Научная статья на тему 'Педагогические условия эффективного функционирования системы непрерывного художественно-педагогического образования в Чувашской республике'

Педагогические условия эффективного функционирования системы непрерывного художественно-педагогического образования в Чувашской республике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
373
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия эффективного функционирования системы непрерывного художественно-педагогического образования в Чувашской республике»

УДК 37.01

Н. Б. Смирнова

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ХУДОЖЕСТВЕННО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Реформирование образования в Чувашской Республике предполагает создание системы непрерывного художественно-педагогического образования с использованием народного декоративно-прикладного искусства (НДПИ), удовлетворяющей постоянно возрастающие потребности общества в высокообразованных, социально активных гражданах, обладающих высокими духовными качествами, гражданской позицией, национальным достоинством, знающих свою историю, традиции, обычаи, язык, культуру, народное искусство. Это позволит целенаправленно формировать личность художни-ков-педагогов в соответствии с перспективами развития Чувашской Республики и Российского государства.

Для реализации педагогического потенциала НДПИ в системе непрерывного художественно-педагогического образования Чувашской Республики необходимо выявить педагогические условия её эффективного функционирования.

В русском языке понятие «условие»трактуется как «основа, предпосылка чего-либо» [16, с. 449]. «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и

Н. Ю. Шведовой трактует условие как «обстоятельство, от которого что-нибудь зависит» [12, с. 839]. В философии под условием понимается то, «от чего зависит нечто другое (обуславливаемое); то, что делает возможным наличие вещи, состояния, процесса» [235, с. 469]. Учитывая то, что условия подвергаются воздействию явлений и процессов, на которые они же сами оказывают влияние, возможно создавать благоприятные и устранять неблагоприятные условия деятельности.

В зависимости от проводимых исследований учёные-педагоги определяют дефиницию «педагогические условия». Так, Ю. К. Бабанский трактует данную дефиницию как «обстановку, при которой компоненты учебного процесса (учебный предмет, преподавание и учение) представлены в наилучшем взаимодействии и которая даёт возможность учителю плодотворно преподавать, руководить учебным процессом, а учащимся - успешно учиться» [4, с. 61]

В. И. Андреев определяет дидактические условия в качестве «обстоятельств процесса обучения, которое является результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приёмов), а также организационных форм обучения для достижения определённых дидактических целей» [3, с. 124]. По мнению Н. М, Яковле-

вой разнообразный спектр педагогических условий зависит от ряда причин. Исследователь особо выделяет две из них: различие в постановке конкретных целей исследования и развивающий характер требований общества к специалистам [18, с. 70].

Проанализировав различные подходы к определению понятия и классификации педагогических условий, имеющихся в науке и практике художественно-педагогического образования, исходя из личного опыта и проведённой экспериментальной работы, мы определили комплекс педагогических условий эффективного функционирования системы непрерывного художественно-педагогического образования в Чувашской Республике при реализации педагогического потенциала народного декоративно-прикладного искусства (НДПИ). Рассмотрим выявленные условия подробнее.

1. Готовность педагогов допрофессионалъного, профессионального и постпрофессионального уровней системы непрерывного художественнопедагогического образования Чувашской Республики к реализации педагогического потенциала НДПИ. Для реализации педагогического потенциала НДПИ в системе непрерывного художественно-педагогического образования необходимо наличие эрудированных, творческих педагогов всех уровней образования, готовых к решению задач по реализации педагогического потенциала НДПИ в системе непрерывного художественно-педагогического образования.

Для допрофессионалъного этапа системы непрерывного художественнопедагогического образования актуально наличие учителя, способного не только развить умения и навыки учащихся в области одного из видов народного творчества, но и способного привить ребёнку положительное отношение к народному искусству, желание его изучать. Для этого учитель изобразительного искусства должен обладать определёнными способностями. Опираясь на выделенные Р. С. Немовым, общие и специальные способности учителя [11, с. 436], необходимые для успешной педагогической деятельности, нами определены данные характеристики учителя изобразительного искусства. Среди основных: способность самостоятельно подбирать учебный материал по народной культуре, декоративно-прикладному искусству, определять оптимальные средства и эффективные методы обучения; способность строить преподавание НДПИ с учётом индивидуальности обучаемых, обеспечивая быстрое и глубокое усвоение ими теоретических знаний, практических умений и навыков; способность к самообучению, включая поиск и творческую переработку имеющейся информации по НДПИ и отдельным её видам, а также её непосредственное использование в педагогической деятельности; способность формировать у обучаемых положительную мотивацию по изучению отдельных видов НДПИ и структуру их учебной и творческой деятельности

Данные специальные способности касаются трёх взаимосвязанных сто-

рон деятельности по приобретению знаний, умений и навыков по народному декоративно-прикладному искусству: обучения, учения, научения.

