Научная статья на тему 'Формирование ценностных ориентации у студентов режиссерских специальностей вуза культуры и искусств'

Формирование ценностных ориентации у студентов режиссерских специальностей вуза культуры и искусств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / РЕЖИССЕР ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПРАЗДНИКОВ / CULTURE / VALUABLE ORIENTATION / COMMUNICATIVE CULTURE / THE DIRECTOR OF MASS SHOWS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жук И. В.

В статье раскрыто одно из важнейших педагогических условий формирования коммуникативной культуры у студентов режиссерских специальностей. Обоснована необходимость ориентации студентов режиссерских специальностей в ценностях культуры профессиональной коммуникативной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жук И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE ORIENTATION'S FORMING IN LEARNING ACTIVITY OF STUDENTS STUDING DIRECTOR'S SPECIALITIES

The article tells about one of the major pedagogical conditions of forming culture skills of communicative activity among the students of director's specialities. It proclaims the necessity of forming nonlearn-ing activity based on the orientation of students on cultural professional activity's values of students studying at director's specialities.

Текст научной работы на тему «Формирование ценностных ориентации у студентов режиссерских специальностей вуза культуры и искусств»

УДК 378

Zhuk I.V. VALUE ORIENTATION'S FORMING IN LEARNING ACTIVITY OF STUDENTS STUDING DIRECTOR'S SPECIALITIES. The article tells about one of the major pedagogical conditions of forming culture skills of communicative activity among the students of director's specialities. It proclaims the necessity of forming nonlearning activity based on the orientation of students on cultural professional activity's values of students studying at director's specialities.

Key words: culture, valuable orientation, communicative culture, the director of mass shows.

И.В. Жук, ст. преп. Челябинской государственной академии культуры и искусств, г. Челябинск, E-mail: irina_zhuk@list.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У СТУДЕНТОВ РЕЖИССЕРСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

В статье раскрыто одно из важнейших педагогических условий формирования коммуникативной культуры у студентов режиссерских специальностей. Обоснована необходимость ориентации студентов режиссерских специальностей в ценностях культуры профессиональной коммуникативной деятельности.

Ключевые слова: культура, ценностная ориентация, коммуникативная культура, режиссер театрализованных представлений и праздников.

В науке культура рассматривается как исторически сложившаяся совокупность социальных норм и ценностей конкретной общественной формации. Она включает в себя материальные и духовные ценности, созданные руками и умом человека, а также комплекс знаний и умений, обеспечивающий ценностные ориентации личности, формирование у неё целостной картины мира. Культура выступает как способ ценностного освоения действительности человеком. Соответственно, как способ освоения действительности, культура выступает не как отдельные оценки, нормы, не как их набор, а как ценностные элементы, взятые как целостность [1, с. 226227].

Как известно, ценности приобретаются человеком в процессе воспитания и существуют на бессознательном уровне, моделируя все его поведение, в том числе коммуникативную деятельность.

Уровень образованности студентов режиссерских специальностей, исходя из нашего исследования, определяются степенью их приобщения к культурным ценностям, их отношением к приобретению знаний, формированию устойчивых нравственных принципов поведения и отношений, развитием эстетических чувств. Следовательно, присвоение коммуникативной культуры выступает одним из основных путей формирования личности студента режиссерских специальностей.

Мы считаем, что ведущим критерием при определении уровня подготовленности студента к профессиональной деятельности является содержание ценностей, которыми он руководствуется и на которые он ориентируется в своей деятельности.

Понятие «ценность» широко используется в современной науке и имеет различные толкования у таких авторов, как Б. Г. Ананьев, Г.М. Головных, Б.П. Тугаринов, А.В. Кирьякова. Мы будем исходить из предположения о том, что ценностные ориентации выступают, с одной стороны, как процесс, в котором происходит ориентация личности в ценностях; с другой стороны, что данная ориентация ведет к результату, когда ценности становятся структурным элементом личности, что закрепляется жизненным опытом, совокупностью переживаний.

