Научная статья на тему 'Педагогические технологии как основа для реализации модели «Один ученик один ноутбук»'

Педагогические технологии как основа для реализации модели «Один ученик один ноутбук» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЕ НЕРАВЕНСТВО / МОДЕЛЬ "ОДИН УЧЕНИК ОДИН НОУТБУК" / ТЕХНОЛОГИИ ОБОГАЩЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОПЫТА УЧАЩИХСЯ / РЕАЛИЗУЕМЫЕ В РАМКАХ МОДЕЛИ / MODEL "ONE PUPIL ONE LAPTOP" / A DIGITAL INEQUALITY / TECHNOLOGIES OF ENRICHMENT OF INDIVIDUAL EXPERIENCE OF THE PUPILS / REALISED WITHIN THE LIMITS OF MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жураковская В. М.

В статье рассматривается проблема цифрового неравенства как неравного доступа к информационным технологиям, раскрываются способы ее решения в России, одним из которых является реализация модели «один ученик один ноутбук». Автором статьи разработана модель «один ученик один ноутбук» с использованием педагогических технологий обогащения индивидуального опыта учащихся, ориентированных на развитие его индивидуальности. Модель реализуется на предмете обществознание и включает такие компоненты, как концептуальный, содержательный, процессуальный, методический, аналитический.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES AS THE BASE FOR THE REALIZATION OF THE MODEL "ONE PUPIL ONE LAPTOP"

In the article the problem of a digital inequality as unequal access to an information technology is considered, ways of its decision in Russia one of which is model realisation "one pupil one laptop" reveal. The author of the article develops model "one pupil one laptop" with use of pedagogical technologies of enrichment of individual experience of the pupils focused on development of its individuality. The model is realised on a subject social science and includes such components, as conceptual, substantial, remedial, methodical, analytical.

Текст научной работы на тему «Педагогические технологии как основа для реализации модели «Один ученик один ноутбук»»

ление и способность к диалогу, стремление и способность к сотрудничеству, склонность к пониманию (взаимопониманию), уважение (взаимоуважение);

3) способность жить в условиях неопределенности (стрессоустойчивость, гибкость, вариативность);

4) способность к самопознанию и учет собственных особенностей, рефлексия, саморегуляция, самообладание.

Вышеуказанные характеристики позволяют оценить не только уровень сформированности толерантности, но и профиль ролевого поведения курсантов в фрустрационных (стрессовых и чрезвычайных) жизненных ситуациях. Кроме того, все перечисленные характеристики толерантности являются профессионально значимыми качествами, необходимыми для успешной профессиональной деятельности будущего сотрудника органов внутренних дел.

Средствами контроля явились тестовые методики оценки уровня сформированности ценностных ориентаций личности, методика по определению организаторских и коммуникативных качеств специалиста-профессионала, опрос испытуемых, опрос преподавателей, контрольные занятия.

В результате целенаправленного психолого-педагогиче-ского воздействия по формированию толерантности курсантов экспериментальной группы произошли следующие позитивные изменения: возросло понимание значения толерантности как наиболее конструктивного способа взаимодействия современного человека в межличностной и профессиональной сферах; изменилась шкала ценностных ориентаций, среди которых толерантность стала занимать более значимое место; проявились тенденции к саморазвитию, самоактуализации, а это в свою очередь повлияет на профессиональное будущее

курсантов; в учебно-воспитательном процессе стали проявляться субъект-субъектные отношения; акцент, который делался на толерантности как на ценностной ориентации личности, позволил реализовать личностный потенциал курсантов, что определяет их дальнейшее успешное личностное и профессиональное развитие; использование адекватных методик диагностики толерантности способствовало более точному выбору методов и приемов для формирования толерантности как ценностной ориентации личности; разработанная программа по формированию толерантности как ценностной ориентации личности реализует принципы междисциплинарности, поликультурности, оптимизации и практической направленности обучения, способствует становлению системы субъ-ект-субъектных отношений; обеспечивает формирование толерантности как ценностной ориентации личности через систему педагогических воздействий, а также способствует становлению курсанта как личности и будущего сотрудника органов внутренних дел.

