Научная статья на тему 'Педагогические технологии на уроках физической культуры'

Педагогические технологии на уроках физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
492
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здоровьесберегающие технологии / здоровый образ жизни / Игровая технология / Информационно коммуникативные технологии. / health-saving technologies / healthy lifestyle / Game technology / Information and communication technologies.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Альборуева О.Н.

В статье изложены актуальные методики преподавания физической культуры в ссузах, здоровьесберегающие технологии. Рассматриваются инновационные и коммуникативные техники преподавания физического воспитания по предупреждению психоэмоционального напряжения студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical technologies in physical education lessons

The article describes current methods of teaching physical culture in secondary schools, health-saving technologies. Innovative and communicative techniques of teaching physical education for the prevention of psych emotional stress of students are considered.

Текст научной работы на тему «Педагогические технологии на уроках физической культуры»

УДК 61

Альборуева О.Н.

Преподаватель, Направление: физическая культура ГБПОУ РД «Каспийское медицинское училище им А. Алиева»

Каспийск Alborueva O.N.

Teacher

Direction: physical education SBPEI RD «Caspian Medical School named after A. Aliyev»

Kaspiysk

E-mail: olga.alborueva@gmail.com

Педагогические технологии на уроках физической культуры Pedagogical technologies in physical education lessons

Аннотация: В статье изложены актуальные методики преподавания физической культуры в ссузах, здоровьесберегающие технологии. Рассматриваются инновационные и коммуникативные техники преподавания физического воспитания по предупреждению психоэмоционального напряжения студентов.

Abstract: The article describes current methods of teaching physical culture in secondary schools, health-saving technologies. Innovative and communicative techniques of teaching physical education for the prevention ofpsych emotional stress of students are considered.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, здоровый образ жизни, Игровая технология, Информационно коммуникативные технологии.

Keywords: health-saving technologies, healthy lifestyle, Game technology, Information and communication technologies.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье студентов отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.

Вопрос о сохранении здоровья учащихся в СПО на сегодняшний день стоит очень остро. Интенсивность учебного труда студента очень высокая, что является существенным фактором ослабления здоровья и роста числа различных отклонений в состоянии организма. Причинами этих отклонений являются малоподвижный образ жизни (гиподинамия), накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, вследствие чего происходят психоэмоциональные изменения: замкнутость, неуравновешенность, чрезмерная возбудимость.

В связи с ухудшающимся уровнем здоровья подрастающего поколения, существует необходимость организации пары физической культуры с акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса. Поэтому, на парах физической культуры необходимо уделять особое внимание организации здоровьесберегающих факторов.

Приоритетным направлением работы современных учебных заведений, является повышение качества образования через использование современных образовательных технологий на уроках и во внеурочной деятельности.

Поэтому современный педагог должен в совершенстве владеть знаниями в области этих технологий и успешно применять их на своих уроках. Преподаватель, используя современные технологии, может совершенствовать не только физические качества, а также развивать творческий потенциал обучающихся.

В современном мире особое значение в обучении уделяется, воспитание здорового и физически развитого поколения - как одна из основных задач современного общества. Для этого на уроках физической культуры актуальны внедрение и использование ряда педагогических технологий. Таких как:

Здоровьесберегающие технологии - Преподаватель физической культуры - профессия особенная. Избрав её, педагог становится в ответе за здоровье детей, их физическое, психическое, нравственное и социальное развитие. Поэтому важное место в профессиональной деятельности отводиться здоровьесберегающим технологиям, цель которых, обеспечить возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Педагогическая технология здоровьесбережения в педагогической деятельности включает в себя: знакомство с результатами медицинских осмотров детей; их учёт в учебно-воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом; создание условий для заинтересованного отношения к учёбе.

Одним из главных направлений здоровьесбережения считаем создание здорового психологического климата на уроках. Так, ситуация успеха способствует формированию положительной мотивации к процессу обучения в целом, тем самым снижая эмоциональную напряженность, улучшая комфортность взаимоотношений всех участников образовательного процесса.

Игровая технология. Практика показывает, что применение игровых технологий с учетом возрастных особенностей не теряет актуальности. Каждому возрасту соответствует свой набор игр, хотя бывают и исключения. Игровая технология является уникальной формой обучения, которая позволяет сделать обычный урок интересным и увлекательным. Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе.

Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка, отвечает его потребностям и интересам.

Игра формирует типовые навыки социального поведения, специфические системы ценностей, ориентацию на групповые и индивидуальные действия, развивает стереотипы поведения в человеческих общностях.

