Научная статья на тему 'Педагогические технологии непрерывного художественно-педагогического образования Чувашии'

Педагогические технологии непрерывного художественно-педагогического образования Чувашии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
523
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ARTS AND CRAFTS / CREATIVE ACTIVITY / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / PERSONAL DEVELOPMENT / PROFESSIONAL PERSONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Наталья Борисовна

Статья посвящена проблеме выбора педагогических технологий, используемых в процессе реализации педагогического потенциала народного декоративно-прикладного искусства в непрерывном художественно-педагогическом образовании Чувашии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнова Наталья Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical technology of continuous pedagogical education of the Chuvash Re-public

The paper is devoted to the problem of choosing the pedagogical techniques used in the process of implementation of pedagogical potential of folk decorative and applied arts in continuous pedagogical education of the Chuvash Republic.

Текст научной работы на тему «Педагогические технологии непрерывного художественно-педагогического образования Чувашии»

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14332 УДК 37.013.43

Смирнова Н. Б. Педагогические технологии непрерывного художественно-педагогического образования Чувашии // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). -ART 14332. - 0,7 п. л. - URL: http://e-kon-

cept.ru/2014/14332.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

Смирнова Наталья Борисовна,

доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой декоративно-прикладного искусства и методики преподавания изобразительного искусства ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары smirn.05@mail.ru

Педагогические технологии

непрерывного художественно-педагогического образования Чувашии

Аннотация. Статья посвящена проблеме выбора педагогических технологий, используемых в процессе реализации педагогического потенциала народного декоративно-прикладного искусства в непрерывном художественно-педагогическом образовании Чувашии.

Ключевые слова: развитие личности, декоративно-прикладное искусство, профессиональное становление личности, педагогические технологии, творческая деятельность.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Определение содержания народного декоративно-прикладного искусства в непрерывном художественно-педагогическом образовании Чувашии предполагает продуманное использование педагогических технологий на всех ее этапах.

Педагогические технологии реализации народного декоративно-прикладного искусства как системообразующего компонента Научно-педагогической концепции непрерывного художественно-педагогического образования Чувашии напрямую связаны с его содержанием, так как «содержание образования как сущностная часть образовательной технологии во многом определяет и ее процессуальную часть» [1].

Помимо содержания на выбор педагогических технологий влияет единство целей, функций, содержания, методов и средств обучения, которые в непрерывном художественно-педагогическом образовании различны на всех трех этапах. С другой стороны, необходимо учитывать и психологическую характеристику развития личности на разных этапах жизни и определение ее ведущей деятельности.

Опираясь на алгоритм выбора технологии обучения, разработанный В. И. Загвязин-ским [2], нами был произведен отбор технологий обучения, которые адекватно соответствовали этапам непрерывного художественно-педагогического образования региона.

Одним из важных моментов в жизни личности, влияющим на становление и успешность всей жизненной траектории человека, является допрофессиональный этап. На этом этапе непрерывного художественно-педагогического образования происходит становление личности ребенка. В период позднего детства развиваются восприятие, непроизвольное внимание, наглядно-схематическое мышление, наблюдательность на основе восприятия, произвольная память. В отрочестве происходит развитие и совершенствование качеств внимания (объем, концентрация, распределение, устойчивость), развитие словесно-логической и образной памяти, развитие абстрактного мышления и устойчивого воображения [3-5]. Допрофессиональный уровень непрерывного художественно-педагогического образования включает в себя, следуя классификации профессионального развития личности Е. А. Климова [6], фазу оптанта - озабоченности вопросами выбора профессии, которая продолжается и в отрочестве.

r\j Л r\j

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14332 УДК 37.013.43

Смирнова Н. Б. Педагогические технологии непрерывного художественно-педагогического образования Чувашии // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). -ART 14332. - 0,7 п. л. - URL: http://e-kon-

cept.ru/2014/14332.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

Период отрочества (13-18 лет) характеризуется окончательным установлением отношений со средой. Этот период в развитии ребенка самый сложный, противоречивый и решающий. Партнером молодого человека на данном этапе становится человечество, с которым человек вступает в деятельностные отношения, опосредованные системой общественных ценностей и идеалов. Суть данной ступени развития субъекта общественных (не узкосоциальных) отношений заключается в индивидуализации общественного инвентаря ценностей по мерке личностной позиции человека [7].

