Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ НАЦИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В КРЫМУ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ'

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ НАЦИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В КРЫМУ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЫМ / ИСТОРИЯ / УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА / ПЕДАГОГИКА / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матюхина Наталья Сергеевна

Данная статья посвящена социально-педагогическим предпосылкам создания национально ориентированной учебной литературы в Крыму в XIX - начале XX веков. Рассмотрены исторические факторы, способствовавшие возникновению данного явления, а также роль педагогов и национальных деятелей в развитии национально-ориентированного образования. Автор обращает внимание на трудности, с которыми сталкивались национальные движения при создании учебных материалов, и на их усилия по сохранению и развитию культурного наследия народов Крыма. Результатом усилий педагогов и национальных деятелей стали первые татарские и крымские школы, а также создание новых методик обучения, учитывающих специфику национальной культуры и традиций. Работа в этом направлении продолжалась несмотря на трудности и ограничения, что привело к сохранению и развитию национальных языков и культуры народов Крыма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PEDAGOGICAL PREREQUISITES FOR THE CREATION OF NATIONALLY ORIENTED EDUCATIONAL LITERATURE IN THE CRIMEA IN THE XIX - EARLY XX CENTURIES

This article is devoted to the socio-pedagogical prerequisites for the creation of nationally oriented educational literature in the Crimea in the XIX - early XX centuries. The historical factors that contributed to the emergence of this phenomenon, as well as the role of teachers and national figures in the development of nationally oriented education are considered. The author draws attention to the difficulties faced by national movements in creating educational materials, and to their efforts to preserve and develop the cultural heritage of the peoples of the Crimea. The efforts of teachers and national figures resulted in the first Tatar and Crimean schools, as well as the creation of new teaching methods that take into account the specifics of national culture and traditions. Work in this direction continued despite difficulties and limitations, which led to the preservation and development of the national languages and culture of the peoples of the Crimea.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ НАЦИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В КРЫМУ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ»

• подготовка и изучение информационно-методических материалов о характере воздействия человека на окружающую среду;

• привлечение студентов к практике сохранения окружающей среды, ее улучшения;

• формирование личностных качеств студентов (гуманность, бережливость, ответственность) [11].

Таким образом, экологическое мировоззрение студентов высших учебных заведений формируется на основе буквально всех элементов образовательной среды университета. Здесь важна и методическая база, и воспитательная работа, и научно-исследовательская активность обучающихся. Но ключевой задачей, с нашей точки зрения, остается внедрение экологических знаний, ценностей и базирующихся на них компетенций во все без исключения профессиональные навыки и умения, которые приобретаются молодым специалистом в процессе получения высшего образования.

Выводы. Рассмотрев специфику и структурно-процессуальные особенности формирования экологического мировоззрения студенчества в качестве социокультурного феномена, выделим несколько итоговых тезисов. Во-первых, экологическая проблематика перестала быть дифференцированной системой знаний, а вышла на мировоззренческий уровень, то есть, пронизывает все когнитивные, аксиологические, социально-практические формы самореализации личности. Во-вторых, образовательная среда подготовки будущих специалистов должна рассматривать экологическое мышление и мировоззрение в качестве интегрального междисциплинарного элемента формирования профессиональных компетенций. В-третьих, университетские программы подготовки, методические и учебные принципы должны ориентировать будущих специалистов на целостное осознание персональной экологической ответственности. Это значит, что компетентный профессионал реализует свой потенциал как ответственного в экологическом плане социального субъекта на всех уровнях - познавательном, ценностном, практическом, личностно-эмоциональном, социокультурном.

Литература:

1. Бабаян, Э.Г. Основные принципы реализации системно-деятельностного подхода в экологическом образовании студентов педагогического вуза / Э.Г. Бабаян // Экология речных ландшафтов: Сборник статей по материалам III Международной научно-экологической конференции. - Краснодар: КубГАУ, 2019. - С. 54-61

2. Бадьина, Т.А. Формирование экологического мировоззрения у студентов-геологов: монография / Т.А. Бадьина, Л.В. Моисеева, В.Д. Ширшов. - Екатеринбург, 2018. - 181 с.

