Научная статья на тему 'Педагогические условия эффективного функционирования системы'

Педагогические условия эффективного функционирования системы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
340
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ / SYSTEM OF THE FORMING OF PROFESSIONAL TRAINING TEACHERS COMPETENCE BY MEANS OF PROJECTING / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / PROFESSIONAL TRAINING TEACHERS COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шумейко Т.С.

В статье уточнено понятие профессиональной компетентности учителя профессионального обучения, представлена разработанная автором система формирования компетентности будущих учителей профессионального обучения средствами проектирования, выявлены и обоснованы педагогические условия эффективного формирования указанной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шумейко Т.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions of the effective functioning in the system of forming professional training teachers competence

The article is dedicated to the authors system of the forming future professional training teachers competence by means of projecting. In the article the notion of the professional training teachers professional competence has been defined more precisely, the pedagogical conditions of its effective forming have been elaborated.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия эффективного функционирования системы»

Шумейко Т. С.

Педагогические условия эффективного функционирования системы формирования компетентности учителя профессионального обучения средствами проектирования в ВУЗе

Актуальность проблемы формирования компетентности учителя профессионального обучения обусловлена тенденциями постоянного совершенствования производственных и образовательных процессов, определяющими необходимость развития способности специалиста ориентироваться в условиях динамично изменяющегося мира и увеличения потоков информации, а также недостаточной теоретической и практической разработанностью данной проблемы.

Исходя из компетентностного подхода, сущности деятельности учителя профессионального обучения, под профессиональной компетентностью учителя профессионального обучения мы понимаем комплексную характеристику специалиста, отражающую его готовность и способность осуществлять эффективную педагогическую и производственную деятельность в условиях непрерывно изменяющихся современных производственных и образовательных процессов.

На основе системного и личностно-деятельностного подходов нами разработана система формирования компетентности учителя профессионального обучения средствами проектирования. Предлагаемая система содержит мотивационно-целевой, содержательно-технологический, критериально-оценочный компоненты и обеспечивает поэтапное формирование исследуемой компетентности при наличии соответствующих педагогических условий функционирования данной системы.

С целью выявления и обоснования педагогических условий эффективного функционирования разработанной системы обратимся к трактовке понятия «педагогические условия» в научно-педагогической литературе.

В философском словаре «условие» определяется как «философская категория, выражающая отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может. Сам предмет выступает как нечто обусловленное, а условие - как относительно внешнее предмету многообразие объективного мира» [3, с. 425].

А.И. Кочетов трактует понятие «условия» как «внешние предпосылки для существования и развития явлений», подчеркивая необходимость «раскрывать взаимодействие внешних и внутренних предпосылок развития, т.е. условий и факторов, взаимодействующих друг с другом» [2, с. 12].

Многие ученые (Е.В. Бережнова, Л.Я. Зорина, А.И. Кочетов, Н.Ю. Посталюк и др.) указывают на подвижность границ между дефинициями «условие» и «фактор» в педагогической науке. При этом большинство из них (А.И. Кочетов, Н.Ю. Посталюк, В.И. Смирнов и др.) рассматривают фактор как внутреннее обстоятельство развития какого-либо процесса и явления, а условие - в качестве внешнего обстоятельства. Е.В. Бережнова, понимая под фактором «обстоятельство, существующее объективно и влияющее на выбор исследователем того или иного способа действия», трактует условие как «обстоятельство, специально создаваемое исследователем, при котором возможно то или иное его эффективное действие» [1, с. 135-136].

Н. О. Яковлева отмечает, что педагогические условия характеризуют «специальным образом подобранную систему мер, обеспечивающую более продуктивное становление исследуемого научного явления» [4, с. 7].

Таким образом, основываясь на определениях дефиниции «условия» в научно-педагогической литературе, под педагогическими условиями эффективного функционирования системы формирования компетентности учителя профессионального обучения средствами проектирования мы понимаем систему мер в организации учебно-воспитательного процесса подготовки учителей профессионального обучения, обеспечивающих улучшение данного процесса и позволяющих достигнуть желаемого результата более эффективными средствами проектировочной деятельности.