Кроме того, для успешного формирования толерантности мы рекомендуем:

- проведение занятий по формированию толерантности в течение всего периода обучения курсантов не только на спецкурсе, но и на других предметах с использованием возможностей их содержания;

- организация работы по формированию толерантности не только у курсантов, но и курсовых командиров и преподавателей;

- постоянное совершенствование средств и методов по формированию толерантности как ценностной ориентации личности.

Библиографический список

1. Колесникова, И.В Толерантность как основа конструктивной деятельности . - М.: Прометей, 2004.

2. Новик, В. Духовный смысл толерантности [электронный ресурс] // www.tolerance.ru

3. Конституция Российской Федерации. - М.: Проспект, 2000.

4. Добрынина, Е.А. Тройка по толерантности // Российская газета. - 2007. - .№ 58.

5. Асмолов, А.Г. На пути к толерантному сознанию. - М.: Смысл, 2000.

6. Большой энциклопедический словарь / Гл.ред. А.М. Прохоров. - М.: Советская энциклопедия, 1991.

7. Современный словарь иностранных слов. - Спб.: Дуэт, 1994.

8. «Декларация принципов толерантности» [электронный ресурс] // http://www.dspace.ru/html/1280.index.html

9. Солдатова, Г.У. Практическая психология толерантности или Как сделать так, чтобы зазвучали струны человеческой души // Век толерантности: научно-публицистический вестник. - М.: Издательство МГУ, 2003. - Вып. 6

10. Сухомлинский, В.А. Воспитание коллективизма у учеников. - М.: Просвещение, 1986.

11. Гершунский, Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика: теория, методология, практика. - М.: Наука, 2003.

12. Мириманова, М.С. Толерантность как феномен индивидуальный и социальный. - М.: Прометей, 2004.

13. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения. - М.: Просвещение, 1982.

Статья поступила в редакцию 18.09.09

УДК 74. 202. 2

В.М. Жураковская, канд. пед. наук, доц. КузГПА, г. Новокузнецк, E-mail: gveraбб@,mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОСНОВА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ «ОДИН УЧЕНИК - ОДИН НОУТБУК»

В статье рассматривается проблема цифрового неравенства как неравного доступа к информационным технологиям, раскрываются способы ее решения в России, одним из которых является реализация модели «один ученик - один ноутбук». Автором статьи разработана модель «один ученик - один ноутбук» с использованием педагогических технологий обогащения индивидуального опыта учащихся, ориентированных на развитие его индивидуальности. Модель реализуется на предмете обществознание и включает такие компоненты, как концептуальный, содержательный, процессуальный, методический, аналитический.

Ключевые слова: цифровое неравенство, модель «один ученик - один ноутбук», технологии обогащения индивидуального опыта учащихся, реализуемые в рамках модели.

«Цифровое неравенство» - проблема наступившего века. Современное понятие «цифрового неравенства» было сформулировано на Всемирном саммите по вопросам информационного сообщества, прошедшем в 2003 г. в Женеве. Под ним понимают неравный доступ граждан к ИКТ. «Цифровое неравенство», или «цифровой разрыв» -глобальная проблема, связанная с неравномерным распространением информационных технологий. Суть проблемы состоит в следующем: возможности, предоставляемые современными цифровыми техноло-

гиями, поистине огромны, но пользоваться ими для достижения своих социальных и экономических целей может лишь небольшой процент населения Земли. Это происходит в силу того, что доступ к информационным технологиям ограничен высоким «денежным порогом» как для государства, так и для населения. Показателем качества информационного обеспечения является степень использования населения интернета

[1].

Цифровое неравенство понимается как следствие экономического и технологического отставания отдельных групп населения, стран и даже целых регионов от прогресса в области образования и инфокоммуникаций, не регулируемого на государственном уровне, на уровне международного сообщества развития информационных процессов [2].

