Научная статья на тему 'Междисциплинарная интеграция в служебно-боевой подготовке курсантов образовательных учреждений МВД России'

Междисциплинарная интеграция в служебно-боевой подготовке курсантов образовательных учреждений МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / СЛУЖЕБНО-БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА / КУРСАНТЫ / ТЕХНОЛОГИЯ / ВУЗЫ МВД РОССИИ / INTERDISCIPLINARY INTEGRATION / PROCESS OF STUDYING / MILITARY SERVICE TRAINING / CADETS / TECHNIQUE / EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MVD OF THE RF

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лупырь Валерий Григорьевич, Литвин Дмитрий Владимирович

Показана специфика междисциплинарного подхода при формировании компетентностных качеств. Анализируется понятийное содержание междисциплинарной интеграции, раскрываются ее преимущество и отличие от существующего подхода. Формулируется авторская технология модернизации системы служебно-боевой подготовки курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interdisciplinary Integration in Military Service Training of Cadets at Educational Institutions of the Interior Ministry of the RF

The paper describes the peculiarities of interdisciplinary approach to the building of competency-based properties. The researchers analyze the notion of interdisciplinary integration and reveal its advantages and differences from the approach deployed in practice. Furthermore, they develop their own technique of modernization of the system of military service training of cadets.

Текст научной работы на тему «Междисциплинарная интеграция в служебно-боевой подготовке курсантов образовательных учреждений МВД России»

УДК 378 © В. Г. Лупырь, Д. В. Литвин, 2012

Междисциплинарная интеграция в служебно-боевой подготовке курсантов образовательных учреждений МВД России

В. Г. Лупырь, Д. В. Литвин *

Показана специфика междисциплинарного подхода при формировании компетентностных качеств. Анализируется понятийное содержание междисциплинарной интеграции, раскрываются ее преимущество и отличие от существующего подхода. Формулируется авторская технология модернизации системы служебно-боевой подготовки курсантов.

Ключевые слова: междисциплинарная интеграция, учебный процесс, служебно-боевая подготовка, курсанты,

технология, вузы МВД России.

Анализ состояния криминальной обстановки в стране в настоящий период позволяет с уверенностью утверждать, что усиление борьбы с преступностью становится приоритетным направлением деятельности государства как гаранта жизнеобеспечения и безопасности его граждан . Органы внутренних дел Российской Федерации, являясь частью сил обеспечения безопасности, не могли не отреагировать на резкие изменения в состоянии преступности . Об этом свидетельствуют выработка и принятие Концепции развития и совершенствования системы МВД России . Одно из основных направлений Концепции представляет реформа профессионального образования . Своевременность и актуальность объявленных целей предъявляет повышенные требования к профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел и, в частности, к служебнобоевой

Преодоление трудностей, которые переживает система профессионального образования, предполагает, наряду с административно-политическим, материальным, организационным, также и научное обеспечение междисциплинарной интеграции в педагогической практике образовательных учреждений МВД России При этом необходимо отметить, что теория и практика в системе профессионального образования министерства в рассматриваемом нами аспекте по-прежнему остаются неизменными, основанными на классических принципах тейлоризма (в лучшем случае модернизированного), мы по-прежнему учим курсантов и слушателей накапливать знания, а не интегрировать их, чего явно недостаточно Следовательно, ключевой задачей профессионального образования становится обуче-

* В нашем журнале публикуются впервые .

ние курсантов (слушателей) междисциплинарному мышлению, и ключевой элемент любой современной технологии профессионального образования представляет технология формирования и развития междисциплинарного мышления Сегодня становится важнее правильно думать, чем много знать: «Воображение важнее знания» 1 .

Итак, тенденции развития современного научного знания создают предпосылки для разработки методологии междисциплинарного подхода на общенаучном уровне и использования его в педагогической практике дисциплин служебно-боевой подготовки Мы убеждены, что служебно-боевую подготовку курсантов необходимо рассматривать как совокупность самостоятельных учебных дисциплин (тактико-специальная, огневая и физическая подготовка), которые имеют общие черты в контексте формирования компетентностных качеств и обязаны взаимодействовать между собой . То, что в организации учебного процесса в вузах МВД не прослеживается взаимосвязь указанных выше дисциплин, не означает ее отсутствия 2 .