Игровая деятельность на уроках в школе дает возможность повысить у обучающихся интерес к учебным занятиям. Позволяет усвоить большее количество информации, основанной на примерах конкретной деятельности, моделируемой в игре, помогает ребятам в процессе игры научиться принимать ответственные решения в сложных ситуациях.

Использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению материала. Игровые формы работы в учебном процессе могут нести ряд функций: обучающая, воспитательная, коррекционно-развивающая, психотехническая, коммуникативная, развлекательная, релаксационная.

Ускорение темпа современной жизни ставит задачу более активно использовать игру для воспитания подрастающего поколения. Сейчас очевидно, что игры необходимы для обеспечения гармоничного сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок, общего комфортного состояния.

Особое внимание следует уделять подвижным играм в начальном и среднем звене, так как в этом возрасте закладываются основы игровой деятельности, направленные на совершенствование игровых умений и технико-тактических взаимодействий, необходимых при дальнейшем изучении и овладении спортивными играми.

И, конечно, подвижные игры, это прекрасная база по развитию двигательных способностей и умений. В разделе программы «Легкая атлетика» используются подвижные игры, направленные на закрепление и совершенствование навыков бега, прыжков и метаний, на развитие скоростных, скоростно-силовых способностей, способностей ориентирования в пространстве и т.п.

Использование информационных компьютерных технологий (ИКТ) во внеурочной деятельности и на уроках делает предмет физическая культура современным. Составными частями ИКТ являются электронный, программный и информационный компоненты, совместное функционирование которых позволяет решать задачи, поставляемые развитием общества.

Не смотря на то, что урок физкультуры - это практика, здесь есть место и теории. Учителю необходимо находить и использовать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество, активизировать двигательную и познавательную деятельность. Современные педагогические технологии, а так же использование Интернет -ресурсов, новых информационных технологий, дают возможность педагогу достичь максимальных результатов.

ИКТ позволяют организовать учебный процесс на новом, более высоком уровне, обеспечивать более полное усвоение учебного материала. Информационно коммуникативные технологии позволяют решить проблему поиска и хранения информации, планирования, контроля и управления занятиями физической культурой, диагностики состояния здоровья и уровня физической подготовленности занимающихся.

Проблемное обучение. В рамках данной технологии, основной элемент занятия - проблемная ситуация, разворачивающая поисковую деятельность. Такие занятия способствуют развитию у обучающихся творческого мышления, самостоятельности, рефлексивной позиции. Они побуждают к повышению уровня индивидуального физического развития, содействуют приобретению специальных понятий и знаний о здоровье и гармоническом развитии человека, развивают навыки самосовершенствования.

Обучение двигательным действиям. Такой метод предполагает обучения детей упражнениям, с последующим чётким объяснением их техники и важных моментов. Для более удобного обучения, все упражнения делятся на несколько этапов с последующим выделением деталей техники с разделением по сложности. После этого происходит интеграция частей, в зависимости от

индивидуальных навыков учащихся и их возможностей. В связи с этим каждый ученик может освоить двигательное действие в удобном для себя составе операций, что является необходимой базой для образования индивидуального стиля деятельности.

Технология моделирующего обучения. Физические упражнения -это основные средства, используемые на уроках физической культуры и, именно они формируют двигательные умения и навыки, развивают двигательный аппарат, улучшают обмен веществ и т.д. С этой целью выбираются упражнения, направленные на укрепление здоровья - игры, развлечения в разные сезоны, использование упражнений направленных на развитие выносливости, быстроты, ловкости.

Кейс-технология - это интерактивная технология для краткосрочного обучения. Это достаточно подробное описание некоторой конкретной ситуации или характерного случая в какой-либо области деятельности. Учащиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Решение кейса - это анализ предложенной ситуации, в ходе которой нужно понять как возможно решение описываемой в кейсе проблемы или обозначенного противоречия.

Перечисленные образовательные технологии способствуют укреплению здоровья, развитию физических качеств, развитию двигательной активности на уроках физической культуры, а также формированию здорового образа жизни у обучающихся.

Физическое воспитание в ссузе является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Поиск новых средств, видов и методов обучения обусловлен острой потребностью привлечения современной молодежи к занятиям физической культурой и спортом. В последние годы все большую популярность набирает такой вид спорта как кроссфит.

