Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ'

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
223
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слепушкин В. В.

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью формирования новых подходов к познавательной активности обучающихся на основе применения электронных средств обучения. В современной педагогической теории и практике рассмотрена и изучена проблема познавательной активности обучающихся. Однако в условиях стремительного развития информационно-коммуникационных технологий данная проблема актуализирует решение вопросов организации учебного процесса в условиях электронного обучения, при этом отводится большая роль развитию познавательной активности обучающихся. Цель статьи - разработка модели формирования познавательной активности обучающихся на основе применения электронных средств обучения. Методы, используемые при проведении исследования: обобщение, анализ и синтез информации. Ведущий метод исследования проблемы подразумевает моделирование на основе личностного и деятельностного подходов. Автором выделены мотивационный, когнитивный и деятельностный компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Слепушкин В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF FORMATION OF STUDENTS’ COGNITIVE ACTIVITY ON THE BASIS OF APPLICATION OF ELECTRONIC LEARNING TOOLS

In modern pedagogical theory and practice, the problem of the cognitive activity of students has been sufficiently considered and studied, however, this problem in the conditions of the information and technical space is still not fully understood. At the same time, there are objective conditions that make it possible to formulate theoretical and methodological positions in determining the model of the formation of students' cognitive activity based on the use of electronic teaching aids. The purpose of the article is to develop a model for the formation of students' cognitive activity based on the use of electronic teaching aids. In the course of the study, the authors studied and analyzed scientific and pedagogical works devoted to the issues of cognitive activity of students based on the use of electronic teaching aids. To substantiate the development of cognitive activity, a modeling method was used, which provides an opportunity to build an analogue image of this process. The theoretical substantiation of modeling the process of formation of the cognitive activity of students on the basis of the use of electronic teaching aids is based on the generally accepted interpretation of the model in science.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ»

ТРИ «М»: МЕТОД — МЕТОДИКА — МЕТОДОЛОГИЯ

УДК 378.1 Б01: 10.24412/2071-6427-2021-2-121-128

Модель формирования познавательной активности обучающихся на основе применения электронных средств обучения

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью формирования новых подходов к познавательной активности обучающихся на основе применения электронных средств обучения. В современной педагогической теории и практике рассмотрена и изучена проблема познавательной активности обучающихся. Однако в условиях стремительного развития информационно-коммуникационных технологий данная проблема актуализирует решение вопросов организации учебного процесса в условиях электронного обучения, при этом отводится большая роль развитию познавательной активности обучающихся. Цель статьи — разработка модели формирования познавательной активности обучающихся на основе применения электронных средств обучения. Методы, используемые при проведении исследования: обобщение, анализ и синтез информации. Ведущий метод исследования проблемы подразумевает моделирование на основе личностного и деятельностного подходов. Автором выделены мотивационный, когнитивный и деятельностный компоненты.

Ключевые слова: модель, познавательная активность, электронные средства обучения, обучающиеся.

В настоящий век бурных экономических, политических и социальных изменений очень важно оптимизировать и сделать более доступным и эффективным образовательный процесс в школе.

В. В. Слепушкин

Преподаватель школы-студии В.Ф. Шаталова, г. Москва

E-mail: vvslepushkin@ mail.ru

Victor V. Slepushkin Lecturer, V.F. Shatalova's school-studio, Moscow

Как цитировать статью: Слепушкин В. В. Модель формирования познавательной активности обучающихся на основе применения электронных средств обучения // Ценности и смыслы. 2021. № 2 (72). С.121-128.

Развитие познавательной активности школьников в системе образования на современном этапе является одной из ведущих проблем [4; 9; 11]. Сущность развития познавательной активности обучающихся рассматривается в работах таких ученых как С. Л. Рубинштейн, Л. И. Божович, И. А. Боброва, С. И. Осипова, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин и др.

Во многих исследованиях познавательная активность рассматривается учеными как мотив умственной деятельности [14]. По мнению Е. С. Полат, познавательная активность проявляется в стремлении к самообразованию, самостоятельному получению знаний, в количестве и качестве изучаемого материала [10]. Е. Б. Ганичева утверждает, что от школьников сегодня требуется эффективное применение полученных знаний в практической деятельности [5]. Автор говорит, что главной целью педагога в школе является сформировать у обучающихся умение работать самостоятельно, мотивировать учеников активно познавать окружающий мир.

Основополагающей идеей моделирования процесса формирования-познавательной активности обучающихся на основе применения электронных средств обученияявляется разработка модели, позволяющей повысить уровень их познавательной активности [6].

