Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОСФЕРА / НООСФЕРА / ЭКОЛОГИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сегал М.С., Куц А.В., Фирсов В.С.

Осознанное восприятие важности гуманистически ориентированных личностных качеств человека и соответствующее формирование качественно нового уровня профессиональных компетенций студентов педагогических специальностей возможно лишь при условии понимания ими целостной картины мира и причинно-следственных связей развития и бытия общества. Фрагментарное мышление, упрощенное понимание человека, репродуктивное обучение, авторитарное воспитание, - эти и другие проблемы современной образовательной системы свидетельствуют о ее консерватизме. Несмотря на провозглашенные лозунги о самоценности личности, важность максимального раскрытия ее потенциала, традиционное образование остается заложницей сложившихся стереотипов, когда знания, умения и навыки формируются “массово”, без учета психофизиологических особенностей человека и важнее опыт творческой деятельности. Техносферное образование-природоориентированный процесс обучения и воспитания, который приносит человеку удовольствие, стремление активно овладевать знаниями, а также осознание потребности в собственном развитии, что выводит на путь целенаправленного самосовершенствования. Главная задача образования с точки зрения ноосферной концепции - формирование у человека целостной техносферного сознания (целостного мышления, этического биоадекватного метода поведения и экологического мировоззрения).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES FOR THE IMPLEMENTATION OF TECHNOSPHERE SAFETY PROVISIONS AT ENTERPRISES

A conscious perception of the importance of humanistically oriented personal qualities of a person and the corresponding formation of a qualitatively new level of professional competencies of students of pedagogical specialties is possible only if they understand the holistic picture of the world and the cause-and-effect relationships of the development and existence of society. Fragmentary thinking, simplified understanding of man, reproductive education, authoritarian upbringing - these and other problems of the modern educational system testify to its conservatism. Despite the proclaimed slogans about the self-worth of the individual, the importance of maximizing its potential, traditional education remains hostage to the prevailing stereotypes, when knowledge, skills and abilities are formed “massively”, without taking into account the psychophysiological characteristics of a person and the experience of creative activity is more important. Noospheric education is a nature-oriented learning and upbringing process that brings pleasure to a person, the desire to actively acquire knowledge, as well as awareness of the need for their own development, which leads to the path of purposeful self-improvement. The main task of education from the point of view of the noospheric concept is the formation of a holistic noospheric consciousness in a person (holistic thinking, ethical bioadaptive method of behavior and ecological worldview).

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ»

Педагогические технологии имплементации положений техносферной безопасности на

предприятиях

Марина Сергеевна Сегал

студент

Дальневосточный Федеральный Университет

Владивосток, Россия

segal@dvfu.ru

0000-0000-0000-0000

Анастасия Витальевна Куц

студент

Дальневосточный Федеральный Университет

Владивосток, Россия

kuts@dvfu.ru

0000-0000-0000-0000

Вадим Сергеевич Фирсов

студент

Дальневосточный Федеральный Университет

Владивосток, Россия

firsov@dvfu.ru

0000-0000-0000-0000

Поступила в редакцию 07.09.2022 Принята 10.10.2022 Опубликована 15.11.2022

« 10.25726/у3720-3545-5703-а

Аннотация

Осознанное восприятие важности гуманистически ориентированных личностных качеств человека и соответствующее формирование качественно нового уровня профессиональных компетенций студентов педагогических специальностей возможно лишь при условии понимания ими целостной картины мира и причинно-следственных связей развития и бытия общества. Фрагментарное мышление, упрощенное понимание человека, репродуктивное обучение, авторитарное воспитание, -эти и другие проблемы современной образовательной системы свидетельствуют о ее консерватизме. Несмотря на провозглашенные лозунги о самоценности личности, важность максимального раскрытия ее потенциала, традиционное образование остается заложницей сложившихся стереотипов, когда знания, умения и навыки формируются "массово", без учета психофизиологических особенностей человека и важнее опыт творческой деятельности. Техносферное образование-природо-ориентированный процесс обучения и воспитания, который приносит человеку удовольствие, стремление активно овладевать знаниями, а также осознание потребности в собственном развитии, что выводит на путь целенаправленного самосовершенствования. Главная задача образования с точки зрения ноосферной концепции - формирование у человека целостной техносферного сознания (целостного мышления, этического биоадекватного метода поведения и экологического мировоззрения).

Ключевые слова

техносфера, ноосфера, экология, образование, исследование.