Понятие «интеграция» является ключевым в нашем исследовании и самым распространенным в современной науке В общественно-экономической и политической сферах наблюдается усиление взаимовлияния, взаимозависимости, взаимодействия всех составных частей современного общества Все более тесно переплетаются экономические, политические, социальные, духовные процессы, теснее взаимодействуют государство и общество . Это порождает трудности в познании, прогнозировании и управлении 3 . У наук, имеющих различные и, казалось бы, далекие области исследования, находится немало

точек соприкосновения, из которых часто возникают новые, перспективные направления . Таковы, например, отрасли, возникшие на стыке педагогики с точными и техническими науками, — кибернетическая, математическая педагогика и др. Сегодняшняя педагогика как одна из главных наук о человеке — на острие интеграционных преобразований 4 .

По мнению ученых МВД России (Ю. Ф. Подлип-няк, В. Я . Кикоть, С. С. Жевлакович, Ю. В. Сысоев и др.), актуальность проблем педагогической интеграции настолько масштабна в быстро меняющихся социальных условиях, что разрешение их разнообразных проблем далеко от завершения Методологические, общетеоретические, организационноуправленческие аспекты педагогической интеграции и, в частности, междисциплинарной интеграции в служебно-боевой подготовке курсантов МВД России нуждаются в дальнейшей разработке

Так, М . Н . Берулава 5, рассматривая интеграцию содержания образования как систему, выделяет следующие функции педагогической интеграции: методологическую, профессиональной направленности, систематизирующую, целостности, проблемно-сти, организационную Кроме того, им разработана и обоснована иерархическая структура типов интеграционного взаимодействия учебных дисциплин и уровни их интеграции:

— общеметодологический тип — уровень целостности;

— общенаучный тип — уровень синтеза;

— частнонаучный тип — уровень межпредметных связей .

Рассмотрим данные уровни интеграции применительно к нашему исследованию

Результатом возникновения уровня целостности является взаимосвязь учебных дисциплин служебно-боевой подготовки: тактико-специальной, огневой и физической, т е дисциплин, обладающих интегративными свойствами . Это есть процесс создания неразрывно связанного, цельного, единого Она (целостность) должна проявляться и в меж-кафедральной научной деятельности, и в учебном процессе В процессе преподавания осуществляется путем слияния элементов разных учебных предметов, научных понятий и методов разных дисциплин в общенаучные понятия и методы познания 6 .

Уровень синтеза в нашем исследовании мы рассматриваем с позиций диалектики педагогических исследований (синтез как движение мысли от частного к общему, соединение частей в единое целое, установление взаимодействия и связи между элементами целого 7) . Это свидетельствует о непрерывном процессе профессионального становления курсанта во всех его составляющих — этапности формирования знаний, умений и навыков, знаний специфики

служебной деятельности, развитии компетентност-ных качеств, что соответствует позиции, ориентированной на связь теории и практики, на методологическое обоснование включения в учебный процесс междисциплинарного взаимодействия

Межпредметные связи, как средства комплексного подхода к обучению 8, на занятиях позволяют курсантам увидеть практическую значимость изучаемого материала Одновременно облегчаются осмысление и закрепление ранее изученного и нового материала Большинство дидактов, по мнению В. Н . Максимовой, трактует межпредметные связи как составную часть и проявление принципа систематичности обучения (Ш. И . Ганелин, Н . И . Болдырев, Н . К . Гончаров, Б. П . Есипов и др.) . Принцип междисциплинарности создает новую основу для организации научной и учебно-методической деятельности как профессорско-преподавательского состава, так и курсантов Для него характерно стремление органически объединить различные области знаний, умений и навыков на основе усиления значимости учебных дисциплин служебно-боевой подготовки Данные интеграционные процессы приводят к исчезновению междисциплинарных барьеров и усилению взаимосвязи между отраслями знаний, что отражается при решении комплексных задач в процессе практических занятий 9.

За историю существования Российского государства накоплен значительный объем практических знаний в области служебно-боевой подготовки как военнослужащих, так и сотрудников правоохранительных органов Они овладевали, совершенствовали, модернизировали, оптимизировали данную систему, в чем и заключается ее прогрессивное развитие в целом Но накопленных знаний так много, что нельзя помышлять об их полном усвоении в процессе обучения Поэтому возникает проблема отбора важнейших, базисных знаний и умений, а в связи с этим прогрессивных и современных форм и способов их передачи курсантам и слушателям Как указывает А . Я. Данилюк, ведущим методологическим принципом педагогики был и, по сути, остается принцип обобщения нового педагогического опыта Массовая инновационная практика 1990-х гг. позволяет отбирать и наполнять спецификой «полицейской» деятельности те технологии, которые определенным образом можно применить в учебном процессе дисциплин служебно-боевой подготовки

Необходимо отметить, что в учебных заведениях МВД России существует опыт проведения занятий на основе комплексного взаимодействия теоретических и практических учебных дисциплин Данные педагогические технологии впервые были реализованы в Академии управления МВД России Далее накопленный опыт был систематизирован,