Особое место в педагогической деятельности учителя изобразительного искусства занимают способности к воспитанию средствами НДПИ. Среди них: способность правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать, сопереживать ему (способность к эмпатии), осуществляющее в процессе совместной деятельности по освоению НДПИ; способность приспосабливать воспитательные воздействия к индивидуальным особенностям воспитуемых и применять их в реализации педагогического потенциала НДПИ; способность вселять в человека уверенность, успокаивать его, стимулировать к самосовершенствованию в процессе учебной и творческой деятельности по изучению НДПИ.

Особое место в реализации педагогического потенциала НДПИ на профессиональном этапе системы непрерывного художественно-педагогического образования принадлежит педагогам профессиональной школы - средних и высших профессиональных учебных заведений и системы повышения квалификации. «Преподаватель высшего учебною заведения — это личность, которая но содержанию своей профессиональной деятельности должна обладать совокупностью универсальных качеств» [6, с. 3].

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования предъявляет определённые требования к кадровому обеспечению учебного процесса: «Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, соответствие профилю преподаваемой дисциплины и систематически занимающимся творческой, научной и научно-методической деятельностью; преподаватели специальных дисциплин, как правило, должны иметь учёную степень и/или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере» [5, с. 18],

В. И. Андреев выделяет в деятельности преподавателя высшей школы определённые функции: воспитательную, преподавательскую, методическую, исследовательскую [2, с. 70]. Для осуществления данных функций преподавателем высшей школы необходимы определённые условия, позволяющие использовать НДПИ Чувашии в педагогическом процессе художественно-педагогического образования. Наиболее важные из них: методологическое и методическое обеспечение процесса преподавания народного искусства; создание обучающих, тренинговых и контролирующих программ по отдельным видам НДПИ; авторское участие в подготовке учебной литературы и учебно-методических пособий по использованию НДПИ на всех этапах системы непрерывного художественно-педагогического образования; оптимальное использование организационных форм и методов: лекционных и семинарских занятий, конференций, ролевых, ситуационных и деловых игр; правильная организация педагогических и производственных практик студентов; осуществление планирования, организации и выполнение

научных исследований, и конкретных практических разработок по исследованию НДПИ; реализация педагогами воспитательных функций в процессе групповой и индивидуальной работы со студентами по реализации педагогического потенциала НДПИ.

Изучение опыта работы преподавателей позволило сделать следующие выводы: использование НДПИ в учебном процессе всех уровней системы непрерывного художественно-педагогического образования по реализации его педагогического потенциала невозможно без глубоких теоретических знаний у педагогов, специализирующихся на его преподавании; педагоги должны превосходно владеть практическими умениями и навыками по всем видам НДПИ; педагогам необходимо владеть методикой преподавания основ народных промыслов и ремёсел, базирующейся на последних достижениях педагогической науки, уметь её использовать в процессе профессионально-педагогической деятельности.

2. Наличие учебно-методического обеспечения процесса реализации педагогического потенциала НДПИ в системе непрерывного художественнопедагогического образования Чувашской Республики. Успешное функционирование системы непрерывного художественно-педагогического образования Чувашии при использовании педагогического потенциала НДПИ невозможно без методического обеспечения учебного процесса.

Так, на допрофессиональном этапе системы непрерывного художественно-педагогического образования изучение декоративно-прикладного искусства родного - чувашского - народа осуществляется с помощью литературы по культуре родного края, обычаям чувашского народа, этнографическим сведениям о нём, что предполагает изучение источников архивного, музейного и библиотечного фондов республики, произведений духовной культуры. На допрофессиональном уровне чувашская культура и народное искусство изучается школьниками по серии учебников «Культура родного края» (Е. Еиькка), «Мой город» (А. П. Данилова, В. Д. Данилов, Т. Н. Иванова).

