Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КАК ОСНОВА ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КАК ОСНОВА ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1462
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / ЦЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малова Мария Марковна

В статье рассматриваются определение понятия «педагогическое условие» и цели педагогического контроля. Автор проводит анализ значения термина «педагогическое условие», изучает и сравнивает различные классификации педагогических условий, представленные исследователями. Далее проводится исследование целей и задач педагогического контроля. Согласно исследованным источникам, не существует уникального определения цели педагогического контроля. Постановка цели соотносится с подходами к пониманию педагогического контроля. Авторами-исследователями рассматриваются следующие подходы к пониманию понятия «педагогический контроль»: информационно-констатирующий, диагностико-обучающий и рефлексивный. Вследствие этого автор выявляет цели и задачи педагогического контроля через рассмотрение подходов. Автор статьи утверждает, что согласно педагогическим исследованиям, условия и постановка цели находятся в неразрывной взаимосвязи. Соответственно, полноценное достижение цели возможно только через реализацию педагогических условий. Успешное выявление и формулировка педагогических условий, имеют результатом разработку и развитие инновационных методик и технологий, а также решение проблем, существующих в образовании. Педагогический контроль является одним из основополагающих факторов в образовании, от которого зависит построение и функционирование всего процесса обучения. В статье автор рассматривает направленность целеполагания при осуществлении педагогического контроля знаний обучающихся. Полученная из источников информация, используется для выявления педагогических условий. В результате, опираясь на рассмотренные цели педагогического контроля, автор выделяет три педагогических условия. Особый акцент делается на третье педагогическое условие, так как, по мнению автора, данный вопрос требует дальнейшего изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малова Мария Марковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS AS A BASIS FOR REACHING THE PURPOSES OF PEDAGOGICAL CONTROL

The article deals with the definition of pedagogical conditions and purposes of the pedagogical control. The author analyses the meaning of the term ‘pedagogical condition’, studies and compares different classifications of pedagogical conditions given by the researchers. Then he defines the purposes of the pedagogical control. According to the sources studied, there is no unique definition of the pedagogical control purposes. Stating the purpose is concerned with the approaches to understanding of the notion of pedagogical control. The article considers informative, diagnostic and teaching and reflexive approaches to pedagogical control. As a result the author puts studying the approaches as a basis for finding purposes of the pedagogical control. The author of the article argues that according to the pedagogical research, conditions and purpose statement are inseparable and interconnected. Consequently, it is possible to reach the goal completely only if to fulfill the pedagogical conditions. Effective identification and stating of the pedagogical conditions result in the development of innovative approaches and techniques. It can help to solve problems in teaching as well. Pedagogical control is considered to be one of the basic concepts of education, because structure and functioning of all the learning process depend on it. In the article the author analyses the direction in purpose statement when applying pedagogical control in learning. As a result of the pedagogical control purpose study, three pedagogical conditions have been found. The author emphasizes the third pedagogical condition as he considers this question needs further research.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КАК ОСНОВА ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ»

15.Чепкова, Т.П. Лингвометодические аспекты изучения русской фразеологии в иностранной аудитории / Т.П. Чепкова // Вестник Орловского государственного университета. - Орел: Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, 2010. - № 6 (14). - С. 211-213.

Педагогика

УДК 378.4

старший преподаватель Малова Мария Марковна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева» («Самарский университет») (г. Самара)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КАК ОСНОВА ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

Аннотация. В статье рассматриваются определение понятия «педагогическое условие» и цели педагогического контроля. Автор проводит анализ значения термина «педагогическое условие», изучает и сравнивает различные классификации педагогических условий, представленные исследователями. Далее проводится исследование целей и задач педагогического контроля. Согласно исследованным источникам, не существует уникального определения цели педагогического контроля. Постановка цели соотносится с подходами к пониманию педагогического контроля. Авторами-исследователями рассматриваются следующие подходы к пониманию понятия «педагогический контроль»: информационно-констатирующий, диагностико-обучающий и рефлексивный. Вследствие этого автор выявляет цели и задачи педагогического контроля через рассмотрение подходов. Автор статьи утверждает, что согласно педагогическим исследованиям, условия и постановка цели находятся в неразрывной взаимосвязи. Соответственно, полноценное достижение цели возможно только через реализацию педагогических условий. Успешное выявление и формулировка педагогических условий, имеют результатом разработку и развитие инновационных методик и технологий, а также решение проблем, существующих в образовании. Педагогический контроль является одним из основополагающих факторов в образовании, от которого зависит построение и функционирование всего процесса обучения. В статье автор рассматривает направленность целеполагания при осуществлении педагогического контроля знаний обучающихся. Полученная из источников информация, используется для выявления педагогических условий. В результате, опираясь на рассмотренные цели педагогического контроля, автор выделяет три педагогических условия. Особый акцент делается на третье педагогическое условие, так как, по мнению автора, данный вопрос требует дальнейшего изучения.

