Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования проектировочных умений у обучающихся в процессе учебной деятельности'

Педагогические условия формирования проектировочных умений у обучающихся в процессе учебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
447
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВОЧНЫЕ УМЕНИЯ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / DESIGNING SKILLS / PROJECT METHOD / PROJECT LEARNING / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дубровина О. С.

В статье представлен материал, раскрывающий проблему формирования проектировочных умений у обучающихся учреждений начального и среднего профессионального образования; через разработанный комплекс педагогических условий, обосновывается формирование проектировочных умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дубровина О. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING CONDITIONS OF FORMATION OF DESIGNING SKILLS AMONG TRAINEES DURING TRAINING ACTIVITY

The material, revealing the problem of forming the designing skills among the students of primary and secondary vocational education; through a developed set of pedagogical conditions that justified the formation of the design skills, is presented in this article.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования проектировочных умений у обучающихся в процессе учебной деятельности»

УДК 377

Dubrovina O.S. TEACHING CONDITIONS OF FORMATION OF DESIGNING SKILLS AMONG TRAINEES DURING TRAINING ACTIVITY. The material, revealing the problem of forming the designing skills among the students of primary and secondary vocational education; through a developed set of pedagogical conditions that justified the formation of the design skills, is presented in this article.

Key words: designing skills, project method, project learning, pedagogical conditions.

О.С. Дубровина, зав. лабораторией Челябинского института развития профессионального образования,

г. Челябинск, E-mail: dubrovina_o@list.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ

У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье представлен материал, раскрывающий проблему формирования проектировочных умений у обучающихся учреждений начального и среднего профессионального образования; через разработанный комплекс педагогических условий, обосновывается формирование проектировочных умений.

Ключевые слова: проектировочные умения, метод проектов, проектное обучение, педагогические условия.

В настоящее время все большее внимание уделяется подготовке конкурентоспособного специалиста, готового осуществлять профессиональную деятельность в новых социально-экономических условиях и удовлетворяющего требованиям работодателя. Поэтому важным в процессе обучения, на наш взгляд, является то, чтобы образование не ограничивалось лишь теорией, а было подкреплено и совмещено с практическим использованием получаемых знаний.

Модель выпускника, основанная на ФГОС третьего поколения, содержит в своей структуре общие и профессиональные компетенции, определяющие профессиональное поле деятель-

ности будущих специалистов. Сформированность этих компетенций должна способствовать повышению мобильности выпускников на рынке труда, формированию их профессионализма. Например, общие и профессиональные компетенции, представленные в таблице 1, могут быть объединены общими умениями, такими как проектировочные умения, под которыми мы понимаем умения проектировочного типа, включающие все общеучебные умения, умения узкопредметные, характерные для получаемой специальности; и рефлексивно-оценочные умения конечных результатов деятельности [1; 2].

Таблица 1

Общие и профессиональные компетенции

Общие компетенции - организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; - решать проблемы, оценивать их риски и принимать решения в нестандартных ситуациях; - ставить цели и брать на себя ответственность за результат; - работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами и руководством и другие.

Профессиональные компетенции - планировать работу производственного подразделения; - выбирать оптимальные варианты технологического процесса; - принимать участие в разработке бизнес-плана и другие.

Таким образом, для того чтобы выпускник был востребован рынком труда ему необходимо обладать не просто теоретическими знаниями, но и проектировочными умениями, которые впоследствии перейдут в опыт человека и станут частью его профессионализма.

Одной из базовых образовательных технологий, способствующих формированию проектировочных умений у обучающихся, является метод проектов. Под проектом мы подразумеваем технологию организации образовательных ситуаций, в которых обучающийся ставит и разрешает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности обучающегося по разрешению проблем [3, с. 14]. Данный метод достаточно исследован в педагогической теории такими учеными, как Е.С. Полат, Н.Ю. Пахомова и другими [4; 5]. Использование метода проектов направлено не только на формирование проектировочных умений, но и на формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся, и является основой ком-петентностного подхода в образовании [6].

