Научная статья на тему 'Педагогические проблемы профессиональной переподготовки государственных служащих'

Педагогические проблемы профессиональной переподготовки государственных служащих Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
444
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА / НЕПРЕРЫВНЫЙ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / RETRAINING / CONTINUOUS LEARNING PROCESS / VOCATIONAL AND PERSONAL SELFIMPROVEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филатова Лидия Борисовна

В статье исследуются проблемы профессиональной переподготовки государственных служащих в России, призванной обеспечить повышение эффективности и качества управления, способствовать непрерывному профессионально-личностному самосовершенствованию специалистов, обосновывается необходимость внедрения инновационных подходов и совершенствования образовательных технологий и методик обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical problems of professional training of civil servants

The article examines the problems of professional training of civil servants in Russia, aimed at improving efficiency and quality, to promote continuous professional and personal self improvement experts, the necessity of introduction of innovative approaches and improvement of educational technologies and learning methods.

Текст научной работы на тему «Педагогические проблемы профессиональной переподготовки государственных служащих»

УДК 378.046.4

Л. Б. Филатова

Педагогические проблемы профессиональной переподготовки государственных служащих

В статье исследуются проблемы профессиональной переподготовки государственных служащих в России, призванной обеспечить повышение эффективности и качества управления, способствовать непрерывному профессионально-личностному самосовершенствованию специалистов, обосновывается необходимость внедрения инновационных подходов и совершенствования образовательных технологий и методик обучения.

The article examines the problems of professional training of civil servants in Russia, aimed at improving efficiency and quality, to promote continuous professional and personal self improvement experts, the necessity of introduction of innovative approaches and improvement of educational technologies and learning methods.

Ключевые слова: профессиональная переподготовка, непрерывный процесс обучения, профессионально-личностное самосовершенствование.

Keywords: retraining, continuous learning process, vocational and personal self-improvement.

Решение проблем профессиональной переподготовки государственных служащих имеет первостепенное значение для успеха проводимых в настоящее время в России социально-экономической и административной реформ, при этом высокий уровень профессиональной подготовки государственных служащих является необходимым элементом системы эффективного государственного управления.

Переподготовка и повышение квалификации государственных служащих с учетом реализации принципа непрерывного обучения, с максимальным обеспечением соответствия уровня подготовки вызовам современного общества актуальна в контексте социально-экономических реалий сегодняшнего дня.

Профессиональное обучение государственных гражданских служащих широко освещено в научной и методической литературе, в частности, в работах Г.В. Атаманчука, В.Г. Игнатова, А.П. Егоршина, З.Э. Исаева, К.О. Магомедова, В.П. Мельникова, B.C. Нечипоренко, Е.В. Охотского, А.В. Понеделкова, Б.Т. Пономаренко, А.А. Станового, В.А. Сулемова, А.И. Турчинова, А.А. Хохлова и др.

Обобщая существующие в специальной литературе точки зрения по этому вопросу, можно считать, что такую систему составляют принципы системности; единства; всеобщности; дифференциации; обяза-

© Филатова Л. Б., 2013

тельности и непрерывности обучения; опережающего характера обучения; установления взаимных прав, обязанностей и ответственности, а также установление правовых последствий; обеспечение высокого качества и эффективности обучения; государственного управления и координации деятельности всех элементов системы повышения квалификации государственных служащих; учет отечественного и зарубежного опыта повышения квалификации государственных служащих.

Наиболее важным, на наш взгляд, является принцип установления взаимных прав, обязанностей и ответственности участников учебного процесса, то есть: государственного органа, государственного служащего и учебного заведения.

На государственный орган возлагается обязанность предоставить государственному служащему возможность: повышать свой профессиональный уровень за счет государственных средств; реализовывать свое право на продвижение по службе в зависимости от профессионального уровня; принимать участие в конкурсе на замещение вакантной более высокой должности.

В то же время обязанностью государственного служащего является повышение своего профессионального уровня. Государственный служащий не имеет права отказаться от прохождения планового обучения, поскольку это будет рассматриваться, как нарушение трудовой дисциплины, которое тянет за собой определенные юридические последствия, в частности наложение дисциплинарных взысканий, или мер дисциплинарного влияния. Такой отказ может иметь существенные негативные последствия при прохождении государственным служащим аттестации, поскольку может повлиять на ее результаты. Государственный служащий может быть признан как такой, что не отвечает занимаемой должности, что влечет за собой освобождение от занимаемой должности [5, с. 36].

