развития, заинтересованность в аккумулировании средств на администрирование (т.к. нераспределенная часть поступает в премиальный фонд). Проявляется это через закрепление ответственных лиц за ключевыми направлениями без расширения штата административно-управленческого персонала. Эти процессы обеспечивают заинтересованное участие всех сторон в формировании реальных планов, организации их исполнения, эффективность и адекватность контроля.
Опыт применения указанных подходов показывает, что удалось создать систему контроля и сбора информации, учитывающую специфику функционирования вуза с развитой сетью географически распределенных структурных подразделений. Модель доказала свою эффективность значительным ростом численности обучающихся, расширением материальной базы, кратным увеличением инвестиций в современные информационные технологии.
Таким образом, мы можем говорить о наступлении нового этапа эволюции образовательных систем, когда университеты перестают быть монументальными зданиями с множеством характерных признаков (профессурой, большим количеством аудиторий, библиотек как помещений заставленных стеллажами), а скорее выступают как сеть распределенных подразделений, использующих отличные от традиционных подходы в управлении, предполагающие обязательное использование единого информационного пространства. В этих условиях пересматриваются все элементы менеджмента в образовании, т.к. меняются приоритеты, условия внешней среды, показатели и общественная оценка результатов деятельности. Сейчасважно понимание необходимости поиска новых моделей управления вузом, позволяющих учитывать специфику новой эпохи открытости образования и формирования глобального образовательного пространства.
В. ПЕРЕВЕРЗЕВ, доцент А. ЕГОРОВ, преподаватель Г. СИБИРЦЕВА, научный сотрудник Федеральный институт развития образования
Педагогический тест рассматривается в современной педагогической теории как упорядоченное множество из тестовых заданий. Заметим, что от других методов контроля педагогический тест отличается функциональной независимостью от субъекта процесса обучения. Сама процедура тестирования не требует присутствия преподавателя в группе испытуемых и может проводиться в автоматизированном (компьютерном) формате, в том числе и дистанционно. Именно возможность применять тесты в сетевых, распределенных системах образования позволила им стать одним из основных элементов
Педагогические тесты для дистанционного контроля знаний
дистанционного контроля качества подготовки учащихся.
Суммируя многочисленные дефиниции, можно предложить следующее достаточно краткое и емкое определение: «Педагогический тест - это система заданий специфической формы, позволяющая объективно и функционально независимо от преподавателя измерить уровень образовательных достижений обучаемых, совокупность их представлений, знаний, умений и навыков из той или иной области содержания» [1].
Анализ зарубежной и отечественной литературы показывает, что существует несколько подходов к решению про-
ONLINE EDUCA
107
блемы классификации педагогических тестов.
Во-первых, педагогические тесты в системе профессионального образования подразделяются на вступительные (входные), текущие, тематические, а также на тесты промежуточной (рубежной) и итоговой аттестации.
Во-вторых, по своему содержанию они различаются на гомогенные и гетерогенные.
В-третьих, по методологии интерпретации результатов тестирования педагогические тесты классифицируются на нормативно-ориентированные и критериально-ориентированные.
В-четвертых, по формату предъявления они различаются на бланковые, когда испытуемому предоставляется распечатка теста на бумаге, и на компьютерные, когда студент должен отвечать на задания, работая на компьютере.
В-пятых, по масштабу применения педагогические тесты можно разделять на классные (авторские), академические (для учебного контроля в образовательном учреждении), отраслевые (для профессиональной аттестации кадров), национальные и международные.
Приведем краткое описание различных видов педагогических тестов.
Входной контроль - вступительные испытания - проводится для оценки уровня и качества подготовки абитуриентов с целью выявления их потенциальных возможностей. Для стандартизации требований к абитуриентам и унификации процедуры вступительных испытаний тестовый контроль абитуриентов должен быть организован централизованно. В настоящее время проводится эксперимент по внедрению Единого государственного экзамена (ЕГЭ), особенность которого состоит в том, что он совмещает два экзамена — выпускной школьный и вступительный в высшее или среднее профессиональное учебное заведение.
Проведение текущего контроля с помощью тестов - самый распространенный метод получения оперативной информации
о соответствии знаний обучаемых планируемым эталонам усвоения. Эта информация создает условия для своевременной коррекции процесса усвоения знаний, умений и навыков обучаемыми, помогает тьютору дистанционного обучения перестроить в нужном направлении учебный процесс. Этот вид контроля имеет большое значение для стимулирования у обучаемых стремления к систематической самостоятельной работе над выполнением заданий, для повышения интереса к учению и ответственности за его результаты.
Тематический контроль выявляет степень усвоения раздела или темы учебной программы. На основании его данных тьютор может сделать вывод о необходимости дополнительной проработки темы в случае неудовлетворительных результатов контроля либо о переходе к изучению следующей темы. В тематическом контроле наиболее интересна информация, которая дает представление о динамике усвоения обучаемыми материала раздела, о степени рациональности мыслительных процессов или алгоритмов, использованных для выполнения заданий.