Введение

Под ноосферным (техносферным) мышлением понимается мысленная деятельность человека, в основе которой - фундаментальные идеи ноосферы: всеединства, активной эволюции, антропокосмизма, в процессе которой разнородные знания (гуманитарные, естественные, философские, религиозные) синтезируются в целостную систему миропонимания. Показателями сформированности техносферного сознания являются диалогический стиль общения, толерантность, здоровьесберегательная деятельность, высокая нравственная культура личности (Попцов, 2019).

Экологическая ответственность формирует отношение к миру как к целому, ощущение себя ответственным за судьбу мира, формирует состояние освобождения от мира, и, одновременно, осознание своей причастности всем его событиям, растворение в нем, погружение в него через объект своей любви, с которым человек взаимодействует. Это двуединое отношение к миру и является главным условием актуализации "Я человека".

Это подтверждают исследования ведущих ученых, раскрывая проблему ответственности, ученые И. Д. Бех, Т. Г. Гаева, С. Б. Елканов, А. В. Лопуховская, определяют ее как системное качество, благодаря сформированности которой человек становится способным осознавать отдаленные последствия своих поступков, у него развивается высокая сенситивность к нравственным ситуациям. Итак, экологическая ответственность является результатом развития личности и ее главной целью, которая предстает одним из существенных приоритетов техносферного образования и важной составляющей профессионального педагогического образования (Рыженко, 2020).

Материалы и методы исследования

Курс техносферного образования в подготовке педагогических кадров имеет целью, прежде всего, - дать знания основ научной теории единства мира, всеобщих законов мира и общих законов человеческого общества, гносеологии, методологии и биоадекватности мировосприятия (Леонова, 2014). А также научить новому мышлению, что соответствует Всеобщим законам мира и Общим законам человеческого бытия, основанные на законах этичности и нравственности. Показать принципы сходства в природе, жизни, мышлении, научить трансформировать негативные проблемы, настроения, стремления в позитивные, сформировать целостное мировоззрение педагога. Техносферное образование - важнейший инструмент постижения законов мира и человеческого общества, в котором нравственность - норма гармонизации человека и общества с общими законами существования вселенной (Метелева, 2016).

За последние 50 лет в несколько раз увеличилась геоклиматическая активность Земли. Космопланетарные процессы приобретают катастрофический характер, выражающийся во многих феноменах. Один из которых - инверсия полюсов Земли, объяснить которую можно с помощью "частоты/резонанса Шумана", что проявляется в квазистатических электромагнитных волнах, собравшихся между поверхностью Земли и нижним слоем ионосферы. Это "сердцебиение" Земли со специфической частотой 7,8 Герц. Она была стабильной длительное время. Однако эта частота начала расти: в 1994 году она составила 8,6 Герц, в 1999 году - 11,2 Герц, а в конце 2000 года - около 12 Герц. В настоящее время фиксируется повышение частоты Шумана до критических величин, что свидетельствует о возможной смене полюсов Земли в недалеком будущем. При этом ученые отмечают, что скорость миграции Северного полюса на Южный значительно увеличилась (Лустгартен, 2017).

Ученые в основном видят то, что знают, но сегодня уже нельзя не замечать того, что проявляется во многих фактах, событиях, ситуациях, которые наука не может объяснить: телекинез, передача мыслей на расстоянии, интуитивное предвидение, открытие (Литвинов, 2012).

Результаты и обсуждение

Из-за неспособности объяснить наука просто «не замечает» эти вещи. Знание об окружающем мире нам были нужны для адаптации и преобразования природной среды под свои интересы. Поэтому знания можно назвать личностно-ориентированными, направленными на очеловечивание Природы и превращение ее в искусственную среду, сформировавшую такое же искусственное технократическое

сознание (Долинина, 2020) нанное восприятие важности гуманистически ориентированных личностных качеств человека и соответствующее формирование качественно нового уровня профессиональных компетенций студентов педагогических специальностей возможно лишь при условии понимания ими целостной картины мира и причинно-следственных связей развития и бытия общества (Симакова, 2010).

Фрагментарное мышление, упрощенное понимание человека, репродуктивное обучение, авторитарное воспитание, - эти и другие проблемы современной образовательной системы свидетельствуют о ее консерватизме. Несмотря на провозглашенные лозунги о самоценности личности, важность максимального раскрытия ее потенциала, традиционное образование остается заложницей сложившихся стереотипов, когда знания, умения и навыки формируются "массово", без учета психофизиологических особенностей человека и важнее опыт творческой деятельности.