Переход к реализации ФГОС НПО и СПО требует от образовательного учреждения решения целого комплекса взаимосвязанных задач, разработки научно-методических и учебных материалов, создания определенных педагогических условий, способных обеспечить качественный подъем подготовки обучающихся, сформировать проектировочные умения и вывести их на новый уровень.

Основу построения системы формирования проектировочных умений у обучающихся составляют сформулированные А.М. Новиковым идеи развития профессионального образования - гуманизация, демократизация, опережающий характер обучения и его непрерывность [7, с. 79].

Для формирования проектировочных умений необходимы определенные педагогические условия, среди которых мы выделяем разработку и внедрение факультатива «Учебное проектирование» по формированию проектировочных умений обучающихся; мотивацию обучающихся в поэтапном овладении проектировочными умениями; включение обучающихся в разнообразную учебную проектировочную деятельность.

Реализация первого условия требует организации правильной продуктивной учебной деятельности, направленной на овладение обучающимися соответствующим объемом знаний и умений, развитию способности решать профессиональные задачи, как на уровне сложившихся технологий, так и на уровне инноваций и творчества. Для этого, на наш взгляд, необходимо разработать методическое сопровождение учебной деятельности, направленной на формирование проектировочных умений у обучающихся в виде факультатива «Учебное проектирование», включающего теоретический блок и практическую часть. В теоретическом блоке рассматривается поэтапная технология проектной деятельности и ее освоение обучающимися, а в практической части предложены конкретные проекты по разным предметам и дисциплинам, имеющие целью на практике спланировать и организовать учебные проекты. Практическая часть -специально организованный преподавателем и самостоятельно выполняемый обучающимся комплекс профессиональных действий по разрешению значимой для обучающегося проблемы. Основной целью реализации учебных проектов будет формирование проектировочных умений у обучающихся в процессе учебной деятельности. Данный факультатив обеспечит качественную поддержку учебной работы обучающихся по изучению теоретического материала, по проектированию, освоению ме-

^

тодов проектировочной деятельности по каждому разделу основной профессиональной образовательной программы (ФГОС СПО и НПО третьего поколения), приобретению практического опыта решения комплексных профессиональных задач и опыта работы с реальными объектами. Данная учебная деятельность может быть обеспечена разработанными учебными проектами по разным предметам и дисциплинам. Факультатив «Учебное проектирование» в рамках реализации ФгОс НПО и СПО должен основываться на потребностях рынка труда региона, требований конкретных работодателей, способствовать взаимодействию производственного и теоретического обучения. Разработанный и внедренный в образовательный процесс факультатив «Учебное проектирование» непосредственно должен быть ориентирован на качественное обеспечение требований ФГОС, овладение обучающимися общими и профессиональными компетенциями, а также дополнительными проектировочными умениями, формирующими конкурентоспособность и мобильность выпускников учреждений профессионального образования на рынке труда.

Результативность формирования проектировочных умений зависит, прежде всего, от постановки целей. Четко поставленная преподавателем и принятая обучающимся цель стимулирует мотивацию в начале работы, а в дальнейшем является важным регулятором проектировочной деятельности. Под мотивацией мы понимаем процесс стимулирования кого-либо (отдельного человека или группы людей) к деятельности, направленной на достижение целей. Мотивация необходима для продуктивного выполнения принятых решений и намеченных работ. Мотивация оказывает огромное влияние на все виды деятельности человека, в том числе и на учебную деятельность обучающихся. Существенным для нашего исследования является выделение Б.И. Додоновым структурных компонентов мотивации: удовольствия от самой деятельности; значимости для личности непосредственного ее результата; «мотивирующей» силы вознаграждения за деятельность; принуждающего давления на личность [8, с. 70].

