УДК 37.017 ББК 74.580.051 Е 91
Е.А. Ефименко
Аспирантка кафедры педагогики и педагогических технологий Адыгейского
государственного университета; E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОЦЕННОСТНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ
(РЕЦЕНЗИРОВАНА)
Аннотация. В статье раскрывается сущность понятий «духовно-ценностная сфера личности», «условие», «педагогические условия». Дается характеристика педагогических условий формирования духовно-ценностной сферы личности студентов.
Ключевые слова: духовно-ценностная сфера, условие, педагогические условия.
E.A. Efimenko
Post-graduate student of Pedagogy and Pedagogical Technologies Department at Adyghe
State University; E-mail: ek_efimenko@mail ru
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF SPIRITUAL AND VALUE SPHERE OF THE PERSON OF STUDENTS
Abstract. The paper discloses the essence of concepts “spiritually-valuable sphere of the person”, “condition” and “pedagogical conditions”. The characteristic of pedagogical conditions of formation of spiritually-valuable sphere of the person of students is given.
Keywords: spiritually-valuable sphere, a condition, pedagogical conditions.
Образование как приоритетное направление в становлении духовно-ценностных основ личности должно помочь преодолеть противоречие между ориентацией общества на построение и функционирование материального производства и возрастающим стремлением сохранить духовный потенциал и духовное здоровье подрастающих поколений и нации в целом. Более того, нам сегодня необходимо образование, которое могло бы дать направление и руководство молодежи в стремительно меняющемся мире «строить самих себя», совершать духовный рост, находиться в ценностном отношении к миру и себе.
К настоящему времени в педагогике исследованы проблемы формирования духовных потребностей личности (Ю.В. Шаров и др.), роль духовных потребностей в нравственном развитии личности (Е.Н. Шуркова и др.), пути формирования духовных потребностей в старшем школьном возрасте (Т.И. Власова, Т.Н. Капкан и др.), студентов педагогического вуза (Л.Н. Разуваева и др.), а также процесс формирования духовной культуры будущего педагога, духовного мира и духовно-нравственных ценностей учителя музыки (В.В. Богатов, А.Н. Гурова, Е.Н. Шуркова и др.), духовное развитие в процессе образования в педагогическом вузе (Е.О. Галицких и др.). Что касается исследований профессионально-ценностных ориентаций школьников и студентов, то они проводились Г.П. Михеевой, Л.Х. Магомедовой, В.А. Матусевич, Е.Л. Рудневой и др. Основы формирования ценностных ориентаций рассматриваются в исследованиях М.Г. Мальковской, З.И. Васильевой, О.А. Зиминой, А.В. Лысенко и др., профессиональные ценности и ценности педагогического труда исследовались Н.В. Кузьминой, В.С. Мухиной, В.А. Новиковой, В.А. Сластениным, Е.Н. Шияновым, В.А. Ядовым и др.
В рамках нашего исследования особый интерес вызывает рассмотрение понятия «духовно-ценностная сфера личности». Подходя в нашем исследовании к изучению содержания духовно-ценностной сферы личности в целом, мы считаем необходимым выделить ее основные характеристики:
1) духовность как интегральное качество, относящееся к сфере смысложизненных ценностей, определяющих содержание, качества и направленность человеческого бытия и образ человеческий в каждом индивиде (Л.П. Буева и др.);
2) личностный аспект духовности как внутреннее целостное содержание качеств человека, сориентированных на высшие человеческие ценности (морально-психические качества, интеллект, стремление к творчеству, совесть, чувство прекрасного, сопереживание, возвышенность мыслей и поступков и т.д.);
3) комплекс существенных качеств человеческой психики (души), выражающий ее нравственное, эстетическое, интеллектуально-когнитивное и экологическое содержание, направленный на утверждение подлинно человеческого в людях, т.е. принципов гуманизма, а также на преодоление бездуховности в мировоззрении и культуре (Г.В. Платонов, А.Д. Косичев и др.);
4) духовные ценности, которые ориентируют на поиск конкретного смысла для каждого субъекта;
5) ценностные ориентации как элемент мотивационных структур
жизнедеятельности, определяющие направленность личности на ценности: цели,
стремления, идеалы и т.д.;
6) духовная деятельность как преобразование реальности, познание, ценностное осмысление, человеческое общение (М.С. Каган и др.);
7) своеобразное состояние социальной активности человека, побуждающее его к поиску соответствующих форм общественной самореализации (В.А. Бачинин и др.).