3. Бобылева, Л.А. Направления эколого-педагогической подготовки учителя в условиях вуза / Л.А. Бобылева // Повышение качества подготовки педагогических кадров: Проблемы. Инновационные технологии. Опыт. Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Владикавказ, 19-20 декабря 2018. - Владикавказ: СевероОсетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова. - 2019. - С. 49-53

4. Бубела, О.В. Экологическое образование студентов как социокультурный феномен / О.В. Бубела // Наука и образование: научно-практический журнал. - 2012. - № 1. - С. 99-102

5. Гусейнов, Р.М. Специфические особенности формирования экологического мировоззрения студентов технических вузов / Р.М. Гусейнов, Л.Р. Азизова // Известия ДГПУ. Серия: Психолого-педагогические науки. - 2013. - № 3. - С. 74-79

6. Левченко, Н.В. Формирование экологически ориентированного мировоззрения в системе образования: теоретические подходы / Н.В. Левченко // Интеграция образования. - 2016. - № 3. - Том 20. - С. 364-373

7. Миронов, А.Г. Формирование экологической направленности мировоззрения студентов / А.Г. Миронов, С.А. Цыплакова, Д.Г. Сидорова // Российский журнал образования и психологии. - 2018. - № 11. - Том. 9. Современные исследования социальных проблем. - С. 157-168

8. Фиалко, А.И. Формирование экологической культуры студентов технических специальностей / А.И. Фиалко, А.М. Сенан // Современные проблемы профессионального образования: тенденции и перспективы развития. Сборник научных статей II Всероссийской научно-практической конференции. Калуга, 12 ноября 2021. - Калуга: ФБГОУ ВПО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского», 2021. - С. 377-387

9. Шлюндт, С.А. Компетентностный подход в экологическом образовании / С.А. Шлюндт // Педагогическое образование в России. - 2012. - № 4. - С. 145-149

Педагогика

УДК 371

заместитель начальника управления - начальник отдела общего образования Матюхина Наталья Сергеевна

МКУ Управление образования администрации города Симферополь (г. Симферополь)

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ НАЦИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В КРЫМУ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ

Аннотация. Данная статья посвящена социально-педагогическим предпосылкам создания национально ориентированной учебной литературы в Крыму в XIX - начале XX веков. Рассмотрены исторические факторы, способствовавшие возникновению данного явления, а также роль педагогов и национальных деятелей в развитии национально-ориентированного образования. Автор обращает внимание на трудности, с которыми сталкивались национальные движения при создании учебных материалов, и на их усилия по сохранению и развитию культурного наследия народов Крыма. Результатом усилий педагогов и национальных деятелей стали первые татарские и крымские школы, а также создание новых методик обучения, учитывающих специфику национальной культуры и традиций. Работа в этом направлении продолжалась несмотря на трудности и ограничения, что привело к сохранению и развитию национальных языков и культуры народов Крыма.

Ключевые слова: Крым, история, учебная литература, педагогика, национальные особенности.

Annotation. This article is devoted to the socio-pedagogical prerequisites for the creation of nationally oriented educational literature in the Crimea in the XIX - early XX centuries. The historical factors that contributed to the emergence of this phenomenon, as well as the role of teachers and national figures in the development of nationally oriented education are considered. The author draws attention to the difficulties faced by national movements in creating educational materials, and to their efforts to preserve and develop the cultural heritage of the peoples of the Crimea. The efforts of teachers and national figures resulted in the first Tatar and Crimean schools, as well as the creation of new teaching methods that take into account the specifics of national culture and traditions. Work in this direction continued despite difficulties and limitations, which led to the preservation and development of the national languages and culture of the peoples of the Crimea.

Key words: Crimea, history, educational literature, pedagogy, national peculiarities.

Введение. В XIX - начале XX веков Крым был регионом, переживающим сложные исторические события. Вследствие переселения различных этносов на территорию полуострова, возникла необходимость в создании национально ориентированной учебной литературы. В свою очередь, социально-педагогические предпосылки, ставившие целью формирование национального самосознания и укрепление идентичности, играли важную роль в этом процессе. В данной статье мы предлагаем ретроспективный анализ исторических фактов, связанных с созданием национально ориентированной учебной литературы в Крыму в XIX - начале XX веков.

Одной из главных задач данной работы является выявление социально-педагогических предпосылок, которые легли в основу формирования национальной идентичности на полуострове. Результаты нашего исследования помогут более глубоко понять процессы, происходившие в Крыму в тот период и дадут новые идеи для современной научной педагогической практики.

