Научная статья на тему 'Академичность и ее воздействие на развитие способности адаптироваться к требованиям рынка труда у выпускников магистерских программ'

Академичность и ее воздействие на развитие способности адаптироваться к требованиям рынка труда у выпускников магистерских программ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧНОСТЬ / СПОСОБНОСТЬ К АДАПТАЦИИ / РЫНОК ТРУДА / АКАДЕМИЧЕСКАЯ И ПРИКЛАДНАЯ МАГИСТРАТУРА / ACADEMIC INTEGRITY / FLEXIBILITY / LABOUR MARKET / ACADEMIC AND NON-ACADEMIC MASTER PROGRAMMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савельева М.В.

Поиск недостатков в образовательных программах необходимый процесс, особенно если мы в состоянии уменьшить их количество. Однако существует и другой подход к совершенствованию системы образования: мы можем усилить качества программ, которые способны помочь выпускникам адаптироваться к требованиям современного мира, применив умения и навыки, полученные в результате освоения программы. Академичность общая характеристика магистерских программ и может содействовать развитию умения у выпускников магистратур находить гибкие решения в условиях быстро изменяющихся требований рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савельева М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACADEMIC INTEGRITY AND ITS IMPACT ON MASTER PROGRAMME GRADUATES’ FLEXIBILITY

Searching for the shortcomings of the education is a necessary process, if we are able to eliminate them. However, there is another approach to improve the system of education: the educators can strengthen the qualities of the programmes that are rather helpful for the graduates and make them adaptable to the labour market demands if the graduates apply their skills and knowledge in a flexible way. Academic integrity of both academic and non-academic master programmes can contribute to master programme graduates’ flexible response to the current world requirements

Текст научной работы на тему «Академичность и ее воздействие на развитие способности адаптироваться к требованиям рынка труда у выпускников магистерских программ»

УДК 800.2.001

АКАДЕМИЧНОСТЬ И ЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ АДАПТИРОВАТЬСЯ К ТРЕБОВАНИЯМ РЫНКА ТРУДА У ВЫПУСКНИКОВ МАГИСТЕРСКИХ ПРОГРАММ

М. В. Савельева

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: mvsavelyeva12@gmail.com

Поиск недостатков в образовательных программах - необходимый процесс, особенно если мы в состоянии уменьшить их количество. Однако существует и другой подход к совершенствованию системы образования: мы можем усилить качества программ, которые способны помочь выпускникам адаптироваться к требованиям современного мира, применив умения и навыки, полученные в результате освоения программы. Академичность - общая характеристика магистерских программ и может содействовать развитию умения у выпускников магистратур находить гибкие решения в условиях быстро изменяющихся требований рынка труда.

Ключевые слова: академичность, способность к адаптации, рынок труда, академическая и прикладная магистратура.

ACADEMIC INTEGRITY AND ITS IMPACT ON MASTER PROGRAMME GRADUATES' FLEXIBILITY

M. V. Savelyeva

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: mvsavelyeva12@gmail.com

Searching for the shortcomings of the education is a necessary process, if we are able to eliminate them. However, there is another approach to improve the system of education: the educators can strengthen the qualities of the programmes that are rather helpful for the graduates and make them adaptable to the labour market demands if the graduates apply their skills and knowledge in a flexible way. Academic integrity of both academic and non-academic master programmes can contribute to master programme graduates' flexible response to the current world requirements.

Keywords: academic integrity, flexibility, labour market, academic and non-academic master programmes.

Требования к выпускникам вузов, предъявляемые работодателями, современный темп жизни и развитие технологий, стимулирует вчерашних выпускников бакалавриатов и специалитетов к выбору дальнейшей образовательной траектории. При этом глобальный мир образования, без сомнения, имеет ряд преимуществ: практически единый подход к организации образования в разных странах, очень похожие шкала оценивания студентов, присвоение одинаковых степеней, следовательно, выпускники могут выбрать мобильную образовательную траекторию. Если их предыдущее образование удовлетворяет известным заранее требованиям для поступления на программу, студенты могут рассчитывать на поступление в любой вуз мира.

