Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования'

Педагогические условия формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ СИСТЕМНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ / КУЛЬТУРА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ЛИЧНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ECHNOLOGY SYSTEMPEDAGOGICAL MODELING / CULTURE OF SELF-DEPENDENT LIVING ACTIVITIES OF PERSONALITY / PEDAGOGICAL MODELING / PEDAGOGICAL METHODOLOGY / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козырева Ольга А.

В статье описываются возможности продуктивного изучения курсов современной педагогики, приводятся индивидуальные задания и технологические карты в структуре оценки качества сформированности компетенций у обучающихся по программам бакалавриата, обучающихся по программам повышения квалификации и подготовки кадров высшей квалификации (аспирантура). Уточненные модели и условия использования педагогического моделирования в структуре изучения курса «Педагогика» в моделях и разделах научного знания определят возможность оптимизации условий развития личности в конструктах формирования и сформированности культуры самостоятельной работы личности. Технология системно-педагогического моделирования в системе непрерывного образования определяет возможность персонификации развития и достижения результатов в индивидуальной и групповой деятельности. Продуктивность решений в модели развития личности, включенной в систему непрерывного образования, определяется качеством сформированности культуры самостоятельной работы личности. Выделенные в различных поликультурных системах типологии сформированности культуры самостоятельной работы личности визуализируют успешность формирования личности в самостоятельном выборе условий и возможностей продуктивного становления и социальной значимости продуктов деятельности и общения. Возможности повышения качества сформированности культуры самостоятельной работы личности определяются через особенности использования технологии системно-педагогического моделирования, гарантирующей персонификацию условий выбора и продуктов деятельности в системном определении особенностей развития личности и специфики продуктивного становления. Качество решения задач развития личности, включенной в систему непрерывного образования, представляет интерес с позиции традиционного и инновационного профессиональнопедагогического знания, что подтверждается в актуализации и визуализации способов и деталей решений опытом отечественного и зарубежного уровней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козырева Ольга А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF SELF-DEPENDENT WORK CULTURE FORMATION IN THE PERSON IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS EDUCATION

The article describes the possibilities of productive study of modern pedagogy courses, individual tasks and routings in the structure of formation of competence in students of undergraduate program, those enrolled in the programs of professional development and training of highly qualified personnel (post-graduate). Refined models and conditions of use of pedagogical modeling the structure of the Pedagogy course in the models and sections of scientific knowledge identify opportunities to optimize the conditions of development of personality constructs in the formation of independent work culture. Technology system-pedagogical modeling of continuous education system determines the possibility of personalization and achievement in individual and group activities. Productivity solutions in the model of personality development, included in the system of continuous education, determine the quality of formation of culture of independent work of the individual. In different multicultural systems typology of formation of culture of independent work of the individual visualize the success of the formation of personality in the independent choice of the conditions and possibilities of becoming productive and social importance of activities and communication products. Opportunities to improve the quality of formation of independent work of the individual are defined through the use of technology of system-pedagogical modeling, guaranteeing conditions of personalization choices and products activities in the system of certain features of the individual and specific productive development. The quality of solutions of personality development problems, included in the system of continuous education, is of interest from the standpoint of traditional and innovative professional and pedagogical knowledge, as evidenced in the actualization and visualization methods and details of making the experience of domestic and foreign levels.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования»

УДК 378.1; 371.3

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ольга А. Козырева1'2 @

1 Новокузнецкий филиал (институт) Кемеровского государственного университета, Россия, 654041, г. Новокузнецк, ул. Циолковского, 23

2 Сибирский государственный индустриальный университет, Россия, 654007, г. Новокузнецк, ул. Кирова, 42 @ [email protected]

Поступила в редакцию 20.02.2017. Принята к печати 15.06.2017.

Ключевые слова: технология системно-педагогического моделирования, культура самостоятельной работы личности, педагогическое моделирование, педагогическая методология, педагогические условия.

Аннотация: В статье описываются возможности продуктивного изучения курсов современной педагогики, приводятся индивидуальные задания и технологические карты в структуре оценки качества сформированности компетенций у обучающихся по программам бакалавриата, обучающихся по программам повышения квалификации и подготовки кадров высшей квалификации (аспирантура). Уточненные модели и условия использования педагогического моделирования в структуре изучения курса «Педагогика» в моделях и разделах научного знания определят возможность оптимизации условий развития личности в конструктах формирования и сформированности культуры самостоятельной работы личности. Технология системно-педагогического моделирования в системе непрерывного образования определяет возможность персонификации развития и достижения результатов в индивидуальной и групповой деятельности. Продуктивность решений в модели развития личности, включенной в систему непрерывного образования, определяется качеством сформированности культуры самостоятельной работы личности. Выделенные в различных поликультурных системах типологии сформированности культуры самостоятельной работы личности визуализируют успешность формирования личности в самостоятельном выборе условий и возможностей продуктивного становления и социальной значимости продуктов деятельности и общения. Возможности повышения качества сформированности культуры самостоятельной работы личности определяются через особенности использования технологии системно-педагогического моделирования, гарантирующей персонификацию условий выбора и продуктов деятельности в системном определении особенностей развития личности и специфики продуктивного становления. Качество решения задач развития личности, включенной в систему непрерывного образования, представляет интерес с позиции традиционного и инновационного профессионально-педагогического знания, что подтверждается в актуализации и визуализации способов и деталей решений опытом отечественного и зарубежного уровней.