Ключевые слова: педагогические условия, педагогический контроль, образование, процесс обучения, цели педагогического контроля.

Annotation. The article deals with the definition of pedagogical conditions and purposes of the pedagogical control. The author analyses the meaning of the term 'pedagogical condition', studies and compares different classifications of pedagogical conditions given by the researchers. Then he defines the purposes of the pedagogical control. According to the sources studied, there is no unique definition of the pedagogical control purposes. Stating the purpose is concerned with the approaches to understanding of the notion of pedagogical control. The article considers informative, diagnostic and teaching and reflexive approaches to pedagogical control. As a result the author puts studying the approaches as a basis for finding purposes of the pedagogical control. The author of the article argues that according to the pedagogical research, conditions and purpose statement are inseparable and interconnected. Consequently, it is possible to reach the goal completely only if to fulfill the pedagogical conditions. Effective identification and stating of the pedagogical conditions result in the development of innovative approaches and techniques. It can help to solve problems in teaching as well. Pedagogical control is considered to be one of the basic concepts of education, because structure and functioning of all the learning process depend on it. In the article the author analyses the direction in purpose statement when applying pedagogical control in learning. As a result of the pedagogical control purpose study, three pedagogical conditions have been found. The author emphasizes the third pedagogical condition as he considers this question needs further research.

Key words: pedagogical conditions, pedagogical control, education, learning process, purposes of the pedagogical control.

Введение. В современной научной педагогической литературе проблеме выявления педагогических условий уделяется большое внимание, поскольку залогом успешности реализации педагогического процесса является точное определение и формулировка педагогических условий.

В педагогических исследованиях условия и постановка цели находятся в неразрывной взаимосвязи. Соответственно, выявление педагогических условий направлено на достижение поставленной образовательной цели. Таким образом, результатом целеполагания и адекватной постановки педагогических условий является разработка и развитие различных вопросов в педагогике через освоение новых методик, внедрение новейших образовательных технологий и т.д.

Педагогический контроль является одним из основополагающих факторов в образовании, от которого зависит построение и функционирование всего процесса обучения. Через оценивание уровня знаний и их корректировку контроль обладает способностью направлять обучающихся в познании, дальнейшем развитии и мотивировать к продолжению образования.

Поскольку в педагогике цель процесса обучения трактуется как причина, направленная на формирование условия, требуемого для получения результата [3], то при выявлении (рассмотрении) педагогических условий мы будем отталкиваться от целей педагогического контроля.

Изложение основного материала статьи. Анализ справочных и психолого-педагогических источников представляет разные значения понятия «условие». Так, словарь русского языка обозначает условие, как правила, основу или предпосылку какого-то явления [17]. Толковый словарь Д.В. Дмитриева трактует условие, как основу или предпосылку, а также определяет его, как благоприятные обстоятельства, которые содействуют развитию какого-либо процесса или деятельности [18].

Понятие «условие» рассматривается в психологии, философии и педагогике. Психологическое развитие личности происходит в результате взаимодействия внешних и внутренних факторов, которые выступают в психологии в качестве условий. Причинный детерминизм утверждает, что каждое последующее событие вызвано предыдущими событиями и условиями. Детерминисты видят причинно-следственную взаимосвязь между явлениями и событиями, в котором во взаимосвязи «причина-условия-следствие» условия дают начало следствию в независимости от причины явлений [20].

Исследованием вопроса педагогических условий, их выявления, организации и структуры, а также их влияния на образовательный процесс и формирование личности обучающихся занимался ряд авторов, которые указывают на прямую зависимость хода процесса обучения от целеполагания, а также логики, структуры и системности педагогических условий

(А.Я. Найн, Н.А. Козелова, С.В. Боровская, В.М. Полонский, Е.В. Коротаева, А.С. Белкин, Л.М. Яковлева, Н.М. Борытко, Ю.К. Бабанский, Н.В. Ипполитова, Н. Стерхова, Н.Г. Баженова, И.В. Хлудеева, А.Ю.Шаркова, Т.В. Сибгатуллина и др.).