В то же время, государственный служащий имеет право на повышение своего профессионального уровня, что учитывается при осуществлении служебной карьеры. При этом важно отметить, что данное право является его объективным, а не субъективным правом, то есть он может требовать предоставления ему условий для участия на продвижение по государственной службе, а не на однозначное назначение на высшую должность.

Учебное заведение, которое осуществляет подготовку и повышение квалификации государственного служащего, должно обеспечить надлежащий теоретический уровень такой подготовки с учетом специфики вида государственной службы, вида государственного служащего, категории, классного чина, срока обучения и т.п. [7, с. 75]. Важность принципа обеспечения высокого качества и эффективности обучения обусловлена, прежде всего, необходимостью предоставления государственным служащим высоких уровня и качества знаний, их быстрой адаптации к конкретным должностям.

Реализация названного принципа возлагается на учебные заведения, которые осуществляют подготовку государственных служащих. Высокое качество обучения государственных служащих может быть обеспечено высоким уровнем тех учебных заведений, которые осуществляют подготовку государственных служащих. Именно поэтому, подготовку и переподготовку государственных служащих осуществляют только те высшие учебные заведения, которые получили лицензию на осуществление дополнительного профессионального образования.

Не менее важным является вопрос квалификации научно-педагогических кадров, обеспечения обучения методической и информационно-аналитической базой. Эффективность обучения государственных служащих неразрывно связана с его качеством и проявляется в том, насколько государственный служащий, который получил необходимую теоретическую подготовку, способен к ее применению в практической деятельности. То есть, речь идет о подготовке государственных служащих, которые способны к аналитической деятельности, отмечаются стратегическим мышлением и личностными качествами, необходимыми для принятия эффективных управленческих решений [1, с. 73].

Принцип государственного управления и координации деятельности всех элементов системы подготовки и переподготовки государственных служащих обусловлен тем, что сама система государственной службы является объектом управления. А это означает, что все ее элементы, в том числе и обучение государственных служащих также является объектом государственного управления. Более того, подготовка и повышение квалификации государственных служащих является составляющей государственной кадровой политики, а следовательно, подлежит управленческому влиянию со стороны соответствующих государственных органов. Это наглядно проявляется в том, что важные вопросы организации и функционирования системы подготовки и повышения квалификации государственных служащих устанавливаются указами Президента РФ: «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации; «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)»; постановлениями Правительства РФ, законами и постановлениями субъектов Российской Федерации [3, с. 50].

По мнению В.Н. Скворцова, «...в современной концепции непрерывного образования воплощена идея, уходящая своими корнями в традиции гуманизма и ставящая в центр всех образовательных начинаний человека его духовный мир, нравственно-этические ценности и т.д., которым следует создать оптимальные условия для наиболее полного развития [9, с. 7]. Сегодня в обществе происходит огромный мировоззренческий сдвиг, в этом свете по-новому представляется миссия педагогической работы в сфере повышения квалификации и профессиональной переподготовки государственных служащих. Видение ее как мас-

штабного, широкого социально-культурного движения, связанного с интеллектуальным и нравственным воспитанием народа, социальной и духовной помощью ему нам представляется наиболее современным. В настоящее время все более актуальным становится гуманистический смысл этой работы. Ее гуманистическое и альтруистическое назначение проявляется в том, что она призвана решать чрезмерно сложные проблемы государственной социальной политики, поддерживать формирование благоприятного человеческого окружения, заботиться своими особыми, специфическими средствами о человеке, его духовно-нравственном здоровье, его самосознании и формировании его ценностных ориентаций [10, с. 6].

Между тем, современная система обучения госслужащих все еще недостаточно эффективна. Анализ статистических данных современного состояния дополнительного профессионального образования (ДПО) позволяет выявить причины его неустойчивого функционирования. В частности, возникло несоответствие между рыночным спросом и низким уровнем содержания и структуры образовательных программ.

Развитие дополнительного профессионального образования в стране способствовало и формированию системы дополнительного профессионального образования (далее - ДПО) государственных служащих [8, с. 125]. Однако практика свидетельствует, что в этой системе имеется ряд проблем. Первая проблема - это наличие нерешённых вопросов, связанных с планированием подготовки государственных служащих на календарный год. Организаторы курсов повышения квалификации получают государственный заказ на ДПО государственных служащих с опозданием. Руководитель любого уровня постоянно держит в поле зрения множество вопросов и решает десятки проблем, от которых зависит успешное функционирование организации. Одной из наиболее сложных всегда была и остается проблема правильного подбора и эффективного профессионального использования персонала. От того, какие требования предъявляются к работникам, каковы направления, содержание, качество их подбора, специфика деятельности по повышению квалификации, развитию профессиональных, деловых, нравственно-психологических качеств, какие управленческие технологии используются для реализации кадрового потенциала, во многом зависят эффективность государственного управления. Недопустимо отставание обучения от развития теории и, особенно, практики, которая, безусловно, является опережающей.

