ведомственной координации.
§ Ориентация информационного обеспечения на психическое и физическое здоровье, а не на запугивание подростков и молодёжи.
§ Внедрение системы личностно-ориентированной профилактики и наличие специалистов, подготовленных соответствующим образом, -психологов, педагогов, социальных работников.
§ Наличие соответствующей материальной базы.
Нами выражается надежда, что вопрос адцик-тивного поведения и предупреждение появления данного явления среди подростков вызовет интерес к нему в научном мире и желание более глубокого изучения данного вопроса. Проблема актуальна и насущна.
Библиографический список
1. Филатов Ф. Р. Психология. - Ростов - н/Д: Феникс, 2004.
2. Абулъханова - Славская К.А. Стратегия жизни.-М.: Мысль, 1991.
3. Сельченок К.В. Психология зависимости. -Минск, 2004.
4. Абрамова Г. С. Возрастная психология. -Екатеринбург: Деловая книга, 2002.
5. Хьелл Л.Зиглер Д. Основные положения, исследования и применение теории личности. -СПб.: Питер, 1997.
6. Даулинг Скотт. Психология и лечение зависимого поведения. - М.: «Класс», 2000.
7. Березин С.В. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании. -М., 2000.
8. Курпатов А. Технология качества жизни. -СПб.: Нева, 2003.
9. Хажилина И. И. Профилактика наркома-нии.-М., 2002.
Ю.АйвазоваА.Е. Психологические аспекты зависимости. - СПб.: Речь, 2003.
11. Бачков И. В. Основы технологии группового тренинга. -М.: «Ось-89», 1999.
12. Рудестам К. Групповая психотерапия. -М.: Прогресс, 1993.
О.В. НЕНАРОКОВА
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВО ВНЕАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В данной статье рассматриваются педагогические условия, обеспечивающие повышение эффективности формирования организаторских способностей у студентов факультета физической культуры во внеаудиторной деятельности.
Современное быстро меняющееся общество требует от своих членов, особенно молодежи, активного раскрытия и проявления собственного потенциала в различных сферах жизнедеятельности и производства, творческого использования знаний с учетом особенностей ситуации, нахождения эффективных способов социализации молодежи. Среди базовых качеств современного специалиста в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» называются способности, в том числе организаторские, которые влияют на эффективность принимаемых личностью решений, обеспечивающих
подъем отечественной экономики и реализацию различных социальных программ. Они становятся востребованными вне зависимости от занимаемой должности и характера основной профессиональной деятельности, так как обеспечивают ее результативность, содействуют развитию межличностного взаимодействия и общения, позволяют выстраивать жизненные планы, эффективно действовать в стандартных и нестандартных ситуациях, оптимально использовать материальные, психологические и кадровые ресурсы.
Достижение такого результата, как показывает анализ педагогического опыта, тормозится от-
©О.В. Ненарокова, 2008 1 71
сутствием преемственных способов формирования организаторских способностей у будущих специалистов, в том числе выпускников факультета физической культуры. Этим объясняется актуальность изучения педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования таких способностей у будущих учителей физической культуры, тренеров во внеаудиторной деятельности.
Проблема способностей является одной из самых сложных для исследователей, отличается многогранностью и многоаспектностью. В энциклопедических источниках [1; 3; 4; 5] «способность» определяется как индивидуально-психологические особенности человека, выражающие его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному выполнению. Они обнаруживаются в процессе освоения конкретной деятельности и проявляются в том, на сколько человек при прочих равных условиях быстро и основательно, легко и прочно присваивает способы ее организации и осуществления.
Среди способностей особое место занимают организаторские, которые включают расположенность человека к коммуникации, развитость практического склада ума, инициативность, умение активизировать других в различных ситуациях, критичность, требовательность к себе и другим, готовность к принятию решений и стимулированию к этому окружающих [4, с. 292].
