ности, однако интерес к ним у большинства студентов находится на «среднем» уровне;
- интерес большей части студентов к новейшим видам информационных и коммуникационных технологий находится на низком уровне, что может объясняться тем, что такие виды деятельности являются непривычными для студентов;
- полученные данные свидетельствуют о том, что студенты демонстрируют желание самостоятельно совершенствовать навыки по иностранному языку при помощи информационных и коммуникационных технологий;
- в целом мотивационно-ценностный, когнитивно-деятельностный и эмоционально-волевой компоненты профессионально-иноязычной компетентности можно оценить на уровне «удовлетворительно» и «слабо».
Результаты диагностического этапа эксперимента легли в основу разработанной нами системы формирования профессионально-иноязычной компетентности студентов инженерных специальностей с использованием информационных и коммуникационных технологий.
Библиографический список
1. Кручинина Г.А. Готовность будущего учителя к использованию новых информационных технологий обучения. - М.: МИГУ, Изд-во М1II У им. В.И. Ленина, 1996. - 176 с.
2. КручининаГ.А., Патяева Н.В. Формирование профессионально-иноязычной компетентности студентов инженерно-строительных специальностей в контекстном обучении. - Нижний Новгород, ННГАСУ 2008. - 196 с.
УДК 37.011.3-371.13:811:316.7
А.К. Перова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
В статье рассматриваются педагогические условия формирования социокультурного компонента в процессе профессиональной подготовки учителя иностранного языка. Построение процесса обучения с учетом выделенных условий призвано обеспечить взаимосвязанное социокультурное и коммуникативное развитие студентов, их полноценную подготовку к межкультурной коммуникации, а также вооружить всеми необходимыми знаниями, умениями и навыками для успешной профессиональной деятельности.
Ключевые слова: педагогические условия, социокультурный компонент, учитель — «медиатор культур», профессиональная подготовка.
В последнее время, в связи со значимостью иноязычной культуры при овладении иностранным языком, большое внимание стало уделяться социокультурному компоненту содержания обучения иностранному языку. Поэтому при обучении будущих учителей особый акцент следует делать на их подготовке не только как специалистов по преподаванию языка, но и как «медиаторов культур» (термин Г. В. Елизаровой [1, с. 7]).
Утверждающийся в последнее время социокультурный аспект преподавания иностранных языков требует определения педагогических условий повышения эффективности процесса обучения с учетом значимости формирования социокультурного компонента (далее - СК компо-
нент), который рассматривается нами, с одной стороны, как составляющая профессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка (далее - ИЯ), отражающая содержание данного процесса, с другой стороны - как компонент его профессиональной готовности к деятельности. Применительно к обучению будущих учителей иностранного языка СК компонент выступает, по нашему мнению, не только как средство развития готовности будущего учителя к меж-культурному общению - конечной цели обучения языку - и готовности эффективно применить полученные знания и сформированные умения в своей будущей педагогической деятельности, но и обусловливает воспитание его личности. Таким образом, СК компонент включает в себя
306
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2010
© А.К. Иерова, 2010
совокупность знаний, умений и личностных качеств студента педагогического вуза, необходимых ему для профессиональной деятельности в качестве учителя - «медиатора культур».
Ири выделении педагогических условий мы опирались на исследования Б.С. Гершунского [2; 3] и руководствовались следующими факторами:
а) современными требованиями, предъявляемыми обществом к учителю иностранного языка -его профессиональным и личностным качествам;
б) изменением целей и содержания языковой политики в высших учебных заведениях; в) специфическими особенностями обучения иностранному языку как средству общения; г) результатами констатирующего эксперимента по выявлению уровня готовности будущих учителей к реализации социокультурного образования школьников.
Анализ изучаемой проблемы по вышеперечисленным направлениям позволил нам выделить следующие педагогические условия, необходимые для успешной реализации поставленной задачи:
- разработка и реализация модели, учитывающей структуру, этапы формирования и содержание СК компонента;
- использование педагогических технологий, направленных на формирование интеркультурного сознания будущего учителя - «медиатора культур» через осознание языка, осознание культуры и ее опытное познание;
- построение социокультуроведческого содержания обучения на интегративной (междисциплинарной) основе;
- моделирование будущей профессиональной деятельности студентов по реализации СК компонента и возможность его практического использования в ходе педагогической практики.
Организация процесса обучения с учетом перечисленных условий позволит осуществлять целенаправленную подготовку обучаемого к роли учителя - «медиатора культур».
Рассмотрим подробнее предлагаемые условия формирования СК компонента.
Важным положением, вытекающим из общей теории управления, является необходимость моделирования педагогического процесса. Иоэто-му в ходе нашего теоретического и экспериментального исследования мы, реализуя первое из выделенных нами педагогическое условий, разработали модель формирования СК компонента в процессе подготовки будущего учителя ИЯ
(представлена схематично на рисунке 1) с учетом остальных условий (отмечены в центре схемы вокруг символа - СКК - СК компонент).