При реализации модели мы опирались на методы педагогического моделирования Н. М. Борытко [3], В. И. Загвязинского [7], В. В. Краевского [8] и др. Разработка модели формирования познавательной активности обучающихся на основе применения электронных средств обучени-яотражаетструктурные элементы системы и является целью нашего исследования [2; 12; 13; 15].

Прежде всего, в структуре модели выделяется целевой блок, состоящий из цели и задач, которые ориентируют педагога на стимулирование активной познавательной деятельности обучающихся на основе применения электронных средств обучения, также включает научные подходы и принципы [1].

В рамках модели формирования познавательной активности обучающихся на основе применения электронных средств обучения мы ориентировались на принципы гуманизации, наглядности, сотрудничества.

Принцип гуманизации подчеркивает направленность модели формирования познавательной активности на интересы обучающихсяи предусматривает поиск таких форм и методов обучения, при которых создаются комфортные условия для всестороннего развития личности.

Принцип наглядности развивает у обучающихся представления на основе чувственных восприятий предметов и явлений.

На основе принципа сотрудничества выстраивается общность целей в педагогическом процессе на основе совместной развивающей деятельности педагогов и обучающихся.

Методы, приемы, средства и формы организации процесса обучения включены в содержательный блок, которые осуществляются с помощью реализации определенных педагогических условий.

Реализация модели формирования познавательной активности обучающихся на основе применения электронных средств обучения требует последовательной разработки, обоснования и внедрения в практику целостного комплекса педагогических условий [16].

В ходе настоящего исследования нами были выявлены педагогические условия формирования познавательной активности обучающихся на основе применения электронных средств обучения, оказавшие влияние на реализацию модели:

1. Построение индивидуальной траектории обучения. В ходе проектирования индивидуальной траектории обучения для обучающихся использовалась следующая технология:

— формировалось содержание программы по блокам;

— определялись методы, формы и средства обучения;

— определялись формы промежуточного контроля и диагностики.

Для поиска эффективных методов, приемов и средств решения поставленных задач, условий их применения, требований к результатам решения применялись диспуты, дискуссии, семинары.

2. Разработка учебно-методического комплекса. Результативность индивидуальной траектории обучения обеспечивается следующим педагогическим условием — разработкой учебно-методического комплекса формирования познавательной активности обучающихся на основе применения электронных средств обучения. Учебно-методический комплекс включает в себя систему электронных мультимедийных учебных пособий, содержащих гипертекст и обширный глоссарий со связанными терминами, который позволит организовать сценарий вариативного повторения темы с учетом индивидуальных интересов обучающегося.

3. Создание информационно-образовательной среды по формированию познавательного интереса обучающихся. При помощи информационно-образовательной средыу педагогов появляется возможность

формирования познавательной активности обучающихся: повышение мотивации обучающихся, создание условий для их продуктивной творческой деятельности, применение различных педагогических технологий.

Результативный блок модели включает в себя критерии, показатели и уровни сформированности содержательных компонентов познавательной активности и отражает динамику и эффективность данного процесса, характеризующего достигнутые результаты в соответствии с поставленной целью.

Структура формирования познавательной активности обучающихся на основе применения электронных средств обучения представлена в модели тремя взаимосвязанными компонентами: мотивационным, когнитивным и деятельностным.

Мотивационный компонент обеспечивает формирование общей положительной мотивации познавательной активности, интерес к процессу обучения и профессиональной ориентации, осознание смысла учебной деятельности. Мотивы являются фактором целостного формирования обучающегося и побуждают к учебной деятельности.

Когнитивный компонент отражает качество знаний обучающихся и результат учебно-познавательной деятельности. Данный компонент направлен на формирование знаний материала занятий, основных понятий, понимание информационно-коммуникационных технологий.

Деятельностный компонент способствует формированию практических умений, которые подразумевают владение разнообразными способами познавательной активности, правильность, последовательность и осознанность их выполнения [1].

Одним из важных элементов является диагностирование уровней усвоения обучающимися отдельных компетенций и уровней компетентности в целом.

Графически модель формирования познавательной активности обучающихся на основе применения электронных средств обучения представлена на рисунке 1.

Таким образом, разработка модели позволяет внедрить и совершенствовать процесс формирования познавательной активности обучающихся на основе применения электронных средств обучения на практике.

