музейной, музыкальной, танцевальной, креативной, театральной терапии с учетом рекомендаций педагога-психолога и обязательным представлением для психологического анализа продуктов детского творчества как проективного материала.
11. Представитель администрации - руководитель службы сопровождения: перспективное планирование деятельности служб, координация деятельности взаимодействия специалистов, контроль за организацией работы, анализ эффективности работы [7].
Таким образом, вышеуказанные специалисты, работающие с детьми с ЗПР, выполняют свои задачи согласно планам работы. По результатам наших наблюдений, связи между этими специалистами нет. Поэтому считаем необходимым создание модели комплексного (а значит, совместного между всеми специалистами) сопровождения детей с ЗПР важной задачей, которая решается путем внедрения модели в коррекционно-образовательный и учебно-воспитательный процесс ДОУ. Четко выстроенная и отлаженная работа всех специалистов и родителей детей с ЗПР, то есть создание модели комплексного сопровождения позволит максимально скорректировать отставания в развитии детей с ЗПР для полноценного школьного обучения.
Литература
1. Денисова, О.А. Актуальные проблемы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья / О.А. Денисова // Социальная политика: современность и будущее: материалы междунар. науч.-практ. конф., 20 янв. 2009 г. / под общ. ред. В. Н. Скворцова. - СПб., 2009. -С. 66-70.
2. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании: хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. - М., 2005.
3. Защиринская, О.В. Психология детей с задержкой психического развития: учеб. пособие: хрестоматия / О.В. Защиринская. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб., 2007.
4. Мамайчук, И.И. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития: науч.-практ. рук. / И.И. Мамайчук, М.Н. Ильина. - СПб., 2006.
5. Настольная книга педагога-дефектолога / Т.Б. Епи-фанцева. - 2-е изд. - Ростов н/Д, 2006.
6. Слепович, Е.С. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии / Е.С. Слепович, А.М. Поляков. - СПб., 2008.
7. Шипицина, Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Л.М. Шипицина, А.А. Хилько, Ю.С. Галлямова, Р.В. Демьянчук, Н.Н. Яковлева; под науч. ред. проф. Л.М. Шипициной. - СПб., 2005.
8. URL: krao.ru/files/fck/.../prim_polozhenie_det_skii_ sad kombinir.doc
УДК 378
Ж.Г. Калеева
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИКИ
На основании анализа недостатков организации формирования профессиональной компетентности студентов в процессе изучения физики было предложено описание необходимых педагогических условий реализации указанного педагогического процесса.
Профессиональная компетентность студентов, преподавание физики, педагогические условия.
On the basis of analysis of lack of organizations in forming the students' professional competence in the process of studying physics, the description of necessary pedagogical conditions of realizing this pedagogical process was suggested.
Students' professional competence, teaching physics, pedagogical conditions.
Одним из аспектов успешного формирования профессиональной компетентности востребованных и конкурентоспособных на рынке труда инженеров является создание в учебном процессе технических вузов специальных педагогических условий, направленных на развитие необходимых компетенций специалистов. Педагогическое исследование (анкетирование, беседы, интервью, наблюдение), охватившее преподавателей физики и студентов механико-технологического факультета Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет» в 2008-2011 гг. позволило выявить особенности под-
готовки будущих инженеров, а также выделить следующие недочеты:
1. Недостаточная осведомленность и заинтересованность преподавателей и студентов относительно поиска, составления и использования учебно-методических материалов, позволяющих строить обучение физике с учетом специфичных особенностей и элементов профессиональной деятельности будущих инженеров;
2. Изолированность содержания изучаемого курса физики от принципиальных физико-технических основ и современных инноваций производственно-технологической сферы;
3. Недостаточная готовность технических специалистов высшей школы к реализации инновационных педагогических подходов к организации процесса профессиональной подготовки;
4. Сложность адаптации и отсутствие вариативности в применении в процессе изучения физики развивающих информационных и мультимедийных методик и технологий при достаточном техническом, коммуникационном и программном обеспечении вуза;
5. Недостаточная согласованность целей профессиональной подготовки специалистов и результатов мониторинга потребностей рынка труда, наличие разницы в критериях оценки качества подготовки специалистов, предъявляемых вузом и работодателями к будущим специалистам;
6. Слабое развитие целостного подхода, междисциплинарных связей и преемственности целей в изучении физики, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин.
