Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / МЕХАНИЗМ ПОНИМАНИЯ / ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слепушкин В.В.

Актуальность статьи обусловлена необходимостью изучения исследования проблемы формирования познавательной активности в условиях ускоряющейся цифровизации образования. Цель статьи заключается в выявлении педагогических условий формирования познавательной активности старшеклассников на основе применения электронных средств обучения. Указано, что структурно-функциональная модель предназначена для проверки выдвинутой гипотезы исследования в целом. Автор подчёркивает важность современной и целостной информационно-образовательной среды, способствующей повышению интенсивности и результативности обучения. Выделены особенности электронно-учебного методического комплекса разработанного для организации дополнительного образования и имеет свои специфические особенности. Обоснована необходимость новых подходов к содержанию при разработке электронных учебных изданий, в соответствии с психолого-педагогическими закономерностями. Основное внимание в работе акцентируется на роли механизма понимания и электронных средств обучения в формировании познавательной активности. В заключение делается вывод, что результаты проведённого опытно-экспериментального исследования подтверждают эффективность выявленных педагогических условий формирования познавательной активности школьников старших классов на основе применения электронных средств образования. Статья может быть интересна педагогам, создающим цифровые учебники, онлайн курсы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGIC CONDITIONS OF SHAPING OF COGNITIVE ACTIVITY OF HIGH SCHOOL STUDENTS WITH IMPLEMENTATION OF ELECTRONIC MEANS OF EDUCATION

Relevance of the article is caused due to the necessity to study the problems of shaping cognitive activity in conditions of accelerating digitalization of education. The purpose of the article is to identify pedagogic conditions that shape cognitive activity of high school student that are based on implementation of electronic sources of education. Structural and functional model is designed to verify suggested hypothesis. Author underlines the importance of modern and integral information educational sphere that contributes to increase intensity and efficiency of education. Specific features of electronic educational methodical complex were allocated and developed to organize extra education, which has its own peculiarities. The necessity of new approaches to the content during the development of e-books, to the correspondence to pedagogic laws, didactics, psychology is explained. The main attention is paid to the role of understanding mechanism and electronic sources of information in the process of shaping of cognitive activity. In conclusion it is stated that the results of experimental research confirm efficiency of identified pedagogic conditions in the process of shaping cognitive activity of high school students based on electronic means of education. The article may be of interest to teachers, that create e-books, online courses, electronic educational methodical complex.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ»

УДК 377

Педагогические условия формирования познавательной активности старшеклассников с применением электронных средств обучения

Pedagogic conditions of shaping of cognitive activity of high school students with implementation of electronic means of education

Слепушкин В.В., Лаборатория инновационных дидактических технологий Школы В.Ф.

Шаталова, vvslepushkin@icloud.com

Slepushkin V., Laboratories of Innovative Didactic Technologies (LIDT) V.F. Shatalov school,

vvslepushkin@icloud. com

DOI: 10.51379/KPJ.2022.156.6.017

Ключевые слова: общеобразовательная школа, познавательная активность, педагогические условия, педагогика сотрудничества, информационно-образовательная среда, структурно-функциональная модель, электронный учебно-методический комплекс, механизм понимания, электронные средства обучения.

Keywords: secondary school, cognitive activity, pedagogical conditions, pedagogic cooperation, information-educational sphere, structural and functional model, electronic educational methodical complex, understanding mechanism, electronic means of education.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью изучения исследования проблемы формирования познавательной активности в условиях ускоряющейся цифровизации образования. Цель статьи заключается в выявлении педагогических условий формирования познавательной активности старшеклассников на основе применения электронных средств обучения. Указано, что структурно-функциональная модель предназначена для проверки выдвинутой гипотезы исследования в целом. Автор подчёркивает важность современной и целостной информационно-образовательной среды, способствующей повышению интенсивности и результативности обучения. Выделены особенности электронно -учебного методического комплекса разработанного для организации дополнительного образования и имеет свои специфические особенности. Обоснована необходимость новых подходов к содержанию при разработке электронных учебных изданий, в соответствии с психолого-педагогическими закономерностями. Основное внимание в работе акцентируется на роли механизма понимания и электронных средств обучения в формировании познавательной активности. В заключение делается вывод, что результаты проведённого опытно-экспериментального исследования подтверждают эффективность выявленных педагогических условий формирования познавательной активности школьников старших классов на основе применения электронных средств образования. Статья может быть интересна педагогам, создающим цифровые учебники, онлайн курсы.

