Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ФАКТОРЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Безденежных Лилия Валерьевна

В статье рассматриваются факторы и педагогические условия формирования академической мобильности студентов педагогического вуза. Учитывая значимость социокультурной обусловленности формирования академической мобильности у студентов педагогических вузов и наличия противоречий между потребностью государства в конкурентоспособных специалистах, обладающих сформированной академической мобильностью и недостаточной разработанностью данной проблемы в педагогической теории и практике; между требованиями в организации процесса академической мобильности у студентов педагогических вузов и отсутствием модели ее реализации в педагогическом вузе, мы ставим целью определить внешние и внутренние факторы для конструирования целостного педагогического процесса, способствующего формированию академической мобильности. В основе исследования - положения средового подхода о методологии, сущности и развитии социальной среды; системный подход, определяющий внешние связи и структуру исследуемого явления; социокультурный подход, нацеливающий студентов-бакалавров на адаптацию в мультикультурном и полиязычном мире; компетентностный подход, который направляет процесс формирования академической мобильности на формирование общекультурных и профессиональных компетенций студентов, а также теории личности и социокультурной обусловленности ее развития. Выявлены педагогические условия, обеспечивающие, в отличие от обоснованных ранее, целостность процесса формирования академической мобильности, в том числе факторы, обогащающие образовательную среду вуза новыми возможностями формирования качеств личности, детерминирующих академическую мобильность студентов. Результаты исследования направлены на формирование академической мобильности студентов педагогического вуза за счет обогащения образовательной среды вуза возможностями развития значимых личностных качеств у обучающихся: толерантного отношения к «иной» культуре, адекватного восприятия культурных ценностей общества, а также сохранение своей культуры; овладения общекультурными, культурно-специфическими знаниями об истории страны изучаемого языка; формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Данные компоненты ориентированы на вхождение личности студента в иноязычное образовательное и научное пространство в рамках диалога культур, востребованы социумом в современных полиязычных социокультурных условиях, и могут быть использованы в системе форм, методов и средств взаимодействия педагогов и обучающихся.The article deals with the factors and pedagogical conditions of academic mobility formation among the students of pedagogical universities. We take into account the importance of socio-cultural conditionality in the formation of academic mobility of students of pedagogical universities and the presence of contradictions between the need of the state in competitive specialists with formed academic mobility and insufficient development of this problem in pedagogical theory and practice; between the requirements in organizing the process of academic mobility in students of pedagogical universities and the lack of model of its implementation in a pedagogical university. We aim to identify external and internal factors for designing a holistic pedagogical process that promotes academic mobility. The research is based on the provisions of the environmental approach on the methodology, essence and development of social environment; systemic approach, which determines the external relations and structure of the phenomenon under study; socio-cultural approach, which aims undergraduate students at adaptation in a multicultural and multilingual world; competence approach, which directs the process of academic mobility formation at formation of general cultural and professional competences of students, as well as theory of personality and socio-cultural conditionality of its development. We have identified pedagogical conditions that ensure, unlike those previously substantiated, the integrity of the process of academic mobility formation, including factors that enrich the educational environment of the university with new opportunities for the formation of personal qualities that determine academic mobility of students The results of the research are aimed at the formation of academic mobility of students of pedagogical university by enriching the educational environment of the university with opportunities of development of significant personal qualities in students: tolerant attitude to «other» culture, adequate perception of cultural values of society, as well as preservation of own culture; mastering general cultural, cultural specific knowledge about history of the country of the studied language; formation of foreign-language communicative competence. These components are focused on the student’s entry into foreign-language educational and scientific space within the dialogue of cultures, are demanded by the society in modern multilingual socio-cultural conditions and can be used in the system of forms, methods and means of interaction of teachers and students.The article deals with the factors and pedagogical conditions of academic mobility formation among the students of pedagogical universities. We take into account the importance of socio-cultural conditionality in the formation of academic mobility of students of pedagogical universities and the presence of contradictions between the need of the state in competitive specialists with formed academic mobility and insufficient development of this problem in pedagogical theory and practice; between the requirements in organizing the process of academic mobility in students of pedagogical universities and the lack of model of its implementation in a pedagogical university. We aim to identify external and internal factors for designing a holistic pedagogical process that promotes academic mobility. The research is based on the provisions of the environmental approach on the methodology, essence and development of social environment; systemic approach, which determines the external relations and structure of the phenomenon under study; socio-cultural approach, which aims undergraduate students at adaptation in a multicultural and multilingual world; competence approach, which directs the process of academic mobility formation at formation of general cultural and professional competences of students, as well as theory of personality and socio-cultural conditionality of its development. We have identified pedagogical conditions that ensure, unlike those previously substantiated, the integrity of the process of academic mobility formation, including factors that enrich the educational environment of the university with new opportunities for the formation of personal qualities that determine academic mobility of students The results of the research are aimed at the formation of academic mobility of students of pedagogical university by enriching the educational environment of the university with opportunities of development of significant personal qualities in students: tolerant attitude to «other» culture, adequate perception of cultural values of society, as well as preservation of own culture; mastering general cultural, cultural specific knowledge about history of the country of the studied language; formation of foreign-language communicative competence. These components are focused on the student's entry into foreign-language educational and scientific space within the dialogue of cultures, are demanded by the society in modern multilingual socio-cultural conditions and can be used in the system of forms, methods and means of interaction of teachers and students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА»

