Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования коммуникативной культуры у студентов режиссерских специальностей вуза во внеучебной деятельности'

Педагогические условия формирования коммуникативной культуры у студентов режиссерских специальностей вуза во внеучебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / РЕЖИССЕР ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПРАЗДНИКОВ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / COMMUNICATIVE CULTURE / THE DIRECTOR OF MASS SHOWS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жук Ирина Васильевна

В статье затрагивается важная для современной социально-культурной практики проблема коммуникативной культуры режиссеров театрализованных представлений и праздников. Подчеркивается необходимость реализации педагогических условий эффективного формирования коммуникативной культуры у студентов - будущих режиссеров во внеучебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMING OF CULTURE OF COMMUNICATIVE ACTIVITY AMONG THE STUDENTS OF DIRECTING SPECIALTIES OF HIGH SCHOOL IN EXTRACURRICULAR ACTIVITY

In article it is mentioned important for modern socially cultural practice a problem of a communicative culture of directors of the mass shows. The article addresses the problem of communicative culture of directors of theatrical performances and festivals, which is very important for contemporary socio-cultural practice. The author stresses the need to implement the pedagogical conditions for effective formation of communicative culture among the students, future directors, in their extracurricular activity.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования коммуникативной культуры у студентов режиссерских специальностей вуза во внеучебной деятельности»

И. В. Жук

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ РЕЖИССЕРСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗА

ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье затрагивается важная для современной социально-культурной практики проблема коммуникативной культуры режиссеров театрализованных представлений и праздников. Подчеркивается необходимость реализации педагогических условий эффективного формирования коммуникативной культуры у студентов - будущих режиссеров во внеучеб-ной деятельности.

Ключевые слова: педагогические условия, коммуникативная культура, режиссер театрализованных представлений и праздников.

In article it is mentioned important for modern socially cultural practice a problem of a communicative culture of directors of the mass shows. The article addresses the problem of communicative culture of directors of theatrical performances and festivals, which is very important for contemporary socio-cultural practice. The author stresses the need to implement the pedagogical conditions for effective formation of communicative culture among the students, future directors, in their extracurricular activity.

Key words: pedagogical conditions, communicative culture, the director of mass shows.

Коммуникативная культура студентов режиссерских специальностей вуза во внеучебной деятельности недостаточно рассмотрена учеными и практиками. Педагогический процесс и внеучебная деятельность студентов осуществляются при наличии определенных условий. Цель нашего исследования определить совокупность педагогических условий формирования коммуникативной культуры у студентов - будущих режиссеров. В современных педагогических исследованиях это понятие используется для характеристики целостного педагогического процесса, отдельных его сторон и составляющих частей. Под педагогическими условиями понимаются обстоятельства, от которых зависит развитие человека, обстановка, в которой происходит это развитие. «Условия - это те составные части или характеристики среды, в которой развивается учащийся» [6, с. 84]. М. Е. Дуранов дает следующее определение: «Педагогические условия - это среда, обстоятельства, в которых реализуются педагогические факторы» [2, с. 70]. «Педагогические условия - это сопутствующие фактору педагогические обстоятельства, которые способствуют проявлению педагогических закономерностей, обусловленных действием факторов», - отмечает Н. Ю. Посталюк [7, с. 93].

Педагогические условия формирования культуры коммуникативной деятельности студентов режиссерских специальностей, по нашему мнению, являются совокупностью педагогических мер в процессе общепрофессиональной подготовки, обеспечивающих повышение коммуникативной культуры обучающихся. Эти условия составляют ту среду, в которой процесс подготовки будущих режиссеров

возникает, существует и развивается. Поэтому появляется необходимость определения и создания благоприятных педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование коммуникативной культуры у студентов режиссерских специальностей.

На основе анализа научной литературы и вузовской практики мы выдвинули предположение, что коммуникативная деятельность студентов будет осуществляться более эффективно и успешно при наличии комплекса педагогических условий. Рассмотрим данные условия.

