УДК 338.48
педагогические условия формирования
нормативно-правовой культуры у будущих
специалистов сферы социального туризма в вузе физической культуры и спорта
Кандидат педагогических наук, доцент С. А. Кузнецов,
Набережночелнинский филиал Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, г. Набережные Челны.
Контактная информация для переписки: 423807, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, ул. имени Е. Н. Батенчука, 21, [email protected]
в статье на основании проведенного анализа нормативно-правовой литературы, а также изучения ряда научных работ выработаны предложения по качественному усовершенствованию системы подготовки специалистов сферы социального туризма и рекреационной деятельности в России. Дано объяснение понятию «педагогические условия формирования нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма в вузе физической культуры и спорта», и выявлены данные педагогические условия.
Ключевые слова: профессиональная компетентность; профессиональные навыки специалистов сферы социального туризма и рекреационной деятельности; педагогические условия; формирование нормативно-правовой культуры специалистов сферы социального туризма; деловые игры в системе подготовки специалистов; социальный туризм; рекреационная деятельность в России.
Основными педагогическими условиями на формирующем этапе технологического процесса формирования нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма явились:
- актуализация в содержании инвариантных дисциплин подготовки вопросов нормативно-правового регулирования в сфере социального туризма;
- включение в вариативную часть учебных планов подготовки будущих специалистов сферы социального туризма дисциплин «Правовые основы социального туризма», «Нормативно-правовая культура специалистов сферы социального туризма», «Нормативно-правовые
основы организации безбарьерной среды», «Нормы и правила поведения и общения с людьми с ограниченными возможностями здоровья», «Рельефно-точечная система азбуки Брайля», «Жестовая речь»;
- использование в нормативно-правовой подготовке активных и интерактивных форм обучения, моделирующих реальные условия профессиональной деятельности в сфере социального туризма;
- включение студентов в разнообразную социально значимую общественно полезную деятельность, осуществляемую на основе свободного выбора студента как самостоятельно, так и при активном участии других (педагогов и студентов).
Разработка и внедрение в образовательный процесс спецкурса «Нормативно-правовая культура специалистов сферы социального туризма» направлены на обеспечение формирования правового сознания и социально-правовой компетентности на основе ситуационного подхода.
С точки зрения этого подхода выбираются те методы и средства, которые наиболее всего отвечают прак-тикоориентированному обучению.
Нами представлены методы и средства обучения, направленные на воздействие на обучающихся - будущих специалистов сферы социального туризма, для юридических специальностей (однако она может быть использована и в работе с будущими специалистами сферы социального туризма).
Одним из важных видов обучающих технологий в процессе нормативно-правовой подготовки являются деловые игры. Игровые действия определяются целевым аспектом игры. Они могут задаваться по-
разному: сценарием, ведущими игры, нормативными документами или же формируются самими игроками в соответствии с их собственным видением ситуации и поставленными перед ними целями. Ролевые цели предписываются игрокам условиями игры. Цели отдельных участников игры могут отличаться от общей цели группы или коллектива. Необходимо направлять обучающегося на внутреннее принятие требований задания в виде осознанной необходимости решить предлагаемую проблему, снять имеющиеся в ней противоречия, устранить неопределенность и преодолеть возникающие при этом затруднения познавательного порядка. Содержание проблемы, которая имеет место в задаче, делает ее интересной для обучающегося, так как он сталкивается с дефицитом имеющихся у него знаний. Роль мотивации для выполнения учебной работы чрезвычайно велика.
При разработке и проведении деловых игр мы опирались на ряд принципов, обеспечивающих эффективность их применения:
- репрезентативность и достаточность элементов игровой ситуации (составные части или компоненты игры должны достаточно полно представлять имитируемую ситуацию в аспекте, соответствующем целям деловой игры, и содержать информацию, позволяющую понять суть проблемы и принять адекватное решение);
- модульный характер игры (комплекс материалов, служащих одной, имеющей прикладное значение, учебной цели);
- системность использования деловой игры, её включенность в обучающую программу.