DOI: 10.12731/2658-4034-2021-12-4-35-50 УДК 378.2

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Л.В. Безденежных

В статье рассматриваются факторы и педагогические условия формирования академической мобильности студентов педагогического вуза. Учитывая значимость социокультурной обусловленности формирования академической мобильности у студентов педагогических вузов и наличия противоречий между потребностью государства в конкурентоспособных специалистах, обладающих сформированной академической мобильностью и недостаточной разработанностью данной проблемы в педагогической теории и практике; между требованиями в организации процесса академической мобильности у студентов педагогических вузов и отсутствием модели ее реализации в педагогическом вузе, мы ставим целью определить внешние и внутренние факторы для конструирования целостного педагогического процесса, способствующего формированию академической мобильности.

В основе исследования - положения средового подхода о методологии, сущности и развитии социальной среды; системный подход, определяющий внешние связи и структуру исследуемого явления; социокультурный подход, нацеливающий студентов-бакалавров на адаптацию в мультикультурном и полиязычном мире; компе-тентностный подход, который направляет процесс формирования академической мобильности на формирование общекультурных и профессиональных компетенций студентов, а также теории личности и социокультурной обусловленности ее развития.

Выявлены педагогические условия, обеспечивающие, в отличие от обоснованных ранее, целостность процесса формирования ака-

демической мобильности, в том числе факторы, обогащающие образовательную среду вуза новыми возможностями формирования качеств личности, детерминирующих академическую мобильность студентов.

Результаты исследования направлены на формирование академической мобильности студентов педагогического вуза за счет обогащения образовательной среды вуза возможностями развития значимых личностных качеств у обучающихся: толерантного отношения к «иной» культуре, адекватного восприятия культурных ценностей общества, а также сохранение своей культуры; овладения общекультурными, культурно-специфическими знаниями об истории страны изучаемого языка; формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Данные компоненты ориентированы на вхождение личности студента в иноязычное образовательное и научное пространство в рамках диалога культур, востребованы социумом в современных полиязычных социокультурных условиях, и могут быть использованы в системе форм, методов и средств взаимодействия педагогов и обучающихся.

Ключевые слова: академическая мобильность; профессиональные компетенции; педагогические условия; системный подход; факторы; образовательная среда; адаптация

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF BACHELOR'S ACАDEMIC MOBILITY IN A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

L.V. Bezdenezhnykh

The article deals with the factors and pedagogical conditions of academic mobility formation among the students ofpedagogical universities. We take into account the importance of socio-cultural conditionality in the formation of academic mobility of students of pedagogical universities and the presence ofcontradictions between the need of the state in competitive specialists with formed academic mobility and insufficient development of

this problem in pedagogical theory and practice; between the requirements in organizing the process of academic mobility in students of pedagogical universities and the lack of model of its implementation in a pedagogical university. We aim to identify external and internal factors for designing a holistic pedagogical process that promotes academic mobility.

