УДК 378.147
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: ИННОВАЦИОННОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
М. В. Савельева, А. Н. Савельев
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: mvsavelyeva12@gmail.com
Анализируются современные педагогические технологии, которые, по мнению авторов, наиболее соответствуют требованиям времени и качественной подготовке выпускников технического вуза.
Ключевые слова: педагогические технологии, CLIL - предметно-интегрированное обучение, методы активизации подхода, предметно-языковая интеграция, коммуникационные навыки.
TEACHING TECHNOLOGIES: INNOVATIVE APPLICATION
M. V. Savelyeva, A. N. Savelyev
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: mvsavelyeva12@gmail.com
The article analyses modern teaching technologies; the authors research their meeting the condition requirements and resulting in higher quality of technical university graduates' training.
Keywords: teaching technologies, CLIL - content language integrated learning, approach mainstreaming, content language integration, communicative skills.
По мнению ведущего методолога и исследователя Г. А. Китайгородской, современное образование переживает ряд вызовов, а именно: во-первых, «кризис классической модели и системы образования»; во-вторых, совершаются определенные движения по направлению мировой культуры и интеграция в нее; в-третьих, несмотря на существенные изменения в системе образования, нас не оставляет желание «восстановить и развить традиции русской школы и образования» [1]. Все эти современные тенденции стимулируют к созданию и использованию новых технологий, интеграции новых педагогических идей в классическую систему, разработке системы непрерывного образования.
Иностранные языки начинают изучать в разном возрасте, причем чем раньше, тем лучше, с того момента, когда обучаемый начинает говорить, т. е. в раннем детстве, но этот процесс не имеет конца. Знания и умения в данной дисциплине могут совершенствоваться всю жизнь, меняются лишь методики преподавания. Для эффективного изучения иностранных языков для преподавателя и студента необходимо осознание целей: когда языковая личность понимает, зачем ему нужны эти знания и умения и как он собирается их применить, результативность повышается. Кроме того, овладение иностранными языками развивает гибкость мышления, иностранные языки дают возможность находить себе место в различных профессиональных условиях, обрабатывать нужную информацию, не ограничивая себя рамками одного языка и одной культуры. Таким образом, сейчас иностранные языки не являются искусственной средой, а
вполне могут найти применение в социальной и профессиональной жизни выпускника.
К сожалению, нельзя сказать, что большее количество современных выпускников технических вузов отличаются от своих предшественников свободным владением хотя бы одним иностранным языком. Как нам представляется, причин может быть несколько. Во-первых, воспитание языковой личности не всегда осуществляется людьми, владеющими иностранным языком и осознающими их пользу. К тому же, создание языковой среды - это прерогатива профессионалов. Во-вторых, как мы указывали ранее, некоторые коммуникативные сбои в общении, характерные для современного поколения обучаемых, в силу их увлеченного и бесконтрольного использования современных технологий с раннего детства. [2] Правы те коллеги, которые в своей деятельности - преподавании иностранного языка - опираются на современные технологии [3]. Эти технологии делают более дружелюбным любой учебный процесс для современного поколения студентов. Но мы считаем, что этого не достаточно, поэтому, в- третьих, нужны разработка и внедрение современных методик преподавания, требующих вовлечения не только преподавателей иностранного языка и студентов, но и преподавателей дисциплин, обозначенных в учебных планах.
Такой технологией является, например, СКЩ при которой используются преимущества билингвального образования, непосредственная ориентация на профессиональные интересы студента, предметное изучение дисциплин, отвечающих за формирование не только общекультурных компетенций, но и главным
<Тешетневс^ие чтения. 2016
образом, профессиональных. Было бы не правильно заключить, что преподаватель иностранного языка должен взять на себя функции преподавателя другой дисциплины, либо специалисту неязыковой дисциплины придется преподавать иностранный язык. Существует два вида CLIL: «content led» и «language led»
[4]. В первом случае ведущей при формировании знаний, умений и навыков, а также при оценивании является собственно дисциплина, преподаваемая на английском языке; во втором случае - язык, на котором идет общение. Но и в том, и в другом случае, язык играет ключевую роль, он - инструмент общения.
