УДК 37.035.6
Чайковская Елена Николаевна
Кузбасская государственная педагогическая академия, г. Кемерово
Chaikovskaya E.
ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
THE CHARACTER SKETCH OF FORMING NATIONAL AND ETHNIC
IDENTITY OF A TEENAGER IN THE EDUCATIONAL PROCESS
Аннотация: В статье рассматривается проблема сохранения языков коренных малочисленных народов Сибири во взаимосвязи с процессом формирования национально-этнической идентичности в образовательном пространстве. По результатам исследования описана процессуальная характеристика формирования национальной идентичности: критерии, содержание уровней сформированности, необходимые педагогические принципы, социально-педагогические условия.
Ключевые слова: национально-этническая идентичность, педагогические принципы формирования национальной идентичности, структура и педагогические условия формирования национальной идентичности.
Abstract: The problem of preserving the languages of Siberian indigenous minorities in its interconnection with the process of formation of national and ethnic identity in the educational environment is considered in the paper. The results of the research enable the author to outline a procedural character of forming national identity: the criteria, the content of the levels of the formation, the essential pedagogical principles, the social and pedagogical conditions.
Keywords: national and ethnic identity, pedagogical principals of forming the national identity, structure and pedagogical conditions of forming national identity.
Попытки остановить процесс исчезновения языков коренных малочисленных народов (далее - КМН) в разных субъектах РФ сложились
© Чайковская Е.Н., 2013
сегодня в единый перечень механизмов по ревитализации языков. В этом перечне указаны нормативно-правовое обеспечение, социальная заинтересованность, наличие литературы, программ на родных языках, интенсивных методик изучения языков и т.д. Вместе с тем, все перечисленное является лишь частно-эффективным, а порой и поверхностным решением проблемы, поскольку не учитывает психологической составляющей: мотивации, менталитета народа, его истории. Вот почему в последнее десятилетие все чаще проблему сохранения языка стали связывать с проблемой национальной идентичности, внутренним ощущением себя носителем этнокультуры.
Повсеместное осознание этой связи озвучено на многочисленных общественных форумах, съездах ассоциаций. В научной литературе постепенно определяется ведущий фактор сохранения языка как «концентрата национального самосознания, самобытности, души народа» [3]. Этот фактор -сформированная этническая идентичность личности - социокультурный и социально-психологический феномен, соединяющий когнитивные и аффективные представления и переживания личности об этнических группах, возникающих в реальных актах взаимодействия со своими и с другими этносами.
Пристальный интерес к феномену этнической идентичности, который называют «этническим всплеском», «этническим возрождением или этническим парадоксом современности» [2], возник как ответ на глобализацию, техногенное уничтожение природных и культуросозидающих ресурсов, к числу которых относятся язык и традиции - ведущие этнодифференцирующие признаки. Установлено, что группы с сильным ощущением и осознанием своей этнической идентичности, так же как и лингвоориентированные культуры, имеют более крепкие связи с языком своей этнической группы, в то время как группы со «слабой» идентичностью, меньше придающие значение языку, легче ассимилируются и расстаются со своим языком.
Результаты социологического исследования, проведенного по заказу Министерства регионального развития РФ в республиках Карелия, Коми, Саха, Ленинградской области, Ямало-Ненецком автономном округе, подтвердили, что главная причина исчезновения родных языков КМН кроется в ослаблении
национального самосознания носителей «малых» языков под влиянием современной масс-культуры, глобализации, развития маргинального мышления. Среди путей преодоления проблемы респонденты отметили необходимость повышения престижа языка, расширения сферы его функционирования, большего внимания к национальному фольклору, традициям, воспитания у подрастающего поколения чувства гордости за свой народ, стремления знать его язык и культуру, усиления социального партнерства всех заинтересованных структур.
Констатация взаимосвязи «идентичность - язык» - лишь первый шаг в решении проблемы. Второй - это научное обоснование подобной связи, создание системы формирования этнической идентичности как условия сохранения языка и культуры. Оставаясь главным и самым массовым институтом общества, который способен осуществлять систематическое обучение и воспитание подрастающего поколения, школа в поликультурных регионах активно проектирует научно-практическую деятельность по исполнению главного социального заказа КМН - сохранения языка и культуры, опираясь на нормативные документы РФ. Так, в «Основах Законодательства Российской Федерации о культуре» (2002 г.), «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» (2000 г.), концепции модернизации российского образования в период до 2010 года, федеральной целевой программе «Культура России» (2001-2005 гг.), федеральной программе «Развитие и сохранение отечественной культуры и искусства» подчеркивается, что необходимо обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России и т.д. Однако любой законодательный документ - это лишь «векторная доктрина», не раскрывающая сути и последовательности действий. Кроме того, очевидно, что этнокультурная проблематика сложна и многосоставна, многие ее понятия недостаточно разработаны. Вот почему во многих регионах действия по сохранению языков не сложились в единую педагогическую систему, главным и конечным условием функционирования которой должно стать формирование этнической идентичности.