Но с процессом глобализации в образовании обостряется ряд серьезных проблем: например, различие в условиях реализации одной и той же магистерской программы, особенности ментальных традиций формирования умений и навыков [1], приводят к плохо прогнозируемым результатам. Важно, что мировое образовательное сообщество одной из серьезных отмечаемых проблем считают неумение выпускников адаптироваться к спросу на рынке труда [2].

Предпосылкой к этому может служить изначально непродуманный подход к выбору образовательной программы со стороны самого студента, его недостаточная информированность обо всех нюансах программы и ее результатах. Хотя все документы находятся на сайтах университетов, молодые люди не склонны их анализировать самостоятельно, что приводит к разочарованию и ощущении бесцельно потраченного времени, кроме того, полученное образование не гарантирует трудоустройства и высоких зарплат всем выпускникам.

Складывается впечатление, что проблема также в том, что студенты, во-первых, не видят взаимосвязь преподаваемых дисциплин, во-вторых, не понимают, как применить полученные знания, умения и навыки в реальной жизни. Отсюда ощущение получение образования ради самого образования, а не для получения более престижной работы и саморазвития.

Думается, что одним из решений может стать создание неповторимой атмосферы программы, где при изучении каждой дисциплины студент видит перспективу применения полученных навыков и знаний, понимает взаимосвязь дисциплин и их влияние на конечный результат.

Современное состояние и перспективы развития инженерного образования

Для магистерских программ их академическая целостность может стать ключом к созданию подобной атмосферы. Анализируя требования к потенциальному выпускнику магистратуры, мы отмечаем, что выпускникам обоих видов магистерских программ: академической и прикладной необходимо выработать в себе целый ряд похожих навыков в области ведения исследования, таких как: быстро находить и изучать новую информацию по теме исследования; синтезировать большие объемы научной информации; вести исследование самостоятельно; формулировать и защищать собственные выводы; уметь решать проблемы и применять собственный вывод; сформировать исследовательскую зрелость [3].

Различия в подготовке прикладной магистратуры и академической представлено на рисунке следующим образом (см. рисунок).

Прикладная, как и академическая магистратура завершаются самостоятельным исследованием магистранта, что невозможно без создания академичной среды, способствующей академической подготовки, результатом которой является проведение магистрантами исследования и написание магистерской диссертации.

В создание академичности вносят вклад все специалисты, преподающие свои дисциплины в рамках этой программы. Каждая дисциплина имеет значение, равно как и личный опыт преподавателя, который может пояснить, какие дополнительные преимущества можно извлечь из сформированных умений и знаний в рамках его дисциплины, а также указать на взаимодействие с другими дисциплинами.

Разрабатывая курс иностранного языка в профессиональной сфере для слушателей прикладной магистерской программы, мы делаем ставку на академическую целостность. Это как раз тот вид подготовки, который представляет наш курс профессионального языка полезным для магистрантов, благодаря его практической направленности. Во-первых, мы начинаем с того, что при изучении иностранного языка на новом уровне, слушатели должны сфокусироваться на своем исследовании, которое не выполнимо без изучения существующего положения дел в современной науке, не ограниченной рамками одной страны, одного университета. Возможно, перед слушателями прикладной магистратуры не ставятся задачи такого глобального масштаба, тем не менее, познакомиться с существующими образцами решения подобных за-

дач поднимет их собственное исследование на качественно-новый уровень.

Во-вторых, мы знакомим магистрантов с правилами академического письма, форматом научных статей. За курс иностранного языка в профессиональной сфере для магистрантов мы ставим перед собой задачу проинформировать слушателей о существующих реферативных базах данных научных работ. По заданиям курса слушатели не только читают предлагаемые материалы, но проводят свои собственные исследования и поиск журналов по их направлению, чтобы впоследствии стать автором публикации в выбранном журнале и применить полученную информацию в собственном исследовании.

В-третьих, академичность дает возможность объединяться и взаимодействовать преподавателям-лингвистам со специалистами нелингвистических направлений, начиная от решения прикладной задачи -создания глоссария терминов, полезных не только для магистрантов, но и для специалистов всех профилей. В дальнейшем, могут быть разработаны совместные задания для магистрантов, одним из которых можно считать обязательное написание аннотации к магистерскому исследованию.

