ческие основы инклюзивного образования. Проблемная группа также охватывает теоретический материал в углубленном изучении отдельных проблем инклюзивного образования (например, адаптация к массовой школе детей с нарушением, зрения, слуха, ранним детским аутизмом и т.д.). Теоретический блок способствует формированию когнитивного компонента психологопедагогической готовности.
Методический блок также представлен курсом по выбору, это разделы, рассматривающие составление коррекционно-развивающих, реабилитационных программ работы с детьми с проблемами в развитии, психодиагностических программ исследования данной категории детей. Данный блок включает практику в общеобразовательных школах и дошкольных учреждениях комбинированного типа. Проблемная группа изучает методические основы исследования отдельных категорий детей с проблемами в здоровье, их возможности интеграции и адаптации.
Практический блок включает, прежде всего, практику в образовательных учреждениях комбинированного типа, где студенты применяют полученные знания и усвоенные методы, формы и средства работы с изучаемой категорией детей. Также, практический блок включает в себя психолого-педагогический тренинг по подготовке школьных психологов к работе в системе инклюзивного образования, который реализуется в рамках дисциплины предусмотренной ГОС ВПО II и III поколения «Психологические тренинги». Проблемная группа включена в практический блок, поскольку ряд отдельных студентов курирует образовательные учреждения, в которых обучаются дети с отклонениями в здоровье, оказывая посильную помощь.
Анализ результатов диагностики психолого-педагогической готовности студентов-психологов до и после реализации формирующей программы позволяет говорить о положительной динамике, которая выражается, прежде всего, в увеличении количества студентов-психологов с высоким уровнем готовности к работе в системе инклюзивного образования на 24%. Сравнение результатов исследования на констатирующем и контрольном этапах эксперимента позволяет говорить о наличии статистически значимых различий между ними ^ = 2,30; р > 0,05).
В таблице 1 представлены результаты диагностики психологопедагогической готовности студентов-психологов 5 курса к работе в условиях инклюзии на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.
Результаты сравнительного анализа психолого-педагогичес-кой готовности студентов-психологов 1 -5 курсов показывает статистически важные различия между готовностью студентов 1-4 курсов и студентов 5 курса, т.е. основные изменения, а именно увеличение студентов с высоким уровнем психолого-педаго-гической готовности к работе в системе инклюзивного образования произошло в экспериментальной группе 5 курса (контрольный этап эксперимента). Данные сравнительного анализа уровней психолого-педагогической готовности студентов 1 -5 курса можно увидеть в таблице 2.
Изменения, выявленные на контрольном этапе, являются результатом действия разработанной программы формирования психолого-педагогической готовности будущих педагогов-психо-логов к работе в системе инклюзивного образования, которая включает элективный курс «Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями», психолого-педагогический тренинг, прохождение комплексной психолого-педагогической практики в школах комбинированного типа и работу в проблемной группе по изучаемой теме.
Анализ результатов экспериментальной работы по изучению психолого-педагогической готовности будущих педагогов-психологов к работе с детьми с проблемами в развитии в системе инклюзивного образования позволяет говорить об эффективности построения и реализации программы подготовки будущих специалистов к практической работе с детьми с отклонениями в здоровье в системе инклюзивного образования.
Таким образом, решение проблемы психолого-педагогичес-кой готовности педагогов-психологов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья позволит интенсивно вводить инклюзивное обучение в стране; повысит уровень профессиональной компетентности выпускников, т. е. удовлетворит запросы всех потребителей образовательных услуг - личности, общества, государства.
Библиографический список
1. Малофеев, Н.Н. Почему интеграция в образование закономерна и неизбежна // Альманах ИКП РАО. - 2007. - № 11.
2. Арчакова Т.О. Инклюзия: задача для педагога [Э/р]. - Р/д: http://psyjournals.ru/articles/21274.shtml
3. Лошакова И.И. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов / И.И. Лошакова, Е.Р Ярская-Смирнова // Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. - Саратов, 2002.
4. Зарецкий, В.К. Десять конференций по проблемам развития особенных детей - десять шагов от инновации к норме // Психологичес-
кая наука и образование, 2005. - № 1.
5. Маркова, А.К. Психология профессионализма. - М., 2006.
6. Кобзев, М.С. Психолого-педагогические основы профессиональной подготовки учителя // Педагогика. - 2000. - № 9.