Процесс формирования профессиональной компетентности будущих инженеров рассматривался педагогами-диссертантами с различных позиций. Формирование профессионально-педагогического аспекта компетентности будущих инженеров рассматривала Н.А. Банько [1]. Применение инновационных подходов в процессе формирования профессиональной компетентности студентов вуза с учетом информатизации образования рассматривали А.В. Гусев, Т.А. Матвеева, Н.М. Слаутина [5], [9], [10]. Формирование компетентности будущего специалиста в профессиональном взаимодействии описывала С.В. Дмитриченкова [6]. Педагогические условия обеспечения компетентностного подхода в подготовке будущих инженеров рассматривала М.И. Иголкина [7]. Педагогические условия формирования компетентного специалиста как субъекта собственной профессиональной деятельности описывала Э.В. Максимова [8].
В современных научных исследованиях многие авторы с разных сторон также рассматривают педагогические условия, способствующие оптимизации процесса формирования профессиональной компетентности будущих инженеров. Педагогические условия воспитания у студентов технического университета ответственности в качестве одной из компонент их профессиональной компетентности описывала Е.Ю. Богатская [2]. Е.В. Буйло изучала педагогические условия формирования профессионально-культурной компетентности студентов [3]. И. А. Гетманская описывала педагогические условия развития профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников [4].
На основании теоретического анализа литературы и детального разбора рассмотренных выше затруднений можно предложить интегративный комплекс педагогических условий, обеспечивающий формирование профессиональной компетентности будущего специалиста как личностного качества в процессе изучения курса общей физики.
Интегративность комплекса педагогических условий проявляется, во-первых, в организации согла-
сованной мотивированной деятельности преподавателей и студентов, во-вторых, в интеграции содержания и межпредметных связей курса физики, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин, в третьих, в интеграции образовательного пространства вузов и научно-производственной сферы, в четвертых, в интеграции инновационных педагогических технологий в процесс формирования профессиональной компетентности будущих инженеров. Практика интеграционных процессов в педагогике позволяет предположить, что разобщенное осуществление указанных педагогических условий будет менее эффективно, чем согласованная реализация взаимосвязанных педагогических условий в полном составе во взаимообусловливающем интегративном комплексе. Интегративным фактором указанных педагогических условий является их общая цель -формирование профессиональной компетентности будущих инженеров.
Реализация комплекса педагогических условий позволяет логически структурировать содержание и функционально-процессуальную основу процесса формирования профессиональной компетентности, повысить уровень мотивации и рефлексии преподавателей и студентов, усовершенствовать опыт организационно-методической деятельности. Далее перечислены педагогические условия, отражающие способы преодоления представленных выше сложностей формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики.
1. Проектирование и осуществление учебно-профессионального сотрудничества преподавателей и студентов в процессе формирования инженерной компетентности будущих специалистов посредством:
- повышения уровня мотивации, обеспечения согласованного понимания и организации партнерской деятельности преподавателей и студентов в процессе реализации учебного и профессионального выбора адекватного содержания, способов, методов, форм достижения общей приоритетной цели качественной профессиональной подготовки конкурентоспособных квалифицированных специалистов;
- непрерывного своевременного уточнения, стандартизации и параметризации требований к уровню профессиональной компетентности будущих инженеров, предъявляемых со стороны образования и производства, конвертации стихийной адаптации студентов к социально-экономическим изменениям в устойчивую рефлексивную стратегию мониторинга социокультурных рыночных инноваций и ориентации содержания фундаментально-теоретической подготовки инженеров в процессе изучения физики на запросы рынка труда.
2. Организация единого целенаправленного инте-гративного взаимодействия технического вуза, науки и производства, охватывающего научно-производственное и образовательно-практическое направления становления будущего специалиста:
- развитие будущих инженеров в качестве субъектов научно-производственной деятельности, соче-
тающей мониторинг информационно-технической сферы современных технологических инноваций и собственную рационализаторскую и научно-исследовательскую работу;
- формирование комплексного практико-теоретического опыта инженерно-технической деятельности будущих специалистов в процессе применения квалификационных знаний в собственной производственной практике с учетом существующих регионально-муниципальных особенностей рынка труда.