Для цитирования: Козырева О. А. Педагогические условия формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 2. С. 17 - 26. Б01: 10.21603/2542-1840-2017-2-17-26.

Теория и практика профессионального образования накопила должный потенциал определения и решения задач развития обучающегося в конструктах традиционного и инновационного знания. Многомерность поиска в решении задач педагогической деятельности [1 - 4] определяет перспективность определения оптимальных возможностей развития личности обучающегося, включенного в систему непрерывного образования.

Качество развития личности и способность к продуктивному решению задач можно определить через конструкты и уровни сформированности культуры самостоятельной работы личности. В качестве подтверждения данному положению могут выступать такие модели и концепции, средства и ресурсы современной педагогики, как учет нормального распределения спо-

собностей и здоровья через использование многоуровневого персонифицированного решения задач развития, определяющих способность к адаптации и мобильности, выявления своевременности решений и надлежащего качества способов решения задач современного образования и развития [5 - 9]; формирование самостоятельности личности через традиционные и инновационные ресурсы современного образования и культуры [2; 10 -17]; обоснование ценности и уникальности продуктов и средств контроля и измерений объективного научно-педагогического знания в модели развития и научного поиска [3; 13; 14; 18 - 21]; оптимизация условий непрерывности образования в системе государственно-региональных учреждений и форм построения экономических и гражданско-правовых отношений, научного

прогнозирования модифицируемых условий сотрудничества и общения [2; 10; 16; 20; 22; 23] и пр.

Определим особенности построения педагогических условий формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования, выделив поэтапно ступень среднего профессионального образования, ступень высшего образования и ступень повышения квалификации. Итак, выделим три ступени, определяющие различными способами возможность и практику формирования культуры самостоятельной работы личности в системном использовании основ научного поиска, педагогического моделирования и педагогического проектирования, основ педагогической методологии и структурно-содержательных компонентов научно-педагогического исследования, а также в иерархии выделенных уровней три модели педагогических условий формирования культуры самостоятельной работы личности, гарантирующих в единстве получение планомерно высоких результатов в профессионально-трудовом становлении и самореализации, определив в конечном счете качество формирования культуры самостоятельной работы по технологии системно-педагогического моделирования.

Рассмотрим возможность продуктивного изучения курса «Педагогика» в системе среднего профессионального образования.

Продуктивное изучение курса «Педагогика» [24] в модели среднего профессионального образования определяется качественным выделением основ адаптивно-

акмепедагогического сопровождения учебного и учебно-тренировочного процессов, гарантирующих персонифицированное включение личности будущего педагога в систему продуктивного выбора основ развития и самоутверждении личности, детерминацию и пролонгацию основ продуктивной социализации и самореализации через спорт и физическую культуру, определяя ситуативные и практико-ориентированные перспективы перехода личности обучающегося в модели социализации и самореализации от спорта к образованию и науке. В структурно-содержательной работе с будущими педагогами по физической культуре преобладает практика педагогической поддержки, определяющей современность, и персонификация перехода от одного уровня сформированное™ культуры самостоятельной работы к другому.

Рассмотрим возможности продуктивного изучения курсов современной педагогики в модели высшего образования, приведем индивидуальнее задания и технологические карты в структуре оценки качества сформированное™ компетенций у обучающихся по программам бакалавриата, обучающихся по программам повышения квалификации и подготовки кадров высшей квалификации (аспирантура).

Курс «Введение в педагогическую деятельность» может определять в своей работе следующую технологическую карту, гарантирующую отслеживание особенностей персонифицированного выбора и качества формирования и сформированное™ культуры самостоятельной работы личности, уровня обученности и усвоения ДЕ.

Кол-во Кол-во Под-

№ п/п Код формируемой компетенции Вид учебной деятельности Результат учебной деятельности Сроки сдачи работы возможных баллов (ш1п/шах) набран ных баллов пись преподавателя

1 2 3 4 5 6 7 8

1 семестр

1 ОК-6, ОПК-1, Посещение лекций Конспекты лекций В течение се- 8/16

ОПК-5, ПК-1 местра

ОК-6, ОПК-1, Подготовка к се- Выступление на В течение се-

2 ОПК-5, ПК-1 минарским занятиям семинаре местра 16/32

ОК-6, ОПК-1, Коллоквиум по Зачет По окончанию

3 ОПК-5, ПК-1 разделу «Введение в педагогику» по коллоквиуму изучения раздела 4/7

ОК-6, ОПК-1, Коллоквиум по Зачет По окончанию

4 ОПК-5, ПК-1 разделу «Педаго- по коллоквиуму изучения раз- 4/7

гическое мастерство» дела

ОК-6, ОПК-1, Коллоквиум по Зачет По окончанию

5 ОПК-5, ПК-1 разделу «Педагогическая этика» по коллоквиуму изучения раздела 4/7

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ФИО студента:_

Наименование дисциплины: Введение в педагогическую деятельность Направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование Направленность (профиль) подготовки: «Физическая культура» Семестр: 1

Количество часов: аудиторная работа - 48 ч., самостоятельная работа - 60 ч. ФИО преподавателя: Козырева Ольга Анатольевна