Таким образом, духовно-ценностная сфера личности нами понимается как интегрированная система смысложизненных ценностей и ценностных ориентаций в духовно-нравственной, религиозной, эстетической, профессиональной областях человеческой жизнедеятельности (идеалы, цели, убеждения, устремления), что проявляется в продуктивной духовной работе (преобразовании мира, познании, ценностной рефлексии и свободном выборе, общении) и творческой самореализации и самоактуализации. В духовно-ценностной сфере личности нами выделены три взаимосвязанных компонента:
1) духовные потребности (потребности познания и самопознания, общения и творчества, самоопределения и самореализации);
2) эмоционально-ценностные смыслы (ценностно-значимые цели и установки профессиональной деятельности, ценностное отношение к миру, творческая свобода и свобода выбора как профессиональная и личностная ценность);
3) готовность к выбору в сфере духовной деятельности (творческая активная позиция, осмысленное преобразование своего образа «Я», самообразование, уровень общения, построение и реализация собственной модели духовных ценностей как системы личных и профессиональных смыслов).
Эффективное формирование духовно-ценностной сферы студентов обеспечивается, на наш взгляд, реализацией ряда педагогических условий, что требует дополнительного анализа понятий «условие», «педагогические условия», «необходимые и достаточные условия» в силу того, что в научной литературе встречаются различные подходы к их определению.
В толковом словаре под «условием» понимается «обстоятельство, от которого что-нибудь зависит; обстановка, в которой происходит что-нибудь» [1, с. 588].
В философском энциклопедическом словаре условие определяется как «то, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое); существенный компонент объектов
(вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления» [2, с. 707].
В психологии условия рассматриваются как совокупность явлений внешней и внутренней среды, вероятностно влияющих на развитие конкретного психического явления, причем это влияние опосредовано активностью личности (А.В. Петровский и др.).
С точки зрения педагогики, «условие - это совокупность внешних обстоятельств, в которых протекает учебная деятельность, и обстоятельств жизнедеятельности ее субъекта» [3, с. 398].
В нашем исследовании более важным является рассмотрение специфики педагогических условий. Так, Н.М. Яковлева рассматривает понятие «педагогические условия», характеризуя его как «совокупность мер учебно-воспитательного процесса, обеспечивающих необходимый уровень развития искомой категории личности обучаемого» [4, с. 219].
Н.М.Борытко под педагогическим условием понимает «внешнее, в той или иной мере сконструированное педагогом обстоятельство, которое существенным образом влияет на протекание процесса, предполагает, но не гарантирует результат» [5, с. 88].
Таким образом, проанализировав различные подходы к определению понятий «условие» и «педагогические условия», в нашем исследовании под педагогическими условиями понимается взаимосвязанная совокупность мер в педагогическом процессе, способствующая формированию духовно-ценностной сферы личности студентов, а именно росту их духовных потребностей, постижению ими эмоционально-ценностных смыслов и готовности к выбору в сфере духовной деятельности.
Не менее важным при выявлении педагогических условий является определение полного набора необходимых и достаточных условий, «из которых нельзя исключить ни одного компонента, не нарушив обусловленности, и к которым нельзя добавить ничего, что не было бы лишним» [2, с. 638]. При определении необходимости педагогических условий мы ориентировались на структуру духовно-ценностной сферы личности, психолого-педагогическую литературу по проблемам развития личности, основные положения гуманистической психологии и педагогики, идеи ценностного подхода в образовании. Достаточность доказывается положительными результатами опытноэкспериментальной работы.