7. Тарновская, А.С. Формирование психологической готовности студентов университета к педагогической деятельности в школе: авто-
реф. дис. ... канд. психол. наук. - Киев, 2001.
8. Мороз, А.Г. Формирование готовности к педагогической деятельности у будущих учителей // Психолого-педагогические основы совер-
шенствования подготовки специалистов в университете: сб. науч. тр. - Днепропетровск, 2000.
Bibliography
1. Malofeev, N.N. Pochemu integraciya v obrazovanie zakonomerna i neizbezhna // Aljmanakh IKP RAO. - 2007. - № 11.
2. Archakova T.O. Inklyuziya: zadacha dlya pedagoga [Eh/r]. - R/d: http://psyjournals.ru/articles/21274.shtml
3. Loshakova I.I. Integraciya v usloviyakh differenciacii: problemih inklyuzivnogo obucheniya deteyj-invalidov / I.I. Loshakova, E.R. Yarskaya-
Smirnova // Socialjno-psikhologicheskie problemih obrazovaniya netipichnihkh deteyj. - Saratov, 2002.
4. Zareckiyj, V.K. Desyatj konferenciyj po problemam razvitiya osobennihkh deteyj - desyatj shagov ot innovacii k norme // Psikhologicheskaya
nauka i obrazovanie, 2005. - № 1.
5. Markova, A.K. Psikhologiya professionalizma. - M., 2006.
6. Kobzev, M.S. Psikhologo-pedagogicheskie osnovih professionaljnoyj podgotovki uchitelya // Pedagogika. - 2000. - № 9.
7. Tarnovskaya, A.S. Formirovanie psikhologicheskoyj gotovnosti studentov universiteta k pedagogicheskoyj deyateljnosti v shkole: avtoref. dis.
... kand. psikhol. nauk. - Kiev, 2001.
8. Moroz, A.G. Formirovanie gotovnosti k pedagogicheskoyj deyateljnosti u buduthikh uchiteleyj // Psikhologo-pedagogicheskie osnovih sovershenstvovaniya podgotovki specialistov v universitete: sb. nauch. tr. - Dnepropetrovsk, 2000.
Статья поступила в редакцию 20.03.14
УДК 372.87
Svitova TV. PEDAGOGICAL PRINCIPLES OF YE. D. TEREGULOV. The article systemizes the ideas of Yevgeny Teregulov, a pianist, composer, teacher and researcher. In the course of this work the teaching principles, based on an analysis of his scientific and methodological heritage (published works, audio and video records of lectures, master classes), have been formulated.
Key words: professional musical education, piano pedagogics, learning principles, stylistics, articulation, pedaling.
Т.В. Свитова, доц. каф. фортепиано Института музыки (консерватории) СГАКИ, г. Самара; Е-mail [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ Е.Д. ТЕРЕГУЛОВА
В статье систематизируются взгляды пианиста, композитора, педагога, исследователя Е.Д. Терегулова. На основе анализа его научно-методического наследия (опубликованных трудов, аудио- и видеозаписей лекций, мастер-классов), а также личного опыта автора статьи формулируются принципы, которыми он руководствовался в своей педагогической деятельности.
Ключевые слова: профессиональное музыкальное образование, фортепианная педагогика, принципы обучения, стилистика, артикуляция, педализация.
Отечественная фортепианная педагогика располагает множеством работ музыкантов-пианистов, систематизировавших свой исполнительский и педагогический опыт, исследовательские поиски. Классическое наследие XX века рассматривает различные составляющие подготовки исполнителя-пианиста, в их числе:
- проекция элементов педагогических технологий на пианистическую подготовку (Г.М. Цыпин);
- музыкально-исполнительское обучение в фортепианных школах (Г.Г Нейгауз, Л.В. Николаев);
- сценическая подготовка и выступление (С.И. Сав-шинский);
- содержание музыки и фортепианные исполнительские средства - музыкальная риторика (В.Б. Носина), интонирование (А.В. Малинковская), педализация (Н.И. Голубовская);
- развитие разных видов техники и работа над звуком (Е.Я. Либерман, Е.М. Тимакин, С.Е. Фейнберг);
- индивидуальность ученика, взаимодействие в системе «ученик-педагог» (М.Э. Фейгин, Д.А. Рабинович).
- психические процессы (память, мышление) и музыкальные способности (слух, память, ритм) - затрагивались большинством из названных авторов.