ОК-6, ОПК-1, Выполнение теста Выполнение тес- По окончанию

6 ОПК-5, ПК-1 по разделу «Вве- товых заданий изучения раз- 5/10

дение в педагогику» по разделам дела

ОК-6, ОПК-1, Выполнение теста Выполнение тес- По окончанию

7 ОПК-5, ПК-1 по разделу «Педа- товых заданий по изучения раз- 5/10

гогическое мастерство» разделам дела

ОК-6, ОПК-1, Выполнение теста Выполнение тес- По окончанию

8 ОПК-5, ПК-1 по разделу «Педагогическая этика» товых заданий по разделам изучения раздела 5/11

Дополнительные баллы

ОК-6, ОПК-1, Участие во вне- Выступление на В течение се-

1 ОПК-5, ПК-1 урочной деятельности конкурсах местра 3/5

ОК-6, ОПК-1, Участие во вне- Выступление на В течение се-

2 ОПК-5, ПК-1 урочной деятельности конференциях местра 3/5

ОК-6, ОПК-1, Участие во вне- Выполнение В течение се-

3 ОПК-5, ПК-1 урочной деятельности олимпиадных заданий местра 3/5

ОК-6, ОПК-1, Участие во вне- Выполнение соци-

4 ОПК-5, ПК-1 урочной деятельности ально значимых проектов 5/10

ОК-6, ОПК-1, Участие во вне- Написание статьи В течение се-

5 ОПК-5, ПК-1 урочной деятель- (единоличное уча- местра 3/10*

ности стие в публикации)

Приложение к технологической карте «Введение в педагогическую деятельность»

Критерии оценивания результатов учебной деятельности:

а) Посещение лекции: посещение лекционных занятий оценивается в 1 балл, при условии наличия конспекта лекции. Пороговый балл - 7. Студент, посетивший менее 7 лекций, получает 0 баллов по этому критерию.

б) Выступление на семинаре:

1 балл - присутствие на семинаре;

2 балла - выступление по теме семинара (ответ полный, развернутый, логически выстроенный).

в) Коллоквиум (ы):

4 балла - наличие активной позиции на занятии, не менее двух дополнений к ответам выступающих;

5 баллов - наличие активной позиции на занятии, один полный ответ и не менее двух дополнений к ответам выступающих;

6 - 7 баллов - наличие активной позиции на занятии, один полный ответ и не менее трех дополнений к ответам выступающих.

д) Выполнение тестовых заданий: оценивается по 10(11)-балльной шкале (100 %). Пороговый балл - 5. Студент, набравший менее 5 баллов, получает 0 баллов по этому критерию.

Критерии оценивания результатов внеурочной деятельности

а) Выступление на конкурсах:

3 балла - участие в конкурсе;

4 балла - выход в финал конкурса;

5 баллов - получение призового места в конкурсе.

б) Выступление на конференциях:

3 балла - заочное участие в конференции;

4 балла - очное участие в конференции (выступление);

5 баллов - получение диплома за выступление на конференции.

в) Выполнение олимпиадных заданий:

3 балла - участие в олимпиаде;

4-5 баллов - получение призового места на

олимпиаде.

г) Выполнение социально значимых проектов:

5 - 6 баллов - разработка социально значимых проектов;

7 - 8 баллов - участие в конкурсе социально значимых проектов;

9-10 баллов - получение призового места в конкурсе социально значимых проектов.

д) Написание статьи (единоличное участие в публикации):

3 балла - написание и публикация статьи во внутривузовских сборниках;

4 балла - написание и публикация статьи в научных журналах;

5 баллов - написание и публикация статьи в научных журналах, индексируемых в РИНЦ;

10 баллов - написание статьи в журнале с им-пакт-фактором РИНЦ > 0.3 (статья в журнале с импакт-фактором по ядру РИНЦ*5). Итог:

до 51 - неудовлетворительно, от 51 до 65 - удовлетворительно, от 66 до 85 - хорошо, от 86 до 100 - отлично.

Возможно другое построение технологической карты по курсу «Введение в педагогическую деятельность», определяющее индивидуальные задания в технологическую карту курса и уменьшение количества и качества решаемых дидактических тестов.

Рассмотрим технологическую карту курса «Практическая педагогика», определив в структуре выполнения все выше перечисленные возможности построения учебного процесса по педагогике.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ФИО студента:_

Наименование дисциплины: Практическая педагогика Направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование Направленность (профиль) подготовки: «Физическая культура» Семестр: 4

Количество часов: аудиторная работа - 54 ч., самостоятельная работа - 66 ч. ФИО преподавателя: Козырева Ольга Анатольевна

№ п/п Код формируемой компетенции Вид учебной деятельности Результат учебной деятельно- Сроки сдачи ра- Кол-во возможных бал- Кол-во набранных баллов Подпись препода-

сти боты лов (шш/шах) вателя

1 2 3 4 5 6 7 8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 семестр

ОПК-4, ПК-1, Посещение лекций Конспекты В течение

1 ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-9 лекций семестра 5/9

ОПК-4, ПК-1, Подготовка к се- Выступление на В течение

2 ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-9 минарским занятиям семинаре семестра 5/9

ОПК-4, ПК-1, Подготовка к лабо- Защита лабора- В течение

3 ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-9 раторным работам торных работ семестра 9/18