Abstract. Relevance of the article is caused due to the necessity to study the problems of shaping cognitive activity in conditions of accelerating digitalization of education. The purpose of the article is to identify pedagogic conditions that shape cognitive activity of high school student that are based on implementation of electronic sources of education. Structural and functional model is designed to verify suggested hypothesis. Author underlines the importance of modern and integral information educational sphere that contributes to increase intensity and efficiency of education. Specific features of electronic educational methodical complex were allocated and developed to organize extra education, which has its own peculiarities. The necessity of new approaches to the content during the development of e-books, to the correspondence to pedagogic laws, didactics, psychology is explained. The main attention is paid to the role of understanding mechanism and electronic sources of information in the process of shaping of cognitive activity. In conclusion it is stated that the results of experimental research confirm efficiency of identified pedagogic conditions in the process of shaping cognitive activity of high school students based on electronic means of education. The article may be of interest to teachers, that create e-books, online courses, electronic educational methodical complex.

Введение. Актуальность проблемы старшеклассников на основе применения

формирования познавательной активности электронных средств обучения обусловлена

целым рядом факторов. Стремительная цифровизация всех сфер общества вызвала необходимость изучения влияния

информационно-коммуникационных технологий на когнитивную деятельность обучаемых. Последняя диссертационная работа по данной проблеме в прямой постановке датирована 2010 годом [1].

За последние 10 лет электронные средства обучения сделали гигантский скачок в своём развитии. Поэтому созрела необходимость выявления и использования новых дидактических возможностей цифровых технологий для формирования познавательной активности школьников.

Для того чтобы эффективно развивать у обучаемых когнитивный интерес к изучаемым предметам, при разработке и применении электронных учебных изданий требуются новые подходы к их наполнению, в соответствии с законами педагогики, дидактики и психологии. Целью статьи является формулирование педагогических условий формирования познавательной активности старшеклассников на основе применения электронных средств обучения.

Материалы и методы. Методологической базой нашего исследования являются: личностный и деятельностный подход к формированию познавательной активности; информационно-средовый подход к построению и развитию информационно-образовательной среды школы.

В работе применялись следующие теоретические методы исследования:

анализ предмета и проблемы исследования на основе изучения философской и психолого-педагогической литературы; сравнительно-сопоставительный анализ источников по данной тематике; обобщение идей, подходов; анализ нормативных документов; педагогическое моделирование; систематизация, обобщение, анализ собственной деятельности и передового педагогического опыта.

Исследование проводилось в Лаборатории инновационных дидактических технологий (ЛИДТ), школы Народного учителя СССР В.Ф. Шаталова г. Москва. Основная научно-исследовательская работа осуществлялась в образовательном процессе, направленном на подготовку учеников 9 классов к ОГЭ и 11 классов к ЕГЭ по истории и обществознанию, в очной форме обучения. Опытно-экспериментальная работа проводилась следующими методами: наблюдение,

анкетирование, анализ, тестирование, беседы и

интервью. Автором разработаны анкеты, листы наблюдения, основываясь на исследованиях уровня познавательной активности обучающихся (по Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной). Диагностический инструментарий был дополнен вопросами с учётом специфики дополнительного образования и использования при изучении курса истории электронного учебно-методического комплекса. Достоверность полученных результатов была проверена статистическими методами обработки результатов эксперимента (критерий Пирсона).

Результаты. Познавательная деятельность обучаемых исследуется в отечественной науке с пятидесятых годов ХХ века. Одни ученые Б.Г. Ананьев, Л.П. Аристова, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина рассматривают познавательную активность как - черту личности характеристику действий ученика; другие (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, И.Ф. Харламов и др.) -как характеристику действий ученика. По нашему мнению, более широкое и многостороннее видение проблемы формирования и развития познавательной активности обеспечивается применением в единстве личностного и деятельностного подходов.

Бурное развитие и растущее влияние цифровых технологий на когнитивную деятельность обучаемых создаёт почву для новых исследований в данной области науки, (в том числе и нашего). В результате проведённого анализа научно-педагогической литературы были сформулированы объект, предмет, цели, затем гипотезу нашего исследования - формирование познавательной активности старшеклассников будет эффективным при реализации определённых педагогических условий.

Под педагогическими условиями В.И. Андреев понимает «обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей» [2].

