Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования толерантности у детей со сверстниками с ОВЗ в условия детского сада'

Педагогические условия формирования толерантности у детей со сверстниками с ОВЗ в условия детского сада Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
622
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ИНКЛЮЗИЯ / INCLUSION / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / TOLERANTNOST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бережнова Ольга Викторовна, Перепелкина Наталья Александровна

В статье рассматриваются вопрос формирования толерантности дошкольников к сверстникам с ограниченными возможностями путём создания определённых педагогических условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бережнова Ольга Викторовна, Перепелкина Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions of tolerance in preschool children with their peers with disabilities in terms of the kindergarten

This article discusses the issue of formation of tolerance of preschool peers with limited opportunity challenges through the creation of specific pedagogical conditions.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования толерантности у детей со сверстниками с ОВЗ в условия детского сада»

О.В. БЕРЕЖНОВА кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и начального образования филиала Ставропольского государственного педагогического института в г. Железноводске*

Н.А. ПЕРЕПЕЛКИНА кандидат социологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии филиала Ставропольского государственного педагогического института в г. Железноводске**

Педагогические условия формирования толерантности у детей со сверстниками с ОВЗ в условия детского сада

В последние годы в России интенсивно развиваются процессы интеграции и инклюзии. Поэтому особое значение приобретает проблема формирования межличностной толерантности между детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и здоровыми сверстниками. Сегодня обществу необходима личность, которая способна с уважением относиться к мнениям, взглядам, поведению других людей. Это обстоятельство ставит перед современным образованием задачу глубокого анализа и обобщения научно-педагогических и методических исследований по вопросу формирования толерантности подрастающего поколения. Декларация «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» гласит, что каждый ребенок в праве получать и поддерживать приемлемый уровень знаний; имеет право на доступ к обучению в обычной школе, которая обязана создать соответствующие условия. Дети с ОВЗ - это дети, в жизни которых присутствуют какие-либо ограничения или отсутствуют способности осуществлять действия способом

* Бережнова Ольга Викторовна, e-mail: sgpizh@yandex.ru

** Перепелкина Наталья Александровна, e-mail: sgpizh@yandex.ru

или в рамках, которые считаются нормальными для ребёнка данного возраста. Дети с ОВЗ, ограниченные в передвижении и использовании сенсорных каналов восприятия, не могут освоить всё многообразие человеческого опыта, остающегося вне сферы их досягаемости. Особенные дети лишены доступных их здоровым сверстникам каналов получения информации, ограничены в возможности предметно-практической и игровой деятельности, что оказывает негативное влияние на формирование высших психических функций. Образовательная среда для детей с ОВЗ - это такая форма организация обучения, при которой все дети, вне зависимости от их физических, психических, умственных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования, развиваются, воспитываются и обучаются вместе со своими здоровыми ровесниками в одних и тех же образовательных учреждениях, в таких, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим воспитанникам необходимую специальную поддержку. «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы», утвержденная Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761 законодательно закрепляет равный доступ детей с особенностями психофизического развития к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации права особенных детей на интегрированное и инклюзивное образование по месту жительства, соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка. Закон «Об образовании в Российской Федерации» закрепляет целый ряд важных механизмов, которые усиливают инклюзивный потенциал современного российского образования. Включенное образование необходимо всем детям. Оно способствует нормализации среды и форм взаимодействия с окружающими людьми. Развитие дошкольников с ОВЗ динамически изменяется, т.к. происходит их ежедневное, ступенчатое, постепенное вхождение в социальное сообщество, где в непосредственном контакте с ними находятся сверстники. Здоровые дети, имеющие возможность с ранних лет общаться с особыми детьми, начинают понимать, что мир -это единое сообщество людей, которое включает и тех, кому необходима помощь. Для здоровых детей такое общение является грандиозным источником нравственного

воспитания: они учатся помогать детям, непохожим на них, сопереживать, поддерживать, защищать. Помогая сверстникам с ОВЗ активно участвовать в образовательной и социальной деятельности, здоровые дети, незаметно для себя, получают бесценные жизненные уроки1.