Важную роль в этом играют научно-педагогический состав заведения, руководители структурных подразделений разных уровней, все, кто принимает участие в разработке и утверждении новых планов и программ, их научная зрелость, умение обобщать отечественный опыт и мировую практику подготовки специалистов высшей квалификации [4, с. 132]. Важно, чтобы учебные программы предусматривали оптимальное соотношение лекций-бесед, семинарских, практических занятий,

тренингов, что дает возможность предоставить слушателям в аудитории на практических примерах полный спектр теоретических и практических знаний, умений и навыков, которые необходимы государственному служащему.

Содержание учебных программ значительно влияет на получение новых знаний, стимулирует к этому слушателю. Главной здесь является не почасовая нагрузка или занятость преподавателя, а содержание курса, который преподают. Следует отметить, что специальные кафедры высших учебных заведений и центров подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих наработали значительный опыт предоставления слушателям профессиональных знаний, умений и навыков. Откорректированный учебные планы за счет исключения тем, которые должны отрабатывать и закреплять в системе школы повышения профессионального мастерства по месту прохождения службы, благодаря чему создан резерв времени для профилирования учебы. За счет этого увеличен объем часов на специальные дисциплины в целом. Однако в настоящее время этого уже недостаточно. Следует продолжить поиск путей и средств ради усиления эффективности учебы в системе повышения квалификации, в первую очередь, на основе широкого обобщения как позитивного опыта, так и серьезных просчетов, ошибок, которых еще достаточно много в повседневной работе государственных служащих. Проблемным является обеспечение дополнительного обучения.

На курсах повышения квалификации учатся слушатели, которые преимущественно уже имеют определенную теоретическую и практическую подготовку. И здесь важно обогатить полученные более ранее знание. Необходимо закладывать во все виды занятий адекватные вопросы и методы наработки у слушателей умений и навыков эффективного решения служебных задач. Практическую направленность преподавания специальных дисциплин (спецкурсов и тем) должны обеспечить задания по решению задач на основе конкретных служебных ситуаций. Фабулы для таких занятий следует готовить на материалах служебной деятельности подразделений, специалисты из которых будут прибывать на обучение. Это максимально приблизит учебный процесс к практической деятельности. Слушатели будут получать возможность проверить, насколько принятые ими варианты решений отвечают тем, которые имели место в действительности (как с позитивной оценкой, так и с негативными последствиями - реальными или предполагаемыми).

Перспективной составляющей профессиональной подготовки в этом направлении является использование возможностей проведения деловых игр, во время которых отрабатывают практические навыки из решения смоделированных ситуаций, которые возникают в практической деятельности [2, с. 30]. Правильно разработать задание - значит вызывать у слушателей потребность обратиться к источникам дополнительной информации, в частности разнообразных баз данных. Еще один ре-

зерв - более широкое привлечение к занятиям опытных практиков. Для этого в учебных центрах расширен преподавательский аппарат и за курсами закреплены преподаватели, которые уже имеют значительный опыт работы (в том числе в руководящих должностях).

Актуальным является совершенствование методики преподавания. Нуждается в изменениях не только его содержание, но и стиль, методы, формы и даже место. От изложения общепринятых, установившихся норм следует переходить к доказательному методу преподавания. Для слушателя важно почувствовать уверенность самого преподавателя в предоставленной информации. На решение этих вопросов направлена деятельность школы повышения педагогического мастерства, основной задачей которой является разработка и применение современных образовательных технологий, избрание оптимальной стратегии преподавания, эффективное применение результатов научных исследований и приобретенного практического опыта в подготовке специалистов.

Ставшая традиционной в педагогическом плане организация круглых столов также имеет важное значение для подготовки служащих. Во-первых, они получают возможность постоянного общения с будущими коллегами - специалистами-практиками, что помогает « закреплять полученные теоретические знания, а во-вторых, имеют «. возможность усвоить информацию относительно проблем практической деятельности именно в том регионе, в котором запланировано прохождение ими службы» [2, с. 34].

В процессе самостоятельного изучения учебных материалов, литературы во время подготовки к семинарам, практических занятий, экзаменов у слушателей нередко возникает необходимость посоветоваться с преподавателем, выяснить сложные для них вопросы, получить рекомендации, не ограничиваясь проблемой занятий. Эту потребность удовлетворяют путем организации плановых и внеплановых консультаций, которые могут проводить по инициативе преподавателей (обязательные) или на просьбу слушателей (групповые и индивидуальные).