3. Повышение уровня методической готовности профессорско-преподавательского состава к внедрению в традиционную практику целевой профессиональной подготовки будущих инженеров инновационных педагогических технологий. Реализация эффективных способов организации сознательного учебно-педагогического процесса позволяет раскрыть не только предметное, но и социальное содержание предстоящей профессиональной деятельности будущих инженеров, систематизировать и связать необходимые подходы, принципы, теории и концепции моделирования методической системы формирования профессиональной компетентности будущих инженеров. Организация процесса формирования инженерной компетентности технических специалистов должна происходить в соответствии с компетентностной моделью будущих инженеров, определяющей ведущие функции и виды их профессиональной деятельности, а также с принципами дифференциации и информатизации процесса изучения курса общей физики.
3.1. Реализация принципов информатизации при организации процесса формирования профессиональной компетентности будущих инженеров и повышения уровня методической готовности профессорско-преподавательского состава может иметь следующие направления:
- уплотнение учебного материала за счет ускорения его изложения при помощи мультимедийных и компьютерных информационно-коммуникационных технологий и средств имитационного моделирования предстоящей профессиональной деятельности будущих инженеров; использование освободившегося аудиторного времени для реализации междисциплинарных связей физики, естественнонаучных дисциплин и профессиональной специфики в учебной деятельности студентов технических вузов;
- обеспечение технологичности, интерактивности и открытости к изменениям и модификациям процесса формирования профессиональной компетентности с использованием компьютеризированного диагностического инструментария для определения уровня развития профессиональных компетенций будущих инженеров; своевременного информационного мониторинга изменяющихся требований рынка труда и адаптации к ним дидактических ресурсов и педагогических технологий обучения курсу общей физики студентов технических вузов.
3.2. Реализация принципов дифференциации в процессе совершенствования и адаптации методического аппарата профессорско-преподавательского
состава к формированию профессиональной компетентности будущих инженеров:
- усиление персонификации профессиональной подготовки будущего инженера с учетом уровня подготовки, индивидуальных способностей, склонностей и интересов его личности на основе адаптивно-развивающих методов и практик обучения;
- структурное разбиение содержания материала курса общей физики на инвариантную составляющую, отражающую требования государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и гибко обновляющуюся дифференцированную часть, наполненную физическим содержанием на основе профессионально ориентированного материала.
3.3. Реализация перехода от стереотипной репродуктивной предметно-знаниевой к функционально-деятельностной направленности обучения будущих инженеров курсу общей физики, в процессе которого моделируется последовательность ситуаций, сочетающих в себе основные виды профессиональной деятельности (с учетом особенностей инженерной деятельности на современных предприятиях), требующих грамотного компетентного выполнения функций специалиста, применения фундаментальных теоретических знаний по физике в производственно-технической деятельности.
3.4. Реализация в образовательной стратегии преподавания курса общей физики компетентностного подхода через активное усвоение субъектами профессиональной подготовки сущности, структуры и содержания профессиональной деятельности будущего инженера в процессе развития совокупности необходимых компетенций специалиста, отвечающих требованиям рынка труда и стандартов профессионального образования.
4. Расширение и углубление, с одной стороны, фундаментализации и междисциплинарной интеграции учебной программы по различным разделам курса общей физике в единый дидактический комплекс, ориентирующий будущих инженеров на целостное политехническое восприятие и творческое эвристическое решение производственных задач, а с другой стороны, дифференциации содержания курса физики с учетом профессиональной специфики, удовлетворяющей не только требованиям производственно-технической сферы, но и потребностям в развитии, социализации и профессиональной адаптации будущих инженеров.