В свою очередь, современные региональные программы национально ориентированного образования свидетельствуют о недостаточной теоретической изученности феномена этнической идентичности, дефиците эмпирических данных, неразработанности подходов, средств и методов ее формирования; об отсутствии педагогического видения этого понятия как объекта целенаправленного формирования в системе общего и дополнительного образования, а также отсутствии критериев и показателей оценки качества национального образования. Кроме того, трудности разработки региональных концепций образования в большой степени обусловлены и отсутствием «методологии разработки содержания национально-регионального компонента ГОС, позволяющей без издержек найти оптимальное решение между общечеловеческими и национальными ценностями в содержании образования» [1]. Отсюда - неоднозначность в понимании дефиниций «национальная школа», «этническое образование», «национальное образование», «этнокультурное образование» и других в нормативных документах системы российского образования в целом. Немаловажно и то, что, определяя социальный заказ, общественность КМН не имеет четкого видения своего взаимодействия с педагогическим пространством на уровне полноправного партнерства в решении проблемы.
Процесс формирования национально-этнической идентичности, ориентированный на повышение уровня сформированности данного качества личности, можно конкретизировать в следующих задачах:
1. Создать условия для повышения мотивации к этнокультурным знаниям.
2. Обеспечить включение личности в парадигму этнокультурных знаний.
3. Сформировать позитивную субъектно-оценочную позицию личности по отношению к национально-культурным традициям.
4. Создать условия для проектной, творческой, социально значимой этноориентированной деятельности подростка.
Также в процессе формирования национально-этнической идентичности необходимо решить ряд промежуточных задач. К ним относятся:
I. Формирование двуязычной личности, предполагающее создание коммуникативной языковой среды. Чаще всего научное исследование языка, его грамматики, лексики реализуется в программах обучения языку, но не обучения на языке. Такое положение понятно: во-первых, русский язык является государственным языком обучения, его знание обеспечивает социальную адаптацию, конкурентоспособность. Во-вторых, количество носителей родного языка среди детей коренных малочисленных народов катастрофически снижается, и вести обучение на родном языке, опираясь на традиционную российскую методику обучения инородцев (Н.Н. Ильминского, Я.С. Гогебашвили, И.Я. Яковлева и многих других), уже не представляется возможным.
Не знающим родного языка представителям этноса целесообразно изучать его как иностранный. Лингводидакты, преподаватели иностранных языков отмечают, что при этом возможно освоение нового кода, нового способа выражения мысли, однако реалии окружающего мира, традиционное мироощущение этноса не являются для детей «чужими». Кроме того, даже при том что количество носителей языка уменьшается, в отдаленных поселках есть дети, владеющие языком на уровне свободной коммуникации. Следовательно, необходимо для них сохранить обучение на родном языке, параллельно внедряя методику изучения этнического языка как неродного. В этом случае речь идет о рождении нового концептуально-содержательного лингводидактического термина.
II. Создание этнокультурной среды в образовательном процессе. Оно осуществляется, во-первых, с помощью совместного проектирования общественностью и участниками педагогического процесса этнокультурной деятельности. Такая консолидация усилий является непременным условием проектирования этнокультурного педагогического процесса. Это связано с тем, что цели и задачи общественных организаций изначально направлены на сохранение правового статуса в области культуры и языка КМН, а значит, интеграция деятельности будет векторной и подкрепленной актуальными задачами социума. Во-вторых, этнокультурное пространство обеспечивается за счет этноориентированного материала школьных предметов, элективных курсов, дополнительного образования и участия
школьников в организованных извне национальных праздниках, позволяющих овладеть практическим опытом культуры.
III. Подготовка кадрового потенциала к работе в поликультурной образовательной среде. Как отмечают исследователи, процесс создания нормативно-правовой базы педагогической политики поликультурного образования сегодня далек от завершения, как и процесс подготовки кадров для работы в новых условиях. Тем не менее, на территории РФ уже не только имеется опыт подготовки педагогических кадров, работающих в условиях полиэтничности, но и созданы учебные заведения среднего образования, где целенаправленно ведется подготовка студентов для деятельности в поликультурных регионах.