The research is based on the provisions of the environmental approach on the methodology, essence and development of social environment; systemic approach, which determines the external relations and structure of the phenomenon under study; socio-cultural approach, which aims undergraduate students at adaptation in a multicultural and multilingual world; competence approach, which directs the process of academic mobility formation at formation of general cultural and professional competences of students, as well as theory ofpersonality and socio-cultural conditionality of its development.

We have identified pedagogical conditions that ensure, unlike those previously substantiated, the integrity of the process ofacademic mobility formation, including factors that enrich the educational environment of the university with new opportunities for the formation of personal qualities that determine academic mobility of students

The results of the research are aimed at the formation of academic mobility of students ofpedagogical university by enriching the educational environment of the university with opportunities ofdevelopment ofsignificant personal qualities in students: tolerant attitude to «other» culture, adequate perception of cultural values of society, as well as preservation of own culture; mastering general cultural, cultural specific knowledge about history of the country of the studied language; formation offoreign-lan-guage communicative competence. These components are focused on the student s entry into foreign-language educational and scientific space within the dialogue of cultures, are demanded by the society in modern multilingual socio-cultural conditions and can be used in the system of forms, methods and means of interaction of teachers and students.

Keywords: academic mobility; professional competences; pedagogical conditions; systemic approach; factors; educational environment; adaptation

За последнее десятилетие изменения в мире повлекли за собой трансформации в подготовке учителя, когда ценностным ориентиром становится формирование личности, владеющей одним или несколькими иностранными языками, способствующих гибкому построению индивидуальной образовательной траектории и формированию академической мобильности. Возможности для построения собственной образовательной траектории предоставляет студенту социокультурная образовательная среда педагогического вуза. Однако, при выборе программы и/или учебного заведения для продолжения образования, исходя из собственных потребностей, студент должен быть мобильным. Все это должно стать серьезным импульсом к формированию «нового облика» будущих учителей иностранного языка на факультете, в частности, и в университете, в целом.

В основе нашего исследования лежат положения средового подхода о методологии, сущности и развитии социальной среды; системный подход, определяющий внешние связи и структуру исследуемого явления; социокультурный подход, способствующий адаптации студентов-бакалавров в мультикультурном и полиязычном мире; компетентностный подход, направляющий процесс формирования академической мобильности на формирование общекультурных и профессиональных компетенций студентов, а также теории личности и социокультурной обусловленности ее развития.

Рассмотрим факторы и педагогические условия конструирования целостного педагогического процесса, направленного на формирование академической мобильности студента педагогического вуза.

Понятие «педагогические условия» не имеет однозначного определения до сих пор. С философской точки «условие» выражает отношение предмета к окружающим явлениям, без которых его существование невозможно. Условие подразумевает зависимость предмета или комплекса предметов, характер их взаимодействия, при наличии которого предмет существует, функционирует и развивается. В отличие от понятия «причина», оно включает внешние и внутренние факторы, для явления условие есть нечто внешнее. Условия, в педагогике, не являясь причиной событий, могут уси-

ливать или ослаблять действия причины, поэтому эффективность функционирования педагогической системы будет зависеть от условий как факторов, обстоятельств.

В.И. Андреев пишет, что «педагогические условия - это результат «целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания методов и приемов, а также организационных форм обучения для достижения дидактических целей» [2].

Н.М. Яковлева определяет педагогические условия как совокупность мер в образовательном процессе для достижения студентами необходимого уровня знаний, умений и навыков [11, с. 13].

Мы разделяем мнение В.А. Беликова и Н.Ю. Посталюк, которые рассматривают педагогические условия как обязательный компонент педагогического процесса, содержащий совокупность мер и его объективных возможностей, которые направлены на достижение поставленной цели. Совокупность мер и возможностей педагогического процесса включает внешние характеристики педагогического объекта - содержание, формы, методы, ориентированные на определенные взаимоотношения с внутренним миром студента [3, с. 121].