Эффективность процесса формирования профессиональной компетентности будущих инженеров может быть увеличена, если в качестве способов реализации комплекса перечисленных педагогических условий применять в образовательной практике технических вузов следующие педагогические меры, которые заключаются в том, что необходимо:
1. Конкретизировать и обеспечить признание, понимание и взаимодействие целевых ориентиров и определяющих мотивов деятельности преподавателей и студентов, организовать их иерархичное подчинение основной цели формирования профессиональной компетентности будущих инженеров;
2. Определить средства и методы изложения материала курса общей физики, а также условия контроля и корректировки выполнения учебно-профессиональных заданий, организовать помощь в профессиональном самоопределении и осознанном выборе студентами содержания самообразования, способов и форм его усвоения, алгоритмизировать методы преодоления основных затруднений студентов при овладении профессионально важными знаниями и умениями;
3. Смоделировать и реализовать стратегию непрерывного автоматизированного мониторинга социально-экономических и технологических изменений сферы образования и производства, своевременно доводить до сведения преподавателей и студентов изменения параметров и показателей качества профессиональной подготовки будущих инженеров;
4. Сконструировать и сделать доступными преподавателям и студентам компьютеризированные средства и рефлексивные методики оценки результативности процесса формирования профессиональной компетентности с целью корректировки направлений развития компетентной и социально-мобильной личности будущего специалиста;
5. Разработать и применить целостную образовательную систему (включающую в себя специальные курсы лекций, методические рекомендации для практических и лабораторных занятий, темы научно-исследовательской работы студентов) на основе синтеза предметного содержания фундаментальных (инвариантных для любой специальности) и профессионально-технологических (с учетом специфики предстоящей инженерной деятельности) знаний по курсу общей физики, а также углубления междисциплинарных связей курса физики, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин.
Создание перечисленных педагогических условий посредством осуществления педагогических мер должно способствовать устранению затруднений и повышению эффективности формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения курса общей физики.
Литература
1. Банько, Н.А. Формирование профессионально-педагогической компетентности у будущих инженеров: дис. ... канд. пед. наук / Н.А. Банько. - Волгоград, 2002.
2. Богатская, Е.Ю. Педагогические условия воспитания у студентов технического университета ответственности как компонента их профессиональной компетентности: дис. ... канд. пед. наук / Е.Ю. Богатская. - Ростов н/Д, 2005.
3. Буйло, Е.В. Педагогические условия формирования профессионально-культурной компетентности студентов: дис. ... канд. пед. наук / Е.В. Буйло. - Ростов н/Д, 2007.
4. Гетманская, И.А. Педагогические условия развития профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников (на примере профессионального лицея): дис. ... канд. пед. наук / И.А. Гетманская. - Улан-Удэ, 2006.
5. Гусев, А.В. Формирование профессионально-педагогической компетентности студентов инженерно-педагогического вуза в условиях инновационного обучения: дис. ... канд. пед. наук / А. В. Гусев. - Н. Новгород, 2008.
6. Дмитриченкова, С.В. Формирование компетентности будущего специалиста в профессиональном взаимодействии: дис. ... канд. пед. наук / С.В. Дмитриченкова. -Саратов, 2005.
7. Иголкина, М.И. Педагогические условия обеспечения компетентностного подхода в подготовке будущих инженеров: автореф. канд. пед. наук / М.И. Иголкина. -М., 2008.
8. Максимова, Э.В. Условия формирования компетентного специалиста как субъекта собственной профессиональной деятельности / Э.В. Максимова // Субъект-ность в личностном и профессиональном развитии человека: материалы всерос. науч.-практ. конф. - Казань, 2004. -С. 233-234.
9. Матвеева, Т.А. Формирование профессиональной компетентности студента вуза в условиях информатизации образования: методология, теория, практика / Т.А. Матвеева. - М., 2007.
10. Слаутина, Н. М. Формирование профессиональной компетентности студентов вуза: дис. . канд. пед. наук / Н.М. Слаутина. - Кемерово, 2005.
УДК 159.9
Н.А. Канаева
Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор К.Б. Малышев
ОБРАЗ ПРОФЕССИИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
В статье рассматривается вопрос о становлении профессиональной идентичности в рамках профессии. Выбор профессии осуществляется через процесс профессионального самоопределения. Делается вывод о значимости образа профессии в формировании профессиональной идентичности.
Идентичность, профессиональная идентичность, образ профессии, выбор профессии.
In the article the question of becoming of professional identity within the profession is considered. The choice of profession is