УДК 37.018.1+372.881.1 ББК Ч426.819-0
ГСНТИ 14.25.01
Код ВАК 13.00.01
О. М. Проворова
Ульяновск
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ ГРАЖДАНСКОГО МИРА У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: гражданский мир; ценности гражданского мира; педагогические условия формирования ценностей гражданского мира; толерантное отношение; конструктивный диалог; гражданское согласие; совместное решение общественных проблем.
АННОТАЦИЯ. Раскрывается сущность гражданского мира и его составляющих как ценностей общества в контексте педагогического исследования. Ценности гражданского мира рассматриваются как современный образовательный результат, достижение которого предполагает создание определенных педагогических условий. Характеризуются основные педагогические условия формирования ценностей гражданского мира.
O. M. Provorova
Ulyanovsk
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF STUDENT’S VALUES OF CIVIL WORLD AT THE LESSONS OF FOREIGN LANGUAGES
KEY WORDS: the civil world; the values of the civil world; pedagogical conditions of development of values of the civil world; tolerant attitude; the constructive dialogue; civil consent; the joint solution of public problems.
ABSTRACT. The essence of the civil world and its components as values of society in the context of pedagogical research is revealed. Values of the civil world are considered as the modern educational result achievement of which assumes creation of certain pedagogical conditions. The main pedagogical conditions of development of values of the civil world are characterized.
В
современном мире все более выраженной и заметной становится роль гражданской жизни людей. В развитых демократических государствах гражданская сфера жизнедеятельности людей занимает свое важное место: они проявляют гражданскую позицию при решении своих правовых, общественных и других проблем. Действуют граждане при этом, взаимодействуя друг с другом, с государственными людьми, с людьми бизнеса и частного сектора. В российском государстве и обществе гражданская жизнь создает свою общественную нишу жизнедеятельности общества и государства и вносит вклад в гражданский мир и согласие граждан.
Опыт гражданской сферы в жизни общества, гражданское общество, действующее в различных странах, имеют, на наш взгляд, некий «общий знаменатель», или общие основания, в виде ценностей гражданского мира. Гражданский мир — понятие не новое в истории, но особо актуальное для новейшего времени, характеризующее, на наш взгляд, общий уровень развития гражданского сознания, опыта взаимодействия и деятельности, решения общественных и личных проблем в человеческом сообществе. Это — мир отношений людей как граждан, складывающихся по их инициативе для конструктивного решения общественных проблем. Как правило, гражданский мир и согласие рассматривают как нераз-
дельные стороны одного явления: социально-культурного, социально-политического явления, изучаемого политологами и социологами.
В контексте нашего исследования мы определяем гражданский мир как мир отношений людей как граждан, складывающийся по их инициативе для решения общественных проблем (или задач) на основе конструктивного диалога, толерантного отношения, гражданского согласия в условиях поликультурного общества. Этот мир обеспечивается на основе проявления ценностного отношения к гражданскому миру и согласительных процедур.
В обществе и государстве о гражданском мире вспоминают тогда, когда появляются ситуации, связанные с попытками нарушить гражданский мир, когда есть реальная угроза для него в виде конфликтов межнационального, межэтнического, меж-конфессионального, социально-политического, социально-культурного, социальноправового характера. Современные государства признают в лице подобного рода конфликтов большую опасность для гражданского мира в обществе, необходимого для нормальной жизнедеятельности его граждан.
По мнению В. В. Путина, мы многонациональное общество, но мы единый народ. Это делает нашу страну сложной и многомерной, дает колоссальные возможности
для развития во многих областях. Гражданский мир и межнациональное согласие — это не один раз созданная и на века застывшая картина. Напротив, это постоянная динамика, диалог. Это кропотливая работа государства и общества, требующая очень тонких решений, взвешенной и мудрой политики, способной обеспечить «единство в многообразии». Необходимо не только соблюдение взаимных обязательств, но и нахождение общих для всех ценностей. В. В. Путин отмечает, что огромная роль здесь принадлежит образованию. Выбор образовательной программы, многообразие образования — наше несомненное достижение. Но вариативность должна опираться на незыблемые ценности, базовые знания и представления о мире [5].
К числу незыблемых ценностей, безусловно, принадлежат ценности гражданского мира и согласия, которые можно отнести к общим для всех людей ценностям.
Следует отметить, что смысл гражданского мира до настоящего времени является предметом внимания преимущественно в теории, в политологических и социологических исследованиях, остается за рамками других гуманитарных исследований и менее всего — в сфере практических действий граждан. В связи с этим гражданский мир как важный современный общественный и граждановедческий смысл оставался за рамками педагогического познания. В то время как воспитание и обучение юных граждан — субъектов гражданской жизни — является предметом педагогического исследования, и реальная жизнь объективно нуждается в гражданах, способных жить в гражданском мире, культивировать его ценности.