На сегодняшний день в республике издано ряд монографий и пособий, позволяющих использовать НДПИ в образовательной деятельности. Так, например, переизданы книги по истории и происхождении чувашского народа (Н. И. Ашмарин, В. Ф. Каховский), Волжской Булгарии посвящена монография А. П. Смирнова, культуре жизнеобеспечения чувашского народа-книга Б. Л. Алексеева, Г. Б. Матвеева, П. ГТ. Фокина. В последние годы изданы книги, посвящённые отдельным видам чувашского народного декоративно-прикладного искусства: чувашской вьпливки, чувашскому народному зодчеству (Г. Б. Матвеев). Анализу чувашского костюма от древности до современности посвящают научно-художественное издание Г. Н. Орков и В. Иванов, Д. Мадуров делает анализ традиционного декоративного искусства чувашского народа и праздников в книге «Традиционное декоративноприкладного искусство и праздники чувашей»

Историю жизни и педагогической деятельности И, Я. Яковлева-осново-

положяика использования народной чувашской культуры и искусства в профессиональном обучении раскрывается в трудах А. Е. Землякова, Н. Г. Краснова. Т. Н. Петровой и др.

Теория и методология проектирования системы непрерывного художественно-педагогического образования с использованием педагогического потенциала НДПИ рассматривается в монографиях, учебных пособиях автором данной статьи. Созданы авторские программы «Чувашская вышивка», «Чувашский народный костюм», «Чувашское народное декоративноприкладное искусство» для системы профессионально-педагогического образования. Разработана и издана программа «Основы народной культуры и декоративно-прикладного искусства Чувашии», реализующая педагогический потенциал НДПИ на трёх уровнях создаваемой системы непрерывного художественно-педагогического образования Чувашской Республики.

Подготовка к работе (анализ видов узоров, выполнение эскиза), подразумевает наличие необходимой литературы как по чувашскому народному декоративно-прикладному искусству, так и по народному декоративно-приклад-пому искусс тву других народов. Например, для профессионального этапа -литература по народному искусству русского, марийского, мордовского, татарского, удмуртского народов. Для профессионального и постпрофессио-нального этапов - к перечисленным необходимо добавить литературу, прослеживающую взаимосвязь культур, связанных общей историей (болгарский, венгерский и др. народы). Однако именно литературы данного направления на сегодня недостаточно. Так, сопоставительный анализ народных костюмов прослеживает в своей монографии Н. Гаген-Торн «Женская одежда народов Поволжья». Многолетние исследования доктора искусствоведения, профессора А. А. Трофимова, отражают в своих фундаментальных трудах различные стороны чувашского искусства и прослеживают его формирование в соответствии с ретроспективой развития мировой культуры.

Понимание места чувашского народного декоративно-прикладного искусства в культуре чувашского народа и в русле мировых культурных процессов позволяет оценить значимость ряда исследований, выполненных не только российскими, но и зарубежными учёными (П. Пунтеев в научном труде «Происхождение некоторых элементов орнамента болгарской народной вышивки» [13], П. Г. Митрева «Эстетика и символика орнамента в Болгарском народном искусстве» [10]). Из последних исследований чувашских искусствоведов привлекает тематикой, подтверждающей причастность чувашской народной культуры к мировым культурным процессам, исследование «Народная монументальная культовая скульптура чувашей и дунайских болгар» Ю. А. Трофимова [14].

Однако при наличии достаточно широкого спектра исследований в области народного декоративно-прикладного искусства в Чувашской Республике ещё не завершён процесс учебно-методического обеспечения процесса реализации педагогического потенциала НДПИ создаваемой системы не-

прерывного художественно-педаг огического образования Чувашской Республики.

3. Соблюдение преемственности в процессе реализации педагогического потенциала НДПИ в проектируемой системе непрерывного художественно-педагогического образования Чувашской Республики. Система непрерывного художественно-педагогического образования Чувашской Республики предполагает реализацию педагогического потенциала НДПИ на допрофес-сиональном, профессиональном и постпрофессиональном уровнях. В силу этого данный процесс будет иметь определённые характеристики, одна из которых - наличие преемственности в обучении.

Б. Г. Ананьев выделяет три стороны преемственности, которые обеспечивают успешное продвижение обучающегося по этапам обучения. К ним он относит: определённую последовательность изложения знаний в программах, учебниках, методических руководствах, на которые опирается преподаватель; работу преподавателя на уроке, определяющую процесс учения; систему работы педагогов высшей и средней школы, обеспечивающую развитие фундаментальной компоненты образования [1, с. 23-25].