Научное наследие выдающихся ученых Пифагора и Сократа, А. Л. Чижевского и Н. И. Вавилова, А. Эйнштейна и В. И. Вернадского, которые открыли сферу разума Земли; Б. А. Астафьева, который вывел общий закон творения и теорию генетической энергоинформационной единства мира; Н. Кол. Масловой, автора периодической системы всеобщих законов мира, общих законов человеческого общества, создания, образования (Долинина, 2020), которая основала Международную техносферную академию науки и образования; вице-президента Международной техносферной академии науки и образования и других ученых ориентирует на то, что возможен новый подход к образованию, который заключается в том, чтобы ее цели, задачи и средства были согласованы с естественными закономерностями мироздания и не нарушали биоритмы живых систем, а учитывали возможности психики, природы человека, ее возрастные особенности, индивидуальные темпы развития.

Концепция эволюционно нового подхода к образованию и воспитанию базируется на современных научных достижениях в области естественных и гуманитарных наук и психолого-педагогических практик (Литвинов, 2012). Среди них достижения квантовой физики, синергетики, биотехнологий, квантовой и интегративной психологии, нейрофизиологии и т.п.

Техносферное образование-природо-ориентированный процесс обучения и воспитания, который приносит человеку удовольствие, стремление активно овладевать знаниями, а также осознание потребности в собственном развитии, что выводит на путь целенаправленного самосовершенствования. Главная задача образования с точки зрения техносферной концепции - формирование у человека целостной техносферного сознания (целостного мышления, этического биоадекватного метода поведения и экологического мировоззрения).

Ноосфера (от греч. - разум и-шар), сфера взаимодействия природы общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития (для обозначения этой сферы употребляют также подобные термины: техносфера, антропосфера, социосфера).

Техносферное образование направлено на воспитание личности, духовные интересы которой доминируют над потребительскими, гармоничной и целостной, которая осознает себя как частицу вселенского жизни, свою ответственность за поступки перед обществом и природой, проявляет направленность на поддержку и сохранение жизни на планете (Долинина, 2015).

Под ноосферным мышлением понимается мысленная деятельность человека, в основе которой - фундаментальные идеи ноосферы: всеединства, активной эволюции, антропокосмизма, в процессе которой разнородные знания (гуманитарные, естественные, философские, религиозные) синтезируются в целостную систему миропонимания.

Нравственность как особая форма общественного сознания и вид человеческих отношений является методом и главной стратегической целью техносферного образования. Понимание сущности нравственности исходит из биосферной функции человека. Моральным может быть только то, что соответствует природе человека в системе Человек - Природа - Общество. Восприятие "мира как органического целого", в котором любое разрушение целостности аморально (Дмитренко, 2018).

Экологическая ответственность формирует отношение к миру как к целому, ощущение себя ответственным за судьбу мира, формирует состояние освобождения от мира, и, одновременно, осознание своей причастности всем его событиям, растворение в нем, погружение в него через объект

своей любви, с которым человек взаимодействует. Это двуединое отношение к миру и является главным условием актуализации "Я человека".

Положительная направленность человеческой цивилизации к своему усовершенствованию и развитию определения его Провидением.

Народная мудрость альтернативно гласит: против Добра и разума противостоять невозможно. Многими древними и современными учеными парадигмально доказана единство тонких (невидимых) миров (ментальная энергия) и производного от них физического - как астрального мира, а на процессах материализации и дематериализации энергии построен макро - и микромиры.

Акмеологическим авангардом и продуктом этих процессов являются мысль, мышление, гуманистический разум, отражающие сущность Провидения. Нами сформирован ментальный гештальт (образ) Провидения на основе единства всегда идущей впереди Веры усилиями воли и предначертанной судьбы (основной закон Провидения) по утверждению Пифагора, но в начале было Слово. Слово, мысль, идея являются первоистоками и доминирующими и поныне.

Техносферное мышление - эволюционно новый способ самоидентификации, самоуправления и самовосстановления человека с опорой на понимание генетического единства Мира.

Техносферное мышление, представляющее собой новую форму мышления для нашего времени, является преддверием высшей формы человеческого мышления - космического мышления. Космическое мышление отличается абсолютной верой в Творца и его Общие Законы Мира, что позволит человеку найти новые возможности саморегуляции, творческой, планетарной деятельности.