К ценностям современного гражданского мира, на наш взгляд, следует отнести прежде всего толерантное отношение к людям, конструктивный диалог, способность к гражданскому согласию через согласование интересов и действий, совместное решение общественных проблем.
Формирование ценностей гражданского мира у старшеклассников является сегодня одной из актуальных проблем педагогического научного познания. Принятие старшеклассниками ценностей гражданского мира, убежденность в их важной роли для жизни современного общества, готовность к конструктивному диалогу с людьми на основе толерантности, к гражданскому согласию следует рассматривать как необходимые современные образовательные ориентиры и результаты. По нашему мнению, формирование ценностей гражданского мира у старшеклассников будет осуществляться наиболее эффективно при создании
совокупности следующих педагогических условий:
- взращивание ценностей гражданского мира у старшеклассников: конструктивный диалог, способность к гражданскому согласию через согласование интересов и действий, толерантное отношение к людям, совместное решение общественных проблем в образовательном процессе, в частности при изучении иностранного языка;
- использование в учебном процессе общественных ресурсов как возможностей, имеющихся в обществе (в сообществе) для формирования ценностей гражданского мира в контексте реальных встреч, событий, мероприятий, в которых ценности гражданского мира проявляются и закрепляются у старшеклассников;
- демонстрация педагогической позиции учителя как гражданской позиции: он проявляет себя как сторонник гуманных идей в развитии человека и общества, ценностей гражданского мира, поддерживает свободу ребенка в его ценностном самоопределении, проявляет толерантность к развитию личности в юношеском возрасте;
- применение педагогических форм, методов, методик и технологий, которые включают в себя совместную групповую работу, дебаты, моделирование, ролевые игры, дискуссии, индивидуальные и групповые проекты, организацию встреч школьников с иными культурами и культивируют ценности гражданского мира;
- отбор содержания учебного материала для воспитания и обучения старшеклассников предусматривает аксиологические акценты в виде ценностей гражданского мира и служит формированию ценностей гражданского мира у старшеклассников как граждан. Необходимо отметить, что каждое из
этих педагогических условий вносит свой вклад в формирование ценностей гражданского мира у старшеклассников, но вместе с тем их и совокупность, и взаимосвязь позволяют системно и последовательно достигать образовательного результата в виде сформированных у старшеклассников ценностей гражданского мира.
Обратимся к характеристике вышеперечисленных педагогических условий на примере изучения старшеклассниками иностранного языка в школе. Процесс формирования ценностей гражданского мира у старшеклассников происходит постепенно с помощью использования учителем общественных ресурсов в учебном процессе. При-
менение общественных ресурсов в учебном процессе, а под ними мы понимаем возможности, имеющиеся в обществе (в сообществе), которые педагог может использовать для решения воспитательных, обучающих, развивающих задач в контексте реальных событий (встреч, мероприятий), имеет незаменимый воспитательный потенциал для формирования ценностей гражданского мира у старшеклассников. В качестве форм организации педагогического процесса с использованием общественных ресурсов используются: экскурсии (в общественные организации, в музеи, театры и т. д.); встречи (со специалистами в различных областях знания, с иностранцами, соотечественниками, проживающими в другой стране, и т. п.); поездки в другие страны; дискуссии с участием иностранцев, сверстников, взрослых, специалистов по проблемам, которые требуют выражения своей позиции на основе толерантности (или интолерантности). Речь идет не об игровом диалоге ролей, который часто применяется на уроках или во внеклассных делах как имитация межличностного общения, а о межличностном общении по той или иной проблеме, реально существующей в поликультурном обществе.
Такое общение позволяет проявить толерантное отношение к другому мнению, непохожему на свое, принять его аргументацию; позволяет проявить умения вести диалог таким образом, чтобы стороны смогли либо прийти к выраженному согласию в диалоге, либо наметить тему для продолжения диалога, либо договориться в диалоге для совместных действий, т. е. умений конструктивно вести диалог.
Так, например, организуется встреча со студентами Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова, которые в летний период времени работали в США. Старшеклассники на английском языке общаются с гостями, задают вопросы, узнают о проявлениях толерантности за рубежом. Затем эти студенты в качестве экспертов принимают участие в дискуссиях, которые организуются на уроках английского языка и других гуманитарных уроках.
Встреча с иностранцами на территории школы (и не только с представителями страны изучаемого языка) всегда проходит как диалог, в котором старшеклассники могут занять активную и заинтересованную позицию. Несмотря на основную тему встречи, в ее содержание включаются аспекты вопроса о гражданском мире в современном обществе.