В психолого-педагогической литературе понятие «организаторские способности» рассматривается учеными в связи с успешным овладением организаторской деятельностью (И.С. Ман-гутов, Л.И. Уманский и др.); умением эффективно выстраивать межличностное общение и взаимодействие (B.C. Лазарев, А.Н. Лутошкин, Р. Пет-рунева и др.); успешным воздействием на личность и коллектив в образовательной сфере и побуждением ее к самовоспитанию, самообразованию, саморазвитию (О.А. Абдуллина, Н.В. -Кузьмина, Л.Д. Столяренко и др.); с теми качествами личности, которые позволяют эффективно включать людей в определенный вид социальной или профессиональной деятельности, успешно корректировать действия внутри нее, а также изменять деятельность в соответствии с поставленными целями и условиями, в которых она протекает (Н.А. Галеева и др.).
Исходя из того, что физическая культура и спорт могут рассматриваться как специфический
вид человеческой деятельности, формирование организаторских способностей у тех стеищлис-тов, которым в дальнейшем придется итальзо-вать ее потенциалы в социализации мслэдзжи, несомненно становится одной из задач профессионального воспитания. Анализ опыта гшно факультета убедительно свидетельствует, что те студенты, которые были включены на разных эк*-пах обучения во внеаудиторную деятельность, лучше адаптировались в поствузовский период на месте работы, быстрее продвигались по карьерной лестнице, их воспитанники демонстрировали более высокие результаты на соревнованиях, оказывались конкурентоспособными при ра&-ного рода отборах.
Изучение эффективности формирования у студентов факультета организаторских способностей позволило нам выделить те педагогические условия, которые обеспечивают продуктивность данного процесса. К ним мы относим, во-первых, наличие преемственности в содержании, формах и методах организации внеаудиторной деятельности, во-вторых, ее практико-ориентиро-ванный характер.
Рассматривая первое из вышеназванных условий, подчеркнем, в педагогике термин «преемственность» трактуется на основе философского понимания, как связь между разными этапами развития бытия и познания, сущность кого-рой состоит в сохранении тех или иных элементов целого и его отдельных сторон, чем и объясняется устойчивость целого (Э.А. Баллер), обеспечивается непрерывность развития, закрепление и совершенствование того прогрессивного, рационального, что было достигнуто на предыдущих этапах. Следовательно, преемственность-это процесс, который представляет собою единство количественных и качественных преобразований в системе, которые носят необратимый характер и способствуют появлению новообразований, связанных с имеющимися, направленных на развитие и совершенствование какой-либо сферы деятельности [2, с. 108].
Преемственные связи в воспитании могут выстраиваться, как свидетельствуют результаты исследования П.Н. Боровикова, ТА. Ерахтиной, Л.П. Дашковской и других, по горизонтали (между урочной и внеурочной деятельностью) и по вертикали (между содержанием, формами и способами организации внеаудиторной деятельности на разных этапах обучения). В частности, в
период первичной адаптации студентов к обучению в университете основными способами включения в деятельность в свободное от учебы время являются: система кураторства; «Посвящение в первокурсники» на факультете; участие в университетском конкурсе «Здравствуйте, первый курс!». Организаторами праздника традиционно выступает пятый курс, как символ и носитель, транслятор студенческих традиций, норм ценностей, ритуалов. Посвящение первокурсников представляет собой спортивно-творческий праздник, в котором озвучиваются основные моменты субкультуры сообщества факультета, презентуются различные спортивные и творческие объединения, обозначаются варианты профессионально-коммуникативной и творческой деятельности студентов факультета. Спортивно-творческая направленность праздника создает позитивную эмоциональную атмосферу, ощущение единения и целостности, а также позволяет первокурсникам увидеть студентов старших курсов и преподавателей в других, отличных от обычных функциональных позиций.
Участие первокурсников в университетском конкурсе «Здравствуйте, первый курс!» является своеобразным «ответным словом - самопрезен-талией» для всего факультета. Важным, с точки зрения формирования организаторских способностей становится необходимость «представительства», когда на выступление первокурсников, помимо реализации «игровой задачи», ложится функция адекватного представления всего факультета - его норм, ценностей, форм взаимоотношений, общения, деятельности. Здесь важным оказывается процесс подготовки, включающий активное взаимодействие первокурсников со своими кураторами, представителями других курсов. В ходе подготовки и участия в естественной ситуации происходит диагностирование лидерских потенциалов и способностей первокурсников к организации деятельности, активизируются про-цзссы эмоционального переживания, достигается единение всех участников субкультурного сообщества факультета, а также создаются все необходимые условия для дальнейшего развития организаторских умений и навыков.