Социальный заказ: Федеральный государственный _образовательный стандарт_

Цель: формирование познавательной активности обучающихся н применения электронных средств обучения

Подходы: личностный, деятельностный

Принципы: системности, гуманизации, наглядности, сотрудничества

мотивационныи (обеспечивает формирование общей положительной

мотивации познав ательной активности и содержит познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и

навыками коммуникации)

Компоненты

когнитивный (направлен на формирование теоретической составляющей познавательной активности и характеризуется наличием у обучающихся определенных знаний, а также уровнем овладения содержанием предмета)

деятельностный (способствует ф ормированшо практической составляющей познав ательной активности и отличается

наличием у обучающихся способов деятельности и умением применить их в образоват ельном процессе)_

I

I

Методы: исследовательский, активного обучения, объяснительно-пллюстратнвньга

Средства: дидактические материалы, технические, _цифровые образовательные ресурсы_

Формы: уроки, консультации, практические занятия, презентации, _индивидуальные занятия_

мотив ацпоннып

содержательны!!

прашпчесхпп

Показатели

познавательный интерес, мотивы в обучении на основе применения электронных средств обучения объ ем теоретич ескпх знаний, осознанность теоретических знаний, степень самостоятельности воспроизведения теоретических знаний осмысленность выполнения действий, качество выполнения действий, степень самостоятельности выполнения действий

Уровни

Низкий (репродуктивный) Средний (адашивньга) Высокий (системно-моделирующий)

Результат: сформированного, познавательной активности обучающихся на основе _применения электронных средств обучения_

Рис. 1. Модель формирования познавательной активности обучающихся на основепримененияэлектронныхсредств обучения

Литература

1. Аксючиц С. А. Формирование познавательной активности младших школьников в процессе решения проектных задач: дис... канд. пед. наук. Смоленск, 2015. 257 с.

2. Беспалько В. П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1977. 304 с.

3. Борытко Н. М., Моложавенко А. В., Соловцова И. А. Методология психолого-педагогических исследований. М.: Академия, 2008. 320 с.

4. Высшее образование в России: история и современность: коллективная монография / А. Ю. Нагорнова, О. Ю. Муллер и др.. Ульяновск: Зебра. 453 с.

5. Ганичева Е. Б. Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе // Гуманизация образовательного пространства: опыт, проблемы, перспективы. ХШГлушковские чтения: Сб. материалов. Йошкар-Ола, 2014. С. 14.

6. Делимова Ю. О. Моделирование в педагогике и дидактике // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2013. № 3 (19). С. 33-38.

7. ЗагвязинскийВ. И. Методология педагогического исследования [Электронный ресурс]. URL: https: //www.biblio-online.ru /book/metodologiya-pedagogicheskogo-issledovaniya-437925 (дата обращения: 20.12.2020).

8. Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения: дидактика и методика: учебное пособие для вузов. М.: Академия, 2008. 346 с.

9. КрайноваЛ. О. Педагогическое сопровождение становления познавательной самостоятельности учащегося: дис... канд. пед. наук. Оренбург. 2014. 238 с.

10. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. М., 2015. 324с.

11. Осипова С. И. Познавательная активность как объект педагогического анализа // Научно-практический журнал гуманизации образования. 2016. № 2. С. 89-96.

12. Рассказов Ф. Д., Муллер О. Ю. Научно-образовательная кластерная модель как единая система непрерывного инклюзивного пространства // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5. https://www.science-education.ru/ru/ article/view?id=25385.

13. СивашинскаяЕ. Ф., ПунчикВ. Н. Педагогические системы и технологии. Мозырь: Содействие, 2015. 215 с.

14. Слепушкин В. В. Актуальность развития познавательной активности школьников на основе применения электронных средств обучения // Актуальные тенденции и инновации в развитии российской науки: Сборник научных статей. Ч. VII / Научный ред. д. пед. наук Н. А. Шайденко. М.: Издательство «Перо», 2020. С. 44-46.

15. Софронова Н. В., Горохова Р. И. Моделирование педагогических систем. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2011. 260 с.

16. Kosenok S.M., RasskazovF. D., MullerO.Yu.Theimplementation of the Idea of free pedagogy in the Modern Education // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2017. Т. 7. № 7. С. 87-98.