В психологической литературе отмечается, что в этот момент у подростков от 11 до 15 лет наблюдается четко выраженная тенденция развития предпочтения социально ориентированной формы общения, которая создает для них реальные условия признания их как социально значимых лиц. Важным показателем социального развития выступает интерес, в котором выражается направленность личности, ее интеллектуальная и эмоциональная активность. Определяющими в развитии личности подростка становятся мотивы деятельности и поведения. В них выражается характер их отношения к себе, окружающим, обществу, уровень самосознания и социальной ответственности.

Развитие личности в подростковом возрасте происходит в своих «собственных культурных практиках и полях и часто независимо от реалий образовательной системы», а чтобы это «чужое» пространство стало «своим», нужно пошагово расширять его существующие интересы, что требует кропотливой культурной деятельности педагога [8]. На этом этапе также возрастает включенность подростков в целях самоутверждения и самовыражения в молодежную субкультуру, находящуюся порой в оппозиции к субкультуре взрослых.

Глубокий интерес к декоративно-прикладному искусству родного народа, заложенный в более раннем возрасте, позволит расширить культурное поле подростка, подготовит почву для восприятия декоративно-прикладного искусства окружающих народов, раскроет его для общения в сотворчестве со взрослыми. Так, творческое переосмысление декоративно-прикладного искусства родного народа поможет использовать народные мотивы в моделировании одежды, в профессиональном овладении отдельными видами декоративно-прикладного искусства родного народа и т. д.

Мышление подростка окончательно складывается на уровне формирования отвлеченной теоретической мысли, что сказывается на речи, а также наглядно-образном содержании восприятия, представления: «С развитием теоретического мышления получает принципиально завершенные формы переход от единичного к всеобщему, от конкретного - к абстрактному, и обратно: единичное становится выразителем общих свойств, конкретное - формой проявления абстрактного. Притом этот возврат к конкретному, мысленное воспроизведение конкретного через абстрактные определения, взятые в их взаимосвязи, представляет собой продукт высшей зрелости мысли» [9].

Ученые отмечают, что высшие ступени развития мышления, развиваясь, не вытесняют низшие, а преобразуют их. В процессе развития теоретического мышления ни сенсомоторное (наглядно-действенное), ни наглядно-образное мышление не исчезают, а преобразуются, в процессе совершенствования поднимаются на новую ступень развития. При этом между ними образуются многообразнейшие, сложные, от случая к случаю индивидуально варьирующиеся взаимоотношения.

В этот период изучение народного декоративно-прикладного искусства происходит в рамках начального художественно-профессионального образования (художественные школы, дизайн-студии, индивидуальное обучение у мастеров народных

IV О rw

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14332 УДК 37.013.43

Смирнова Н. Б. Педагогические технологии непрерывного художественно-педагогического образования Чувашии // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). -ART 14332. - 0,7 п. л. - URL: http://e-kon-

cept.ru/2014/14332.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

промыслов и др.). Одна из новых форм - художественно-педагогические классы, созданные в рамках профильного обучения. Но эта форма используется редко. Крайне важно на данном этапе дать подростку понимание места и роли искусства родного народа и народов, его окружающих, в мировой художественной культуре, тождественности процессов, происходящих в нем, общемировым культурным процессам.

Цели, задачи, принципы и содержание допрофессионального этапа системы непрерывного художественно-педагогического образования Чувашии, понимание процессов формирования личности ребенка позволили определить комплекс педагогических технологий, которые использовались в образовательном процессе при изучении декоративно-прикладного искусства родного народа: информационные технологии (знания, умения, навыки); репродуктивные технологии; технология проблемного обучения; технология развивающего обучения; игровые технологии (создание проблемной ситуации через введение игровой), деловые игры.

На данном этапе школьники приобретают начальные знания, умения и навыки, поэтому необходимо строить учебный процесс так, чтобы применять технологии обучения в определенной последовательности. Так, например, работа по программе элективного курса «Чувашское народное декоративно-прикладное искусство в культурном пространстве Поволжья» [10] продумана так, что педагог вначале использует репродуктивные и информационные, затем в учебный процесс вводит проблемные и развивающие, а уж потом - игровые технологии.