Первым педагогическим условием формирования познавательной активности старшеклассников является разработка структурно-функциональной модели

формирования познавательной активности на основе применения электронных средств обучения.

С опорой на научные исследования (А.Т. Ахметзяновой, Б.С. Гершунского, А.Н. Дахина, В.П. Беспалько, А.И. Богатырева) по моделированию и проектированию

педагогических систем и технологий была создана структурно-функциональная модель процесса формирования познавательной активности обучающихся на основе применения электронных средств обучения.

Модель представляет собой совокупность взаимосвязанных блоков: мотивационно-целевой блок, методологический блок, содержательный блок, технологический блок, результативно-оценочный блок.

Мотивационно-целевой блок включает в себя: концептуальную идею, цель и задачи исследования. Концептуальная идея

исследования заключается в организации обучения на основе рационального сочетания традиционных очных и дистанционных форм обучения, печатных учебников и электронных учебных изданий, создании для обучаемых условий, которые позволят за счёт развития познавательных потребностей, волевых качеств в процессе решения учебных задач, перейти на более высокий уровень познавательной активности.

В методологическом блоке модели на основе описанной выше концептуальной идеи определены взятые за основу личностный подход (принципы доступности, прочности, наглядности, гуманизации), деятельностный подход (принципы научности, системности, сознательности и активности, сотрудничества, информационно-средовый подход (принципы многомерности, динамической оптимизации, приоритетности исследовательской деятельности).

Содержательный блок модели определяет наполнение программы обучения по истории России в Школе В.Ф. Шаталова и непосредственно связанных с ним компонентов процесса формирования познавательной активности школьника.

Технологический блок модели включает в себя процесс реализации педагогических условий, осуществляемый посредством методов, технологий, приёмов, средств и форм организации процесса обучения.

Результативно-оценочный блок включает диагностический инструментарий оценивания уровней сформированности познавательной активности учеников.

Реализация структурно-функциональной модели требует последовательной разработки, обоснования и внедрения в практику целостного комплекса (других) последующих условий формирования познавательной активности обучающихся на основе применения электронных средств обучения.

Вторым педагогическим условием определена организация деятельности Школы В.Ф. Шаталова по развитию современной и целостной информационно-образовательной среды, способствующей повышению

интенсивности и результативности обучения.

Сторонники гуманитарного подхода (Н.Б. Стрекалова, С.А. Назаров, С.Б. Петренко) понимают информационно-образовательную среду (ИОС) как открытую педагогическую систему, сформированную на основе разнообразных информационных

образовательных ресурсах, современных информационно-телекоммуникационных средствах и педагогических технологиях, направленных на формирование творческой, социально активной личности, а также повышение компетенций участников

образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-

коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность) [3].

Школа В.Ф. Шаталова относится к учреждениям дополнительного образования, которые имеют свои специфические отличия от общеобразовательной школы:

- обучение осуществляется в свободное время от занятий в школе;

- ученики сами выбирают предметы;

- обучение направлено на удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей и познавательных интересов детей;

- на занятиях широко используются авторские методики и педагогические технологии.

Информационно-образовательная среда ИОС Школы В.Ф. Шаталова функционирует в единстве пяти (5) структурных компонентов: ресурсного, научно-методического, программно-технического, коммуникационного,

организационно-управленческого. ИОС

выполняет обучающую, развивающую, мировоззренческую, воспитательную,

социокультурную, коммуникативную,

управленческую функции.

В исследовании были изложены особенности организации учебной деятельности Школы В.Ф. Шаталова, отвечающие современным принципам, положенным в основу отечественной педагогики: социализации и гуманизации обучения, индивидуального подхода и коллективного обучения, созданию условий для всестороннего развития личности ребёнка. Целостность информационно-образовательной среды

достигается за счёт единства педагогических

целей и задач, тесного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса с использованием современных информационно коммуникационных технологий.

Лаборатория инновационных дидактических технологий (далее ЛИДТ) Школы В.Ф. Шаталова обеспечивает наполнение информационно-образовательной среды электронными учебными изданиями (цифровые учебники, электронный учебно-методический комплекс). Они являются одним из главных элементов информационно-образовательной среды и создаются на основе дидактических наработок и многолетнего опыта практического применения «Педагогики сотрудничества», психологических законов восприятия информации и механизма понимания, учёта специфики учебного процесса в организации дополнительного образования.

