УДК 37. 035 ББК 74. 65
Мохова Светлана Петровна
соискатель г. Хабаровск
Mokhova Svetlana Petrovna
Applicant for a Degree Khabarovsk
Педагогические условия формирования этнической идентичности
школьников
Educational Environment Complex of Schoolchildren's Ethnic Identity Forming
В статье рассматривается комплекс педагогических условий, обеспечивающих формирование этнической идентичности школьников, представителей нанайского этноса, традиционно относимого к коренным малочисленным народам Севера. Автор раскрывает факторы, предпосылки, закономерности, принципы, позволяющие повысить эффективность выделенных педагогических условий в специально организованном педагогическом процессе.
The article covers educational environment complex that forms the ethnic identity of schoolchildren - representives of the Nanai people. They are traditionally referred to as a small population group of the North in the Far East of Russia. The author reveals the factors, preconditions, conformities to natural laws and principles that improve the effect of the educational environment complex in a specially organized pedagogical process.
Ключевые слова: этническая идентичность, педагогические условия,
предпосылки, факторы, закономерности формирования этнической идентичности.
Key words: ethnic identity, educational environment complex, preconditions, factors, conformities to natural laws of forming ethnic identity.
Современный этап развития российского общества предполагает активное отношение человека к миру, к окружающей действительности, к событиям, происходящим в мире. Необходимость участия в общественных преобразованиях требует от каждого молодого человека высокой
сознательности и убеждения, самостоятельности в суждениях и оценках. В связи с этим «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» в качестве первоочередной цели определила воспитание современно образованных, нравственных, предприимчивых людей, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом,
конструктивностью, готовых к межкультурному взаимодействию, обладающих чувством ответственности за судьбу страны, за её социально-экономическое процветание [5].
В многонациональной России воспитание подрастающего поколения должно учитывать национальные особенности каждого этноса, которые оказывают влияние на формирование не только свойств личности, но и мировоззрения человека. Этническая идентификация даёт личности устойчивое основание для динамического взаимодействия в современном обществе, связывает настоящее с прошлым, обеспечивает историческую преемственность, служит исходной системой ориентации в мире. Поэтому именно этнокультурный фактор должен выступить основой поликультурного образования.
На территории Хабаровского края проживает 8 этносов, традиционно относимых к коренным малочисленным народам Севера: нанайцы, ульчи, нивхи, удэгейцы, негидальцы, эвены, эвенки, орочи. Произошедшие за годы советской власти изменения негативно сказались не только на языковой ситуации названных этносов, но и способствовали утрате многих элементов национальной культуры и трансформации этнического самосознания в общегражданское.
Анализ социокультурной ситуации в России и Дальневосточном регионе, содержания современных исследований свидетельствует о возрастающем интересе к проблеме этнической идентичности, что объясняется повышением уровня национального самосознания народов, усилением движения этнических
групп за сохранение и развитие своей национальной культуры. В то же время сложившаяся образовательная практика в Хабаровском крае позволяет констатировать, что у большинства школьников, представителей коренных малочисленных народов Севера, недостаточно сформирована этническая индивидуальность, так как, ввиду отсутствия теоретического обоснования педагогических условий формирования этнической идентичности в общеобразовательных учреждениях, данный процесс не осознаётся педагогами в качестве важнейшей задачи.