На втором этапе происходит научение базовым организаторским умениям и навыкам посредством включения студентов в различные спортивные и творческие объединения; организацию различных форм совместной деятельнос-
ти, моделирование ситуаций межгруппового взаимодействия.
На третьем этапе продолжается процесс присвоения каждым студентом принятых норм и правил общения, освоение приемов и способов организации действия. В качестве специфических средств на данном этапе можно выделить процесс подготовки, участия в спортивных соревнованиях, смотре художественной самодеятельности, сотрудничестве с детскими оздоровительными центрами, организации совместной учебноисследовательской деятельности, обмене опытом по избранной проблеме со студентами 4 и 5 курсов, презентации проектов для педагогической практики.
Таким образом, осуществляется накопление и расширение организаторского опыта у студентов ФФК, стимулируется их переход от позиции зрителя к участнику, организатору, эксперту.
Данные обследования студентов с использованием методик КОС, контент-анализа, незавершенных предложений, мини-сочинений, решения организаторских задач показали, что, если на момент начала опытно-эксперементальной работы в контрольной и экспериментальной группе уровень сформированности организаторских способностей был средним (КГ - 87%, ЭГ - 89%), то в конце изменения (прирост) в контрольной группе на уровне «достаточный» составил только 8%, а в экспериментальной - 24%.
Необходимость второго педагогического условия было продиктовано тем, что первоначальная диагностика развитости организаторских способностей у студентов указала на недостаточность сформированности у них инициативности, ответственности, ориентацию на исполнительскую функцию. Требовалось подкрепление умений и навыков организовывать деятельность других в ситуациях, приближенных к реальной социальной действительности, к профессиональной деятельности. В этой связи была разработана и реализована программа «Растим олимпийский резерв», в рамках которой предусматривалась организация и проведение спартакиад в образовательных учреждениях (детские сады, школы, учреждения начального профессионального и среднего специального образования) с участием студентов первых - вторых курсов, факультета (третий курс), университета (четвертый курс), области (пятый курс).
В каждом виде Спартакиады определяются
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 3, 2008 1 73
победители по разным номинациям: лучшее представление команды; лучший капитан команды; лучшая команда поддержки; за поведение в духе принципа «Фэйр пдэй». И, следовательно, студенты разрабатывают программы состязаний, награждения победителей, открытия и закрытия, деятельность жюри, участия болельщиков, освещение итогов в средствах массовых коммуникаций, устанавливают взаимодействие с ними и регулируют отношения командах и с командами.
Дополнение первого педагогического условия вторым позволило констатировать, что у студентов расширился объем организаторских знаний, они научились более четко видеть цель и структуру конкретного дела, планировать и анализировать. У них изменилось отношение к организаторской деятельности и процессу формирования собственных организаторских способностей. Им стали видны перспективы личностного карьерного роста.
При незначительных позитивных сдвигах в контрольной группе, в экспериментальной прирост составил 40%.
Следовательно, выстроенная преемственно, обогащенная практическим содержанием, фор-
мами и методами внеаудиторная деятельность позволяет формировать у студентов умение эффективно организовывать работу в различных учебных, воспитательных и профессиональных ситуациях.
Библиографический список
1. Галеева Н.А, Формирование организаторских способностей студентов вуза во вне^дщср-ной деятельности: Автореф, дис канд. гед нук
- Красноярск, 2008. - 23 с.
2. Ерахтина Т.А. Теоретические основы управления процессом преемственности дошки-ного и начального школьного образования: Дис. ... д-ра пед. наук. - Магнитогорск, 2001.326 с.
3. Психологический словарь/ авт.-сост. ВН -Копорулина и др. - Ростов н/Д: Феникс, 2004.640 с.
4. Словарь по социальной педагогике / авт-сост. JI.B. Мардахаев. - М.: Изд. Центр «Атэдз-мия», 2002. - 368 с.
5. Шапарь В. Б. Словарь практического пи холога. -М.: ACT, 2005. - 734 с.