В учебном заведении организуются встречи со специалистами в какой-либо об-
ласти, к примеру с сотрудником музея, которые проводятся преимущественно на иностранном языке. В ходе них старшеклассники показывают свой уровень общения на языке, свои представления по теме разговора, свое отношение к ценностям в ходе диалога и полилога, обогащают их.
Так использование общественных ресурсов в образовательном процессе непосредственно представляет старшеклассникам ценности других культур, и в частности ценности гражданского мира, позволяет им выразить свое отношение к ценностям гражданского мира, принимать их, проявлять себя согласно этим ценностям, участвовать в диалоге, что «работает» на формирование ценностей гражданского мира у старшеклассников.
В содержательном плане использование общественных ресурсов позволяет осуществлять: встречу школьников с иными культурами в среде, привлекательной и ценной для них; проблематизацию отношений с представителями иных культур; организацию специальных дискуссий для прояснения ценностных позиций старшеклассников; организацию рефлексии старшеклассниками этих встреч; оказание помощи школьникам в овладении умениями вести диалог, принимать другое мнение, критически мыслить и выражать конструктивно свою точку зрения.
Формирование ценностей гражданского мира у старшеклассников обусловлено особенностями педагогической позиции педагога, разделяющего гуманистические идеи в воспитании, поддерживающего свободу ребенка в его ценностном самоопределении, проявляющего толерантность к юношеской субкультуре. Педагогическая позиция педагога проявляется как гражданская, чему помогают такие профессиональные умения и личностные качества учителя, как умение ориентироваться в проблемах обновляющегося общества, открытость и терпимость к противоположному мнению; демократический стиль в общении; умение создать в классе обстановку, способствующую свободной дискуссии; профессиональная рефлексия. Данная позиция педагога наблюдается старшеклассниками в учебно-воспитательном процессе, когда он, участвуя в диалоге, организуя учебные и внеучебные воспитательные формы взаимодействия старшеклассников, личным примером и манерами, в речи и отношением демонстрирует свои ценностные предпочтения в пользу ценностей гражданского мира.
Использование учителем различных педагогических форм, методов, методик и технологий является следующим важным условием формирования ценностей граж-
данского мира. Ценности гражданского мира не могут быть сформированы в короткое время, поэтому важным условием эффективного формирования является систематичность и последовательность воспитательного взаимодействия и воздействия посредством включения их в активную познавательную деятельность. В процессе организации учебно-воспитательного процесса педагог использует разнообразные формы, которые помогают достигать образовательного результата в виде ценностей гражданского мира у старшеклассников. Как правило, они включают в себя совместную групповую работу, дебаты, моделирование, ролевые игры, дискуссии, индивидуальные и групповые проекты, встречи школьников с представителями иных культур.
Это могут быть непосредственные встречи старшеклассников с представителями иных культур, организуемые во время туристско-краеведческих экспедиций, или встречи, смоделированные в игровых ситуациях, организуемых в рамках обычных школьных или внеклассных занятий, на которых уже сами школьники берут на себя роли представителей различных культур и вступают в «межкультурный» диалог.
Особенно продуктивным методом формирования ценностей гражданского мира у старшеклассников является метод проектов, одним из видов которого является телекоммуникационный проект. Учебный телекоммуникационный проект определяют как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учеников-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, которая имеет общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности [6. С. 8]. Телекоммуникационные проекты подразделяются на региональные и международные. На уроках иностранного языка в большинстве случаев используются международные проекты, так как с их помощью формируется языковая среда и потребность в языковом общении, а также создаются реальные условия для межкуль-турного общения.
Проекты, организованные на основе сотрудничества учащихся различных школ, городов и стран, являются наиболее эффективными и предоставляют возможности для общения русскоязычных учащихся с англоязычными. Важно, чтобы темы проектов на основе какой-либо проблемы были современны, интересны старшеклассникам и полезны: «Толерантное и интолерантное отношение в жизни человека», «Молодежные субкультуры страны...», «Культурные
ценности Великобритании», «Интересы старшеклассников в Англии», «Диалог как способ цивилизованного общения» и др.
Процесс изучения иностранного языка старшеклассниками предоставляет значительные возможности для формирования ценностей гражданского мира, поскольку старшеклассникам предлагаются для изучения темы, отражающие важнейшие сферы жизнедеятельности (семейная, духовнонравственная, патриотическая, гражданская), в которых проявляются различные аспекты ценностей гражданского мира как в сферах, где есть межличностное общение.
Экспериментальное исследование, направленное на формирование ценностей гражданского мира у старшеклассников, проводилось на базе МБОУ СОШ №78 г. Ульяновска, которая, являясь многонациональной, поддерживает, в частности, тесные дружеские отношения с азербайджанскими школами. В школе работает музей Азербайджана, в котором размещена информация об истории, природе, культуре, традициях и обычаях этого государства. В музее регулярно проходят экскурсии, которые проводят учащиеся школы. В этом году экскурсии были проведены на английском языке. В апреле 2010 г. в школе состоялся фестиваль «Созвездие дружбы», в котором каждый класс участвовал на основе своего проекта.