В научной литературе предпринимались попытки исследования проблемы этнической идентичности и условий ее формирования. Так, сущность этнической идентичности раскрывается в работах А.Р. Аклаева,
Э.З Александренкова, Л.М.Дробижевой, В.В.Коротеевой, Н.М.Лебедевой, В.С.Мухиной, Г.У. Солдатовой, Т.Г.Стефаненко, Ж.Т.Уталиевой. Структура этнического самосознания рассматривается в исследованиях Ю.В.Арутюнян, В.А.Вяткина, А.Х.Гаджиева, А.Ф.Дашдамирова, Л.М.Дробижевой,
B.И.Кукушкина, В.С.Мухиной, Г.У.Солдатовой, Г.В.Старовойтовой, Ю.В.Хотинец. Этапы формирования этнической идентичности разработаны в трудах З.И.Айгумовой, В.С.Мухиной, Ж.Пиаже, И.А.Снежковой, Т.Г.Стефаненко. Психология этнической идентичности детей коренных малочисленных народов Севера исследуется в работах В.С.Мухиной,
C.Павлова. Педагогические условия формирования этнической идентичности детей дошкольного возраста отражены в диссертационных исследованиях О.И.Михалёвой. Однако проблема педагогического обеспечения формирования этнической идентичности учащихся в образовательном процессе школы, расположенной в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края предметом специального научного исследования еще не была. В педагогической теории не выявлены условия и факторы формирования этнической идентичности школьников, не разработана технология их использования. Актуальность данного исследования усиливается неустойчивостью и противоречивостью состояния этнического
самосознания детей коренных малочисленных народов Севера, особенностями языковой ситуации в местах их компактного проживания, характеризующейся тем, что родители не в состоянии самостоятельно передать детям культурное, и в том числе языковое наследие своего народа. Следовательно, историческое наследие своих предков дети могут освоить только благодаря организованной работе коллектива школы по созданию педагогических условий формирования этнической идентичности школьников.
В своей работе мы исходили из положения о том, что одним из признаков, характеризующих специфику общеобразовательных учреждений в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера должна стать ориентированность на развитие личности как носителя этнического самосознания в контексте общероссийского гражданского сознания. Соответственно задачей нашего исследования было создание для национальных школ таких педагогических условий, которые обеспечивали бы не только общее образование, но и способствовали бы процессу формирования этнической идентичности школьников как основы их саморазвития и самореализации.
Осмыслению проблемы педагогического обеспечения формирования этнической идентичности школьников в нашем исследовании помогла совокупность идей, разработанных в философии, этнографии, социологии, психологии, педагогике. Теоретические положения, составившие методологическую основу нашего исследования, позволили организовать опытно-экспериментальную проверку положений гипотезы. Программа преобразующего эксперимента строилась таким образом, чтобы обеспечить формирование этнической идентичности личности на основе реализации выделенных нами педагогических условий: изучение родного языка по разработанному учебно-методическому комплексу; создание культурно-языковой среды в образовательном учреждении и селе; изучение предметов национальной культуры в рамках разработанных программ факультативов.
Успешность формирования этнической идентичности во многом определяется наличием основных внутренних предпосылок, которые формируются в школьном возрасте. На основе теоретических исследований внутренними предпосылками мы определили следующие:
наличие «бессознательного наследства, передаваемого из поколения в поколение» (Г.Лебон) , заложенного в каждой личности от рождения;
социально-психологическую привязанность личности к условиям бытия, образа жизни, культуры, традиций;
наличие желания принадлежать данной этнической общности, предшествующий опыт общения в ней, возрастные психологические и этнические особенности детей.
К внешним предпосылкам проектируемого педагогического процесса мы отнесли:
- профессиональную компетентность педагогических коллективов;
- доверительное, открытое отношение педагогов к детям;
- поддержку деятельности школ со стороны родителей и общественности;
- включение школьников в традиционные виды деятельности.
Апробация педагогических условий проходила в разных
общеобразовательных учреждениях мест компактного проживания нанайцев, где одно из условий было основным экспериментальным, а два других -сопутствующим.
В качестве критериев, определяющих успешность формирования этнической идентичности, мы выделили следующие:
- когнитивный критерий (наличие знаний, умений, навыков по родному языку и традиционной культуре, художественным ремёслам и традиционным хозяйственным промыслам, национальным видам спорта, национальным играм);
- аффективный критерий (оценка качеств собственной группы; отношение к членству в ней; значимость этого членства для личности);
- поведенческий критерий (соблюдение традиционных правил и норм поведения; вовлечённость в социальную жизнь этноса).
Каждый из критериев имеет диапазон проявлений, состоящий из трёх уровней выраженности: низкого, среднего, высокого.