С нашей точки зрения, одним из важнейших педагогических условий является личностная направленность процесса формирования коммуникативной культуры студентов. Можно выделить следующие предпосылки для личностной направленности процесса формирования культуры коммуникативной деятельности у студентов режиссерских специальностей вуза: формирование коммуникативной культуры, основанной на культурных ценностях; формирование коммуникативной культуры должно происходить целостно, в единстве эмпирических и теоретических знаний; характер и способы формирования коммуникативной культуры для каждого студента должны быть индивидуальны; процесс формирования коммуникативной культуры должен быть основан на внутренней мотивации, а также на потребности личности вступать в полноценное взаимодействие в учебной и во внеучебной деятельности.

Для нашего исследования важной является точка зрения И. А. Зимней о том, что в центре обучения должен находиться сам обучающийся - его мотивы, цели, неповторимый психологический склад, т. е.

111

И. В. Жук

Педагогические условия формирования коммуникативной культуры у студентов режиссерских специальностей

обучающийся как личность [4, с. 33]. Исходя из интересов студента, уровня его знаний и умений, преподаватель должен определять учебную цель занятия и формировать, направлять и корректировать весь образовательный процесс в целях развития его личности. По нашему мнению, все методические решения в ходе учебных и внеучебных занятий должны преломляться через призму личности обучаемого: его потребности, мотивы, способности, активность, интеллект и другие индивидуально-психологические особенности. Кроме того, в процессе обучения максимально должны учитываться национальные, половозрастные, индивидуально-психологические, статусные особенности студентов. Таким образом, преподаватель должен стремиться выработать у студента режиссерских специальностей внутреннюю потребность в необходимости коммуникативной культуры, внутреннюю ответственность за процесс и результат своей учебной и внеучебной профессиональной деятельности.

Второе педагогическое условие - учебный процесс в вузе и внеучебная деятельность должна строиться на основе ориентации студентов в ценностях культуры профессиональной коммуникативной деятельности. Мы согласны с мнением Н. А. Асташовой, что формирование ценностных ориентаций - процесс сложный, имеющий определенную временную протяженность, не предусматривающий навязывания, предполагающий деликатность в предъявлении и становлении аксиологической позиции [1, с. 11-13].

Полный цикл формирования коммуникативных ценностных ориентаций у студентов режиссерских специальностей представляет собой сложный процесс: 1) предъявление коммуникативных ценностей студентам; 2) осознание коммуникативных ценностей студентами должно начинаться сразу при их предъявлении; 3) принятие коммуникативных ценностных ориентаций студентами; 4) реализация коммуникативных ценностных ориентаций студентами (на этом этапе студенты должны предъявлять свой потенциал, показывать весь спектр профессиональных возможностей); 5) закрепление коммуникативных ценностных ориентаций; 6) актуализация потенциальных коммуникативных ценностных ориентаций.

Важное значение для нашего исследования имеет ориентация студентов, будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников, в профессиональных ценностях: принятие ими эстетических ценностей (добро, справедливость, вежливость, честность); гармоничное сочетание общественных и личных ценностей и интересов; формирование общест-

венно ценностной направленности личности. Немаловажным является и включение студентов во внеучеб-ную деятельность, имеющую общественно-ценностную направленность (праздничные мероприятия, театрализованные представления, концерты, шоу-программы); осмысление ценностных знаний, умений, их приобретение, включение в структуру личности и использование в практической деятельности; осмысление и признание общественных и профессиональных ценностей.

Ориентация студентов на профессиональные ценности заключается и в овладении речекоммуникативными ценностями: знаниями, умениями и навыками речевого действия в процессе вербального общения, включающего фазы ориентировки, планирования, реализации и контроля речевой ситуации; специфическими закономерностями построения речевого высказывания. Безусловно, инвариантное построение речевого взаимодействия, в основе которого лежит верное определение статуса коммуникантов ведет к формированию индивидуально-личностных качеств речи, выражающих результат нравственной, эстетической, профессиональной подготовки студентов [9, с. 73-74].

