ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 37.02:373.3
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
С. Д. Биче-оол
Научный руководитель — М. И. Якутова, кандидат педагогических наук, доцент Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
В статье рассмотрены педагогические условия формирования регулятивных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов. Исследование условий формирования таких действий актуально для современной педагогической науки. Характеризуется ряд условий формирования у обучаемых регулятивных универсальных учебных действий при обучении математике. Предлагаются к рассмотрению выявленные автором некоторые педагогические условия формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников. Утверждается, что владение учителем современными материалами, методами и приёмами по формированию названных действий способствует повышению эффективности обучения младших школьников.
Ключевые слова: регулятивные универсальные учебные действия, формирование понятий, начальный курс математики, младшие школьники.
Целью данной статьи является рассмотрение педагогических условий формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики.
Актуальность проблемы формирования универсальных учебных действий у школьников обосновывается требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования [1]. В настоящее время в сфере образовательной политики наметился переход от знаниевой парадигмы к системно-деятельностной. Теоретические основы решения проблемы формирования у школьников умений учиться изложены в исследованиях многих учёных: Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова (теория учебной деятельности), П. Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной (теория поэтапного формирования умственных действий и понятий), Л. В. Занко-ва (развивающее обучение), А. Г. Асмолова, В. В. Рубцова, Е. А. Ямбурга (культурно-историческая смысловая педагогика вариативного развивающего образования), В. Д. Шадрикова, В. И. Слободчикова, И. С. Якиманской (личностно-ориентированное образование).
В настоящее время в педагогической науке и практике выявлена проблема психологической неготовности части детей к переходу из начальной школы в основную. Одной из трудностей перехода является недостаточная готовность учащихся младших классов к более сложной и самостоятельной учебной деятельности, связанной с показателями их интеллектуального, личностного развития и главным образом с уровнем сформирован-ности структурных компонентов учебной деятельности (мотивы, учебные действия, контроль, оценка). Возросший объём знаний и ожидаемый уровень достижения результатов их усвоения в начальной школе обращают внимание исследователей на проблему развития самостоятельной учебной деятельности учащихся. В частности, в исследованиях А. К. Марковой, Н. Ф. Талызиной и др. учёных неуспех в учении школьников объясняется несформированностью их учебной деятельности [2; 3].
В связи с выделенными проблемами задача формирования у школьников вообще и учащихся младших классов в частности умения учиться остаётся актуальной. В настоящее время в научной литературе, наряду с термином «умение учиться», используется термин «универсальные учебные действия» (УУД). Следовательно, необходимо определить сущность данного понятия. В пособии для учителя А. Г. Асмолова и других авторов он характеризуется так: «В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться», то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса» [4, с. 27].
Е. С. Орлова, анализируя возможности формирования УУД на уроках математики, подчёркивает, что предмет математики создаёт эффективные условия как для формирования математических понятий, так и для формирования умений учиться. При этом, как замечает автор, на уроках математики развиваются УУД из всех их групп, выделенных в научной литературе, но особенно результативно - познавательные и регулятивные УУД. Исследователь отмечает, что «изучение любой темы школьного курса математики не является автономным, оно всегда развивается на ранее изученном материале и подготавливает базу для изучения новых знаний» [5].
При формировании математических понятий обучаемым предъявляются учебные задачи, формулировки которых отражают действия, выполняемые ими в процессе ознакомления с универсальными учебными действиями. УУД являются конкретными способами преобразования учебного материала в процессе выполнения учебных заданий. Сам же учебный материал курса математики нацелен на создание условий для формирования у школьников регулятивных УУД . Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной
деятельности и включают целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку, саморегуляцию.
В настоящее время в методической науке продолжается разработка практических аспектов формирования УУД учащихся. В своё время ислледователи О. Б. Епишева и В. И. Крупич выделили следующие педагогические условия формирования УУД в процессе обучения школьников математике, которые они назвали приёмами познавательной деятельности:
1) формирование приёмов учебной деятельности должно быть основой усвоения учащимися знаний, развития умений и навыков; приёмы учебной деятельности и их состав должны выделяться и фиксироваться в форме, наиболее удобной для усвоения их учащимися;
2) обучение обобщённым приёмам учебной деятельности должно планироваться так же, как обучение содержанию учебного предмета: программой, тематическим планированием и рабочим планом урока; при этом программа формирования основных приёмов учебной деятельности учащихся на учебный год должна учитывать:
а) данные возрастной педагогической психологии об особенностях учебной деятельности и умственного развития учащися разных возрастных групп;
б) программу общеучебных умений;
в) содержание программ и требования к учащимся при изучении математики;
г) классификацию универсальных учебных действий.
Это позволяет увидеть, какими приёмами учебной деятельности могут овладеть учащиеся в силу своих возрастных особенностей, какими необходимо овладеть для усвоения теоретических знаний. Естественно, что обучение действиям нельзя начинать с произвольных приёмов, так как внутри каждой системы знаний есть своя система приёмов их усвоения, строго определённая последовательность, в которой одно учебное действие строится на другом, входит в состав другого и т. д.;
3) выбор методов обучения должен быть тесно связан с этапами формирования УУД. На основе анализа психолого-дидактических исследований можно выделить следующие этапы этого процесса: диагностика сфор-мированности УУД; постановка целей учебной деятельности и принятие их учащимися; введение действия; отработка действия; оперативный контроль и коррекция процесса формирования действия; применение действия; обобщение и перенос усвоенного действия; закрепление обобщённого действия; обучение нахождению новых действий;
4) контроль над процессом формирования универсальных учебных действий у учащихся должен включать в себя специальные задания на проверку их усвоения [6, с. 20].
