Научная статья на тему 'Анализ основных видов и целей педагогического тестового контроля'

Анализ основных видов и целей педагогического тестового контроля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
300
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТЕСТ / PEDAGOGICAL TEST / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL ACTIVITY / КРОССДИСЦИПЛИНАРНЫЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ / ГОСТ / GOST / NORM-REFERENCEDTEST / CRITERION-REFERENCEDTEST / CROSS-DISCIPLINARY AND PROFESSION-ORIENTED TESTS / SUBTEST
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main modes and goals analysis of education test control

In the work is described basic kinds modes of education activity according to the GOST test value in the quality of conformance valuation of proficiency level.

Текст научной работы на тему «Анализ основных видов и целей педагогического тестового контроля»

УДК 004.9

Анализ основных видов и целей педагогического тестового контроля

К.И. Якубовский

Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550, Москва, ул. Прянишникова, 2А e-mail: [email protected]

Современное российское учебное заведение функционирует в конкурентных условиях и должно адаптироваться к быстрым изменениям и запросам общества [1]. В противном случае подготовку высококлассных специалистов возьмут на себя зарубежные образовательные учреждения, оттянув на себя наиболее активную часть подрастающих поколений. Поэтому оценке качества обучения и внедрению в образовании новейших информационных технологий, компьютеризации и автоматизации учебных процессов должно уделяться постоянное внимание. Для проведения промежуточного и итогового контроля оптимальным вариантом является использование систем тестирования, как наиболее простого и быстрого способа аттестации обучающихся [3].

Педагогический тест - это совокупность заданий, позволяющая дать объективную, сопоставимую и количественную оценку уровня подготовки учащихся, их представлений, знаний и навыков в той или иной образовательной области. Причем педагогический тест рассматривается именно как система, как упорядоченное множество тестовых заданий.

Основными видами контроля учебной деятельности являются текущий, периодический (рубежный, поэтапный, промежуточный) и итоговый контроль. Терминология видов и уровней контроля до конца не установлена, и разные авторы используют термины различно. Учитывая, что в системе образования необходимы вступительные испытания для поступающих, рассмотрим следующие виды тестового контроля: вступительный, текущий, периодический и итоговый (табл. 1).

189

По своему назначению педагогические тесты подразделяют на нормативно-ориентированные и критериально-ориентированные тесты. Нормативно-ориентированный педагогический тест (по-английски norm-referenced test) позволяет сравнивать учебные достижения (уровень подготовки, уровень профессиональных знаний и умений) отдельных испытуемых друг с другом. Критериально-ориентированный педагогический тест (по-английски criterion-referenced test) позволяет оценивать, в какой степени испытуемые овладели необходимым учебным материалом.

Нормативно-ориентированные педагогические тесты используются для того, чтобы получить надежные и нормально распределенные баллы для сравнения тестируемых. Критериально-ориентированные педагогические тесты применяются для того, чтобы интерпретировать результаты тестирования в соответствии уровнем обученности испытуемых на четко определенной области содержания [5].

Таблица 1

Виды контроля и типы тестов в системе образования

Вид контроля Типы тестов

Вступительный Нормативно-ориентированные

Текущий Критериально-ориентированные

Периодический Критериально-ориентированные

Итоговый Критериально-ориентированные

Для текущей, периодической и итоговой аттестации студентов существенное значение имеет использование критериально-ориентированных тестов. Преподаватели учебных заведений могут использовать результаты критериально-ориентированных тестов, чтобы правильно оценить уровень подготовки студентов, а также определить качество тех или иных программ обучения. Тесты этого типа позволяют проводить мониторинг успеваемости студентов, вовремя определять недостатки в подготовке студентов. Критериально-ориентированные тесты также используются для оценки качества различных образовательных программ.

Использование критериально-ориентированных педагогических тестов, основанных на государственных образовательных стандартах, для итоговой и периодической аттестации студентов является чрезвычайно перспективным.

По содержанию тесты подразделяются на гомогенные и гетерогенные педагогические тесты. Гомогенный педагогический тест основывается на содержании какой-либо одной дисциплины. При его разработке авторы четко отслеживают, чтобы каждое задание не выходило

190

по своему содержанию за рамки данной дисциплины. Гомогенный тест может быть как нормативно-ориентированным, так и критериальноориентированным, в зависимости от цели его создания. Такой тип педагогического теста наиболее распространен в учебном процессе.

Гетерогенный педагогический тест основывается на содержании нескольких дисциплин. Гетерогенный педагогический тест является по своему существу междисциплинарным. В большинстве случаев каждое задание гетерогенного теста включает элементы содержания нескольких дисциплин. Естественно, создание гетерогенного теста гораздо более сложный процесс. Одной из разновидностей гетерогенного теста является набор гомогенных тестов, т.е. гетерогенный тест может состоять из ряда гомогенных частей (субтестов). Наибольшее распространение гетерогенные тесты получили при итоговом контроле, а также при профессиональной аттестации кадров.

