УДК 37.015.3
Тюрикова Светлана Анатольевна
соискатель кафедры педагогики и яковлевоведения Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, учитель английского языка Нижнесортымской средней общеобразовательной школы, ХМАО
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ 5-7-Х КЛАССОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Tyurikova Svetlana Anatolyevna
PhD student, Education Science and Yakovlev Studies Subdepartment, Chuvash State Teachers’ Training University, English Language Teacher, Secondary school, Khanty-Mansi Autonomous Area
EDUCATIONAL CONDITIONS OF UNIVERSAL COMMUNICATIVE EDUCATIONAL ACTIONS’ FORMATION OF 5TH-7TH GRADE PUPILS DURING FOREIGN LANGUAGE LEARNING
Аннотация:
В статье рассматриваются педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся 5-7-х классов при обучении иностранному языку. Подростковый возраст считается наиболее благоприятным периодом для развития коммуникативной компетентности, так как общение становится ведущей деятельностью. Результаты исследования позволили сделать следующий вывод, что при применении предложенных педагогических условий формирование коммуникативных универсальных учебных действий происходит наиболее полноценно.
Ключевые слова:
жизненный опыт, иноязычная коммуникативная компетенция, рефлексия, коммуникативные универсальные учебные действия, коммуникативные действия, проблемно-диалогическая технология, технология коммуникативного подхода, Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, формирование.
Summary:
The article considers educational conditions of universal communicative educational actions’ formation of 5!th-7th grade pupils during foreign language learning. The teen age is considered to be the optimum period for development of communicative competence, since communication becomes the leading activity. The research results show that application of the suggested educational conditions makes the development of universal communicative educational actions more efficient.
Keywords:
life experience, foreign-language communicative competence, reflection, universal communicative educational actions, communicative actions, problem and dialogical technology, technology of communicative approach, Federal state educational standard of the second generation, formation.
В свете происходящих изменений в обществе требуются личности, которые способны к саморазвитию и самосовершенствованию, креативно и творчески мыслить, активно познавать мир, конструктивно вести диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать, использовать в течение жизни знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах деятельности. Одна из приоритетных задач Федерального государственного стандарта второго поколения - воспитание инициативного и компетентного гражданина России. Развитие личности обеспечивается через формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих учащихся умению учиться [1].
Обучение иностранному языку является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе современного образования, так как имеет огромное значение в жизни нашего общества. Основная цель изучения иностранных языков в школе - формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Иноязычная коммуникативная компетенция предусматривает развитие коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме [2]. Благоприятным периодом для развития коммуникативных способностей, общения и сотрудничества между учащимися является обучение в 5-7-х классах, так как общение выходит на уровень ведущей деятельности подростков. Развитие коммуникативной деятельности приводит к формированию коммуникативной компетенции.
В нашем исследовании мы предполагаем, что формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся 5-7-х классов при обучении иностранному языку будет более эффективным при использовании в учебно-воспитательном процессе педагогических условий, представленных на рисунке 1.
первое условие
организация совместной деятельности на уроках, применяя современные педагогические технологи и (технологию коммуникэти&ного подхода), с целью обучения строить на основе продуктивного взаимодействия и сотрудничества
второе условие
опора на жизненный опыт учащихся, позволяющий вводить в процессе обучения реально проживаемые ситуации, предающие знаниям и умениям личностный смысл
третье условие
обеспечение рефлексии учащихся их действий в коммуникации с другими людьми, осознание ими связи между умениями коммуникации и успешностью действий
Рисунок 1- Педагогические условия формирования коммуникативных универсальных
учебных действий
Рассмотрим каждое условие подробно. Первое условие: формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся требует активного введения различных форм сотрудничества как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Вследствие того факта, что только при использовании технологии коммуникативного подхода, цель которого состоит в том, чтобы научить свободно ориентироваться в иноязычной среде и уметь адекватно реагировать в различных ситуациях, мы рассматриваем в своей работе именно этот подход.