Деятельность педагога в поликультурном образовательном пространстве требует знания этнических особенностей учащихся, знания культуры самого этноса; для работы в таких условиях предлагается разработка специальных программ курсов повышения квалификации, например, «Профессиональное образование в поликультурном регионе».
Особенно остро вопрос о формировании этнической идентичности встает в ассимилятивных гетероэтнических регионах, характеризующихся высокой степенью утраченности языка и культуры. Таких районов немало на Севере и в Сибири, где как интеграционные, так и дезинтеграционные процессы среди коренного и пришлого населения привели к упадку духовности, нравственных устоев, ценностных ориентаций, к нарушению этнической идентичности коренных малочисленных народов.
К числу регионов, на территории которых расселены коренные сибирские малочисленные народы, относится и Кемеровская область. Здесь проживают шорцы и телеуты. В 2008-2012 гг. в Кемеровской области проводилось исследование успешности в формировании национальной идентичности у школьников из числа шорцев и телеутов. Были определены критерии и соответствующие им показатели, разработан комплекс измерительных средств; выявлены уровни сформированности национально-этнической идентичности, что позволило осуществить целостный подход к диагностике исследуемой идентичности у подростков, а представленная
характеристика процесса формирования национально-этнической идентичности потребовала оценки состояния практики ее становления.
Характеристика данного процесса, отражающая его сущность и структуру, представлена в таблице.
Таблица
Процесс формирования национально-этнической идентичности
СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ Цель Формирование национально-этнической идентичности
Общие значимые педагогические принципы 1. Природосообразности 2. Научности 3. Обеспечения связи с жизнью 4. Эстетизации 5. Активности 6. Учета возрастных особенностей
Педагогические правила (частные педагогические принципы) 1. Интеграция содержания основного и дополнительного образования 2. Точная и объективная интерпретация сведений об этнокультуре 3. Учет приоритетов развития региона исходя из его историко-культурных, геополитических особенностей 4. Значимость эстетической функции материальной и духовной культуры этноса 5. Привлечение социально значимых этноориентированных творческих проектов 6. Соответствие методов и приемов ведущим типам деятельности каждого возрастного периода
Задачи 1. Создание условий для повышения мотивации к этнокультурным знаниям 2. Обеспечение включения личности в парадигму этнокультурных знаний через содержание программ общего и дополнительного образования 3. Формирование позитивной субъектно-оценочной позиции личности по отношению к национально-культурным традициям 4. Создание условий для проектной, творческой, социально значимой этноориентированной деятельности подростка
Продолжение табл.
Цель Формирование национально-этнической идентичности
Условия 1. Использование средств этнопедагогики 2. Организация изучения этнического языка 3. Учет этнически смешанного (ассимилятивного) обучения в поликультурных регионах 4. Активное социальное партнерство с «внешними» этнокультурными объединениями и организациями
Компоненты 1. Мотивационный («я хочу знать») 2. Когнитивно-операционный, компетентностный («я знаю», «я умею») 3. Ценностно-ориентационный («я оцениваю и применяю к себе») 4. Креативно-деятельностный («я создаю, проектирую»)
Критерии 1. Мотивационно-потребностный 2. Компетентностный 3. Рефлексивный 4. Деятельностный
Воспитательно- образовательные технологии 1. Изучение этнического языка как иностранного. 2. Метаметодика (А.Б. Афанасьева, А.П. Валицкой, М.П. Воюшина, И.М. Титова и др.) 3. КТД 4. Проектный метод
Педагогические условия 1. Создание коммуникативной языковой среды 2. Создание этнокультурной среды в образовательном процессе за счет интеграции усилий общественности и педагогов и этнокультурного содержания программ всех уровней 3. Учет психофизиологических этнических особенностей развития 4. Подготовка кадров для работы в поликультурном образовательном пространстве
Педагогический результат Сформированность национально-этнической идентичности личности подростка
Уровни сформированное™ Высокий Средний Низкий
Содержание Социально-коммуникативный блок Организационно-семантический блок Содержательно-методический блок
К н о о
Н
К
а
к «
о
«
о
н
со
с: к
е
<
к о
к
т о
л о
е
<
о о
о Ё
Рч Н
О
Список литературы:
1. Боргояков С.А. Развитие национальной школы Республики Хакасия в условиях модернизации образования // Образование и устойчивое развитие коренных народов Сибири: материалы Междунар. науч.-практ. конф. - Норильск: НГУ, 2005.
2. Павлов С., Мухина В. Психология этнической идентичности детей коренных малочисленных народов Севера. - URL: аsever. eduhmao. ru
3. Самарин А.Н. Мы не рабы, рабы немы. - URL: za-nauku.ru