Итак, в контексте нашего исследования педагогические условия формирования академической мобильности выступают как совокупность педагогических факторов, обеспечивающих будущим бакалаврам педагогического образования возможности для освоения профессиональных образовательных программ, овладения в содержательных, организационных, целевых, процессуальных, методических и инструментальных условиях открытой социокультурной образовательной среды вуза необходимыми компетенциями и практическими умениями для выполнения определенных видов профессиональной деятельности. Также считаем целесообразным включить комплекс взаимосвязанных психолого-педагогических компонентов, связанных с характером учебной практики, участием в программах академической мобильности.

Проведя теоретический анализ литературы (Т.И. Заславская, Э.Ф. Зеер, В.И. Иванова, В.А. Сластенин, А.Ю. Слепухин, др.) мы

обнаружили следующие внешние (объективные) факторы, способствующие формированию академической мобильности студентов:

- усложнение социального заказа, который предполагает подготовку мобильных, компетентных специалистов, владеющих одним или несколькими иностранными языками;

- инновации в образовании, отраженные в новых стандартах образования, направленные на подготовку личности будущего бакалавра педагогического образования, готовой к диалогу культур в изменяющемся полиязычном мире;

- наличие полиязычной среды, предполагающей вхождение студента в иноязычное образовательное и научное пространство в рамках диалога культур.

Внутренние факторы, как комплекс педагогических условий, обогащающих образовательную среду вуза возможностями развития качеств личности, включают:

- организационно-педагогические условия; детерминированы требованиями компетентностного, средового и социокультурного подходов (компетентностная ориентированность образования; социокультурная направленность образования, ценностный характер среды обучения и воспитания);

- психолого-педагогические условия; предполагают опору на принципы академической мобильности и связаны с особенностями образовательной среды педагогического вуза;

- дидактические условия; ориентируют на использование дидактического инструментария, выбор и реализацию содержания, форм, методов, средств, обеспечивающих формирование академической мобильности.

Раскроем содержание педагогических условий формирования академической мобильности студентов бакалавров педагогического вуза.

Организационно-педагогические условия реализуются посредством моделирования профессионально-ориентированных ситуаций будущими бакалаврами педагогического образования; подготовку индивидуальных и коллективных научно-исследовательских работ (имитационный тренинг, сообщения, доклады, презентации, дра-

мотерапия) по направлению будущей профессии и/или смежной с ней, в форме диалогов, ролевых игр, конференций и встреч, что позволяет студентам проявить себя в разнообразных видах и формах деятельности учителя, смоделировать реальную ситуацию преподавания и вхождения в корпоративную культуру.

На факультете иностранных языков формирование индивидуальной образовательной траектории будущего учителя, реализация его личностного потенциала происходит через инновационные образовательные технологии - case-технологию, портфолио, basket-метод, web-квест; игровые технологии, проектирование, моделирование; кредитно-модульную систему организации учебного процесса; ком-петентностно-ориентированное обучение и пр. Индивидуальная образовательная программа будущего бакалавра педагогического образования направлена не только на освоение основной профессиональной образовательной программы, но и стимуляцию его активности и самостоятельности, побуждает студента к творческому саморазвитию, стремлению быть конкурентоспособным.

Здесь стоит обратиться к интерпретации терминов «конкуренция» и «конкурентоспособность». Термин «конкуренция» позаимствован педагогической наукой из области экономики. Экономисты предлагают разнообразие определений конкуренции, а именно: «конкуренция - это стремление соответствовать критериям доступа к редким благам» (П. Хейне); это динамичный и развивающийся процесс (М. Портер); это процесс для получения и передачи знаний (Фридрих А. фон Хайек). Мы разделяем точку зрения В.В. Радаева, который, в соответствии с социологическим подходом, определяет конкуренцию, применительно к рынку труда, как «процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами с целью получения престижного рабочего места» [6, с. 28].