При выборе и обосновании педагогических условий эффективного функционирования системы формирования компетентности учителя профессионального обучения средствами проектирования мы опирались на государственный стандарт высшего профессионального образования ГОСО РК 3.08.270 - 2006, содержание профессиональной компетентности учителя профессионального обучения, а также на основные положения системного, личностно-деятельностного и компетентностного подходов. В результате проведенного анализа, основываясь на опыте преподавательской деятельности, мы пришли к выводу, что необходим комплекс взаимосвязанных организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективное функционирование и развитие системы формирования компетентности учителя профессионального обучения средствами проектирования:

1) актуализация субъектного опыта студентов в образовательном процессе через использование специализированных лабораторий, баз практики;

2) структурирование содержания подготовки будущих учителей профессионального обучения на основе модульного и задачного подходов;

3 )организация внеучебной творческой деятельности студентов.

Остановимся более подробно на содержании и способах реализации каждого из перечисленных условий.

Первым условием эффективного функционирования разработанной системы является актуализация субъектного (жизненного) опыта студентов в образовательном процессе.

Опираясь на основные положения технологии витагенного обучения, изложенные А. С. Белкиным, мы установили, что источниками жизненного опыта студентов, который подлежит актуализации в ходе формирования их компетентности, являются окружающая среда (социально-экономическая, культурно-этнографическая, общественно-политическая, экологическая), виды деятельности, средства массовой информации, деловое и свободное общение, литература, искусство, образовательный процесс, опыт жизни.

Пришедший в вуз студент имеет определенный витагенный опыт, включая опыт выполнения различных видов деятельности, в том числе трудовой. Актуализация этого опыта в образовательном процессе особенно значима для формирования производственной компетентности учителя профессионального обучения. На основе

наблюдений и бесед со студентами мы отмечаем существующие различия указанного вида опыта у студентов, начинающих обучение в вузе, выраженные в следующем:

1) в уровне трудовой (профессиональной) подготовленности. Эти различия детерминированы различным состоянием трудовой (профессиональной) подготовки в школе (материально-техническое, методическое, кадровое обеспечение) и в семье (степень приобщения детей к труду, потребности и умения родителей выполнять трудовые действия, их готовность передавать свой опыт ребенку), а также средовым влиянием;

2) в ценностно-смысловом отношении к труду: для одних труд - источник существования, тяжелая деятельность, которую необходимо выполнять для обеспечения своих потребностей; для других - не только источник существования, но и источник вдохновения, когда удовлетворение приносит сам процесс выполнения трудовой деятельности;

3) в удовлетворенности использования известных, ранее освоенных, приемов и технологий труда, с одной стороны, или в стремлении осваивать передовые, усовершенствованные, рациональные и перспективные приемы и технологи, с другой.

Основываясь на опыте преподавательской деятельности в вузе, мы определили следующие способы реализации актуализации субъектного опыта студентов как одного из условий эффективного функционирования и развития системы формирования компетентности учителя профессионального обучения:

1) использование в организации учебного процесса специализированных лабораторий;

2) использование в ходе технологической практики баз практики -предприятий и организаций соответствующего профиля;

3) использование в ходе педагогической практики соответствующих баз практики - образовательных учреждений.

Таким образом, актуализация субъектного опыта студентов в образовательном процессе через использование специализированных лабораторий и баз практики осуществляется на основе создания коллективного жизненного опыта студентов в процессе их совместной деятельности.

Как подтверждают результаты проведенного нами эксперимента, данное условие наиболее полно способствует эффективному функционированию системы формирования профессиональной компетентности будущих учителей профессионального обучения в сочетании со вторым условием - структурированием содержания подготовки учителей профессионального обучения на основе модульного и задачного подходов.

Модульный подход (М.А. Чошанов, В.В. Шоган, П.А. Юцявичене, Н.М. Яковлева и др.) предполагает конструирование и осуществление учебного процесса на основе модульного построения содержания учебной дисциплины. При этом освоение информации осуществляется укрупненными дидактическими единицами - модулями, представляющими собой логически завершенные части учебного материала, сопровождаемые контролем знаний и умений студентов. Обязательным условием построения модуля является наличие в его структуре двух частей: информационной, формирующей теоретические знания, и практической, формирующей практические умения и навыки на основе приобретенных знаний. С

точки зрения компетентностного подхода, целесообразно наличие в структуре модуля заданий по самообразованию, выполнение которых способствует формированию способности к самосовершенствованию и творческому самовыражению как компонента профессиональной компетентности будущего учителя профессионального обучения.