Для достижения высокой эффективности при его использовании необходима интеграция дисциплин и взаимопонимание специалистов, причем первое достижимо в случае реализации второго. В СибГАУ подобное сотрудничество успешно развивается: одним из ярких примеров взаимодействия специалистов можно считать конференции. Для достижения международного статуса мероприятий, по меньшей мере, нужно воспользоваться языком международного общения. Нами используется два языка, большее количество исследований выполнено на английском, но мы считаем, что нужно также развивать и немецкий, поскольку у некоторых компаний, где будут работать наши выпускники, есть крепкие связи с Германией. Преподаватели неязыковых дисциплин вместе с лингвистами и студентами ведут подготовку публикаций и студентов к участию в конференции.
Мы можем отразить результаты данного сотрудничества. Семнадцать лет назад, когда мы начинали проект под названием «Научная конференция на иностранных языках «Молодежь. Общество. Современная наука, техника и инновации», статьи напоминали эссе, так как руководство и исследованием, и языком осуществлялось преподавателями иностранных языков. Тематика исследований тоже была в нашей компетенции: культура стран изучаемого языка, лингвистические аспекты и эссе на научно-популярные темы. Десять лет спустя 60 % публикаций и выступлений выполнены на основании научных исследований. В 2015 году все 100 % статей носят научный характер, как и сообщения их авторов на заседаниях секций. Научное руководство со стороны ученых, работающих на выпускающих кафедрах, повысило научную ценность.
Языковая подготовка, которая ведется в нашем университете, в рамках отведенных часов не позволяет подготовить всех студентов без исключения к использованию иностранного языка в целях научного письма и говорения. На данных видах деятельности мы, главным образом, фокусируемся, когда студенты сделали осознанный выбор в пользу научных исследований: в магистратуре и аспирантуре. Не менее важным является реклама научных исследований для студентов бакалавриата и специалитета, чтобы заинтересовать их в дальнейшем обучении в университете
[5] Основываясь на статистике конференции «Молодежь. Общество. Современная наука, техника и инновации», количество исследований, выполненных бакалаврами и специалистами составляет не более половины всех участников, при этом две трети - это
исследования по профилю подготовки, сделанные под руководством специалиста - преподавателя выпускающей кафедры. Именно эти работы представлены в виде научных докладов на заседаниях секций.
Таким образом, наиболее эффективными можно считать те педагогические технологии, которые требуют участия всех специалистов в осуществлении качественной подготовки выпускников. Для этого возможно создание общего проекта, в котором у каждого преподавателя будет своя роль, но цель и спрогнозированный конечный результат - единый. CLIL -наиболее удачная из технологий, где за содержание отвечает специалист-исследователь, а языковое воплощение исследования происходит под руководством преподавателя-лингвиста.
Библиографические ссылки
1. Китайгородская Г. А. Гуманизация и гуманитаризация системы образования - социальная проблема // Вестник Моск. ун-та. Сер. 20. «Педагогическое образование». 2008. № 3. С. 3-11.
2. Белова Е. Н., Савельева М. В. Коммуникативные стратегии преподавателя как фактор успеха инженерного образования // Вестник Воронеж. гос. ун-та. Сер. «Проблемы высшего образования». 2014. № 2. С. 22-26.
3. Лукомская С. В., Резниченко А. В. К вопросу о внедрении инновационных технологий в обучении иностранному языку // Вестник непрерывного образования. 2010. № 1. С. 27-30.
4. Межакова Е. Л. Использование технологии CLIL при обучении иностранному языку магистрантов нелингвистического профиля // Теоретические и методологические проблемы иноязычного образования и межкультурной коммуникации : материалы на-уч.-практ. интернет-конф. Благовещенск : Благовещенский гос. пед. ун-т. 2016. С. 1-5.
5. Савельева М. В. Междисциплинарное сотрудничество для качественной подготовки выпускников технического вуза // Решетневские чтения : материалы XVIII Междунар. науч. конф. (11-14 нояб. 2014, г. Красноярск) : в 3 ч. / под общ. ред. Ю. Ю. Логинова ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2014. С. 266-268.
References
1. Kitaygorodskaya G. A. Gumanizatsiya i gumani-tarizatsiya sistemy obrazovaniya - sotsial'naya problema [Humanisation and humanitarisation of educational system - a social problem] // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20: Pedagogicheskoe obrazovanie. Moskva: MGU im. M. V. Lomonosova. 2008. № 3. рр. 3-11.