Разработанные критерии и показатели применялись для всех выделенных нами условий и всех возрастных групп школьников с 8 до 15 лет с учётом определённого учебными программами объёма знаний, умений, навыков, возрастных психических особенностей детей младшего, среднего и старшего подросткового возраста, возрастной степени осознания своей этничности, соответственно этапам формирования этнической идентичности (Ж.Пиаже, И.А.Снежкова, З.И.Айгумова).
Теоретически обосновав роль родного языка в воспитании подрастающих поколений достойными представителями народа, хранителями и продолжателями национальных традиций, носителями национального характера, национального самосознания, самобытной национальной культуры. (А.Н.Агаев, Г.Н.Волков, В.Вундт, А.И.Донцов, М.Лацарус, А.А. Леонтьев, Г.У.Солдатова, Т.Г.Стефаненко, Ж.Т.Уталиева, Ю.В.Хотинец, Г.Г.Шпет), мы определили первым педагогическим условием изучение учащимися родного языка по разработанному учебно-методическому комплексу. Базой для проверки эффективности названного условия была определена средняя общеобразовательная школа села Найхин Нанайского района Хабаровского края.
Необходимо подчеркнуть, что в настоящее время для коренных этносов Хабаровского края родной язык хронологически является вторым, социально неупотребительным и невостребованным, т.е. он фактически потерял свою функциональность. Однако, как отмечают исследователи, теряется функциональность, т.е. функциональный компонент родного языка, а не эмоционально-духовный, который сформировал личность как представителя этнической общности (Л.М.Мухамадиева).
Учитывая результаты исследований последних лет (Н.Д.Гальскова,
А.А. Залевская), мы выявили, что «этническая идентичность связана не столько с реальным использованием языка всеми членами группы, сколько его символической ролью в формировании чувства родственности с группой и одновременно в процессах межгрупповой дифференциации» [3, С.79]. Данные исследования и непосредственные наши наблюдения убеждают нас в том, что и для малочисленных народов Севера, в частности нанайцев, родной язык, несмотря на недостаточную компетенцию в языке и невозможность его реального использования, при том высокопозитивном отношении к нему в настоящее время, является для них символом единства со своим народом, основным фактором осознания своей принадлежности к этнической общности. С этих позиций нами предлагается иное понимание подхода к изучению родного языка. Необходимость его изучения подрастающим поколением связана не столько с практическим его применением, сколько с ощущением родства с этнической общностью, осознанием своей тождественности с ней, что является одним из проявлений этнической идентичности. Наши исследования подтвердили, что 87% школьников считают его родным. Таким образом, во главу угла нами ставится не функциональный, а эмоционально-духовный компонент языка, который формирует личность как представителя этнической общности.
Реализация первого педагогического условия включала разработку учебно-методического комплекса по родному (нанайскому) языку для обеспечения его преподавания и изучения, использование методики коммуникативного обучения [4], методов, приёмов, средств народной (нанайской) педагогики, выстраивания отношений между учителем и школьниками на принципах диалога, сотрудничества, полилога, со-творчества, взаимопонимания (Е.В.Бондаревская, С.В.Кульневич, Н.Б.Крылова) в форме, соответствующей духу этнических традиций. В результате организованной на уроках речемыслительной деятельности знания, умения, навыки,
приобретённые личностью, становились её главными внутренними регуляторами, способствующими осознанию особенностей языка своей этнической общности, появлялась возможность идентифицировать себя с теми, кто на нём говорит. Приобретая навыки говорения, дети овладевали опытом межличностных отношений в этнической общности, рефлекторно ощущая её этнопсихологические особенности, осваивали духовно-нравственные ценности, идеи, нормы поведения, обычаи, обряды и др.
В процессе преподавания родного языка было выявлено, что выполнение учебных заданий, связанных с чтением помещённых в учебниках текстов, состоящих из фольклора и произведений современных нанайских писателей и поэтов, отражающих хозяйственно-бытовой уклад народа, его язык, особенности менталитета, его традиции, обычаи, предметно-вещную атрибутику, способствовало усвоению детьми всего богатства этнической культуры, приобщению к историческому опыту своего народа, что отразилось на повышение уровня сформированности этнической идентичности.
Базой для апробации второго педагогического условия - создание культурно-языковой среды в образовательном учреждении и селе - была определена средняя общеобразовательная школа села Дада Нанайского района Хабаровского края.