Кроссфит отличается начительным влиянием на функциональное состояние занимающихся, развитием силовой выносливости, использованием разнообразных упражнений атлетической гимнастики,

аэробной нагрузки. Кроссфит является одним из «брендов» фитнес-занятий, который приобрел популярность среди представителей мужского и женского пола, среди спортсменов, среди студентов и клиентов фитнес-клубов. Однако в практике физического воспитания студентов кроссфит пока не нашел своего научного обоснования, недостаточно адаптированных методик для урочных занятий физической культурой. К средствам повышения мотивации к занятиям кроссфитом относятся: повышение силовой подготовки и формирование хорошей спортивной формы; улучшение мышечного компонента тела, престижность занятий силовыми видами спорта; проведение соревнований по кроссфиту, по общей физической подготовленности и кроссовой подготовки составление программ занятий, учитывая индивидуальные целевые установки занимающихся. Учитывая все выше сказанное, становится актуальной адаптация методик занятий кроссфитом для проведения учебных и секционных занятий у студентов ссузов. Оздоровительные фитнесс тренировки и учебные занятия ставят своей задачей улучшение здоровья и приобретение хорошей физической формы.

В процессе обучения в медицинском ссузе студенту необходимо овладеть методами построения индивидуальных оздоровительных программ с использованием современных здоровье сберегающих технологий. Не всегда традиционные методы и средства физического воспитания оказываются эффективными для оздоровления и совершенствования функциональных возможностей организма, занимающихся в современных условиях, именно это зачастую способствует потере интереса студентов к занятиям физической культурой. Двигательная рекреация - это возможность привести свой организм в «боевую готовность» средствами и методами физической культуры. Комплекс оздоровительных мероприятий, осуществляемых с целью восстановления нормального самочувствия и работоспособности здорового, но утомлённого человека. Необходимым условием полноценной человеческой жизни, средством компенсации напряжения, восстановления сил,

здоровья, запаса энергии, а также условием продолжения учебной деятельности, наряду с отдыхом, является такой вид деятельности как рекреация. Современные условия вынуждают искать новые, результативные организационные формы проведения практических занятий, которые не только будут выполнять основную задачу повышения функциональной эффективности организма, его оздоровления, но и позволят мотивировать студентов к занятиям физической культурой, а также сделать их отношение к здоровому образу жизни более осознанным, благодаря расширению собственного представления о двигательной активности. Поэтому очевидно, что применение на практике технологий фитнеса с элементами иностранных оздоровительных систем и практик в рамках учебного процесса по физическому воспитанию студентов в ссузе, хотя и требует определенной адаптации к отечественной системе физического воспитания с учетом всех ее требований и специфики. Совершенствование процесса управления рекреационной двигательной активностью студенческой молодежи, является одной из актуальных проблем исследования в теории и методике физической культуры. Успешное и повсеместное ее внедрение будет содействовать снятию психологического напряжения в учебно-воспитательном процессе, улучшению личностных качеств, морфофункциональных показателей, повышению уровня здоровья студентов. Активная мышечная деятельность способна в большей степени нейтрализовать изменения в организме, которые вызваны эмоциональным напряжением, и погасить возникающую «эмоциональную бурю». Повседневные наблюдения и специальные исследования указывают о первостепенной роли мышечной работы в качестве средства, снижающего напряжения. Физические упражнения помогают смягчить стресс в случае, когда человек прибегает к ним в момент нервного напряжения. Базовые упражнения аутогенной тренировки, которые направлены на профилактику негативных изменений в мотивации студентов, задача преподавателя состоит не только в обеспечении хорошей физической подготовки студента, но и в повышении

уровня образованности, направлении студента на путь физического самосовершенствования.

Целевая направленность государственной политики в области «спорта для всех» - оздоровление нации; формирование здорового образа жизни и приобщение к физкультурно-спортивной деятельности различных слоев населения, в том числе студенческой молодежи - это актуальная проблема подрастающего поколения в современной России.

Список литературы

1. Кроссфит как средство общефизической подготовки у студентов, Красуля А.В., 2019. [Электронный ресурс]. Электрон. данн. - Харьков, 2019. - Режим доступа: https://obuchalka.org/20210320130462/krossfit-kak-sredstvo-obschefizicheskoi-podgotovki-s-studentov-krasulya-a-v-2019.html/ - Дата обращения: 07.06.2021. - Загл. с экрана.

2. Организация и проведение урока по легкой атлетике в общеобразовательной школе, Бугаев Г.В., Зыков В.С., Чурикова Л.Н., Щеглов В.Н., 2019. [Электронный ресурс]. Электрон. данн. - Воронеж, 2019. - Режим доступа: flle:///C:/Users/Ksenia/Downloads/73957_4374ca6a61299483953983e522b8ceaa.pdf - Дата обращения: 07.06.2021. - Загл. с экрана.

3. Средства и методы физической рекреации студентов, Учебное пособие, Щадилова И.С., Смирнова Г.А., 2020 [Электронный ресурс]. Электрон. данн. - М., 2020. - Режим доступа: https://fileskachat.com/file/79722_5ed9271e45d5b952b384a6a490fd5ccd.html - Дата обращения: 07.06.2021. - Загл. с экрана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.