При использовании информационных технологий ученики накапливают теоретическую информацию по тематике курса: изучают формы и функции декоративно-прикладного искусства, принципы создания произведений декоративно-прикладного искусства, изучают материалы и технологии изготовления, декор, орнамент, цвет. Особое внимание уделяется изучению космогонических представлений о мироустройстве и элементов материальной культуры родного (чувашского) народа, традиционного орнамента. Школьники также накапливают знания о технологии изготовления отдельных изделий декоративно-прикладного искусства (чувашской вышивки, лозоплетения, керамики, шитья бисером и монетами), специальные знания о станках и приспособлениях, использующихся при изготовлении изделий чувашского народного декоративно-прикладного искусства, о традициях народа в эстетическом воспитании и др.

Репродуктивные технологии на данном этапе включают в себя внимательное прослушивание рассказа учителя, работу с книгой. Сюда же необходимо отнести и выполнение практических действий по инструкции: исполнение образца простых швов чувашской вышивки, видов узоров резьбы по дереву, исполнение эскиза чувашского орнамента по образцу и др.

После того как школьники накопят первоначальные знания и умения, необходимо вводить в учебный процесс технологии проблемного и развивающего обучения. Так, например, в задании 1 по теме «Космогонические представления о мироустройстве в элементах материальной культуры чувашского народа. Орнамент» [11 ] предлагается, сделав анализ орнаментов, встречающихся на женских налобных повязках, расшифровать изображения, доказав свою версию, опираясь на символику узоров вышивки, предложенную профессором А. А. Трофимовым.

Задание по теме «Украшение в чувашском костюме» предполагает выполнение эскиза одного из девичьих (женских) украшений, при этом школьникам необходимо ответить на вопрос «Какова роль украшений в комплексе чувашского костюма?» и

IV 3 ^

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14332 УДК 37.013.43

Смирнова Н. Б. Педагогические технологии непрерывного художественно-педагогического образования Чувашии // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). -ART 14332. - 0,7 п. л. - URL: http://e-kon-

cept.ru/2014/14332.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

выполнить задание «Изобразите похожие украшения других народов Поволжья, схематично зарисуйте их».

Игровые технологии в программе представлены посещением обрядового зала Чувашского государственного национального музея, где школьники участвуют в постановке детских народных праздников. Другой вариант - проведение народного праздника в школе (ларма, улах), в процессе которого ученики обобщают знания правил хорошего тона, приема гостей, сочетания труда с музыкой и танцами. Участие школьников в инсценировке помогает окунуться в историю народа, почувствовать взаимосвязь всех составляющих народной культуры.

Оценивая возможности данных технологий, необходимо отметить, что на допрофессиональном этапе ведущими среди них будут информационные и репродуктивные технологии, так как они наиболее соответствуют уровню усвоения учебного материала.

На втором этапе - профессиональном - происходит дальнейшее личностное и профессиональное становление. На этом этапе личность вступает в новые стадии своего развития - стадию юности и зрелости (взрослости).

В период зрелости (взрослости) происходит продолжение формирования психических и социально-психологических качеств личности. П. М. Якобсон [12] под процессом формирования зрелой личности понимает формирование социальной зрелости, которая включает гражданскую (осознание своего долга перед обществом, ответственность за свой труд), идеологическую, моральную (понимание, принятие и реализация норм морали, наличие развитой совести, готовность действовать в соответствии с установленными нормами отношений людей друг к другу, способность любить и чувствовать ответственность в любви, в построении семьи и ее будущего), эстетическую (достаточно развитую способность воспринимать прекрасное в тех или других его проявлениях и формах в быту, искусстве, природе), психологическую зрелость.

Ученый, подчеркивая значимость различных параметров зрелости личности, останавливается на психологической зрелости, под которой понимает характеристики организации самой личности (уровень ее организации, характер самосознания, особенности саморегуляции, саморефлексии и т. д.), изменение личности в интеллектуальной деятельности и эмоциональной сфере.

