Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ФИТНЕС-ПРОГРАММ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ ХАБАРОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ЭКОНОМИКИ И ПРАВА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ФИТНЕС-ПРОГРАММ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ ХАБАРОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ЭКОНОМИКИ И ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / ВАРИАТИВНОСТЬ / ФИТНЕС / ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PHYSICAL FITNESS / MOTIVATION / VARIABILITY / FITNESS / ORGANIZATION OF CLASSES / MOTOR ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лытов А.И., Левицкая С.В.

Для укрепления здоровья, развития физических, психологических и профессиональных качеств студентов вузов в рамках учебного процесса по физическому воспитанию предлагается создание нового подхода к уроку физкультуры, базирующегося на идее модернизации образовательного процесса с использованием новых направлений современных фитнес-программ в сфере физической культуры.In order to achieve good health promotion, to develop physical, psychological and professional qualities of university students in the framework of the educational process in physical education, it is proposed to create a new approach to the physical education classes, based on the idea of modernizing the educational process using new directions of modern fitness programs in the field of physical training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ФИТНЕС-ПРОГРАММ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ ХАБАРОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

УДК 796.011.3 DOI 10.38161/2618-9526-2021-1-152-155

А.И. Лытов,

старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта Хабаровского государственного университета экономики и права

С.В. Левицкая,

старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта Хабаровского государственного университета экономики и права

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ФИТНЕС-ПРОГРАММ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ ХАБАРОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

Для укрепления здоровья, развития физических, психологических и профессиональных качеств студентов вузов в рамках учебного процесса по физическому воспитанию предлагается создание нового подхода к уроку физкультуры, базирующегося на идее модернизации образовательного процесса с использованием новых направлений современных фитнес-программ в сфере физической культуры.

Ключевые слова: физическая подготовленность, мотивация, вариативность, фитнес, организация занятий, двигательная деятельность.

UDC 796.011.3 DOI 10.38161/2618-9526-2021-1-152-155

A.I. Lytov,

Senior Trainer, Department of Physical Education and Sports, Khabarovsk State University of Economics and Law

S.V. Levitskaya,

Senior Trainer, Department of Physical Education and Sports, Khabarovsk State University of Economics and Law

THE USE OF MODERN FITNESS PROGRAMS IN PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS AT KHABAROVSK STATE UNIVERSITY OF ECONOMICS AND LAW

In order to achieve good health promotion, to develop physical, psychological and professional qualities of university students in the framework of the educational process in physical education, it is proposed to create a new approach to the physical education classes, based on the idea of modernizing the educational process using new directions of modern fitness programs in the field ofphysical training.

Keywords: physical fitness, motivation, variability, fitness, organization of classes, motor activity.

Одной из важных задач современного высшего образования является подготовка не только грамотного специалиста, но и воспитание человека, способного эффективно противостоять стрессам, природно-климатическим и другим факторам, влияющим на работоспособность и общее самочувствие.

Процесс физического воспитания должен основываться на развитии физических и психологических качеств студентов с учётом их интересов и потребностей в сфере физкультурно-спортивной деятельности.

От качества организации и проведения занятий зависят уровень физической подготовленности и здоровья студентов, а также потребности к физической культуре по окончании высших учебных заведений.

Так как обучение физической культуре студентов на данном этапе чаще всего происходит в рамках устоявшихся физкультурных и спортивных направлений и базируется на авторитарных методах учебного процесса, то всё чаще наблюдается снижение мотивации учащейся молодёжи к занятиям физической культурой и спортом.

Для определения степени заинтересованности студентов к занятиям физической культурой в вузе нами было проведено анкетирование студенток 2-го и 3-го курсов численностью 200 человек. Использовались следующие методы опроса:

- анкета для оценки мотивов развития двигательных и волевых качеств занимающихся;

- анкета для определения интереса занимающихся к занятиям физической культурой и спортом в вузе.

Как показало проведённое анкетиро-

вание оценки мотивов развития двигательных и волевых качеств, для большинства опрошенных студентов (70 %) занятия физической культурой являются средством укрепления здоровья, улучшения телосложения, развития двигательных и волевых качеств. Помимо этого, для 11,7 % студентов приемлем игровой мотив (средство развлечения, отдыха и нервной разрядки), 18,3 % респондентов активно используют занятия физическими упражнениями для улучшения настроения, получения удовлетворения и радости от движений и эмоциональности занятий.

Поддержание интереса студентов к занятиям физкультурой во многом зависит от того, испытывают ли они удовлетворение на занятиях по физической культуре и формируется ли у них удовлетворённость занятиями физическими упражнениями. Было выявлено, что из числа опрошенных 40,5 % полностью удовлетворены организацией и качеством процесса обучения на занятиях по физической культуре и спорту, а 59,5 % удовлетворены не полностью. Студенты это мотивируют тем, что они не получают необходимую физическую нагрузку на занятиях для снятия эмоционального напряжения. Вследствие этого они посещают иные спортивные заведения в свободное время. Проведённое нами анкетирование показало, что одним из наиболее популярных и востребованных видов двигательной активности в студенческой среде является фитнес (70 %). Поэтому на современном этапе развития вузовского обучения появилась необходимость в смене устоявшихся физкультурных и спортивных направлений и внедрении

новых эффективных технологий обучения и освоения предмета «Прикладная физическая культура и спорт» [4].