Также были представлены исследовательские проекты о культуре и истории различных народов в виде презентаций. Одним из видов творческой деятельности стал спектакль, поставленный на основе содержания, в котором был сделан акцент на ценности гражданского мира, и в частности на то, что каждый человек — это уникальная личность.
При изучении английского языка организовывались уроки-дискуссии, в которых участвовали ученики различных национальностей, по темам: «Кого вы считаете гражданином своей страны?», «Гражданственность и патриотизм: устаревшие понятия или шаг в будущее?», «Межнациональные конфликты: видимость или реальность?» и т. д.
С точки зрения формирования ценностей гражданского мира важно не только содержание дискуссии, но и атмосфера дискуссии, технология ее проведения, которые соответствуют ценностям гражданского мира и обеспечивают условия для развития умений вести диалог на конструктивной основе, проявлять уважительное отношение к другим мнениям, к другой культуре и т. д. Необходимо создание атмосферы взаимо-принятия, взаимопонимания, уважения точек зрения участников дискуссии. Подоб-
ная атмосфера для проявления толерантности задает своеобразный образец поведения старшеклассника в ситуации разнообразия взглядов, которого он может придерживаться и за пределами школы. В ходе таких дискуссий приобретается опыт учета иных точек зрения и соотнесения их с собственной. В ходе дискуссии и в процессе ее обсуждения особое внимание уделяется дискуссионной культуре, навыкам слушания и умению принимать другую точку зрения.
Отбор содержания учебного материала является также важным условием, необходимым для формирования гражданских ценностей старшеклассников. На уроках английского языка им предлагается большой страноведческий материал, который знакомит с культурой других стран, что позволяет постичь ценностный опыт человечества. Изучение ряда тем: «Как географическое положение влияет на жизнь людей?», «Как понять этих таинственных иностранцев?» и др. — предполагает включение в учебный материал содержания, направленного на формирование толерантности.
Учитель сам конструирует материал к уроку и имеет возможность отбирать и использовать материал, который помогает актуализировать аксиологический потенциал культуры, что необходимо для формирования аксиологической сферы старшеклассников, в частности ценностей гражданского мира. Работа старшеклассников на
уроках английского языка по темам «Индивидуальность старшеклассников», «Субкультуры», «Старшеклассники в России и в других странах» содержит ценностные акценты: толерантное отношение к другому человеку как неповторимой индивидуальности; принятие человека другой культуры, признание другой культуры и отдельной личности как представителя этой культуры; признание субкультур и ценностное отношение к ним; сравнение и соотнесение своих интересов с интересами сверстников из другой страны и т. д.
Таким образом, формирование ценностей гражданского мира у старшеклассников выступает важной актуальной задачей в современном образовании и научном педагогическом исследовании, а ценности гражданского мира у старшеклассников представляет собой необходимый образовательный результат. Этот процесс происходит в определенных условиях, которые создают содержательную, психолого-педагогичес-кую, методическую и технологическую основу для проявления ценностей гражданского мира: старшеклассниками, педагогом, другими людьми, взаимодействующими со старшеклассниками на уроке и вне его. Все педагогические условия взаимосвязаны в реальном педагогическом процессе, что позволяет формировать ценности гражданского мира у старшеклассников.
ЛИТЕРАТУРА
1. ВЕРНАДСКИЙ. Антология гуманной педагогики / сост. И. Д. Чечель. М. : Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001.
2. МОЛОДЦОВА И. В. Становление гражданской позиции старших подростков: 13.00.01 : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Красноярск. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. Красноярск, 2007.
3. НИКИТИНА Н. Н., БАЛАШОВА В. Г., НОВИЧКОВА Н. М. Социально-педагогические основы ценностного самоопределения в ранней юности : метод. пособие / УлГПУ. Ульяновск, 2006.
4. ПАТРУШЕВА Е. А. Формирование гражданско-патриотических ценностей у подростков в историкокраеведческой деятельности школы : 13.00.05 : дис. ... канд. пед. наук / Челяб. гос. акад. культуры и искусства. Челябинск, 2009.
5. ПУТИН В. В. Самоопределение русского народа — это полиэтническая цивилизация, скрепленная русским культурным ядром. URL: http://www.ng.ru/p0litics/2012-01-23/1_nati0nal.html (дата обращения: 07.09.12).
6. ЧЕЧЕЛЬ И. Метод проектов : субъективная и объективная оценка результатов // Директор школы. 1998. №4.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. М. М. Шубович