Процесс взросления, по П. М. Якобсону, предполагает изменение психологического уровня производимых операций, содержания актов мышления, их адекватность рассматриваемым явлениям. Соответственно, планомерное изучение чувашского народного декоративно-прикладного искусства на профессиональном этапе системы непрерывного художественного образования поможет сформировать определенные психологические черты личности. Среди них:

- выраженное стремление к творчеству с использованием основ чувашского народного декоративно-прикладного искусства, проявление творческого начала в самых разнообразных сферах жизни; тонкая восприимчивость к широкому кругу явлений социальной жизни (к чувашскому искусству вообще и к народному в частности, к жизни чувашского народа в его разнообразных проявлениях; к миру идей, относящихся к сфере научного познания, проявившихся в философии чувашского народа, нравственности, морали и т д.; к родной природе в ее многообразии и богатстве и др.);

- достаточная эмоциональная чувствительность к произведениям народного искусства, фольклора, народного эпоса, способность при этом проявлять особенно высокий уровень эмоциональной восприимчивости;

IV ^ rw

ART 14332

научно-методический электронный журнал

УДК 37.013.43

рывного художественно-педагогического образования Чувашии // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). -ART 14332. - 0,7 п. л. - URL: http://e-kon-

cept.ru/2014/14332.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

Смирнова Н. Б. Педагогические технологии непре-

- наличие способностей по творческому использованию знаний, профессиональных умений, навыков по отдельным видам чувашского народного декоративно-прикладного искусства, его педагогических и эстетических возможностей;

- рефлексия своего духовного облика, служащая задачам самоорганизации через нравственное самосовершенствование личности с опорой на потенциал чувашской народной культуры, эстетическое развитие на основе глубокого изучения чувашского народного декоративно-прикладного искусства.

Психологические и деятельностные характеристики личности учителя изобразительного искусства на профессиональном этапе определили выбор информационных, репродуктивных, эвристических и интерактивных технологий обучения народному декоративно-прикладному искусству. Так, дальнейшее углубление теоретических знаний по костюму народов Поволжья и его составляющим, использованию видов народного декоративно-прикладного искусства в его создании, изучение мироустройства в элементах материальной культуры народов Поволжья предполагают использование репродуктивных технологий обучения. К ним отнесем работу с научной и искусствоведческой литературой, выполнение образцов сложных швов вышивки по счету нитей и их сочетание, создание простейших орнаментальных композиций узоров в ткачестве и др.

К репродуктивно-алгоритмическим технологиям обучения относится учебно-познавательная деятельность по изучению теоретического материала: подготовка реферата по определению особенностей типологии женского костюма народов Поволжья, выступление с сообщением, решение задач по выполнению эскиза композиции (вышивка, ткачество, резьба по дереву, шитье бисером и монетами и др.).

Выбор эвристических технологий обучения позволил ввести в учебный процесс формирование у студентов опыта поисковой, эвристической деятельности. Так, проблемные технологии предполагают использование проблемного изложения, эвристической беседы, проблемных заданий и игровых проблемных ситуаций. Помимо них используются и технологии проектирования (создание учебного проекта). Тем самым студенты в процессе изучения овладеют приемами и способами, которые характерны для любой творческой деятельности.

Для введения в учебный процесс усвоения знаний и формирования умений и навыков в процессе взаимоотношений и взаимодействий студентов и педагога в качестве субъектов образовательного процесса необходимо использовать интерактивные технологии. Их отличительные особенности: опора на использование творческого мышления, коллективное взаимодействие. «При этом процесс обучения организуется таким образом, что обучаемые учатся общаться, взаимодействовать друг с другом и другими людьми, учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа производственных ситуаций, ситуационных профессиональных задач и соответствующей информации» [13].

Неимитационные интерактивные технологии представлены в учебном процессе проблемными лекциями, учебными дискуссиями, «мозговым штурмом», учебным сотрудничеством. Имитационные интерактивные технологии - анализом педагогических ситуаций, дидактическими играми, имитационными тренингами (воссоздание педагогических ситуаций, проведение уроков) и игровым проектированием (реконструкция народных праздников, коллективная деятельность по созданию эскизов современного народного костюма и др.).

Использование различных технологий обучения в процессе изучения народного декоративно-прикладного искусства позволит придать системный, целостный и

5

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14332 УДК 37.013.43

Смирнова Н. Б. Педагогические технологии непрерывного художественно-педагогического образования Чувашии // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). -ART 14332. - 0,7 п. л. - URL: http://e-kon-

cept.ru/2014/14332.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

творческий характер и выведет студентов на творческое использование знании, умений и навыков в процессе личной художественно-творческой деятельности.