Обоснованием её воздействия на формирование этнической идентичности личности послужили исследования подтверждающие, что в культурно-языковой среде «идентификация выступает в качестве важного механизма формирования способности субъекта к саморазвитию, при этом между субъектом и этносом происходит установление определённой эмоциональной связи, содержанием которой является переживание своей тождественности с этносом» через «участие рефлекторных процессов, механизмов самоутверждения, идентификации», «включение ценностных компонентов»
[1, С.8] В процессе теоретического исследования (А.Ф.Дашдамиров, Л.М.Дробижева) было выявлено, что совокупность национальных моментов личностного отношения к тем или другим фактам, явлениям образует
социально-психологическую основу национального своеобразия личности. Отношение личности к действительности «обуславливается теми объективными потребностями и интересами, которые являются или признаются ведущими в данной среде и принимаются человеком. На личностное отношение влияют национальные обычаи и традиции, в которых социально-исторический опыт данного народа выступает как коллективно выраженное своеобразное отношение данной общности к явлениям и событиям окружающей социальной реальности» [2, С.7]
Культурно-языковая, среда в нашем понимании, эта та часть социальной реальности (родной язык, традиции, обычаи народа, особенности психики (архетипы) поведения, речи, специфика традиционно сложившегося рациона питания, типа хозяйствования), которая помогает индивиду осваивать присущие этносу миропонимание и поведение, в результате чего формируется его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с членами данной культуры, усваиваются нормы, установки, стереотипы, ценности своего народа, что, в конечном итоге, помогает личности осознать свою национальную принадлежность.
Ведущим моментом в нашей работе являлось положение о том, что формирование этнической идентичности зависит от степени выраженности и интенсивности воздействия на личность реальных компонентов этнического мира в ходе этнизации: «... личность постольку национально определена, поскольку она «погружена» в специфическое для данной национальности бытие, т.е. поскольку национальные особенности макро- или микросреды были включены в процесс социализации данной личности» [2,С.4]
Реализация этого условия осуществлялась через насыщение этническим содержанием всевозможных видов деятельности всех входящих в культурно-языковую среду субъектов: учащихся, учителей, родителей, жителей села, которое выражалось в следующем:
- изучение нанайского языка и элементов этнической культуры в школе;
- введение национального компонента содержания образования во все учебные дисциплины;
- организация работы кружков по национальной культуре в школе и центре детского творчества;
- насыщение среды символическими артефактами этнокультурной направленности (украшение рекреаций национальным орнаментом, произведениями искусства, отражающими своеобразие и колорит культуры этноса);
- дизайн помещений и участков в этническом стиле;
- введение в действие воспитательной системы «Хочинкан», основанной на гармоническом сочетании гуманистической и народной нанайской педагогики;
- организация совместно с администрацией и общественностью села внеклассных и внешкольных культурно-массовых и общественно-полезных мероприятий, связанных с традиционной культурой нанайцев;
- организация летнего отдыха детей, основанного на традициях нанайской педагогической культуры;
- организация работы клуба «Тепло нанайского очага» с целью создания пространства встречи поколений для традиционного общения детей и взрослых;
- активизация работы с родителями и жителями села по поводу организации общения на нанайском языке в быту.
Экспериментальные данные подтвердили действенность второго условия
на формирование этнической идентичности школьников. Полученные знания,
умения и навыки по родному языку и национальной культуре в созданной
культурно-языковой среде положительно воздействовали на чувства и
настроения детей, способствовали субъективной социально-психологической привязанности личности к особенностям образа жизни, культуры, традиций этнической общности, что постепенно привело детей к усвоению традиционных правил и норм поведения, основанных на их воспроизведении и копировании, к активному участию в социальной жизни этноса.
