УДК 004.023
АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К КОНТРОЛЮ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Якубовский Кирилл Игоревич
старший преподаватель кафедры информатики и информационных технологий Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550 Россия, г. Москва, ул. Прянишникова, д. 2А уакк2005@таИ. ги
Аннотация. Рассматриваются современные подходы контроля качества обучения. Приводится описание педагогических тестов, сравнение гетерогенных и гомогенных педагогических тестов. Дается классификация областей обеспечения учебного процесса.
Ключевые слова: качество обучения, педагогические тесты, организационно-методическое обеспечение учебного процесса, нормативно-ориентированные и критериально-ориентированные тесты.
Действующий в условиях открытости и конкурентной среды современный рынок труда предъявляет высокие требования к уровню подготовки кадров. Растущий спрос на специалистов, обладающих широким спектром профессиональных знаний, требует адекватных изменений в сфере образования [5, 6]. Научно-обоснованный и технологически организованный контроль процесса обучения занимает существенное место в комплексной системе мероприятий, обеспечивающих качественную подготовку специалистов. Одним из инструментов такого контроля является тестирование. Тесты представляют собой особую, тщательно подобранную совокупность заданий и позволяют дать объективные, количественно сопоставимые оценки уровня подготовки обучаемых в заданной образовательной области. В свою очередь, измеримость качества образования позволяет оперативно совершенствовать методы преподавания [1].
Современное российское учебное заведение работает в конкурентных условиях и должно адаптироваться к быстрым изменениям и запросам общества [7, 8, 9]. Иначе подготовку конкурентоспособных специалистов возьмут на себя зарубежные образовательные учреждения, забрав себе наиболее активную часть подрастающих поколений. Поэтому оценке качества обучения и внедрению в образование новейших информационных технологий и автоматизации учебных процессов должно уделяться особое внимание.
Классифицируя области информатизации организационно-методического обеспечения учебного процесса можно выделить следующие направления:
• разработка web-сайтов образовательных учреждений и создание других информационных систем и средств, облегчающих предоставление информации общего назначения, в том числе рекламного характера [2];
• внедрение новых форм, способов и средств эффективного донесения знаний до учащихся, например дистанционно, с использованием мультимедийных средств, в режиме видеоконференций и т.п.;
• создание соответствующих цифровых электронных библиотек хранения образовательной информации;
• разработка информационных систем и программных средств, обеспечивающих изменения в технологии административного управления учебным процессом, включая аттестацию и контроль получения знаний.
В комплексе мероприятий, обеспечивающих высококачественную подготовку специалистов, большая роль отводится научно-обоснованному и технологически организованному контролю качества образования. Объективный контроль процесса обучения, в свою очередь, открывает широчайшие возможности для управления учебным процессом.
Одним из современных инструментов этого направления является тестирование. Теоретическим основам тестирования и разработкам педагогических тестов для проведения педагогических измерений посвящено значительное количество научных работ.
Основными видами контроля учебной деятельности являются периодический, текущий, и итоговый. По своему назначению педагогические тесты подразделяют на нормативно и критериально-ориентированные тесты. Нормативно-ориентированный педагогический тест позволяет сравнивать учебные достижения отдельных тестируемых друг с другом. Критериально-ориентированный тест позволяет оценивать, в какой степени тестируемые овладели учебным материалом.
Нормативно-ориентированные педагогические тесты используются для получения надежных и нормально распределенных баллов для сравнения тестируемых.
Критериально-ориентированные педагогические тесты применяются для интерпретации результатов тестирования в соответствии с уровнем обученности тестируемых на четко определенной области содержания.
Очень перспективным является использование критериально-ориентированных педагогических тестов, основанных на государственных образовательных стандартах.
Тесты подразделяются на гомогенные и гетерогенные. В основе гомогенного педагогического теста лежит содержание одной дисциплины. При его разработке авторы должны четко отслеживать, чтобы каждое задание не выходило по содержанию за рамки дисциплины.
Гетерогенный педагогический тест основывается на содержании нескольких дисциплин. Обычно каждое задание гетерогенного теста включает вопросы нескольких дисциплин, т.е., создание гетерогенного теста является гораздо более сложным процессом. Одной из разновидностей гетерогенного теста является набор гомогенных тестов, т.е. гетерогенный тест может состоять из ряда гомогенных частей [3, 4].
Внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей и содержания непрерывного образования, включая использование современных информационных и коммуникационных технологий, является одним из главных направлений в решении стратегических задач [1, 2].
Система контроля должна быть построена так, чтобы измерение и контроль качества производимого продукта осуществлялись непрерывно, как происходит на любом предприятии, что должно обеспечить возможность оперативно и эффективно корректировать образовательный процесс.
Значительное внимание при этом необходимо уделить обеспечению надежности и объективности измерений, для чего используются подходы, включающие как современные, так и традиционные способы контроля образования. При этом задача создания системы контроля рассматривалась таким образом, чтобы автоматизировать традиционные методы контроля и технологически включить их в современную комплексную систему контроля [10, 11, 12].
Эффективность тестирования в процессе контроля зависит не только от качества используемых измерителей — тестов, но и от статистических методов обработки и обработки результатов их выполнения.
Несмотря на повышенное внимание разработчиков тестов к ГЯТ, классическая статистическая теория измерений все еще остается основой, которая используется в разработке большинства тестов. Особенно это относится к реализации небольших тестовых исследовательских программ [3].