Ведущими педагогическими технологиями на профессиональном этапе непрерывного художественно-педагогического образования являются эвристические и интерактивные технологии.

Этап постпрофессионального образования непрерывного художественно-педагогического образования, системообразующий компонент которого - народное декоративно-прикладное искусство, условно совпадает по протяженности сразу с несколькими фазами периода зрелости. В этот период развитие личности характеризуется следующими чертами: автономностью и независимостью психических функций, дифференциацией отдельных сторон всей системы интеллекта. Налицо устойчивые связи между образным, вербально-логическим и практическим мышлением. В то же время происходит спад функционального уровня развития свойств внимания и сенсорно-перцептивных функций, упадок физических и умственных возможностей, интенсивный прогресс вербальных функций (Б. Г. Ананьев), а в более старшем возрасте - ослабление механического компонента памяти; хорошая сохранность компонентов логически-смысловой памяти; ослабление кратковременной памяти.

В соответствии с классификацией фаз развития профессионала Е. А. Климова, в этот период происходит становление профессионала - учителя изобразительного искусства как специалиста, обладающего квалификацией [14]. Личность последовательно проходит несколько фаз развития профессионализма, начиная с фазы адаптации, в период которой происходит привыкание молодого специалиста к работе. Адаптант накапливает опыт использования народного декоративно-прикладного искусства в профессионально-художественной деятельности, осуществляет проверку изученных технологий, методик. Затем наступает фаза опытности. Опытный работник - интернал - успешно использует в своей профессиональной деятельности потенциал народного декоративно-прикладного искусства. Постепенно начинают вырабатываться элементы индивидуального творческого стиля, совершенствуются технологические приемы выполнения отдельных видов народного декоративноприкладного искусства.

Фаза мастерства предполагает наделение профессионала особым творческим стилем, неординарными подходами к использованию народного декоративно-прикладного искусства в профессиональной художественной деятельности, тонким чувствованием его особенностей, связь с философией народа.

Фаза авторитета, следующая за мастерством, предполагает развитие профессионализма личности до уровня, когда с его мнением считаются и коллеги, и руководители. В этот период профессиональные задачи решаются успешно за счет большого приобретенного опыта творческого использования чувашского народного декоративно-прикладного искусства в профессиональной деятельности. На фоне обширнейших знаний в области народного искусства понимаются особенности, тонко чувствуются композиционные, колористические нюансы чувашского народного декоративно-прикладного искусства. Профессионал внутренне готов к передаче своего накопившегося опыта.

Фаза наставничества характеризует профессионала художественного профиля высшего уровня развития как человека, у которого готовы поучиться коллеги, перенять опыт. На данной фазе развития профессионала окружают ученики. И хотя сил и энергии у него становится меньше, однако использование народного декоративно-прикладного искусства в профессиональной деятельности не затихает, а перехо-

r>j

6 ~

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14332 УДК 37.013.43

Смирнова Н. Б. Педагогические технологии непрерывного художественно-педагогического образования Чувашии // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). -ART 14332. - 0,7 п. л. - URL: http://e-kon-

cept.ru/2014/14332.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

дит на новый уровень: свой колоссальный опыт профессиональной деятельности по его использованию он с охотой передает своим ученикам и коллегам. Именно около таких наставников и сплачиваются настоящие энтузиасты народного декоративно-прикладного искусства, профессиональная деятельность которых нередко находится вне области народного декоративно-прикладного искусства.

Вследствие того что педагогические технологии весьма ограничивают действия обучаемого взрослого и рассчитаны на обучающихся с минимальным опытом, на постпрофессиональном этапе системы непрерывного художественно-педагогического образования предпочтительнее использовать технологии обучения взрослых. Под ними С. И. Змеев понимает «систему научно обоснованных андрагогическими принципами обучения действий взрослых обучающихся и обучающих, осуществление которых с высокой степенью гарантированности приводит к достижению поставленных целей обучения» [15].