На современном этапе педагогической науки преемственность является общедидактическим принципом построения содержания образования и определяется как «непрерывная связь между этапами и стадиями в историческом развитии образовательной теории и практики, базирующаяся на сохранении и последовательном обогащении общих традиций и более частного позитивного опыта, на их постоянном качественном обновлении с учётом изменений, происходящих в жизни общества, и нового содержания образовательных потребностей» [17, с. 306].

Преемственность процесса художественно-педагогического образования можно определить как многоступенчатое воспитательно-образовательное пространство, в котором конкретная ступень охватывает определённый жизненный рубеж, в процессе прохождения которого формируются личностные и профессиональные качества художника-педагога, использующего НДПИ в деятельности. При этом каждый уровень непрерывного художественно-педагогического образования (допрофессиональный - профессиональный - постпрофессиональиый) вытекает из предыдущего, логически вписывается в основание последующего, образуя непрерывность художественно-педагогического образования.

Опора на исследования С. Е. Каплиной [8, с, 25], позволила раскрыть содержание критериев преемственности системы непрерывного художественно-педагогического образования Чувашской Республики:

1. Критерий инструментальности: реализация педагогического потенциала НДПИ будет осуществляться в непрерывном его изучении по восходящей спирали во взаимосвязи с другими дисциплинами, причём процесс обучения превращается в «добывание знаний с целью глубокого понимания научной сущности происходящих процессов» [8, с. 25]. При этом происхо-

дит понимание важности всех остальных изучаемых предметов, так как без них нельзя глубоко проникнуть в изучаемые проблемы.

2. Критерий универсальности: охват всех циклов и этапов обучения (доп-рофессиональный - профессиональный - постпрофессиональный уровень реализации педагогического потенциала НДПИ) в объединении всех его компонентов (целей, задач, основных направлений работы, организационных форм и методов, средств обучения), а также в регулировании взаимоотношений с внешними к системе непрерывного художественно-педагогического образования системами.

3 .Критерий самостоятельности выявляется через особенности методологических и регулятивных функций и требований к организации обучения.

Опираясь на принцип преемственности, необходимо выделить особенности реализации педагогического потенциала НДПИ на всех этапах системы непрерывного художественно-педагогического образования. Так, преемственность осуществляется на нескольких уровнях [9, с. 52-53]: на одном уровне (например, на допрофессиональиом) и связана с количественными изменениями; преемственность на двух и более уровнях (допрофессиональ-ный — профессиональный - постпрофессиональный) связана качественными изменениями, то есть характер, глубина погружения в материал, сопоставимость с культурой разных народов в процессе изучения НДПИ и перехода на следующий уровень обучения, перейдёт на другой, более высокий уровень.

Принцип преемственности по отношению к обучению (в нашем случае -к обучению народному декоративно-прикладному искусству при реализации его педагогического потенциала) требует по отношению к обучению постоянного обеспечения неразрывной связи между отдельными сторонами, частями, этапами и ступенями обучения и расширения, углубления знаний, приобретённых на предыдущих этапах обучения, а также «преобразования отдельных представлений и понятий в стройную систему знаний более высокого уровня» [8, с. 35].

4. Проведение мониторинга профессионального развития личности ху-дожника-педагога в системе непрерывного художественно-педагогического образования Чувашской Республики.

Реализация педагогического потенциала НДПИ в системе непрерывного художественно-педагогического образования Чувашской Республики предопределяет осуществление системной диагностики «качественных и количественных характеристик эффективности функционирования и тенденций саморазвития образовательной системы, включая её цели, содержание, формы, методы, дидактические и технические средства, условия и результаты обучения, воспитания и саморазвития личности и коллектива» [2, с. 373].

Контроль уровня сформированности личности художника-педагога должен проводиться на всех этапах системы непрерывного художественно-пе-

дагогического образования, причём на каждом из уровней системы должна осуществляться стартовая диагностика, экспресс-диагностика и финишная диагностика формируемых критериев. Особенно валены показатели сформированное™ критериев на переходе от допрофессионального уровня к профессиональному, от профессионального - к лостпрофессиональному, так как именно в эти периоды в качестве движущей силы профессионального развития выступают противоречия между требованиями данных образовательных этапов и уровнем личностного и профессионального развития обучаемых [7, с. 412].