Академичность, конечно, предусматривает участие в научных событиях, поэтому главное задание для магистрантов - подготовка научной публикации и выступление на научной студенческой конференции. При этом магистранты не только представляют свое исследование аудитории, но делают это на иностранном языке, используя научный язык. Таким образом, происходит академичность обеспечивает своеобразное единение академической подготовки, целей отдельно взятой дисциплины и нужд магистрантов [4].

Описанный здесь опыт представляет лишь усилия одной кафедры, задействованной в магистерской подготовке. Без сомнения, ведущая роль в создании академичности принадлежит специалистам выпускающей кафедры и научным руководителям магистрантов. Причем, совершенно правильно, что у научного руководителя иные задачи, которые не могут сводиться только к информированию магистранта о существующих исследованиях. В рамках академической подготовки научный руководитель организует исследование и направляет его, а магистрант должен самостоятельно применить навыки и умения, полученные в результате академической подготовки, и провести заданное ему исследование.

Прикладная Академическая

Ориентация программ Практико-ориентированная основа, прикладные виды профессиональной деятельности Научно-исследовательский и педагогический виды профессиональной деятельности

Особенности подготовки Приобретение прикладных компетенций, необходимых для карьеры в бизнесе или промышленности. Выполнение исследования, прикладного характера, по заданию промышленности или бизнеса Приобретение опыта исследовательской деятельности. Выполнение собственного научного исследования, как вклад в коллективное исследование, выполняемое в рамках научной школы

Различия в подготовке прикладной и академической магистратуры

Для магистрантов академическая подготовка также важна, так как дает им дополнительное понимание научной деятельности вместе с научно-исследовательской подготовкой.

Результатом совместных усилий преподавательского состава можно считать тот факт, что, приближаясь к защите своей диссертации, магистранты меняют свое отношение к карьере ученого, более 40 % выпускников магистратуры поступают в аспирантуру.

Библиографические ссылки

1. Мироненко Н. В., Строева О. А. Академические программы подготовки магистров: зарубежный опыт // Управленческое консультирование. № 12. 2015. С. 75-82.

2. Розовски Г. Исследовательские университеты: американская исключительность? // Вопросы образования. 2014. № 2. С. 8-19.

3. Skills Expected from Graduate Students in Search of Employment in Academic and Non-Academic Settings [Электронный ресурс]. URL: https://cloudfront.ualberta.ca/-/media/gradstudies/ migrated-media/profdev/career/careerskillsexpected.pdf (дата обращения: 04.09.2017).

4. Савельева М. В., Савельев А. Н. Педагогические технологии: инновационное применение // Решетнев-ские чтения : материалы XX Юбилейной междунар. науч.-практ. конф., посвящ. памяти генерального конструктора ракет.-космич. систем акад. М. Ф. Решетне-

ва (09-12 нояб. 2016, г. Красноярск) : в 2 ч. / под общ. ред. Ю. Ю. Логинова ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2016. Ч. 2. C. 537-539.

References

1. Mironenko N. V., Stroeva O. A. Academic Programs of Training of Masters: Foreign Experience // Upravlencheskoe konsul'tirovanie. [Management consulting]. № 12 . 2015. P. 75-82.

2. Rozovski G. Issledovatel'skie universitety: ameri-kanskaya isklyuchitel'nost'? [Research universities: American exclusiveness?] // Voprosy obrazovaniya [Questions of education]. 2014. № 2. P. 8-19 (in Russ.).

3. Skills Expected from Graduate Students in Search of Employment in Academic and Non-Academic Settings [Electronic resourse]. Available at: https://cloudfront.ualberta.ca/-/media/gradstudies/migrated-media/profdev/career/careerskillsexpected.pdf (accessed 04.09.2017).

4. Savelyeva M. V., Savelyev A. N. Pedagogicheskie tehnologii: innovacionnoe primenenie (Teaching technologies: innovative application) // Reshetnevskie chtenija: materialy XX Jubilejnoj mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvjashh. pamjati general'nogo konstruktora raketno-kosmicheskih sistem akademika M. F. Reshet-neva (09-12 nojab. 2016, g. Krasnojarsk) : v 2 ch. / pod obshh. red. Ju. Ju. Loginova ; Sib. gos. ajerokosmich. un-t. Krasnojarsk, 2016. Ch. 2. P. 537-539.

© Савельева М. В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.