Среди литературы в области фортепианной педагогики выдающееся место занимают работы пианиста, композитора, педагога, исследователя Евгения Давидовича Терегулова (1950 -2011). Они получили широкую известность с 1990-х годов, когда были изданы книги «Забытые правила» [1] и «Как читать фортепианную музыку Й. Гайдна» [2].
Неоценим вклад Е.Д. Терегулова, прежде всего, в развитие аутентичного исполнительства музыки барокко. Им проводилась глубокая аналитическая работа по сравнению уртекстов и множественных редакций произведений, выяснению причин их разночтений и поиску истины. Будучи исследователем музыки барокко, Е.Д. Терегулов, тем не менее, не останавливался на данной эпохе. Он постоянно расширял круг стилистических интересов, но в своих поисках неизменно опирался на подлинники авторских текстов и достоверные первоисточники - трактаты выдающихся музыкантов.
Наряду с опубликованными книгами по творчеству И.С. Баха и Й. Гайдна, а также рядом статей, осталось и множество материалов в рукописях, аудио- и видеозаписях. В течение 20112012 гг. по инициативе Л.Ю. Терегуловой была проведена работа по сбору, систематизации и подготовке к изданию полного собрания исследовательских и методических работ Евгения Давидовича. В 2013 была выпущена книга «О забытых правилах в музыке барокко и классицизма» [3], представляющая собой переиздание ранее опубликованных работ, в том числе статей, посвящённых развитию фортепиано, педализации, причинам и способам преодоления сценических неудач. Уникальным материалом, опубликованным впервые, стали стенографированные с архивных аудиозаписей лекции по стилистике эпох барокко, венского классицизма, романтизма, прочитанные Е.Д. Тере-гуловым в Московском государственном институте музыки им. А.Г. Шнитке, а также материалы рукописей, в том числе редакции нескольких произведений И.С. Баха.
Анализ научно-исследовательского и методического наследия Е.Д. Терегулова позволяет выявить ряд принципов, которыми он руководствовался в своей педагогической деятельности.
1. Исследование авторского текста
«Моя работа со студентами - это, как правило, исследование текста. Обычно первые два занятия - «обрати внимание вот на это место, потому что здесь так написано, а не так, как
ты играешь»» [3, с. 144]. Это была ключевая позиция Терегуло-ва-педагога. Имея талант и колоссальный опыт работы как с авторскими первоисточниками, так и с редакциями, Е.Д. Тере-гулов формировал у студентов навыки внимательного отношения к тексту и его тщательному анализу. Он отмечал это качество и у авторов методической литературы: «Н.И. Голубовская написала чудесную книгу о педализации, но одновременно эта книга и о разнообразных стилях. Она поразительно бережно относится к тому, что написал автор, приводит много конкретных примеров и объяснений ...» [3, с. 161].
2. Комплексность музыкального образования
«Сначала должно браться ядро - что, из чего это состоит;
и не идти от простого к сложному, а идти от общего к частному -вот главный принцип. Этот принцип, кстати говоря, с блеском доказывает сама система обучения музыке - я имею ввиду не музыкальную литературу, сольфеджио, гармонию, а непосредственно общение с инструментом» - отмечает Е.Д. Терегулов, приводя убедительные примеры из практики [3, с. 145]. В этой идее заключён важный принцип образования - метапредметность, т.е. опора на единую основу (первоисточник, фундаментальный объект или явление).
Линейную систему обучения он считал существенным недостатком, дробящим целостное представление о сути явлений, об образе эпох, нарушающим их взаимосвязи: «. мир не жил таким образом, что ХУМ-ХУШ-Х!Х век жила одна Германия; потом когда она отжила это время, . начала жить Франция, опять-таки с XVII века... А потом проснулась Россия - ... музыку стал сочинять народ, а композиторы её аранжировать. Это принципиально неправильно, потому что надо всё изучать в комплексе, все пласты в срезе» [3, с. 144].