Управление учебной деятельностью обучающихся сегодня становится одним из первостепенных условий эффективности педагогического процесса, однако, как правило, провозглашается сама идея, но не дается исчерпывающей характеристики данного феномена, а также особенностей ее реализации на уровне целостности.

Любая человеческая деятельность может быть рассмотрена как процесс решения проблем. Человек выступает как субъект деятельности в той мере, в какой он выступает и как субъект целеполагания, способный определять цели собственной деятельности, и как субъект целереализации, способный выбирать и эффективно использовать средства реализации целей. Чтобы обучающиеся целеустремленно относились к проектировочной деятельности, ее цели должны быть привлекательными для них - в этом суть целеполагания. Достичь этого можно только через рациональную организацию учебного процесса, грамотно разработанные учебные проекты, задания и контроль за их реализацией. Мотивация способствует формированию положительного отношения к будущей профессиональной деятельности как к личной и социальной ценности, осознанию обучающимися роли проектировочных умений конкурентоспособного специалиста, формированию потребности в профессиональном и личностном росте.

Образование - специально организованный процесс развития у обучаемых способности самостоятельного решения проблем, имеющих социальное и личностное значение, в различных сферах деятельности на основе освоения культуры общества. Такое понимание сущности образования создает предпосылки для решения многих актуальных проблем педагогической теории и практики. Ориентация на развитие способности самостоятельно решать проблемы дает возможность преодолеть тенденцию бесконечного увеличения объема изучаемого учебного материала.

В реализации третьего педагогического условия формирования проектировочных умений у обучающихся необходимо ру-

Библиографический список

ководствоваться образовательными технологиями, позволяющими включить обучающихся в разнообразную учебную проектировочную деятельность. Так модульное обучение позволяет разбивать учебный материал на небольшие составляющие и складывается из руководств, тем, предлагаемых для обсуждения, комплекса практических задач для решений. Групповая работа позволяет обсуждать, решать и оценивать профессиональные проблемы в группе. В ходе такой организации учебной деятельности обучающиеся приобретают умения социального взаимодействия. Проблемное обучение предполагает поиск ответов на вопросы для разрешения возникшего противоречия и обеспечивает продуктивное развитие тем, кто осуществляет этот поиск. Исследовательская деятельность формирует новые знания, направленные на открытие объективных закономерностей профессиональных знаний.

Проектное обучение ориентируется на комплексное самостоятельное решение обучающимися определенной проблемы, начиная с ее выявления и формулировки, заканчивая анализом полученных результатов, их соответствия поставленным ранее целям. Такая деятельность часто осуществляется обучающимися самостоятельно или под руководством преподавателя, но без явного его вмешательства.

В зарубежной и отечественной педагогике достаточно активно используется при организации образовательной деятельности метод проектов. Под методом проектов подразумевается самостоятельная творческая деятельность обучающихся. При этом проект всегда строится в соответствии с целью каждого этапа обучения и определяет его содержание, особенности деятельности и ее результат. В нашем случае содержание отражает требования ФГОС по профессии или специальности; деятельность направлена на осознание и осмысление собственных действий обучающихся, приемов и способов учебнопознавательной деятельности. Результат же отражает эффективность всей проектной деятельности, является средством обучения, который обеспечивает не только формирование определенных проектировочных умений, но и ведет обучающихся к саморазвитию [9, с. 37].

В настоящее время нами проводятся исследования на базе учреждений начального (ГБОУ НПО «Профессиональное училище № 107» с. Уйское Челябинской области) и среднего (ГБОУ СПО (ССУЗ) Челябинский техникум торговли и художественных промыслов) профессионального образования по содержательному наполнению представленных педагогических условий.

Таким образом, использование в процессе обучения различных видов активных педагогических технологий и методов способствует:

- развитию общей профессиональной подготовленности;

- формированию положительной мотивации к творческой профессиональной деятельности;

- развитию коммуникативных способностей;

- формированию общих компетенций;

- развитию навыков самоконтроля и взаимоконтроля;

- формированию проектировочных умений.