Прежде всего, технологии обучения взрослых развивают у обучающихся умения обучаться, вовлекают в процесс самосовершенствования и саморазвития, а следовательно, повышают и их мотивацию. Также необходимо учитывать предпочтительность технологий, способствующих организации совместной деятельности как обучающего с обучаемыми, так и обучающихся друг с другом, а это значительно повышает эффективность учебного процесса [16].

Вместе с тем при наличии обучающихся, которые не вполне владеют информацией по изучаемой проблеме, допускается использование педагогических технологий, в частности информационных. Но все-таки ведущими технологиями постпрофессионального этапа системы непрерывного художественно-педагогического образования являются модульные, интерактивные, проектные и технологии коллективной деятельности.

На постпрофессиональном этапе непрерывного художественно-педагогического образования Чувашии используется модульное обучение, под которым понимается технология, где используется модульный принцип, а «учебный модуль служит средством проектирования и реализации педагогической системы, в которой акцент обучения перемещен с процесса на результат, а гарантией достижения этого результата является регулирование, адаптация обучения в любой момент и в любой точке функционирования» [17].

Эти подходы к построению учебного процесса использованы нами при создании модульной программы повышения квалификации учителей изобразительного искусства «Педагогический потенциал народного декоративно-прикладного искусства в профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства», целью которой является совершенствование профессионализма учителя изобразительного искусства в области реализации потенциала народного декоративно-прикладного искусства в профессионально-педагогической и художественно-творческой деятельности.

Данная программа состоит из семи модулей, планомерно раскрывающих: теоретические основы народного декоративно-прикладного искусства; общее и особенное декоративно-прикладного искусства Поволжья; особенности культуры и декоративно-прикладного искусства в контексте психолого-педагогической науки; реализацию педагогического потенциала народного декоративно-прикладного искусства на уроках изобразительного искусства; изучение народного декоративно-прикладного искусства во внеурочное время; народное декоративно-прикладное искусство в контексте художественно-профессиональной деятельности и художественной самодея-

(V Т rw

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14332 УДК 37.013.43

Смирнова Н. Б. Педагогические технологии непрерывного художественно-педагогического образования Чувашии // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). -ART 14332. - 0,7 п. л. - URL: http://e-kon-

cept.ru/2014/14332.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

тельности Чувашской Республики; современные подходы к формированию профессионала - учителя изобразительного искусства.

Каждая из тем основана на выстраивании содержания модуля вокруг основных понятий и методов, а изложение - на базе системного и логически составленного учебного материала.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Работа по модульной программе позволяет использовать и другие педагогические технологии. Опыт работы в системе повышения квалификации учителей изобразительного искусства позволил нам выстроить процесс обучения при помощи ряда технологий, среди которых основными были интерактивные технологии и технологии коллективной деятельности, а среди традиционных - информационные.

Они, как никакие другие, позволяют использовать в процессе обучения опыт художественно-педагогической и творческой деятельности в области народного декоративно-прикладного искусства, накопленный обучающимися в процессе практической деятельности. Они также позволяют решить одну из проблем курсов повышения квалификации - неоднородность групп по уровню опытности и квалификационной характеристики обучающихся.

Традиционные технологии в системе постпрофессионального образования позволят восполнить недостающие знания, умения и навыки в изучении народного декоративно-прикладного искусства, методики его преподавания и использования в художественно-творческой деятельности. Интерактивные технологии существенно меняют роль народного декоративно-прикладного искусства в образовательном процессе учителей: оно становится не целью изучения, а средством для освоения методических приемов обучения и воспитания школьников, творческой и научной деятельности, личностного саморазвития учителя изобразительного искусства.

Так, например, проведение семинара-диспута на тему «Формирование личности школьника возможностями народного декоративно-прикладного искусства на уроках изобразительного искусства» вызвало бурную дискуссию участников о методах преподавания, о различиях сельской и городской молодежи, роли моно- и мультикультурной среды в формировании ребенка. На семинаре четко обозначилась роль ведущих учителей-методистов республики: их опыт и знание особенностей преподавания народного декоративно-прикладного искусства позволил вести дискуссию, оппонировать выступающим, описывать свой опыт в преподавании, то есть использовать то, что их отличает, - бесценный опыт, накопленный годами. Преподаватель в данном случае был только в роли стороннего наблюдателя-координатора: изредка направлял дискуссию и подводил выступающих к выводам.