ОПК-4, ПК-1, Коллоквиум по Зачет по колло- По окон-

4 ПК-2, ПК-3, ПК- разделу «Педаго- квиуму чанию 3/6

4, ПК-5, ПК-9 гическое проектирование» изучения раздела

ОПК-4, ПК-1, Коллоквиум по Зачет по колло- По окон-

5 ПК-2, ПК-3, ПК- разделу «Педаго- квиуму чанию 3/6

4, ПК-5, ПК-9 гические технологии» изучения раздела

ОПК-4, ПК-1, Коллоквиум по Зачет по колло- По окон-

ПК-2, ПК-3, ПК- разделу «Практи- квиуму чанию

6 4, ПК-5, ПК-9 кум по решению профессиональных задач» изучения раздела 3/6

ОПК-4 Выполнение теста Выполнение По окон-

7 по разделу «Педагогическое проектирование» тестовых заданий по разделам чанию изучения раздела 5/10

ОПК-4 Выполнение теста Выполнение По окон-

8 по разделу «Педагогические технологии» тестовых заданий по разделам чанию изучения раздела 5/10

ОПК-4 Выполнение теста по разделу «Прак- Выполнение тестовых зада- По окончанию

9 тикум по решению профессиональных задач» нии по разделам изучения раздела 5/10

ОПК-4, ПК-1, Индивидуальное Защита задания В течение

10 ПК-2, ПК-3, ПК- задание № 1 («Пе- семестра 4/8

4, ПК-5, ПК-9 дагогическое проектирование»)

11 ОПК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-9 Индивидуальное задание № 2 («Педагогические технологии») Защита задания В течение семестра 4/8

Дополнительные баллы

1 ОПК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-9 Участие во внеурочной деятельности Выступление на конкурсах В течение семестра 3/5

2 ОПК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-9 Участие во внеурочной деятельности Выступление на конференциях В течение семестра 3/5

3 ОПК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-9 Участие во внеурочной деятельности Выполнение олимпиадных заданий В течение семестра 3/5

4 ОПК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-9 Участие во внеурочной деятельности Выполнение социально значимых проектов 5/10*

5 ОПК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-9 Участие во внеурочной деятельности Написание статьи (единоличное участие в публикации) В течение семестра 3/10*

Приложение к технологической карте курса «Практическая педагогика»

Критерии оценивания результатов учебной деятельности

а) Посещение лекции: посещение лекционных занятий оценивается в 1 балл, при условии наличия конспекта лекции. Пороговый балл - 5. Студент, посетивший менее 5 лекций, получает 0 баллов по этому критерию.

б) Выступление на семинаре:

1 балл - выступление по теме семинара (ответ полный, развернутый, логически выстроенный). в) Защита лабораторной работы:

1 балл - защита лабораторной работы на среднем уровне;

2 балла - защита лабораторной работы на высоком уровне.

г) Коллоквиум (ы):

3 балла - наличие активной позиции на занятии, не менее двух дополнений к ответам выступающих;

4 - 5 баллов - наличие активной позиции на занятии, один полный ответ и не менее двух дополнений к ответам выступающих;

6 баллов - наличие активной позиции на занятии, один полный ответ и не менее трех дополнений к ответам выступающих.

д) Выполнение тестовых задании: оценивается по 10-балльной шкале (100 %). Пороговый балл - 6. Студент, набравший менее 6 баллов, получает 0 баллов по этому критерию.

е) Индивидуальное задание: определяется продуктивная задача, которая качественно решается студентом:

4 балла - допустимый уровень решения; 6 балла - стандартный уровень решения; 8 баллов - высокий уровень решения.

Критерии оценивания результатов внеурочной деятельности

а) Выступление на конкурсах: 3 балла - участие в конкурсе;

4 балла - выход в финал конкурса;

5 баллов - получение призового места в конкурсе.

б) Выступление на конференциях:

3 балла - заочное участие в конференции;

4 балла - очное участие в конференции (выступление);

5 баллов - получение диплома за выступление на конференции.

в) Выполнение олимпиадных заданий:

3 балла - участие в олимпиаде;

4-5 баллов - получение призового места на

олимпиаде.

г) Выполнение социально значимых проектов:

5 - 6 баллов - разработка социально значимых проектов;

7 - 8 баллов - участие в конкурсе социально значимых проектов;

9-10 баллов - получение призового места в конкурсе социально значимых проектов.

д) Написание статьи (единоличное участие в публикации):

3 балла - написание и публикация статьи во внутривузовских сборниках;

4 балла - написание и публикация статьи в научных журналах;

5 баллов - написание и публикация статьи в научных журналах, индексируемых в РИНЦ;

10 баллов - написание статьи в журнале с им-пакт-фактором РИНЦ > 0.3 (статья в журнале с импакт-фактором по ядру РИНЦ*5). Итог:

до 51 - неудовлетворительно, от 51 до 65 - удовлетворительно, от 66 до 85 - хорошо, от 86 до 100 - отлично.

Определим технологическую карту курса «Инновационная педагогика» для аспирантов (13.00.08 - Теория и методика профессионального образования).