Как решается проблема «цифрового неравенства» в России:

• В январе 2002 года Правительством Российской Федерации была принята Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 гг.)» [3];

• На Российском информационном форуме - 2008г., на V Красноярском экономическом форуме, 14 февраля 2008 г., Д.Медведев обозначил проблему преодоления «цифрового неравенства», поставил задачу обеспечения жителей страны на всей ее территории наилучшим доступом к информации

[4];

• Корпорация Microsoft уже на протяжении многих лет предоставляет гранты некоммерческим организациям России, реализующим проекты, нацеленные на преодоление «цифрового неравенства». Только за последние три года корпорация Microsoft инвестировала более миллиона долларов в Программу повышения компьютерной грамотности в России, ориентированную на предоставление социально-незащищенным категориям граждан базовых навыков использования персонального компьютера и интернета, а также консультаций по трудоустройству и поиску работы для того, чтобы они могли повысить свои шансы на рынке труда [5].

• На территории Югры, Ханты-Мансийский автономный округ, действуют более 200 центров и пунктов общественного доступа, имеющих свыше 1800 точек подключения к окружным информационным и образовательным ресурсам в Интернете; на базе компьютерных классов в поселковых школах образованы центры общественного доступа к ИКТ, обеспечивающие, в первую очередь, доступ жителей к правовой и социально значимой информации [6].

• В рамках проекта Intel безвозмездно поставляет в учебные заведения так называемые персональные компьютеры ученика (Classmate PC)- нетбуки. Делается это не только в Санкт-Перебурге, но и еще в нескольких регионах страны. Нетбук в большей степени должен помогать детям не в изучении информатики, а в освоении других предметов. Такой подход можно назвать нетрадиционным, «ведь компьютер у каждого российского школьника на уроке истории или русского языка - явление, пока из ряда вон выходящее», так считает директор школы № 248 СПб, в которую в рамках проекта Intel было безвозмездно передано более 300 нетбуков. Процесс внедрения компьютерной техники в образовательную сферу привел к тому, что появилась реальная возможность преодолеть «цифровое неравенство» между школьниками. Модель обучения «Один ученик - один компьютер», по мнению организаторов проекта, призвана решить эту проблему и в России в самое в ближайшее время [7].

• Корпорация Intel создает сеть компьютерных клубов для девушек и юношей из регионов с недостаточно развитой инфраструктурой [8].

Каковы возможности Интернета в повседневной жизни. По Интернету можно получить справку из ДЭЗа, паспортного стола, вступить в контакт с органами МВД, поликлиникой, собесом, сберкассой, диспетчером ЖЭКа, заказать билеты на транспорт, талантливым изобретателям найти людей, которые способны превратить творческие идеи в новые товары и услуги, обсудить общественно значимые проблемы с потенциально неограниченным числом, как своих сторонников, так и оппонентов, перепроверить информацию о происходящих событиях на сайтах различных отечественных и зарубежных изданий и тому подобное. В скором времени население не будут пугать такие понятия, как «электронный госслужащий», «электронная отчетность» или «электронная система соцобеспечения», «электронный паспорт». Чтобы «электронное государство» стало реальностью, доступ к правительственным сетям должен быть предоставлен всем гражданам -

это станет важнейшим фактором создания современного открытого и конкурентоспособного общества. Следовательно, чем больше сервиса и услуг переходит в виртуальное пространство, тем труднее становится людям, не имеющим доступа к Сети, найти работу, повысить свое образование, добиться успеха в бизнесе. Таким образом, анализ литературы показал, что проблема «цифрового неравенства» актуальна, требует кардинальных действий не только на уровне отдельной страны, но и во всепланетном масштабе.

В рамках нашего исследования, посвященного разработке и опытно-экспериментальной проверке эффективности педагогических технологий обогащения индивидуального опыта учащихся, был реализован проект по решению проблемы «цифрового неравенства», реализуемый по двум направлениям: через создание компьютерного клуба «Tomor-row» общественного доступа к ИКТ на базе школы №4 для детей и жителей микрорайона городской застройки, не относящегося к элитному в г. Мыски, и использование модели «один ученик - один ноутбук» в учебном процессе. В рамках модели «один ученик - один ноутбук» использовались разработанные нами игровая педагогическая технология разноуровневого обучения и игровая педагогическая технология индивидуальной образовательной траектории, реализуемые в учебно-образовательном процессе в ходе преподавания предмета «Обществознание» в 9-11 классах.