ТГЕС является сейчас универсальной теорией, которая интегрировала достижения в области науки, методологии, веры в Творца более чем за 2500 лет истории человечества.

На базе ТГЕС Техносферное образование объясняет коренные вопросы миропонимания:

1) Как создавался мир?

2) Какие механизмы лежат в основе созидания?

3) каков алгоритм эволюции?

4) Каковы Общие Законы Мира?

5) Каковы Общие законы человеческого общества?

6) Каковы Общие законы познания/постижения?

7) Каковы отношения человека с Миром и его Законами?

8) Что такое нравственность и здоровье человека?

9) какова миссия человека на Земле и наивысшее предназначение человека в мире?

Важной задачей техносферного образования является предоставление учащимся знаний и

тренинг навыков чувствования высокочастотных состояний каждого человека с помощью бережного отношения к генетически детерминированному способу восприятия и переработки информации мира. Знание этих механизмов необходимо каждому современному человеку. Особенно важно знать это родителям, воспитателям, преподавателями.

Заключение

Реальность многогранна, но, в большинстве своем, предсказуема. Она состоит из реальностей каждого участника, отношений между ними, реальностей подсистем и тому подобное. Гештальт является объединяющим фактором реальности. Благодаря гештальт-технологиям создается такая организация людей во взаимном сотрудничестве, которая позволяет достичь успехов в деятельности при минимальном управляющем влиянии на систему (Долинина, 2015).

Дальнейшие исследования будут связаны с обоснованием и механизмов эффективной системы образования в условиях децентрализации и применения новых форм территориальных общин, что предполагает определение новых парадигмальных самоорганизационных форм работы с молодежью и экономически оценки такой деятельности.

Список литературы

1. Дмитренко В.П., Мессинева Е.М., Фетисов А.Г. Техносферная безопасность, введение в направление образования: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2018. 134 с.

2. Долинина И.Г. Профессиональная педагогика и образование общества устойчивого развития: методологические основы и программа исследования // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Сер. № 1. Психологические и педагогические науки. 2020. №2. С. 5-16.

3. Долинина И.Г., Кушнарева О.В. Модель формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов в политехническом вузе // Фундаментальные исследования. 2015. № 9. С. 19-22.

4. Долинина И.Г., Кушнарева О.В. Безопасность жизнедеятельности: состояние образовательной среды, формирующей профессиональную культуру обучающихся // Высшее образование сегодня. 2015. №9. С. 83-85.

5. Леонова Н.А., Каверзнева Т.Т., Ульянов А.И. Междисциплинарная связь курсов физики, безопасности жизнедеятельности и техносферной безопасности // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2014. № 3 (203). С. 161-165.

6. Литвинов Э.П. Философские основы концепции безопасности // Пространство и Время. 2012. № 1 (7). С. 66-73.

7. Лустгартен Т.Ю. Формирование специалиста по техносферной безопасности // Научно-методический журнал Костромского государственного университета «Вестник». 2017. № 4. С. 120 - 124.

8. Метелева А.И., Метелева Т.Ю. Метапредметная проектная деятельность как эффективный способ мотивации познавательного интереса // На путях к новой школе. 2016. № 1. С. 6162.

9. Попцов А.Н., Долинина И.Г., Хаматнурова Е.Н. Педагогическая технология формирования компетентности обеспечения техносферной безопасности // KANT. 2019. №3(32). С.107-110.

10. Рыженко А.А., Топольский Н.Г., Шапошник Д.С. Алгоритмы поддержки управления практико-ориентированной моделью образования профильного обучения // Технологии техносферной безопасности. 2020. Вып. 1 (87). С. 67-82. DOI: 10.25257/TTS.2020.1.87.67-82

11. Симакова Е.Н. Формирование ноксологической компетентности студентов технического вуза - будущих специалистов в области обеспечения безопасности жизнедеятельности: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Симакова Елена Николаевна. Шуя, 2010. 25 с.