Коммуникативный подход мотивирован: его цель состоит в том, чтобы заинтересовать обучаемых в изучении иностранного языка по средствам накопления и расширения их знаний и опыта. Обучаемые должны быть готовы использовать язык для реальной коммуникации вне занятий, например во время посещения страны изучаемого языка, во время приема иностранных гостей дома, при переписке, при обмене аудио- и видеокассетами, результатами заданий и т. п. со школами и друзьями в стране изучаемого языка. Этот подход интересен учащимся путем сосредоточения на интересующих их темах и представления им возможности выбора текстов и заданий для достижения целей программы. При применении таких методов, как кейс-метод, проектно-исследовательские технологии, проблемно-диалогические технологии, коммуникативная способность подростков развивается через их вовлечение в решение широкого круга значимых, реалистичных, имеющих смысл и достижимых задач, успешное завершение которых доставляет удовлетворение и повышает их уверенность в себе. Таким образом, главное отличие коммуникативного подхода от традиционных заключается в том, что он перемещает внимание с правил грамматики и теории перевода на более широкую - коммуникативную функцию языка.
Второе педагогическое условие: анализ полученных экспериментальных данных позволил отметить, что чем более приближены задания к реальной практике, тем успешнее результаты деятельности учащихся. Работа учащихся, связанная с выявлением жизненно-практического значения знаний, как важный аспект практической направленности обучения, способствует искоренению абстрактности и схематизма, имеющих место в учебном процессе. По определению А.С. Белкина, жизненный опыт - это информация, которая отложилась в резервах долговременной памяти и находится в состоянии постоянной готовности к актуализации (воспроизведению) в адекватных ситуациях [3]. Он необходим, чтобы сделать обучение не искусственно создаваемой, а реально проживаемой ситуацией, в ходе которой создаются благоприятные условия для успешного сотрудничества учителя и учащихся. Для использования жизненной информации в образовательных целях необходимо соблюдение определенных требований:
- воспитание ценностного отношения к научному знанию - восприятие знания как лич-ностно значимого, т. е. прочувствованного ими, испытанного на практике, составляющего их жизненный опыт;
- учащиеся равноправные участники обучения. Они выполняют роль не только ретранслятора, но и коммуникатора, т. е. носителя знания, когда учитель оказывается в положении реципиента;
- актуализация, обогащение жизненного опыта учащихся.
Задания с опорой на жизненный опыт учащихся начинаются со слов: «Вспомните и составьте...», «Воссоздайте в памяти ранее увиденную ситуацию и ...», «Используя свой опыт.», «Что бы вы сделали.», «Вы часто.».
Педагогам необходимо помнить о том, что любая форма актуализации жизненного опыта учащихся должна сопровождаться рефлексией. Поэтому следующим важным педагогическим условием, влияющим на формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся, является обеспечение рефлексии учащихся их действий в коммуникации с другими людьми. Общение и сотрудничество, организованное на уроке и во внеурочной деятельности, используя технологию коммуникативного подхода, вместе с формированием у учащихся привычки к систематическому развернутому словесному разъяснению совершаемых действий способствует возникновению и развитию рефлексии. В широком практическом смысле рефлексия рассматривается как способность человека к самоанализу, осмыслению и переосмыслению своих предметно-социальных отношений с окружающим миром и представляет собой необходимую составную часть развитого интеллекта.
Выделяются три основных сферы существования рефлексии [4; 5]. Во-первых, это сфера коммуникации и кооперации, где рефлексия является механизмом выхода в позицию «над» и позицию «вне», - позиции, обеспечивающие координацию действий и организацию взаимопонимания партнеров.
Во-вторых, это сфера мыслительных процессов, направленных на решение задач: рефлексия нужна для осознания субъектом совершаемых действий и выделения их оснований.
В-третьих, это сфера самосознания, нуждающаяся в рефлексии при самоопределении внутренних ориентиров Я и не-Я [6].
Таким образом, в условиях совместной учебной деятельности коммуникативные универсальные учебные действия формируются наиболее полноценно; рефлексивное развитие детей интенсифицируется не только в интеллектуальной, но и в личностной сфере; развивается способность ребенка строить свои действия с учетом позиции партнеров, а также инициировать совместные действия со взрослыми и сверстниками.
Ссылки:
1. Фундаментальное ядро содержания общего образования. М., 2009. 48 с. (Стандарты второго поколения).
2. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. М., 2010. 31 с.
3. Белкин А.С., Жукова Н.К. Витагенное образование: многомерно-голографический подход: технология XXI века. Екатеринбург, 2001.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991. 479 с.
5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
6. Там же.