lively and interesting, while improving the quality of education. This paper presents some methodological recommendations for a virtual experiment on the topic of "Magnetism" in the educational process of secondary school. Key words: physics, magnetism, virtual reality, experiment, school, lesson.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.