Руководствуясь высказываниями русских философов о формировании национального самосознания через пробуждение интереса к родной культуре (С.Н.Булгаков, И.А.Ильин), принимая во внимание, что «культура - это форма самодетерминации индивида в горизонте личности» (В.С.Библер) и что «культурное опосредование предполагает развитие этнического самосознания, аккумулирующего в актуальном себе идеально составляющий этнокультурный мир, формы культурной деятельности предыдущих поколений» [6,С.141], мы определили третье педагогическое условие формирования этнической идентичности школьников - изучение детьми национальной культуры в рамках специально разработанных программ факультативов, апробация которых проходила на базе средней общеобразовательной школы села Кондон Солнечного района Хабаровского края.
В основу разработки программ факультативов были положены исследования, отражающие психологические особенности детей разного возраста (Л.И.Божович, Л.С.Выгодский, Т.В.Драгунова, В.А.Крутецкий, В.Г.Маралов, Л.Ф.Обухова, А.В.Петровский), этапы формирования этнической идентичности личности (Ж.Пиаже, И.А.Снежкова), компоненты проявления этнического самосознания (В.А.Вяткин, Ю.В.Хотинец)..
Опираясь на исследования отечественных учёных (Т.С.Воропаевой,
А.Ф.. Дашдамирова, Л.М.Дробижевой, Ю.В.Хотинец), мы выявили, что приобщение к этнической культуре способствует овладению школьниками историко-культурного опыта народа, формированию социокультурного типа личности, этнической индивидуальности, становлению этнического самосознания: формированию её когнитивного (знание об этнокультурных и
этнопсихологических особенностях своего народа), эмоционально-ценностного (этнокультурных и этнопсихологических потребностей, мотивов, интересов), регулятивного (деятельности, поведения) компонентов. «Знания, содержащие информацию о национальных традициях и обычаях, национальной истории, культуре, искусстве, обо всём комплексе особенностей национальной жизни, овладение духовными ценностями, моральными нормами народа - это тот аспект социальной структуры личности, посредством которого формируется определённое отношение человека к собственному национальному бытию, наполняются конкретным содержанием его национальная установка, ориентация, национальные чувства.» [2, С.9]
Реализация данного педагогического условия осуществлялась посредством
- разработки программ факультативов «Декоративно-прикладное искусство нанайцев» для учащихся начальной школы, «Северное многоборье» для учащихся 5-8 классов, «Традиционная нанайская культура» для учащихся 8-9 классов и введения их в учебный процесс;
- использования разнообразных, специфических для культуры нанайского народа форм ведения занятий;
- организации поисково-исследовательской деятельности детей, направленной на поиск и осмысление этнических традиций;
- использования воспитательных возможностей народной педагогики;
- обогащения словарного запаса слов на родном языке.
Анализируя результативность введённых в учебный процесс факультативов, необходимо отметить эффективность их воздействия на процесс формирования этнической идентичности школьников. Содержание факультативов, охватывающих учащихся с 1 по 9 класс, предоставило им возможность в разные возрастные периоды погружаться в мир этнической культуры. Этнокультурная осведомленность и ценности этнической культуры при помощи механизма идентификации стали частью системы ценностей детей, повлекшей за собой соблюдение определённых этнических норм, правил
и принципов поведения. В результате этого процесса этническая идентичность проявилась в осознании особенностей этнической культуры, собственных психологических особенностей и своей этнической общности, осознании своей тождественности с этнической общностью и себя в качестве её субъекта, появилась социально-нравственная самооценка этничности.
Принципиально важным результатом нашего исследования является заключение о том, что на эффективность формирования этнической идентичности школьников взаимно влияет несколько факторов, в частности: традиционное общение, бытующие этнокультурные традиции, фактическая этносоциальная ситуация. Общение способствует осознанию себя в качестве субъекта этнической общности, социально-нравственной самооценке этничности; бытующие этнокультурные традиции становятся той формой опыта, посредством которого школьники овладевают опытом межличностных отношений в этнической общности; фактическая этносоциальная ситуация помогает полнее и ярче раскрыться, проявить себя в качестве достойного представителя своего этноса.