Необходимость включения обучающихся в проектировочную

деятельность через активные педагогические технологии определяется тем, что проектировочные умения должны стать неотъемлемым элементом обучения и воспитания, поскольку именно такие умения помогут в будущем правильно воспринимать профессиональные и общественные процессы, активно в них участвовать, принимать решения, необходимые каждому человеку в разнообразных ситуациях.

Реализация рассмотренных нами педагогических условий в учебном процессе учреждений начального и среднего профессионального образования будет способствовать подготовке специалистов, знающих и понимающих свою профессиональную деятельность на современном уровне, способных выполнять профессиональные функции, что должно проявиться в виде сформированных общих и профессиональных компетенций и специальных проектировочных умений.

1. ФГОС НПО по профессии 112201.01 Хозяйка(ин) усадьбы / утв. Приказом МОиН РФ от 24 февраля 2009 г.

2. ФГОС СПО по специальности 100701 Коммерция (по отраслям) / утв. Приказом МОиН РФ от 5 апреля 2010 г.

3. Голуб, Г.Б. Метод проектов - технология компетентностно-ориентированного образования: методич. пособие для педагогов - руководителей проектов учащихся основной школы / Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова; под ред. проф. Е.Я. Коган. - Самара, 2006.

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. Кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. - М., 2003.

5. Пахомова, Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов /

Н.Ю. Пахомова. - М., 2003.

6. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М., 2004.

7. Новиков, А.М. Обучение основам методологии //Педагогика. - 2009. - № 7.

8. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб., 2007.

9. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989.

Bibliography

1. FGOS NPO po professii 112201.01 Khozyayjka(in) usadjbih / utv. Prikazom MOiN RF ot 24 fevralya 2009 g.

2. FGOS SPO po specialjnosti 100701 Kommerciya (po otraslyam) / utv. Prikazom MOiN RF ot 5 aprelya 2010 g.

3. Golub, G.B. Metod proektov - tekhnologiya kompetentnostno-orientirovannogo obrazovaniya: metodich. posobie dlya pedagogov - rukovoditeleyj proektov uchathikhsya osnovnoyj shkolih / G.B. Golub, E.A. Perelihgina, O.V. Churakova; pod red. prof. E.Ya. Kogan. - Samara, 2006.

4. Novihe pedagogicheskie i informacionnihe tekhnologii v sisteme obrazovaniya: ucheb. posobie dlya stud. ped. vuzov i sistemih povihsh. kvalif. ped. Kadrov / E.S. Polat, M.Yu. Bukharkina, M.V. Moiseeva, A.E. Petrov; pod red. E.S. Polat. - M., 2003.

5. Pakhomova, N.Yu. Metod uchebnihkh proektov v obrazovateljnom uchrezhdenii: posobie dlya uchiteleyj i studentov pedagogicheskikh vuzov / N.Yu. Pakhomova. - M., 2003.

6. Zimnyaya, I.A. Klyuchevihe kompetencii kak rezuljtativno-celevaya osnova kompetentnostnogo podkhoda v obrazo-vanii. - M., 2004.

7. Novikov, A.M. Obuchenie osnovam metodologii //Pedagogika. - 2009. - № 7.

8. Iljin, E.P. Motivaciya i motivih. - SPb., 2007.

9. Bespaljko, V.P. Slagaemihe pedagogicheskoyj tekhnologii. - M., 1989.

Статья поступила в редакцию 01.06.12

УДК 378.02:372.8

Dudysheva E.V. DISTANCE TRAINING-AND-PROFESSIONAL PROJECTS AS WAY OF IMPLEMENTING THE VIRTUAL MOBILITY OF STUDENTS. The article analyzes the advantages, disadvantages and possibility of implementing the virtual mobility of students using distance training-and-professional projects in the traditional educational process of the higher school.