66

Научный вестник Омской академии МВД России № 1 (44), 2012

обобщен и внедрен в учебный процесс Московского университета МВД России Изучению этих вопросов посвящены научные труды Ю . Ф. Подлипняка 10 . Он одним из первых в образовательных учреждениях Министерства внутренних дел Российской Федерации применил и реализовал идею комплексного формирования профессионально-прикладных качеств у будущих сотрудников ОВД

Прогрессивные взгляды Ю Ф Подлипняка отражали современные требования нашего общества к подготовке высококвалифицированных кадров для органов внутренних дел Результатом реализации его научных идей в учебной практике вузов системы МВД стало создание в Московском университете МВД России первого учебно-научного комплекса (УНК) учебных дисциплин служебно-боевой подготовки . Задачами УНК являлись: разработка единого, перспективного и приоритетного обеспечения межотраслевого (межкафедрального) научного взаимодействия, направленного на учебно-методическое совершенствование преподаваемых дисциплин, и деятельности учебно-научного комплекса в целом; координация совместной деятельности кафедр тактико-специальной, огневой и физической подготовки по учебно-методическим и научным направлениям; разработка и апробация современных педагогических технологий (комплексность, интеграция, моделирование) в процессе проведения практических занятий сотрудниками кафедр, осуществляющих межотраслевое взаимодействие .

Но исторически и организационно сложилось так, что в профессиональном образовании системы МВД научно-практические знания по служебнобоевой подготовке входят в содержание обучения в распредмеченном виде, т е разделены на отдельные предметы Учебный предмет — это часть профессиональной составляющей в педагогической системе служебно-боевой подготовки курсантов Накопление социального опыта в профессиональном образовании ведет к увеличению количества учебных предметов Происходит дифференциация единого и неделимого в своей основе знания, поскольку предметы являются его частями При этом одни и те же знания, умения и навыки, отнесенные к разным предметам, часто получали различное истолкование Например, как курсант сможет понять, что такое пределы применения физической силы, если в учебных дисциплинах это объясняется по-разному (например, в административной деятельности и физической подготовке)? Или каким образом курсант сможет овладеть практическими навыками применения огнестрельного оружия, если в процессе изучения административной деятельности ОВД данную тему изучают, сидя за партой в аудитории? А в процессе практических занятий по огневой под-

готовке курсантов обучают только правильному обращению с оружием и производству меткого выстрела Формулируем вывод: «Существующая педагогическая система служебно-боевой подготовки курсантов без использования междисциплинарных связей не обеспечивает завершенность педагогического процесса»

Вместе с тем среди преподавателей вузов МВД увеличивается интерес к технологичности своей работы, предлагаются методологические концепции, инновационные спецкурсы . Однако многолетний опыт работы одного из авторов в вузе МВД, а также деятельность в должности заместителя председателя учебно-методической секции по огневой подготовке ЦОКР МВД России показывает, что в педагогической практике вузов нашей системы господствует на некоторых учебных дисциплинах служебно-боевой подготовки формирование «механического» автоматизма отдельных двигательных действий . Следствием этого становится отсутствие прочных знаний, умений и навыков служебнобоевой подготовленности обучающихся .

Таким образом, интеграция знаний осуществляется вокруг фундаментальных объектов познания, комплексных научных и социально-экономических проблем и параллельно — по линии общенаучных концепций и философских методологических обобщений В философских и педагогических научных источниках затрагиваются различные системообразующие факторы интеграции. Так, С. И . Архангельский указывает на то, что системообразующим фактором интеграции в учебном процессе являются цели ее функционирования Среди них автор выделяет общие цели, которые должны быть достигнуты в результате обучения в системе и частные — стоящие перед каждой учебной дисциплиной в отдельности 11

По нашему мнению, учебные дисциплины, использующие сходные формальные методы, такие как практические формы обучения, осуществляют формирование компетентностных качеств служебнобоевой подготовки без преломления учета потребностей практики И, как следствие, практические работники МВД обращают внимание на необходимость более качественной, т е максимально приближенной к практике подготовки выпускников образовательных учреждений МВД России

Богатый фонд научных исследований, учебнометодических пособий и рекомендаций по отдельным направлениям служебно-боевой подготовки в образовательных учреждениях МВД России создает необходимые предпосылки для более широкого и полного использования накопленного научного и методического потенциала в подготовке специалистов для органов внутренних дел В аспекте