Мониторинг профессионального развития художника-иедагога, использующего народное декоративно-прикладное искусство в профессиональнотворческой деятельности, происходящее в системе непрерывного художественно-педагогического образования, мы представляем как контроль процесса и результата преобразований личности, которые включают в себя взаимосвязанные прогрессивные изменения основных компонентов: подсистемы профессионализма деятельности, профессионализма личности, нормативности деятельности и поведения, продуктивной Я-концепции.

Определение сформированности профессионализма деятельности возможно при осуществлении мониторинга: профессиональной компетентности художника-педагога, содержащей предметную, аксиологическую, технологическую и социально-коммуникативную компетенции; сформированности мотивов использования НДПИ в профессионально-педагогической и творческой деятельности; наличия профессиональных навыков и умений использования НДПИ в профессионально-педагогической и творческой деятельности; наличия общих акмеологических инвариант профессионализма.

Следующим объектом мониторинга формируемой личности художника-педагога является подсистема профессионализма личности. К её критериям относим: способности личности (интеллектуальные, художественные, креативные, психомоторные); профессионально важные качества личности (интегральные качества личности, психологические характеристики, личностно-деловые качества); профессионализм личности.

Важной частью мониторинга является выявление сформированности составляющих подсистемы нормативности деятельности и поведения, включающей: мотивационный, когнитивный, гностический, регулятивный, эмоционально-волевой и оценочный компоненты деятельности и поведения.

Мониторинг сформированности продуктивной Я-концепции художни-ков-педагогов позволяет выявить уровень их когнитивного, эмоциональнооценочного и волевого компонентов.

В учебных заведениях допрофессионального и профессионального этапах системы непрерывного художественно-педагогического образования мониторинг профессионального развития осуществляется преподавателями спецдисциплин, а также кураторами групп. В отдельных случаях мониторинг личностных качеств может осуществляться специалистами психо-

логической службы учебного заведения. На постпрофессиональном этапе мониторинг молодых специалистов осуществляется как самими преподавателями, так и психологической службой учебного заведения, где они работают. На данном этапе актуальным становится профессиональное самосовершенствование художника-педагога, которое представляет собой «самостоятельный вид внутренней активности личности, направленной на повышение квалификации, профессиональный рост и развитие карьеры» [7, с. 412].

Таким образом, мониторинг профессионального развития личности является одной из эффективных технологий сопровождения профессионального становления художников-педагогов, реализующих педагогический потенциал НДПИ в профессионально-педагогической и творческой деятельности.

5. Осуществление своевременной коррекции процесса реализации педагогического потенциала НДПИ в системе непрерывного художественно-педагогического образования Чувашской Республики.

Использование результатов мониторинга профессионального развития личности в системе непрерывного художественно-педагогического образования Чувашской Республики сделает возможным своевременно отследить, выявить и осуществить необходимую коррекцию реализации педагогического потенциала НДПИ в данной системе.

Осуществление коррекции педагогического процесса на всех уровнях системы непрерывного художественно-педагогического образования позволит устранить затруднения, которые испытывает педагог и обучающийся. Проведённая экспериментальная работа выявила ряд направлений корректировочной деятельности. Так, например, на допрофессиональном уровне системы непрерывного художественно-педагогического образования при изучении НДПИ, выяснилось, что у некоторых школьников сформирована достаточно слабая мотивация к изучению народного декоративно-прикладного искусства. Поэтому помимо запланированных мероприятий (бесед о истории развития народного ДПИ, формах его бытования на территории Чувашской Республики, посещении народной мастерицы по ткачеству

В. А. Минеевой), был проведён праздник «Девичьи посиделки», где помимо создания девичьих украшений на косы, школьники в тесном взаимодействии создавали блюда чувашской национальной кухни.

На постпрофессиональном уровне системы непрерывного художественно-педагогического образования особая сложность проявилась при наличии знаний и умений реализации педагогического потенциала народного декоративно-прикладного искусства Чувашской Республики в педагогическом процессе, на этапе послевузовского становления художника-педагога зачастую отсутствуют умения переноса теоретических знаний в профессионально-педагогическую деятельность. В творчестве начинающих педагогов также в данный период происходит заметное затишье: первые годы професси-

ональной деятельности перестраивают характер деятельности: от учебной деятельности молодой преподаватель переходит к деятельности педагогической, тем самым преобразуясь из объекта педагогической деятельности в того, кто её осуществляет.

