Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №1. 2023
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/86
УДК 37.011 https://doi.org/10.33619/2414-2948/86/44
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КАК ВАЖНЫЕ УСЛОВИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕУСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
©Турукбаева А. К., ORCID: 0000-0002-2757-6523, Киргизский национальный университет им. Жусупа Баласагына, г. Бишкек, Кыргызстан, [email protected]
PEDAGOGICAL CONDITIONS AS IMPORTANT CONDITIONS FOR OVERCOMING
THE FAILURE OF ADOLESCENT STUDENT
©Turukbaeva A., ORCID: 0000-0002-2757-6523, Kyrgyz National University named after Jusup Balasagyn, Bishkek, Kyrgyzstan, [email protected]
Аннотация. Существенные изменения, происходящие в социально-экономической жизни Кыргызстана, отражаются на деятельности школы, которая также вынуждена и должна измениться, чтобы удовлетворять возрастающие требования общества, государства и родителей к повышению качества образования. Несомненно, школа понимает, какие трудные, но выполнимые задачи ей приходится реализовывать, и прикладывает все усилия для разработки новых учебных планов, программ, методик, способствующих совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Исходя из этого в исследовательской работе автор привела педагогические условия для преодоления неуспеваемости школьников-подростков, а также профессионального роста педагогических работников. При правильном создании педагогических условий для каждого ученика возможно сократить неуспеваемость учащихся подросткового возраста до минимума. У подростков появится интерес к учению, а также стремление преодолеть неуспеваемость в учении. Для оптимального взаимодействия субъектов образовательного процесса предлагается соблюдение пяти педагогических условий, основным лейтмотивом которых является повышение социальной и познавательной самооценки подростков и обеспечение мотивации к изучению предметов естественно-математического цикла.
Abstract. Significant changes taking place in the socio-economic life of the republic are reflected in the activities of the school, which is also forced and must change in order to meet the growing demands of society, the state and parents to improve the quality of education. Undoubtedly, the school understands what difficult, but feasible tasks it has to implement, and makes every effort to develop new curricula, programs, methods that contribute to the improvement of the educational process. Proceeding from this, in the research work, the author cited pedagogical conditions for overcoming the underachievement of adolescent schoolchildren, as well as the professional growth of teachers. With the right creation of pedagogical conditions for each student, it is possible to reduce the failure of adolescent students to a minimum. Adolescents will have an interest in learning, as well as a desire to overcome academic failure. For the optimal interaction of the subjects of the educational process, it is proposed to comply with five pedagogical conditions, the main leitmotif of which is to increase the social and cognitive self-esteem of adolescents and provide motivation to study subjects of the natural and mathematical cycle.
Ключевые слова: подросток, условие, гипотезы, педагог, родители, учение, интерес, урок, поддержка.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №1. 2023
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/86
Keywords: teenager, condition, hypotheses, teacher, parents, teaching, interest, lesson, support.
Самая большая радость для учителя, когда похвалят его ученика.
(Ш. Бронте)
Основной дидактической единицей, от которой зависит качество обучения, является урок — наиболее видимая часть работы учителя и учащихся. Ему предшествует большая подготовительная работа, детерминированная требованиями к содержанию урока и методики его проведения. Современный урок отличается новыми задачами, которые ставятся перед учителем и учащимися, необходимостью использования в обучении приемов и методов, формирующих умения самостоятельно добывать знания, собирать информацию, выдвигать гипотезы и предположения, делать выводы и умозаключения. Время, когда учитель вещал, а дети слушали, т. е. линейное строение урока, уходит в прошлое. Новейшие работы в области психологии, методики преподавания, дидактики требуют того, чтобы у сегодняшнего ученика были сформированы универсальные действия, которые будут обеспечивать способность к самостоятельной учебе. Соответственно, наиболее оптимальным подходом в современном образовательном процессе считается системно-деятельный подход. Учитель не просто должен давать знания, а вести ученика к творческой деятельности, направленной на преодоление неуспеваемости и приучения учащихся к самостоятельному приобретению и усвоению новых знаний. Все это говорит о том, что назрела необходимость перехода на новую модель обучения, предполагающую обеспечение качественно нового уровня образования, соответствующего новым требованиям общества и управления образованием.
Основное назначение научно-методической работы на современном этапе связано с проектированием и созданием педагогических условий для становления и профессионального роста педагогических работников на основе выявления их индивидуальных особенностей [1, с. 45-46].
В настоящей работе под педагогическими условиями нами понимается система педагогических мер, которые в своей совокупности образуют своеобразную технологию педагогического взаимодействия учителя и родителей, совместно с классными руководителями, направленные на предупреждение проблем неуспеваемости учащихся подросткового возраста по физике. Нами определены пять наиболее важных условий взаимодействия учителей и родителей, классных руководителей по предупреждению неуспеваемости учащихся подросткового возраста.