В последнее время в учебных заведениях России однозначно определяют совокупность представлений, знаний, умений и навыков, которые учащиеся должны усвоить, чтобы получить соответствующий диплом. Эта совокупность получила свое воплощение в создании государственных образовательных стандартов (ГОС).

Для стандартизации требований и унификации (единообразия) процедуры вступительных испытаний тестовый контроль абитуриентов организовывается централизованно [2]. Для вступительных тестов можно рекомендовать гомогенный нормативно-ориентированный подход к интерпретации результатов тестирования. Но используются и гетерогенные нормативно-ориентированные тесты (SAT [4], разработанный в Соединенных Штатах Америки, состоящий из двух подтестов: по математике и языку) [5].

Текущий тестовый контроль осуществляется в ходе ежедневной учебной деятельности. Этот контроль осуществляется при помощи нескольких параллельных форм (вариантов) теста, разработанного преподавателем или несколькими преподавателями. Текущий тестовый контроль значительно влияет на стимулирование у обучающихся желания самостоятельно работать над выполнением заданий, увеличивает интерес к обучению и развивает чувство ответственности за результаты.

Периодический тестовый контроль чаще всего проводится после изучения логически законченной части (раздела, модуля) программы или в конце учебного периода (семестра, курса). Он состоит в проверке учебной деятельности студентов по освоению большого объема материала. Поэтому к периодическому педагогическому тесту предъявляются повышенные требования. Он должен обладать достаточно высокой надежностью и достоверностью. К его разработке должны привлекаться опытные преподаватели. Возможна организация централизованной разработки серии (батареи) промежуточных тестов по

191

направлению или специальности и рассылка пакета с тестовыми материалами (вариантами теста, инструкциями, ответными листами, ключами ответов и др. документами) непосредственно в заинтересованные учебные заведения. Тесты для периодической аттестации, как правило, бывают гомогенными, однако для соблюдения комплексности аттестации при наличии междисциплинарных связей разрабатываются серии гомогенных критериально-ориентированных тестов.

Итоговый тестовый контроль осуществляется в конце каждого учебного года, а также при завершении изучения дисциплины (курса) с обязательным учетом результатов текущего и периодического (промежуточного) контроля. Итоговый тестовый контроль может осуществляться в режиме итоговой аттестации для оценки степени соответствия уровня обученности студентов требованиям ГОС. Итоговый тест (или серия итоговых тестов) совместно с другими аттестационными процедурами может существенно повысить качество подготовки специалистов, поэтому он должен обладать высокой содержательной валидностью и полностью соответствовать ГОС по специальности. Для разработки таких тестов привлекаются опытные преподаватели и методисты с участием профессиональных тестологов. Процесс разработки итоговых тестов часто проходит централизовано и включает все научнообоснованные этапы создания педагогических тестов.

Для итоговой аттестации перспективна разработка гетерогенных междисциплинарных профессионально-ориентированных тестов [3], то есть таких критериально-ориентированных тестов, каждое задание которых базируется на содержании ГОС по ключевым специальным дисциплинам и ориентированным на профессиональную деятельность специалиста.

Междисциплинарный профессионально-ориентированный тест может включать несколько субтестов. Часть из них базируется на содержании ГОС по специальным дисциплинам, а другая часть может представлять систему заданий на «квазипрофессиональную ситуацию» и отражает профессиональные требования.

Такой междисциплинарный профессионально-ориентированный тест измеряет как уровень усвоения студентами требований ГОС по специальным дисциплинам, так и уровень усвоения профессиональных знаний, умений и навыков, которые им необходимы для начала профессиональной деятельности.

При формулировке тестовых заданий для всех видов тестов предусматривается возможность получения из ответов учащихся исчерпывающей информации, как об уровне усвоенных знаний, так и об умении оперировать ими, об овладении логическими приемами мышления (анализа и синтеза, доказательства, аналогий и противопоставления, индукции и дедукции и др.), а также о приобретенных профессиональных навыках.

192

Библиографический список

1. Попов Д.И, Демидов Д.Г. Адаптивная стратегия обучения персонала предприятий// В мире научных открытий. - 2011. - № 9. -С. 65-71.

2. Попов Д.И., Комолова ТИ, Попова ЕД, ЯкубовскийК.И. Особенности формализации компетентностного подхода при обучении в области полиграфии и издательского дела// Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. - 2013. -№ 3. - С. 106-112.

3. Попов Д.И, ЯкубовскийК.И., Демидов Д.Г. Нечеткая модель выбора тестовых заданий для аттестации персонала полиграфических предприятий// Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. - 2014. - № 3. - C. 3-9.

4. PopovD.I. Designing the intelligent distance learning systems. Proceedings of South federal university; Engineering in Life Sciences. - 2001. -Т. 22. - № 4. - С. 325.

5. Концепция развития тестовой технологии контроля уровня обученности студентов в системе профессионального образования РоссииЭлектронныйресурс]. URL:http://knowledge.allbest.ru/ (Дата обращения: 10.01.2015).

193

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.