Таким образом, нами была определена совокупность необходимых и достаточных условий, обеспечивающих определенную реализацию исследуемого процесса. Данная совокупность включает: ценностные ориентации самого педагога, индивидуальнодифференцированную работу со студентами, стимуляцию к поиску способов самопознания и самоопределения студентов, посыл позитивной установки на формирование ценностного отношения к миру, способности к рефлексии, опору на субъективный опыт студентов, предоставление свободы выбора и межличностного общения, активное включение в проектировочную деятельность.
Рассмотрим более подробно каждое из обозначенных нами педагогических условий.
В качестве первого условия мы выделили ценностные ориентации самого педагога. Данное условие мы рассматриваем как одно из важных условий формирования духовно-ценностной сферы личности студентов. Ведь педагог, преподаватель является авторитетом для студентов как субъект общения и деятельности и непосредственным образом участвует в создании и укреплении Я-концепции личности (Т.Шибутани). В нашем исследовании важен образ педагога-профессионала, который благодаря своим знаниям, широкому кругозору и морально-нравственной чистоте может завоевать у студентов доверие, уважение и авторитет.
Второе условие - организация индивидуально-дифференцированной работы со студентами, что проявляется в уважении личности каждого студента, учете
индивидуально-личностных и психологических особенностей. Индивидуальный подход - необходимое условие эффективности педагогического процесса, так как любое воспитательное воздействие преломляется через индивидуальные особенности конкретной личности. Индивидуальность рассматривается нами как своеобразие личности, неповторимость проявления ее способностей и дарований в выборе деятельности и в манере исполнения [6].
В нашем исследовании индивидуально-дифференцированная работа возможна, благодаря применению различных форм и методов организации как лекционных, так и семинарских занятий, проектировочной деятельности с возрастающей степенью активности, самостоятельности и независимости творческой индивидуальности каждого студента.
Третье условие - стимуляция к поиску способов самопознания и самоопределения студентов в формировании у них сознания того, что самопознание, самоактуализация, самостроительство является одним из основных жизненных смыслов. Для этого они должны быть приняты на уровне личного смысла, т.е. поняты, как имеющие значение для личности. Самопознание понимается нами как знание и понимание субъектом самого себя, база для становления Я-концепции на когнитивном, эмоциональном, оценочноволевом уровнях и т.д. Самопознание необходимо для определения имеющихся личностных качеств, способностей и склонностей.
Психологическая сущность самоопределения личности заключается в сознательном акте выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. Самоопределение есть основной механизм обретения и проявления человеком внутренней свободы. Основным условием самоопределения - готовности к жизненному выбору - выступает способность личности самостоятельно вырабатывать моральные принципы и руководствоваться ими. На этой базе возникает возможность обучения молодежи самостоятельно принимать решения (С.В. Кульневич) [7].
Четвертое условие. Позитивная установка на формирование ценностного отношения к миру проявляется, прежде всего, через формирование положительной установки на самообразование и правильного оценочного отношения к себе и окружающим.
Отметим, что в жизни каждого человека при «встрече» двух факторов -потребности и ситуации удовлетворения потребностей- направленность любых проявлений психики и поведения человека определяет принцип установки (Д.Н. Узнадзе). Именно смысловая установка выражает проявляющееся в деятельности личности отношение ее к тем объектам, которые имеют личностный смысл. Смысловые установки содержат:
- информационный компонент - взгляды человека на мир и образ того, к чему человек стремится;
- эмоционально-оценочный компонент - антипатии и симпатии по отношению к значимым объектам;
- поведенческий компонент - готовность действовать по отношению к объекту, имеющему личностный смысл.
Таким образом, именно с помощью смысловых установок человек приобщается к системе норм и ценностей данной социальной среды, они помогают сохранить статус-кво личности в напряженных ситуациях, способствуют самоутверждению личности, выражаются в стремлении личности привести в систему содержащиеся в них личностные смыслы знаний, норм, ценностей. Такие смысловые установки из психологических механизмов регуляции деятельности превращаются в черты характера личности, определяя ее ценностные ориентации и критерии ценностного выбора [8].