По итогам каждого модуля проводилась работа в малых группах: обучающиеся делились по пять-шесть человек, выбирались «педагоги» из числа опытных, зарекомендовавших себя на уровне республики учителей изобразительного искусства, им раздавались вопросы для проверки. Поочередно проводился опрос каждой группы, на вопросы отвечали как индивидуально, так и коллективно, с бурными обсуждениями. Тем самым была дана возможность высказаться как учителям с опытом, так и молодым. Это можно рассматривать и как итоговую проверку знаний, и как повторение обучающимися пройденного материала модуля.

Необходимо отметить, что данные технологии, с использованием взаимодействия внутри групп, позволяют учиться мыслить критически, анализировать педагогические ситуации, активно обмениваться педагогическим и творческим опытом.

Не менее важным на постпрофессиональном этапе непрерывного художественно-педагогического образования является использование технологий проектно-

8

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14332 УДК 37.013.43

Смирнова Н. Б. Педагогические технологии непрерывного художественно-педагогического образования Чувашии // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). -ART 14332. - 0,7 п. л. - URL: http://e-kon-

cept.ru/2014/14332.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

го обучения, причем создаваться проект может как малой группой (2-3 человека), так и индивидуально. В начале курсов повышения квалификации слушателям раздавались темы из области художественной педагогики для создания проектов, затем проводилось индивидуальное и коллективное консультирование, а по завершении курсов проводилась их защита. Тем самым на всем этапе обучения создавались педагогические условия, способствующие совершенствованию исследовательских умений, творческих способностей, влияющих на личностный рост учителей изобразительного искусства.

Таким образом, анализ научной литературы по проблеме выбора педагогических технологий показал, что их использование в учебном процессе напрямую связано с содержанием образования. Вследствие этого цели, задачи, принципы и содержание этапов системы непрерывного художественно-педагогического образования Чувашии, понимание процессов формирования личности в течение всей жизни позволили определить комплекс педагогических технологий, позволяющих реализовать педагогический потенциал народного декоративно-прикладного искусства в системе непрерывного художественно-педагогического образования. На допрофессиональном этапе это информационные, репродуктивные, проблемные, развивающие и игровые технологии. На профессиональном - информационные, репродуктивные, эвристические и интерактивные технологии обучения; на постпрофессиональном -информационные, модульные, интерактивные, проектные и технологии коллективной деятельности.

Ссылки на источники

1. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие для вузов и институтов повышения квалификации. - М.: Народное образование, 1998. - C. 17.

2. Загвязинский В. И. Теория обучения. Современная интерпретация: учеб. пособие. - М.: Академия, 2001. - С. 90-91.

3. Крылова Н. Б. Культурология образования. - М.: Народное образование, 2000. - С. 418.

4. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / под ред. Д. И. Фельдштейна; вступ. ст. Д. И. Фельдштейна. - М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - С. 53.

5. Кузин В. С. Психология живописи: учеб. пособие для вузов. - 4-е изд., испр. - М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005. - С. 207.

6. Божович Л. И. Указ. соч. - С. 525.

7. Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. - 1996. - № 5. - С. 38-50.

8. Крылова Н. Б. Указ. соч. - С. 150.

9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер-Ком, 1999. - С. 431.

10. Смирнова Н. Б. Чувашское народное декоративно-прикладное искусство в культурном пространстве Поволжья. Программа элективного курса и методические рекомендации. -Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2010. - 40 с.

11. Носкова О. Г. Психология труда: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / под ред. Е. А. Климова. - М.: Изд. центр «Академия», 2004. - С. 30.

12. Якобсон П. М. Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности // Психологический журнал. - 1981. - Т. 2. - № 4. - С. 141-149.

13. Симоненко В. Д. Общая и профессиональная педагогика: учеб. пособие для студентов педагогических вузов. - М.: Вентана-Граф, 2005. - С. 218.

14. Носкова О. Г. Указ. соч. - С. 127.

15. Змеев С. И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых. - M.: ПЕР СЭ, 2007. - С. 124.

16. Там же. - С. 180.

17. Технологии образования взрослых: пособие для тех, кто работает в системе образования взрослых / под общ. ред. О. В. Агаповой, С. Г. Вершловского, Н. А. Тоскиной. - СПб.: КАРО, 2008. - С. 123.