Pedagogical technologies for the implementation of technosphere safety provisions at enterprises

Marina S. Segal

student

Far Eastern Federal University Vladivostok, Russia segal@dvfu.ru

0000-0000-0000-0000

Anastasia V. Kuts

student

of the Far Eastern Federal University Vladivostok, Russia kuts@dvfu.ru

0000-0000-0000-0000

Vadim S. Firsov

student

of the Far Eastern Federal University Vladivostok, Russia firsov@dvfu.ru

0000-0000-0000-0000

Received 07.09.2022 Accepted 10.10.2022 Published 15.11.2022

0 10.25726/y3720-3545-5703-a

Abstract

A conscious perception of the importance of humanistically oriented personal qualities of a person and the corresponding formation of a qualitatively new level of professional competencies of students of pedagogical specialties is possible only if they understand the holistic picture of the world and the cause-and-effect relationships of the development and existence of society. Fragmentary thinking, simplified understanding of man, reproductive education, authoritarian upbringing - these and other problems of the modern educational system testify to its conservatism. Despite the proclaimed slogans about the self-worth of the individual, the importance of maximizing its potential, traditional education remains hostage to the prevailing stereotypes, when knowledge, skills and abilities are formed "massively", without taking into account the psychophysiological characteristics of a person and the experience of creative activity is more important. Noospheric education is a nature-oriented learning and upbringing process that brings pleasure to a person, the desire to actively acquire knowledge, as well as awareness of the need for their own development, which leads to the path of purposeful self-improvement. The main task of education from the point of view of the noospheric concept is the formation of a holistic noospheric consciousness in a person (holistic thinking, ethical bioadaptive method of behavior and ecological worldview).

Keywords

technosphere, noosphere, ecology, education, research.

References

1. Dmitrenko V.P., Messineva E.M., Fetisov A.G. Tehnosfernaja bezopasnost', vvedenie v napravlenie obrazovanija: ucheb. posobie. M.: INFRA-M, 2018. 134 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Dolinina I.G. Professional'naja pedagogika i obrazovanie obshhestva ustojchivogo razvitija: metodologicheskie osnovy i programma issledovanija // Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. Ser. № 1. Psihologicheskie i pedagogicheskie nauki. 2020. №2. S. 5-16.

3. Dolinina I.G., Kushnareva O.V. Model' formirovanija kul'tury bezopasnosti zhiznedejatel'nosti studentov v politehnicheskom vuze // Fundamental'nye issledovanija. 2015. № 9. S. 19-22.

4. Dolinina I.G., Kushnareva O.V. Bezopasnost' zhiznedejatel'nosti: sostojanie obrazovatel'noj sredy, formirujushhej professional'nuju kul'turu obuchajushhihsja // Vysshee obrazovanie segodnja. 2015. №9. S. 83-85.

5. Leonova N.A., Kaverzneva T.T., Ul'janov A.I. Mezhdisciplinarnaja svjaz' kursov fiziki, bezopasnosti zhiznedejatel'nosti i tehnosfernoj bezopasnosti // Nauchno-tehnicheskie vedomosti SPbGPU. Gumanitarnye i obshhestvennye nauki. 2014. № 3 (203). S. 161-165.

6. Litvinov Je.P. Filosofskie osnovy koncepcii bezopasnosti // Prostranstvo i Vremja. 2012. № 1 (7). S. 66-73.

7. Lustgarten T.Ju. Formirovanie specialista po tehnosfernoj bezopasnosti // Nauchno-metodicheskij zhurnal Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta «Vestnik». 2017. № 4. S. 120 - 124.

8. Meteleva A.I., Meteleva T.Ju. Metapredmetnaja proektnaja dejatel'nost' kak jeffektivnyj sposob motivacii poznavatel'nogo interesa // Na putjah k novoj shkole. 2016. № 1. S. 61-62.

9. Popcov A.N., Dolinina I.G., Hamatnurova E.N. Pedagogicheskaja tehnologija formirovanija kompetentnosti obespechenija tehnosfernoj bezopasnosti // KANT. 2019. №3(32). S.107-110.

10. Ryzhenko A.A., Topol'skij N.G., Shaposhnik D.S. Algoritmy podderzhki upravlenija praktiko-orientirovannoj model'ju obrazovanija profil'nogo obuchenija // Tehnologii tehnosfernoj bezopasnosti. 2020. Vyp. 1 (87). S. 67-82. DOI: 10.25257/TTS.2020.1.87.67-82

11. Simakova E.N. Formirovanie noksologicheskoj kompetentnosti studentov tehnicheskogo vuza - budushhih specialistov v oblasti obespechenija bezopasnosti zhiznedejatel'nosti: avtoref. dis. kand. ped. nauk: 13.00.08 / Simakova Elena Nikolaevna. Shuja, 2010. 25 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.