2. Belova E. N., Savel'eva M. V. Kommunikativnye strategii prepodavatelya kak faktor uspekha inzhenernogo obrazovaniya [Communicative teaching strategies as a factor of success for engineering education] Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Problemy vysshego obrazovaniya. Voronezh, 2014. № 2. рр. 22-26.
3. Lukomskaya S. V., Reznichenko A. V. K voprosu o vnedrenii innovatsionnykh tekhnologiy v obuchenii inostrannomu yazyku. [To the issue of implementing innovative technology to teach a foreign language] Vestnik nepreryvnogo obrazovaniya, 2010, № 1, pp. 27-30.
4. Mezhakova E. L. Ispol'zovanie tehnologii clil pri obuchenii inostrannomu jazyku magistrantov nelingvisticheskogo profilja [CLIL technology implementation while teaching a foreign language to the non-linguistic master's degree students] // Materialy nauchno-prakticheskoj internet-konferencii "Teoreti-cheskie i metodologicheskie problemy inojazychnogo obrazovanija i mezhkul'turnoj kommunikacii" -
Blagoveshhensk, Blagoveshhenskij gos.ped.un-t., 2016, рр. 1-5.
5. Savel'eva M. V. Mezhdistsiplinarnoe sotrudniches-tvo dlya kachestvennoy podgotovki vypusknikov tekhnicheskogo vuza [Interdisciplinary cooperation to technical university graduates' training of high-quality]// Reshetnevskie chteniya : materialy XVIII мezhdunar. nauch. konf. (11-14 noyabrya 2014, g. Krasnoyarsk) : v 3 ch. / pod obshch. red. Yu. Yu. Loginova ; Sib. gos. aerokosmich. un-t. Krasnoyarsk, 2014, рp. 266-268.
© Савельева М. В., Савельев А. Н., 2016
УДК 378.14
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ ЛАБОРАТОРНЫЙ КОМПЛЕКС
В. Г. Сидоров, Т. В. Ткачева, М. А. Шкловец*
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: sibgau-sau@yandex.ru
За последние несколько лет прототипирование с помощью плат и шилдов Arduino доказало свою значимость и привлекательность при продвижении проектов.
Ключевые слова: Arduino, прототипирование.
AUTOMATED LABORATORY COMPLEX
V. G. Sidorov, T. V. Tkacheva, M. A. Shklovets*
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: sibgau-sau@yandex.ru
Over the past few years prototyping boards with the help of Arduino Shield have proved their value and attractiveness for the promotion projects.
Keywords: arduino, prototyping.
Для подготовки технически грамотных и качественных специалистов в области систем управления необходимо большое количество практических и лабораторных работ, проводимых на реальных физических установках. Различные компании активно развивают и поддерживают отношения с ведущими мировыми инженерными школами, ставя перед собой основной задачу сделать учебную и исследовательскую деятельность студентов максимально эффективной.
Создание в университете лабораторий для технических специальностей по таким дисциплинам как «Теория автоматического управления», «Управляющие ЭВМ и комплексы» или любой другой, способной максимально эффективно использовать материально-технические, кадровые ресурсы и потенциал вуза для организации обучения и отработки современных алгоритмов управления и систем различного назначения, является дорогостоящей задачей. Однако за последнее
время с развитием технологий прототипирования появилась возможность значительно снизить затраты на разработку автоматизированных комплексов с помощью платформы на базе плат и модулей Arduino (рис. 1, 2) [1-2]. Несмотря на свою простоту, платы Arduino могут сыграть ключевую роль в превращении любых технических идей в нужный законченный продукт.
Каждая плата Arduino имеет стандартный аппаратный интерфейс, позволяющий подключать практически любую электронику: драйверы двигателей, исполнительные механизмы, датчики, экраны или любое другое оборудование. Разработчику предоставляется возможность эффективно использовать платформу Arduino для взаимодействия с коммерческими устройствами, использующими протоколы и шины: CAN, SPI, RS-485, Ethernet, I2C.
Arduino - это больше, чем аппаратура, это еще и полная система аппаратного и программного макети-