Назначение промежуточного (рубежного) контроля сводится в основном к выявлению результатов определенного этапа обучения. Оценка уровня подготовки обучаемых производится с помощью зачетов по разделам программы, экзаменов или тестов. Он проводится обычно после изучения логически законченной части (раздела, модуля) программы или в конце учебного периода (семестра, курса) и состоит в проверке учебной деятельности студентов по освоению сравнительно большого объема материала. Поэтому к промежуточному педагогическому тесту предъявляются повышенные требования. Он должен обладать достаточно высокой надежностью и валидностью. К его разработке должны привлекаться опытные методисты, преподаватели и тестологи.
Одна из важных сфер осуществления итогового контроля в системе дистанцион-
ного профессионального образования — аттестация выпускников, под которой понимается процедура установления соответствия уровня и качества подготовки выпускников общепризнанной, документально зафиксированной системе требований к уровню и к качеству образования. При итоговой аттестации выпускников роль общепризнанной нормы играюттребования ГОС. Процедура дистанционной итоговой аттестации допускает использование различных форм и методов контроля, среди которых важное место по праву отводится высоконадежным и валидным тестам. Тесты открывают новые возможности в процессе аттестации, поскольку именно они обеспечивают оценки, обладающие необходимыми свойствами: обоснованностью,объек-тивностью и сопоставимостью.
Наиболее перспективным является разработка для итоговой аттестации междисциплинарных профессионально-ориентированных компетентностных тестов, то есть таких, где каждое задание базируется на содержании ГОС по нескольким ключевым специальным дисциплинам и ориентировано на оценку общих и профессиональных компетенций специалиста.
Такой тест должен, во-первых, измерять уровень усвоения студентами требований ГОС по специальным дисциплинам, а во-вторых, оценивать степень усвоения выпускниками профессиональных знаний, умений и навыков, которые им необходимы для начала профессиональной деятельности.
Междисциплинарный профессионально-ориентированный тест должен включать в себя несколько субтестов. Часть из них базируется на содержании ГОС по специальным дисциплинам, а другая часть представляет систему заданий на «квазипрофессиональную ситуацию» и отражает требования потенциальных работодателей. При формулировке тестовых заданий для всех видов тестов следует предусмотреть возможность получения в ответах студентов исчерпывающей информации как об уров-
не приобретенных и усвоенных знаний, так и об умении оперировать ими, а также об овладении логическими приемами мышления (анализа и синтеза, доказательства, аналогии и противопоставления, индукции и дедукции и др.).
Гомогенный педагогический тест основывается на содержании какой-либо одной дисциплины. При его разработке авторы должны четко отслеживать, чтобы каждое задание не выходило по своему содержанию за рамки данной дисциплины. Гомогенный тест может быть как нормативно-ориентированным, так и критериально-ориентированным - в зависимости от цели его создания.
Гетерогенный педагогический тест основывается на содержании нескольких дисциплин. По своему существу он является междисциплинарным. При его разработке авторы должны быть компетентными во многих дисциплинах. Разновидностью гетерогенного теста является набор гомогенных тестов, т.е. он может состоять из ряда гомогенныхчастей (субтестов). Наибольшее распространение гетерогенные тесты получили при тестовом итоговом контроле студентов, а также в профессиональной аттестации кадров.
Нормативно-ориентированный педагогический тест (norm-referenced test) позволяет сравнивать учебные достижения (уровень подготовки, профессиональных знаний и умений) отдельных испытуемых друг с другом. Такие тесты используются для получения надежных и нормально распределенных баллов для сравнения испытуемых.
Критериально-ориентированный педагогический тест (criterion-referenced test) позволяет оценивать, в какой степени испытуемые овладели необходимым учебным материалом. Они применяются для интерпретации результатов тестирования в соответствии с уровнем обученности испытуемых на определенной области содержания.
ONLINE EDUCA
109
Выделяют два основных вида критериально-ориентированных тестов, отличающихся друг от друга по ряду характеристик: domain-referenced test, предназначенный для оценки доли от полного объема учебного материала, которую усвоил испытуемый, и mastery tests, то есть «тесты на мастерство» или «квалификационные тесты», применяемые для определения в группе испытуемых квалифицированных и неквалифицированных (masters and nonmasters) в какой-то области. Установившейся терминологии для этих видов тестов на русском языке пока не существует.
Существенное значение приобретает использование критериально-ориентированных тестов для текущей, промежуточной и итоговой аттестации студентов. Преподаватели могут использовать результаты данных тестов для правильного оценивания уровня подготовки студентов, а также определения качества тех или иных программ обучения. Тесты этого типа позволяют проводить мониторинг успеваемости студентов, вовремя определять недостатки в их подготовке. Результаты критериально-ориентированных тестов особенно полезны при диагностике недостатков в обучении, а также в итоговой и промежуточной аттестации студентов.