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ФИО аспиранта:_

Наименование дисциплины: Инновационная педагогика Направление подготовки: 44.06.01 Образование и педагогические науки

Направленность (профиль) подготовки: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования

Семестр: 1

Количество часов: аудиторная работа - 20 ч., самостоятельная работа - 52 ч. ФИО преподавателя: Козырева Ольга Анатольевна

№ п/п Код формируемой компетенции Вид учебной деятельности Результат учебной деятельности Сроки сдачи работы Кол-во возможных баллов (шш/шах) Кол-во набранных баллов Подпись преподавателя

1 2 3 4 5 6 7 8

1 семестр

1 УК-1, ОПК-5, СК-2 Посещение лекций Конспекты лекций В течение семестра 4/8

УК-1, ОПК-5, Подготовка к се- Выступление на В течение

2 СК-2 минарским занятиям семинаре семестра 12/24

УК-1, ОПК-5, Коллоквиум Зачет по колло- По оконча-

3 СК-2 квиуму нию изучения раздела 5/8

УК-1, ОПК-5, Выполнение теста Выполнение По оконча-

4 СК-2 тестовых заданий по разделам нию изучения раздела 5/10

5 УК-1, ОПК-5, Индивидуальное Защита задания В течение 5/10

СК-2 задание № 1 семестра

6 УК-1, ОПК-5, Индивидуальное Защита задания В течение 5/10

СК-2 задание № 2 семестра

7 УК-1, ОПК-5, Индивидуальное Защита задания В течение 5/10

СК-2 задание № 3 семестра

8 УК-1, ОПК-5, Индивидуальное Защита задания В течение 5/10

СК-2 задание № 4 семестра

9 УК-1, ОПК-5, СК-2 Индивидуальное задание № 5 Защита задания В течение семестра 5/10

Дополнительные баллы

1 УК-1, ОПК-5, СК-2 Участие во внеурочной деятель- Выступление на конкурсах В течение семестра 3/5

ности

2 УК-1, ОПК-5, СК-2 Участие во внеурочной деятель- Выступление на конференциях В течение семестра 3/5

ности

3 УК-1, ОПК-5, СК-2 Участие во внеурочной деятель- Выполнение социально зна- 5/10*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ности чимых проектов

Участие во вне- Написание ста- В течение

4 УК-1, ОПК-5, урочной деятель- тьи (единолич- семестра 3/10*

СК-2 ности ное участие в публикации)

Приложение к технологической карте курса «Инновационная педагогика» Критерии оценивания результатов учебной деятельности

а) Посещение лекции: посещение лекционных занятий оценивается в 1 балл, при условии наличия конспек-

та лекции. Пороговый балл - 4. Аспирант, посетивший менее 4 лекций, получает 0 баллов по этому критерию.

б) Выступление на семинаре:

1 балл - выступление по теме семинара (ответ полный, развернутый, логически выстроенный).

в) Коллоквиум(ы):

5 баллов - наличие активной позиции на занятии, не менее двух дополнений к ответам выступающих;

6 - 7 баллов - наличие активной позиции на занятии, один полный ответ и не менее двух дополнений к ответам выступающих;

8 баллов - наличие активной позиции на занятии, один полный ответ и не менее трех дополнений к ответам выступающих.

г) Выполнение тестовых задании: оценивается по 10-балльной шкале (100 %). Пороговый балл - 6. Студент, набравший менее 6 баллов, получает 0 баллов по этому критерию.

д) Индивидуальное задание: определяется продуктивная задача, которая качественно решается студентом:

5 баллов - допустимый уровень решения;

6 - 8 баллов - стандартный уровень решения;

9 - 10 баллов - высокий уровень решения. Критерии оценивания результатов внеурочной

деятельности

а) Выступление на конкурсах:

3 балла - участие в конкурсе;

4 балла - выход в финал конкурса;

5 баллов - получение призового места в конкурсе.

б) Выступление на конференциях:

3 балла - заочное участие в конференции;

4 балла - очное участие в конференции (выступление);

5 баллов - получение диплома за выступление на конференции.

в) Выполнение олимпиадных заданий:

3 балла - участие в олимпиаде;

4 - 5 баллов - получение призового места на олимпиаде.

г) Выполнение социально значимых проектов:

5 - 6 баллов - разработка социально значимых проектов;

7 - 8 баллов - участие в конкурсе социально значимых проектов;

9 - 10 баллов - получение призового места в конкурсе социально значимых проектов.

д) Написание статьи (единоличное участие в публикации):

3 - 4 балла - написание и публикация статьи в научном журнале;

5 баллов - написание и публикация статьи в научных журналах, индексируемых в РИНЦ;

10 баллов - написание статьи в журнале с им-пакт-фактором РИНЦ > 0.3 (статья в журнале с импакт-фактором по ядру РИНЦ*5).

Итог:

до 51 - неудовлетворительно, от 51 до 65 - удовлетворительно, от 66 до 85 - хорошо, от 86 до 100 - отлично.

Уточненные модели и условия использования педагогического моделирования в структуре изучения курса «Педагогика» в моделях и разделах научного знания определят возможность оптимизации условий развития личности в конструктах формирования и сформированности культуры самостоятельной работы личности.

Технология системно-педагогического моделирования в системе непрерывного образования определяет возможность персонификации развития и достижения результатов в индивидуальной и групповой деятельности.

Продуктивность решений в модели развития личности, включенной в систему непрерывного образования, определяется качеством сформированности культуры самостоятельной работы личности. Выделенные в различных поликультурных системах типологии сформированности культуры самостоятельной работы личности визуализируют успешность формирования личности в самостоятельном выборе условий и возможностей продуктивного становления и социальной значимости продуктов деятельности и общения.

Возможности повышения качества сформированности культуры самостоятельной работы личности определяются через особенности использования технологии системно-педагогического моделирования, гарантирующей персонификацию условий выбора и продуктов деятельности в системном определении особенностей развития личности и специфики продуктивного становления.