Методика проведения консультаций тесно связана с характером вопросов, которые ставят слушателям. Условно их можно разделить на четыре группы: относительно организации и методики самостоятельной работы из курса или отдельной темы; относительно дополнительной литературы, нормативно-правовых актов и т.п.; относительно содержания материала; вопросы проблемного характера [6, с. 77].

Следующая методическая альтернатива - внедрение технологий дистанционного обучения в системе дополнительного образования. Дистанционное обучение определено как перспективное направление. Относительно его практической реализации предлагается во время проведения учебных собраний по повышения квалификации специалистов разных уровней и направлений проводить видеосъемку. Видеоматериалы отредактировать и направить в территориальные учебные центры

для использования во время проведения занятий по профессиональной переподготовке.

Анализ количественных и качественных аспектов функционирования систем подготовки специалистов по государственному управлению в мире, обобщения соответствующего опыта зарубежных стран кажутся значимым и важным для реформирования отмеченной подготовки в условиях интеграционных процессов.

Реформирование системы профессиональной переподготовки, повышения квалификации государственных служащих должно проходить на фоне реформирования образовательной системы страны. Исходя из задач, поставленных перед образованием в государстве, система профессиональной переподготовки должна обеспечить непрерывный процесс обучения специалистов. Непрерывное и систематическое обновление профессиональных знаний и навыков работников - основа стабильной работы органов власти, прямой путь к повышению профессионализма и в конечном итоге к становлению гражданского общества в России.

В итоге система обучения госслужащих призвана обеспечить совершенствование государственного управления, повысить его эффективность. Эту задачу она может решить только путем подготовки госслужащих, непрерывного повышения их квалификации и, как уже говорилось, с некоторым опережением практики. Поэтому, оценивая эффективность отдельных форм обучения и системы в целом, необходимо определять в первую очередь результативность обучения отдельных госслужащих. Если обучение эффективно, то результативность их работы в последующем должна быть выше, чем прежде.

Перспективной составляющей профессиональной переподготовки является использование возможностей проведения иммитационных и деловых игр, привлечение к занятиям опытных практиков, совершенствование образовательных технологий, самоподготовка, внедрение технологий дистанционного обучения, использование форм интерактивного обучения.

Остро необходима разработка новых механизмов оценки эффективности обучения, очень важно закрепить нормативно сам принцип оценки эффективности, а также результативности функционирования всей системы обучения госслужащих, для чего целесообразна также разработка методики развития и поддержки мотивации госслужащих в повышении своей квалификации, в непрерывном профессионально-личностном самосовершенствовании, что в настоящий момент является ключевой задачей педагогического сообщества высшей школы.

Список литературы

1. Байков Н.М. Кадровый потенциал госслужбы: региональный аспект // Социология власти. - 2004. - № 1. - С. 131-152.

2. Горшков А. С. Совершенствование системы профессионального обучения государственных служащих в условиях административной реформы // Государственная служба. - 2006. - № 1. - С. 28-36.

3. Ильина Ю.В. Правовое регулирование дополнительного профессионального образования профессионального образования государственных гражданских служащих // Управленческое консультирование. Актуальные проблемы государственного и муниципального управления. - 2010. - № 4. - С. 48-56.

4. Кочегура А. П. Управление профессиональным развитием гражданских служащих как инструмент повышения эффективности их деятельности // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер. Социология. - 2008. - № 2. - С. 121-133.

5. Костоусов С.Е. Повышение профессионального уровня специалистов государственной гражданской и муниципальной службы как принцип государственной кадровой политики // Государственная служба. - 2007. - № 1. - С. 42-46.

6. Рычков С.Ю., Бикчурина A.M. Место ВУЗа в системе управления карьерой государственных служащих // Успехи современного естествознания. - 2007. -№ 10. - С. 74-74.

7. Санников С. В. Система подготовки государственных служащих в структуре высшего профессионального образования: проблема адаптации зарубежного опыта // Модернизация национальной системы высшего образования и проблемы интеграции вузов России в мировое образовательное пространство: Всерос. науч. конф. с междунар. участием [Электронный ресурс]. - URL: publicservice2005.narod.ru.

8. Скворцов В.Н. Гуманизм как ценностное основание модели непрерывного образования // Высшее образование XXI века: междунар. науч.-практ. конф.: сб. ст. / под общ. ред. проф. В.Н. Скворцова. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2011.

9. Филатова Л. Б. Формирование активной гражданской позиции - неотъемлемая часть образовательной политики / Гражданское самосознание как результат формирования активной социальной позиции россиянина: сб. ст. - Норильск, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.