Практика показывает, что в настоящее время здоровые дети не достаточно готовы принять особенных детей. Именно поэтому одна из приоритетных задач нравственного воспитания сегодня - формирование у дошкольников толерантного отношения к сверстникам с особенностями психофизического развития. Отношение к особенным детям чаще всего бывает пренебрежительным или безразличным, ровесники зачастую просто не умеют общаться, играть с ними вместе. Поэтому формировать у детей способность откликаться на огорчения, затруднения сверстников, оказывать им помощь, проявлять сочувствие необходимо именно в дошкольном возрасте. Потребность в этой работе продиктована возрастом и индивидуальными особенностями дошкольников. Им характерна активность, любознательность, инициативность, и, в то же время, у них наблюдается слабая произвольность поведения, им присуща эмоциональность, импульсивность, эгоцентричность. К тому же, в дошкольном возрасте начинают появляться негативные проявления, которые можно отнести к категории нетерпимости: агрессивное поведение, насмешки, отчуждение, бойкот, превосходство над другими, желание самоутверждения любым доступным путём. Это приводит к неоправданным действиям по отношению к сверстникам. Таким образом, формирование межличностного толерантного отношения у дошкольников к ровесникам затруднено в силу возраста и чрезвычайно ограниченного опыта детей. Формирование толерантного отношения дошкольников к детям с ОВЗ должно осуществляться комплексно и предусматривать создание необходимых педагогических условий. Одним из таких условий, выступает поэтапно организованный процесс формирования у старших дошкольников межличностной толерантности к детям с ОВЗ. В структуре фор-

1 Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения, Альманах ИКТ №13, 2009.

мирования толерантного отношения в дошкольном возрасте можно выделить следующие этапы:

1) информационно-познавательный (когнитивный): это этап осознания полученной информации с последующим обсуждением. Ребёнок получает информацию о многообразии и отличиях людей в мире, об особенностях детей с ОВЗ, их возможностях и ограничениях, о помощи, которая им требуется, о приспособлениях, нужных им для жизни. На первом этапе можно использовать: а) наглядные методы: рассматривание картинок и их обсуждение, просмотр фильмов, в которых показано поведение людей в окружающем мире, просмотр мультимедийных презентаций; б) вербальные методы: беседа, рассказ воспитателя, чтение воспитанникам художественной литературы;

2) эмоционально-оценочный: этап формирования отношения к особенным детям: происходит закрепление полученных ребёнком знаний и представлений, формирование на их основе эмоционально-оценочного отношения к детям с ОВЗ, понимание и формирование положительной оценки этих детей. На данном этапе нужно выработать у дошкольников позитивные оценки к людям, вне зависимости от цвета кожи, внешности или особенностей психофизического развития, ко всему, что окружает ребёнка, в соответствии с нравственными устоями общества. У детей формируются такие важные качества, как доброжелательность, отзывчивость, уважение, милосердие, сочувствие и сопереживание. На втором этапе целесообразно использовать: а) личный пример значимых взрослых; б) целенаправленное наблюдение, которое организовано педагогом с последующим обсуждением; в) совместное обсуждение различных жизненных ситуаций; г) чтение художественной литературы соответствующей тематики;

3) этап формирования устойчивого толерантного отношения к детям с ОВЗ: происходит формирование устойчивого толерантного поведения, а также самостоятельное оценивание ребенком собственных действий и поступков, обращенность на самого себя. Необходимо, научить детей анализировать свои собственные поступки, осознавать, что от поведения каждого из них зависит очень много. Детям надо показать пути противостояния жестокости, несправедливости, как и в какой форме можно не допустить этого; встать на чью-либо сторону; если возникает такая необ-

ходимость, защитить не только свои интересы, помочь (подготовить подарки друзьям, позаботиться о заболевшем, помочь слабому). Ребенка необходимо научить организовывать взаимодействие с партнером независимо от каких-либо его особенностей (в том числе особенностей здоровья). Воспитанник учится сочувствию, сопереживанию, эмоциональной саморегуляции, толерантному поведению. Безусловно, этот этап самый не простой и, возможно, что в дошкольном возрасте он не будет реализован полностью. На третьем этапе можно использовать: а) игровую и практическую деятельность; б) поощрение в случае проявления ребенком межличностной толерантности; в) создание ситуаций, предполагающих толерантное поведение.

Следующее необходимое условие - создание в дошкольном учреждении предметно-пространственной среды, содержание и наполняемость которой будут направлены на формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ. Реализация этого условия предполагает создание уголков толерантности, в которых размещён информационно-познавательный материал (художественная литература; разнообразный иллюстративный материал; энциклопедии; видео материалы т.д.); пособия, дидактические игры, подборка мультипликационных и диафильмов, способствующих воспитанию дружелюбия, доброжелательности, сплоченности; а так же атрибуты и декорации для проигрывания разнообразных ситуаций, сюжетно-ролевых и театрализованных игр, в которых дети учатся на практике толерантному взаимодействию.