3. Культурно-исторические связи
В истории музыкального образования выделяют ряд подходов, которые лежат в основе той или иной парадигмы. Применительно к принципам, которые неизменно реализовывал в деятельности Е.Д. Терегулов, можно было бы справедливо отнести культурологический подход. Работая над произведением и создавая его собственное прочтение, музыкант работает как с авторским текстом (первоисточником), так и с его разными воплощениями (интерпретациями, редакциями). Коллегам и студентам было хорошо известно, что Евгений Давидович обладал универсальными знаниями мировой художественной культуры и любое произведение или музыкальное явление рассматривал в контексте истории, культурных аналогов, смежных искусств, эволюции инструмента - это всегда было органичной частью любой тематики занятий, лаконичной и, в то же время, исчерпывающей.
4. Изучение произведений через стилистику
Едиными основаниями, через которые Е.Д. Терегулов исследовал музыку и стиль композиторов разных эпох, были специфические фортепианные исполнительские средства -артикуляция и педализация. Правила основной артикуляции К.Ф.Э. Баха были спроецированы им применительно к музыке не только барокко, но и венских классиков, и романтиков. Стилистические черты каждого композитора он рассматривал через эти два средства, находя и фактически обосновывая точки соприкосновения у представителей разных эпох. В этом - инновационность результатов исследовательской деятельности Терегулова. Ему, как отмечает В.Б. Носина, «... удалось преодолеть инерцию псевдоромантических и псевдоклассических напластований на музыкальные тексты И.С. Баха, Й. Гайдна, Ф. Шопена, изменить традиционную точку зрения на прочтение и исполнение этой музыки. Такая жизненная позиция требует
колоссального мужества: очень трудно не принимать на веру общепринятые взгляды, идти своим путём, избирая свежий, нетрадиционный подход, иную точку зрения и стремясь к подлинности понимания» [3, с. 4-5].
5. Гигиена работы пианиста
В последние несколько лет Е.Д. Терегуловым была разработана авторская система занятий, позволяющая ликвидировать страх перед сценическим выступлением. Роль подсознания в ежедневной работе музыканта, занятия в «рабочем» темпе, функционирование и взаимосвязь разных видов памяти, анализ собственного педагогического опыта со сценически «трудными» учениками, развенчание «эстрадных мифов» были лаконично и убедительно изложены в одной из его публикаций. Однако основные принципы были сведены к двум позициям:
- гигиена работы над произведением с полным пониманием того, что подготовка к эстрадному выступлению начинается отнюдь не в последний период разучивания, а с первого дня;
- правильные установки перед выступлением, в числе которых - положительная формулировка результатов [3, с. 201].
6. Технологичность и рациональность
Говоря о технических приёмах исполнения, либо об особенностях прочтения тех или иных произведений, Е.Д. Терегулов уделяет внимание, прежде всего, техническому удобству для пианиста, наименьшим физиологическим затратам, рациональности исполнительских движений. Так, анализируя тему О^г'ной фуги И.С. Баха из I тома «Хорошо темперированного клавира», он отмечает: «Группетто надо играть легато. Если мы будем всё играть легато, для того, чтобы понять, где сильная доля, мы должны как-то её акцентировать. Если мы просто не связываем её с предыдущей нотой, она акцентируется сама собой» [3, с. 136]. Межартикуляционные паузы автоматически создают акцент без дополнительных усилий, дают возможность экономии движений - это всегда подчёркивалось педагогом. В любой технической задаче он искал кратчайшие и рациональные пути решения.
7. Опора на возможности инструмента
Непревзойдённый знаток фортепиано, Е.Д. Терегулов уделял значительное внимание возможностям инструмента. Достаточно распространённым примером в его практике выступал исполнительский анализ финала Сонаты e-moll Й. Гайдна: «Темп части не слишком быстрый. Vivace molto скорее относится к ха-
рактеру, чем к темпу. Во-первых, если связывать обозначение с пульсацией восьмых, то темп будет слишком медленный, с пульсацией четвертей - слишком быстрый. Во-вторых, слишком быстрый темп войдёт в противоречие с ремаркой іппосегїетегїо (наивно, искренне, простодушно). В-третьих, если этих доводов недостаточно, то можно предложить наиболее упирающимся попробовать сыграть в очень быстром темпе репетиции в заключительном разделе на прямострунном рояле без репетиционной механики. Результат известен заранее» [3, с. 84].
