Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
нравственность / нравственное воспитание / педагогические условия / младшие школьники / morality / moral education / pedagogical conditions / primary schoolchildren

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петряева С.Р., Теселкина Е.Н.

В статье представлены результаты по выявлению уровня нравственного воспитания младших школьников. Рассмотрены педагогические условия нравственного воспитания младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петряева С.Р., Теселкина Е.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS MORAL EDUCATION JUNIOR SCHOOL CHILDREN

The article presents the results of identifying the level of moral education of junior schoolchildren. The pedagogical conditions for the moral education of younger schoolchildren are considered.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 37 Петряева С.Р., Теселкина Е.Н.

Петряева С.Р.

студент

Колледж педагогического образования, информатики и права Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

(г. Абакан, Россия)

Научный руководитель: Теселкина Е.Н.

педагог, «Хакасский государственный Колледж педагогического образования, информатики и права Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

(г. Абакан, Россия)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: в статье представлены результаты по выявлению уровня нравственного воспитания младших школьников. Рассмотрены педагогические условия нравственного воспитания младших школьников.

Ключевые слова: нравственность, нравственное воспитание, педагогические условия, младшие школьники.

Во все времена люди высоко ценили нравственность и нравственное воспитание человека. Современное общество со временем утратило истинное значение понятия нравственности. Они дают определение очень размыто, зачастую совсем неправильно [4].

Нравственность характеризуется активным стремлением людей добровольно и естественно поступать в соответствии с принятыми в обществе идеальными этическими понятиями. Отказ от нравственности - это отказ быть

человеком в единстве и гармонии со всем миром, со своим народом, близкими людьми, с самим собой и своей совестью [1].

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС НОО) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся первостепенной задачей современной образовательной системы.

Методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данная концепция определяет:

• характер современного национального воспитательного идеала,

• цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи,

• систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации,

• основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся [3, с.14].

Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определённую систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач.

Современные ученые также обращаются к проблеме нравственного воспитания в школе. Это работы таких специалистов, как Е.В. Бондаревская, О.Г. Дробницкий, И.А. Капрова, Е.П. Козлов и др.

Младший школьный возраст - наиболее благоприятный период для интенсивного формирования нравственных ценностей в процессе учебной деятельности. Нравственное воспитание младших школьников является одной из сложнейших задач учителя. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное

воспитание в формировании учебной деятельности [2, с. 153].

Перечисленные выше ученые изучают проблему нравственного воспитания младших школьников в современных условиях и на разных учебных дисциплинах. Они указывают, что в современной школе необходим комплексный и системный подход в применении различных методических условий в организации нравственного воспитания современных детей. При этом важным остается вопрос об использовании таких методов, приемов, средств и методов в системе образования, которые эффективно справятся с задачей формирования и развития личности ребенка с позиции нравственности в условиях общеобразовательной организации.

Нами было проведена работа на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №25» г. Абакан, организовано опытно-экспериментальное исследование по выявлению уровня нравственного воспитания младших школьников. В исследовании принимали участие учащиеся 2 «А» класса, количественным составом 35 человек.

На констатирующем этапе были проведены диагностики по методике Н.Е. Богуславской «Закончи предложение» и методике «Что мы ценим в людях» И.Б. Дермановой.

На основании полученных данных выявлено, что у большинства детей средний уровень нравственного воспитания. У детей нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им дети не стремятся или считают это недостижимой мечтой. Адекватно оценивают поступки, однако, отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.

Результаты диагностики послужили поводом для организации формирующего этапа исследования, а именно повысить уровень нравственного воспитания через педагогические условия.

На формирующем этапе исследования применили два педагогических условия, а именно:

1) использование разных форм работы (фронтальная, индивидуальная, подгрупповая),

2) реализация методов и приемов: прием моделирование ситуации, метод положительного примера.

В нашем эксперименте педагогический процесс строился последовательно. Развитие различных нравственных качеств происходило шаг за шагом, от урока к уроку, так как методы и приёмы, которые мы использовали на одном уроке, способствовали развитию не сразу всех, а только одного нравственного качества личности.

В рамках данной работы разработали темы занятия с целью нравственного воспитания детей 2 «А» класса и реализованы представленные выше педагогические условия на уроках окружающего мира и по литературному чтению.

Уроки литературного чтения играют важную роль в нравственном воспитании младших школьников. Произведения художественной литературы содержат богатый нравственный потенциал, который может быть использован для формирования нравственных понятий, чувств и суждений у детей.

Нравственные задачи уроков литературного чтения:

• Развитие нравственных чувств и переживаний: сопереживание, сочувствие, сострадание, стыд, вина и др.,

• Формирование нравственных понятий: добро и зло, правда и ложь, справедливость и несправедливость и др.,

• Развитие нравственных суждений и оценок: умение различать добро и зло, оценивать поступки персонажей с нравственной точки зрения,

• Воспитание нравственного поведения: формирование навыков нравственного поведения в разных жизненных ситуациях, побуждение к совершению добрых и бескорыстных поступков.

Уроки окружающего мира также играют важную роль в нравственном воспитании младших школьников. Изучая окружающий мир, дети знакомятся с

различными природными и социальными явлениями, что помогает им формировать нравственные понятия, чувства и суждения.

Нравственные задачи уроков окружающего мира:

• Развитие бережного отношения к природе и окружающему миру,

• Формирование ответственного отношения к своим поступкам и их влиянию на окружающую среду,

• Развитие социальных навыков и умения сотрудничать с другими людьми,

• Прививание ценностей доброты, сочувствия и взаимопомощи.

Проделанная работа, даёт достаточно полное представление о том, какие

методы и приёмы применялись для достижения цели формирующего эксперимента. Были обеспечены педагогические условия, которые способствовали развитию нравственных качеств у младших школьников на уроках литературного чтения, а также был разработан и успешно реализован комплекс уроков, направленный на развитие нравственных качеств.

На контрольном этапе исследования выявили эффективность проделанной работы на формирующем этапе исследования средствами используемых методике констатирующего этапа, а за тем сравнили полученные показатели.

В ходе полученных данных можно сказать, что количество детей с низкими показателями на контрольном этапе сократилось. На основании вышеизложенного можно утверждать, что нравственное воспитание обучающихся 2 класса эффективно, если применяются разные формы работы (фронтальная, индивидуальная, подгрупповая), а также реализуются методы и приемы: прием моделирование ситуации, метод положительного примера.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бабаян, А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика. - 2015. - №2. - С. 67-68;

2. Занков, Л.В. Избранные труды/ Л.В. Занков. - М., 1990. - С. 148-155;

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности: проект// Вестник образования. - 2009. - №17. - С. 9-31;

4. Леднев, В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2012. - №6. - С. 3-6

Petryaeva S.R., Teselkina E.N.

Petryaeva S.R.

Khakass State University (Abakan, Russia)

Scientific advisor: Teselkina E.N.

Khakass State University (Abakan, Russia)

PEDAGOGICAL CONDITIONS MORAL EDUCATION JUNIOR SCHOOL CHILDREN

Abstract: the article presents the results of identifying the level of moral education of junior schoolchildren. The pedagogical conditions for the moral education of younger schoolchildren are considered.

Keywords: morality, moral education, pedagogical conditions, primary schoolchildren.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.