Качество решения задач развития личности, включенной в систему непрерывного образования, представляет интерес с позиции традиционного и инновационного профессионально-педагогического знания, что подтверждается в актуализации и визуализации способов и деталей решений опытом отечественного и зарубежного уровней.

Возможность включения в изучение программ повышения квалификации технологических карт определит объективность формирования компетенций и оценки качества решения поставленных задач.

Выделим три группы педагогических условий, гарантирующих оптимальное формирование культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования (каждый последующий уровень дополняет предыдущий):

Система среднего профессионального образования:

• востребованность продуктов развития и становления личности в модели профессионально-трудовых отношений;

• стимуляция перехода от одного уровня сформированности культуры самостоятельной работы к другому, более качественному и мобильному;

• участие в конкурсах и проектах, грантах и соревнованиях;

• включенность личности в систему непрерывного образования.

Система высшего образования и подготовки кадров высшей квалификации (аспирантура):

• участие в научной и научно-педагогической работе (научные статьи, патенты, учебные пособия и пр.);

• формирование коллектива единомышленников по теории и практике решения задач развития обучающегося;

• индекс Хирша (РИНЦ) > 1;

• достижение продуктивного уровня сформированности культуры самостоятельной работы.

Система повышения квалификации:

• персонифицированная позиция решения задач развития личности обучающегося, включенного в систему непрерывного образования;

• наличие авторских трудов;

• индекс Хирша (РИНЦ) > 2.

Выделенные конструкты педагогического проектирования могут позволить уточнить и системно оптимизировать качество и особенности формирования культу-

ры самостоятельной работы личности обучающегося, включенного в систему непрерывного образования как гаранта стабильности и состоятельности развития.

Литература

1. Поздеева С. И. Педагогическая деятельность как предмет психолого-педагогических исследований и публикаций // Научно-педагогическое обозрение. 2014. № 4(6). С. 93 - 100.

2. Прозументова Г. Н., МалковаИ. Ю. Проектирование в высшей школе: содержание образовательного результата // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2007. № 7. С. 13 - 17.

3. Прозументова Г. Н., Сорокова Л. А. Анализ и оценка студентами классического университета результатов преподавания курса «Педагогика» // Научно-педагогическое обозрение. 2015. № 4(10). С. 30 - 39.

4. Руднева Т. И. Педагогическая деятельность в современном социальном контексте // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2015. № 7(129). С. 191 - 195.

5. Куриленко Л. В., Стрельникова В. Н. Сущность профессиональной деятельности специалистов социальной работы на современном этапе развития общества // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2014. № 9(120). С. 213 - 216.

6. Люрья Н. А. Формирование профессиональных качеств педагога в системе образования вуза // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 13. С. 151 - 155.

7. Меркулова Л. П., Краснощёкова Г. А. Адаптивная составляющая профессиональной мобильности // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2015. № 7(129). С. 186 - 190.

8. Поздеева С. И. Проблемы реализации образовательной деятельности в подготовке и повышении квалификации современного педагога // Научно-педагогическое обозрение. 2014. № 3(5). С. 64 - 69.

9. Скрипко 3. А. Непрерывное развитие профессиональной компетентности преподавателя // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2015. № 2. С. 41 - 43.

10. Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2(18). С. 153 - 156.

11. Обухов В. В., Войтеховская М. П., Осипова И. В. Современные вариативные модели персонифицированного и индивидуализированного повышения квалификации работников образования, ориентированных на новые модели аттестации // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 13(141). С. 93 - 98.

12. Обухов В. В., Войтеховская М. П., СартаковаЕ. Е. Модели персонифицированного и индивидуализированного повышения квалификации работников образования: постановка задач исследования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 13(141). С. 76 - 81.

13. Обухов В. В., СартаковаЕ. Е., МатюкевичГ. П. Теоретические аспекты формирования вариативных моделей повышения квалификации работников образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 13(141). С. 115 - 119.

14. Осетрин К. Е., Пьяных Е. Г. Информационные технологии в организации самостоятельной работы студентов // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 13. С. 210 - 213.

15. Осетрин К. Е., Пьяных Е. Г. Методические особенности повышения квалификации учителей в области информационно-коммуникационных технологий на базе свободного программного обеспечения // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 9. С. 41 - 43.

16. Руднева Т. И., СтрекаловаН. Б. Социологическое сопровождение процесса организации самостоятельной работы студентов в условиях информатизации вузов // Социология образования. 2014. № 8. С. 4 - 13.

17. Скрипко 3. А. Организация самостоятельной работы учащихся, получающих профессии социально-гуманитарной направленности в начальном профессиональном образовании // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. № 12. С. 178 - 182.

18. Беляева Л. А., Коллегов А. К. Организация научно-исследовательской работы студентов в области психологии и педагогики // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. № 6(147). С. 29 - 33.

19. Козырев Н. А., Козырева О. А. Специфика и возможности педагогического моделирования в процессе использования технологии системно-педагогического моделирования в вузе // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12(56). С. 1110 - 1114.

20. Коновалов С. В., Козырева О. А. Педагогическое моделирование в конструктах современного образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2017. № 1(178). С. 58 - 63.

21. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с.

22. Козырева О. А., Козырев Н. А. Некоторые возможности определения понятий «педагогическое проектирование» и «педагогическое моделирование» в структуре подготовки педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8(48). С. 43 - 52.

23. Козырева О. А., Козырев Н. А. Педагогика непрерывного профессионального образования как модель современной культуры // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12(52). С. 87 - 93.