Рассмотрим одно из направлений проекта: использование модели «один ученик - один ноутбук» в учебном процессе. Модель проекта включает следующие компоненты: концептуальный, содержательный, процессуальный, методический, аналитический (схема 1).

Схема 1

/. Концепции і ими компонент

Выявление тс/ик-нций рч шитим обрамтани я на современно м этапе Концепция: 11 реодоление «цифро вот неравенства» между школьниками возможно при использовании модели «один ученик - один ноутбук» Цели: 1 Іреодоление « цифровой» неравенства» между школьниками, сі юсобству ЮЩСІ» развиїию и иди виду ал ьносги учащихся Научные подходы Принципы тк-тр<н’ния Функции Критерии эффективности

:

Модель реализуется на солсржапии предмета «Обшссгвознанис» 9-11 класс.

I) рамках и і роной педагогической технологии разноуровневого обучения учащиеся выполняют разноуровневые задания на ноутбуке, ориентированные на формирование критического мышления. в рамках иіровой педагогической технологии индивидуальной образовательной іраскюрии учащиеся занимаются исследовательской деятельностью, предполагающей использование Интернета.

///.

t-

компонент

Учсбно-нознаваїсльная дснтсльносіь

( 'фераpea in іации

Использование ноу ібука при выполнении разноуровневых заданий.

ориентированных на формирование критического мышления учащихся

Иснольюванис инісршаивіюй ;н>ски для объяснения учигслем задания, огнеіа ученика, рсфлсксин: осмысления решенных задач, пропюз их решения итд._____________

-1

Внсучебная деятельность

Исслсдовател ьская лея 1 елМЮСI ь в рамках игровой псдагошчсской технологии индивидуальной образо вагсл ьиой траектории

В клубе

«Гomonow »:

посещение курса.

связанного с

формированием

навыков

использования

ИКТ

(во время каникул)

компонент тех но. ик и и

Уаимия реашшции ПТКТ

мотивационные: социаіьно- социиіьно ор.'анишцион материально-

широкие neiki. чк 'ические: ные: технические:

социальные компетентные психологи оріаиизация учебники.

мотивы; узкие учителя. ческие: взаимолсйств учебно-

социальные библиотеки. наличие ия субъскгов меюдичсскис

мотивы: поисковая референт учебно- пособия.

широкие система ной воспитатсльн проскгор.

познавательные ИНТЕРНЕТ. группы ого процесса интерактивная

мотивы накопители лоска, ноуібуки.

информации и компьютер.

т.д. притер, сканер

і

У. А на. і ити чески й компонент техно.ю.'ии

( Ожидаемый резулмаї Оценка результата

Модель «один ученик - один ноутбук»

Представим пояснения к модели I. Концептуальный компонент

Выявление тенденций развития образования на современном этапе: важнейшим социальным требованием к школе, заявленным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, является ориентация образова-

ния на развитие личности учащегося, познавательных и созидательных способностей, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. К одним из основных задач и ориентиров обновления образования относят последовательное овладение на соответствующих этапах обучения элементами творческой самореализации, формирование основы для социального самоопределения и самообразования, становления индивидуальности, подготовка к проектированию своего развития, воспитание стремления к самореализации и способности к адекватной самооценке. Кроме этого, в национальном проекте «Образование» обращено внимание на потребность в современных, «прорывных» технологиях обучения, способных существенно повысить качество образования. То есть от самих педагогов требуются «обновление подходов к воспитанию, внедрение и разработка современных образовательных технологий, включение в инновационные проекты» [9]. Таким образом, актуализируется проблема разработки педагогических технологий, способствующих развитию индивидуальности, то есть технологий обогащения индивидуального опыта учащихся.

Разработка концепции. В основе проектирования модели «один ученик - один ноутбук» положена концепция: «Преодоление «цифрового неравенства» между школьниками возможно при использовании модели «один ученик - один ноутбук», реализуемая корпорацией Шй.

Однако использование нетбука или ноутбука в преподавании таких предметов, как обществознание, экономика и других, кроме информатики, считается явлением редким в образовательной практике, поэтому актуализируется проблема разработки педагогических технологий, использующих ноутбук в учебном процессе.