При моделировании конкретной ситуации нам приходилось сокращать информацию о ней, выбирать и
Таблица
Методы диагностического исследования сформированности нормативно-правовой культуры
Компоненты Критерии Показатели Методы
Когнитивный Познавательно-гностический Объем, системность нормативно-правовых знаний,устойчивость знаний, готовность к дальнейшему усвоению нормативно-правовых знаний Тестовый опрос
Эмоционально-оценочный Эмотивный Наличие способности испытывать положительные эмоции по поводу позитивных явлений правовой действительности и отрицательные - в связи с негативными, адекватность оценки явлений правовой действительности с точки зрения законности, справедливости, целесообразности Анкетирование (методика Т. А. Фиросовой «Групповая оценка правового сознания»)
Аксиологический Поведенческий Интериоризация нормативных предписаний в сферу личностных ценностей Ранжирование (методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича)
Деятельностный Практический Построение алгоритма операций выполнения конкретных действий в структуре умения, моделирование (планирование) практического выполнения действий, составляющих данное умение, выполнение комплекса действий, составляющих данное умение, самоанализ результатов выполнения действий, составляющих умение в сопоставлении с целью деятельности Наблюдение, экспертная оценка, опрос (авторы Дж. Тапп и Ф. Левин)
Личностный Рефлексивный Способность к эмпатии и доверию, толерантность, культура поведения, отражающая отношение к нормам, ценностям, традициям общества, гражданская ответственность и инициативность Исследование эмпатических особенностей личности по В. В. Бойко, экспресс-диагностика доверия по шкале Розенберга, экспресс-опросник «Индекс толерантности», опросник с вопросами, сформулированными в виде проективных ситуаций и незаконченных предложений
№4 I 2013
53
отображать главным образом лишь существенные для принятия решений факторы и фрагменты действительности.
Применительно к структуре деловой игры обычно выделяют несколько сравнительно простых модулей, каждый из которых представляет собой комплекс элементов, образующих организационное и/или функциональное единство. Мы выделяли:
- организационные модули - модуль участника игры, содержащего информацию, необходимую для игрока, которым может быть целая команда; модуль руководителя игры, характеризующий весь комплекс действий руководителя;
- функциональные модули, имитирующие отдельную автономную функцию или область деятельности;
- этапные модули, характеризующие комплекс задач и действий определенного, относительно завершенного этапа игры.
Модульная структура деловой игры позволяла отрабатывать её отдельные элементы, или фрагменты, в зависимости от целей обучения, интересов участников и темпа усвоения материала каждым обучающимся.
Используемые нами деловые игры опирались на теоретические знания, ясные представления обучающихся о той области деятельности, которую она имитировала, и являлись логическим продолжением учебного процесса, переходящего в практическую поведенческую заключительную стадию.
Общие итоги игры подводились на семинаре, в задачу которого входила не только оценка эффективности игры и действий её участников, но и выработка конкретных рекомендаций по практическому решению организационных проблем.
Важным компонентом содержательного наполнения нормативно-правовой подготовки будущих специалистов сферы социального туризма явилась разработка и внедрение двух спецкурсов «Рельефно-точечная система азбуки Брайля» и «Жестовая речь», которые направлены на освоение студентами норм и правил поведения и общения с людьми с ограниченными возможностями здоровья.
Цель освоения учебной дисциплины «Рельефно-точечная система азбуки Брайля»: на базе теоретико-практических знаний сформировать умения и навыки чтения и письма рельефно-точечной системы азбуки Брайля у будущих специалистов сферы социального туризма.
В соответствии с указанной целью при изучении дисциплины ставятся следующие задачи:
- дать теоретические знания в области истории становления рельефно-точечной системы азбуки Брайля;
- сформировать у студентов представление об этике поведения и общения с людьми с нарушением зрения;
- сформировать у студентов навыки понимания, чтения и письма рельефно-точечной системы азбуки Брайля;
- сформировать у студентов способности использо-
вать полученные знания, умения и навыки в конкретных видах будущей профессиональной деятельности.
Целью освоения учебной дисциплины «Жестовая речь» является практическое владение разговорно-бытовой и специальной лексикой с активным применением жестовой речи как в повседневном, так и в профессиональном общении.