Позитивная установка на формирование ценностного отношения к миру проявляется на двух уровнях:
- базовая (стартовая) установка на заинтересованное отношение к информации о ценностных смыслах и ценностном отношении к миру и себе, духовном начале в человеке (знания, формы и способы деятельности);
- надстроечная, собственная установка.
Пятое условие - наличие способностей к рефлексии (ценностной рефлексии). Каждый человек вместе со своим поколением включается в процесс освоения, познания, самостоятельного исследования уже накопленного духовного опыта и ценностного багажа. Рефлексия - это размышление, полное сомнений, противоречий, особый источник знания, опирающийся на внутренний опыт субъекта в отличие от внешнего мира его ощущений. В философии рефлексия рассматривается как процесс осмысления чего-либо при помощи изучения и сравнений, как «новый поворот» духа после совершения познавательного акта к «Я», как к центру акта, благодаря чему происходит присвоение познанного [7].
Ценностная рефлексия предоставляет студентам свободу в процессе интериоризации духовных ценностей на уровне выбора, оценивания и действия. Личная перспектива и ожидание радости порождает состояние эмоционального подъема, мобилизует духовные силы студентов.
Шестое условие - опора на субъективный опыт студентов. «Без ведома» личности нельзя решать, какой ей быть (не следует смешивать с когнитивной сферой, где стандарты образования определяются в значительной мере из других соображений). Субъективный опыт понимается нами как структура жизненных смыслов студентов, своего рода правил самоорганизации их внутреннего мира, в форме личностных мировоззренческих диспозиций, ценностных ориентаций и пр.
Седьмое условие - предоставление студентам свободы выбора. Свобода олицетворяет собой возможность и способность человека мыслить, действовать, совершать поступки, исходя из собственных побуждений, интересов и целей. Свобода, по Канту, - это активность личности на основе своей воли, ограничения которой принимаются каждым индивидом на основе этических принципов и категорического императива.
Моральное право и психологическая готовность осознанно проявлять свободу воли в конкретных актах поведения и деятельности, в определении целей и средств их достижения проявляются в выборе, который всецело ориентирован на внутренние резервы и душевный потенциал личности [7].
В нашем исследовании свобода выбора рассматривается как возможность свободного общения (коммуникативного взаимодействия) для информационного и проблемного обмена. Как отмечает Т.Д.Шевеленкова, «личность не существует вне системы своих выборов, ими конституируется, создается» [9, с.24]. Личность, как носитель сознания и воли, может развиваться только произвольно, в свободном выборе жизненных приоритетов, системы ценностей, поведения и круга общения.
Последнее условие - активное включение в проектировочную деятельность. В нашем исследовании оно выступает неотъемлемой частью формирования духовноценностной сферы личности студентов. Приобщения к человеческой культуре и опыту, духовным ценностям и идеалам, накопленным и выстраданным человечеством, явно недостаточно для подлинного развития духовной сущности человека, т.е. нужны дополнительные «мероприятия». Необходима сознательная индивидуальная последовательная реконструкция того пространственно-временного континуума, в котором личность реализует самое себя, что возможно посредством проектировочной деятельности (проектирования и моделирования собственных моделей и программ самоизменения, самостроительства).
В нашем исследовании активная проектировочная деятельность студентов реализовывается при создании ими моделей приоритетных духовных ценностей как системы личных и профессиональных смыслов.
В самой модели изначально заложены три группы духовных ценностей («ценности переживания», «ценности отношения», «ценности созидания»), по которым студентам необходимо выполнить ранжирование своих ценностных приоритетов и расположить эти три группы ценностей в виде «пирамиды», объяснив свои ценностные предпочтения и ту или иную расстановку.
При создании модели духовных ценностей студенты работали по предложенному преподавателем вспомогательному алгоритму:
Первый этап - ценностный анализ:
1. Определи приоритеты разрабатываемой группы ценностей.
2. Обоснуй ценностный смысл своего выбора.
3. Определи преимущества данного выбора.
4. Определи негативные последствия выбора.
5. Сделай общий вывод, какие именно ценности будут служить тебе в качестве личностных и профессиональных приоритетов.