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что актуализируется проблема разработки педагогических технологий, включающих использование информационно-комуникационных технологий, способствующих развитию индивидуальности учащегося.

Целью проекта является:

- способствование преодолению «цифрового неравенства» между учениками класса, необходимого для становления индивидуальности учащихся.

В задачи проектирования модели «один ученик - один ноутбук» входят:

- разработать педагогические технологии, которые могут быть использованы для реализации модели «один ученик -один ноутбук»;

-определить научные подходы проектирования модели «один ученик - один ноутбук»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- определить принципы построения модели «один ученик

- один ноутбук»;

-определить критерии эффективности разработанной модели;

- определить условия реализации модели;

-определить и составить диагностический инструментарий для выявления результативности технологического замысла.

Научные подходы: личностно-деятельностный и системный.

Основными принципами личностно-деятельностного подхода являются следующие: признается приоритет индивидуальности, самоценности учащегося как активного носителя субъектного опыта; учащийся не становится, а изначально является субъектом познания; при конструировании образовательного процесса учитывается имеющийся субъектный опыт каждого учащегося; в образовательном процессе широко представлено сотрудничество всех субъектов; развитие учащегося как личности идет не только через овладение им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта.

Личностно-деятельностный подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала обучающегося

в процессе решения им специально организованных педагогом учебных задач; противостоит вербальным методам и формам догматической передачи готовой информации, пассивности учения, бесполезности знаний, умений и навыков, которые не реализуются в деятельности.

Использование системного подхода в проектировании модели «один ученик - один ноутбук» дает возможность построить учебный процесс в виде целостной развивающей системы, побуждающей учащихся к освоению знаний, приобретению многообразных умений и навыков, развитию их индивидуальности. Реализация системного подхода позволяет проследить комплексное взаимодействие элементов системы педагогических технологий, объяснить механизмы эффективного осуществления учебного процесса, предвидеть результаты деятельности.

Принципы построения модели: принцип научной концептуальности, проблемности, принцип индивидуализации, принцип мягкого соревнования:

- под принципом научной концептуальности понимаем построение модели на основе научной концепции, включающей философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей. Этот принцип определяется законом социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения раскрывающий определяющее влияние общественных отношений, социального строя, его потребностей и законов на формирование всех элементов воспитания и обучения (В.И. Загвя-зинский) [10];

- принцип проблемности, обусловливает использование учебно-познавательных заданий по разрешению противоречий, постановке и решению проблем, использованию логических приемов в учебно-воспитательном процессе. Этот принцип определяется такой закономерностью, как «продуктивность усвоения знаний зависит от уровня проблемности материала, интенсивности включения учащихся в решение посильных и значимых для них учебных проблем» (Подласый) [11];

- принцип индивидуализации требует учета различий в интеллектуальной, эмоциональной и действенно-практических сферах личности. Этот принцип обусловливает использование разноуровневого обучения, исследовательских, проектных работ в рассматриваемых технологиях. Принцип индивидуализации определяется такой закономерностью, как «продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна учебным возможностям учащихся»

(11)(Подласый);

- принцип мягкого соревнования предполагает использование в учебном процессе игровых технологий, рейтинговой оценки знаний, характеризующихся мягкой соревновательностью. Этот принцип обусловлен законом ускорения творческого саморазвития в условиях конкуренции и стремления к лидерству, согласно которому, «если в каком виде деятельности у личности есть серьезный соперник, то стремление превзойти его ускоряет процесс творческого саморазвития, усиливает упорство личности в достижении намеченной цели»

[12].

Функции модели:

- социально-адаптационная функция модели - обеспечение возможностей для осуществления самореализации, саморазвития, самообразования личности;

- воспитывающая функция модели - осуществление формирования и развития коммуникативной культуры, опыта нравственного отношения учащегося к миру, обществу, самому себе, системе ценностей;

- развивающая функция модели - создание условий для интеллектуального развития учащихся, в том числе, понятийного и критического мышлений;

- дидактическая функция модели - создание условий для развития индивидуальности учащегося.