Поскольку система обучения любому предмету, любой педагогический процесс функционирует и развивается согласно принципам обучения, которые выступают как первооснова, закономерность той или иной деятельности и, безусловно, влияют на выбор педагогических технологий, обеспечивающих необходимое функционирование изучаемого объекта исследования, мы посчитали необходимым выделить принципы, призванные, на наш взгляд, моделировать процесс интеграции интересующего нас компонента в деятельность по подготовке учителя.
Система принципов социокультурного подхода, которые, наряду с другими составляющими, легли в основу разработанной нами модели формирования СК компонента, содержит принципы, отражающие информационную сущность социокультурного подхода. К ним относятся принципы культуросообразности, диалога культур, межпредметной интеграции, направленности процесса обучения на формирование личности учителя - «медиатора культур», моделирования содержания и структуры учительской деятельности. Кроме того, в предлагаемой модели реализуются принципы, отражающие дидактическое наполнение социокультурного подхода: принцип коммуникативной направленности обучения, принцип воссоздания «феномена среды» изучаемого языка, принцип обучения общению в социальном контексте, принцип учета проблемных и поисковых заданий социокультурного и меж-культурного характера.
В качестве необходимых для формирования СК компонента составляющих, которые отражают отдельные стороны этого процесса, выступают структурные планы. СК компонент представляет собой систему, состоящую из следующих структурных планов: плана целеполагания, плана содержания, мотивационного плана, процессуального (деятельностного) плана и контрольнодиагностического плана.
План целеполагания предусматривает необходимость осознания будущими учителями конечной цели обучения, которая понимается как формирование личности, способной и желающей участвовать в общении на межкультурном уровне, что предполагает их коммуникативное, социокультурное и интеркультурное развитие. Более того, для
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2010
План целеполагания
Мотивационный план
дидактическое наполнение
культуросообразности
содержания
Принцип моделирования содержания и структуры учительской деятельности
Рис. 1. Педагогическая модель формирования социокультурного компонента в процессе профессиональной подготовки будущего учителя ИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
будущих учителей представляется важным осознание значимости формируемых у них личностных качеств, знаний и умений для их будущей профессиональной деятельности, для реализации ими функции учителя - «медиатора культур».
Мотивационный план предполагает ценностное отношение к проблемам межкультурной коммуникации, взаимодействия языков и культур, сформированность устойчивых мотивов к получению знаний, формированию умений и навыков в практическом использовании ИЯ с учетом СК компонента, активное отношение к учению, наличие познавательного интереса к культуре страны изучаемого языка, к социокультурной составляющей языка.
План содержания предполагает формирование составляющих структуры СК компонента: лингвострановедческой, культурологической, социолингвистической, социально-психологической, интеркультурной, методической и личностной. Т.е. это весь объем знаний, который получает студент в процессе формирования СК компонента, весь набор умений, признанный необходимым для достижения конечной цели обучения. Здесь принимаются во внимание и личностные качества студента, формирование которых обеспечит становление будущего учителя как «медиатора культур».
Процессуальный (деятельностный) план проявляется в умении студента использовать свои знания в ходе решения учебных задач по овладению конкретным языком и соответствующей культурой, а также в готовности студента реализовать полученные знания в своей будущей педагогической деятельности.
Контрольно-диагностический план представляет собой регулярный контроль и оценку успеваемости и качества знаний студентов, что стимулирует их учебно-познавательную деятельность; поэтапный диагностический контроль уровня сформированности СК компонента с целью выявления знаний и умений студентов; определение критериев и показателей сформиро-ванности СК компонента будущих учителей ИЯ; оценку результатов воспитательной деятельности по становлению будущего учителя как «медиатора культур»; проведение сравнительного анализа поставленных целей учебной и воспитательной работы и достигнутых результатов.
Формирование СК компонента в значительной степени зависит от выполнения условия ис-
пользования педагогических технологий, направленных на формирование интеркультурного сознания будущего учителя - «медиатора культур» через осознание языка, осознание культуры и ее опытное познание.
Выбор технологий обучения связан с пониманием того, что интеркультурное сознание будущего учителя предполагает формирование его готовности, при сохранении своей собственной культурной идентичности, к постепенному изменению в процессе знакомства и общения с другой культурой. Поставленная задача диктует необходимость введения элементов интеркультурного (межкультурного) обучения в процесс подготовки учителей ИЯ и построения процесса обучения через осознание языка, осознание культуры и ее опытное сознание.