Итак, анализ научно-педагогической литературы, проведение опытноэкспериментальной работы и наблюдение за профессионально-педагогической деятельностью на всех уровнях системы непрерывного художественнопедагогического образования позволили выявить и теоретически обосновать комплекс педагогических условий эффективного функционирования системы непрерывного художественно-педагогического образования Чувашской Республики при реализации педагогического потенциала НДПИ.

Бнблиографичсеский список

1. Ананьев, Б. Г. О преемственности в обучении / Б. Г. Ананьев // Светская педагогика: Мин. Образ. - 1953. - № 2. - С. 23-25.

2. Андреев, В, И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: Учебное пособие-Казань: Центр инновационных технологий, 2005. - 500 с.

3. Андреев, В. И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. — М.: Высшая школа, 1981. — 240 с.

4. Бабанский, Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю. К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1982. - 192 с.

5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального профессионального образования «030800 - изобразительное искусство». - М., 2000-22 с.

6. Жураковский, В. Н., Приходько В. С., Фёдоров И.К. Вузовский преподаватель сегодня и завтра. Педагогический и квалификационный аспекты // Высшее образование в России. - № 3. - 2000. - С. 3-12.

7. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования: Учебное пособие. -М. : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 480 с.

8. Каплина, С. Е. Реализация принципа преемственности в обучении иностранным языкам в системе «школа-вуз», - Чита: ЧитГУ, 2005. - 233 с .

9. Кустов, Ю. А. Преемственность профессионально-технической и высшей школы / Ю. А. Кустов. - Свердловск: Ур ГУ, 1990. - 117 с.

10. Митрева, П. Г. Эстетика и символика орнамента в Болгарском народном искусстве / Чувашское искусство. Вопросы теории и истории. Вып. V. Межнациональное пространство художественной культуры. — Чебоксары, ЧГЙГР. - 2003, -291с.

1 ]. Немов, Р. С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед, учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. — 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.-496 с.

12. Ожегов, С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка : 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М. : ООО «ИТИ Технологии», 2007. - 944 с.

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛОВ И ЦЕННОСТЕЙ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

13. Пунтеев, П. Происхождение некоторых элементов орнамента болгарской народной вышивки / Чувашское искусство. Сб статей. Вып. 4. - Чебоксары: НИИ при Совмине ЧАССР. - С. 147-154.

14, Трофимов, Ю. А. Народная монументальная культовая скульптура чувашей и дунайских болгар. Проблемы исторической общности и художественной целостности. -Чебоксары: ЧГИГН, ЧГПУ, 2003. - 156 с.

15. Философский энциклопедический словарь. - М.: Юрист, 1983.-837 с.

16, Школьный толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся / Семенюк А. А., Матюшина М. А. - М.: Просвещение, 2001. - 557 с.

17, Энциклопедия профессионального образования в 3-х томах / Под ред.

С. Я. Батышева. — М. 6 Российская академия образования, Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. - Т. 3. - 440 с.

18. Яковлева, Н. М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности. - Челябинск: Книга, 1991. - 123 с.

УДК 374 (045)

В. М. Иванова

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛОВ И ЦЕННОСТЕЙ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

К концу второго тысячелетия представление об объективном движении человеческих сообществ в сторону гуманизации на основе вечных ценностей стало преобладающим. Ученые и практики убедительно показывают, что учитель может и должен помочь своим воспитанникам в поиске смысла жизни, способствующего становлению их индивидуальности и достижению вершин в профессиональной деятельности. В своих работах В. Э. Чудновс-кий анализирует условия формирования смысла, показывает, что смысл жизни - не просто определенная идея, цель, убеждение. Это особое психическое образование, имеющее свое содержание и структуру, делая акцепт, на то, что поиск смысла сложен, и результаты его далеко не всегда успешны, что найти, обрести смысл жизни — это как будто самая большая и самая высокая ценность, непременное условие человеческого счастья. Прежде всего, потому, что трудно отыскать смысл среди множества проявлений бессмыслицы жизни [7]. А. А. Бодалев делая анализ современной ситуации развития человека, говорит о том, что стимулом для развития своего «Я» может выступать понимание того, что смысл жизни должен служить благу человечества. Выступая против исключения смысла из сферы научного анализа, А. И. Новиков дает определение понятия «смысл». В результате исследований он намерен приблизиться к пониманию сущности этого явления. Высказывает гипотезу о том, что интегративным признаком смысла может слу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.