Изложение основного материала статьи. Крым в XIX - начале XX веков был многонациональным регионом, населенным представителями разных этносов. Переселение этносов в Крым происходило под влиянием различных исторических событий. В первую очередь, это было присоединение Крыма российской империей в 1783 году, после чего на полуостров начали массово переселяться русские. В 1856 году Крым был передан Османской империи, в результате чего на территорию полуострова переселились татары и другие этносы, проживавшие в рамках империи. После окончания Крымской войны и возвращения Крыма в состав Российской империи, в Крым начали переселяться армяне, греки, болгары и другие народы. В этой ситуации возникла необходимость в создании учебной литературы, которая бы отражала культурные и исторические особенности каждого этноса [3].

Одной из основных задач, стоявших перед создателями национально ориентированной учебной литературы в Крыму, было формирование национального самосознания и укрепление идентичности каждого этноса. В то время, как российские учебники рассматривали историю и культуру России как главный предмет изучения, национально ориентированные учебники давали возможность каждому этносу увидеть себя в контексте своей истории и культуры. Это способствовало более глубокому пониманию и уважению культурных особенностей каждого этноса и формированию позитивной идентичности [3, 5].

Создание национально ориентированной учебной литературы было одним из важнейших шагов в развитии образования в Крыму в XIX - начале XX веков. Это было необходимо для сохранения национальной и культурной идентичности крымскотатарского народа, а также для укрепления его позиций в обществе [3, 5].

В начале XIX века образование в Крыму практически отсутствовало, особенно в области национальной культуры. Российские власти начали внедрять русское образование, однако оно было ориентировано на потребности российской империи и не отвечало потребностям крымскотатарского народа. Большинство крымчаков не говорили по-русски, а национальное образование отсутствовало [3, 5].

В этих условиях создание национально ориентированной учебной литературы стало необходимостью. Первые шаги в этом направлении были сделаны в 20-е годы XIX века, когда началась печать первых крымско-татарских книг. Однако настоящий прорыв произошел в 60-е годы XIX века, когда была основана крымско-татарская типография и начали печататься учебники, словари, грамматики и другие учебные пособия на крымскотатарском языке [3, 5].

В этот период национально-культурное возрождение крымскотатарского народа происходило не только в области образования, но и в культурной сфере. В Крыму были созданы национальные театры, журналы, газеты, проводились национальные праздники и мероприятия [3, 5].

Однако в начале XX века этот процесс был прерван. После присоединения Крыма Россией в 1783 году крымскотатарский язык и культура стали подавляться, а создание национально ориентированной учебной литературы было приостановлено [3, 5].

Вместо этого было введено русскоязычное образование, которое носило ярко выраженный русификационный характер и было направлено на привлечение культурных элит к российскому образу жизни и русскому языку. Для реализации этой цели было необходимо создание национально ориентированной учебной литературы, которая бы отвечала интересам российского государства [4].

Таким образом, создание национально ориентированной учебной литературы было актуальной задачей для российских властей, которые ставили перед собой цель русификации Крыма. Однако, необходимость создания национально ориентированной учебной литературы была осознана не только властями, но и крымскотатарскими общественными деятелями.

В начале XX века возникло много крымскотатарских национальных движений, которые ставили перед собой задачу сохранения крымскотатарского языка и культуры. Они выступали за создание национальной учебной литературы, которая была бы ориентирована на национальную культуру и историю Крыма. К таким движениям относились «Тарбия», «Адабият», «Юнус Эмиреев-тарбия ую», «Меджлис-и улама», «Аидан-у-джамият» и другие [1].

Целью этих движений было создание учебных пособий на крымскотатарском языке, которые были бы ориентированы на местные условия и национальные особенности. Они считали, что такая литература позволит сохранить национальную идентичность и сформировать национальную элиту Крыма [1]. Однако, деятельность крымскотатарских национальных движений была ограничена их политическим статусом. Крым был частью Российской империи, где деятельность национальных организаций была под строгим контролем властей. В этой связи, создание национально ориентированной учебной литературы не получило поддержки со стороны российских властей [1]. Тем не менее, национальные движения в Крыму продолжали работать в этом направлении. Одним из наиболее заметных стало движение «Крымские татары», которое в начале XX века начало издавать свою собственную газету «Терджиман». Это было первое татарское издание на полуострове, в котором печатались статьи на родном языке, а также переводы произведений мировой литературы на крымскотатарский язык [1].