Третьим педагогическим условием формирования познавательной активности учеников является электронный учебно-методический комплекс ЭУМК - самый сложный системообразующий элемент в ресурсном (содержательном) компоненте информационно-образовательной среды. В результате анализа научных статей сделан вывод, что среди исследователей нет принципиальных разногласий в трактовке понятия электронный учебно-методический комплекс, его предназначения, классификации, целей. Под термином ЭУМК понимается структурированная совокупность электронной учебно-методической

документации, электронных образовательных ресурсов, средств обучения и контроля знаний, содержащих взаимосвязанный контент и предназначенных для совместного применения в целях эффективного изучения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин и их компонентов [4].

В структуру электронного учебно-методического комплекса входят следующие компоненты: содержательно-теоретический, методический, контрольно-диагностический, управленческий, коммуникативный, программно-технический. Электронные учебные издания Школы В.Ф. Шаталова соответствуют главным требованиям, изложенным в Приказах Министерства просвещения, созданы на основе анализа их преимуществ и проблемных аспектов электронных средств обучения. На основании изучения теоретических подходов к разработке электронных средств обучения нами был предложен алгоритм концептуального проектирования и создания электронного учебно-методического комплекса.

Предлагаемый алгоритм создания и применения онлайн курса, ЭУМК предоставляет ученикам широкий выбор возможностей для самостоятельного изучения, многократного, вариативного повторения и самоконтроля с учётом свойств памяти человека. Видео уроки, аудио учебник, дидактические игры способствуют созданию условий для построения индивидуальной траектории каждого

обучающегося с учётом их личностных возможностей, персонализированного выбора ими темпа и интенсивности освоения учебного материала. ЭУМК Школы В.Ф. Шаталова разрабатывается для учеников с любым уровнем познавательной активности и направлен на развитие всех её компонентов. Электронные учебные издания Школы В.Ф. Шаталова являются одним из главных элементов информационно-образовательной среды и создаются на основе дидактических находок «Педагогики сотрудничества», естественных законов передачи информации обучаемым, механизма понимания учебного текста.

На основании научных работ можно выделить следующие преимущества ЭУМК:

— актуальность содержания: возможность оперативного обновления;

— интерактивность: способность комплекса обеспечивать диалог ученика с преподавателем и электронными средствами обучения;

— интегративность: возможность связывать ЭУМК с другими электронными образовательными ресурсами;

— адаптивность: возможность настраивать элементы электронного учебно-методического комплекса под личные способности, потребности и цели обучаемых;

— индивидуальность: возможность выстраивать траектории изучения предмета с различными уровнями сложности;

— мультимедийность: возможность использования в комплексе аудио, видео уроков, анимаций, графической информации, 3Б изображений и др.

— наличие гипертекста и системы поиска по ключевому слову необходимой учебной информации и др.

Но при использовании электронного учебно-методического комплекса может возникнуть ряд сложностей, которые следует перечислить.

1. Обучаемому и педагогу необходимо иметь компьютер или планшет с соответствующим программным обеспечением, обладать достаточным уровнем компьютерной

грамотности для освоения интерфейса ЭУМК и

навыками пользования мультимедийными ресурсами.

2. Создание комплекса для образовательной организации (вуза, колледжа, школы) - процесс длительный, сложный, трудоёмкий, может быть финансово затратным (если используется дорогостоящее программное обеспечение и требуется привлечение ГГ-специалиста).

3. Существуют объективные трудности внедрения всего комплекса в поурочную систему занятий.

4. Разработчикам цифровых учебников и ЭУМК необходимо учитывать трудность чтения и понимания больших текстов с экрана компьютера, повышенную утомляемость обучаемых при работе с монитором.

ЭУМК (Школы Шаталова) разработан для организации дополнительного образования и имеет свои специфические особенности:

- основывается на печатных изданиях авторского курса обучения по системе Шаталова В.Ф., распространяется и используется вместе с ними;

- в ходе очных занятий используются только отдельные элементы комплекса;

- в большей степени предназначен для самостоятельной работы;

- имеет в своём составе онлайн курс, может использоваться для дистанционного обучения школьников, которым очные занятия в Москве недоступны;

- создан на общедоступном бесплатном программном обеспечении.

Ключевая роль текста в электронных учебных изданиях определила механизм понимания как четвёртое педагогическое условие

формирования познавательной активности учеников.