Под конкурентоспособностью педагоги-исследователи (Л.М. Митина, Г.В. Шавырина, Ю.А. Кореляков и др.) понимают «способность максимального расширения собственных возможностей с целью личностной, профессиональной, социальной, нравственной самореализации». Мы, вслед за исследователем Р.А. Фатхутдино-

вым, определим конкурентоспособность как способность отвечать требованиям профессии и управлять конкурентными преимуществами [10, с. 36].

Проведя анализ научной литературы, мы констатировали отсутствие единого мнения ученых-исследователей относительно определения понятия конкурентоспособность выпускника. В частности, исследователь С.Я. Батышев рассматривает данное понятие как показатель качества подготовки студента, как возможность реализации профессиональных и личностных качества выпускника вуза в интересах современного предприятия. Но конкурентоспособность выпускника-бакалавра определяется на уровне его культуры и непосредственно интеллектуального развития.

Д.В. Чернилевский, О.К. Филатов, Е.Ю. Шабалин и пр. определяют конкурентоспособность как качество подготовки будущего специалиста: конкурентоспособный выпускник-бакалавр - это специалист-профессионал, владеющий методиками решения профессиональных целей и задач в изменяющихся профессионально-ориентированных ситуациях.

Так, конкурентоспособность может рассматриваться как интегральная характеристика личности выпускника, охватывающая способность выпускника-бакалавра к самореализации в профессиональной деятельности, его готовность к мобильности, к конкурированию на рынке труда, к непрерывному обучению. Поэтому взаимодействие преподавателя и студента при формировании индивидуальной образовательной траектории обучающегося подразумевает учет потребностей, целей обучения, адекватную оценку участия и прогресса студента в процессе обучения. Преподаватель формулирует критерии оценки на каждом этапе для определения сформированности компетенций обучающихся. Преподаватели факультета иностранных языков интегрируют учебные дисциплины на иностранном языке в учебный процесс, в котором:

- преобладают интерактивные методы обучения (разговорные клубы, мастер-классы, телемосты, вебинары, панельные дискуссии);

- учитываются последние изменения в подходах к преподаванию иностранных языков (пост-коммуникативные полифункциональные методы, технологии расширенного изучения иностранного языка;

- разрабатываются и используются материалы, подготовленные совместно - студентами и преподавателями;

- продуктивно используются аутентичные учебно-методические комплексы, электронные ресурсы;

- студенты обучаются в разноуровневых группах.

Итак, «индивидуальная образовательная траектория» это гибкий вид обучения, ориентированный на потребности, формируемые у обучающегося в реальном времени с учетом его личностных характеристик, который обучающийся выстраивает в сотрудничестве с преподавателем.

Психолого-педагогические условия реализуются через формирование положительной мотивационно-ценностной ориентации, которая направлена на межкультурное взаимодействие и деятельное освоение культуры, традиций, особенностей быта другой страны, повышение интереса к предмету и высокую мотивацию к изучению иностранного языка. Поэтому весь процесс обучения на факультете иностранных языков имеет социокультурную направленность и предполагает реализацию следующих целей обучения иностранному языку (И.И. Лейфа, П.В. Сысоев, Я.М. Тарасова, Е.Г. Тарева, др.): общеобразовательную (детальное освоение родной культуры через проникновение и взаимодействие с «иной» культурой); воспитательную (гуманизация образования; участие в диалоге культур); развивающую (формирование способности освоения особенностей культуры страны изучаемого языка при сопоставлении разнообразных реалий; понимание национальной социокультурной принадлежности). Данные цели реализуются через интеллектуальные игры, олимпиады, конкурсы, круглый стол, кейс-метод, ментальные карты, «открытую кафедру».

Мы солидарны со сторонниками ценностного подхода (В.Г. Алексеева, Т.Н. Малиновская, В.С. Мухина, В.А. Ядов, С. ВаЫп, J. FontaшИe,

др.), которые наделяют личность будущего учителя-профессионала духовными ценностями, нравственными и этическими нормами, среди которых: духовность, гуманизм, уважение к личности, толерантность, высокий уровень культуры, способность к самоанализу и рефлексии. Поэтому в учебных программах факультета иностранных языков преобладает подход к сочетанию блоков общеобразовательных дисциплин, психолого-педагогических и специальных и наполнению содержания образования ценностями-знаниями; активно применяются современные методы обучения, активизирующие позицию студента; происходит интенсификация педагогической практики.