Движение «Крымские татары» было создано в 1905 году и быстро стало одним из наиболее активных национальных движений на полуострове. Оно объединяло представителей татарской интеллигенции, национальных деятелей и обычных жителей, которые выступали за права крымских татар и за сохранение и развитие их культурного наследия. В 1913 году движение начало издавать свою газету «Терджиман» (что в переводе с татарского языка означает «переводчик»), которая стала первым татарским изданием на полуострове [3, 6].

В «Терджимане» печатались статьи на татарском языке, а также переводы произведений мировой литературы на крымскотатарском языке. Газета была настоящим достижением для национального движения, поскольку она позволила распространять идеи и информацию на татарском языке, а также привлекать внимание общественности к проблемам крымских татар. В «Терджимане» обсуждались вопросы национального самоопределения, прав человека и гражданские свободы, а также освещались культурные события, происходящие в жизни крымских татар [3, 5]. Иными словами, движение «Крымские татары» и газета «Терджиман» стали символами борьбы за национальные права народа, за сохранение и

развитие крымскотатарской культуры и языка. Они сделали важный вклад в историю национального движения на Крыму и стали ярким примером того, как народы могут бороться за свои права и интересы, используя свой язык и культуру.

Важным аспектом создания национально ориентированной учебной литературы являлось не только издание книг и учебных пособий на языке народа, но и разработка новых методик обучения, учитывающих специфику национальной культуры и традиций [3, 5].

Одной из первых методик, созданных в Крыму, была методика татарского писателя и педагога Исмагил-бека Гаспринского. Он разработал систему обучения, основанную на национально-культурных особенностях татарского народа и внедрял ее в школу в Бахчисарае. Исмагил-бека Гаспринский уделял особое внимание развитию речи, литературе и истории татарского народа, а также обучал детей писать и читать на родном языке. Его методика пользовалась большим успехом и была принята в других татарских школах Крыма [3, 5].

Еще одним важным педагогом, который работал над созданием национально ориентированной учебной литературы, был крымскотатарский писатель и общественный деятель Иса Ахметов. Он создал ряд учебных пособий по крымскотатарскому языку, а также занимался переводом и адаптацией произведений мировой литературы на язык крымских татар. В своих методических пособиях Иса Ахметов уделял внимание не только языку, но и истории и культуре народа, что способствовало развитию национального самосознания [7].

Таким образом, создание национально ориентированной учебной литературы на Крыму в XIX - начале XX веков было важным шагом в развитии национального образования и сохранении культурного наследия народов Крыма. Педагоги и национальные деятели, работавшие в этом направлении, не только издавали книги и газеты на родном языке, но и создавали новые методики обучения, учитывающие специфику национальной культуры и традиций. Они стремились создать образовательную систему, которая была бы более доступной и привлекательной для местных жителей, особенно для детей и молодежи. Одной из ключевых идей было привлечение местных культурных и общественных ресурсов для создания национальной учебной литературы и методик обучения.

Среди наиболее заметных инноваций в этой области было внедрение новых форм обучения, таких как игровые и досуговые занятия, которые были более привлекательны для детей и молодежи. Также были разработаны новые программы, которые включали в себя материалы, отражающие культурное наследие и традиции местных народов. Эти программы были разработаны на основе тщательного анализа потребностей и особенностей местных сообществ [5].

Большое значение придавалось также обучению национальным языкам, которые в то время были заменены русским языком в качестве языка обучения. Многие национальные деятели и педагоги считали, что использование национальных языков не только поможет сохранить культурное наследие народов Крыма, но и позволит обеспечить лучшее понимание учебного материала учениками. Для этого были созданы специальные учебники и пособия на национальных языках [5, 2].

Однако, несмотря на все усилия национальных деятелей и педагогов, создание национально ориентированной учебной литературы в Крыму в XIX - начале XX веков стало настоящим вызовом для местных сообществ. Ограничения, наложенные российскими властями, нехватка финансирования и квалифицированных кадров препятствовали реализации многих идей и планов [5, 2].

Тем не менее, национальные движения продолжали работать в этом направлении и создавали свои учебные программы, методические пособия и учебники. Одним из ярких примеров такой работы является труды Мустафы Джемилева -выдающегося крымскотатарского деятеля, лидера крымскотатарского национального движения. В его трудах рассматривались вопросы, связанные с проблемами образования и воспитания молодежи в национальном духе [3, 7].