Студенты режиссерских специальностей находятся в состоянии целенаправленной активности и каждая область их взаимодействия с окружающим миром, так или иначе, подвергается ценностному освоению. Совокупность разнообразных отношений студентов к социальной среде, к самим себе, порождаемых витальными потребностями и модифицируемых

системой символов и средств культуры, образует системноиерархическую структуру.

Будучи образованием идеального порядка, ценности получают практическое воплощение в реальном поведении студентов режиссерских специальностей на профессиональном, общественном, образовательном, личностном уровнях. Особенности строения и содержания ценностных ориентаций их личности обусловливают её направленность и определяют их позицию по отношению к тем или иным явлениям действительности. Ценностные ориентации играют ведущую роль в регуляции социального поведения студента, будущего режиссера театрализованных представлений и праздников, включая установки личности, мотивы, интересы.

Мы согласны с мнением Н.А. Асташовой, что формирование ценностных ориентаций - процесс сложный, имеющий определенную временную протяженность, не предусматривающий навязывания, предполагающий деликатность в предъявлении и становлении аксиологической позиции [2, с. 11-13].

Полный цикл формирования коммуникативных ценностных ориентаций у студентов режиссерских специальностей представляет собой сложный процесс:

1. Предъявление коммуникативных ценностей студентам. Этот первый этап может осуществляться как в специально созданных условиях взаимодействия, так и в повседневном общении. Основной путь предъявления коммуникативных ценностей - каждодневная образовательная деятельность в условиях аудиторных занятий по дисциплине «Теория и практика современной режиссуры театрализованных представлений и праздников» и внеаудиторных занятий, взаимодействие «педагог - студент» во всевозможных проявлениях и сочетаниях. Педагог - лицо, создающее аксиологические ситуации, предъявляющее коммуникативные ценности человеческих взаимоотношений. Специально создаваемые коммуникативные ситуации в процессе овладения ими вышеуказанной дисциплины должны строиться на основе свободы выбора, возможности полноценного обсуждения предлагаемых вариантов, отсутствия давления и авторитарности.

2. Осознание коммуникативных ценностей студентами должно начинаться сразу при их предъявлении. Осуществляется это постепенно, включая в себя постижение содержания ценностных ориентаций режиссерской деятельности, действий на их основе, способов их осуществления и возможные результаты. На этом этапе должно формироваться осознанное побуждение, стимул, вызывающий необходимые проявления у студентов режиссерских специальностей, проходить разви-

тие их профессиональных значимых качеств. Коммуникативные ценностные ориентации должны приобретать свойство осознанности и направляющую функцию при выборе студентами приоритетов коммуникативной деятельности в подготовке театрализованных представлений и праздников, во вне-учебной деятельности.

3. Принятие коммуникативных ценностных ориентаций студентами - осуществляется в условиях ее идентификации с ценностно-смысловыми образованиями самих студентов, в процессе соотнесения ценностной ориентации с иерархией субъективно значимых ценностей. На данном этапе коммуникативная ценностная ориентация должна приобретать смыслообразующую функцию и являться серьезным основанием для организации коммуникативной деятельности студентов в результате их творческой внеучебной деятельности.

4. Реализация коммуникативных ценностных ориентаций студентами. На этом этапе студенты должны предъявлять свой потенциал, показывать весь спектр профессиональных возможностей. Коммуникативные ценностные ориентации должны проявить такие свои функциональные особенности, как насыщенность гуманистическим потенциалом, удовлетворение личностных, профессиональных интересов студентов с интересами и запросами общества.

5. Закрепление коммуникативных ценностных ориентаций студентов. Для того чтобы ценностные ориентации стали свойством студентов, они должны многократно осмыслить суть и смысл коммуникативных ценностных ориентаций, постоянно, вариативно реализовывать их в коммуникативной деятельности и поведении, как между организаторами праздника, так и в отношении потенциальных зрителей.

6. Актуализация потенциальных коммуникативных ценностных ориентаций. Она должна проходить у студентов осознанно, с учетом приобретенных умений и навыков в условиях внешней и внутренней необходимости. Этот этап завершает цикл.

В свете вышесказанного для нашего исследования особый интерес представляет проблема формирования у студентов профессиональных ценностных ориентаций. Профессиональные ценностные ориентации - это элемент внутренней структуры личности, выражающий её субъективное отношение к общественно значимым ценностям профессии и определённым компонентам профессиональной коммуникативной деятельности.