Информацию о профессии учителя иностранного языка, его деятельности и личностных качествах будущие бакалавры педагогического образования получают на основе иноязычных текстов, представленных преподавателем или самостоятельно подготовленных студентами, участвуют в конференциях, в программах академической мобильности, в межкультурных диалогах со студентами из зарубежных университетов во время проведения «мостов дружбы». То есть, профессиональные ценности, которыми обладают преподаватели факультета иностранных языков, являются ориентиром и способствуют воспитанию мировоззрения, расширению профессиональных знаний, формированию компетенций в системе подготовки будущих бакалавров педагогического образования.

Дидактические условия реализуются через компетентностный подход, формирование общекультурных и общепрофессиональных компетенций и совершенствование иноязычной коммуникативной компетентности. На данном этапе социального развития приоритетными представляются не только вопросы определения целей образования, но и вопросы определения его результативности. То есть, образование больше не отвечает узким целям - формирование знаний, умений, навыков, а призвано решать проблемы формирования определенных качеств личности, ее становления и вхождения в поликультурный мир. В связи с чем, российская высшая школа стремится создать инновационные условия для продуктивного взаимодействия образования и рынка труда.

Отметим, что мы понимаем компетентность как совокупность личностных качеств, знаний, умений, навыков и практического опыта, необходимых для решения профессиональных задач.

Понятие профессиональная компетентность мы будем трактовать как совокупность личностных и профессиональных качеств, сформированных в процессе овладения спецификой профессии учителя, качеств, востребованных для продуктивного выполнения педагогической деятельности.

На факультете иностранных языков в рамках различных дисциплин студенты работают над профессионально-ориентированными текстами, проектами по лингвострановедческой тематике, выполняют лексико-коммуникативные задания, направленные на формирование коммуникативной компетенции как составной части компетенции общепрофессиональной, способствующей использованию языка на практике, обращению к аутентичным информационным источникам, формированию представлений о культурных традициях, быте страны изучаемого языка. Все это позволяет объединить знание языка с будущей профессиональной деятельностью бакалавра педагогического образования и содействует формированию профессиональной компетентности.

При формировании академической мобильности коммуникативная компетенция как одна из основных целей обучения иностранному языку, трактуется нами как способность говорящего общаться в разных сферах жизни на иностранном языке при прямом или опосредованном контакте, в том числе с носителями изучаемого языка, и как умение использовать факты языка и речи для реализации целей общения. Обучение иностранному языку будущих бакалавров педагогического образования, с учетом формирования коммуникативной компетенции, предполагает формирование знаний, навыков и умений, способствующих их приобщению к культурным ценностям страны изучаемого языка, установлению взаимопонимания и взаимодействия с носителями языка в соответствии с нормами и ценностями «иной» культуры. Коммуникативная компетенция будущих бакалавров педагогического образования содержит совокупность таких знаний, умений и навыков.

Коммуникативная компетенция будущего бакалавра педагогического образования рассматривается нами как компонент профессиональной педагогической компетентности, так как профессиональные качества учителя иностранного языка характеризуются развитыми коммуникативными свойствами личности, поэтому коммуникативная компетенция формируется перманентно на занятиях через интерактивные методы обучения: семинары, дискуссии, вебинары, мастер-классы, круглые столы, тьюториалы, то есть, комбинированные методики обучения иностранному языку. Содержательный и технологические аспекты педагогических условий формирования академической мобильности представлены в таблице (табл.1):

Таблица 1.