Достижение следствия-результата в педагогике невозможно без постановки условий. Педагогические исследования обозначают цель процесса обучения, как причину, при помощи которой создается необходимое условие и от которой зависит достижение цели и получение результата [31.

В понимании исследователей осознанная деятельность личности, направленная на изменение и совершенствование действительности, и условия находятся во взаимосвязи, поскольку условия представляют свойства личностной деятельности при постановке цели и ее реализации. Согласно этому утверждению выделяется три вида условий деятельности: условия-предпосылка (предпосылка для осуществления деятельности), условия-обстановка (условия, созданные для осуществления деятельности) и условия-требования (критерии адекватности результатов деятельности) [6].

Существует ряд других различных классификаций, отражающих логику и направленность педагогических условий. Авторы разделяют условия по сфере воздействия на внутренние и внешние, где к внутренним относят эстетические, морально-психологические и учебно-материальные аспекты, а к внешним природные, культурные, общественные и производственные. Условия также разделяются по характеру и специфике объекта воздействия. Объективными и субъективными условия могут быть по характеру воздействия, где объективность условий отражается в работе с информацией и обеспечении функционирования педагогической системы, в то время как субъективность условий имеет личностно-ориентированную направленность и рассматривает деятельность каждого субъекта образовательного процесса. Деятельность всей педагогической системы зависит от условий, которые различаются по специфике объекта воздействия, которые в свою очередь разделяются на общие (национальные, экономические, социальные, культурные и др. и специфические (территориальные, материальные, технические и т.д.) [9].

По мнению В.М. Полонского педагогическое условие взаимосвязано с обучением и воспитанием, поэтому способно оказывать влияние на формирование личности. Автор понимает условия, как внешние и внутренние воздействия природы и социума, влияющие на физическое состояние личности, а также на ее психическое и моральное формирование и развитие [16].

В одной из классификаций условий проводится личностный анализ обучающихся и преподавателя и их межличностное взаимодействие, которое выделяется в качестве условия. Согласно трактовке автора определение условий зависит от личностных характеристик обучающихся и педагога: типа мышления, способности к запоминанию и анализу, моральных качеств и темперамента [19].

В педагогических исследованиях условия имеют разные определения: предпосылки, меры, обстоятельства, обстановка, требования, факторы, воздействия. Рассмотрим некоторые из них.

Так, в понимании С.В. Боровской педагогические условия - это множество логически последовательных, связанных между собой мер образовательного процесса, направленных на повышение эффективности обучения и совершенствование профессионального уровня деятельности студентов в своей специальности [4, С. 14].

Ряд авторов трактует условие как обстоятельство (Н.М. Борытко, Е.В. Коротаева, А.С. Белкин, Л.М. Яковлева, Т.В. Минакова) и представляет разные интерпретации определения. Так, в одном из исследований условие рассматривается, как внешнее обстоятельство, оказывающее значительное влияние на протекание процесса обучения, который строится преподавателем с целью получения ожидаемого результата [11], [12].

Согласно позиции исследователей, эффективность деятельности всей педагогической системы зависит от постановки условий, т.е. тех обстоятельств или факторов, которые являются основой ее структуры, логики построения и успешности функционирования. Педагогические условия - это те меры, которые мотивируют обучающихся к дальнейшему развитию и совершенствованию в процессе обучения [3]. Также педагогические условия рассматриваются в качестве решающего фактора или обстоятельства в развитии самостоятельности студентов при изучении иностранного языка [11].

А.Я. Найн считает, что педагогические условия делают процесс обучения более успешным, поскольку направлены на решение конкретных педагогических задач, для чего педагогические условия необходимо специально создавать в ходе образовательного процесса, для того чтобы сделать его эффективным [12].

Реализация целей педагогического контроля невозможна без выявления педагогических условий, направленных на развитие и эффективность использования контроля в процессе обучения. Основываясь на утверждении о том, что цель образовательного процесса может рассматриваться как причина, лежащая в основе создания условия, которое направлено на получение результата [3], для определения педагогических условий, являющихся фундаментальными в разработке и развитии педагогического контроля, обратимся к целям педагогического контроля.

Анализ психолого-педагогических исследований, посвященных педагогическому контролю, показал, что авторы представляют значительное количество различных определений целей и задач педагогического контроля. Существует мнение, что отсутствие единой формулировки связано с разными подходами к рассмотрению термина «педагогический контроль» [10].

Согласно психолого-педагогическим источникам на сегодняшний день существует три основных подхода к пониманию целей, видов, функций, форм и методов педагогического контроля: информационно-констатирующий, диагностико-обучающий и рефлексивный.