Опираясь на теоретическую базу, накопленную исследователями в области педагогических и информационных технологий, а также ориентируясь на принципы, положенные в основу социокультурного образования будущего учителя ИЯ, мы разработали следующий комплекс педагогических технологий, способствующих повышению эффективности процесса формирования СК компонента: моделирование социокультурно маркированных ситуаций с использованием диалога / полилога, межкультурного диалога, игровых технологий (различного рода ролевые, деловые и страноведчески ориентированные игры), организация занятий - «погружений» в культуру страны изучаемого языка, коммуникативные и социокультурные задания проблемного и поискового характера, технологии межкультурного характера, прием социокультурного комментирования, творческие проекты, в том числе WWW и E-mail проекты, использование современных информационных технологий.
Говоря о необходимости выполнения следующего условия - построения социокультуровед-ческого содержания обучения иностранному языку на интегративной (междисциплинарной) основе, - отметим, что для формирования СК компонента в процессе подготовки будущих учителей наиболее приемлемым является осуществление межпредметной интеграции на уровне межпредметных связей. На первых этапах связующим звеном между другими дисциплинами культурологического и гуманитарного блоков, обеспечивающих расширение и усвоение соци-окультуроведческого и культуроведческого со-
держания обучения, выступает практический курс изучения ИЯ, используемый для систематизации, проверки и закрепления полученных знаний и формирования на их основе соответствующих умений их практического применения.
Впоследствии курс лингвострановедения должен быть организован как междисциплинарный интегрированный курс, тесно связанный и с культурологией, и с историей, и с межкультурной коммуникацией, и с литературой. Этот курс познания другой страны позволяет познать образ жизни, традиции, привычки и менталитет народа страны, язык которой изучается. Построение курса должно отражать тематику практического курса языка, идти параллельно с ним, насыщая языковой материал обширной социокультурной информацией по той или иной теме.
И, наконец, последнее из выделяемых нами условий формирования СК компонента предполагает использование метода моделирования педагогического процесса и, кроме того, возможность практической реализации СК компонента в ходе педагогической практики.
Метод моделирования предназначен для выработки умений самостоятельно планировать урок иностранного языка, отбирать культурологический материал, адаптировать его при необходимости для учащихся определенной возрастной группы, определять способы подачи, закрепления и контроля этого материала, формы самостоятельной работы школьников, управлять деятельностью учащихся на уроке, планировать внеклассные мероприятия по ознакомлению школьников со страной изучаемого языка, ее культурой и представителями. В процессе подготовки и выполнения такой работы студенты приобщаются к самостоятельной, творческой педагогической деятельности.
Важное место в совокупности форм и методов подготовки будущего учителя, без сомнения, занимает педагогическая практика. Вопрос о взаимоотношении теории и практики является одним из главных вопросов подготовки специалистов. Педагогическая практика в вузах служит связующим звеном между теоретическим обучением студентов и их будущей самостоятельной работой в школе, а также призвана осуществлять подготовку студентов к педагогической деятельности, вооружать их комплексом умений и навыков, обучать творчески осуществлять все виды
учебно-воспитательной работы [4, с. 55]. Она является, следовательно, решающим этапом формирования будущих специалистов.
В настоящее время далеко не в полной мере реализуются все функции практики. В ныне действующей программе и инструкциях по педагогической практике мало внимания уделяется необходимости реализации будущими учителями СК компонента изучаемого языка. Между тем социокультурная компетенция признается как неотъемлемая и определяющая часть коммуникативной компетенции учащихся, обусловливающая возможность их участия в межкультурной коммуникации. В связи с этим очевидна необходимость совершенствования организации педагогической практики с учетом социокультурного аспекта в качестве одного из ведущих.
При организации процесса обучения будущих учителей иностранного языка с учетом перечисленных условий с наибольшей эффективностью происходит ожидаемое развитие студента, в первую очередь, до уровня «медиатора культур». Это позволяет ему выступать в роли полноценного субъекта «диалога культур», помогает культурно самоопределиться, сохраняя собственные ориентиры, что способствует развитию его самосознания как культурно-исторического субъекта (носителя родной культуры). Он приобретает умения понимать культуру, мировоззрение, менталитет другого народа через сравнение со своей культурой, что способствует улучшению взаимопонимания, обогащению личности и его полноценной профессиональной подготовке.
Библиографический список
1. Елизарова Г. В. Культура и обучение иностранным языкам. - СПб.: КАРО, 2005. - 352 с.
2. Гершунский Б. С. Россия: Образование и будущее (Кризис образования в России на пороге XXI века). - Челябинск, 1993. - 240 с.
3. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентирован-ных образовательных концепций). - М.: Изд-во «Совершенство», 1998. - 608 с.
4. СороковыхГ.В., Шумова И.В. Методический портфель студента-практиканта как способ формирования профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2007. - №1. -С. 54-58.
310
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2010