рассматриваемого вопроса, к которому мы относим изучение существующей педагогической системы дисциплин служебно-боевой подготовки и наличие в ней интеграции, профессиональное становление курсантов находится в русле именно этой тенденции философского осмысления педагогического знания Данный подход предполагает и приобретение нового знания, и получение интегративного метода организации учебного процесса и научной деятельности

Путем включения в расчлененный учебный процесс дисциплин боевой подготовки элементы взаимодействия (связь), отдельные подсистемы — тактико-специальная, огневая и физическая — утрачивают часть своих свойств, которыми они потенциально обладали в свободном состоянии, таким образом передавая их в закономерно возникающую, целостную педагогическую систему, образующую междисциплинарную интеграцию в служебнобоевой подготовке курсантов вузов МВД Понятие «связь» входит в любое определение системы и обеспечивает возникновение и сохранение ее целостных свойств Это понятие одновременно характеризует и строение (статику), и функционирование (динамику) системы

Анализ подходов и систем педагогического управления показывает, что в современных условиях развития общества приоритетными становятся целостные педагогические системы, обеспечивающие единство тенденций индивидуализации и интеграции человека в социуме 12 . Разработка и создание учебного процесса служебно-боевой подготовки курсантов вузов МВД России на основе междисциплинарной интеграции — основное направление ее развития Таким образом, уместно говорить о тенденции увеличения спроса на междисциплинарное взаимодействие не только в служебно-боевой подготовке, но и в профессиональном образовании системы МВД в целом, что может оцениваться как положительная динамика в подготовке высокопрофессиональных специалистов для Министерства внутренних дел Российской Федерации .

Приведем в связи с изложенным ряд выводов 1 Разработка технологии междисциплинарной интеграции в служебно-боевой подготовке курсантов дает определенные предпосылки для создания в образовательных учреждениях МВД России кафедр, реализующих учебную дисциплину на основе междисциплинарной интеграции

2. Необходимость создания кафедр обусловливается следующими обстоятельствами:

— существующей практикой обучения курсантов в системе боевой подготовки вузов МВД России с учетом специфики их будущей профессиональной деятельности;

— значительным объемом требуемых к освоению курсантами знаний, двигательных умений и навыков, ограниченными возможностями прочного закрепления при существующих сроках, методах и системе обучения;

— наличием инновационных технологий, позволяющих оптимизировать учебный процесс по боевой подготовке в образовательных учреждениях МВД России;

— возможностью конверсии новых образовательных технологий в теорию и практику боевой подготовки курсантов вузов МВД России

На основании анализа актуальности и своевременности рассматриваемых вопросов была сформулирована научная идея (гипотеза) создания названных кафедр, имеющая цели:

— формировать знания, умения и навыки в логической последовательности;

— оптимизировать учебный процесс (уплотнение во времени);

— избежать дублирования изучаемого материала, установить преемственность в развитии компе-тентностных знаний, умений и навыков;

— координировать взаимопроникновение знаний и умений учебных дисциплин служебно-боевой подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России

1 Шевырев А. В. Формирование и развитие системнокреативного мышления — базовая стратегия образования в XXI веке // Новые направления системного анализа и компьютерного моделирования в научно-образовательной среде. URL: ЫИр:№ркшЫушто^ па1^. ru/obrazo .Ыт (дата обращения: 22.07.2011).

2 Рабочие программы по учебным дисциплинам «Огневая подготовка», «Физическая подготовка», «Тактикоспециальная подготовка». М. , 2008.

3 Качала В. В. Основы теории систем и системного анализа : учебное пособие. М., 2007. С. 5 .

4 Подласый И. П. Педагогика : учебник. М. , 2007. С. 66.

5 Берулава М. Н. Теоретические основы интеграции образования М , 2000 С 220

6 Галицких Е. О. Интегративный подход как теоретическая основа профессионально-личностного становления будущего педагога в университете : дис .... д-ра пед. наук. СПб . , 2002. С. 56 .

7 Бордовская Н. В. Диалектика педагогического исследования . СПб . , 2001. С. 504.

8 Максимова В. Н. Межпредметные связи в учебновоспитательном процессе : учебное пособие . Л. , 1979. С. 2-9 .

9 Алексеев О. В. Международные тенденции в инженерном образовании // Высшее образование в России. 1993. № 2. С. 26-33.

10 Подлипняк Ю. Ф., Дьячков Ю. Б. Физическая подготовка в вузах МВД СССР : монография. Тбилиси, 1985. С. 160 .

11 Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы . М . , 1980. С. 368.

12 Маркелов В. В Педагогическая система развития индивидуальности в физическом воспитании и спорте : дис . д-ра пед наук Пермь, 2006 С 189

бв

Научный вестник Омской академии МВД России № 1 (44), 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.