На наш взгляд, третьим педагогическим условием является необходимость сформировать у студентов установку на активное овладение культурой коммуникативной деятельности, исходя из ценности выполняемых ею функций: гностической, интегративной, прогностической, регулятивной и ценностно-ориентационной, обеспечивающей целенаправленный характер формирования у них коммуникативной культуры. Мы можем рассматривать установку как цель работы педагога по формированию соответствующего отношения студентов режиссерских специальностей к определенному виду деятельности - коммуникативной деятельности; как позицию личности педагога в своей профессионально-педагогической деятельности, как выбор условий и способов коммуникативной деятельности для формирования соответствующей готовности студентов.

Установка в профессиональной подготовке студентов отражает интегративное состояние личности, объединяет цели, потребности, активность человека. Она характеризует деятельностную устремленность личности [2, с. 184]. Сама установка на коммуникативную деятельность определяется коммуникативной ситуацией. В кратковременных ситуациях установка выступает чаще всего в речевой форме на основе выделения идей, задач, понятий. Успешное решение коммуникативных задач зависит от четкости и актуализации установки.

112

И. В. Жук

Педагогические условия формирования коммуникативной культуры у студентов режиссерских специальностей

Наше исследование позволило установить, что организация педагогического процесса должна строиться на основе осуществления интеграционных взаимосвязей в ходе изучения специальных дисциплин, производственной и учебной практики, самостоятельной работы обучающихся и вовлечения их в практическую деятельность во внешней социально-культурной среде вуза, что обеспечивает непрерывность формирования коммуникативной культуры студентов и позволяет обобщить и анализировать базовые знания и умения учащихся как основы их предстоящей успешной профессиональной коммуникативной деятельности.

Необходимо отметить, что как в учебной, так и во внеучебной деятельности студенты осваивают коммуникативные знания, приобретают умения и навыки.

При соблюдении необходимых педагогических условий происходит: усвоение теоретических основ коммуникативного процесса, особенностей коммуникативного компонента профессиональной деятельности в ходе лекционных и семинарских занятий; овладение коммуникативными умениями - в рамках практических занятий в вузе, проводимых в форме коммуникативного тренинга, в процессе производственной и учебной практики; систематической самостоятельной работы студентов [3; 5; 8; 10].

Таким образом, реализация в учебном и вне-учебном процессе педагогических условий позволит, по нашему мнению, сделать более эффективным процесс формирования коммуникативной культуры у студентов режиссерских специальностей вуза.

1. Асташова, Н. А. Концептуальные основы педагогической аксиологии / Н. А. Асташова // Педагогика. - 2002. -№ 8. - С. 8-13.

2. Дуранов, М. Е. Педагогическая психология управления профессиональным образованием студентов в высшей школе: учеб. пособие / М. Е. Дуранов, А. М. Баскаков, И. С. Ломакина; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. -Челябинск, 2003. - 288 с.

3. Захава, Б. Е. Мастерство актера и режиссера / Б. Е. Захава. - М.: РАТИ-ГИТИС, 2008. - 432 с.

4. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. - М.: Логос, 2002. - 384 с.

5. Мастерство режиссера / под. общ. ред. Н. А. Зверевой. - М.: ГИТИС, 2002. - 472 с.

6. Педагогика / под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Пед. о-во России, 1998. - 602 с.

7. Посталюк, Н. Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект / Н. Ю. Посталюк. - Казань: Изд-во КГУ, 1989. - 204 с.

8. Соснова, М. Л. Искусство актера: учеб. пособие для вузов / М. Л. Соснова. - М.: Акад. проект: Трикста, 2007. - 432 с.

9. Суленева, Н. В. Обучение речевому этикетному поведению как фактор совершенствования подготовки студентов режиссерских специальностей / Н. В. Суленева; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2005. - 103 с.

10. Шангина, Е. Ф. Выявление и развитие актерских и режиссерских способностей: метод. рекомендации / Е. Ф. Шан-гина. - М.: Дебют, 1993. - 160 с.

113

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.