Классифицируя возможные форматы предъявления педагогических тестов, их можно подразделить на бланковые (на бумажной основе) и компьютерные. Причем компьютерный тест может быть предложен испытуемому как в компьютерном классе, так и в дистанционном режиме (в сети Интернет), а также в ординарной (традиционной) или адаптивной технологии.
Педагогические тесты на бумажном носителе (бланковые тесты) в виде распечатки традиционны и наиболее распространены. Однако хранение, редактирование и вариативная распечатка педагогического теста в современных условиях должна происходить с помощью специализированных компьютерных программных средств. Ре-
зультаты тестов бланкового формата могут подсчитываться в ручном режиме или с использованием сканирующих устройств. С экономической точки зрения бланковые тесты для массового тестирования продолжают оставаться наиболее доступными.
Компьютеризованное тестирование имеет ряд неоспоримых преимуществ перед бланковым и хорошие перспективы применения в дистанционном образовании и профессиональной аттестации кадров. Однако при разработке педагогических тестов в компьютерном формате необходимо учитывать некоторые особенности.
В настоящее время компьютерные тесты подразделяются на ординарные и адаптивные. Ординарные (традиционные, линейные) включают в себя два основных типа тестов: с фиксированным набором заданий и с автоматизированной компоновкой вариантов.
Компьютерный тест с фиксированным набором заданий - самый простой метод предъявления. Этот неадаптивный компьютерный тест, имеющий формат, подобный обычному бланковому, иногда упоминается в литературе как «линейное тестирова-ние».Он имеет заранее установленную длину (т.е. количество заданий), причем набор заданий может предъявляться или в установленном порядке, или методом случайной выборки.
Компьютерный тест с автоматизированной компоновкой вариантов создается путем выбора тестовых заданий из банка по специальному алгоритму в соответствии со спецификацией теста. При этом используются как содержательные, так и статистические условия и ограничения. Данные тесты имеют заранее установленную длину и неадаптивны. Каждая выборка экзаменующихся получает различные варианты теста, которые могут быть созданы специальной компьютерной программой либо перед экзаменом, либо непосредственно во время его проведения.
При компьютерно-адаптивном предъявлении тестовые задания выбираются ин-
дивидуально для каждого экзаменующегося с помощью специализированной программы. Этот выбор основан на результатах ответа индивидуума на предыдущие задания. Цель теста состоит в том, чтобы получить высокоточную и адекватную оценку уровня подготовки каждого экзаменующегося в некоторой установленной шкале. Количество заданий, их типы и порядок предъявления варьируются: для каждого экзаменующегося путем согласования трудности задания с постоянно оцениваемым уровнем его подготовки формируются уникальные тесты.
Компьютерный классификационный тест также является адаптивным. Однако его цель состоит в том, чтобы классифицировать экзаменующихся по двум или большему числу категорий (вместо того, чтобы получить шкалированную оценку уровня подготовки для каждого экзаменующегося). Этот тип тестирования наиболее эффективен при критериально-ориентированном подходе для принятия решения о классификации экзаменующегося.
В развитых странах именно компьютерно-адаптивное и компьютерно- классификационное тестирование приобретает в последнее время все большее значение, особенно с применением локальных и глобальных сетей. К сожалению, отставание в тестовой теории и технологии пока не позволяет нам использовать компьютерно-адаптивное тестирование в учебном процессе и при аттестации профессиональных кадров. В отечественном образовании нашло распространение только ординарное компьютерное тестирование.
По масштабу применения педагогические тесты подразделяются на классные (авторские), академические (для учебного контроля в образовательном учреждении), отраслевые (для профессиональной аттестации кадров), национальные и междуна-
родные. В данном контексте масштаб применения означает размер выборки испытуемых. Для авторских тестов, разработчиком которых является один преподаватель, выборка испытуемых невелика - от 25 до 100 человек. Для учебного тестового контроля в образовательном учреждении выборка может достигать 500 и 1000 человек. В отраслевых тестах (для профессиональной аттестации кадров) могут принимать участие десятки и сотни тысяч специалистов. Тесты в национальном масштабе могут охватывать сотни тысяч и даже миллионы экзаменуемых. Международные тесты оценивают уровень подготовки миллионов людей во многих странах мира.
В современном информационном мире при оценке качества подготовки специалистов наметилась тенденция ко все большему применению компьютерно-адаптивного педагогического тестирования. Широкое внедрение компьютерного тестирования в системе дистанционного образования привело к появлению новых форм и технологий создания тестовых заданий. При этом особенности разработки заданий для дистанционного компьютерного тестирования еще не нашли своего адекватного описания в педагогической литературе. Поэтому в ближайшем будущем одним из ключевых направлений научно-педагогических исследований станет комплексное методическое обеспечение компьютерных дистанционных технологий процесса педагогического тестирования.
Литература
1. Переверзев В.Ю. Критериально-ориенти-
рованное педагогическое тестирование:
Учеб. пособие. - М., 2003.
2. Переверзев В.Ю. Технология разработки
тестовых заданий: Справ. руководство. -
М., 2005.