УДК 658.344.64:656.7.071(045)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Т.А.Ковалькова
В статье раскрываются подходы современных исследователей к определению понятия «педагогическая технология». Осуществляется анализ таких педагогических технологий, как Вальдорфская педагогика, технология организации групповой учебной деятельности, технологии развивающего обучения, технология формирования творческой личности, проектная технология, педагогическая технология «Создание ситуации успеха» по
A.С.Белкину и суггестивная технология, поскольку они являются личностно ориентированными технологиями. Обосновывается их значение для дальнейшего проведения исследования.
Ключевые слова: педагогическая технология, Вальдорфская педагогика, личностно ориентированная технология, развивающее обучение, ситуация успеха, суггестивная технология, технология формирования творческой личности.
Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что порождено общественным и техническим прогрессом, и прежде всего, гуманизацией, демократизацией общества и технологической революцией.
Источниками новейших педагогических технологий являются социальные преобразования и новое педагогическое мышление; общественные, педагогические, психологические науки; современный передовой педагогический опыт; исторический отечественный и зарубежный опыт (достижения предыдущих поколений); народная педагогика [1, с. 46].
Проблеме исследования педагогических технологий посвящены работы таких ученых, как И.Подласова, В.Явдокимова, А.Падалки, С.Сысоевой,
B.Сластенина, М.Кларина, В.Паламарчук, Г.Селевко, С.Витвицкой, А.Пехоты, И.Гавриш и др. Однако отсутствуют специальные научные разработки проблемы формирования готовности будущих психологов к профессиональной деятельности в авиационной отрасли.
Подходы современных исследователей к определению понятия «педагогическая технология» различаются. Её толкуют как совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и сочетание форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, т.е. как организационно-методический инструментарий (Б.Лихачев, И.Подласый), как описание системы действий учителя и учащихся, от которых не следует отклоняться (И.Волков, П.Москаленко), как проект определенной педагогической системы, реализуемой учителем (В.Беспалько) [2].
По мнению И.Гавриша, термин «педагогическая технология» функционирует в трех измерениях:
- научный (педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и воспитания, проектирует педагогические процессы);
- процессуально-описательный (описание процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения промежуточных и конечных результатов обучения и воспитания);
- процессуально-деятельностный (функционирование технологического (педагогического) процесса, всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств) [3].
С целью разработки технологии формирования готовности будущих психологов к профессиональной деятельности в авиационной отрасли в процессе профессиональной подготовки анализировались научные подходы к анализу структуры педагогической технологии.
Большинство ученых рассматривают педагогическую технологию как средство (В.Бухвалоп, В.Паламарчук, Б.Лихачев, С.Смирнов, Н.Крилонн, М.Мейер), как способ (В.Беспалько, М.Чошанов, В.Сластенин, А.Кушнир, Б.Скиннер, С.Ибсон и др.), как научное направление (И.Подкасистый, В.Гузеев, М.Ераут, Р.Куфман, С.Ведемейер), как многомерное понятие, в т.ч. систему (В.Боголюбов, М.Кларин, В.Давыдов, Е.Коротаева, П.Митчел, Р.Томас), обращают внимание на то, что педагогическая технология является системой
рациональных способов достижения поставленных целей (С.Сысоева, А.Алексюк, П.Воловик, А.Пехота, А.Киктенко, А.Любарская), в структуре педагогической технологии выделяют концептуальную основу, содержательную часть обучения, процессуальную часть (Г.Селевко).
Данный анализ позволяет нам сделать уточнение дефиниции педагогическая технология. Мы используем дефиницию понятия, предложенную С.А.Сысоевой. Педагогическая технология - это созданная адекватно потребностям и возможностям личности и общества теоретически обоснованная учебно-воспитательная система социализации, личностного и профессионального развития и саморазвития человека в образовательном учреждении, которая вследствие упорядоченных профессиональных действий педагога при оптимальности ресурсов и усилий всех участников образовательного процесса гарантированно обеспечивает эффективную реализацию заведомо определенной образовательной цели [4].