Так, В.С. Аванесов и И.Е. Перовский выделяют информационно-констатирующий подход, на основе которого педагогический контроль рассматривается с точки зрения получения информации о результатах обучения. В рамках данного подхода все контрольные процедуры направлены только на проверку знаний обучающихся [1, С. 112].

В рамках информационно-констатирующего подхода В.С. Аванесов в качестве цели педагогического контроля понимает проверку уровня знаний обучающихся и сравнение его с соответствующим стандартным уровнем, получение информации о степени познавательной деятельности обучающихся, определение соответствия полученных знаний поставленной педагогической цели, выявление, диагностирование и оценка знаний, умений и навыков, которыми в течение образовательного процесса овладели обучающиеся [1].

При рассмотрении педагогического контроля Е.И. Перовский также сосредотачивает свое внимание на вопросах проверки и применяемых при этом методах. Автор представляет систему оценки, обозначает функции, задачи, методы и технологии, которые он предлагает к использованию в контрольно-оценочной деятельности. Систему проверки знаний Е.И. Перовский разделяет на три основных этапа. На первом этапе он рассматривает входной контроль в начале года, исследующий уровень знаний, освоенных на предшествующем курсе по предмету; на втором этапе - поурочную текущую проверку, в содержание которой он включает новые знания, приобретаемые на каждом последующем занятии; на третьем этапе - тематический контроль, который обозначается как проверка уровня знаний по теме, изученной в рамках учебной программы [16, С. 219].

Согласно диагностико-обучающему подходу контроль направлен не только на получение информации, но и на анализ процесса обучения с помощью приобретенной информации, а также на его корректировку и помощь обучающимся в

зависимости от уровня их знаний и характера совершаемых ошибок. В контексте данного подхода речь идет об использовании средств обратной связи (С.И. Архангельский) между преподавателем и студентами, когда контролирующие действия преподавателя позволяют не только выявлять пробелы в успеваемости, но и своевременно принимать меры и выстраивать работу студентов строго согласно выдвигаемым требованиям [2, С. 291].

П.И. Пидкасистый также придерживается диагностико-обучающего подхода в отношении педагогического контроля, подчеркивая его явную диагностическую направленность. Автор приравнивает смысл понятия «контроль» к понятию «педагогическая диагностика» и трактует его не только как процесс диагностики уровня знаний, но и как средство для анализа учебного процесса и обобщений и выводов о результатах проделанной работы в целом. Под целью контроля автор понимает выявление уровня освоенных знаний и умений и их соответствие требованиям образовательного стандарта в рамках учебного курса или программы [13, С. 328].

В том же контексте педагогический контроль рассматривает В.А. Сластенин, подчеркивая то, что процедура контроля должна быть направлена на обеспечение обратной связи между преподавателем и студентами, что даст возможность корректировать учебно-воспитательный процесс в зависимости от необходимости [14, С. 241].

К диагностико-обучающему подходу также следует отнести исследование, которое рассматривает цель контроля как руководство познавательной деятельностью обучающихся в течение педагогического процесса, которое осуществляется при повторении и отработке знаний, а также в процессе самоконтроля и взаимоконтроля [17].

В связи с тем, что сегодня образовательный процесс направлен не только на приобретение узкоспециальных знаний, и развитие умений и навыков у обучающихся, но на формирование специалиста, обладающего знаниями и в своей профессиональной области, и в сопряженных с нею областях, работающего над развитием своих личностных и профессиональных качеств и в дальнейшем готового к продолжению образования и самообразованию, рефлексивный подход получает свое распространение в обучении (П.И. Третьяков, С.В. Фролова, С.Н. Савельева). Данный подход основан на развитии способности к самоуправлению у обучающихся, а также гуманизации контроля. В рамках рефлексивного подхода контроль рассматривается как взаимодействие преподавателя и обучающегося, в котором под контролем преподавателя, посредством использования различных видов учебных заданий для самостоятельной деятельности и самоконтроля, реализуется самоорганизация учебной деятельности, становление, и развитие личностных и профессиональных качеств студентов [8, С. 137].

Выводы. Проведенный анализ определений понятия «педагогическое условие» и целей педагогического контроля указывает на их тесную взаимосвязь, где цели педагогического контроля, являются причиной или предпосылкой к формированию условий. Соответственно, грамотное выявление и формулировка понятия «педагогическое условие» при рассмотрении вопросов педагогического контроля в образовании, способствует их успешному решению.