В соответствии с указанной целью при изучении дисциплины ставятся следующие задачи:
- дать теоретические знания в области истории становления жестового языка;
- сформировать у студентов представление об этике поведения и общения с людьми с нарушением слуха;
- сформировать у студентов навыки владения дак-тильной азбукой, а также русской жестовой речью;
- сформировать у студентов способности использовать полученные знания, умения и навыки в конкретных видах будущей профессиональной деятельности.
Для развития личности в целом мы использовали тренинг, направленный на повышение уровня социально-психологической адаптации, расширение коммуникативного опыта, на самопознание, развитие умений и навыков взаимопонимания, сотрудничества, изменение неадекватных мотивов, установок, притязаний, повышение самооценки и приобретение новых форм поведения. Тренинговая работа - это приобретение эмоционального опыта взаимодействия с другими людьми и с самим собой, обучение тем процессам, которые происходят в группе по мере её развития и изменения, способам познания себя и других людей, стратегиям адаптации к изменяющимся условиям, эффективной постановке жизненных целей и их успешному достижению. В общем смысле тренинг есть метод развивающего обучения, связанный с повышением социальной, профессиональной, коммуникативной, личностной адаптивности.
Групповое взаимодействие в сочетании с активными формами обучения (игры, дискуссии, психогимнастика и т. п.) обладает значительно большим воздействием на личность, нежели традиционное обучение в форме лекций и семинаров, т. к. у группы больший потенциал воздействия, чем у отдельного индивида.
Так, на занятиях по темам «Искусство делового общения» и «Психодиагностика» мы предлагаем студентам различные упражнения для развития как общих, так и специфических навыков, необходимых для специалистов сферы социального туризма. Например, упражнения «Презентация», «Презентации группе клиентов» имеют цель развивать умение убедительно говорить на заданную тему, наблюдать и корректировать действия клиентов по презентации турпродукта (туры, экскурсии, гостиницы и т. д.). Упражнение «Демонстрация различных невербальных сигналов и их распознавание» имеет целью обучить студентов правильной демонстрации невербальных средств коммуникации и умению «читать» их в ситуациях делового общения. Упражнение «Развитие эмпатии» учит студентов наблюдать и анализировать собственное и чужое поведе-
ние. Раскрывая тему «Конфликтное взаимодействие», проводится ролевая игра «Конфликт» и игровое упражнение «Деструктивное поведение», где учим анализировать собственное поведение и поведение участников конфликта, ликвидировать возникшие барьеры в общении. Участникам игр предоставляется максимум свободы при условии, что конфликт должен закончиться компромиссом, а лучше - сотрудничеством.
Таким образом, при комплексном использовании современных активных методов обучения, таких как тренинг, семинары, консалтинги, коучинги, - достигается максимальный эффект воздействия на формирование адекватных высоких притязаний, раскрываются скрытые адаптивные возможности студента.
pedagogical conditions in formation of regulatory and legal culture of future specialists in the social tourism field in high educational institutions of physical education and sport
S. Kuznetsov, Assistant Professor, Candidate of Pedagogical Sciences,
The branch of Volga State Academy of Physical Education, Sport and Tourism in Naberezhnye Chelny, Naberezhnye Chelny.
Contact information: 423807, the Republic of Tatarstan, Naberezhnye Chelny city, E. Batenchuka str., 21, kzm [email protected]
On the basis of analysis of regulatory and legal literature as well as the study of scientific works were made some propositions for improving the quality of training of specialists in the field of social tourism and recreational activities in Russia. These propositions and an explanation of the concept - pedagogical conditions of formation of regulatory and legal culture of future specialists in the social tourism field in high educational institutions of physical education and sport are revealed in the article. The pedagogical conditions are also determined.
Key words: professional competence; specialists' professional skills in the field of social tourism and recreational activities; pedagogical conditions; the formation of regulatory and legal culture of specialists in the field of social tourism; business games in the training system for specialists; social tourism; recreational activities in Russia.
№4 l 2013
55