Анализ зарубежной и отечественной научно-педагогической литературы позволил сделать вывод о том, что педагогическая технология связана с системным подходом к образованию и обучению, охватывает все аспекты, элементы педагогической системы - от постановки целей до проектирования всего дидактического процесса и проверки его эффективности.
Внедрение педагогических технологий в практику образовательной системы способствует упорядочению работы преподавателя, постановке четких целей и определению путей достижения, то есть управлению процессом обучения. Применение педагогических технологий позволяет двигаться к прогнозируемому заключительному результату в условиях строгой обоснованности каждого элемента и этапа обучения.
Таким образом, педагогические технологии следует рассматривать как систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного процесса обучения как систему способов и достижения целей управления этим процессом.
В современных условиях углубления интеграционных процессов в сфере отечественного образования, обусловленных вхождением отечественной педагогической системы высшего образования в единое Европейское пространство высшего образования и науки, информатизации образовательного пространства, целесообразным является использование в системе подготовки специалистов активных педагогических технологий, что позволяет прогнозировать новаторский характер организации и содержания обучения студентов и обязательное достижение весомого ожидаемого результата.
Поскольку будущий психолог авиационной отрасли, который является объектом и субъектом профессиональной подготовки в авиационном вузе (учреждении высшего образования), ответственен за создание условий для обеспечения безопасности профессиональной деятельности авиационного персонала, считаем целесообразным осуществить анализ именно тех педагогических технологий, которые ориентированы на углубление гуманистической, личностной составляющей профессиональной подготовки.
Для формирования готовности будущего психолога к профессиональной деятельности в авиационной отрасли важным является анализ педагогических технологий формирования специалистов. Среди современных педагогических технологий В.Ортынский выделяет следующие: технология модульного обучения, технология развивающего обучения, личностно ориентированная технология, информационные технологии, технология дистанционного обучения, игровая технология, дифференцированная технология обучения и др. [5]. Рассмотрим некоторые из них.
В современных условиях взгляды украинских педагогов все чаще направляются к технологии модульного обучения, которое в последнее время внедрено в учебно-воспитательную практику высшей школы как передовой педагогический опыт и как экспериментальная психолого-дидактическая система. Модульно-развивающее обучение способствует становлению личности не только благодаря содержанию, методам, формам организации, но и из-за
своей сущностной многомерности, логики бытия ввиду специфической формы психосоциального роста индивидуальности.
Сегодня авторы называют различные технологии, которые относятся к личностно-ориентированным, общепринятая классификация пока отсутствует. Н.Чепиль и Н.Дудник классифицируют педагогические технологии на: общепедагогические технологии (технологии развивающего обучения, технология организации групповой деятельности, метод проектов, новые информационные технологии в образовании, интерактивное обучение как совокупность технологий); предметные и отраслевые педагогические технологии (технология свободного воспитания М.Монтессори, Вальдорфская педагогика, «Йена-план», технология развития личности Г.Альтшуллера) локальные и модульные педагогические технологии (технология раннего обучения Г.Домана, «Школа для жизни, через жизнь» Ж.А.Декроли», «Школа успеха и радости» С.Френе, «Школа диалога культур» В.Библера).
А.Пехота определяет такие педагогические технологии: Вальдорфская педагогика, технология саморазвития (М.Монтессори), технология организации групповой учебной деятельности, технология развивающего обучения, технологии формирования личности, технология обучения как исследования, проектная технология, новые информационные технологии обучения, технология коллективного творческого воспитания (И.Иванов), педагогическая технология «Создание ситуации успеха» (А.Белкин), суггестивная технология, анализ образа - персонажа эпического произведения.
Для нашего исследования существенным является анализ таких педагогических технологий, как Вальдорфская педагогика, технология организации групповой учебной деятельности, технологии развивающего обучения, технология формирования творческой личности, проектная технология, педагогическая технология «Создание ситуации успеха» по А.Белкину и суггестивная технология, поскольку они являются личностно-ориентированными технологиями.
Личностно-ориентированные технологии, основанные на восприятии индивидуальности, самоценности личности как носителя субъективного опыта, в процессе формирования готовности будущих психологов к профессиональной деятельности в авиационной отрасли приобретают особую значимость, поскольку основываются на субъект-субъектных отношениях [6, с. 48].