MODEL OF FORMATION OF STUDENTS' COGNITIVE ACTIVITY ON THE BASIS OF APPLICATION OF ELECTRONIC LEARNING TOOLS

In modern pedagogical theory and practice, the problem of the cognitive activity of students has been sufficiently considered and studied, however, this problem in the conditions of the information and technical space is still not

fully understood. At the same time, there are objective conditions that make it possible to formulate theoretical and methodological positions in determining the model of the formation of students' cognitive activity based on the use of electronic teaching aids. The purpose of the article is to develop a model for the formation of students' cognitive activity based on the use of electronic teaching aids. In the course of the study, the authors studied and analyzed scientific and pedagogical works devoted to the issues of cognitive activity of students based on the use of electronic teaching aids. To substantiate the development of cognitive activity, a modeling method was used, which provides an opportunity to build an analogue image of this process. The theoretical substantiation of modeling the process of formation of the cognitive activity of students on the basis of the use of electronic teaching aids is based on the generally accepted interpretation of the model in science.

Keywords: model, cognitive activity, electronic teaching aids, students.

References

• Aksyuchic S. A. Formirovanie poznavatel'noj aktivnosti mladshih shkol'nikov v processe resheniya proektnyh zadach: dis... kand. ped. nauk. Smolensk, 2015. 257 s. [In Rus].

• Bespal'ko V. P. Osnovy teorii pedagogicheskih sistem. Voronezh: Izd-vo Voronezh, un-ta, 1977. 304 s. [In Rus].

• Borytko N. M., Molozhavenko A. V., Solovcova I. A. Metodologiya psihologo-peda-gogicheskih issledovanij. M.: Akademiya, 2008. 320 s. [In Rus].

• Delimova YU. O. Modelirovanie v pedagogikeididaktike // Vestnik SHadrinskogo gosu-darstvennogo pedagogicheskogo instituta. 2013. № 3 (19). S. 33-38. [In Rus].

• Ganicheva E. B. Sovremennye pedagogicheskie tekhnologii kak effektivnoe sred-stvo povysheniya kachestva obrazovaniya v nachal'noj shkole // Gumanizaciya obrazovatel'nogo prostranstva: opyt, problemy, perspektivy. XIII Glushkovskie chteniya: Sb. materialov. Joshkar-Ola, 2014. S.14. [In Rus].

• Kosenok S. M., Rasskazov F. D., Muller O. Yu. The implementation of the Idea of free pedagogy in the Modern Education // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2017. T. 7. № 7. S. 87-98. [In Rus].

• Kraevskij V. V., Hutorskoj A. V. Osnovy obucheniya: didaktika I metodika: uchebnoe po-sobie dlya vuzov. M.: Akademiya, 2008. 346 s. [In Rus].

• Krajnova L. O. Pedagogicheskoe soprovozhdenie stanovleniya poznavatel'noj samostoyatel'nosti uchashchegosya: dis. kand. ped. nauk. Orenburg. 2014. 238 s. [InRus].

• Novye pedagogicheskie i informacionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya / Pod red. E. S. Polat. M., 2015. 324 s. [InRus].

• Osipova S. I. Poznavatel'naya aktivnost' kak ob"ekt pedagogicheskogo analiza // Nauchno-prakticheskij zhurnal gumanizacii obrazovaniya. 2016. № 2. S. 89-96. [In Rus].

• Rasskazov F. D., Muller O.YU. Nauchno-obrazovatel'naya klasternaya model' kak edi-naya sistema nepreryvnogo inklyuzivnogo prostranstva // Sovremennye problem nauki i obrazovaniya. 2016. № 5. https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25385. [In Rus].

• Sivashinskaya E. F., Punchik V. N. Pedagogicheskie sistemy i tekhnologii. Mozyr': Sodejstvie, 2015. 215 s. [In Rus].

• Slepushkin V. V. Aktual'nost' razvitiya poznavatel'noj aktivnosti shkol'nikov na osnove primeneniya elektronnyh sredstv obucheniya // Aktual'nye tendencii I innovacii v raz-vitii rossijskojnauki: Sbornik nauchnyh statej. CH. VII / Nauchnyj red. d. ped. nauk N.A. SHajdenko. M.: Izdatel'stvo «Pero», 2020. S. 44-46. [In Rus].

• Sofronova N. V., Gorohova R. I. Modelirovanie pedagogicheskih sistem.— CHeboksary: CHuvash. gos. ped. un-t, 2011. 260 s. [In Rus].

• Vyssheeobrazovanie v Rossii: istoriya I sovremennost': kollektivnaya monografiya / A.YU. Nagornova, O.YU. Muller idr..Ul'yanovsk: Zebra. 453 s. [In Rus].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Zagvyazinskij V. I. Metodologiya pedagogicheskogo issledovaniya [Elektronnyjresurs]. Rezhim dostupa: https: //www.biblio-online.ru /book/metodologiya-pedagogicheskogo-issledovaniya-437925 (data obrashcheniya: 20.12.2020). [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.