Key words: professional education, virtual mobility, joint distance learning, training-and-professional projects.

Е.В. Дудышева, канд. пед. наук, доц. каф. информатики ФГБОУ ВПО «АГАО», г. Бийск, E-mail:

dudysheva@yandex.ru

ДИСТАНЦИОННЫЕ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ВИРТУАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ*

В статье анализируются достоинства, недостатки и возможность реализации виртуальной мобильности студентов при использовании дистанционного учебно-профессионального проектирования в традиционном образовательном процессе вуза.

Ключевые слова: профессиональное образование, виртуальная мобильность, совместное дистанционное обучение, учебно-профессиональные проекты.

В современном профессиональном образовании возрастает роль и значение взаимодействия субъектов образовательного процесса, расширяется круг общественных институтов, оказывающих влияние на результат обучения, возникают новые социальные связи, прямо декларированные в нормативных документах системы образования или проявляющиеся в процессе педагогических исследований, инноваций. В частности, вступление России в Болонский процесс, введение новых Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования предполагает такие реалии, как участие работодателей в определении целей и результатов, формировании содержания образования; поддержки мобильности студентов и преподавателей; разработке новых интерактивных форм и активных методов обучения; активное участие студентов в межвузовских конкурсах, конференциях; создание информационно-образовательной среды вуза, совместимой с международным образовательным пространством. Таким образом, система социальных коммуникаций студентов и преподавателей вузов расширяется, усложняется, становится более динамичной, притом, что данные изменения касаются не отельных индивидуумов, а широких слоев студенчества и профессорско-преподавательского состава.

Закономерно, что перед профессиональными образовательными учреждениями возникают задачи обновления не только целей и содержания, но и существенного пересмотра форм, методов, средств, как самого образовательного процесса, так и управления им. Все большее распространение получает дистанционное обучение, под которым подразумевается «форма обучения, не регламентирующая временные и территориальные требования к реализации учебного процесса; совокупность современных педагогических, информационных и телекоммуникационных технологий, методов и средств, обеспечивающих возможность обучения без посещения учебного заведения, но с регулярными консультациями у преподавателей» [1, с. 274]. Многими автора-

ми подчеркивается роль дистанционного обучения как новой формы профессионального образования, создающего, среди прочего, профессионально-коммуникативную среду, способствующей развитию профессиональной мобильности.

Дистанционное образование определяется особыми формами взаимодействия преподавателя или тьютора и учащихся, включая синхронные и асинхронные, индивидуальные и совместные, групповые коммуникации. Необходимо различать совместное обучение (joint learning), являющееся преобладающей формой в традиционном массовом образовании, и обучение в сотрудничестве (collaboration learning) как метод инновационной педагогики - одно не исключает другое. Наряду с дистанционным образованием начинает формироваться смешанное образование, сочетающее черты разных моделей педагогических систем. Уже на современном этапе преобразования российских вузов элементы дистанционного образования могут быть эффективно внедрены и внедряются в традиционный образовательный процесс: во-первых, в виде применения для самостоятельной работы учащихся электронных учебно-методических комплексов дисциплин, дистанционных учебных курсов, систем управления обучением, что пока особенно ценно для заочного профессионального образования; во-вторых, в виде вебинаров, видеоконференций, он-лайн лекций, что свидетельствует об интересе к сфере развития виртуальной мобильности студентов и преподавателей. Если первое направление уже достаточно хорошо изучено, активно применяется на практике, то второе - находится в стадии апробации, определения параметров и построения педагогических и управленческих моделей.

Развитие международной системы высшего образования в русле Болонского процесса в соответствии со стратегией eBologna («Электронная Болонья») предполагает, среди прочего, активное внедрение не только дистанционного (электронного), но и смешанного обучения, реализацию принципа виртуальной мобильности [2, с. 12]. Виртуальная мобильность не подме-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.