УДК 37 Петряева С.Р., Теселкина Е.Н.
Петряева С.Р.
студент
Колледж педагогического образования, информатики и права Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
(г. Абакан, Россия)
Научный руководитель: Теселкина Е.Н.
педагог, «Хакасский государственный Колледж педагогического образования, информатики и права Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
(г. Абакан, Россия)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация: в статье представлены результаты по выявлению уровня нравственного воспитания младших школьников. Рассмотрены педагогические условия нравственного воспитания младших школьников.
Ключевые слова: нравственность, нравственное воспитание, педагогические условия, младшие школьники.
Во все времена люди высоко ценили нравственность и нравственное воспитание человека. Современное общество со временем утратило истинное значение понятия нравственности. Они дают определение очень размыто, зачастую совсем неправильно [4].
Нравственность характеризуется активным стремлением людей добровольно и естественно поступать в соответствии с принятыми в обществе идеальными этическими понятиями. Отказ от нравственности - это отказ быть
человеком в единстве и гармонии со всем миром, со своим народом, близкими людьми, с самим собой и своей совестью [1].
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС НОО) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся первостепенной задачей современной образовательной системы.
Методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данная концепция определяет:
• характер современного национального воспитательного идеала,
• цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи,
• систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации,
• основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся [3, с.14].
Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определённую систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач.
Современные ученые также обращаются к проблеме нравственного воспитания в школе. Это работы таких специалистов, как Е.В. Бондаревская, О.Г. Дробницкий, И.А. Капрова, Е.П. Козлов и др.
Младший школьный возраст - наиболее благоприятный период для интенсивного формирования нравственных ценностей в процессе учебной деятельности. Нравственное воспитание младших школьников является одной из сложнейших задач учителя. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное
воспитание в формировании учебной деятельности [2, с. 153].
Перечисленные выше ученые изучают проблему нравственного воспитания младших школьников в современных условиях и на разных учебных дисциплинах. Они указывают, что в современной школе необходим комплексный и системный подход в применении различных методических условий в организации нравственного воспитания современных детей. При этом важным остается вопрос об использовании таких методов, приемов, средств и методов в системе образования, которые эффективно справятся с задачей формирования и развития личности ребенка с позиции нравственности в условиях общеобразовательной организации.
Нами было проведена работа на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №25» г. Абакан, организовано опытно-экспериментальное исследование по выявлению уровня нравственного воспитания младших школьников. В исследовании принимали участие учащиеся 2 «А» класса, количественным составом 35 человек.
На констатирующем этапе были проведены диагностики по методике Н.Е. Богуславской «Закончи предложение» и методике «Что мы ценим в людях» И.Б. Дермановой.
На основании полученных данных выявлено, что у большинства детей средний уровень нравственного воспитания. У детей нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им дети не стремятся или считают это недостижимой мечтой. Адекватно оценивают поступки, однако, отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.
Результаты диагностики послужили поводом для организации формирующего этапа исследования, а именно повысить уровень нравственного воспитания через педагогические условия.
На формирующем этапе исследования применили два педагогических условия, а именно:
1) использование разных форм работы (фронтальная, индивидуальная, подгрупповая),
2) реализация методов и приемов: прием моделирование ситуации, метод положительного примера.
В нашем эксперименте педагогический процесс строился последовательно. Развитие различных нравственных качеств происходило шаг за шагом, от урока к уроку, так как методы и приёмы, которые мы использовали на одном уроке, способствовали развитию не сразу всех, а только одного нравственного качества личности.
В рамках данной работы разработали темы занятия с целью нравственного воспитания детей 2 «А» класса и реализованы представленные выше педагогические условия на уроках окружающего мира и по литературному чтению.
Уроки литературного чтения играют важную роль в нравственном воспитании младших школьников. Произведения художественной литературы содержат богатый нравственный потенциал, который может быть использован для формирования нравственных понятий, чувств и суждений у детей.
Нравственные задачи уроков литературного чтения:
• Развитие нравственных чувств и переживаний: сопереживание, сочувствие, сострадание, стыд, вина и др.,
• Формирование нравственных понятий: добро и зло, правда и ложь, справедливость и несправедливость и др.,
• Развитие нравственных суждений и оценок: умение различать добро и зло, оценивать поступки персонажей с нравственной точки зрения,
• Воспитание нравственного поведения: формирование навыков нравственного поведения в разных жизненных ситуациях, побуждение к совершению добрых и бескорыстных поступков.
Уроки окружающего мира также играют важную роль в нравственном воспитании младших школьников. Изучая окружающий мир, дети знакомятся с
различными природными и социальными явлениями, что помогает им формировать нравственные понятия, чувства и суждения.
Нравственные задачи уроков окружающего мира:
• Развитие бережного отношения к природе и окружающему миру,
• Формирование ответственного отношения к своим поступкам и их влиянию на окружающую среду,
• Развитие социальных навыков и умения сотрудничать с другими людьми,
• Прививание ценностей доброты, сочувствия и взаимопомощи.
Проделанная работа, даёт достаточно полное представление о том, какие
методы и приёмы применялись для достижения цели формирующего эксперимента. Были обеспечены педагогические условия, которые способствовали развитию нравственных качеств у младших школьников на уроках литературного чтения, а также был разработан и успешно реализован комплекс уроков, направленный на развитие нравственных качеств.
На контрольном этапе исследования выявили эффективность проделанной работы на формирующем этапе исследования средствами используемых методике констатирующего этапа, а за тем сравнили полученные показатели.
В ходе полученных данных можно сказать, что количество детей с низкими показателями на контрольном этапе сократилось. На основании вышеизложенного можно утверждать, что нравственное воспитание обучающихся 2 класса эффективно, если применяются разные формы работы (фронтальная, индивидуальная, подгрупповая), а также реализуются методы и приемы: прием моделирование ситуации, метод положительного примера.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бабаян, А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика. - 2015. - №2. - С. 67-68;
2. Занков, Л.В. Избранные труды/ Л.В. Занков. - М., 1990. - С. 148-155;
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности: проект// Вестник образования. - 2009. - №17. - С. 9-31;
4. Леднев, В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2012. - №6. - С. 3-6
Petryaeva S.R., Teselkina E.N.
Petryaeva S.R.
Khakass State University (Abakan, Russia)
Scientific advisor: Teselkina E.N.
Khakass State University (Abakan, Russia)
PEDAGOGICAL CONDITIONS MORAL EDUCATION JUNIOR SCHOOL CHILDREN
Abstract: the article presents the results of identifying the level of moral education of junior schoolchildren. The pedagogical conditions for the moral education of younger schoolchildren are considered.
Keywords: morality, moral education, pedagogical conditions, primary schoolchildren.