(V Q rw

КОНТ TF.TTT

Смирнова Н. Б. Педагогические технологии непрерывного художественно-педагогического образования Чувашии // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). -_________________________ ___________________ ART 14332. - 0,7 п. л. - URL: http://e-kon-

наунно-ллетодииесшй электронный журнал " Г°С' Р6Г'ЭЛ № ФС 77'49965'

- ISSN 2304-120X.

ART 14332 УДК 37.013.43

Natalia Smirnova,

Doctor of Pedagogic Sciences, Professor, head of the chair of Decorative and Applied Art and Methods of Teaching Fine Arts, Chuvash State Pedagogical University. 1.1. Yakovlev", Cheboksary smirn.05@mail.ru

Pedagogical technology of continuous pedagogical education of the Chuvash Republic

Abstract. The paper is devoted to the problem of choosing the pedagogical techniques used in the process of implementation of pedagogical potential of folk decorative and applied arts in continuous pedagogical education of the Chuvash Republic.

Key words: personal development, arts and crafts, professional personal development, educational technology, creative activity.

References

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

Selevko, G. K. (1998) Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii: ucheb. posobie dlja vuzov i institutov povyshenija kvalifikacii, Narodnoe obrazovanie, Moscow, p. 17 (in Russian).

Zagvjazinskij, V. I. (2001) Teorija obuchenija. Sovremennaja interpretacija: ucheb. posobie, Akademija, Moscow, pp. 90-91 (in Russian).

Krylova, N. B. (2000) Kulturologija obrazovanija, Narodnoe obrazovanie, Moscow, p. 418 (in Russian). Bozhovich, L. I. & Fel'dshtejn, D. I. (ed.) (1995) Problemy formirovanija lichnosti, Izd-vo “nstitut praktich-eskoj psihologii”; Moscow; NPO “MODJeK”, Voronezh, p. 53 (in Russian).

Kuzin, V. S. (2005) Psihologija zhivopisi: ucheb. posobie dlja vuzov, 4-e izd., ispr, OOO “Izdatel'skij dom «ONIKS 21 vek”, Moscow, p. 207 (in Russian).

Bozhovich, L. I. & Fel'dshtejn, D. I. (ed.) (1995) Op. cit., p. 525 (in Russian).

Slobodchikov, V. I. & Cukerman, G. A. (1996) “Integral'naja periodizacija obshhego psihicheskogo razvitija”, Voprosypsihologii, № 5, pp. 38-50 (in Russian).

Krylova, N. B. (2000) Op. cit., p. 150.

Rubinshtejn, S. L. (1999) Osnovy obshhej psihologii, Piter-Kom, St. Peterburg, p. 431 (in Russian). Smirnova, N. B. (2010) Chuvashskoe narodnoe dekorativno-prikladnoe iskusstvo v kul'turnom pros-transtve Povolzhja. Programma jelektivnogo kursa i metodicheskie rekomendacii, Chuvash. gos. ped. un-t, Cheboksary, 40 p. (in Russian).

Noskova, O. G. & Klimov, E. A. (ed.) (2004) Psihologija truda: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zaved., Izd. centr “Akademija”, Moscow, p. 30 (in Russian).

Jakobson, P. M. (1981) “Psihologicheskie komponenty i kriterii stanovlenija zreloj lichnosti”, Psiholog-icheskij zhurnal, vol. 2, № 4, pp. 141-149 (in Russian).

Simonenko, V. D. (2005) Obshhaja i professional'naja pedagogika: ucheb. posobie dlja studentov peda-gogicheskih vuzov, Ventana-Graf, Moscow, p. 218 (in Russian).

Noskova, O. G. & Klimov, E. A. (ed.) (2004) Op. cit., p. 127.

Zmeev, S. I. (2007) Andragogika: osnovy teorii, istorii i tehnologii obuchenija vzroslyh, PER SJe, Moscow, p. 124 (in Russian).

Ibid., p. 180.

Agapova, O. V., Vershlovskij, S. G. & Toskina, N. A. (ed.) (2008) Tehnologii obrazovanija vzroslyh: posobie dlja teh, kto rabotaet v sisteme obrazovanija vzroslyh, KARO, St. Peterburg, p. 123 (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»

10 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.