Также стоит отметить, что создание национально ориентированной учебной литературы имело большое значение для развития мультикультурной образовательной среды в Крыму. Благодаря национальным школам и учебным материалам, дети имели возможность получать образование на родном языке и узнавать о своей культуре и традициях [7]. Кроме того, создание национально ориентированной учебной литературы помогло развитию межкультурного диалога между народами Крыма. Различные национальности могли узнавать друг о друге, изучать и понимать культуру других народов, что способствовало формированию уважения к разным национальностям [3, 5]

В 1908 году в Симферополе появилась первая национальная школа, которая была создана для обучения детей татарской национальности. В этой школе дети учились на крымскотатарском языке, а учебный план включал изучение культуры и истории крымских татар. Однако, несмотря на все усилия, национально ориентированная учебная литература так и не стала широко распространенной на Крыму [3, 5, 4, 1].

Только после революции 1917 года ситуация начала изменяться. В результате Февральской революции была провозглашена свобода слова, и в Крыму начали появляться различные издания на национальных языках, в том числе и учебники. Также в это время было создано несколько национальных учебных заведений [3, 5].

Однако, этот период свободы не длился долго. В 1921 году Крым был включен в состав Советской России, и национальные движения были запрещены. Национально ориентированная учебная литература и национальные школы были закрыты, а национальные языки были замещены русским [3, 5, 2].

Несмотря на трудности и ограничения, национальные движения продолжали работать в этом направлении, и их усилия начали давать первые плоды. В конце XIX века были опубликованы первые учебники на татарском и крымчакском языках. Кроме того, появились национально ориентированные газеты и журналы, которые также играли важную роль в развитии национального самосознания [3, 4, 1, 6, 7]

В начале XX века общественные деятели занялись созданием национально-ориентированных школ в Крыму. Они столкнулись с большими трудностями в силу отсутствия средств, материалов и необходимой литературы. Однако национальные деятели и простые люди были заинтересованы в сохранении и развитии культурного наследия народов Крыма, поэтому они самостоятельно собирали деньги на открытие школ и приобретение учебной литературы. Были основаны первые школы, где преподавание велось на языках народов Крыма, и использовалась национально ориентированная учебная литература. Эти школы получили широкую поддержку и уважение со стороны национальных деятелей и простых людей. Такие учебные заведения позволили молодежи научиться читать и писать на родном языке и познакомиться с национальной культурой, что способствовало сохранению культурного наследия народов Крыма [3, 5, 1].

Таким образом, создание национально ориентированной учебной литературы в Крыму в XIX - начале XX веков было сложным и длительным процессом, связанным с борьбой за сохранение и развитие национальной культуры. Несмотря на трудности и ограничения, национальные движения продолжали работать в этом направлении, и их усилия привели к созданию первых учебников и национально ориентированных школ. Важно отметить, что эти усилия были направлены не только на сохранение национальных традиций и языков, но и на развитие образования и науки в Крыму в целом.

В заключение, можно сказать, что создание национально ориентированной учебной литературы в Крыму в XIX -начале XX веков было важным этапом в развитии образования на полуострове. Это позволило сохранить и развивать культурное наследие народов Крыма, создать мультикультурную образовательную среду, а также способствовало формированию терпимости и уважения к разным национальностям.

Выводы. Создание национально ориентированной учебной литературы в Крыму в XIX - начале XX веков было связано с необходимостью сохранения и развития культурного наследия народов полуострова. Национальные движения и педагоги, работавшие в этом направлении, столкнулись с трудностями и ограничениями со стороны российских властей, однако продолжили свою деятельность, создавая национальные школы, издавая газеты и книги на родном языке. Создание национально ориентированной учебной литературы не только способствовало сохранению и развитию культурного наследия народов Крыма, но и позволяло учитывать специфику национальной культуры и традиций при обучении детей. Методики обучения, разработанные педагогами и национальными деятелями, учитывали специфику национальной культуры и традиций, что способствовало более эффективному и качественному обучению детей.

Литература:

1. Гадеев, А.В. Крымские татары: межэтнические и межнациональные проблемы / А.В. Гадеев, Е.Я. Тимофеева // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. - 2020. - № 4(35). - С. 5-9. - EDN ZHPTPU.

2. Глузман, Н.А. Использование педагогического наследия как основы становления профессионализма будущего учителя Республики Крым / Н.А. Глузман // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - № S1. - С. 39-43. -EDN VTYUFF.