Первое педагогическое условие — организация сотрудничества учителя и ученика, классного руководителя, родителей, направленная на преодоление неуспеваемости учащихся. Основой для осуществления педагогической поддержки выступает грамотно выстраиваемая позиция предметного учителя, также классного руководителя, который призван постоянно заботиться о повышении качества знаний и развитии познавательной активности в образовательном процессе [2]. Реализация такой позиции лежит в плоскости создания учителем атмосферы сотрудничества:
- духовным посредником между обществом и ребенком в усвоении основ человеческой культуры;
- организатором условий для самовыражения и развития каждого ребенка,
- помощником, консультантом в организации повседневной жизни и деятельности, в осмыслении социально-экономической, политической жизни общества, в профессиональной ориентации;
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №1. 2023
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/86
- координатором усилий педагогов, семьи, социума - словом, всех воспитательных институтов, влияющих на становление и развитие воспитанников;
- создателем благоприятной микросреды и морально-психологического климата в подростковом коллективе, объединении, группе. Большое значение имеют индивидуальные встречи родителей с учителями-предметниками, организованные классными руководителями. Они способствуют усилению контроля со стороны родителей, что позволяют иногда избежать неудовлетворительных оценок за четверть
На повышение успеваемости учащихся должен работать комплекс мер: внеурочная деятельность, работа с родителями, работа учителя-предметника на уроке, воспитательная работа в школе. После выявления пробелов в знаниях начинается работа с неуспевающими. Классного руководителя должна интересовать обстановка в семье отстающего учащегося. Для этого проводятся встречи с родителями, разрабатываются совместные действия для улучшения усвоения базовых знаний ребенком. Опыт показывает, что избираемая учителем (предметника и классного руководителя) тактика педагогической поддержки зависит от нескольких факторов: сложности проблемы, психологического и физического состояния школьника, наличия или отсутствия позитивного отношения к труду как таковому, интенсивности импульса к активной работе и др. Если тактика педагогической поддержки на сотрудничество выбрана учителем верно, она будет содействовать становлению стремления подростка к успеху и в целом его развитию.
Второе педагогическое условие — педагогическая поддержка интереса к предупреждению естественного цикла подростков учению со стороны родителей. В работах многих педагогов и психологов отмечается несомненная роль познавательного интереса в достижении учащимися высоких учебных результатов.
Познавательный интерес — это эффективное средство создания общей установки на обучение, средство, с помощью которого учитель формирует в сознании ученика понимание значимости успешности усвоения знаний. Кроме того, познавательный интерес как дидактическое средство позволяет учителю решать проблему интеллектуальной насыщенности процесса обучения, которая требует от педагога особого внимания, т.к. "детский интеллект легко отлучить и отучить от трудностей, от напряжения", от того, что заложено природой в человеке [3]. Следовательно, педагогическая поддержка подростков в учении предполагает создание такого интеллектуального фона, который позволяет строить и осуществлять обучение на достаточном уровне трудности, что позволяет заинтересовывать учащихся в достижении положительного учебного результата.
Педагогическая поддержка как технология деятельности учителя-предметника, классного руководителя и родителей по поддержанию и развитию познавательного интереса должна учитывать принцип внутренней свободы личности. Это означает, что ученик, обладающий некоторой системой знаний и умений, должен иметь возможность свободно оперировать ими, опираясь на собственный интерес к учению и стремление к самореализации. Учитель должен лишь помочь ему в этой самореализации: определить уровень знания и незнания; научить принимать самостоятельные решения: обеспечивая тем самым успешность учебной деятельности.
Третье педагогическое условие — создание предметно-развивающей среды. Под предметно-развивающей средой понимается определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом. Современное понимание предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №1. 2023
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/86
жизнедеятельности ребенка, формирование его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.
Урок является обозреваемой частью предметно-развивающей среды, которому предшествует большая подготовительная работа, детермированная требованиями к содержанию урока и методике его проведения. Современному уроку предъявляются новые требования, которые перед учителем и учащимися ставят задачи формирования жизненно важных компетенций, необходимых для формирования умений, навыков самостоятельно добывать знания, собирать информацию, выдвигать гипотезы и предположения, делать выводы и умозаключения. У сегодняшнего ученика должны быть сформированы универсальные компетенции, которые будут обеспечивать способность к организации самостоятельной учебы. Соответственно, наиболее приемлемым подходом в современном образовательном процессе является системно-деятельностный. Согласно данному подходу, учитель не просто должен давать знания, а служить примером деятельностного отношения, творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. В этом случае в качестве методического обеспечения учитель использует, например, рассказ, демонстрации фильмов, передачи по радио или телевидению либо стимулирует усвоение школьниками учебного материала работы с книгой, решения задач. На дальнейших уроках, опираясь на достигнутое, необходимо продолжать работу над учебным материалом, закреплять его и углублять, широко и в разных ситуациях проводить с учащимися специальные упражнения, повторять и систематизировать материал таким образом, чтобы в ходе нескольких уроков прийти к завершенному усвоению [4, с. 67-68].
