Научная статья на тему 'Педагогические условия моделирования реальных ситуаций служебно-боевой деятельности'

Педагогические условия моделирования реальных ситуаций служебно-боевой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
373
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛУЖЕБНО-БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА / СИТУАТИВНО-ИГРОВЫЕ ТРЕНИНГИ / SERVICE AND BATTLE TRAINING / SITUATION PLAYED ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мельников Александр Владимирович, Беленев Сергей Васильевич

Статья посвящена педагогическим особенностям моделирования реальных ситуаций служебно-боевой деятельности. Показаны место и роль ситуативно-игровых тренингов в системе служебно-боевой подготовки сотрудников ОВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мельников Александр Владимирович, Беленев Сергей Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF MODELING REAL SITUATIONS OF SERVICE BATTLE ACTIVITY

The active deals with pedagogical features of modeling real situations of service and battle activity. It's underlined the role and place of situation played activities in the system of service and battle trainings among the officials

Текст научной работы на тему «Педагогические условия моделирования реальных ситуаций служебно-боевой деятельности»

А.В. Мельников,

кандидат технических наук

С.В. Беленев

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ РЕАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ СЛУЖЕБНО-БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF MODELING REAL SITUATIONS

OF SERVICE BATTLE ACTIVITY

Статья посвящена педагогическим особенностям моделирования реальных ситуаций служебнобоевой деятельности. Показаны место и роль ситуативно-игровых тренингов в системе служебнобоевой подготовки сотрудников ОВД.

The active deals with pedagogical features of modeling real situations of service and battle activity. It’s underlined the role and place of situation played activities in the system of service and battle trainings among the officials.

Анализ источников, посвященных проблемам повышения качества индивидуальной подготовки человека к действиям и поступкам в экстремальных условиях профессиональной (в т.ч. служебнобоевой) деятельности, а также изучение многовекового боевого и военно-педагогического опыта позволяет выделить и кратко очертить те условия, при которых могут и должны разрабатываться, готовиться, проводиться и оцениваться модели, используемые для создания в процессе тренингов и соответствующих им учебно-профессиональных испытаний обстановки максимальной реальности.

Для моделирования обстановки, максимально и системно приближаемой к реальной служебнобоевой деятельности и формирования необходимых качеств (профессиональных свойств) сотрудника ОВД, руководителям и организаторам его подготовки прежде всего необходимо понимание и использование особенностей такого специфического явления или проявления профессионализма человека, как подлинно успешный профессиональный опыт. Опыт как таковой можно определить как специфическое новообразование в человеке, которое появляется у него в результате синтеза процесса и итогов удачных и неудачных попыток решения реальных задач. Названный компонент служебно-боевой готовности рекомендуется рассматривать и работать над ним только целостно и неделимо. По данным некоторых исследователей, 99% надежности простых действий приводит лишь к 1% надежности всей сложной системы в целом.

Особого внимания заслуживает такое понятие, как интегрирующий ситуативно-игровой тренинг, позволяющий избежать угрозы лишь внешней имитации смертельной опасности и высочайшей ответственности сотрудника за свои поступки и дейст-

вия, с которыми он встречается и в любой момент может встретиться в реальной деятельности.

При разработке и изготовлении особо ответственных узлов, приборов или механизмов необходимо уже на стадии проектирования необходимо намеренно вводить заведомую избыточность полезных качеств в устройство. Рассчитав, пропустив и проверив их на практически невероятных режимах эксплуатации этих качеств, можно гарантировать его безотказное функционирование в реальных услови -ях. Это и есть аналог одной из главных мето -дологических предпосылок формирования ре -ального профессионального опыта сотрудни-ков ОВД в искусственных условиях.

Проведенные многочисленные исследования показали, что сочетание воздействия реальных сбивающих, угрожающих и иных принципиаль-но-важных факторов деятельности и поведения в особых и экстремальных ситуациях можно заменить избыточной информационной, двига -тельной, коммуникативной и другой сложностью целостных учебных служебно-боевых за -дач. Опыт и наука подтверждают, что только системное использование разноплановых, многомерных, перенасыщенных неожиданностями учебных ситуаций вводит сотрудника в пограничное состояние. Именно в этих условиях в каждом человеке запускаются резервные силы и механизмы продуктивного приспособления и целостного схватывания социального, личностного и служебно-боевого опыта.