В статье Н. Н. Лысенко названы такие педагогические условия формирования универсальных учебных действий учащихся:
1) с начала обучения необходимо приучать ученика использовать во внешней речи регулятивные учебные действия;
2) перед ребёнком ставится задача оценивания результатов собственной деятельности; причём предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты, способы учебного взаимодействия, собственные возможности осуществления деятельности;
3) с учащимися регулярно обсуждаются изменения в учебной деятельности на основе сравнения их предшествующих и последующих достижений, проводятся анализ причин неудач и выделение недостающих операций и условий, которые обеспечили бы успешное выполнение учебной задачи;
4) оценка результатов учебной деятельности становится необходимой для того, чтобы ученику можно было разобраться и понять, что именно и каким образом следует совершенствовать;
5) использование цветных и графических форм представления оценок (они обозначаются квадратами разных цветов и представляются в таблицах, в которых отдельно фиксируются результаты домашних и контрольных работ; использование «графика продвижения» позволит детям отслеживать свой рост и определять задачи и направления своей деятельности);
6) поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи, любой ответ, даже неверный;
7) использование в образовательном процессе таких форм работы, как организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, обсуждение участниками способов своего действия, заполнение рефлексивного портфолио;
8) средством формирования регулятивных УУД служат технологии продуктивного чтения, проблемно-диалогическая технология, технология оценивания образовательных достижений [7].
Опираясь на анализ психолого-педагогической литературы, результаты нашей экспериментальной работы и собственный опыт работы, мы предлагаем дополнить выделенные учёными-методистами педагогические условия формирования регулятивных УУД у младших школьников на уроках математики следующими:
1) использование рекомендаций учебно-методических пособий, адресованных учителям, например, таких пособий, как методические рекомендации по формированию и мониторингу метапредметных универсальных учебных действий [8; 9].
В случае необходимости проводится специальная психолого-педагогическая подготовка в рамках существующих форм повышения квалификации педагогов: лекция «Технологии учения» для учителей начальных
классов; презентация «Учись учиться» для младших школьников; презентация «Формирование регулятивных УУД у младших школьников»;
2) представление материалов для формирования УУД с использованием современных технологий, например, технологии «интеллект-карты» и компьютерной презентации. Использование указанных технологий обеспечивает наглядность, обобщённость, систематичность, последовательность и цикличность формирования у обучающихся УУД;
3) подготовка учителя к формированию УУД, включающая: владение содержанием каждого из действий и связей между ними; умение выбирать действие в зависимости от цели обучения; умение вести учёт специфики учебного предмета, возрастных особенностей учащихся; способность учителя организовывать деятельность учащихся по формированию учебных действий, включая: а) выделение объективных условий правильного выполнения действий; б) планирование качества выполнения действия (по форме, мере обобщения, мере развёрнутости, мере самостоятельности); в) подбор учебных заданий и установление последовательности их предъявления.
Наш опыт обучения учащихся младших классов показывает, что формирование обобщённых УУД должно начинаться с общеучебных и частных одновременно. Общеучебные действия составляют основу организации всей учебной деятельности учащихся, они «учат учиться» независимо от содержания предмета. УУД, связанные с содержанием изучаемого материала, легче усваиваются вначале как частные, что соответствует и структуре школьной программы по математике. Постепенно с накоплением знаний действия должны обобщаться, становиться такими, чтобы на их основе учащиеся могли сами составлять любое действие для решения любой конкретной задачи.
Комплекс математических заданий, применяемых нами при обучении младших школьников математике, направлен на формирование регулятивных УУД. Данный комплекс предусматривает формирование у обучаемых следующих регулятивных умений: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию педагога; умение контролировать свою деятельность по результату выполнения заданных действий; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Математические задания давались ученикам, например, в следующих формах: «Выполняй по образцу», «Выполняй, используя правило», «Задай цель», «Найди ошибку и исправь её», «Проверь работу», «Выполни контроль работы», «Выслушай замечания, постарайся понять». На основе перечисленных форм работы с учащимися в ходе экспериментальной работы на уроках математики в начальных классах нами рассматривались такие темы, как нумерация чисел, смысл арифметических действий, их свойства, связи между компонентами и результатами арифметических действий, алгоритмы арифметических действий, устные и письменные приёмы вычислений. Подобная работа, как показал наш эксперимент, позволяет наиболее эффективно осуществлять формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики.
Библиографический список
1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование / Министерство образования Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2004. - 221 с.
2. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А. К. Маркова. - М.: Просвещение, 1983. - 96 с.
3. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н. Ф. Талызина. - М.: Изд. центр «Академия», 1998. - 288 с.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
5. Орлова Е. С. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе . - URL: http: multiurak.m>...formiravanie-universalnykh...deistvii. (дата обращения: 17.02.2017).
6. Епишева, О. Б. Учить школьников учиться математике: Формирование приёмов учебной деятельности: кн. для учителя / О. Б. Епишева, В. И. Крупич. - М.: Просвещение, 1990. - 128 с.
7. Лысенко, Н. Н. Регулятивные универсальные учебные действия / Н. Н. Лысенко. - URL: http: nsportal.rmshkola.. .universalnye-uchebnye-deystviya. (дата обращения: 25.12.2017).
8. Филатова, С. В. Программа формирования универсальных учебных действий в начальной школе / С. В. Филатова. - URL: http: nsportal.ru>.. .pragramma-formiravaniya-universalnykh. (дата обращения: 17. 02. 2017).
9. Битянова, М. Р. Методические рекомендации к рабочей тетради «Учимся учиться и действовать». Мониторинг межпредметных универсальных учебных действий / М. Р. Битянова, Т. В. Меркулова, А. Г. Теплицкая. - 2-е изд. - Самара: Изд-во «Учебная литература»: Изд. дом «Фёдоров», 2013. - 96 с.
© Биче-оол С. Д., 2018