Четвертое педагогическое условие — создание мотивационно-психологической комфортности учеников в семье и школе. Речь идет о формировании как широких социальных мотивов учения, которые порождаются широким кругом жизненных отношений ребенка с окружающей его действительностью, и так же формирование собственно познавательных мотивах, связанных с чувством удовлетворенности от познания естественных наук.
На формирование мотивов влияют обстоятельства жизни ребенка в семье, его взаимоотношения с окружающими взрослыми, его положение в школе, отношения с учителями и товарищами, а также технологии обучения. Социальные мотивы учения связаны с основными стремлениями и потребностями ученика, с его основной направленностью. Такие социальные мотивы учения имеют различный конкретный характер в зависимости от возраста ребенка, а также от его индивидуальных особенностей. Они могут выражать стремление детей заслужить похвалу учителя или родителей, стремление стать лучшими в классе, завоевать авторитет среди товарищей, могут быть связаны с мечтами о будущей профессии.
Познавательные мотивы, которые имеют познавательный характер и выражают личные интересы учащихся, направленный предмет познания, в данном случае на познание закономерностей развития по естественным предметам, например, изучение радиоактивных элементов в химии и решение химических реакций с помощью формул по физике мы получаем радиоактивные излучения альфа, и бета, гамма [5-7].
Наши наблюдение показывает, во всех классах школы можно выделить группу учеников, которые не хотят учиться, потому что у них отсутствуют общественные и личные познавательные мотивы учения. В этих случаях учебная деятельность не может осуществляться, и ребенок либо плохо успевает, либо перестает учиться совсем. Наличие у школьника интереса к учению еще не обеспечивает полноценного осуществления всей его учебной деятельности. Часто бывает, что ученик обременен большим количеством учебных обязанностей, которые он должен выполнять и которые не связаны с имеющимся у него учебным интересом к тому или иному предмету. Для того, чтобы ученик стремился хорошо
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №1. 2023
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/86
учиться по всем предметам, чтобы он выполнял все обязанности, связанные с учебной деятельностью, ежедневно отправлялся в школу, занимался там 4-5 уроков и выполнял дома задания (иногда неинтересные), приходится преодолевать большие трудности, отказываясь часто от гораздо более для него привлекательных дел. Поэтому, чтобы поддерживали, побуждали, его интереса к той или иной области знаний необходимо разнообразить задания.
Основным назначением данного педагогического условия является создание мотивационно-психологической комфортности забота о психологическом здоровье учащихся. Это означает, что современная школа должна становится не только местом, где детей учат и воспитывают, но и психологически безопасным и психологически комфортным пространством для развития во всех смыслах здоровых детей. Это возможно только в атмосфере душевного благополучия и благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении, поддерживающего и даже инициирующего процессы обучения, воспитания и развития личности школьника [8].
Психологическая безопасность позволяет поддерживать баланс между негативными воздействиями на человека окружающей его среды и его устойчивостью, способностью преодолеть такие воздействия собственными ресурсами, а также с помощью защитных факторов среды. Психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга, а образовательная среда класса является не только неотъемлемой частью жизни ребенка, но и системой обеспечения комфорта.
Под психологическим комфортом понимаются условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, где происходит развитие совместной деятельности, при этом не возникает необходимость защищаться.
Источниками психологической комфортности являются: положительное эмоциональное состояние педагога и ученика; доброжелательное отношение между педагогом и учеником; создание благоприятных условий для взаимодействия педагога с учеником с целью обеспечения возможностей реализации личности ребенка в полной мере [9, 10].
Пятое педагогическое условие — совершенствование технологии обучения по естественным предметам. В данном случае речь идет педагогических технологиях который позволяет достичь требуемых результатов в обучении. Необходимо применять новые усовершенствованные технологии в образовательной среде по естественным предметам, такие как: аудиовизуальные и мультимедийные учебно-методические материалы, электронные учебники, электронные учебно-методические комплексы, автоматизированные системы обучения, которые лучше воспринимаются учащимися, так как нынешние подростки увлечены гаджетами в поисках увлекательной информация и в социальных сетях.
С данным педагогическим условием связано обучение с учащихся применением активных методов обучения, которые способствуют лучшему усвоению знаний, учат подростков ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые решения и отстаивать свою позицию.