В связи с этим очевидно, что для того, чтобы тренинги стали эффективной средой и механизмом, формирующими ядро будущего или нового реального опыта служебно-боевой деятельности сотруд-

ника, они должны строиться только на основе нелинейных (динамических) моделей и методик развертывания т.н. «живых» ситуаций. По мнению многих поколений практиков (реально и эффективно действующих и обучающих действию), только подобный подход является первичным, стратегическим и абсолютным условием и критерием, отделяющем играние в объективно существующую профессиональную деятельность от Игры по ее реальным законам и правилам. При подобном подходе во главу угла ставится не реалистичность, а именно реальность учебных задач. В противном случае вместо опыта реальной деятельности образуется игровой (репетиционный) или демонстрационный (имитационный) опыт. Способность и потребность сотрудничать с ней, воспитывать тактическое, правовое, этическое, оперативнобоевое чутье, а в конечном итоге высококвалифицированное отношение к службе и обеспечению своего профессионального долголетия, что и является конечной целью ситуативных тренингов.

Таким образом, только максимальная (по-рой запредельная) насыщенность тренингов и квалификационных испытаний самыми раз -личными сочетаниями значимых факторов по -зволяет формировать профессиональное чу в -ство реальности. Опираясь на положения тео-рии и практики служебно-боевых тренингов как специфического метода профессионально -практического обучения, следует определить, что, в отличие от базового профессионального образования (преследующего более разверну -тые цели) и традиционных для ОВД форм слу -жебно-боевой подготовки, тренинги, как пра-вило, предназначены для решения более узкого и прагматического круга задач, однако рас -сматриваемая разновидность тренинга занима -ет в системе служебной подготовки очень интересное, как бы промежуточное место. На предлагаемой ниже схеме (см. рис .1) наглядно видно, как они принципиально дополняют уже существующие виды и формы профессиональ -ной подготовки личного состава ОВД.

Кроме того, отметим, что ситуационные тренинги на самом деле легко сочетаются с занятиями по служебно-боевой подготовке (например, в качестве одного из этапов, учебной точки или задачи на занятиях по физической, стрелковой, психологической, специальной, тактической или комплексной подготовке или проверке).

Вместе с тем, необходимо отметить, что разработка и проведение аналогичных ситуативных тренингов и последующих профессиональных испытаний требуют высокой межотраслевой (в т.ч. психологической) квалификации и компетентности его руководителя и организаторов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лукутин А.А. Формирование надежности

выполнения боевых приемов борьбы на занятиях по физической подготовке курсантов вузов МВД России: автореф. дисс. ... канд.пед.наук. —

Йошкар-Ола, 2007.

2. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. — М., 1997.

3. Кутасин А.Н. Из опыта разработки и использования различных педагогических моделей социально-правовых явлений в служебно-боевой подготовке слушателей вуза МВД России / А.Н. Кутасин, Н. Н. Устюжанин, А.А. Лукутин // Актуальные проблемы гуманитарных наук: от теории к практике: сборник статей; отв. Ред. В.Б. Першин. — Н. Новгород: Нижегородская акаде -мия МВД России, 2003. — Вып. — 320 с.

4. Маркиянов О.А. Моделирование предстоящей профессиональной деятельности на занятиях по физической подготовке как условие формирования интегрированного комплекса умений и знаний / О.А. Маркиянов, Н.В. Кошелева, А.А. Лукутин, А.И. Орлов // «Теоретические основы физической культуры»: материалы всеросс. науч. конф., посвященной 55-летию факультета физи -ческой культуры Казанского государственного педагогического университета. — Казань, 2004.

* Примечание: ОПР — обстановка, приближаемая к реальной; ОМПР — обстановка максимально приближаемая к реальной; ИСИТ ИСБГ — интегрирующие ситуативно-игровые тренинги индивидуальной служебно-боевой готовности

Рис. 1. Место интегрирующих ситуативно-игровых тренингов индивидуальной готовности сотрудника в системе служебно-боевой подготовки в органах внутренних дел

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.