Содержательный и технологические аспекты педагогических условий

№ Педагогические условия Содержание Методы, формы формирования академической мобильности

1 Организа-ционно-пе-дагогиче-ские - презентации программ академической мобильности, международных проектов; - проектирование индивидуальной образовательной траектории будущего бакалавра педагогического образования; - моделирование профессионально-ориентированных ситуаций: имитационный тренинг, сообщения, доклады, презентации, драмотерапия

2 Психолого-педагогические - формирование ценностной ориентации и мотивации, направленной на диалог культур и активное, освоение инноваций в профессиональной сфере интеллектуальные игры, олимпиады, конкурсы, круглый стол, кейс-метод, ментальные карты, «открытая кафедра»

3 Дидактические - формирование общекультурных и общепрофессиональных компетенций; - совершенствование иноязычной коммуникативной компетентности лекционные, практические, семинарские занятия; организация самостоятельной работы; использование электронных учебных пособий; видеоконференции, вебквесты, учебные проекты, игровые технологии и игровое проектирование; ситуативный анализ; традиционная дискуссия, дискуссия с мозговым штурмом

Заключение

Таким образом, под педагогическими условиями формирования академической мобильности у студентов педагогического вуза мы понимаем такую совокупность педагогических факторов, которая в открытой социокультурной образовательной среде предоставляет определенные возможности для освоения профессиональных образовательных программ будущими бакалаврами педагогического образования, для формирования их компетенций и овладения практическими умениями, необходимыми для реализации академической мобильности, будущей профессиональной деятельности, карьерного роста. Мы определили внешние (объективные) факторы, способствующие формированию академической мобильности студентов: усложнение социального заказа, инновации в образовании, наличие полиязычной среды, и внутренние факторы, как комплекс педагогических условий, обогащающих образовательную среду вуза возможностями развития качеств личности и включающих условия: организационно-педагогические, психолого-педагогические, дидактические.

Информация о конфликте интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Список литературы

1. Алашеев С.Ю., Посталюк Н.Ю. Концептуальные основы организации мониторинга региональных систем начального профессионального образования / С.Ю. Алашеев, Н.Ю. Посталюк // Стандарты и мониторинг в образовании. 2006. № 4. С. 37-43.

2. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2012. 608 с.

3. Беликов В.А. Философия образования личности: деятельный аспект М.: Владос, 2004. 216 с.

4. Заславская Т.И., Ядов В. А. Социальные трансформации в России в эпоху глобальных изменений / Т.И. Заславская, В.А. Ядов // Социологический журнал. 2008. № 4. С. 8-22.

5. Зеер Э.Ф. Индивидуальные образовательные траектории обучающихся в профессиональной школе / Э.Ф. Зеер, О.С. Попова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2016. №2. С. 58-62.

6. Радаев В.В. Сущность и функции социальной стратификации / Ра-даев В.В., Шкаратан О.И. // Социальная стратификация. М.: Аспект пресс. 1996. С. 26-48.

7. Сластенин В.А. Болонское соглашение: курс на интеграцию / В.А. Сластенин. 2011. №8. С. 4-7.

8. Сысоев П.В. Коммуникативно-этнографический подход к обучению иностранному языку и культуре: новые задачи и новые возможности в XXI веке / П. В. Сысоев // Иностранные языки в школе. 2015. № 1. С. 9- 22.

9. Тарева Е.Г. Инновации в обучении языку и культуре: pro et contra / Е.Г. Тарева, Н.Д. Гальскова // Иностранные языки в школе. 2013. № 10. С. 2- 8.

10. Фатхутдинов Р. Управление конкурентоспособностью вуза / Р. Фат-хутдинов // Высшее образование в России. 2006. № 9. C. 35-37.

11. Яковлева Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: Дис.. .д-ра пед. наук. Челябинск, 1992. - 403 с.

12. Boiron M. Enseigner et apprendre. Le français dans le monde, 2001, Novembre - décembre, no. 31, pp.31-40.

13. Fontanille J. Séma et soma. Les figures du corps. Paris: Maisonneuve et Larose, 2004, pp.104-106.

14. Heyne P. The Economic Way of Thinking. Pearson: 13th edition (July 3, 2013), 456 p.

15. Porter M. The Five Competitive Forces That Shape Strategy. Harvard Business Review, no. 1, 2008, pp. 1-19.

16. Von Hayek A.F. Law. Legislation and Liberty V. 1. University of Chicago Press. 1978. P.191.

References

1. Alasheev S.U., Postalyuk N.U. Konceptual'nye osnovy organizacii monitoringa regional'nyh sistem nachal'nogo professional'nogo obrazovaniya

[Conceptual framework for the organization of monitoring of regional systems of initial vocational education]. Standards and Monitoring in Education, 2006, no. 4, pp. 37- 43.