В связи с этим, основными направлениями деятельности кафедр физической культуры должны стать разработка и внедрение в учебный процесс комплексного применения новых эффективных оздоровительных систем, программ, способствующих улучшению здоровья, направленных на повышение двигательного потенциала студентов и формирование компетенций саморазвития в области физической культуры с учётом интересов студентов.

Так как, по данным нашего анкетирования, одним из наиболее популярных и востребованных видов двигательной активности в студенческой среде является фитнес, нами была разработана методика для занятий физической культурой студентов с комплексным использованием средств и методов физического воспитания на основе кардио- и силовых фитнес-программ:

- КроссФит - программа на развитие выносливости и силы;

- планка - развитие силы мышц стабилизации;

- табата - тренировка на силовую выносливость;

- ZUMBA - фитнес-кардиотренировка;

- фитнес «Степ» - кардиотренировка;

- тайбо и фитнес таеквон-до;

- силовая тренировка баскетболиста;

- фитнес-йога - гибкость, правильная осанка.

Мы подобрали ряд тестов для определения физической подготовленности сту-

дентов в процессе занятий физической культурой и спортом.

Фитнес насчитывает множество направлений [2]. При выборе видов фит-неса нами учитывалась необходимость развития всех физических качеств. Поэтому мы на занятиях используем танцевальную программу ZUMBA для развития выносливости и координации, функциональный или силовой тренинг по программам фитнес «Степ», тайбо и фитнес таеквон-до, КроссФит, планка, табата, силовая тренировка баскетболиста для развития силы всех мышечных групп, силовой и сердечной выносливости.

Воздействие занятий фитнесом на студентов многообразно. Предметную основу этих занятий составляет специально организованная двигательная деятельность, обеспечивающая освоение жизненно важных умений и навыков, развитие физических способностей, улучшение здоровья и работоспособности человека. Используемые с этой целью средства и методы при всей их внешней простоте чрезвычайно эффективны. При методически правильном использовании они благотворно влияют на органы и системы организма, позволяют не только создать благоприятные основы для жизнедеятельности, но и обеспечивают развитие силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, совершенствование телосложения, а также восстановление работоспособности органов и систем организма, временно утраченной при заболеваниях и травмах, не отличаются травматизмом, их могут применять студенты с разным уровнем физической подготовленности [3].

Преимуществом предлагаемой нами методики физического воспитания, основанной на комплексном использовании кардио- и силовых фитнес-программ, является то, что используется минимальное количество инвентаря, занятия можно проводить как в помещении, так и на улице. Студенты могут заниматься данным видом физической активности самостоятельно, получая основные знания, формируя двигательные навыки на занятиях физической культуры, и это может быть для молодёжи увлекательным домашним заданием, на выполнение которого им в учебном плане выделяется, примерно, 70 часов, а также в условиях дистанционного обучения.

Занятия фитнесом формируют творческий и позитивный подход и к жизни в целом, и к самому себе. Формируя собственное тело, преображая его, человек непроизвольно формирует и окружающую его действительность, создавая вокруг себя гармонию и красоту [1].

С целью определения эффективности предложенной нами методики комплексного использования кардио- и силовых фитнес-программ в физическом воспитании студентов с начала 2020-2021 учебного года нами осуществляется педагогический эксперимент. Занятия проводятся в рамках учебного процесса по расписанию со студентами 2-го и 3-го курсов.

По нашему мнению, модернизация образовательного процесса

с использованием новых направлений современных фитнес-программ в сфере физической культуры позволяет повысить вариативность занятий, улучшить показатели физической, психологиче-

ской и профессиональной подготовленности студентов, их заинтересованность, посещаемость и потребность в дальнейших занятиях.

Список использованных источников

1 Григорьев, В. И. Фитнес-культура студентов : теория и практика : учеб. пособие / В. И. Григорьев, Д. Н. Давиденко, С. В. Малинина. СПб. : СПбГУЭФ, 2010. С. 20-22; http://studok.net/book/96-fitnes-kultura-studentov-teoriya-i-praktika-uchebnoe-posobiegrigorev-vi/ 12-24-fitnes-kultura-v-vuze.html

2 Осыченко, М. В. Фитнес-технологии как фактор повышения мотивации студентов / М. В. Осыченко // Вестник АПК Ставрополья. 2012.№ 3 (7). С. 9-12.

3 Осыченко, М. В. Фитнес как главный компонент формирования здорового образа жизни студенческой молодёжи / М. В. Осыченко // Вестник АПК Ставрополья. 2012. № 4 (8). С. 12-14.

4 Осыченко, М. В. Реализация вариативного компонента дисциплины «Физическая культура» на основе современных фитнес-технологий / М. В. Осыченко, В. С. Скрипник // Теория и методика физической культуры. 2013. № 9. С. 11-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.