Многоаспектный анализ связей между факторами и условиями педагогического процесса формирования этнической идентичности позволил выявить следующие закономерности:
- чем полнее учебно-методическое обеспечение преподавания родного языка, чем разнообразнее формы его обучения, тем более осмысленным и мотивированным становится процесс освоения и признания его родным;
- чем больше знаний, умений и навыков, связанных с усвоением этнической культуры, тем активнее включённость в творческую деятельность;
- чем ярче, насыщенней культурно-языковая среда, тем глубже ощущение сопричастности со своим народом;
- чем разнообразней предлагаемые учащимся факультативы, содержащие компоненты этнической культуры - тем больше возможности для осознанного выбора этнической идентичности.
- чем чаще используются методы, средства и факторы традиционной народной педагогики, тем комфортней условия для саморазвития личности как представителя своего этноса;
- чем многообразней деятельность и общение с сородичами, тем более осмысленной и лично-значимой становится своя принадлежность к этносу.
На основе выявленных закономерностей организации педагогического обеспечения формирования этнической идентичности личности нами использовались следующие принципы: этнопедагогический, этнокультурный, принцип целостности педагогического процесса, принцип осознанного выбора этнической принадлежности.
Проведённые нами исследования позволили доказать следующее. Формирование этнической идентичности школьников при создании определённых условий - реальное явление, необходимое и обусловленное современными требованиями общества. Целенаправленное формирование этнической идентичности школьников успешно протекает при специально организованном учебном процессе, при использовании комплекса методов, средств, обеспечивающих эффективность этой работы.
Кроме того, наши исследования вносят определённый вклад в развитие теории и практики общего образования, заключающиеся в следующем:
- на основе анализа и систематизации научных подходов к проблеме этнической идентичности, определены сущность и механизм её формирования у школьников, а также концептуальные положения, закономерности, принципы проектируемого педагогического процесса;
- выявлены и научно обоснованы педагогические условия формирования этнической идентичности школьников;
- созданы учебно-методический комплекс по обеспечению изучения родного (нанайского) языка, модель культурно-языковой среды в общеобразовательном учреждении и селе;
- апробированы и внедрены в учебный процесс факультативные курсы «Декоративно-прикладное искусство нанайцев» (2-4 кл.), «Северное многоборье» (5-8 кл.), «Традиционная нанайская культура» (8-9 кл.).
- разработан комплекс диагностических методик оценки уровня владения родным языком и сформированности этнической идентичности школьников;
Таким образом, эффективность выделенных педагогических условий формирования этнической идентичности школьников нашла экспериментальное подтверждение в наших исследованиях.
Библиографический список
1. Воропаева Т.С. Идентификация как психологический механизм формирования этнического самосознания //Мир психологии и психология в мире.- 1995.- №1.- С 7-12.
2. Дашдамиров А.Ф. Социально-психологические проблемы национальной определённости личности //Советская этнография.- 1997.- №3.- С 3-13.
3. Донцов А.И., Стефаненко Т.Г., Уталиева Ж.Т. Язык как фактор этнической идентичности //Вопросы психологии.- 1997.- №4.- С 75-85.
4. Киле А.С. Некоторые аспекты методики коммуникативного обучения родному языку в общеобразовательной школе: Методические рекомендации.- Хабаровск: ХКИППКПК, 2004 - 16 с.
5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года //Директор школы.- 2002.- №1.- С. 97-126.
6. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание.- СПб.: Алетейя.
Bibliography
1. Voropaeva T.S. Identity as a Psychological Mechanism of the Ethnic Self-Actualization Forming // The World of Psychology and Psychology in the World. - 1995. - # 1. - P. 712.
2. Dashdamirov A.F. Social and Psychological Problems of National Inherited Traits in the Forming of One's Personality // Soviet Ethnography. - 1997. - # 3. - P. 3-13.
3. Dontsov A.I., Stefanenko T. G., Utalieva Zh. T. Language as a Factor of Ethnic Identity // Questions of Psychology. - 1997. - # 4. - P. 75-85.
4. Kile A. S. Some Aspects of National Language Communicative Teaching Methods in Secondary School: Methodological Recommendations. -Khabarovsk: AAQPTCE, 2004.
5. The Conception of Russian Education Modernization Through 2010 // School Principle. -2002. - # 1. - P.97-126.
6. Khotinets V. Yu. Ethnic Self - Consciousness. - SPs.: Aleteya.