Теоретические концепции личностно-ориентированного подхода формулируются в научных трудах В.Андреева, Г.Балла, И.Беха, И.Кона,
A.Петровского, А.Пехоты, И.Подласого, В.Радула, А.Савченко, В.Семиченко,
B.Серикова, С.Сысоевой, И.Якиманской и др. Целью личностно-ориентированной технологии, отмечает И.Подласый, является развитие личности, удовлетворение его запросов, развитие, раскрепощение собственного «Я», самопознание, самоопределение, самостоятельность, независимость суждений, создание условий для самореализации [7, с. 67]. Личностно-ориентированное обучение - это обучение, в центре которого - личность воспитанника, его самобытность, самоценность, субъективный опыт которого сначала раскрывают, а затем согласовывают с содержанием образования [5].
Личностный подход целесообразно рассматривать как важный психолого-педагогический принцип, как методологический инструментарий, основу которого составляет совокупность исходных концептуальных представлений, целевых установок, методико-психодиагностических и психолого-технологических средств, обеспечивающих более глубокое целостное понимание, познание личности и на этой основе - ее гармоничное развитие в условиях существующей образовательной системы.
Личностно ориентированное образование реализуется с помощью деятельности, имеет не только внешние атрибуты общности, но и своим внутренним содержанием предполагает сотрудничество, саморазвитие субъектов учебного процесса, выявление их личностных функций.
Личностно ориентированное образование базируется на фундаментальных дидактических исследованиях, посвященных личностно развивающим функциям обучения и воспитания. На территории СНГ исследованием
личностно ориентированного образования занимаются И.Якиманская, В.Сериков, И.Бех, В.Рыбалка и другие ученые.
В.Сериков определяет главную функцию личностно ориентированного образования как обеспечение личностного развития каждого субъекта учебного процесса, настаивая на признании за студентом права на самоопределение и самореализацию, а процессе познания - через овладение собственными способами учебной работы; субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования [8, с.78].
Если в традиционной философии образования социально-педагогические модели развития личности описывались в виде извне заданных образцов, эталонов познавательной деятельности, то личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ученика как важного источника индивидуальной жизнедеятельности. Таким образом, происходит «встреча» того, что задается, и субъектного опыта, его «окультуривания», обогащения. Признание студента главной фигурой всего образовательного процесса и является личностно ориентированной педагогикой.
Основными задачами личностно ориентированного обучения являются:
- развитие индивидуальных познавательных способностей каждого человека;
- максимальное выявление, инициирование, использование, «окультуривание» индивидуального (субъектного) опыта студента;
- оказание помощи личности в познании себя, самоопределении и самореализации, а не формировании заданных качеств;
- формирование у личности культуры жизнедеятельности, которая дает возможность продуктивно строить свою повседневную жизнь, правильно определять линии жизни.
Формирование культуры жизнедеятельности личности является высшей целью личностно ориентированных систем и технологий [9, с.34].
Вальдорфская педагогика является одной из разновидностей воплощения идей «гуманистической педагогики». Ее основателем считают Р.Штейнера.
Вальдорфская педагогика может быть охарактеризована как система самопознания и саморазвития индивидуальности при партнерстве с педагогом, в единстве чувственного и сверхчувственного опыта духа, души и тела [9, с.49].
Для нашего исследования является существенным рассмотрение ключевых положений данной технологии, поскольку она направлена на самопознание и саморазвитие, что является необходимым условием личностного роста психолога, работающего в области авиации.
Вопросы о групповых формах учебной деятельности в психолого-педагогической литературе занимают важное место, (хотя и не относятся к личностно ориентированным педагогическим технологиям), потому что они открывают для студентов возможности сотрудничества, взаимоотношений, познания окружающего мира. Групповая форма учебной деятельности возникла как альтернатива существующим традиционным формам обучения. В их основу положены идеи Ж.-Ж.Руссо, Й.Г.Песталоцци, Дж.Дьюи о свободном развитии и воспитании человека. Й.Г.Песталоцци утверждал, что умелое сочетание индивидуальной и групповой организации учебной деятельности помогает успешному обучению [9, с.76].