Критерий эффективности модели предполагает уровень сформированности у учащихся: конвергентных и дивер-

гентных способностей; понятийного и критического мышлений, нравственного сознания.

II. Содержательный компонент

Модель «один ученик - один ноутбук» реализуется на содержании предмета «Обществознание», 9-11 класс, в рам-

ках игровой педагогической технологии комбинаторного типа разноуровневого обучения учащиеся и игровой педагогической технологии комбинаторного типа индивидуальной образовательной траектории, разработанных нами в ходе исследования.

III. Процессуальный компонент

Использование ноутбука в модели «один ученик - один ноутбук» возможно как в учебно-познавательной деятельности, так и во внеучебной деятельности.

Использование ноутбука учеником в учебной деятельности

В рамках игровой педагогической технологии разноуровневого обучения учащиеся выполняют разноуровневые задания, разработанные нами в ходе исследования, ориентированные на формирование критического мышления. К таким заданиям относятся следующие: составление критического анализа текста, задания на умозаключения, различные задания, связанные со структурой аргументации тезиса, доказательства тезиса, представленные в схематичном виде, решение силлогизмов и т. д. Опытно-экспериментальная работа показала, что выполнение вышеотмеченных заданий происходит быстрее, с меньшими потерями времени на вычерчивание схем, переписывание силлогизмов, переработку текста в аспекте задания, чем традиционным способом, так как у каждого ученика имеется ноутбук, который позволяет ему продвигатьcя в учебно-познавательном процессе в собственном индивидуальном темпе, проявить свою индивидуальность в интерпретации текста, аргументации и т. д. Интерактивная доска позволяет учителю быстро показать выполненные варианты решения заданий, выявить лучшие, показать их, быстро исправить ошибки в других заданиях, произвести рефлексию: оценить различные варианты решения задания в сравнении, спрогнозировать решение намеченных.

Использование ноутбука учеником во внеучебной деятельности

В рамках игровой педагогической технологии индивидуальной образовательной траектории учащиеся занимаются исследовательской деятельностью, предполагающей использование Интернета. Каждый ученик составляет свою индивидуальную траекторию продвижения по предмету: намечает проблемы, которые он желал бы рассмотреть в рамках тех тем курса, которые вызвали у него наибольший интерес, решает эти проблемы, оформляет их виде исследовательской работы, групповой исследовательской проектной работы. Однако не у всех учеников дома имеется компьютер или выход в Интернет, поэтому реализация модели «один ученик - один ноутбук» способствует преодолению «цифрового неравенства» между обучающимися. Ученик пользуется ноутбуком после занятий в школе и занимается исследовательской деятельностью, что позволяет ему проявить индивидуальность при решении проблемы, положенной в основу исследовательской работы.

Кроме этого, в каникулярное время для учащихся организованы компьютерные курсы в рамках клуба «Tomorrow», с использованием ноутбуков, которыми учащиеся пользовались в учебном процессе. Курсы посещают все желающие с целью дальнейшего повышения их компьютерной грамотности. Среди таких курсов можно отметить следующие: «Исследование информационных моделей с использованием систем объективно-ориентированного программирования и электронных таблиц», «Технология создания сайтов», «Компьютерная графика», «Учимся проектировать на компьютере», «Технология работы с сетевыми и библиотечными ресурсами», «Компьютерное моделирование: сферы и границы применения», «Информационные системы и модели», «Музыкальный компьютер (Новый инструмент музыканта)», «Молодой электроник»,

«Биржевой магнат» (курсы торговли деривативами и на рынке Forex) и т.д.

IV. Методический компонент модели

К условиям реализации модели относят мотивационные, социально-педагогические, социально-психологические, материально-технические, организационные. Поскольку реализация модели «один ученик - один ноутбук» происходит на основе педагогических технологий, отмеченных выше, то мотивационным условием реализации игровой педагогической технологии разноуровневого обучения является использование в учебном процессе игровых технологий (статусной ролевой игры, игр-упражнений), рейтинговой технологии, проблемной технологии, информационно-коммуникационных технологий, способствующих формированию мотивации учения обучающихся.