Задачный подход (Г.С. Балл, В.И. Загвязинский, Ю.Н. Кулюткин, Н.Ю. Посталюк, В.А. Сластенин, Г.С. Сухобская и др.) предполагает активизацию деятельности студентов как субъектов педагогического процесса в ходе решения педагогических задач. Педагогическая задача возникает в том случае, когда требуется не одно решение, а выбор предпочтительного способа достижения желаемого результата. Педагогические задачи могут быть решены продуктивно при условии самостоятельных действий учащихся.

Способы реализации второго условия, эффективного функционирования системы совершенствования подготовки компетентного учителя профессионального обучения:

1) разработка соответствующих методических материалов: учебных программ, силлабусов, учебников и учебных пособий, методических указаний по выполнению практических работ, курсовых и дипломных проектов;

2) решение разноуровневых, постепенно усложняющихся учебных задач.

При этом разрабатываемые методические материалы должны отражать

модульную структуру образовательного процесса и содержать постепенно усложняющиеся учебные задачи, в процессе решения которых реализуется проектировочная деятельность студентов.

Таким образом, структурирование содержания подготовки будущих учителей профессионального обучения на основе модульного и задачного подходов способствует обеспечению единства их теоретической и практической деятельности, позволяет осуществлять обязательный контроль знаний и умений студентов на каждом этапе обучения, способствует формированию их личностных качеств. При этом успешность решения поставленных задач достигается на основе актуализации субъектного опыта студентов в образовательном процессе.

Важным условием эффективного функционирования системы формирования компетентности учителя профессионального обучения является третье условие -организация внеучебной творческой деятельности студентов.

Творческая деятельность предполагает создание неповторимых, оригинальных и уникальных вещей. Ее результатом могут быть как материальные, так и духовные ценности. В структуре компетентности учителя профессионального обучения творчество может проявляться как в педагогической, так и в производственной деятельности.

Творчество в педагогической деятельности проявляется в способности выдвигать новые идеи, принимать нестандартные решения, использовать оригинальные методы и технологии обучения, то есть творчески конструировать учебно-воспитательный процесс, воплощая замысел в реальность.

В производственной деятельности творчество проявляется в способности создавать оригинальные модели изделий различного назначения, соответствующие современным эстетическим требованиям, а также изготавливать разработанные

модели с использованием современных технологий производства, при необходимости вносить изменения в технологический процесс, предлагая рациональные приемы и методы выполнения трудовых действий.

С позиций личностно-деятельностного подхода при осуществлении учебно-воспитательного процесса предполагается развитие творческих способностей каждого студента в процессе деятельности. Конечно, творческая деятельность студентов имеет место и во время аудиторных занятий, и в процессе выполнения самостоятельной работы. Но особая роль в формировании творческой активности студентов принадлежит рационально организованной внеучебной творческой деятельности, которая является одним из условий эффективного функционирования и развития системы формирования компетентности учителя профессионального обучения.

Под внеучебной творческой деятельностью мы условимся понимать формы целенаправленной коллективной деятельности студентов, способствующие развитию творческой активности каждого из них и осуществляемые в свободное от аудиторных занятий время под руководством наставника, компетентного в педагогической деятельности, а также в той сфере деятельности, в которой осуществляется творчество. Организация внеучебной творческой деятельности студентов через работу студенческих домов моделей, театров мод, конструкторских бюро может являться одним из факторов развития творческих способностей будущих учителей профессионального обучения и важным условием эффективного функционирования системы формирования компетентности.

Таким образом, разработанная нами система формирования компетентности учителя профессионального обучения средствами проектирования эффективно функционирует при наличии следующих педагогических условий: актуализации субъектного опыта студентов в образовательном процессе через использование специализированных лабораторий, баз практики; структурирование содержания подготовки будущих учителей профессионального обучения на основе модульного и задачного подходов; организация внеучебной творческой деятельности студентов.

Литература

1. Бережнова Е.В. Прикладное исследование в педагогике: Монография. - М. -Волгоград: Перемена, 2003. - 164 с.

2. Кочетов А.И. Педагогическое исследование: учебное пособие для аспирантов, студентов-дипломников и учителей. - Рязань, 1975. - 178 с.

3. Философский словарь / Под ред. М.М. Розенталя. - М.: Политиздат, 1975. -496 с.

4. Яковлева Н.О. Концепция педагогического проектирования: методологические аспекты: монография. - М.: Информационно-издательский центр АТ и СО, 2002. - 194 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.