Анализ психолого-педагогических источников показал, что педагогический контроль нуждается в постоянном обновлении и совершенствовании, а достижение целей педагогического контроля возможно посредством реализации педагогических условий, результатом чего могут стать разработка и внедрение инновационных методик, создание новых оценочных технологий и т.д.

К первому педагогическому условию мы относим наличие обратной связи между преподавателем и студентами, являющейся основой процесса обучения, где успешная совместная деятельность педагога и обучающихся позволяет достичь максимально положительных результатов в образовании. К этому же условию мы относим контролирующие действия педагога, а также самостоятельную работу и самоконтроль обучающихся, как ответные контрольные действия по корректировке результатов обучения и освоению знаний.

В качестве второго педагогического условия мы рассматриваем проверку знаний и получение результатов обучения, на основе которых выявляется уровень знаний обучающихся и выбирается стратегия корректировки и планирование дальнейшей работы.

Третье педагогическое условие связано с воспитанием личности и формированием ее личностных и профессиональных характеристик в процессе обучения. Несмотря на то, что вопросы воспитания и формирования личности имеют долгую историю и достаточно подробно рассмотрены в педагогических исследованиях разных временных периодов, на данный момент не существует соответствующих оценочных технологий, направленных на формирование личностных и профессиональных качеств обучающихся. Соответственно, данное педагогическое условие является плацдармом для дальнейшего теоретического анализа и практических разработок.

Литература:

1. Аванесов, В.С. Основы научной организации контроля в высшей школе / В.С. Аванесов. - Москва: МИСиС, 1989. - 167 с.

2. Архангельский, С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе / С.И. Архангельский - Москва: Высш. шк., 1974. - 384 с.

3. Баженова, Н.Г., Хлудеева, И.В. Педагогические условия, ориентированные на развитие: теоретический аспект / Н.Г. Баженова, И.В. Хлудеева // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2012. - №151. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/pedagogicheskie-usloviya-orientirovannye-na-razvitie-teoreticheskiy-aspekt (дата обращения: 28.01.2022).

4. Боровская, С.В. Педагогические условия повышения эффективности профессионально-творческой самообразовательной деятельности будущего учителя: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Боровская Седа Витальевна. -Челябинск, 1999. - С. 14.

5. Борытко, Н.М. В пространстве воспитательной деятельности / Н.М. Борытко. - Волгоград: Перемена, 2001. - 181 с.

6. Галкина, О.В. Организационно-педагогические условия как категория научно-педагогического исследования / О.В. Галкина // Известия Самарского научного центра Рос. Академии наук «Актуальные проблемы гуманитарных наук». -2008. - № 3. - С. 231-238.

7. Ефимов, В.Н. Дидактические основы построения системы контроля на аудиторных занятиях в вузе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. / Ефимов Владимир Николаевич. - Москва, 1983. - 187 с.

8. Изотова, Н.В. Корректирующий контроль как фактор повышения качества обучения в вузе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Изотова Надежда Васильевна. - Брянск, 2004. - 217 с.

9. Ипполитова, Н.В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация / Н.В. Ипполитова, Н. Стерхова // General and Professional Education. - 2012. - № 1. - С. 8-14.

10. Калинковская, С.Б. Педагогический контроль в образовательном процессе заочного отделения вуза как условие самовоспитания студентов / С.Б. Калинковская // Научно-издательский центр «Социосфера». 2012. - URL: http://sociosphera.com/publication/conference/2012/139/pedagogicheskij_kontrol_v_obrazovatelnom_processe_zaochnogo_otdeleni ya_vuza_kak_uslovie_samovospitaniya_studentov/ (дата обращения: 26.01.2022)

11. Минакова, Т.В. Специфика развития познавательной самостоятельности студента в процессе изучения иностранного языка / Т.В. Минакова // Вестник ОГУ. 2000. - №3. - URL: https://cyberieninka.m/artide/n/spetsifika-razvitiya-poznavatelnoy-samostoyatelnosti-studenta-v-protsesse-izucheniya-inostrannogo-yazyka (дата обращения: 26.01.2022)

12. Найн, А.Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований / А.Я. Найн // Педагогика. - 1995. - № 5. - С. 44-49.

13. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / [Пидкасистый П.И. и др.]; Под ред. П.И. Пидкасистого. - Москва: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.

14. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / [Сластенин В.А. и др.] - Москва: Школа-Пресс, 1998. - С. 320

15. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. - Москва: Высш. шк. - 2004. - 512 с.