Таким образом, определены оптимальные педагогические условии взаимодействия основных субъектов образовательного процесса в лице учителей, учеников, классных руководителей и родителей по предупреждению неуспеваемости, о которых шла речь в данном статье. Предлагаемая нами педагогические условия по предупреждению неуспеваемости учеников основаны на учете достижений современной педагогической науки, отражают содержательно-процессуальные компоненты совместной педагогической деятельности педагогов и родителей по предупреждению неуспеваемости подростков по естественным предметам. Основанная на предположении о том, что целенаправленное предупреждение неуспеваемости учащихся подросткового возраста связано с выявлением заинтересованности
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №1. 2023
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/86
и участия родителей в образовательных успехах своих детей, потребовала изучение состояния и отношения подростков к учебе выявление причин неуспеваемости.
Приведенный с учетом данного обстоятельства что некоторые подростки нуждаются в коррекции самооценки, потому что она у них очень занижена. Другие подростки нуждаются в работе над застенчивостью. По словам учеников, им удобно отвечать с места, если выйти к доске, они начинают стесняться, заикаться, краснеть, а это мешает успеваемости ученика. Исследование также показало, что при всем многообразии причин неуспеваемости у учащихся отсутствует положительная мотивация на образование, особенно это касается детей из уязвимых социальных семей.
Список литературы:
1. Бахрамова Г. А. Формирование инновационной деятельности учителей в процессе организации методической работы в школе: Дисс. ... канд. пед. наук. Шымкент, 2010. 135 с.
2. Макаренко А. С. Книга для родителей: К 100-летию со дня рождению А. С. Макаренко. М.: Педагогика, 1988. 304 с.
3. Недбаева C. B. Становление и развитие личностно-ориентированной психологической практики в российском образовании: Дисс. ... д-р психол. наук. Ставрополь, 2001. 361 с.
4. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Введение в педагогическую профессию. М.: Академия, 1998. 171 с.
5. Маттес Г. О. Роли психодиагностики в преодолении неуспеваемости школьников // Вопросы психологии. 1984. №4. С. 152-154.
6. Пидкасистый П. И. Педагогика. М: Педагогическое общество России, 1998. 640 с.
7. Старикова Л. Д., Стариков С. А. Методология педагогического исследования. М.: Юрайт, 2017. 348 с.
8. Ковров В. В., Оганесян Н. Т. Обеспечение психологической безопасности в начальной школе // Педагогика, 2014. №4. С.58-65.
9. Ковров В. В. Современные вызовы психологической безопасности образовательной среды // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2013. №158. С. 56-57.
10. Кон И. С. Ребенок и общество. М.: Академия, 2003.
References:
1. Bakhramova, G. A. (2010). Formirovanie innovatsionnoi deyatel'nosti uchitelei v protsesse organizatsii metodicheskoi raboty v shkole: Diss. ... kand. ped. nauk. Shymkent. (in Russian).
2. Makarenko, A. S. (1988). Kniga dlya roditelei: K 100-letiyu so dnya rozhdeniyu A. S. Makarenko. Moscow. (in Russian).
3. Nedbaeva, C. B. (2001). Stanovlenie i razvitie lichnostno-orientirovannoi psikhologicheskoi praktiki v rossiiskom obrazovanii: Diss. ... d-r psikhol. nauk. Stavropol'. (in Russian).
4. Baturina, G. I., & Kuzina, T. F. (1998). Vvedenie v pedagogicheskuyu professiyu. Moscow. (in Russian).
5. Mattes, G. O. (1984). Roli psikhodiagnostiki v preodolenii neuspevaemosti shkol'nikov. Voprosypsikhologii, (4), 152-154. (in Russian).
6. Pidkasistyi, P. I. (1998). Pedagogika. Moscow. (in Russian).
7. Starikova, L. D., & Starikov, S. A. (2017). Metodologiya pedagogicheskogo issledovaniya. Moscow. (in Russian).
8. Kovrov, V. V., & Oganesyan, N. T. (2014). Obespechenie psikhologicheskoi bezopasnosti v nachal'noi shkole. Pedagogika, (4), 58-65. (in Russian).
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.ru
Т. 9. №1. 2023 https://doi.org/10.33619/2414-2948/86
9. Kovrov, V. V. (2013). Sovremennye vyzovy psikhologicheskoi bezopasnosti obrazovatel'noi sredy. Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena, (158), 56-57. (in Russian).
10. Kon, I. S. (2003). Rebenok i obshchestvo. Moscow. (in Russian).
Работа поступила в редакцию 13.12.2022 г.
Принята к публикации 19.12.2022 г.
Ссылка для цитирования:
Турукбаева А. К. Педагогические условия как важные условия преодоления неуспеваемости учащихся подросткового возраста // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 9. №1. С. 307-313. https://doi.org/10.33619/2414-2948/86/44
Cite as (APA):
Turukbaeva, A. (2022). Pedagogical Conditions as Important Conditions for Overcoming the Failure of Adolescent Student. Bulletin of Science and Practice, 9(1), 307-313. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/86/44
® I