В основу классической теории положена идея наличия во всяком измерении так называемого истинного компонента тестового балла испытуемых. Соответственно, теория начинается с предположения о том, что реально наблюдаемый тестовый балл X любого испытуемого состоит из истинного компонента измерения т и ошибочного компонента (погрешности) измерения е. Данное предположение записывается как формальное исходное утверждение теории:
X = т + е
В классической статистической теории ошибка измерения есть мера отклонения наблюдаемого тестового балла X от истинного компонента измерения т.
Далее делается второе предположение об отсутствии связи между истинными и ошибочными компонентами измерения на множестве испытуемых, следствием которого является равенство:
2 2 ai = CT2 +
Результат деления левой и правой частей равенства (2) на дисперсию наблюдаемых тестовых баллов (, левую часть равенства) приводит к идее коэффициента надежности результатов измерения. Слева получаем единицу, а справа — сумму двух отношений. За значение коэффициента надежности тестовых результатов р. принимается первое отношение — дисперсии истинных компонентов измерения к общей дисперсии тестовых баллов испытуемых (равенство 3), где р может принимать значения от нуля до единицы:
P =
XV о
ai
В равенстве (3) эмпирически наблюдаемо только значение знаменателя дроби — дисперсии наблюдаемых тестовых баллов испытуемых. Дисперсию истинных компонентов измерения приходится определять косвенным образом на основе тех или иных предположений о статистическом распределении (вариации) каждого компонента измерений.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Шеповалова А.А. Тестирование как метод обу-ченности и обучаемости [Электронный ресурс]. — URL: http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2012/11/03/testirovanie-kak-metod-obuchennosti-i-obuchaemosti (дата обращения: 12.03.2016).
2. Евсигнеев А.Е. Концепция развития тестовой технологии контроля уровня обученности студентов в системе профессионального образования России [Электронный ресурс]. — URL: http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00014082_0. html (дата обращения: 12.03.2016).
3. Майзаков М.А. Разработка модулей автоматической генерации заданий с решениями по теме «Дискретное логарифмирование» [Электронный ресурс]. — URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-100735.html?page=6 (дата обращения: 12.03.2016).
4. Попов Д.И., Попова Е.Д. Экспертиза качества тестовых заданий. — М.: Изд-во МГУП, 2008. — 84 с.
5. Демидов Д.Г. Разработка моделей и алгоритмов автоматизации процессов адаптивного обучения специалистов для предприятий: дисс. ... канд. техн. наук. — М.: МГУП, 2011. — 142 с.
6. Демидов Д.Г., Арсентьев Д.А. Адаптивный метод комплексной оценки знаний персонала предприятий // Известия высших учебных заведений.
Проблемы полиграфии и издательского дела. — 2010. — № 3. — С. 68-77.
7. Попов Д.И. Модель адаптивного тестирования для автоматизированной системы аттестации персонала // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. — 2006. — № 4. — С. 104-109.
8. Комолова Т.И., Попов Д.И., Попова Е.Д. Применение интерактивных форм обучения при формировании адаптивных способностей обучающихся // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. — 2012. — № 4. — С. 65-71.
9. Попов Д.И., Лазарева О.Ю. Нечеткая оверлейная модель учащегося в интеллектуальной обучающей системе // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. — 2015. — № 213 (3). — С. 141-148.
10. Попов Д.И, Лазарева О.Ю. Модель проверки знаний обучающихся на основе когнитивной карты учебного курса // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. — 2015. — № 3. — С. 88-94.
11. Popov D.I. A Knowledge Testing Production Model Based on a Cognitive Map for SWI-Prolog Applications / D.I.Popov, O.Y.Lazareva // International Journal of Emerging Technologies in Learning. — 2015. — Vol. 10, Num. 6 (2015). — P. 62-65.
12. Popov D.I. Adaptive Testing Algorithm Based on Fuzzy Logic // International Journal of Advanced Studies. — 2013. — Т. 3. — № 4. — С. 23-27.
13. Demidov D.G., Popov D.I., Ostroukh A.V., Surkova N.E. Development of the rules base for an expert system choice adaptive learning strategy // ARPN Journal of Engineering and Applied Sciences. — Vol. 10 — No. 10. — Р. 4430-4435.
14. Демидов Д.Г., Попов Д.И. Подход к разработке базы правил для экспертной системы выбора адаптивной стратегии обучения // Автоматизация и управление в технических системах. — 2014. — № 9. — С. 93-102.
15. Федоренко Н.М. Попов Д.И., Демидов Д.Г. Мобильное образование XXI век и качество подготовки студентов // Вестник МГУП имени Ивана Федорова. — 2013. — № 9. — С. 131133.
АNАLYSIS OF MODERN АPPROАCHES TO QUАLITY CONTROL OF А VOCАTIONАL EDUCАTION
Kirill Igorevich Yаkubovsky
Moscow SMe University of Printing Аrts 127550 Russiа, Moscow, Pryаnishnikovа st., 2А
Annotation. In work modern approaches of quality control of training are considered. The description of pedagogical tests, comparison of heterogeneous and homogeneous pedagogical tests is provided. Classification of areas of ensuring educational process is given.
Keywords: quality of training, pedagogical tests, organizational and methodical ensuring educational process, the standard focused and criteria focused tests.