Социально-педагогические условия реализации модели, предполагают наличие компетентных учителей, библиотек, поисковой системы ИНТЕРНЕТ, накопителей информации и т.д. Поэтому к социально-педагогическим условиям реализации модели «один ученик - один ноутбук» следует отнести повышение квалификации учителей, включающее рассмотрение вопросов формирования у обучающихся понятийного, критического мышления, использования игровых, информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе; прохождение курсов: «Традиционная логика», «Проектирование педагогических технологий» и др.

К социально-психологическим условиям реализации модели необходимо отнести наличие референтной группы, обеспечивающей взаимопомощь и состязательность в учебной деятельности, предполагающей мягкое соревнование с использованием, например, рейтинговой оценки знаний, работу на ноутбуке.

Материально-технические условия реализации модели «один ученик - один ноутбук» предполагают использование в учебном процессе учебников, учебно-методических пособий с разработанными разноуровневыми заданиями, словарей, сборников нормативных документов; проектора, интерактивной доски, ноутбуков для выполнения разноуровневых учебно-познавательных заданий; ксерокса, принтера и т.д.

Организационные условия реализации модели обусловливают организацию взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса. Выделим виды деятельностей учителя, осуществляемых им в ходе реализации модели «один ученик - один ноутбук»:

- гностическая деятельность, связанная с изучением возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся при подготовке дидактического материала для разноуровневых заданий;

- проектировочная деятельность, предполагающая определение возможностей учебного материала при разработке заданий для обучающихся в достаточном для этого количестве, разного уровня сложности в рамках разноуровневого обучения;

- организаторская деятельность, включающая организацию групповой, индивидуальной деятельностей обучающихся в учебно-воспитательном процессе;

- консультативная деятельность, предполагающая консультирование обучающихся, групп учащихся в ходе учебнопознавательной деятельности;

- деятельность по контролю и оценке, включающая накопление оценок, баллов по различным видам работ, контроль деятельности учащихся;

- коммуникативная деятельность, обеспечивающая взаимодействие учащихся;

- мотивирующая деятельность, обеспечивающая побуждения обучающихся к учению, дальнейшему саморазвитию ими своей мотивационной сферы;

- методическая компетентность, предполагающая разработку учителем адекватных методик и приемов обучения в соответствии с целями и условиями учебного процесса;

- творческая деятельность, предполагающая создание педагогом авторской технологии;

- рефлексивная деятельность, обеспечивающая самооценку педагогом своей деятельности;

- деятельность по саморазвитию, представляющую пополнение и углубление знаний педагога, совершенствование умений, применяемых им при решении профессиональных задач в контексте технологического подхода.

Согласно типологии видов деятельности, разработанной В. В. Краевским, и с учетом модели «один ученик - один ноутбук» отметим виды деятельности обучающихся, осуществляемых ими в ходе учебно-познавательной деятельности:

- учебная деятельность, связанная с освоением знаний разного уровня сложности в рамках технологии разноуровневого обучения;

- коммуникативная деятельность, обеспечивающая взаимодействие, сотрудничество участников учебно-воспитательного процесса;

- образовательно-педагогическая деятельность, связанная с обменом опыта обучающихся по классу при работе индивидуально, в паре, группах; контролем;

- духовная деятельность, включающая познавательную деятельность, связанную с нравственным отношением ученика к миру, обществу, самому себе, системе ценностей.

Нормативно-правовые условия реализации модели «один ученик - один ноутбук» предполагают проектирование и реализацию модели «один ученик - один ноутбук» на основе государственного образовательного стандарта как нормирование в выборе содержания обучения, организационных форм, норм времени, с учетом требований стандарта по недопущению перегрузок, использованию ЭВМ, охране здоровья обучаемых и их прав.