24. Судьина Л. Н., Козырева О. А. Педагогическая поддержка будущего педагога в адаптивном обучении как ресурс социализации и самореализации личности // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 1(21). С. 152 - 156.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF SELF-DEPENDENT WORK CULTURE FORMATION IN THE PERSON IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS EDUCATION

Olga A. Kozyreva1'2' @

1 Kemerovo State University (Novokuznetsk branch), 23, Tsiolkovsky St., Novokuznetsk, Russia, 654041

2 The Siberian State Industrial University, 42, Kirov St., Novokuznetsk, Russia, 654007 @ [email protected]

Abstract: The article describes the possibilities of productive study of modern pedagogy courses, individual tasks and routings in the structure of formation of competence in students of undergraduate program, those enrolled in the programs of professional development and training of highly qualified personnel (post-graduate). Refined models and conditions of use of pedagogical modeling the structure of the Pedagogy course in the models and sections of scientific knowledge identify opportunities to optimize the conditions of development of personality constructs in the formation of independent work culture. Technology system-pedagogical modeling of continuous education system determines the possibility of personalization and achievement in individual and group activities. Productivity solutions in the model of personality development, included in the system of continuous education, determine the quality of formation of culture of independent work of the individual. In different multicultural systems typology of formation of culture of independent work of the individual visualize the success of the formation of personality in the independent choice of the conditions and possibilities of becoming productive and social importance of activities and communication products. Opportunities to improve the quality of formation of independent work of the individual are defined through the use of technology of system-pedagogical modeling, guaranteeing conditions of personalization choices and products activities in the system of certain features of the individual and specific productive development. The quality of solutions of personality development problems, included in the system of continuous education, is of interest from the standpoint of traditional and innovative professional and pedagogical knowledge, as evidenced in the actualization and visualization methods and details of making the experience of domestic and foreign levels.

For citation: Kozyreva O. A. Pedagogicheskie usloviia formirovaniia kul'tury samostoiatel'noi raboty lichnosti v sisteme nepreryvnogo obrazovaniia [Pedagogical Conditions of Self-Dependent Work Culture Formation in the Person in the System of Continuous Education]. Bulletin of Kemerovo State University. Series: Humanities and Social Sciences, no. 2 (2017): 17 - 26. (In Russ.) DOI: 10.21603/2542-1840-2017-2-17-26.

References

1. Pozdeeva S. I. Pedagogicheskaia deiatel'nost' kak predmet psikhologo-pedagogicheskikh issledovanii i publikatsii [Educational activity as an object of psychological and educational research and publications]. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie = Pedagogical Review, no. 4(6) (2014): 93 - 100.

2. Prozumentova G. N., Malkova I. Ju. Proektirovanie v vysshei shkole: soderzhanie obrazovatel'nogo rezul'tata [Design in high school: the content of learning outcomes]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universite-ta = Tomsk State Pedagogical University Bulletin, no. 7 (2007): 13 - 17.

3. Prozumentova G. N., Sorokova L. A. Analiz i otsenka studentami klassicheskogo universiteta rezul'tatov prepoda-vaniia kursa «Pedagogika» [Analysis and evaluation of the results of students of classical university teaching the course "Pedagogy"]. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie = Pedagogical Review, no. 4(10) (2015): 30 - 39.

4. Rudneva T. I. Pedagogicheskaia deiatel'nost' v sovremennom sotsial'nom kontekste [Educational activity in the contemporary social context]. Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriia, pedagogika, filologiia = Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology, no. 7(129) (2015): 191 - 195.

5. Kurilenko L. V., Strel'nikova V. N. Sushchnost' professional'noi deiatel'nosti spetsialistov sotsial'noi raboty na sovremennom etape razvitiia obshchestva [The essence of the professional activities of social work at the present stage of development of society]. Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriia, pedagogika, filologiia = Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology, no. 9(120) (2014): 213 - 216.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Lyurya N. A. Formirovanie professional'nykh kachestv pedagoga v sisteme obrazovaniia vuza [Formation of professional qualities of the teacher in the high school education system]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogi-cheskogo universiteta = Tomsk State Pedagogical University Bulletin, no. 13 (2011): 151 - 155.

Received 20.02.2017. Accepted 15.06.2017.

Keywords: Technology system-pedagogical modeling; culture of self-dependent living activities of personality; pedagogical modeling; pedagogical methodology, pedagogical conditions.

7. Merkulova L. P., Krasnoshchekova G. A. Adaptivnaia sostavliaiushchaia professional'noi mobil'nosti [The adaptive component of professional mobility]. Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriia, pedagogika, filologiia = Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology, no. 7(129) (2015): 186 - 190.

8. Pozdeeva S. I. Problemy realizatsii obrazovatel'noi deiatel'nosti v podgotovke i povyshenii kvalifikatsii sovremen-nogo pedagoga [Problems of realization of educational activities in the training and upgrading of the modern teacher]. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie = Pedagogical Review, no. 3(5) (2014): 64 - 69.

9. Skripko Z. A. Nepreryvnoe razvitie professional'noi kompetentnosti prepodavatelia [Continuous development of professional competence of the teacher]. Sovremennoe obrazovanie: soderzhanie, tekhnologii, kachestvo = Modern education: content, technology, quality, no. 2 (2015): 41 - 43.