Любые элементы музыкальной ткани, а также пианистическая техника неразрывно связаны со способами передачи композиторского замысла. Так, в процессе репетиционной работы с автором статьи над циклом для голоса и фортепиано «Очарование хокку», Евгений Давидович отмечал: «В цикле неоднократно используются тембры фортепиано, получающиеся при скрытии атаки молоточка. ... обращаю на это особое внимание, так как здесь, начиная с «Осенней луны», данный приём применен, как тембровая краска. Несмотря на написанную динамику, длинные звуки должны быть исполнены ровно настолько громко, чтобы были слышны до своего конца. Педализировать здесь можно и нужно, придерживаясь: а) педали не длиннее четверти, а иногда и короче, б) только прямой педали, что должно дополнительно раскрасить тембр длящейся ноты. Особое внимание в этом плане надо обратить на места, где этот приём использован в верхних регистрах» [4]. В работе с исполнителями он умел не только ясно сформулировать задачу от лица автора, но и подсказать её чисто технологическое решение.
Анализ содержания работ показывает, что составляющие фортепианной подготовки, выделенные нами в методической литературе, в трудах Е.Д. Терегулова представлены комплексно на основе главного содержания образования и предмета деятельности исполнителя - музыкального произведения. В них отчётливо прослеживается ряд подходов к образованию - мета-предметный, культурологический, стилевой. Умения на репертуарном материале показать те или иные принципы, ракурсы работы над сочинением, отражённые в его научно-методическом наследии, позволили выявить и сформулировать педагогические принципы, являющиеся основополагающими в его профессиональной деятельности. Опора на них позволяет как сту-дентам-исполнителям, так и практикующим педагогам выстроить целостную систему подготовки музыкантов-пианистов.
Библиографический список
1. Терегулов, Е.Д. Забытые правила. Проблемы артикуляции и агогики в клавирных сочинениях И.С. Баха. - М., 1993.
2. Терегулов, Е.Д. Как читать фортепианную музыку Гайдна. - М., 1996.
3. Терегулов, Е.Д. О забытых правилах в музыке барокко и классицизма / ред.-сост. Т.В. Свитова, Л.Ю. Терегулова. - М., 2013. -
С нотными иллюстрациями и DVD-приложением.
4. Свитова, Т.В. Встреча с Человеком: Евгений Терегулов // Современные технологии и методики профессионального музыкального
образования: материалы Международной дистанционной научно-практич. конф. / под науч. ред. Т.В. Свитовой. - Самара, 2011.
5. Свитова, Т.В. Встреча с Человеком: Евгений Терегулов // Человек в диалоговом пространстве культуры. Исполнительские школы,
творческие портреты: материалы международного форума. - Самара, 2011 [Э/р]. - Р/д: http://apm-pearl.com/journal-2011-03-svitova/
Bibliography
1. Teregulov, E.D. Zabihtihe pravila. Problemih artikulyacii i agogiki v klavirnihkh sochineniyakh I.S. Bakha. - M., 1993.
2. Teregulov, E.D. Kak chitatj fortepiannuyu muzihku Gayjdna. - M., 1996.
3. Teregulov, E.D. O zabihtihkh pravilakh v muzihke barokko i klassicizma / red.-sost. T.V. Svitova, L.Yu. Teregulova. - M., 2013. - S notnihmi
illyustraciyami i DVD-prilozheniem.
4. Svitova, T.V. Vstrecha s Chelovekom: Evgeniyj Teregulov // Sovremennihe tekhnologii i metodiki professionaljnogo muzihkaljnogo obrazovaniya:
materialih Mezhdunarodnoyj distancionnoyj nauchno-praktich. konf. / pod nauch. red. T.V. Svitovoyj. - Samara, 2011.
5. Svitova, T.V. Vstrecha s Chelovekom: Evgeniyj Teregulov // Chelovek v dialogovom prostranstve kuljturih. Ispolniteljskie shkolih, tvorcheskie portretih: materialih mezhdunarodnogo foruma. - Samara, 2011 [Eh/r]. - R/d: http://apm-pearl.com/journal-2011-03-svitova/
Статья поступила в редакцию 20.03.14
УДК 37.014 + 377 + 378
Sizova E.R. STRUCTURE AND FUNCTIONS OF ART COMMUNICATION IN MUSICAL AND EDUCATIONAL PROCESS. In the paper features of art communication in the musical and educational process, which basis is made by knowledge process, that is perception and assimilation of musical information with the subsequent realization in educational practical activities, are considered. The study shows the differences of this process from art communication in a musical-creative activity and defines its structure and functions.
Key words: art communication, educational and musical activity, musical and educational process, interaction of a pupil and a teacher.