V. Аналитический компонент модели предполагает указание ожидаемого результата и его оценки.

Ожидаемый результат: поскольку целью модели «один ученик - один ноутбук» является способствование преодоле-

нию «цифрового неравенства» между учениками класса, необходимого для становления индивидуальности учащихся, то к ожидаемому результату мы относим развитие индивидуальности учащегося. Условием развития индивидуальности учащегося является использование в учебном процессе технологий обогащения индивидуального опыта учащихся. Под индивидуальным опытом личности мы понимаем неповторимый арсенал всевозможных знаний, навыков и умений, являющийся результатом освоения личностью общественного опыта, нравственных ценностей, систему интеллектуальных ресурсов, сформированность коммуникативной компетентности, обеспечивающих познавательное, критическое отношение субъекта к миру, самореализацию себя в нем. Критерием эффективности модели считаем уровень сформированности у учащихся конвергентных и дивергентных способностей; понятийного и критического мышлений, нравственного сознания, являющихся характеристиками компонентного состава индивидуального опыта.

Для исследования уровня сформированности индивидуального опыта обучающихся были использованы такие методики, как методики исследования ментального опыта (М.А. Холодная); опросник КОСКОМ 2 (В.Н. Куницына)-уровень сформированности коммуникативного опыта; методика для диагностики учебной мотивации (А.А. Реан, В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бодмаевой); тест-опросник само-отношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеева); методика определения индивидуальной меры рефлексивности (А.В. Карпов); методика для диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С. Бубнова).

Таким образом, опытно-экспериментальная работа показала, что решение проблемы «Цифрового неравенства» между школьниками возможно при реализации модели «один ученик - один ноутбук», основанной на использовании в учебном процессе педагогических технологий обогащения индивидуального опыта учащихся.

Библиографический список

1. Dgt.kz. - Цифровое неравенство. [Электронный ресурс] / Момынова, Б. Цифровое неравенство: Хроника термина. - Электрон, дан. - Режим доступа: http:// www.dgt.kz.

2. Clck.yandex.ru. - Цифровое неравенство в процессах стратификации информационного общества [Электронный ресурс] / Коротков, А.В. Цифровое неравенство в процессах стратификации информационного общества. - Электрон, дан. - Режим доступа: http:// clck.yandex.ru

3. Федеральная целевая программа «Электронная Россия» // Связь и информатизация в России. - 2001 - 2002 годы. Федеральный справочник. -М.: Центр стратегических программ, 2002.

4. Finam.ru. - В России пытаются победить «цифровое неравенство» [Электронный ресурс] / В России пытаются победить «цифровое неравенство». - Электрон, дан. - Режим доступа: http:// www.finam.ru.

5. Microsoft.com. - Microsoft расширяет поддержку некоммерческих организаций в России [Электронный ресурс] / Microsoft расширяет поддержку некоммерческих организаций в России. - 2009. - Электрон, дан. - Режим доступа: http:// www.microsoft.com.

6. Admhmao.ru - Долой «Цифровое неравенство!» [Электронный ресурс] / Долой «Цифровое неравенство!» - Электрон, дан. - Режим доступа: http:// www.admhmao.ru

7. Бумагин, А. Гвардейцы всеобщего образования // Компьютерра. - 2008. - № 47.

8. Intel.com. - INTEL. Помощь образованию [Электронный ресурс] / Рыбаков, М. INTEL. Помощь образованию. - Электрон, дан. - Режим доступа: http: // www.intel.com.

9. Национальные проекты в сфере образования // Народное образование. - 2005. - № 5.

10. Загвязинский, В.И. Педагогическое творчество учителя. - М.: Педагогика, 1987.

11. Подласый, П.И. Педагогика. Новый курс: учебник для студ.пед.вузов: В 2 кн. - М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн.1.

12. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития.- Казань: Изд-во Каз. ун-та, 1998.

Статья поступила в редакцию 29.10.09

УДК 378

Е.МХарланова, докторант ЧГПУ, г. Челябинск, Email: harlanova@mail.ru

СУБЪЕКТНО-СРЕДОВЫЙ ПОДХОД КАК ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

В статье представлена периодизация исследования проблемы развития социальной активности будущих специалистов в вузе, с позиций субъ-ектно-средового подхода осуществляется анализ стратегии развития социальной активности будущих специалистов в среде образовательного процесса вуза, определены принципы педагогической деятельности и пути педагогического влияния на данный процесс на основе использования развивающего потенциала взаимодействия среды и субъекта.

Ключевые слова: субъектный подход, средовой подход, субъектно-средовый подход, среда, социальная активность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.