6. Обозначь расстановку приоритетных ценностей в виде «пирамиды» (заполняется, когда все три группы ценностей проработаны по п. 1-5).
Второй этап - ценностная рефлексия (определение перспектив):
1. Составь прогнозируемый психологический портрет личности, которому соответствует такая расстановка.
2. Определи личностные преимущества, которые ты приобретаешь, приближаясь к такому психологическому портрету.
Третий этап - активная рефлексия:
1. Обозначь расстановку приоритетных способов достижения выделенных личностных преимуществ.
2. Выдели факторы, мешающие тебе в достижении этого.
3. Выдели факторы, которые тебе могут в этом помочь.
4. Определи сроки достижения данной цели.
Таким образом, данная программа помогает студентам в личностном и профессиональном росте и духовно-ценностном самоопределении.
Итак, процесс формирования духовно-ценностной сферы личности студентов будет более эффективным, если его строить с учетом следующих условий: ценностных ориентаций самого педагога, индивидуально-дифференцированной работы со студентами, стимуляции к поиску способов самопознания и самоопределения студентов, посыла позитивной установки на формирование ценностного отношения к миру, способностей к рефлексии, опоры на субъективный опыт студентов, предоставления свободы выбора и межличностного общения, активного включения в проектировочную деятельность.
Примечания:
1. Ожегов С.И Словарь русского языка / под общ. ред. Л.И. Скворцова. М.: Оникс: Мир и Образование, 2007. 640 с.
2. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л.Ф. Ильичев. М.: Сов. энциклопедия, 1983. 840 с.
3. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В.А. Мижериков; под общ. ред. П.И. Пидкасистого. М.: Сфера, 2004. 448 с.
4. Яковлева Н.М. Теория и практика подготовки будущих учителей к творческому решению воспитательных задач: дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 1992. 403 с.
5. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогика. М.: Академия, 2007. 496 с.
6. Лихачев Б.Т. Педагогика. М.: Юрайт-Издат, 2003. 607 с.
7. Кульневич С.В. Менеджмент профессионального самоопределения: ценностносмысловой аспект. Воронеж, 1998. 195 с.
8. Психология: словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
9. Шевеленкова Т.Д. Исследование личностного способа существования человека в современном мире // Психология личности в условиях социальных изменений. М.: Логос, 1993. 304 с.
References:
1. Ozhegov S.I. Russian Dictionary / Ed. Professor L.I.Skvortsov. - М.: Onyx; The World and Education, 2007. - 640 p.
2. The philosophical encyclopaedic dictionary / Ed-in-chief L.F. Ilyichev, P.N. Fedoseyev, S.M. Kovalev, G.P. Popov. - М.: Soviet encyclopaedia, 1983. - 840 p.
3. The Dictionary-directory on pedagogy / Author’s compilation of V.A. Mizherikov; Ed. P.I. Pidkasisty. - М.: Sphere, 2004. - 448 p.
4. Yakovleva N.M. The theory and practice of preparation of the future teachers to the creative decision of educational problems: Dissertation of Doctor of Pedagogy. Chelyabinsk, 1992. - 403 p.
5. Borytko N.M. Pedagogy: The manual for students of higher institutions / N.M. Borytko, I.A. Solovtsova, A.M.Baibakov; Ed. N.M. Borytko. - М.: Academy, 2007. - 496 p.
6. Likhachev B.T. Pedagogy: The manual for students of of pedagogical institutions and listeners of IPK and FPK. - 4 ed., remade and added. - М.: Yurait-Izdat, 2003. - 607 p.
7. Кульневич S.V. Management of professional self-determination: axeological-semantic aspect: The educational-methodical manual. - Voronezh, 1998. - 195 p.
8. Psychology. The dictionary / Ed. A.V.Petrovsky, M.G.Yaroshevsky. - 2 ed., corrected and added. - М.: Politizdat, 1990. - 494 p.
9. Shevelenkova T.D. Research of a personal way of existence of the person in the modern world // Psychology of the person in the conditions of social changes. - М.: Logos, 1993. - 304 p.