16. Перовский, Е.И. Проверка знаний учащихся в средней школе: монография / Е.И. Перовский. - Москва: Издательство Академии педагогических наук РСФСР. - 1960. - 511 с.

17. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. Исследований / [А.П. Евгеньева и др.]; под ред. А.П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - Москва: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999.

18. Толковый словарь русского языка: Ок. 2000 словар. ст., свыше 12000 значений / [Ахапкин Д.Н. и др.]; под ред. Д.В. Дмитриева. - Москва: Астрель, 2003. - 989 с.

19. Тулегенова, А.Г. Некоторые психолого-педагогические условия оптимизации учебно-воспитательного процесса / А.Г. Тулегенова // Ученые записки симферопольского государственного университета. Экономика. География. История. Филология. - 1995. - №3. - С. 157-162

20. Хёфер, К. Причинный детерминизм / К. Хёфер // Стэнфордская философская энциклопедия: переводы избранных статей / [Д.Б. Волков и др.]; под ред. Д.Б. Волкова. 2016. - URL: http://philosophy.ru/determinism-causal/ (дата обращения: 28.01.2022).

Педагогика

УДК 376.37

старший преподаватель кафедры

коррекционной педагогики Маркова Надежда Федоровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону); магистр 2 курса Захарова Татьяна Алексеевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону); магистр 2 курса Иващенко Валентина Владимировна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону)

ЭСО В РАЗВИТИИ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Аннотация. В статье рассматривается практическое исследование по развитию речи у дошкольников с тяжелыми множественными нарушениями с использованием электронных средств обучения (ЭСО). Дан анализ психолого-педагогических и методологических положений по использованию ЭСО для дошкольников с тяжелыми множественными нарушениями. Представлены результаты констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов. В констатирующим эксперименте приняли участие 10 детей с тяжелыми множественными нарушениями из дошкольных образовательных организаций города Ростова-на-Дону. Раскрыта диагностика и критерии оценки. На формирующем эксперименте представлена реализация программы «Ребенок в электронном образовательном пространстве». При реализации программы описаны ЭСО необходимые для ее реализации. Представленная программа включает два блока связанных между собой и взаимообусловленных. Первый блок «Цифровая среда», направлен на повышение компетентности педагогов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов и родителей по развитию речи у дошкольников с тяжелыми множественными нарушениями. Данный блок включает реализацию родительского клуба «Развиваю-развиваясь» и инфостранички на сайте дошкольной организации. Второй блок «Цифровая коррекция», направлен на коррекционно-развивающую деятельность учителей-логопедов и учителей-дефектологов по развитию речи у дошкольников с тяжелыми множественными нарушениями с использованием ЭСО. Данный блок включает тематическое планирование, занятия по коррекции речевых нарушений с использованием компьютерных программно-методических комплексов. Авторами проведена компьютерная диагностика на этапе контрольного эксперимента. Целью которой явилось выявление динамики результатов исследования. Эффективность представленного содержания программы «Ребенок в электронном образовательном пространстве», подтверждается положительными результатами проведенного исследования авторами статьи.

Ключевые слова: развитие речи, электронные средства обучения, дошкольники, тяжелые множественные нарушения, цифровизация, диагностика.

Annоtation. The article discusses a practical study on the development of speech in preschoolers with severe multiple disabilities using electronic learning tools (ELT). The analysis of psychological, pedagogical and methodological provisions on the use of ELT for preschoolers with severe multiple disabilities is given. The results of the ascertaining, forming and control experiments are presented. 10 children with severe multiple disabilities from preschool educational organizations of the city of Rostov-on-Don took part in the ascertaining experiment. Diagnostics and evaluation criteria are disclosed. The implementation of the program «Child in the electronic educational space» is presented in the formative experiment. When implementing the program, the ELT necessary for its implementation are described. The presented program includes two blocks interconnected and mutually dependent. The first block «Digital Environment» is aimed at improving the competence of teachers, speech therapists, speech pathologists and parents in the development of speech in preschoolers with severe multiple disabilities. This block includes the implementation of the parent club «Developing-developing» and information pages on the website of the preschool organization. The second block, «Digital correction», is aimed at the correctional and developmental activities of speech therapists and speech pathologists for the development of speech in preschoolers with severe multiple disabilities using ELT. This block includes thematic planning, classes on correction of speech disorders using computer software and methodological complexes. The authors carried out computer diagnostics at the stage of a control experiment. The purpose of which was to identify the dynamics of the results of the study. The effectiveness

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.