Под механизмом понимания мы подразумеваем взаимодействие двух процессов обработки информации человеческим мозгом: прогнозирования и перекодирования. Оба процесса функционируют в пределах объёма симультанного восприятия, числа Миллера 7±2 [5] (оперативной памяти, внимания). На основании анализа научных трудов (Г. Эббингауза, В.Я. Проппа, Дж. Миллера, В. Ингве) уточнены понятия симультанного восприятия, процессов прогнозирования и перекодирования. Механизм понимания имеет свойства, которые выявлены нами в процессе наблюдения за учениками в ходе обучения (некоторые из них носят предположительный характер и нуждаются в подтверждении экспериментами).

1. Каждый человек от природы обладает личным (уникальным) механизмом понимания.

Например, объём одномоментного восприятия у разных людей индивидуален и может колебаться в пределах числа Миллера от 5 до 9. Разность в 44% объясняет различия в результатах усвоения одинаковой учебной информации (учебных текстов) старшеклассниками.

2. Скорость процессов прогнозирования и перекодирования информации, предположительно, связана с врождённым типом высшей нервной деятельности, с комбинацией трех основных свойств нервной системы - силы процессов возбуждения и торможения, их уравновешенности и подвижности (по И.П. Павлову [6]).

3. Процесс прогнозирования у взрослых происходит быстрее, чем у детей, так как зависит от уровня знаний, речевого опыта. Процесс перекодирования работает точнее у взрослых, так как более развит (это свойство подтвердил опыт с текстом. Все родители учеников, принимавшие участие в опыте успешно справлялись с объёмным текстом школьного учебника).

4. Механизм понимания эволюционирует в процессе обучения и умственной деятельности, скорость и качество его развития также индивидуальны.

5. Механизм понимания может совершенствоваться под управляющим воздействием педагога и может улучшаться самим учеником.

Познавательная активность, с нашей точки зрения, также обладает похожими свойствами: индивидуальность, динамичность, возрастные особенности, управляемость, способность к развитию, которые подтверждают связь с механизмом понимания.

Механизм понимания учебного текста школьником оказывает непосредственное влияние на скорость и качество усвоения знаний. С нашей точки зрения, когнитивный компонент является ведущим в процессе формирования познавательной активности школьников.

В технологии интенсивного обучения В.Ф. Шаталова [7] повышению уровня когнитивного компонента обучаемых способствуют авторские учебники с опорными конспектами, разработанные на основе механизма понимания и законов естественного восприятия информации.

Большое влияние на формирование мотивационного компонента оказывает принцип открытых перспектив, когда ученик может исправить любую оценку на более высокую, в любое время до конца учебного года. Поощрение и поддержка учителем первых успехов слабого ученика вызывают у него эмоциональный подъём, создают мотив получения нового знания

и запускают «цепную реакцию» развития познавательной активности, интереса к предмету. Соревновательность, здоровое честолюбие, взаимопомощь при обучении в группах стимулирует интерес к обучению.

Принцип постоянной инспекции знаний направлен на повышение уровня деятельностного компонента познавательной активности и предполагает, что по каждой теме каждый ученик получит 3 оценки: классную, самостоятельную, домашнюю, итого за неделю обучения 39 оценок по истории. При таком подходе школьник постепенно привыкает к ежедневному напряженному труду, формируются его волевые качества, самостоятельность и личная ответственность.

В процессе изучения научных работ (Д.И. Блюменау, В. Ингве, Дж. Ципфа, Дж. Юла) были обобщены психолого-педагогические

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

закономерности восприятия информации и свёртывания учебных текстов. На основе анализа педагогического наследия В.Ф. Шаталова определены следующие особенности построения цифрового учебника: структурирование учебника на основе «крупных блоков» [8]; использование краткого текста с опорными сигналами и конспектами; предварительная подача краткого содержания главы или раздела в виде текста и видео с пояснением опорного конспекта; многократное вариативное повторение.

Исходя из законов Г. Эббингауза [9], В.Ф. Шаталов внедрил собственную систему повторений, которые предотвращают естественное забывание учениками, изученного на уроке материала [10]. При таком подходе повторение не является заучиванием и «зубрёжкой». Повторение — это один из этапов механизма понимания, на котором мозг ученика находит необходимый ему способ перекодирования информации, если текст не понят с первого раза. Именно при повторении проявляется роль и место электронных средств обучения, как эффективного помощника для механизма понимания ученика.