Для нашего диссертационного исследования групповая форма работы необходима, поскольку она способствует организации психологом психодиагностической работы в группе, решать коллективные споры, искать выход из конфликтных ситуаций, тем самым моделируя ситуации, которые будут возникать во время работы психолога со специалистами авиационной отрасли.
В основе системы развивающего обучения лежит представление о развитии студента как субъекта личной деятельности. А это значит, что главная цель обучения - обеспечить развитие студента. Это задача педагога, причем следует учитывать то, что не каждое изменение в человеке является изменением в его развитии. Нужно обращать внимание на интеллектуальные изменения, а не только на развитие умений и навыков, хотя и это не менее важно нужно отвергать [9, с.97].
В центре технологии формирования творческой личности - признание студента главной действующей фигурой учебно-воспитательного процесса; реализация проблем творческого развития личности требуют разработки педагогических технологий, целью которых является не накопление знаний и умений, а постоянное обогащение творческим опытом [10]. Для нашего исследования необходимо рассмотрение работы студента над учебным проектом. Сущность проектной технологии - стимулирование интереса студентов к проблемам, которые предусматривают владение определенной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, демонстрация практического применения приобретенных знаний. От теории к практике, гармонично сочетая академические знания с прагматическими, следуя соответствующему их балансу на каждом этапе обучения [9, с. 150].
Среди педагогических технологий учебно-воспитательного процесса наибольший интерес вызывает суггестивная технология. Она является средством психологического воздействия на коллектив, который учится. Это средство, управляя теми или иными реакциями или процессами в организме человека, вызывает эффект расширения познавательных и репродуктивных возможностей личности, в целом способствует интенсификации учебного процесса, так как суггестия - это форма эмоционально-вербального управления различными психическими, психофизиологическими и физиологическими реакциями человека. Поэтому в суггестивных технологиях широко используется метод релаксации. Релаксопедическое обучение отличается доступностью и простотой [9, с.217].
Таким образом, назначение личностно-ориентированных технологий заключается в том, чтобы поддерживать и развивать природные качества студента, его здоровье и индивидуальные способности, помогать в становлении его субъектности, социальности, культурной идентификации, творческой самореализации личности.
Ни одна из педагогических технологий не является универсальной, поэтому каждая из них требует выработки собственного технологического подхода к ее использованию в конкретных ситуациях. Структуру и содержание инновационных педагогических технологий проектируют с учетом того, что эффективность обучения в профессиональном учебном заведении определяют и по уровню квалификации научно-педагогических работников, и по их ценностному направлению. Поиск новых технологий обучения и продуктивное, эффективное их внедрение в учебно-педагогический процесс разных типов учебных заведений будет способствовать обеспечению высокой квалификационной подготовки будущих специалистов.
Для подготовки психолога авиационной отрасли личностно ориентированные педагогические технологии важны, так как они направлены на самоопределение, преодоление трудностей, уравновешивание эмоционального состояния, повышение самооценки, развитие саморегуляции, а также создание условий для самореализации личности.
Источники:
1. В^вицька С.С. 1нновацшш педагопчш технологи в тдготовщ вчшешв // Вюн. Житомир. держ. ун-ту . 2009. № 43. С. 45-48. Бiблiогр.: 4 назв.
2. Чепшь М.М. Педагопчш технологи: навч. поаб. / М.М. Чепшь, Н.З. Дудник. К.: Академвидав, 2012. 224 с. (Серiя «Альма-матер»).
3. Гавриш 1.В. Теоретико-методолопчш основи формування готовносп майбутшх учителiв до шновацшно'1 професшно'1 дiяльностi: дис. ... доктора пед. наук: 13.00.04 / Гавриш 1рина Володимирiвна. Харюв, 2006. 579 с.
4. Сисоева С.О. Педагогiчнi технологи в неперервнш освiтi: Монографiя / [С.О. Сисоева, А.М. Алексюк, П.М. Воловик, О.1. Кульчицька та iн.]; за ред. С.О. Сисоевоь К.: Вiпол, 2001. 502 с.