2. Andreev V.I. Pedagogika: uchebnyj kurs dlya tvorcheskogo samorazvi-tiya [Pedagogy: a course for creative self-development]. Kazan': Center for Innovative Technologies, 2012, 608 p.

3. Belikov V. A. Filosofiya obrazovaniya lichnosti: deyatel 'nyj aspect [Philosophy of Personal Education: The Activity Aspect]. Moscow: Vlados, 2004, 216 p.

4. Boiron M. Enseigner et apprendre. Le français dans le monde. 2001, Novembre - décembre, no. 31, pp. 31-40.

5. Fathutdinov R. Upravlenie konkurentosposobnost'yu vuza [Managing the competitiveness of higher education institutions]. Higher education in Russia, 2006, no. 9, pp. 35-37.

6. Fontanille J. Séma et soma. Les figures du corps. Paris: Maisonneuve et Larose. 2004, pp.104 -106.

7. Heyne P. The Economic Way of Thinking. Pearson: 13th edition (July 3, 2013), 456 p.

8. Porter M. The Five Competitive Forces That Shape Strategy. Harvard Business Review, 2008, no. 1, pp. 1-19.

9. Radaev V.V. Sushchnost' i funkcii social'noj stratifikacii [The essence and functions of social stratification]. Social stratification, Moscow: Aspect press, 1996, pp. 26-48.

10. Sysoev P.V. Kommunikativno-etnograficheskij podhod k obucheniyu inostrannomu yazyku i kul'ture: novye zadachi i novye vozmozhnosti v XXI veke [The Communicative Ethnographic Approach to Foreign Language and Culture Education: New Challenges and New Opportunities in the 21st Century]. Foreign languages in school, 2015, no. 1, pp. 9-22.

11. Slastenin V.A. Bolonskoe soglashenie: kurs na integraciyu [The Bologna Accord: Towards integration]. 2011, no. 8, pp. 4-7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Tareva E.G., Galskova N.D. Innovacii v obuchenii yazyku i kul'ture: pro et contra [Innovations in language and cultural learning: pro et contra]. Foreign languages in school, 2013, no.10, pp. 2-8.

13. Von Hayek A.F. Law. Legislation and Liberty V.1. University of Chicago Press, 1978, p. 191.

14. Yakovleva N.M. Teoriya i praktika podgotovki budushchego uchitelya k tvorcheskomu resheniyu vospitatel'nyh zadachi [Theory and practice of preparing future teachers to creatively solve educational problems]. Chelyabinsk, 1992, 403 p.

15. Zaslavskaya T.I., YAdov V.A. Social'nye transformacii v Rossii v epo-hu global'nyh izmenenij [Social transformation in Russia in an era of global change]. Journal of Sociology, 2008, no. 4, pp. 8-22.

16. Zeer E.F. Individual'nye obrazovatel'nye traektorii obuchayushchihsya v professional'noj shkole [Individual educational trajectories of students in a vocational school]. Municipal education: innovation and experimentation, 2016, no. 2, pp. 58-62.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Безденежных Лилия Валерьевна, старший преподаватель кафедры романо-германских языков факультета иностранных языков ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет

ул. Вилюйская, 28, г. Новосибирск, 630126, Российская Федерация

liliabezdenezhnyh@yandex.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR Liliya V. Bezdenezhnykh, Senior Lecturer, Department of the Department of Romance and Germanic Languages

Novosibirsk State Pedagogical University

28, Viluiskaya Str., Novosibirsk, 630126, Russian Federation

liliabezdenezhnyh@yandex.ru

ORCID: 0000-0002-1387-4183

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.