Каждая глава цифрового учебника по истории начинается с аннотации, которая в 7-9 предложениях повествует об основных событиях периода. Предварительная подача краткого содержания занятия является необходимой предпосылкой для запуска механизма понимания, создания прогноза ученику на изучаемую тему. Все аннотации к главам вместе с 2-3 минутными видео пояснениями к опорным конспектам объединены в отдельный учебник-трейлер «История России Мини», который формирует прогноз ученику на весь курс обучения.

Объём учебной информации на одной странице мы старались размещать в пределах одномоментного восприятия 7±2 (количество событий, дат, имён).

Вёрстка текста в цифровом учебнике без переноса слов, без разрыва предложений и абзацев способствуют лучшему пониманию текста. Относительно большой размер шрифта «24» и подобранный фон снижают контрастность, нагрузку на зрительный аппарат школьника, и как следствие утомление при чтении.

Цифровой учебник предоставляет школьнику богатый выбор разнообразных способов повторения, которые отсутствуют у печатного учебника (например, видео-, аудио-повтор урока). Гипертекст, глоссарий, игры могут ускорять течение процессов прогнозирования и перекодирования учебной информации у школьника. Применение различных виджетов в цифровых учебниках предоставляет равные возможности для всех детей, вне зависимости от принадлежности к мыслительному,

художественному (или среднему) типу людей (согласно учения И.П. Павлова). Например, известные полотна русских художников с сюжетами на исторические темы, размещённые в виджете «Галерея» могут способствовать разгрузке симультанного восприятия ученика. Картины с интересными комментариями учителя на уроке, через эмоциональное включение замещают вербальную информацию образами и ассоциациями. Цифровые учебники обладают возможностью размещать изображения с высоким разрешением, что позволяет формировать личное отношение к знанию, развивать эстетический вкус, расширять кругозор.

Для проведения опытно-экспериментальной проверки педагогических условий реализации структурно-функциональной модели

формирования познавательной активности обучаемых на основе применения электронных средств обучения были сформулированы гипотеза, цель и задачи, план эксперимента. Эксперимент состоял из четырёх этапов: подготовительного, констатирующего,

формирующего и контрольного.

Во время занятий по истории России при изучении темы «Формирование единого государства» был проведён опыт с учебным текстом, являющийся частью эксперимента. Итоги опыта показывают, что учебный текст по истории с опорным конспектом, с выдержанными параметрами естественного восприятия, удобочитаемости понимается и запоминается на 26,91% лучше, чем текст школьного учебника по этой же теме. Причём результат подтверждается

независимо от: текущей успеваемости, интереса к предмету (история), возраста испытуемых.

Динамика усреднённых результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента подтвердила гипотезу

эксперимента: число испытуемых с высоким уровнем сформированности познавательной активности экспериментальной группы по истории выросло на 7,69%, по сравнению с

контрольной группой. Количество испытуемых со средним уровнем познавательной активности в контрольной группе оказалось выше 8,97% по истории и 5,13% по обществознанию. По результатам обучения и в контрольных, и в экспериментальных группах все ученики с изначально низким уровнем познавательной активности перешли на средний и высокий уровень.

Таблица 1. - Сводная усреднённая динамика результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента по истории

Уровень Контрольная группа Экспериментальная группа Изменение

конст. этап форм. этап конст. этап форм. этап конст. этап форм. этап

Низкий 64,10 % 0 62,82 % 0 1,28 % 0

Средний 29,49 % 28,20 % 30,77 % 19,23 % 1,28 % 8,97 %

Высокий 7,69 % 71,80 % 9,62 % 79,49 % 1,93 % 7,69 %

□ Низкий □ Средний □ Высокий

Уровень

100,00%

75,00%

50,00%

25,00%

0,00%

79,49%

71,80%

64,10%

29,49%

28,20%

I

7,69%

о

62,82%

30,77%

I

19,23%

9,62%

конст. этап

форм. этап

конст. этап

форм. этап

Рисунок 1. - Сводная усреднённая динамика результатов констатирующего и контрольного этапов

эксперимента по Истории

Результаты проведённого опытно-экспериментального исследования подтверждают эффективность выявленных педагогических условий формирования познавательной активности школьников на основе применения электронных средств обучения.