5. Ортинський В.Л. Педагогика вищо'1' школи: навч. поаб. [для студ. вищ. навч. закл.]. К. : Центр учбово'1' л^ератури, 2009. 472 с.
6. Рудницька О.П. Основи викладання мистецьких дисциплш. К.: АПН Украши, 1998. 184 с.
7. Пщласий 1.П. Практична педагопка або три технологii: 1нтерактивний пiдручник для педагогiв ринково'1' системи осв^и [Текст]. К.: Видавничий дiм «Слово», 2006. 616 с.
8. Сериков В.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования [Текст] : [«Круглый стол» в Рос. ин-те повышения квалификации и переподгот. работников образования] / Подгот. Е.В.Бондаревская, Г.А.Бермус. М.: Педагогика. 1996. № 5. С. 72-80.
9. Пехота О. М. Осв^ш технологи: навч.-метод. поаб. / [Пехота О. М., Кштенко А. 3., Любарська О. М. та ш.]; за заг. ред. О.М. Пехоти. К.: А.С.К., 2001. 256 с.
10. Сисоева С. О. Основи педагопчно'1' творчосп вчителя: навч. поабн. К. : 1СДОУ. 1994. 112 с.
References:
1. Vi'tvic'ka S.S. I'nnovaci'yni' pedagogi'chni' tehnologiT v pi'dgotovci' vchiteli'v // Vi'sn. Jitomir. derj. un-tu . 2009. № 43. S. 45-48. Bi'bli'ogr.: 4 nazv.
2. CHepi'l' M.M. Pedagogi'chni' tehnologiT: navch. posi'b. / M.M. CHepi'l', N.Z. Dudnik. K.: Akademvidav, 2012. 224 s. (Seri'ya «Al'ma-mater»).
3. Gavrish I'.V. Teoretiko-metodologi'chni' osnovi formuvannya gotovnosti' maybutni'h uchiteli'v do i'nnovaci'ynor profesi'ynoi' di'yal'nosti': dis. ... doktora ped. nauk: 13.00.04 / Gavrish I'rina Volodimiri'vna. Harki'v, 2006. 579 s.
4. Sisoe''va S.O. Pedagogi'chni' tehnologiT v neperervni'y osvi'ti': Monografi'ya / [S.O. Sisoe''va, A.M. Aleksyuk, P.M. Volovik, O.I'. Kul'chic'ka ta i'n.]; za red. S.O. Sisoe''voi\ K.: Vi'pol, 2001. 502 s.
5. Ortins'kiy V.L. Pedagogi'ka visch'oi' shkoli: navch. posi'b. [dlya stud. visch'. navch. zakl.]. K. : Centr uchbovoi' li'teraturi, 2009. 472 s.
6. Rudnic'ka O.P. Osnovi vikladannya mistec'kih discipli'n. K.: APN Ukraini, 1998. 184 s.
7. Pi'dlasiy I'.P. Praktichna pedagogi'ka abo tri tehnologiT: I'nteraktivniy pi'druchnik dlya pedagogi'v rinkovoi' sistemi osvi'ti [Tekst]. K.: Vidavnichiy di'm «Slovo», 2006. 616 s.
8. Serikov V.V. Teoriya i praktika lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya [Tekst] : [«Krugly'y stol» v Ros. in-te povy'sheniya kvalifikacii i perepodgot. rabotnikov obrazovaniya] / Podgot. E.V.Bondarevskaya, G.A.Bermus. M.: Pedagogika. 1996. № 5. S. 72-80.
9. Pe''hota O. M. Osvi'tni' tehnologiT: navch.-metod. posi'b. / [Pe''hota O. M., Ki'ktenko A. 3., Lyubars'ka O. M. ta i'n.]; za zag. red. O.M. Pe''hoti. K.: A.S.K., 2001. 256 s.
10. Sisoe''va S. O. Osnovi pedagogi'chnoi' tvorchosti' vchitelya: navch. posi'bn. K. : I'SDOU. 1994. 112 s.
Зарегистрирована: 10.10.2013