10. Konovalov S. V., Kozyreva O. A. Organizatsiia produktivnoi samostoiatel'noi raboty studentov kak sotsial'no-professional'naia problema [Organization of productive independent work of students as a social and professional problem]. Pro-fessional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom = Professional education in Russia and abroad, no. 2(18) (2015): 153 - 156.

11. Obuhov V. V., Voytekhovskaya M. P., Osipova I. V. Sovremennye variativnye modeli personifitsirovannogo i indi-vidualizirovannogo povysheniia kvalifikatsii rabotnikov obrazovaniia, orientirovannykh na novye modeli attestatsii [Modern optional models of individualized and personalized training of educators focused on the new certification model]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Tomsk State Pedagogical University Bulletin, no. 13(141) (2013): 93 - 98.

12. Obuhov V. V., Voytekhovskaya M. P., Sartakova E. E. Modeli personifitsirovannogo i individualizirovannogo po-vysheniia kvalifikatsii rabotnikov obrazovaniia: postanovka zadach issledovaniia [Models personalized and individualized training of educators: statement of research problems]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universite-ta = Tomsk State Pedagogical University Bulletin, no. 13(141) (2013): 76 - 81.

13. Obuhov V. V., Sartakova E. E., Matyukevich G. P. Teoreticheskie aspekty formirovaniia variativnykh modelei po-vysheniia kvalifikatsii rabotnikov obrazovaniia [Theoretical aspects of the formation of alternative models Teacher Training]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Tomsk State Pedagogical University Bulletin, no. 13(141) (2013): 115 - 119.

14. Osetrin K. E., Pyanyh E. G. Informatsionnye tekhnologii v organizatsii samostoiatel'noi raboty studentov [Information technology in the organization of independent work of students]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Tomsk State Pedagogical University Bulletin, no. 13 (2011): 210 - 213.

15. Osetrin K. E., Pyanyh E. G. Metodicheskie osobennosti povysheniia kvalifikatsii uchitelei v oblasti informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologii na baze svobodnogo programmnogo obespecheniia [Methodical features of teacher training in the field of information and communication technologies based on free software]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Tomsk State Pedagogical University Bulletin, no. 9 (2009): 41 - 43.

16. Rudneva T. I., Strekalova N. B. Sotsiologicheskoe soprovozhdenie protsessa organizatsii samostoiatel'noi raboty studen-tov v usloviiakh informatizatsii vuzov [Sociological support the process of organization of independent work of students in the conditions of informatization of universities]. Sociologiia obrazovaniia = Sociology of Education, no. 8 (2014): 4 - 13.

17. Skripko Z. A. Organizatsiia samostoiatel'noi raboty uchashchikhsia, poluchaiushchikh professii sotsial'no-gumanitarnoi napravlennosti v nachal'nom professional'nom obrazovanii [Organization of independent work of students receiving the profession of social and humanitarian orientation in initial vocational training]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Tomsk State Pedagogical University Bulletin, no. 12 (2010): 178 - 182.

18. Belyaeva L. A., Collegov A. K. Organizatsiia nauchno-issledovatel'skoi raboty studentov v oblasti psikhologii i pe-dagogiki [The organization of research work of students in the field of psychology and pedagogy]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Tomsk State Pedagogical University Bulletin, no. 6(147) (2014): 29 - 33.

19. Kozyrev N. A., Kozyreva O. A. Spetsifika i vozmozhnosti pedagogicheskogo modelirovaniia v protsesse ispol'zo-vaniia tekhnologii sistemno-pedagogicheskogo modelirovaniia v vuze [The specificity and the possibility of teaching simulation in the use of technology in system-pedagogical university modeling]. Sovremennye nauchnye issledovaniia i innovat-sii = Modern scientific research and innovation, no. 12(56) (2015): 1110 - 1114.

20. Konovalov S. V., Kozyreva O. A. Pedagogicheskoe modelirovanie v konstruktakh sovremennogo obrazovaniia [Pedagogical modeling constructs in contemporary education]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Tomsk State Pedagogical University Bulletin, no. 1(178) (2017): 58 - 63.

21. Svinarenko V. G., Kozyreva O. A. Nauchnoe issledovanie po pedagogike v strukture vuzovskogo i dopolnitel'nogo obrazovaniia [Scientific research on pedagogy in the structure of higher and further education]. Moscow: NIIaU MIFI, 2014, 92.

22. Kozyreva O. A., Kozyrev N. A. Nekotorye vozmozhnosti opredeleniia poniatii «pedagogicheskoe proektirovanie» i «pedagogicheskoe modelirovanie» v strukture podgotovki pedagogov [Some possible definitions of "instructional design" and "pedagogical modeling" in teacher training structure]. Gumanitarnye nauchnye issledovaniia = Humanities research, no. 8(48) (2015): 43 - 52.

23. Kozyreva O. A., Kozyrev N. A. Pedagogika nepreiyvnogo professional'nogo obrazovaniia kak model' sovremennoi kul'tury [Pedagogy of continuing professional education as a model of modern culture]. Gumanitarnye nauchnye issledovaniia = Humanities research, no. 12(52) (2015): 87 - 93.

24. Sud'ina L. N., Kozyreva O. A. Pedagogicheskaia podderzhka budushchego pedagoga v adaptivnom obuchenii kak resurs sotsializatsii i samorealizatsii lichnosti [Pedagogical support of the future teacher in the adaptive learning as a resource of socialization and personal fulfillment]. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom = Professional education in Russia and abroad, no. 1(21) (2016): 152 - 156.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.