Заключение. Таким образом, мы можем сделать следующие выводы. В условиях цифровой трансформации образования проблема изучения когнитивной деятельности школьников сохраняет свою актуальность и занимает одно из центральных мест в современной педагогике.

Организация учебной деятельности Школы В.Ф. Шаталова обеспечивает целостность информационно-образовательной среды за счёт единства педагогических целей и задач, тесного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса с использованием современных цифровых технологий.

Электронный учебно-методический комплекс ЛИДТ (Школы В.Ф. Шаталова) по истории разрабатываются для учеников с любым уровнем познавательной активности (воспроизводящий, интерпретирующий, творческий) и направлен на развитие мотивационного, когнитивного и деятельностного компонентов.

При разработке электронных средств обучения необходимо учитывать закономерности механизма понимания учебного текста, применять схемные и графические способы изложения информации, основанные на идее опорных сигналов и конспектов В.Ф. Шаталова.

Созданная нами структурно-функциональная модель способствует полному пониманию её сущности, механизма и значения в школьном образовании, позволяет реализовать

педагогические условия процесса формирования познавательной активности учеников с использованием электронных средств обучения.

0

0

Литература:

1. Юланова Д.М. Формирование познавательной активности младших школьников на уроках музыки средствами компьютерных технологий: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Юланова Дилара Марсовна. - Уфа, 2010. - 216 с.

2. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань. - 1996. - С. 568.

3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (ред. от 04.02.2020) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnayaobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-3/

4. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 55751-2013 «Информационная компания «Кодекс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1200108264

5. Миллер Дж. Магическое число семь, плюс или минус два. О некоторых пределах нашей способности

перерабатывать информацию / Дж. Миллер // Инженерная психология. - М.: Прогресс, 1964. - С. 192226.

6. Павлов И.П. Окончание разбора гештальт психологии / И.П. Павлов // Оценка трудов Торндайка. Что такое обучение. Генезис понимания мышления обучения / Павловские среды. - М.-Л., 1949. - Т. 2. - С. 579.

7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 2017. - 256 с.

8. Эрдниев П.М. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике / П.М. Эрдниев. -«Просвещение», 1986. - С. 256.

9. Эббингауз Г. Ассоциативная психология / Г. Эббингауз, А. Бэн. - М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. - 544 с.

10. Шаталов В.Ф. Педагогическая адвокатура / В.Ф. Шаталов. - М., 2006. - С. 49-51.

References:

1. Yulanova D.M. Formation of cognitive activity of younger school-children at music lessons by means of computer technology: dis. ... cand. ped. Sciences: 13.00.01 / Yulanova Dilara Marsovna. - Ufa, 2010. - 216 p.

2. Andreev V.I. Pedagogy of creative self-development / V.I. Andreev. - Kazan. - 1996. - P. 568.

3. Approximate basic educational program of basic general education (as amended on February 4, 2020) [Electronic resource]. - Access mode: https://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnayaobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-3/

4. National standard of the Russian Federation GOST R 55751-2013 "Information company" Kodeks "[Electronic resource]. - Access mode: https://docs.cntd.ru/ document/1200108264

5. Miller J. The magic number seven, plus or minus two. About some limits of our ability to process information

/ J. Miller // Engineering psychology. - M.: Progress, 1964. - P. 192-226.

6. Pavlov I.P. The end of the analysis of Gestalt psychology / I.P. Pavlov // Evaluation of the works of Thorndike. What is training. The genesis of understanding the thinking of learning / Pavlovskie sredy. - M.-L., 1949. -T. 2. - P. 579.

7. Selevko G.K. Modern educational technologies: textbook / G.K. Selevko. - M.: National Education, 2017. -256 p.

8. Erdniev P.M. Consolidation of didactic units in teaching mathematics / P.M. Erdniev. - "Enlightenment", 1986. - P. 256.

9. Ebbinghaus G. Associative psychology / G. Ebbinghaus, A. Ben. - M .: LLC "Publishing House ASTLTD", 1998. - 544 p.

10. Shatalov V.F. Pedagogical advocacy / V.F. Shatalov. - M., 2006. - P. 49-51.

5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования

Сведения об авторе:

Слепушкин Виктор Владимирович (г. Москва, Россия), лаборатория инновационных дидактических технологий, руководитель проекта «Электронные средства обучения» Школы В.Ф. Шаталова, vvslepushkin@icloud. com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.