Особое значение в формировании толерантного сознания и поведения ребенка имеет семья. Поэтому следующим условием, которое помогает формированию у дошкольников толерантного отношения к детям с ОВЗ, выступает организация эффективного взаимодействия педагогического коллектива с родителями воспитанников. Одной из проблем, с которыми сталкивается ДОО, является нежелание родителей здоровых детей воспитывать их совместно с особенными детьми. Семья даёт ребёнку первый опыт социализации. Именно родители дают ребёнку навык взаимодействия с людьми, в семье ребенок получает первые уроки общения, учится принимать мнение окружающих, с уважением относиться к своим близким. Личный пример родителей, родственников чрезвычайно важен при освое-

нии ребёнком опыта толерантного поведения1. Проблема межличностной толерантности - общая для педагогов и родителей. Семья во многом способна помочь ДОО. Но зачастую именно родители сеют зерна враждебности, неприязни, даже не замечая этого. Многие родители стараются ограничить общение своих детей с особенными детьми, часто протестуют из-за пребывания в их группе особых детей и транслируют подобные установки собственным детям. Родители «обычных» детей испытывают тревогу из-за того, что ребенок с особенностями развития (особенно с тяжелыми нарушениями) будет мешать, отвлекать воспитателя и детей, это снизит уровень знаний, ухудшит дисциплину. Поэтому целенаправленную работу необходимо проводить с родителями воспитанников, разъяснять им важность воспитания у детей культуры общения. Личный пример взрослых воспитывает у детей чувство уважения к другим взглядам. Очень сложно сформировать толерантность у детей, если этим качеством не обладают сами родители. Просвещение родительского сообщества должно занимать архиважное место в работе воспитателя. Многочисленные формы педагогического просвещения (лектории, индивидуальные и групповые консультации, тренинговые занятия, встречи со специалистами, распространение памяток, оформление стендов, публикации в средствах массовой информации, в сети Интернет) помогают формировать толерантное отношение к детям с ОВЗ, правильно организовать общение с ними. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг другу. Кроме того, следует привлекать родителей к совместной с детьми и педагогами социально значимой деятельности по формированию у детей толерантного отношения к сверстникам с ОВЗ. Это могут быть совместные праздники, экскурсии, развлечения, Дни открытых дверей, круглые столы, творческие выставки, тематика которых соответствует проблеме формирования толерантного отношения. Взаимодействие ДОО с семьей

1 Хританцова Н.А., Перепёлкина Н.А. Проблемы семей, имеющих детей с психофизическими особенностями, в контексте социально-педагогической деятельности - Информация как двигатель научного прогресса, Материалы международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2017, с. 185-188.

является ведущим в формировании толерантного поведения у дошкольников, обеспечивая воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и общества. Такая слаженность в работе детского сада и семьи -важнейшие условие гармоничного воспитания ребенка и формирования у него нравственных форм поведения1.

Реализация вышеперечисленных условий на практике зависит и от стиля педагогического общения в образовательном учреждении. В образовательной среде, где происходит формирование толерантного отношения, должен преобладать демократический стиль общения, позволяющий оптимизировать отношения, свободно развиваться и проявлять активность, инициативу любому члену коллектива независимо от его особенностей, повысить чувствительность к любым интолерантным проявлениям в социальной среде и сформировать их неодобрение.

Итак, ни один из этапов по формированию толерантного отношения нельзя считать завершённым, полностью освоенным. Воспитание толерантности - длительный и не простой процесс, он не ограничен рамками дошкольного периода. В период дошкольного детства нужно начинать формирование толерантного отношения, но окончание этого процесса зависит от очень многих факторов.

Бережнова О.В., Перепёлкина Н.А. Педагогические условия формирования толерантности у детей дошкольного возраста со сверстниками с ограниченными возможностями здоровья в условия детского сада. В статье рассматриваются вопрос формирования толерантности дошкольников к сверстникам с ограниченными возможностями путём создания определённых педагогических условий.

Ключевые слова: интеграция, инклюзия, толерантность, педагогические условия.

Berezhnova O.V., Perepelkina N-А. Pedagogical conditions of tolerance in preschool children with their peers with disabilities in terms of the kindergarten.This article discusses the issue of formation of tolerance of preschool peers with limited opportunity challenges through the creation of specific pedagogical conditions.

Keywords: integration, inclusion, tolerantnost, pedagogical conditions.

1 Ямбург Е.А. О вечных проблемах воспитания // Социальная педагогика. 2015, №3, с. 5-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.