Важное значение для нашего исследования имеют следующие условия ориентации студентов, будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников, в профессиональных ценностях:

- принятие ими эстетических ценностей (добро, справедливость, вежливость, честность, обязательность);

Библиографический список

- гармоничное сочетание общественных и личных ценностей и интересов;

- формирование общественно ценностной направленности личности;

- включение студентов в деятельность, имеющую общественно-ценностную направленность (праздничные мероприятия, театрализованные представления, концерты, шоу-программы);

- осмысление ценностных знаний, умений, их приобретение, включение в структуру личности и использование в практической деятельности;

- осмысление и признание личной значимости общественных и профессиональных ценностей;

- подготовка студентов к ориентации на профессиональные ценности;

- овладение речекоммуникативными ценностями: знания, умения и навыки речевого действия в процессе вербального общения, включающего фазы ориентировки, планирования, реализации и контроля речевой ситуации; владение специфическими закономерностями построения речевого высказывания; инвариантное построение речевого взаимодействия, в основе которого лежит верное определение статуса коммуникантов; индивидуально-личностные качества речи, выражающие результат нравственной, эстетической, профессиональной подготовки студентов [3, с. 73-74].

Необходимо отметить, что процесс профессиональной подготовки будущих режиссеров представляет собой социокультурное пространство. Чем богаче это пространство, тем разнообразнее информация, поступающая студентам во вне-учебной деятельности. Это позволяет разносторонне подготовить специалиста с профессиональной позиции, разнообразить содержание ценностей. Мы обращаем внимание на ценностный характер коммуникативной культуры, так как он выражается в базовой основе культуры коммуникативной деятельности - в гуманистических ценностях. Качественная оценка коммуникации определяет степень значимости общения для субъекта. Само общение является для субъекта ценностью. В нашем исследовании ценности связаны с формированием потребностей личности в профессиональной коммуникативной деятельности, с её обучением, духовным становлением. Говоря о коммуникативной культуре, мы опираемся на мысли, высказанные Е. Н. Шияновым и Е. Б. Котовым, что культура человеческих взаимоотношений, основу которых составляет общительность, проявляется в устойчивом стремлении к контактам с людьми и сочетается с быстротой установления контактов [4]. Мы считаем правомерным, характеризовать коммуникативную культуру будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников как условие и предпосылку эффективности профессиональной коммуникативной деятельности и как цель профессионального самосовершенствования.

1. Дуранов, М.Е. Педагогическая психология управления профессиональным образованием студентов в высшей школе: учеб. пособие / М.Е. Дуранов, А.М. Баскаков, И.С. Ломакина. - Челябинск, 2003.

2. Асташова, Н.А. Концептуальные основы педагогической аксиологии // Педагогика. - 2002. - № 8.

3. Суленева, Н.В. Обучение речевому этикетному поведению как фактор совершенствования подготовки студентов режиссерских специальностей. - Челябинск, 2005.

4. Шиянов, Е.Н. Педагогическое взаимодействие / Е.Н. Шиянов, Е.Б. Котова. - Ростов-на-Дону: РПУ, 1997.

Bibliography

1. Duranov, M.E. Pedagogicheskaya psihologiya upravleniya professional'nym obrazovaniem studentov v vysshej shkole: ucheb. posobie / M. E. Duranov, A. M. Baskakov, I. S. Lomakina. - Chelyabinsk, 2003.

2. Astashova, N.A. Konceptual'nye osnovy pedagogicheskoj aksiologii // Pedagogika. - 2002. - № 8.

3. Suleneva, N.V. Obuchenie rechevomu etiketnomu povedeniyu kak faktor sovershenstvovaniya podgotovki studentov rezhisser-skih special'nostej. - Chelyabinsk, 2005.

4. Shiyanov, E.N. Pedagogicheskoe vzaimodejstvie / E. N. Shiyanov, E. B. Kotova. - Rostov-na-Donu: RPU, 1997.

Статья поступила в редакцию 08.06.11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.