3. Дельнов, А. Крым [Текст]: большой исторический путеводитель: [12+] / Алексей Дельнов. - 2-е изд., испр. и доп. -Москва: Э, 2016. - 653 с.

4. Коджа, Е.А. Крымские татары: опыт формирования идентичности / Е.А. Коджа // Этнос и культура в эпоху глобализации: Сборник материалов IV Международной научной очно-заочной конференции, Республика Абхазия, Сухум, 01-02 июля 2021 года. - Республика Абхазия, Сухум: КубГТУ, 2021. - С. 339-346. - EDN SLKQFN.

5. Краткая история Крыма: от древности до начала XXI в.: коллективная монография / РАН, ИНИОН, Центр социал.науч. информ. исследований, отд. истории; отв. ред. д-р ист.наук В.П. Любин; отв. за выпуск канд. ист.наук Т.М. Фадеева. - Москва: ИНИОН РАН, 2022. - 312 с.

6. Рокина, Г.В. Крымские тексты в истории, литературе и политике / Г.В. Рокина // Запад - Восток. - 2015. - № 8. -С. 5-8. - EDN VHEYMB.

7. Хайруддинов, М.А. Народная педагогика крымских татар: испытание чужбиной / М.А. Хайруддинов // Этнопедагогический ежегодник: Посвящается Году этнопедагогики в ЧГПУ им. И.Я. Яковлева и 90-летию со дня рождения академика РАО, профессора, д. пед. н. Волкова Геннадия Никандровича. Том 10. - Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2017. - С. 185-191. - EDN ZUNQEL.

Педагогика

УДК 004.9

кандидат педагогических наук, доцент Мелоян Владимир Георгиевич

Северо-кавказский филиал российского государственного университета правосудия (г. Краснодар); студентка Хетагурова Талина Геннадьевна

Северо-кавказский филиал российского государственного университета правосудия (г. Краснодар)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРАВООХНАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Аннотация. В статье отмечается, что информационные технологии, применяемые в деятельности правоохранительных структур, направлены на улучшение розыскных мероприятий, на основе сбора информации её хранения, обработки и передаче по запросу компетентных органов. Педагогические условия обеспечения информационных технологий в деятельности правоохранительных органов связаны, с раскрытием понятий информационная технология, информационная система и её свойств, а также метод обучения будущих сотрудников правоохранительных структур. Особую значимость приобретают вопросы, отражающие требования к уровню освоения навыками и умениями в области применения lT-технологий сотрудниками правоохранительных органов. Рассмотрена классификация информационных технологий по основным видам, элементам и её назначению. Основополагающая роль в информационном обеспечении структур правоохранительных органов отводится системе учетов, которая способствует получению, обработке и анализу информации, а также розыскным мероприятиям. Выделена проблема обеспечения безопасности информационных систем правоохранительных органов, при их использовании. Рассмотрены основные функции информационных систем, обеспечивающие её эффективное функционирование.

Ключевые слова: информационные технологии, IT-технологии, информационные системы, автоматизированные информационные системы, безопасность информационных систем.

Annotation. The article notes that "information technologies used in law enforcement are a set of processes for the collection, storage, processing and transmission of information carried out using computer technology". Pedagogical conditions for providing information technologies in the activities of law enforcement agencies are associated with the disclosure of the concepts of information technology, information system and its properties. Of particular importance are the issues reflecting the requirements for the level of mastering skills and abilities in the field of application of IT technologies by law enforcement officers. The classification of information technologies by main types, elements and its purpose is considered. A fundamental role in the information support of law enforcement agencies is assigned to the accounting system, which contributes to the receipt, processing and analysis of information, as well as investigative measures. The problem of ensuring the security of information systems of law enforcement agencies when using them is highlighted. The main functions of information systems that ensure its effective functioning are considered.

Key words: information technologies, IT technologies, information systems, automated information systems, information systems security.

Введение. В правоохранительных органах, с учетом специфики деятельности, применяются специальные информационные технологии, способствующие профилактике и раскрытию преступлений.

Поэтому в процессе обучения и переподготовки сотрудников правоохранительных органов применяется метод персонального обучения в специализированной аудитории под руководством преподавателя с использованием электронных образовательных технологий и индивидуальным подходом к каждому из студентов либо слушателей.

В статье «Case-study как эффективная технология обучения юристов» авторами отмечается, что «качество подготовки характеризуется уровнем формирования, как общих, так и профильных компетенций будущего специалиста» [3, С. 189].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.